Что значит слово нелюдь
Значение слова «нелюдь»
не́людь I
1. разг. плохой, дурной человек ◆ Спасать по-человечески этого нелюдя? Да пусть бы он умер вот сейчас же, исчез, испарился, как болотное чудище, как нетопырь какой-то. Е. С. Гинзбург, «Крутой маршрут», Часть 2, 1975–1977 г. (цитата из НКРЯ) ◆ ― Не поймал ещё того нелюдя? — Ищут его, будь уверена, по всем городам и сёлам. Все приметы известны, вплоть до наколок. Никуда он не денется. Еремей Парнов, «Александрийская гемма», 1990 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Люди не нападают на людей и не отнимают их собственность. Получается, ты у нас нелюдь. Враг рода человеческого. Олег Дивов, «Выбраковка», 1999 г. (цитата из НКРЯ)
2. прост. тот, кто избегает, сторонится людей; нелюдим ◆ Отвык он за двенадцать лет оперативной работы от человеческой жизни, стал каким-то нелюдем, занудой, бирюком. Андрей Житков, «Супермаркет», 2000 г. (цитата из НКРЯ)
не́людь II
1. разг. плохой, дурной человек ◆ Я сама-то никому не нужна… Пусть никто и не вступается, когда такое дело… Моё дитё… Я этого не знаю, с глазу или не с глазу, а я вот не хотела, чтоб она нелюдью была, чтобы измывались. С. Н. Сергеев-Ценский, «Лесная топь», 1905 г. (цитата из НКРЯ) ◆ У нас коли человек мерзавец, то уж он всем мерзавцам мерзавец, фантастическая нелюдь, какую не встретишь в чужих краях. Вячеслав Пьецух, «Сравнительные комментарии к пословицам русского народа» // «Октябрь», 2002 г. (цитата из НКРЯ)
2. разг. собир. плохие, дурные люди ◆ Но что-то, помещающееся не в голове, а где-то ― не знаю где! ― властно и бесповоротно учило меня: им ничего нельзя давать, никаких подписок и расписок, и не потому, что я собираюсь нарушить обещание (я уже тогда сообразила: путь политического деятеля не мой путь), а потому, что они ― негодяи, нелюдь, нечисть, насильники, что они преследовали интеллигенцию, высылали ее, расстреливали ― расстреляли же Гумилева! Л. К. Чуковская, «Прочерк», 1980–1994 г. (цитата из НКРЯ)
не́людь III
1. разг. то же, что безлюдье ◆ И он спрашивал себя: как всю эту глухоту и нелюдь переносит Подрезов? Зачем забрался сюда, на край света? Фёдор Абрамов, «Дом», 1973–1978 г. (цитата из НКРЯ)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова хулительный (прилагательное):
Житель, нежить, людина, нелюдь, бес и человек
Наши предки хорошо понимали, что не каждого, кто носит одежду, ходит на двух ногах и владеет речью, можно назвать человеком.
В русском языке сохранились слова, обозначающие ступени сознания и развития Души в зависимости от управляющих сил: ЖИТЕЛЬ, НЕЖИТЬ, ЛЮДИНА, НЕЛЮДЬ, БЕС и ЧЕЛОВЕК
Итак, с точки зрения ведических знаний
1. Житель (жить) – это инстинктивный тип личности, т. е. он управляется инстинктами и страхом, а счастьем для него являются чувства, на которые он реагирует, руководствуясь чисто животными потребностями. Наши Предки называли таких людей летариями. Летарий – самая низшая форма рабов, их потомки впоследствии стали пролетариями.
Житель признаёт только материальный мир. Добро и зло для него понятия абстрактные в отношении других и вполне конкретные в отношении себя любимого. Все действия жителя обусловлены потребностью получать от жизни радость, трудиться, приумножая своё благосостояние. Его идеал желание чужого, лихоимство (лихо иметь доход), похоть (секс), самолюбование. Высшее наслаждение он находит в опьянении, в состоянии которого ведёт себя на уровне животного, ибо его разум находится в зависимости от инстинкта. Жителю присущи такие пороки, как зависть, лживость, отсутствие совести.
Житель не человек в прямом смысле слова.
Сегодня, к сожалению, это многочисленная основа общества.
2. Людина (людь). Знает о существовании идеального мира. Обладает своеобразной совестью. Понимает, что такое добро и зло, пытается изжить зло в себе. Всю жизнь просматривает через призму негатива и телевизора. Управляется чувствами страха, сострадания, разумом. Эта составляющая общества представлена сегодня религиозными людьми, работниками искусства и др.
3. Человек. Живёт в гармонии с природой, тонко владеет высшими чувствами. Обладает совестью, духовностью, пытливым умом и способностями, которые сегодня считаются сверхъестественными. Больше думает о других, чем о себе. Управляется силами Духа, ума, воли, Веры. Сегодня этот слой представлен выдающимися исследователями, мыслителями, философами, изобретателями и т.д.
4. Нежить. Ленивое существо, не имеющее воли к жизни. Всегда околачивается рядом с кем-то и за счёт кого-то. Управляется силой инстинкта и чувствами. Сегодня их можно встретить везде.
5. Нелюдь. Бездуховное жестокое существо. Отличается отсутствием совести, сострадания, склонностью к садизму. Управляется Тёмными Силами, инстинктами и чувством ненависти. Это убийцы, насильники, растлители и др. преступники. Часто обрекают на гибель тысячи людей.
6. Бес. Умное существо, активно познающее мир, но исключительно с позиции его разрушения и вырождения. Представлять сутью всех явлений страх, пороки и хаос его потребность. Управляется Тёмными Силами. Именно такие типажи прописал Достоевский в своем романе «Бесы». Они и подготовили в России идеологическую основу для революции.
Нелюдь с точки зрения психологии
Milchar
Для начала следует дать определение нелюдя. Посмотрим на само слово — «не-людь», то есть — «не входящий в множество людей», не являющийся членом толпы, общества. Ценности, интересы, образ жизни нелюдя не такие, как у обычного человека. Естественно, общество постоянно пытается его «сделать человеком», постричь под свою гребенку. Многие потенциальные нелюди на этом ломаются и втискивают свое Я в прокрустово ложе общественных установок и стереотипов. Но настоящий нелюдь способен осознать себя в качестве такового и отстоять свое право быть Личностью, а не винтиком в общественном механизме.
Это осознание приходит не сразу. В детстве давление общественной воспитательной машины стремится переделать ребенка в соответствии с единым шаблоном под девизом: «Баранкин, будь человеком!» /© В.Медведев/. Но если этот ребенок — настоящий нелюдь, то коса находит на камень, и «человеком» (а точнее — особью, соответствующей общественному стандарту человека) он так и не становится; в то же время, с раннего детства чувствует себя не таким как все. В зависимости от реакции на это ощущение своего отличия от других можно выделить 2 типа нелюдей.
I тип. Личности этого типа с раннего детства стараются быть лидерами в своем окружении, и им это обычно удается. Их установка: «Не такой как все — значит, лучше всех». От обычных высокоранговых человеческих особей они отличаются отсутствием желания подчиняться еще более высокоранговым. Т.е. они поворачивают свойственный большинству людей инстинкт стадной иерерхии в свою пользу, при этом сами ему не подчиняются. По сути, нелюди I типа с детства осуществляют Кастанедовскую практику контролируемой глупости.
Преимуществом этого типа является легкость контактов с окружением. Общество обычно не замечает в них нелюдей. Но у этого преимущества есть и обратная сторона: тесные контакты с обществом приводят к усвоению общественных стереотипов, а положение лидера среди окружающих не способствует избавлению от этих стереотипов. Осознав себя сатанистами, нелюди I типа имеют высокий первоначальный уровень развития, но медленно прогрессируют в дальнейшем.
II тип. Личности этого типа с раннего детства держатся в стороне от окружающих. Их установка: «Если все такие дураки — зачем мне быть таким как все?». Здесь опять мы видим отсутствие проявлений инстинкта стадной иерархии, а именно — нежелание как подчиняться высокоранговым человеческим особям, так и подчинять себе низкоранговых. Конечно, отрицательная общественная установка по отношению к «не таким как все» сказывается, но нелюдь как раз и отличается от обычного человека способностью преодолевать в себе общественные установки.
Конечно, отдаленность от общества отрицательно сказывается на сферах жизни, требующих контактов с обществом. Но с другой стороны, она создает стимулы для развития своих способностей. Выработавшееся с детства критическое отношение к обществу способствует избавлению от общественных стереотипов. Осознав себя сатанистами, нелюди II типа быстро развиваются, даже если их первоначальный уровень развития невысок.
Следует отметить, что к числу нелюдей не относятся аутсайдеры общества, т.е. те, кто воспринял общественную установку «не такой как все = хуже всех» и сопутствующий ей комплекс неполноценности, согласился с определением себя как неудачника. Еще раз повторю: нелюдь отличается от обычного человека способностью не подчиняться общественным установкам.
Итак, нелюдь — это сформировавшаяся личность, ценности, интересы, образ жизни которой не такие, какими их хочет видеть окружающее общество. (Журналисты зачастую называют нелюдями маньяков и серийных убийц. Но и тут прослеживается все та же мысль: нелюдь — это тот, чьи устремления непонятны обществу.)
С другой стороны, общество тоже не воспринимается нелюдем как естественная и комфортная среда обитания. Еще в детстве он ставит всех в тупик своими недетскими вопросами, лейтмотив которых сводится к одному: «А почему общество устроено таким маразматическим образом?» Благодаря нестандартному стилю мышления нелюдь замечает за людьми глупости, которые они привычно совершают каждый день и не представляют, что можно думать и действовать как-то по-другому.
Что же делает личность нелюдем? Что заставляет ее не подчиняться установкам и стереотипам окружающих? Будем рассуждать от противного: посмотрим, что заставляет индивида следовать установкам окружающего общества, а общество — считать этого индивида «своим».
В первую очередь, человека может заставить включиться в общественный механизм его инстинкт стадной иерархии, побуждающий особь занимать среди себе подобных место, предписанное ее стадным рангом. (Этот же стадный инстинкт обуславливает и враждебность по отношению ко всем, кто отличается от общепринятого шаблона: иной, в том числе и мыслящий по-иному, воспринимается как представитель враждебного стада. «Ты что — придурок, или из Америки приехал?» /© М.Задорнов/.) Из этого можно сделать вывод, что у нелюдей стадный инстинкт выражен слабо или вообще отсутствует. Имеются данные, что у вида Homo Sapiens ослабление инстинкта стадной иерархии коррелирует с высоким уровнем интеллекта.
Кроме того, установки общества могут показаться для человека естественными, если стиль его мышления в целом совпадает со стилем мышления большинства членов общества. Каждое общество, в зависимости от его культурных особенностей, поощряет одни стили мышления и не понимает другие. Таким образом, нелюдь — это индивид со слабо выраженным инстинктом стадной иерархии, стиль мышления которого непонятен окружающему обществу.
Стиль мышления — понятие широкое. Оно включает в себя:
1) тип восприятия информации,
2) систему логики,
3) преобладающий алгоритм мышления.
Классификация типов восприятия информации разработана К.Юнгом и А.Аугустинавичюте. Всего отмечено 16 типов, различающихся следующими парами характеристик:
логика — этика (под логикой подразумевается математический или практично-деловой стиль мышления; под этикой — умение выражать эмоции и понимать эмоции других, задатки психолога);
сенсорика — интуиция (сенсорик лучше воспринимает форму объекта, его эстетическую сторону, физические и волевые качества людей; интуит умеет видеть потенциальные возможности и шансы, содержащиеся в объекте идеи, динамику измений объекта во времени);
экставертность — интровертность (интроверт больше доверяет своим собственным знаниям и опыту, экстраверт — информации, полученной из внешнего мира);
рациональность — иррациональность (у рационала переработка информации (логика и этика) преобладает над ее восприятием (сенсорикой и интуицией), у иррационала наоборот).
Тип обозначается по самой сильной и второй по силе функциям, и вертности; например — интуитивно-логический экстраверт.
Наряду с типом отдельного человека возможно также установить так называемый интегральный тип общества (чаще всего — нации и ее культуры), т.е. тип восприятия информации, который данное общество считает наиболее естественным. Как правило, именно к этому типу относятся самые значимые герои фольклора и классической литературы данного общества. Например, для России интегральным типом считается интуитивно-этический интроверт. К нему относятся не только известные всем с детства персонажи сказок и былин: Баба-Яга, Илья Муромец, Емеля на печи, но и такие знаковые фигуры в русской литературе, как Манилов и Обломов. Именно люди такого рода встречают наибольшее понимание со стороны российского общества.
Взаимоотношения личности определенного типа с интегральным типом общества не столь однозначны, как отношения людей тех же типов. В частности, к ним не применимы соционические описания отношений. Но, так или иначе, в каждом обществе одни типы чувствуют себе менее комфортно, чем другие, и среди этих типов статистически чаще встречаются нелюди.
Но, пожалуй, чаще всего по стилю мышления нелюдь отличается от общества системой логики. Европейская логика базируется на 4 законах:
закон тождества: всякая мысль тождественна самой себе;
закон непротиворечия: два несовместимых суждения не могут быть истинными одновременно;
закон достаточного основания: для признания суждения истинным необходимо аргументировать соответствие мысли предмету;
закон исключенного третьего: два противоречащих суждения не могут быть одновременно ложными.
Если первые три закона в том или ином виде присутствуют во всех системах логики, то закон исключенного третьего — отличительная принадлежность только классической европейской традиции. Такая двухполярная логика удобна для представления информации в двоичном виде, но далеко не все процессы в природе можно свести к последовательным бинарным ветвлениям.
Индийская система логики отличается от классической европейской отсутствием закона исключенного третьего. В китайской логике, помимо этого, каждая пара противоположных понятий рассматривается как две разные стороны одного понятия, что нашло отражение в символе Инь-Ян. Другие системы логики были созданы математиками уже позднее.
Трехпозиционная логика Лукасевича помимо значений «истина» и «ложь» содержит еще третье значение — «неопределенность», т.е. вместо закона исключенного третьего в ней присутствует закон, утверждающий прямо противоположное.
В вероятностной логике вместо дискретных понятий «истина» и «ложь» имеется непрерывный отрезок вероятностей истинности суждения от 0 до 1. При это считается, что для реальных процессов в природе вероятность никогда не равна точно 1 или 0. Вместо словесно сформулированных законов в этой системе логики — математические формулы теории вероятности.
Основных алгоритмов мышления — четыре:
формально-логическое мышление: непосредственное применение законов логики к фактам окружающего мира, выводы путем индукции и дедукции;
диалектическое мышление: рассмотрение каждого процесса в природе как взаимодействия противоположно направленных сил;
голографическое мышление: реконструкция целого по его частям, механизма процесса по его отдельным проявлениям;
комбинаторное мышление: направленный перебор вариантов с оценкой степени приближения к требуемой цели.
Каждый человек способен использовать все 4 алгоритма, но в разной степени. Алгоритмы коррелируют с системами логики (например, европейская система логики лучше всего сочетается с формально-логическим мышлением, а китайская — с диалектическим), но жесткой связи между ними нет; каждый из алгоритмов мышления возможен на базе любой системы логики, только степень сложности задачи будет различной.
Возможны и другие классификации, отражающие различия в понимании мира индивидами и обществами, лежащие в другой плоскости; например — по типу восприятия мира: как пространство, время, материя или энергия, и по типу восприятия мысли: как символ, слово, образ или действие.
Освальд Шпенглер разработал классификацию типов культур, характеризующую каждое общество по тому, в категориях какого жанра искусства и направления науки мыслят типичные представители данной культуры; так, православно-русское общество — живописно-этическое, западноевропейское — музыкально-астрономическое, арабское — орнаментально-алхимическое, а китайское — литературно-историческое. Война и торговля в этой классификации относятся к искусству; так, древнескандинавское общество — военно-географическое, а карфагенское — торгово-географическое.
В принципе, в каждом человеке заложена способность мыслить в любом существующем стиле, но с разной степенью эффективности. «Свой» стиль мышления позволяет наилучшим образом решать встающие перед индивидом задачи; стремление же приспособиться к господствующему в обществе стилю мышления неизбежно снижает его способности. (Выражаясь компьютерным языком: эмулятор забирает значительную часть ресурсов системы.)
Господствующий в определенном обществе стиль мышления находят отражение в языке: соответствующие им понятия расширяются и обогащаются, а понятия, связанные с другими стилями мышления, могут вообще отсутствовать. Таким образом господствующий стиль мышления становится самоподдерживающим, а разработка иного стиля требует введения новой системы понятий с разъяснением их значения в терминах господствующего стиля.
Каждому человеку с детства внушается стиль мышления, принятый в обществе, среди которого он живет. «Русские люди так не поступают!» /© воспитательница детского сада — детям/. Это внушение идет как напрямую (взрослые учат детей — как себя вести), так и через культурные образы. В результате интроверт тратит свои умственные способности на то, чтобы играть «рубаху-парня» (как же иначе стать своим в компании?), спокойный и рассудительный человек всю жизнь симулирует эмоциональность (потому что ему с детства твердили: «нельзя быть таким бессердечным!») и т.п. Если это продолжается достаточно долго, то маска прирастает к лицу, привычка данного человека рассуждать не своими категориями закрепляется, и он перестает быть способным на что-либо, кроме следования принятому в обществе шаблону типа разговоров о погоде и т.п.
Последователи А.Аугустинавичюте изучили явление социальной маски и пришли к выводу, что маска является сочетанием нескольких психологических функций из соционической модели, и каждая из этих функций нарабатывается человеком в ущерб противоположной функции. Так, если интровертный логик пытается быть этиком и экстравертром, то и логика, и интровертность у него ослабляются. В результате, вместо личности с характерными особенностями (сильной логикой и интровертностью) получается человек «никакого» типа, серость: не этик и не логик, не экстраверт и не интроверт. Большинство людей как раз и являются такими серостями, наработавшими социальную маску в ущерб своей индивидуальности.
Если стиль мышления заложен генетически, то представители типов мышления, приветствуемых обществом, должны рождаться чаще, так как им проще в этом обществе выжить и передать соответствующие гены потомству. Таким образом господствующий стиль мышления может поддерживать сам себя.
Обратите внимание: в определении нелюдя фигурирует общество. Это значит, что понятие нелюдь относительно и зависит от особенностей общества, которое мы рассматриваем как место проживания нелюдя.
Но при этом у нелюдей во всех частях света есть общая черта — ослабление инстинкта стадной иерархии. Этим нелюди отличаются от общественных аутсайдеров, которые хотят быть такими как все, но у них не получается. Настоящий же нелюдь быть таким как все не хочет.
В то же время, одно лишь ослабление инстинкта стадной иерархии не делает человека нелюдем. Такой человек (назовем его нестадным человеком) вполне вписывается в общество и имеет в нем гораздо большие шансы преуспеть, сделать карьеру, чем обычные стадные люди, потому что именно стадный инстинкт побуждает человека «не высовываться», не стремиться достичь в обществе более высокого положения, чем предусмотрено его стадным рангом.
Предыдущие рассуждения могут навести некоторых нелюдей на мысль — переселиться в общество с культурой, соответствующей их стилю мышления. Однако, не все так просто: в большинстве случаев оказывается, что такого общества не существует и никогда не существовало в истории. Например, не известно ни одной архитектурно-географической (по Шпенглеру) цивилизации. Видимо, одни стили мышления более «общественные», чем другие, и поэтому основанные на таких стилях мышления общества чаще возникают или же более стабильны.
Таким образом, нелюдю приходится жить среди того общества, в котором он родился. И здесь нелюдь имеет определенные преимущества перед обычными людьми. Иной стиль мышления позволяет ему взглянуть на общество со стороны, увидеть те стереотипы и предрассудки, которые член общества не замечает и не осмысливает, поскольку не представляет себе жизни без них. А получив недоступную среднему человеку информацию о механизмах существования общества, нелюдь может этой информацией воспользоваться на практике: эксплуатировать вежливость, гуманность, предрассудки и суеверия людей для того, чтобы ими управлять и получать от них желаемое.
Однако, не следует отождествлять понятия нелюдь и нечеловек. Игра слов часто приводит к неверным логическим посылкам. Понятия люди и человеки не тождественны друг другу. Человеки — это представители вида Homo Sapiens, а люди — это человеки, объединенные в систему под названием общество. Слово человеки в русском языке малоупотребительно, и его обычно заменяют синонимичным, но не тождественным по значению словом люди, что вносит ошибку.
Было бы логичным четко разграничить значение слов «люди» и «человеки», а также ввести неологизм «людь» со значением единственного числа от слова «люди» — это снимет все подобные ошибки, сделает очевидным значение слова «нелюдь» и одновременно высветит факт, который люди хотели бы скрыть: человеки вовсе не обязаны быть людьми.
Значение слова «нелюди»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
НЕ’ЛЮДИ, употр. только им. п. (простореч.). То же, что «не люди»; дурные люди. Что за н. — доброго слова не скажут. Нешто мы нелюди? Даль.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: менингит — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Ассоциации к слову «нелюди»
Синонимы к слову «нелюди»
Предложения со словом «нелюди»
Цитаты из русской классики со словом «нелюди»
Сочетаемость слова «нелюди»
Какими бывают «нелюди»
Понятия со словом «нелюди»
Отправить комментарий
Дополнительно
Предложения со словом «нелюди»
Я даже запнулась о складку на ковровой дорожке. Здесь ещё нелюди водятся?
Даже виды нелюдей были подробно описаны и зарисованы, и я взял эту книгу, чтоб просмотреть перед сном.
– Прекратить бой!– Скомандовал я бойцам, и они с радостью убрали мечи, очистив их от крови нелюдей, в ножны.– Построиться в оборонительную шеренгу!
Синонимы к слову «нелюди»
Ассоциации к слову «нелюди»
Сочетаемость слова «нелюди»
Какими бывают «нелюди»
Правописание
Карта слов и выражений русского языка
Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.
Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.
Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.