Что значит слово обычай
Обычай
ОБЫЧАЙ — правило поведения, сложившееся исторически, на протяжении жизни нескольких поколений, ставшее всеобщим в результате многократного повторения. Обычай регулирует отношения, складывающиеся на протяжении нескольких десятков поколений. В частности, наиболее древний — обычай кровной мести. Род ставил всех сородичей под защиту. Отсюда — обычай кровной мести осуществлялся совместно членами обиженного рода в отношении членов того рода, к которому принадлежал обидчик. Убийство члена рода наносило оскорбление и ущерб всему роду, поэтому весь род реагировал на убийство своего члена, мстил за него.
Смотреть что такое «Обычай» в других словарях:
обычай — Привычка, заведение, замашка, манера, мода, норов, нрав, обряд, обрядность, поведение, порядок, правило, практика, рутина, устав, шаблон. Освященный веками обычай. Этого у нас и в заводе нет. Человек честных правил. Дух времени, веяние. Жестокие… … Словарь синонимов
ОБЫЧАЙ — исходный, наиболее простой тип культурной регуляции на основе целостных, привычных образцов поведения, совершаемого по установленному поводу в опр. время и в опр. месте. О. в отличие от привычек имеют социальную природу; привычки же… … Энциклопедия культурологии
ОБЫЧАЙ — ОБЫЧАЙ, стереотипный способ поведения, который воспроизводится в определённом обществе или социальной группе и является привычным для их членов. Обычай одна из наиболее распространённых форм права на ранних стадиях его развития. Обычай,… … Современная энциклопедия
ОБЫЧАЙ — ОБЫЧАЙ, обычая, муж. Общепринятый, установившийся, традиционный порядок, укоренившийся в быту того или иного класса с давних пор. «Обычай старше закона.» погов. «Обычай деспот меж людей.» Пушкин. «Обычаев я здешних не знаю.» А.Островский.… … Толковый словарь Ушакова
ОБЫЧАЙ — унаследованная стереотипная форма социальной регуляции деятельности, края воспроизводится в определ. обществе или социальной группе и является привычной для их членов. Термин «О.» часто отождествляется с терминами «традиция» и «обряд»… … Философская энциклопедия
Обычай — ОБЫЧАЙ, стереотипный способ поведения, который воспроизводится в определённом обществе или социальной группе и является привычным для их членов. Обычай одна из наиболее распространённых форм права на ранних стадиях его развития. Обычай,… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Обычай — Воспитание * Величие * Гений * Здравый смысл * Идеал * Манеры * Мнение * Мораль * Помощь * Поступок * Привычка * Репутация * Совет * Тайна * Талант * Характер … Сводная энциклопедия афоризмов
ОБЫЧАЙ — правило поведения, сложившееся вследствие его применения в течение длительного времени; основная форма регулирования поведения вдогосударственном обществе в условиях родовых отношений. Соблюдение ОБЫ ЧАЯ обеспечивалось мерами общественного… … Финансовый словарь
обычай — ОБЫЧАЙ, обыкновение, традиция ОБЫЧАИ, нравы ОБЫЧНОСТЬ, обыкновенность, распространенность ПРИВЫЧКА, обыкновение, разг. манера, разг. мода, разг. обычай, разг. сниж. свычка ОБЫЧНЫЙ, обыденный, обыкновенный, общепринятый,… … Словарь-тезаурус синонимов русской речи
Обычай — Обычай ♦ Coutume Привычка, но не индивидуальная, а скорее социальная. Возникнув прежде нас, обычай формирует нас или ведет по жизни. Привычку мы приобретаем, обычаи – впитываем в себя, порой переставая их замечать. «Нравственные законы, о… … Философский словарь Спонвиля
Значение слова «обычай»
2. только ед. ч. Разг. Привычный образ действий, поведения; привычка, обыкновение. [Фамусов:] А у меня, что дело, что не дело. Обычай мой такой: Подписано, так с плеч долой. Грибоедов, Горе от ума. В последнее время у нас с Василием Степановичем вошло в обычай работать на его квартире в Поддубках. С. Антонов, Поддубенские частушки.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Смысл и содержание понятия «обычай» в настоящее время зависят от применения. Это понятие используется для обозначения отношений в различных областях: культура, право, предпринимательство, торговля.
Обычай (в сфере торговых, экономических отношений) — общепризнанное правило, сложившееся в сфере торгово-экономических отношений на основании длительного, систематического и единообразного регулирования конкретных фактических отношений. Обычаи являются источником права, хотя не зафиксированы в качестве закона. Они, как правило, публикуются в справочной и иной специальной литературе.
Изначально слово «обычный» («обыкновенный») не являлось синонимом определениям «простой», «рядовой», а было равнозначно понятию «традиционный», которое в настоящее время его почти подменило.
ОБЫ’ЧАЙ, я, м. Общепринятый, установившийся, традиционный порядок, укоренившийся в быту того или иного класса с давних пор. Обычай старше закона. Поговорка. Обычай — деспот меж людей. Пшкн. Обычаев я здешних не знаю. А. Острвскй. Свадебные обычаи. || Привычка, привычный образ действий (разг.). Обычай мой такой: подписано, так с плеч долой. Грбдв. ◊
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Обычай: понятие, примеры, значение, отличия от «традиции»
Что такое обычай?
Обычай – это сложившийся на определенной территории свод социальных установок и правил, определяющий поведение человека при тех или иных обстоятельствах. Подавляющее большинство обычаев носит этнический, религиозный и демографический характер, также они регламентируют нормы поведения в семье и в быту.
Любой обычай опирается на человеческое мировоззрение с присущими ему ценностями и идеями, он передает опыт предыдущих поколений, регулирует поведение человека в семье и обществе. С течением времени многие обычаи канули в лету, уступив место другим, некоторые наполнились новыми смыслами и содержанием, коренным образом изменились вместе с людьми и социумом (эти изменения особенно заметны в сфере семейных отношений).
В сущности, обычаи представляют собой примитивные формы социального контроля, призванные поддерживать должный уровень дисциплины внутри общества. При этом, регулируемая обычаем норма поведения не закрепляется как знаковая поведенческая модель, оторванная от определенного вида деятельности либо от конкретной жизненной ситуации. Обычаи относят к общепринятым поведенческим нормам, своеобразно узаконенным массовой привычкой и устоями конкретного социума.
Примеры обычаев
Самыми ярко выраженными примерами обычаев являются свадебные обряды. Во все времена свадьбе придавалось немалое символическое значение, она расценивалась не просто как торжество, а как признание вступающими в брак людьми взаимной ответственности друг за друга, а также общей ответственности за свою семью. Так, во многих мусульманских странах и сейчас принято выплачивать выкуп (или калым) за невесту, этот шаг расценивается, прежде всего, как проверка потенциального жениха на состоятельность, а значит, и на способность содержать будущую семью. Величина выкупа всегда индивидуальна, она оговаривается перед свадьбой.
Еще одним примечательным примером обычая является правило, по которому молодые люди уступают пожилым место в общественном транспорте. Данный жест – не просто правило для любого воспитанного человека, но и видоизменившийся по прошествии многих веков обычай, согласно которому молодежь должна была вставать в присутствии старших. Это правило, встречающееся практически у всех живущих на Земле народов, стало укоренившимся и общепринятым обычаем, впоследствии пришедшим в сферу общественного транспорта.
Значение обычаев
Формирование обычаев – достаточно сложный и длительный социальный процесс, основанный на коллективной деятельности большого количества людей. Наличие обычаев помогало человеку приспособиться к условиям окружающей среды, одновременно они регулировали и отношения внутри социума. Для доиндустриального общества обычай стал важным источником нравственных и поведенческих норм, в то же время он сильно повлиял на развитие права, ведь при его непосредственном участии формировались пусть и довольно специфичные, но абсолютно полноценные системы обычного права.
Обычаи связывают поколения одного народа между собой, делая культуру определенного этноса устойчивой в не зависимости от времени. Их тесная связь с культурой заставляет обычаи постоянно изменяться, дополняясь новыми нормами и избавляясь от устаревших. Влияние, оказываемое обычаями на культуру сложно переоценить, поскольку именно обычаи помогают выделить определенную этническую группу в массе других этнических групп. Немалую роль они играли и в воспитательной деятельности, приобщая подрастающее поколение к истории и культуре своего народа. При непосредственном знакомстве детей с обычаями представляемый им образец поведения мог нести как положительный (поступать таким образом необходимо) так и отрицательный (это делать нельзя) посыл.
Как появлялись обычаи?
Изначальной целью любого ритуала либо повторяющегося действия, проводимого людьми в древности, было выживание, проведение ритуалов являлось человеческой реакцией на дискомфортные и трудные условия жизни. Таким образом, первые обряды носили прикладной характер, решая вполне практичные задачи по борьбе с голодом, холодом, агрессивной окружающей средой и т.д. В несколько видоизмененной форме черты этих обрядов встречаются и сейчас, хоть их целью является уже не биологическое выживание.
Естественно, при более детальном рассмотрении множество бессознательных ритуалов можно отнести к малопонятным действиям, которые не поддаются логическому объяснению. Эти ритуалы, к примеру, привычка смотреться в зеркало при возвращении в дом, из которого ты только что вышел, но вернулся за забытой вещью, сложно объяснить, однако, они точно не возникли на пустом месте. К тому же, любой из нас может самостоятельно создавать собственные ритуалы и обычаи, например, взять себе за правило гулять по вечерам в парке, чтобы отдохнуть от трудного дня, подвести его итоги, а заодно и просто подышать свежим воздухом.
Чем отличается обычай и традиция?
Для начала более подробно остановимся на традициях, их определении и особенностях. Традициями называют правила поведения, сложившиеся у определенной этнической группы и поддерживаемые многими ее поколениями. Основной функцией традиций является регулирование взаимоотношений между людьми в рамках конкретного общества. Кроме норм поведения к традициям относят и древние ритуалы, уже утратившие первоначальное значение, но продолжающие существовать и по сей день. Обычно традиции передаются в устной форме, их почитают и оберегают, а потому стараются не изменять, оставляя в первоначальном виде.
Нередко в сознании людей традиции и обычаи сливаются в одно целое, что не соответствует действительности. Так, к обычаям относят ритуалы, совершаемые во время свадеб, торжеств или похорон, а вот передача главных принципов устройства того или иного социума от одного поколения к другому является передачей традиций. Еще один пример подобных различий – к традициям относят народные костюмы, поскольку речь здесь идет о целом народе. Однако украшения на национальном костюме могут отличаться в зависимости от местности, и именно эти различия в украшениях и относят к обычаям, присущим определенной местности. А вот принятие украшений, характерных лишь для части народа всем народом сделает этот обычай традицией.
Следовательно, обычаи являются фундаментом для формирования общепринятых традиций, которые не могут появляться из неоткуда. Изначально в обществе зарождается некое обязательное для выполнения правило, которое постепенно превращается в обычай, а затем – в полноценную традицию.
Заключение
Таким образом, основной задачей (а также главным условием выживания) обычаев является возможность поддержания связи между поколениями одного народа, своеобразное выказывание уважения от потомков к ушедшим предкам. Прочно укоренившийся обычай отражает народную культуру, позволяя проследить уникальный путь, пройденный определенной этнической группой в ее развитии.
Со временем любой обычай может перерасти в традицию, для этого он должен отложиться в сознании большей части народа, став неизменным на протяжении веков и обязательным для исполнения правилом. Роль обычаев и традиций часто оценивают противоположно: с одной стороны, они являются важным элементом этнического самосознания, с другой – устаревая и теряя прежнее значение, они нередко оказываются бесполезными, а то и вредными по причине своей крайней архаичности.
Значение слова « Обычай »
В словаре Даля
обычный и пр. см. обыкать.
В словаре Ожегова
В словаре Ефремовой
В словаре Фасмера Макса
обы́чай
укр. обича́й, др.-русск., ст.-слав. обычаи ἔθος (Супр.), болг. оби́чай, сербохорв. о̏бича̑j, словен. običȃj, чеш. оbуčеj, слвц. оbуčаj, польск. оbусzаj. Из *оb-vуčаjь от вы́кнуть.
В словаре Д.Н. Ушакова
В словаре Синонимов
обыкновение, привычка, традиция, заведённый порядок, условность; заведение, замашка, манера, мода, норов, нрав, обряд, обрядность, поведение, правило, практика, рутина, устав, шаблон, завод, дух, веяние; левират, кутюм, узус, сутти, узанс, побратимство, поминок, узанция, принято, повелось, авункулат, адат, инкубация, свычай, неписанный закон, так принято, так повелось, сорорат, заведено, так заведено, дожинки, посестримство, покон, свычка, свычаи и обычаи
В словаре Энциклопедии
стереотипный способ поведения, который воспроизводится в определенном обществе или социальной группе и является привычным для их членов. Устаревшие обычаи сменяются в процессе исторического развития новыми.
В словаре Синонимов 2
сущ1. обыкновение, традицияустановившийся порядок2. привычка, обыкновение, манера, мода
В словаре Синонимов 3
В словаре Синонимы 4
авункулат, адат, дожинки, инкубация, кутюм, левират, манера, мода, норов, нрав, обряд, обрядность, обыкновение, побратимство, покон, поминок, посестримство, правило, практика, привычка, рутина, сорорат, сутти, традиция, узанс, узанция, узус
Значение слова обычай
Словарь Ушакова
Современный экономический словарь. 1999
Культурология. Словарь-справочник
воспринятая из прошлого форма социальной регуляции деятельности и отношений людей, которая воспроизводится в определенном обществе или социальной группе и является привычной для его членов.
исторически сложившаяся и распространенная в обществе или коллективе форма действий, повторяющаяся в определенных ситуациях.
☼ исходный, наиболее простой тип культурной регуляции на основе целостных, привычных образцов поведения, совершаемого по установленному поводу в опр. время и в опр. месте. О. в отличие от привычек имеют социальную природу; привычки же являются проявлениями идиосинкратич. поведения индивидов, связанного с уникальным биогр. опытом. Концепт О. подразумевает не только статистич. показатели существования того или иного поведения, но и прескриптивный компонент: такого поведения придерживаются все члены об-ва при любых обстоятельствах, и нарушение О. может повлечь за собой санкции начиная с обществ. неодобрения до остракизма или иных форм наказания. Термин «О.» может отождествляться с терминами «традиция», «обряд», «ритуал», «нравы», «привычки». Однако традиция относится все же к более широкому кругу явлений и к более дифференцированным формам регуляции деятельности, хотя и получает при этом семантич. перегрузку. Обряд и ритуал — формализованное поведение или действие, имеющее прежде всего символич. значение, лишенное непосредств. целесообразности, но способствующее упрочению связей либо между постоянными членами группы, либо во взаимодействии между группами.
Термин «нравы» обычно выражает сложившиеся формы регуляции массового поведения. Впрочем, в культурологич. контексте «нравы» могут обозначать более подвижный, изменчивый слой привычного поведения, подверженный дифференциации в зависимости от социальной среды, психол. состояния тех или иных слоев, истор. ситуации и т.д. Крупномасштабные перемены в нравах влекут за собой постепенный сдвиг в более широких сферах культуры, что отнюдь не означает утраты ею своей кач. определенности.
Хотя в качестве осн. регулятора поведения О. выступает лишь в примитивных этногр. об-вах, в устойчивой бытовой среде, инертных социальных группах, он присутствует и на всех более продвинутых ступенях обществ. развития. Социально признанные образцы складываются в обычаи, через к-рые накопленный опыт передается из поколения в поколение. К О. можно отнести и традиц. трудовые приемы, формы поведения, жизненного уклада, воспитания. В повседневной жизни действуют привычные правила гигиены, сложившиеся варианты общежития. О. регулируются часы и условия приема пищи, сна. Выбор пищи диктуется отнюдь не только потребностями организма, но и традициями. О. общепризнаны и утверждены властью массовой привычки. Они большей частью не получают объяснения и могут не осознаваться самими членами коллектива.
О. играет важную роль в воспитании, способствуя приобщению к культуре ребенка или же взрослого человека в инокультурной среде. Включение в культурную деятельность в данном случае сводится к знакомству с опр. образцами; суть поведения не объясняют, а просто знакомят с О., к-рый выполняет функцию обязательного для исполнения образца поведения. Образец может быть положительным (так надо поступать) или отрицательным (так не надо поступать). О. может выступать как решит. вмешательство в жизнь индивида, резко поворачивающее его естеств. или привычную жизнь. Такого рода формализованные О., совершаемые в опр. месте и в положенное время по спец. поводам, называют обрядами. В выборе обряда человек еще менее свободен, чем в простом О., т.к. он связан с выполнением публичных действий, имеющих высокий знаковый статус в данном об-ве. В каждом об-ве существуют обряды посвящения индивида в данное об-во или в возрастную группу (наречение имени, крещение, запись имени, инициации, выдача паспорта и т.д.), дни рождения и юбилеи, свадьбы и похороны и т.д. Коллективные, обществ. и гос. обряды напоминают о целостности об-ва, зафиксированной в памятных датах. Обряд утверждает преемственность нового со старым, его принятия как утвердившегося в об-ве положения, что происходит, например, в случае утверждения нового главы гос-ва: венчание на царство, клятва нового президента и т.п.
Лит.: Суханов И. В. Обычай, традиции и преемственность поколений. М., 1976; Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Об-во. М., 1992; Сепир Э. Обычай // Сепир Э. Избр. труды по языкознанию и культурологии. М., 1993.
Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996
Фразеологический словарь русского языка
Словарь финансовых терминов
правило поведения, сложившееся вследствие его применения в течение длительного времени; основная форма регулирования поведения в догосударственном обществе в условиях родовых отношений. Соблюдение ОБЫЧАЯ обеспечивалось мерами общественного воздействия на нарушителя (казнь, изгнание из рода, лишение воды и огня и др.), либо одобрением мер, применявшихся к обидчику обиженным, его родными и членами рода (кровная месть). Санкционирование ОБЫЧАЯ государством осуществлялось либо в процессе судебной или административной деятельности, когда ОБЫЧАЙ служил основанием для решения спора, либо путем включения ОБЫЧАЯ в издаваемые в рабовладельческом и феодальном государстве законодательные акты, представлявшие собой своды обычного права. Международный ОБЫЧАЙ является источником международного права в случаях, когда отношения не урегулированы международным договором. Под международным ОБЫЧАЕМ понимают правило, сложившееся в результате длительного применения в отношениях между всеми или некоторыми государствами. Необходимым условием признания международного ОБЫЧАЯ источником права, или, как его называют, обычной нормой международного права является признание его всеми или некоторыми государствами, выраженное в активной форме (например, совершение определенных действий в данной ситуации) либо путем воздержания от действий. Правило, содержащееся в международном ОБЫЧАЕ, действует только для тех государств, которые в тои или иной форме его признали.
Фразеологический словарь (Волкова)
Энциклопедия иудаизма
, или Образ поведения
Только Рамбам* и вслед за ним рабейну Там (XII в., Франция) нашли в себе мужество открыто выступить против многих О.
Талмуд учит: «Да не дерзнет человек изменить обычай». О. следует хранить, ибо сказано: «И не оставляй учение матери твоей» (Пр. 1,8).
В последние века в большинстве стран рассеяния были приняты новые, более строгие О., например, р. Моше Иссерлиш упоминает, что существует О. ждать час между мясной и молочной трапезами, но впоследствии распространился более строгий О., согласно которому между мясной и молочной трапезами должно пройти не менее шести часов.
Философский словарь (Конт-Спонвиль)
Привычка, но не индивидуальная, а скорее социальная. Возникнув прежде нас, обычай формирует нас или ведет по жизни. Привычку мы приобретаем, обычаи – впитываем в себя, порой переставая их замечать. «Нравственные законы, о которых принято говорить, что они порождены самой природой, – пишет Монтень, – порождаются, в действительности, тем же обычаем. […] Отсюда и проистекает, что все отклонения от обычая считаются отклонением от разума» («Опыты», I, 23; ср.: Паскаль, «Мысли», 125–92 и 126–93).
Обычай является также одним из источников права или одним из его принципов. Он может иметь силу закона, но лишь тогда, когда не противоречит законам.
Толковый словарь русского языка (Алабугина)
1. Общепринятый порядок в быту того или иного народа или общественно-профессиональной среды; традиция.
2. Ставшая привычкой склонность, потребность делать что-н.
* Обычай гулять перед сном. *
Тезаурус русской деловой лексики
Syn: обыкновение (кн.), привычка, традиция (кн.), заведенный порядок, условность
Энциклопедический словарь
стереотипный способ поведения, который воспроизводится в определенном обществе или социальной группе и является привычным для их членов. Устаревшие обычаи сменяются в процессе исторического развития новыми.
Словарь Ожегова
ОБЫЧАЙ, я, м. Традиционно установившиеся правила общественного поведения. Народные обычаи. Старый о. Это у нас в обычае (так принято, заведено; разг.).
Словарь Ефремовой
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
— в обширном смысле всякая подробность или особенность жизни (кроме чисто физиологической или патологической), повторяемая, постоянно, периодически или при известных случаях, сознательно или бессознательно (по привычке, преданию, и т. д.), большей или меньшей группой лиц или даже одним лицом, как нечто неизбежное, необходимое, полезное или приятное. В этом смысле можно говорить об обычаях племен и народов, а у отдельного народа — об О. тех. или иных его подразделений, сословий, классов, полов, обществ, профессий, лиц, об О. религиозных, военных, правовых, торговых, промышленных, санитарных, модных и т. д., соответственно тем категориям, на которые распадаются жизнь и быт. В более тесном смысле О., однако, отличается от закона, обряда, моды и означает, главным образом, такие особенности народного быта, которые, сложившись в более или менее отдаленные времена, переходят от поколения к поколению, как правила жизни, налагаемые силой общественного мнения и часто продолжающие существовать и тогда, когда уже утратилось сознание их первоначального значения и смысла. С изменением условий быта и с распространением новых воззрений и понятий, старые О. мало-помалу приходят в упадок, перестают соблюдаться, видоизменяются или заменяются новыми. Во всяком случае, О. руководит всеми людьми, в большей или меньшей степени, на всех ступенях культуры, начиная с первобытной и кончая высшими; мы встречаемся с ним как у дикарей, так и в цивилизованных обществах. На низших стадиях культуры О. является регулятором жизни, умеряющим произвол отдельных лиц в интересах общины. «Давление со стороны общественного мнения, — замечает Тейлор, — принуждает людей действовать согласно О., который дает правила относительно того, что должно и чего не должно делать в большинстве случаев жизни. Исследователи диких стран иногда слишком смело заключали, что дикари живут без стеснений, следуя каждый своему собственному произволу. На самом деле жизнь у дикарей на каждом шагу скована цепями О.». Во многих случаях очевидно, что О. возник ради блага общества или того, что считалось благом. Например, в нецивилизованных странах вообще считается похвальным и даже необходимым оказывать гостеприимство всем проходящим, так как каждый знает, что когда-нибудь он сам может иметь в том нужду. У некоторых племен Австралии обычай запрещал молодым охотникам пользоваться известной дичью и лучшими частями крупных зверей, которые предоставлялись старикам. Нет сомнения, что это делалось для общего блага, потому что опытные старики, неспособные к тягостям охоты, могли приносить пользу племени в качестве хранителей народной мудрости и почетных советников. Однако, при суждении об «общем благе», необходимо иметь в виду соответственную стадию культуры и ближайшие потребности данных условий существования. У бродячих дикарей, например, еще и теперь существует местами обычай убивать стариков, неспособных следовать за племенем в его перекочевках и добывать себе пищу охотой. Предания доказывают, что О. этот был некогда значительно распространен, даже у предков народов, ставших впоследствии культурными. У дикарей убийство своих сограждан есть преступление, но по отношению к рабам, детям, дряхлым старикам оно теряет это значение, а по отношению к врагам, даже иноплеменникам вообще, является доблестным, хотя бы это были безоружные люди, женщины, дети. У многих дикарей считается позорным красть друг у друга или нарушать данное слово, но похищение чего-либо у чужих вызывает только похвалы, в особенности когда оно сопряжено с трудностями и опасностями. Весьма распространенный на низших стадиях культуры (а отчасти и на более высоких) О. кровной мести имел первоначально, по мнению Тейлора, известную разумность и пользу, так как удерживал людей от насилия на той ступени, когда еще не существовало особых судей и палачей. Многие О. менее культурных народов — например общее владение землей, раздел продуктов охоты или имущества после смерти, перекочевки (у скотоводов), левират (см.), побратимство, экзо— или эндогамия, организация каст, классов, цехов и т. д. — имели некогда важное значение и были существенно полезны, в том или ином отношении, для племени или его отдельных групп. Польза других обычаев не достаточно ясна, а некоторые даже прямо вредны, но утверждение их объясняется воображаемой их пользой или стоит в связи с общим мировоззрением и религиозными обычаями. Таковы, например, различные О. самоуродования и самоистязания, О. свадебные и погребальные, празднества, имеющие характер вакханалий и сатурналий, и т. п. С течением времени первоначальный смысл многих О. забывается или они получают иное значение, но, тем не менее, народ часто упорно их держится, чтя в них завет мудрой старины и проявление национальной самобытности. Изучение народных обычаев, часто являющихся пережитками отдаленного прошлого, представляет большой интерес как с точки зрения истории культуры и этнологии, так, отчасти, и в смысле практическом, для уяснения условий и нужд народного быта. См. Право обычное.