Что значит слово пищаль
Значение слова «пищаль»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Существовали как ручные пищали (известные под названиями ручница, самопал, недомерок), так и крепостные, предназначенные для стрельбы со стен укрепления или станка (треноги или лафета). Словом пищаль также нередко именовали пушки. (Слово «пушка» производно от «пущать», означавшего «метать», «пускать», «стрелять».) Различали разнообразные виды пищалей-орудий:
по тактическому назначению: крепостные, осадные, стенобитные, полковые, полевые;
по конструкционному материалу: железные, стальные, медные, бронзовые, чугунные.
В качестве снарядов использовались, преимущественно, железные или чугунные ядра (для ручных пищалей — пули).
Первоначально конструкция разных пищалей была очень схожей. Конструктивные различия появились в конце XV века с изобретением фитильных замков. В XVI веке появились ручные кремнёвые пищали, которые состояли на вооружении до XVIII века. Фактически, это уже была русская реализация мушкета. Такие пищали вышли из употребления при реформе армии, проводившейся Петром I.
Артиллерийские пищали, отлитые в Московской пушечной мануфактуре в последней четверти XV века, имели длину 18—23 калибров. В XVI веке существовало много пищалей различных калибров. Например, в описи 1582 упомянуты пищали 28 калибров: от 1/8 гривенки до пуда. В дальнейшем происходил отбор наиболее рациональных конструкций, — в результате «Описная книга пушек и пищалей» 1626—1647 упоминает о пищалях только 14 калибров от 1/2 до 8 гривенок.
На Руси в XVI веке ручная пищаль с фитильным замком являлась аналогом западноевропейской аркебузы. В XVI веке калибр ручных пищалей в среднем колебался от 11 до 15 мм. Солдат, вооруженных ручными пищалями, называли пищальниками. Одни пищали отличались высоким качеством (нарочитые), другие — нет (худые). При Василии III в Иран были отправлено 30 тысяч пищалей.
С середины XVII века отмечено собственное производство винтовальных пищалей, которые раньше иногда закупались в Европе.
Сороковые пищали представляли собой многоствольные орудия.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
пища́ль I
пища́ль II
2. высок. любое огнестрельное оружие
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова синергизм (существительное):
Значение слова пищаль
пищаль в словаре кроссвордиста
пищаль
Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир
пищальник, пищать и пр. см. пискать.
Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков
Несложный духовой музыкальный инструмент вроде дудочки (устар.).
Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.
Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.
ж. Старинный духовой музыкальный инструмент типа дудочки, свирели.
Старинное артиллерийское орудие; пушка.
Энциклопедический словарь, 1998 г.
ПИЩАЛЬ (от «пищать») древнерусское название духовых музыкальных инструментов, чаще всего высокого звучания (сопели, свирели и др.).
Большая Советская Энциклопедия
Имена, названия, словосочетания и фразы содержащие «пищаль»:
Википедия
В качестве снарядов использовались, преимущественно, железные или чугунные ядра (для ручных пищалей — пули ).
Сороковые пищали представляли собой многоствольные орудия.
Примеры употребления слова пищаль в литературе.
Грозные, длинноствольные пищали нацелились в тощую балахонистую фигуру.
Нынче у меня были коняга, пищаль, берендейка с кремнями, порохом и пулями, плюс еще пика.
В преступном люзанском жаргоне полно синонимов БОбИКа: битюк, оплевайло, слезняк, пищаль, разорвань, мрун, помиранец и др.
Пищали и аркебузы восьмилоктевые, ужевицы медные, бомбарды чугунные с ядрами каменными, кони, как чудища морские,— лютые, с ушами, с хвостами обрезанными.
Тут же установили и мортиры, а с боков навели на бочечную гору несколько пищалей.
В щелях и застрехах пищали воробьята, и, если встать на цыпочки, можно было достать целую горсть их, страшно горячих, трепещущих, влажных.
Сзади даточных конных шли пешие даточные люди: в сермягах, однорядках и лаптях, кто с пищалью, иной с рогатиной, с топором, луком и стрелами.
Болотников и перебежал с помоста на стрельню, с которой донцы палили из пищалей и самопалов.
Слободские мещане пошли на нас, да кои стрельцы с ними заедино балуются с пищалей.
Едва заговорили о собственно башибузуках, захвативших в последнюю кампанию до сотни наших гаковниц, базук и протчих пищалей и варварски аркебузировавших плененных кирасиров и кавалергардов, едва коснулись до грустной темы о дюжине несчастных квартимейстеров и вестовых из улан и от канонирского состава, взятых заложниками и потонувших на трофейной французской фелуке, шедшей под италианским стягом и подорванной под Балаклавой турецкой петардой, едва упомянули обо всем этом, как в кабинете, обремененный целым бунтом гранок, является, наконец, здешний главный верстальщик, обряженный в скромный флер.
На экие плечи и коромысла ладом не положишь, а где там пищаль али саблей махать!
Источник: библиотека Максима Мошкова
Транслитерация: pischal’
Задом наперед читается как: ьлащип
Пищаль состоит из 6 букв
Это странное слово «пищаль»
Русские мастеровые люди талантливы и весьма восприимчивы к достижениям других народов
Однако, усваивая чужое, пропуская новое через ум и сердце, не копируют вслепую, а создают свое, неповторимое, то, что с гордостью мы называем русской работой, русским изобретением и русским стилем. Так же и с языком — много напрямую заимствованных терминов, но есть и переиначенные по-своему.
С ХVII в. пищали стали делать с кремневыми замками. Кремневый замок, по сути, та же зажигалка, но более простая, без колесика. Кремень, зажатый в губках курка, ударял по стальному огниву и высекал искры. Кремневые замки получили сначала в Европе наименование «шнапханы», что примерно переводится как «ударяющий курок».
Кроме письменных источников мы имеем хорошо сохранившиеся шнапханы русской работы на ружьях из Троице-Сергиева монастыря начала ХVII в. Это наиболее древние из сохранившихся русских ружейных замков.
Оружейники европейских стран делали кремневые замки немного по-разному, поэтому различается несколько типов кремневых замков. Голландский, шотландский и английский конструктивно являли собой примерно одно и то же. В Россию голландский замок привезли оружейные мастера, которых пригласил работать русский царь. Замок стали именовать «бараборским», исказив звучание слова «брабантский» (Брабант — одна из провинций Голландии). Отличие шотландского замка («шкотского») заключалось в иной форме курка, креплении губок и форме замочной доски. Английский замок стал подвидом голландского, но с предохранителем — «собачкой», запиравшей курок.
В результате производственных контактов с оружейниками из Европы русские мастера освоили все заграничные образцы и даже стали делать некие гибриды конструкций. Так появился «англо-голландский» замок русской работы. В документах XVII в. он часто именуется «замок на английское дело». Его ставили на парадном и охотничьем оружии русские оружейники в середине и второй половине XVII в.
В XVII веке жизнь русского государства была сосредоточена в Москве и за стенами Кремля, в Оружейной палате. Охоту московских государей обслуживали два «пути», которые потом переименовали в «приказы» — Ловчий и Сокольничий. Огромный штат служителей занимался охотничьими угодьями, разведением и содержанием охотничьих собак и ловчих птиц, загонами для диких зверей. Служба здесь считалась почетной, возглавляли ее ближайшие родственники царя или его доверенные люди.
Кремневые пищали, сделанные в Оружейной палате для царского двора, были высокого качества и затейливо декорированы. На стволы наносилась резьба, их покрывали золочением и серебрением. В казенной части часто изображался двуглавый орел под короной — как государственный символ. Замочные доски золотились, курки и огнива делали в виде фантастических чудовищ или звериных голов. На ложи шло первоклассное дерево. Они также богато украшались в разной технике — резьбой, инкрустацией, насечкой.
В первую неделю после праздника Пасхи существовала традиция представлять к царскому двору лучшие изделия мастеров. Если вещи нравились, мастеров Оружейной палаты ждали награды — пожалования сукном, тафтой, другим товаром или деньгами. В документах Оружейной палаты (Расходной книге 1625 г.) сохранилась запись о том, как один из лучших мастеров Оружейного приказа Тимофей Лучанинов по возвращении из Персии был пожалован отрезами венецианской тафты и английского сукна за то, что был послан туда «для наученья пищального и сабельного дела».
Среди охотничьих кремневых пищалей, которые принадлежали непосредственно царской особе, выделяются пищаль «малая пулька» и пищаль охотничья, датированная 1692 г., — обе царя Петра Алексеевича. Первая пищаль имеет насеченную золотом надпись на верхней грани ствола, где указывается принадлежность царю Петру Алексеевичу и дата 1688 г. Пищаль сделана для охоты на птицу с нарезным каналом ствола 6-миллиметрового калибра. Размеры ее небольшие — общая длина около 115 мм, а длина ствола 83 мм.
Вторая пищаль снабжена посеребренной надписью на верхней грани ствола. В ней указан владелец — царь Петр Алексеевич и дата 1692 г. У этой пищали гораздо большие размеры, чем у первой, — общая длина почти 138 мм, а калибр 9 мм. В украшении ствола и ложи соседствуют заимствованные из западноевропейских орнаментов маскароны, фигуры людей в европейском платье и русские двуглавые орлы, единороги и сирены.
Очень интересно было бы знать о боевых возможностях кремневых пищалей. Практических опытов с музейными образцами никто не производил и с новоделами тоже. Попробуем провести некоторые аналогии.
В конце ХIХ в. в слободе Воронцовка Воронежского уезда кустари делали для промысловой охоты нарезные винтовки. Они были дульнозарядными, шомпольными, с длинными стволами небольшого калибра — 6-8 мм. А по устройству и боевым качествам их можно приравнять к кремневым пищалям «малая пулька».
По свидетельствам современников, из воронцовской винтовки охотник мог на расстоянии 100 метров попасть точно в голову сурка, чтобы не испортить шкуру. Стреляли, правда, с упора, но на 140 выстрелов приходилось всего 15 промахов! Такой меткости можно позавидовать.
1581 год — время первого упоминания о кремневых ружьях на Руси.
CТВОЛ — МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ
Хотя пищали — «прямые потомки» пушек, их название происходит от чешского слова «пиштала», т.е. «длинная дудочка». Происхождение слова подсказывает, откуда к нам пришли пищали. Стволы современных ружей охотники нередко используют как сигнальные трубы для сбора собак и отбившихся от компании сотоварищей.
СТРАШНОЕ СЛОВО — ШНАПХАН
По-немецки Hahn имеет два значения: петух и курок. Оружейны курок формой напоминает голову курицы. Отсюда идет и его славянское название. А первая половина слова (шнап) происходит от немецкого глагола Schnappen – защелкиваться и хватать. Это позволяет полагать, что шнапхан — петух, держащий в клюве кремень. Действительно, курок с винтовым зажимом внешне очень напоминает голову петуха, схватившего клювом заправленный кремень. Чтобы кремень прочно удерживался в курке, между его «клювом» и кремнем подкладывали кусок толстой кожи.
ОРУЖИЕ-ДОЛГОЖИТЕЛЬ
140 выстрелов из шомпольной винтовки XIX века и только 15 промахов на расстоянии 100 метров— хоть сейчас на турнир.
Пищали-орудия, в свою очередь, делились на два вида:
по своим тактическим назначениям: для обороны крепости, устанавливаемые на стенах; для осады и разрушения укреплений, вплоть до стен и башен крепостей; полковые и полевые, предназначенные для уничтожения живой силы во время сражений на открытой местности;
по материалу, из которого изготавливались: из железа, стали, бронзы, меди и чугуна.
Изготовил ее из бронзы в 1588 году знаменитый мастер Андрей Чохов, изготавливавший орудия и колокола в XVI-XVII веках. Длина пушки составляет 5340 мм, диаметр у дула 1340 мм, калибр – 890 мм. Весит такая громадина вместе с лафетом и колесами — 39310 кг.
Украшена пушка красивым орнаментом, изображением царя Федора Ивановича и двумя надписями, указывающими по чьему приказу, кем и когда было отлито орудие.
Еще одно орудие, заслуживающее отдельного внимания, хранится в музее артиллерии Санкт-Петербурга. Интересно оно тем, что это единственная пищаль такого рода, состоящая из соединенных вместе трех труб и имеющая клиновый затвор. Длина этой своеобразной пищали около 5 м и вес 162 кг, имеет калибр около 200 мм с длинной ствола 4 метра.
Была пушка вылита по заказу специально для обороны Иосифо-Волоколамского монастыря. Такое название орудие получило из-за своего вида: три трубы в местах спайки изготовлены в виде пастей змей – «аспидов».
Оружейная лига
4.2K поста 19.2K подписчиков
Правила сообщества
Я вот два момента не понял.
1. «некоторые были аж 28 калибра. Но в XVI веке производство уже подверглось рационализации, и калибр уже не превышал четырнадцатого.»
Ну в обще 28 калибр очень маленький, диаметр сферической пули примерно 13,8 мм всего, а 14 калибра в обще не существует, есть только 12 и 16, но если взять среднее между ними то выйдет примерно 17,5 мм.
2. «память русским мастерам-литейщикам, до сих пор показывающая неповторимую мощь русского стрелкового оружия», эм я конечно не эксперт, но где у нас сейчас литье используют в изготовлении стволов? Стволы сверлятся и фрезеруются. Да и остальные части либо штампуются, либо в идеале тоже фрезеруются, но никак не отливаются(очень редко, и считается что такой способ полное гуано).
Пистолет «благородных кровей»: Campo-Giro M1913
Прототип сорок пятого калибра, выставленный сейчас в Военно-историческом музее Ла-Коруньи
Клиновое запирание в патенте Лопеса от 1904 года
Однако чисто свободный затвор для выбранного Лопесом бергманновского патрона, который в Испании стал известен как 9mm Largo, подходил, мягко говоря, плохо.
Затвор пистолета для упрощения технологии выполнялся сборным, его кожух был отдельной деталью, соединявшейся с затвором поперечной чекой, которую от непроизвольного смещения в сторону фиксировал ударник. Примечательно, что целик был частью именно затвора, а не его кожуха, и использовался для разъединения кожуха с затвором при разборке.
Выступающая часть затвора прожимает выступы разобщителя (один из них виден в вырезе рамки сбоку от буфера отката)
Вид на разобщитель со снятым буфером
Ряд других элементов пистолета также был упрощен ради лучшей технологичности при сохранении общих принципов конструкции.
(гифка в пикабу не перекопировалась, доступна в оригинале статьи)
Значение слова пищаль
Пищаль в словаре кроссвордиста
пищаль
I ж. устар.Духовой музыкальный инструмент типа дудочки, свирели. II ж. устар.
2.Артиллерийское орудие; пушка.
Большой современный толковый словарь русского языка
1. ж. Старинный духовой музыкальный инструмент типа дудочки, свирели.
Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Ефремовой
Словарь русского языка Лопатина
Словарь русского языка Ожегова
Современный толковый словарь, БСЭ
1. ж. Старинный духовой музыкальный инструмент типа дудочки, свирели.
Толковый словарь Ефремовой
1. Несложный духовой музыкальный инструмент вроде дудочки (устар.).
Толковый словарь русского языка Ушакова
Полный орфографический словарь русского языка
духовой музыкальный инструмент типа дудочки, свирели
Семен успел посмотреть на отца, увидеть, как брат наводит на медведя пищаль и как отец отводит пищаль рукой в сторону.
Он облекался в кольчугу – надевал морион [20] – потрясал протазаном [21] – обнажал меч – заряжал пищаль – устанавливал на крепостных стенах пушки – выступал Е поход с барабанным боем, под рваными знаменами, и, подобно седобородому менестрелю, который, прежде чем сыграть на скрипке, произносит несколько велеречивых слов, он мог бы рассказать вам много диковинных историй; поведали бы о них и его обрушившиеся бастионы, под развалинами коих погребены корни индийских каштанов, некогда украшавших город, поведал бы о них и опустевший замок, подъемный мост которого сотрясается под усталым шагом кобылы с жандармом, возвращающимся к себе в казарму, – все здесь свидетельствует о двух Дижонах: Дижоне нынешнем и Дижоне былых времен.
Не пил бы, не ел, все на милую глядел – да слезою моря не наполнишь, кручиною поля не изъездишь, а супостата вашего крестом да молитвою не изведешь; стало быть, садиться казаку на коня, а нашему брату браться за пищаль да за щуп!
Очи Кощеевы от колдовства-то повыцвели, белесыми стали, как снег в редкой тени, а уж зрачки – словно кто пищаль взведенную прямо в лоб нацелил.