Что значит слово пассионарность
Что такое пассионарность, или Почему кому-то легко умирать
Denis Bondarev
«Теории и практики» возобновляют традицию рассказывать о словах русского языка, которые вызывают сложности в употреблении и не всегда понимаются правильно. В новом выпуске рубрики «Словарный запас» разберемся с важными деятелями в истории человечества — пассионариями — и поймем, насколько это понятие относится к каждому из нас. О тех, чьи неоднозначные идеи переворачивают мир, и о том, почему в истории каждого народа наступает «время слабаков», — в материале T&P.
Пассионарность — это внутренняя жажда деятельности, направленная на осуществление какой-то цели, которую, как правило, человеку сложно контролировать и объяснить самому себе. Она связана со способностью получать из внешней среды больше энергии, чем требуется для личного и видового выживания. Избытки энергии пассионарная личность (пассионарий) подсознательно использует для создания состояния внутреннего сверхнапряжения и фиксации на определенной идее. Такие идеи всегда связаны с изменением окружающего мира. Стремление к деятельности у таких личностей может быть осознанным или нет. Их цели часто иллюзорны, находятся вне рациональных объяснений и объективных обстоятельств, но им самим необходимость их достижения может казаться важнее собственной жизни и тем более жизни и счастья других людей.
Хотя о существовании биохимической энергии живого вещества и ее влиянии на психику человека говорил еще философ и классик современного естествознания Владимир Вернадский, термин «пассионарность» ввел в науку в середине прошлого века Лев Гумилев. Пожалуй, логично, что теорию о способности человека к самопожертвованию и сверхусилиям развил человек очень непростой судьбы. Сын поэтов Николая Гумилева и Анны Ахматовой был впервые арестован в 25, провел в исправительных лагерях в общей сложности 12 лет, воевал на фронте и, несмотря на все это, добился успехов в нескольких областях науки (истории, этнологии, археологии, географии), став большим советским ученым.
Термин «пассионарность», один из ключевых в его работах, Гумилев позаимствовал у Долорес Ибаррури, одного из лидеров и наиболее ярких личностей в испанской Компартии XX века. Ее выступления во время гражданской войны 30-х годов в Испании (Ибаррури — автор исторической фразы «¡No pasarán!»), а после — в советской эмиграции были яркими и захватывающими, из-за чего однопартийцы называли ее Пассионарией, что означает «страстная». Заразительность — важное свойство пассионариев. Такие люди, как правило, блестящие ораторы, они умеют внушить волю к победе, заразить идеей или определенным отношением. Во многом на подобном эффекте основываются военные лидеры, выступая перед боем. Поэтому же так важны слова тренеров в перерывах спортивных матчей, и по этой же причине, когда в бою кто-то из солдат кричит «Ура!» и идет в атаку, остальные бросаются следом.
По теории Гумилева, образ жизни, мировоззрение, уровень и направление развития групп людей напрямую зависят от количества входящих в него пассионариев
Пассионарии — это личности производительного типа: изобретатели, первооткрыватели, созидатели, способствующие накоплению и преобразованию энергии и рационализации жизни; активные, предприимчивые и рисковые люди. Пассионарий может обладать как высоким уровнем способностей, так и низким. Являясь чертой психической конституции, пассионарность не зависит от внешних факторов и не относится к сфере этики, одинаково легко порождая подвиги и преступления, творчество и разрушения, благо и зло, но только не равнодушие.
Среди наглядных примеров пассионариев — Кант, Христофор Колумб, Гитлер, Ньютон, Наполеон, Александр Македонский, Петр I, Жанна Д’Арк, Михаил Ломоносов. Но, конечно, так же широко, как на страницах учебников, пассионарность встречается и в повседневной жизни среди активистов, предпринимателей и борцов за «светлое завтра» — не всегда успешных, но всегда крайне энергичных.
Гумилев рассматривал пассионарность как шкалу, и если на одном ее конце были пассионарии, то на другом располагались субпассионарии. Это люди, которые, наоборот, не способны получить достаточно энергии из окружающей среды и поэтому не могут полноценно адаптироваться. Если пассионарии часто пренебрегают своими потребностями ради достижения цели, то поведение субпассионариев в первую очередь определяется неспособностью сдерживать инстинктивные вожделения, даже если это идет во вред им самим и окружающим. Как правило, они ведут паразитический и асоциальный образ жизни, это инертные и безынициативные приспособленцы. Показательные примеры такого типа — бродяги, люмпен-пролетарии, наемные солдаты, пьяницы, преступники, стяжатели.
Тип личности, находящийся посередине между двумя пассионарными крайностями, — так называемые гармонические личности, или гармоники. Пассионарность и инстинкт самосохранения у них находятся примерно на одном уровне. Гумилев писал о них так: «У подавляющего большинства нормальных особей оба этих импульса уравновешиваются, что создает гармоническую личность, интеллектуально полноценную, работоспособную, уживчивую, но не сверхактивную». Речь здесь о добросовестном, надежном и ответственном человеке, который чаще всего является хорошим семьянином и работником. Он всегда сделает достаточно, но заниматься чем-то излишним не будет.
Модусы, то есть виды пассионарности, бывают разные. Например, гордость рождает полководцев и тиранов с жаждой власти и исторической славы; алчность — бизнесменов и ученых, накапливающих знания вместо денег; тщеславие подталкивает к демагогии и творчеству; ревность вызывает жестокость, а приложенная к идее, создает фанатиков и мучеников. Каждая из этих наклонностей, помноженная на высокий энергетический потенциал и мотивацию, создает пассионариев определенного рода. Так как речь идет об энергии и импульсах, а не о сознательных решениях, то моральные оценки здесь неприменимы. Кроме того, по мнению Гумилева, уровень пассионарности человека определен с рождения. Причинами пассионарных толчков, то есть появления большого количества пассионариев в одном ареале, ученый считал активацию космического излучения. Это мнение оспаривали многие его коллеги, критикуя подобные предположения за излишний мистицизм.
Подъем — интенсивный рост пассионарного напряжения этноса. Характеризуется ростом всех видов его активности;
Акматика — временная стабилизация пассионарности на высшем для этноса уровне. Характеризуется преобладанием пассионариев жертвенного типа, высокой частотой событий этнической истории;
Надлом — резкое снижение пассионарного напряжения. Сопровождается острыми конфликтами пассионариев внутри этнической системы, ростом числа субпассионариев;
Инерция — плавное продолжение снижения уровня пассионарности. Сопровождается укреплением государственной власти, интенсивным накоплением материальных и культурных ценностей, интересом к достижениям прошлого;
Обскурация — окончательное снижение пассионарного напряжения до уровня ниже нулевого (гомеостатического) из-за значительного увеличения числа субпассионариев. Деградация этнической и общественной системы, невозможность конструктивной деятельности, за исключением направленной на удовлетворение элементарных потребностей;
Регенерация — кратковременное восстановление пассионарности этноса за счет пассионариев, сохранившихся на окраинах ареала;
Реликтовая фаза — завершение процесса этногенеза, стабилизация пассионарного напряжения на предельно низком уровне. Существование, исключающее как эксцессы, так и историческую активность.
Продолжительность всего цикла этногенеза составляет примерно 1 200–1 500 лет. Первые четыре фазы, согласно теории, длятся примерно по 250–300 лет, а заключительные могут быть очень короткими, потому что в состоянии низкой пассионарности велика вероятность ассимиляции или уничтожения этноса другими народами. Но при благоприятных условиях последние фазы могут длиться и неопределенно долго, а этнос — существовать как памятник самому себе.
Как говорить:
Неправильно: «Это крайне пассионарная идея!» Идея может быть захватывающей, пассионарным — человек или группа людей.
Правильно: «Паша у нас пассионарий: победил на олимпиаде по физике, не выходит из дома без гальванометра и исписал формулами все стены в подъезде».
Правильно: «Пассионарность этой семьи высокая, их инициативы измучили всех вокруг».
Что такое пассионарность простыми словами
В последние годы в различных местах возможно услышать термин «пассионарность». Число смелых проектов, которые, на первый взгляд противоречивы благоразумию, систематически повышается. Довольно часто возможно увидеть граждан, которые смогут взяться за негосударственное, но хорошее, оптимальное и в действительности увлекательное, говорящие нечто поразительное о пути, назначении и таланте…
Пассионарность простыми словами — это состояние людей, характеризующееся вожделением работы для изменения окружающего мира, а также и социума. Настолько сильным вожделением, что на задний план уходят такие термины, как инстинкт самосохранения. Вспышки рискованности, которые имеют циклический характер и, соответственно, увеличения количества пассионариев — явление, корни, возможно, лежат в состоянии окружающей нас биосферы.
Кто такой пассионарный человек
Пассионарий – это человек, наделённый избыточной энергией, инициативный, отчаянный, увлечённый и даже помешанный, восприимчивый на самоотверженное поведение из-за достижения поставленной цели.
Для него не существует понятия цены результата, он ничего и никого не пожалеет из-за выполнения миссии, даже самого себя. Из окружающей среды он обретает много энергии, и в комплекте этой энергии со своей собственной, он сможет буквально сдвигать горы и изменять мир.
Пассионарный человек сможет владеть даже минимум способностями, может быть огромным и низеньким, страшным и неотразимым, абсолютно разным.
Такой человек неспособен существовать тихо, ежедневными хлопотами без занимающей и притягивающей миссии – он готов проявлять героизм и невзирая на цену. Причём жертвовать готов не лишь собственной жизнью, но и остальных. Вероятны, помимо всего «перегибание» и «перегревы», когда рискованность выходит из-под контроля разумности и из силы творческой перерастает в разрушительную. Судя по всему, следует дополнить, что грамотнее называть пассионариев не «ведущими», а «подталкивающими», «покачивающими» и не каждого вождя считать пассионарием.
Пассионарный человек сможет действовать как во имя добра, так и во имя зла, нет никаких критериев, кроме того, что ради цели он ничем не поступится. В качестве всемирно популярных пассионариев выступают философ Иммануил Кант, мореплаватель и первооткрыватель Америки Христофор Колумб, известный физик Исаак Ньютон, полководец и император Наполеон Бонапарт, ключевая фигура российской истории Пётр I, французская национальная героиня Жанна Д’Арк, великий учёный Михаил Ломоносов, в том числе Адольф Гитлер.
Кто и когда придумал термин
Понятие введено известным отечественным учёным и мыслителем Львом Николаевичем Гумилёвым, который описывает психологический и социальный тип энергичных романтиков, творцов, отважных людей, появляющихся в различной пропорции на различных этапах исторического цикла этногенеза.
@kitaphane.tatarstan.ru
Одним из важных понятий такой теории считается пассионарность.
Пассионарная теория этногенеза
Согласно этой теории население разделяется на 3 типа: гармоничные, пассионарные, субпассионарные люди. Гармоничные — это те, кто довольно неплохо трудятся для выживания в обычных условиях (нерискованных). Они существуют на сохранение общественной системы (Гумилёв применял в своих разработках системный подход, и главным объектом анализа у него была этническая система). Пассионарные люди же трудятся не лишь на сохранение, но и на развитие этнической системы. Они хорошо работают в рискованных условиях. Помимо этого, владеют умением заражать своей энергичностью окружение (это состояние называется пассионарным возбуждением). Средства при возможности откладывают, область нахождения стараются увеличить. А субпассионарные — это те, кто трудится слишком мало, для содержания себя и своих родных. Существуют за счёт тунеядства и сбережений (если они имеются).
Пассионарность: значение слова простыми словами
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Деятельное отношение человека к окружающей действительности стало одним из самых нормальных и закономерных явлений в XXI веке.
Масштабные политические акции, флешмобы и гражданский активизм во всем своем многообразии сегодня имеют место практически ежедневно в десятках стран.
Чтобы лучше понять, что движет этими неравнодушными людьми, стоит поискать причины в небезызвестной концепции пассионарности. На чем она строится и как проявляется?
Пассионарность – что это за качество и для кого характерно
Термин «пассионарность» – это, что называется, советское наследие. Само понятие ввел и активно использовал Лев Гумилев в своих трудах, посвященных ПТЭ (пассионарной теории этногенеза).
И хотя в те времена теория так и не встретила признания среди современников в научных кругах СССР (как, впрочем, и за пределами Союза), сегодня она обрела достаточную актуальность, чтобы стать одной из обязательных дисциплин во множестве вузов. А понятие о пассионариях ушло в народ и периодически всплывает в дискуссиях.
Суть этой теории вполне логична и при этом довольно проста: этносы, равно как и не связанные общими признаками люди, проходят через все антропологические фазы – рождение, развитие, старение и исчезновение.
Однако активные стадии этногенеза свойственны только особо значимым деяниям, оставляющим какой-то след – резонансным, запоминающимся, дающим конкретные результаты. Понятно, что такая деятельность будет абсолютно невозможна, если не затрачивать реальную энергию. Вот в этом и вся разница!
По теории Гумилева, люди всегда вбирали из мира некую энергию, необходимую им для выполнения обычных повседневных дел. Однако у пассионариев эта способность развита до такой степени, что их сил хватает для решения глобальных социальных задач, вплоть до изменения мира на физическом и ментальном уровне.
Так и появляются активные и рисковые граждане, которые генерируют идеи, ломают устои, становятся ядром развития социума. Таким образом, пассионарий – это увлеченный человек, имеющий определенные цели, направленные на изменение мира, и для их достижения он использует излишки своей энергии.
Но что это значит на деле? Гумилев, чтобы как-то обозначить эту энергию, ввел определение пассионарности, опираясь на латинское понятие «passio» – «страстность, страсть». Что касается получившегося прилагательного, то здесь уже основой послужило французское «passionner», что указывает на человека яркого, харизматичного, неординарного.
В буквальном переводе подразумевается, что пассионарный – это человек:
По заключениям Гумилева, чем больше пассионариев в том или ином этносе, тем активнее этот этнос.
В случае уменьшения числа пассионариев этнос как бы увядает, становится вялым и все более равнодушным, что неизбежно приводит к «рассыпанию» – этнос утрачивает ранее объединявшие его признаки и распадается на мелкие сообщества, тихо обитающие в привычном ландшафте.
Авторская классификация пассионариев
В рамках собственной теории Гумилев подразделил человеческую общность на несколько групп, в разной степени приспособленных к взаимодействию с миром и социумом. Одним из них были присущи нейтральные качества, другим – положительные или не очень. Но в основном это:
Так, в частности, обыватели относятся к первой группе и составляют большинство; они просто подстраиваются под обстоятельства и помогают (или мешают) обществу функционировать.
Субпассионариям отводится роль этаких иждивенцев, которые потребляют ресурсы для безмятежного существования и не задумываются о будущем.
А вот разнообразие уровней пассионарности удивляет. Классический пассионарий:
Гумилев не стеснялся приводить в качестве примера исторических персонажей. Так, пассионариями высшего уровня он назвал Жанну Д’Арк и Ивана Сусанина, которые пренебрегли инстинктами самосохранения и пожертвовали собой ради защиты народа и страны.
При этом, как подчеркивает автор концепции ПТЭ, немаловажен и такой момент: процессы этногенеза практически никак не коррелируют ни с экономическими обстоятельствами, ни с проблемами ментальности, поскольку эти факторы слишком неустойчивы и могут меняться в зависимости от степени пассионарного напряжения.
И парочка побочных эффектов
Впрочем, не стоит считать, что пассионарность – это однозначно положительное свойство.
Глобальные перемены на коротком временнОм отрезке нередко ведут к ухудшению уровня жизни. А если организованная пассионарием авантюра провалится, ее результаты могут оказаться существенно хуже, нежели ситуация на начало затеи.
Есть и другая сторона. Эмоционально богатая и идейно заряженная личность ставит некий идеал или лелеемые цели выше собственной жизни. Но как она отнесется к чужим жизням – близких людей и/или просто незнакомых окружающих?
Пассионарная деятельность не связана этикой по своей природе, может быть направлена как на созидание, так и на разрушение. Гумилев исключал лишь равнодушие, однако допускал выбор между радикальными противоположностями:
Немного объективности
Приписываемое Гумилеву авторство в «изобретении» термина «пассионарность» весьма сомнительно. Он просто позаимствовал его у испанских коммунистов, многолетним вождем которых была худенькая, но очень энергичная и харизматичная женщина с псевдонимом «Пассионария». Именно так – «страстная, страстоцвет» – называли однопартийцы свою идейную вдохновительницу Долорес Ибаррури.
Более того, как утверждает профессор Л.Клейн, друживший с Гумилевым чуть ли не полвека, Лев Николаевич выдвинул теорию пассионарности и этногенеза как собственное открытие, причем никаких доказательных выкладок она не содержала.
На самом деле эта идея разрабатывалась задолго до Гумилева, и сделано это было известным русским социологом, эмигрировавшим в Америку в 1922 году, – Питиримом Александровичем Сорокиным.
Создавая свою теорию, Сорокин отрабатывал каждое умозаключение на конкретном материале, используя энциклопедические данные о знаменитостях различных эпох и национальностей. Он рассчитывал среднестатистические показатели, сравнивал результаты, составлял наглядные таблицы. Ничего подобного в трудах Гумилева не было…
Тем не менее в целом пассионарии играют положительную роль. Они делают научные открытия, реформируют общество на политическом и социальном уровнях, ежедневно совершают подвиги, закрывая товарища от пули на войне или прыгая в ледяную воду, пытаясь вытащить незнакомца на берег.
Безусловно, некоторые чересчур страстные личности могут вдохновиться разрушительными идеями. Но это лишь еще один повод лучше воспитывать молодежь, чтобы та всегда выбирала конструктивные и социально безопасные решения.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (2)
Какая разница, как назвать увлеченных людей? Факт в том, что именно такие люди оставляют след в истории, что до энергии, то эти люди не получают лишнюю энергию, а просто рационально расходуют имеющуюся в распоряжении.
Думаю, люди уже приходят в мир с определенным уровнем энергии и жизненных сил. Этим уровнем и определяется их жизнь, а также способность влиять на окружающих.
ПАССИОНАРНОСТЬ
Смотреть что такое «ПАССИОНАРНОСТЬ» в других словарях:
пассионарность — сущ., кол во синонимов: 1 • стремление (38) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
ПАССИОНАРНОСТЬ — Сила страсти; состояние человека (социальных групп, этносов), вынуждающее его (их) к определенным действиям вопреки инстинкту самосохранения; способность к сверхнапряженной деятельности Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов
Пассионарность — Пассионарная теория этногенеза историко этнологическая теория Льва Гумилёва, описывающая исторический процесс как взаимодействие развивающихся этносов с вмещающим ландшафтом и другими этносами. Была опубликована в виде статей в рецензируемых… … Википедия
Пассионарность — (фр. – страстность) – это состояние повышенной тяги к действию, неодолимое стремление изменить окружающую среду своей жизнедеятельности даже ценой своей жизни, здоровья, благополучия. Пассионарность – это жертвенность ради какой то цели. Она… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
Пассионарность — активность, проявляющаяся в стремлении индивида к цели (часто иллюзорной) и в способности к сверхнапряжениям и жертвенности ради достижения этой цели. Жертвенность понимается здесь широко как отказ от удовлетворения ближайших потребностей,… … Экология человека
пассионарность — понятие, употреблявшееся Л.Н. Гумилевым для объяснения особенностей процесса этногенеза. П.могут обладать как отдельные личности, принадлежащие к конкретному этносу, так и этносы в целом. Для пассионарных личностей (пассионариев) присущи… … Этнопсихологический словарь
ПАССИОНАРНОСТЬ — понятие, употреблявшееся Л.Н. Гумилевым для объяснения особенностей процесса этногенеза. П.могут обладать как отдельные личности, принадлежащие к конкретному этносу, так и этносы в целом. Для пассионарных личностей (пассионариев) присущи… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Пассионарность — (от фр. passion страсть) в концепции Льва Гумилева повышенная тяга к действию у людей, возникающая из за специфической способности усваивать больше энергии, чем необходимо для нормальной жизнедеятельности. Появляется в результате мутаций … Начала современного естествознания
пассионарность — пассион арность, и … Русский орфографический словарь
ПАССИОНАРНОСТЬ — (от лат. страсть): термин, введенный в научный оборот Л.Н. Гумилевым для характеристики непреодолимого стремления людей к осуществлению своих идеалов. П., по Гумилеву, лежит в основе всяких деяний, оставляющих следы в истории. Она формируется в… … Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь
Что означает слово «пассионарность»?
Содержание статьи
Что значит пассионарный человек
Для него не существует понятия цены результата, он ничего и никого не пожалеет ради цели, даже себя. Из окружающей среды он получает массу энергии, и в совокупности этой энергии со своей собственной,он способен буквально сдвигать горы и менять мир.
Пассионарный человек может действовать как во имя добра, так и во имя зла, нет никаких критериев, кроме того,что ради цели он ничем не поступится. В качестве всемирно известных пассионариев выступают философ Иммануил Кант, мореплаватель и первооткрыватель Америки Христофор Колумб, знаменитый физик Исаак Ньютон, полководец и император Наполеон Бонапарт, ключевая фигура российской истории Петр I, национальная героиня Франции Жанна Д’Арк, великий учёный Михаил Ломоносов, а также Адольф Гитлер.
Пассионарность по Гумилёву
Появление слова «пассионарность» в науке связано с именем историка Льва Гумилёва, он выступил с его описанием в середине 20 века. Российский историк считал пассионарность энергией, которая непосредственно связана с теорией этногенеза, т.е. с теорией развития народов. «Пассионарная теория этногенеза» Гумилёва включает в себя 7 этапов развития пассионарности народа от «подъема до «реликтовой фазы», когда историческая активность этноса отсутствует полностью. Историк считал, что пассионарии появляются в результате мутаций, которые происходят в связи с космическими излучениями.
Пассионарность передается генетически, причем не обязательно из поколения в поколение.
Пассионарность заразительна, зачастую импульсивные люди, которых окружают пассионарии, начинают действовать так же, как они.