Что значит слово недоросль в пьесе д и фонвизина
Значение слова «недоросль»
1. В 18 в. в России: молодой дворянин, не достигший совершеннолетия и не поступивший на государственную службу. Я жил недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками. Пушкин, Капитанская дочка.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
НЕ’ДОРОСЛЬ, я, м. 1. Молодой дворянин, не достигший совершеннолетия и не поступивший еще на государственную службу (истор.). Я жил недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками. Пшкн. 2. Глуповатый и простоватый юноша-недоучка из обеспеченной семьи [от комедии Фонвизина «Недоросль», ср. Митрофанушка].
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
не́доросль
1. истор. в XVIII веке в России — молодой дворянин, не достигший совершеннолетия и не поступивший на государственную службу
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: радиоэлектроника — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Смысл названия комедии «Недоросль» Фонвизина
Комедия «Недоросль». Художник Д. Дубинский |
Комедия «Недоросль» Фонвизина является выдающимся произведением русской литературы конца XVIII века.
Смысл названия комедии «Недоросль» Фонвизина
В «Недоросле» автор высмеивает недостатки дворянского образования конца XVIII века на примере недоросля Митрофана Простакова, 15-летнего ленивого, глупого и избалованного «маменькиного сынка».
Важно понимать, что слово «недоросль» во времена Фонвизина имело официальное значение. В XVIII веке «недорослями» называли молодых дворян, которые еще не получили свидетельства об образовании, без которого нельзя было поступить на службу.
Критика о названии комедии «Недоросль»
Но вместе с тем нарисованная в «Недоросле» картина по своему содержанию гораздо шире, чем просто показ дурного воспитания. Воспитание Митрофанушки выражается не только в том, что его плохо учат. Сама обстановка, в которой он растет, делает его таким, каков он есть. С самого раннего детства он окружен злыми примерами. Комедия заканчивается словами Стародума, указывающего на Простакову: «Вот злонравия достойные плоды!».
Пьеса о воспитании вырастает в пьесу о помещичьем, крепостническом злонравии, в первую у нас социальную комедию-сатиру.
(В. Н. Малинин, книга «Д. И. Фонвизин» под ред. В. И. Покровского, 1905 г.)
Пьеса «Недоросль» как комедия о воспитании
(Г. А. Гуковский, статья из книги «Недоросль. Фонвизин Денис Иванович», 1935 г.)
Смысл названия комедии Недоросль Фонвизина сочинение
Значение слова «недоросль»
Итак, попробуем разобраться, что означает слово «недоросль». Смысл названия комедии сложно определить, не понимая его значения. Первоначально так называли молодых дворян, которые еще не достигли совершеннолетия и не поступили на государственную службу. Второе значение появилось после выхода в свет комедии Фонвизина. Словом «недоросль» стали называть недалекого юношу, недоучку. Главный герой комедии, Митрофанушка, является олицетворением молодого человека, погрязшего в невежестве и глупости.
Имея представление о значении этого слова, смысл названия комедии Фонвизина «Недоросль» будет понять намного проще.
Вариант 2
По определению словаря, он дает два смысла слову «недоросль», которое автор использует, как название для своего произведения. Первый смысл передает название молодого дворянина, который еще не достиг возраста совершеннолетия и еще на начавший государственную службу.
Второй смысл передает сообщение о юноше, который не обладает большим умом, не доучившийся.
Название произведения подходит второй смысл, ведь главным героем является Митрофан, который является настоящим портретом недоросля, он полностью погряз в глупости и невежественном отношении к окружающим людям.
Мама с самого детства потакала всем желаниям ребенка, старалась угодить каждому его капризу. Поэтому он привык торговаться не только с прислугой, но и с собственной матерью, он не разговаривал с людьми, автор говорил, что он фактически «лаял» на окружающих. Это позволило ему в полной мере проявить себя. Няню он называет «старой хрычкой» и не ценит ее внимания. Он привык, что все в доме исполняют его желания, стараются потакать ему и исполнять все, что ему говорят.
Он не научился быть самостоятельным человеком, а зачем, если вокруг него множество людей, способных удовлетворить его любые потребности, он не умеет ухаживать за собой, он просто проводит время, наслаждаясь им. Поэтому он привыкает к тому, что его насущные потребности постоянно удовлетворяются. Ему нет нужды учиться самостоятельности.
Главный герой человек достаточно эгоистичный, он старается завоевать доверие окружающих людей, только если они занимают более высокое положение, чем сам герой. Как только меняется положение персонажа, так же и меняется его отношение к нему.
Поэтому спустя время название «Митрофан» становится именем нарицательным. Многие обращаются к другим, с таким обращением, как к людям, которые не готовы бороться за собственное счастье и благополучие. Они полны эгоизма, не готовы бороться за собственное счастье. Таким образом, название «Недоросль» Фонвизина говорит о человеке необразованном, не способном заботиться о себе, обреченном на непонимание. Завершающим аккордом становится то, что молодой человек отрекается от матери, которая остро нуждается в его помощи.
Он думает только о себе, у него нет чувства жалости и желания помочь окружающим, даже родному человеку, который воспитывал его на протяжении долгого времени, потакал всем его капризам. Но она сама виновата в воспитании сына.
Проблемы, поднятые в комедии
Название произведения является характеристикой целой эпохи и поднимает проблемы воспитания молодых дворян и обличает нравы, царящие среди представителей этого класса.
Фонвизин подобрал очень смелые и оригинальные художественные средства для написания пьесы «Недоросль». Смысл названия комедии помогает увидеть проблемы общества того времени.
Все сцены произведения наполнены беспощадной и едкой сатирой, обличающей жизненный уклад Простаковых и Скотининых.
Для контраста автор приводит диалоги положительных представителей дворянского общества, Правдина и Стародума, высказывания которых затрагивают в том числе вопросы, касающиеся нравов в государстве.
Итак, первая проблема, которая волнует Фонвизина, — это плачевное состояние моральных устоев общества. Через реплики Стародума и Правдина автор высказывает идею о том, что полная власть помещиков над крепостными и отсутствие должного примера со стороны высшего общества стали причиной полного произвола. Как результат — представители дворянского сословия забыли о своих обязанностях и классовой чести, что практически привело к вырождению класса.
Так освещена проблема деградации представителей дворянства в пьесе «Недоросль». Смысл названия комедии открывается более полно, если знать изъяны общества того времени.
Вторая проблема, которую поднимает автор, — это вопрос воспитания. Его Фонвизин очень подробно рассматривает в произведении «Недоросль». Смысл названия комедии во многом связан с пробелами в этой сфере. Сарказм Фонвизина, с которым он изображает сцену экзамена Митрофанушки, является приговором воспитанию Скотининых и Простаковых.
Эта проблема так сильно волнует автора по той причине, что речь идет о передовых членах общества. Плохо, что молодой дворянин, долг которого – служба Отечеству, воспитывается в отсутствии нравственных принципов при полном равнодушии родителей к интересам общества. У героя комедии, Митрофана, не было других желаний, кроме как погонять голубей, покушать и жениться.
Придворная жизнь является примером для такого воспитания, ведь дворяне давно забыли, что такое служение на пользу государства.
Сочинение 3
Комедия «Недоросль», написанная в 1781-82 годах, носит «говорящее» название. В нем отражена основная проблема, которую поднимает автор в произведении – недостатки воспитательной системы, характерные для дворянства 18 века.
До комедии Фонвизина слово «недоросль» не имело негативной окраски. В 1714 году Петром I был издан указ о необходимости поступления дворян на службу, гражданскую или военную. Для этого нужно было получить образование, подтвержденное свидетельством. Молодых дворян, которые еще не прошли обучение, и именовали недорослями.
После выхода комедии в свет само слово приобрело еще и осуждающее значение. Недоросль в произведении – Митрофан, юный дворянин, сын Простаковых. Его нельзя назвать образцовым юношей. Митрофан не желает получать образование, хотя родители все же нанимают для него учителей. Наука кажется юноше не только неинтересной и скучной, но и совершенно бесполезной. Он уверен, что дворянину грамота вовсе не нужна.
В произведении явно прослеживается, что основная проблема Митрофана – в воспитании. Его мать, госпожа Простакова, не имеет образования, но гордится этим, так как держит в своих руках управление всем имением. По мнению Простаковой, грамота в жизни не нужна, главными ценностями являются власть и деньги. В то же время она любит сына и излишне балует его.
Митрофан очень многое перенимает от матери. Он позволяет себе грубо разговаривать со слугами, стремясь показать свою власть, ценит в людях не ум и способности, а исключительно количество денег. Нежелание постигать науку, но в то же время готовность жениться и создать семью выдают в нем незрелость и глупость. Юноша смел на словах, но когда доходит до дела, оказывается несамостоятельным и неспособным на поступки. Даже к собственной матери Митрофан не относится уважительно.
В силу своего воспитания и неграмотности Митрофан кажется гораздо моложе своего настоящего возраста, зачастую выглядит избалованным и глупым ребенком. Он буквально «не дорос» до службы и чинов, до выхода во взрослую жизнь. Митрофана можно назвать недорослем как из-за отсутствия образования, так и в моральном отношении. Он невоспитан, груб, ведет себя заискивающе только с людьми, имеющими власть. Но стоит им этой власти лишиться, как случилось с Простаковой, Митрофан резко отталкивает их от себя. Юноша является недорослем также в гражданском смысле, так как не понимает своих обязанностей перед государством и не дорос до их выполнения.
Таким образом, Митрофан является собирательным образом молодых дворян 18 века, воспитанных в системе устаревших ценностей. Названием комедии автор отмечает важность проблемы воспитания на государственном уровне, ведь именно от таких «митрофанов» зависит будущее страны.
Идея комедии
Смысл названия комедии Фонвизина «Недоросль» станет более ясен, если обратиться к идее, которую заложил автор в своем произведении. Денис Иванович хотел показать, что «недоросль» навсегда останется «недорослем» и никогда не изменится, не будет развиваться нравственно и духовно.
Митрофанушка – это сатирический персонаж, который олицетворяет молодое поколение того времени. Позднее это имя стало нарицательным, но тем не менее стоит узнать, каково истинное значение имени Митрофан.
Сочинение на тему почему фонвизин назвал свою комедию недоросль
До того, как Фонвизиным была написана комедия «Недоросль», слово, заключенное в названии, не носило ругательный оттенок, а обозначало человека, не достигшего совершеннолетия (21 года). Фонвизин впервые употребил слово «недоросль» в переносном значении, и после постановки пьесы это слово начало ассоциироваться у многих с Митрофанушкой, главным действующим лицом комедии, а значит, с «маменькиным сынком», невежественным бездельником. Название комедии подразумевает не только Митрофанушку. Оно характеризует целую эпоху и охватывает ряд проблем, поднятых в комедии: прежде всего, проблему дворянского воспитания, а также тему нравов дворянства того времени. Идея, заложенная в названии и содержании комедии, такова: Фонвизин через образ Митрофанушки хотел показать, что «недоросль» так и останется «недорослем» в любом возрасте. Молодой человек, выросший в доме Простаковых в окружении Скотининых, получая образование у Цыфиркиных и Вральманов, никогда не будет учиться уму-разуму, расти нравственно и духовно. Митрофанушка – образ сатирический, характеризующий молодое поколение того времени. Позже это имя стало нарицательным, синонимом круглого невежды, ничего не знающего и ничего не желающего знать. В буквальном переводе Митрофан означает «являющий свою мать», то есть похожий на свою мать. Это яркий тип избалованного «маменькиного сынка», выросшего в невежественной среде крепостнического дворянства. Домашняя обстановка и нелепое, уродливое воспитание духовно погубили и развратили его. Митрофан не лишен ума и сообразительности, но положительные его качества принимают знак «минус», он использует их не для выполнения заданий по математике, например, а исключительно для собственной выгоды. Он прекрасно видит, что полновластной хозяйкой в доме является его мать, и он подлаживается к ней, прикидывается нежно любящим ее сыном или пугает ее угрозой утопиться, если не уберегут его от кулаков дядюшки и будут мучить чтением часослова. Лень пронизывает всю жизнь Митрофанушки. Он не желает учиться, не хочет ничего делать, и даже собственную женитьбу видит как способ избавится от учителей и уроков: «Не хочу учиться – хочу жениться!» – заявляет он маменьке. Основная проблема воспитания того времени – недостаток самостоятельности. Будущие взрослые Митрофанушки знают, что все за них сделают родители или родственники: накормят, выучат, женят. А зачем тогда вообще учиться наукам и думать своей головой? Наиболее точно эту проблему Фонвизин высказывает устами Стародума: «Что для отечества может выйти из Митрофанушки, за которого невежды-родители платят еще и деньги невеждам-учителям? Сколько дворян-отцов, которые нравственное воспитание сынка своего поручают своему рабу-крепостному? Лет через пятнадцать и выходят вместо одного раба двое: старый дядька да молодой барин». К сожалению, даже если дворянский ребенок наделен от природы умом, способностью здраво мыслить и рассуждать, эти качества будут загублены на первых порах взросления усилиями родителей и учителей. Фонвизин ставит тему воспитания как важный общественный и политический вопрос: надо воспитывать дворян как граждан, как передовых и просвещенных деятелей страны, а не как нахлебников, невежд и барчуков. Таким образом, название комедии охарактеризовывает целое поколение дворянских детей в лице Митрофанушки, «жертвы» своего времени. У зрителей возникает закономерный вопрос: кто виноват, что делать? Просмотрев или прочитав комедию, начинаешь понимать, что виновата среда, в которой растут и образовываются будущие дворяне, и решить эту проблему в одночасье невозможно. Взрослые «недоросли», к сожалению, встречаются и в 21 веке. Однако, выход из этой ситуации прост, на первый взгляд, но сложен в реализации: учиться, не лениться и быть самостоятельным, а не надеяться на помощь со стороны.
Значение имени главного героя
Имя Митрофан буквально переводится на русский как «являющий свою мать», а значит, подобен ей. Так и есть. Мать мальчика — лидер в семье, именно на нее он стремится быть похожим. Митрофанушка не лишен природного ума, сообразительности, но использует эти качества исключительно в собственных интересах. Он маменькин сынок. Митрофанушка избалованный, вздорный, капризный.
Смысл названия пьесы «Недоросль» открывается в еще большей степени после осознания того, что имя подобрано автором не случайно.
Актуальность проблемы образования
Чтобы понять, насколько актуальна проблема образования, которую поднимает Фонвизин в своем произведении, нужно понимать, что происходит в современном обществе.
Смысл названия комедии «Недоросль»
сочинение по литературе 8 класса
Определение понятия недоросль
Традиционно понятие недоросль обозначало молодого дворянина, лет 16-и, не поступившего на государственную службу. После появления пьесы Д.И. Фонвизина «Недоросль», это слово стало получило второе значение – глупого юноши, недоучки.
Комедия о недоросли несет в себе не только идею высмеивания недостатков молодого поколения, но и тревогу за будущее родины, за которое будут ответственны именно нынешние недоросли, подрастающие крепостники, погрязшие в глупости и невежестве.
Митрофан как представитель подрастающего поколения
Митрофан вырос эгоистичным и деспотичным ребенком, не несущим ответственности за свое поведение и поступки. С самого детства он научился грубости в обращении с окружающими людьми. Он не разговаривал, а лаял, причем не только на обслугу, но и на родную мать. Он не ценит доброго отношения к себе и заботы няни Еремеевны. По его мнению, все, что она делает для него – само собой разумеющееся.
Он смел и дерзок на словах, но многие смешные ситуации показывают его трусость и несамостоятельность. Корысть и эгоизм – основные качества Митрофана. Он умеет подстраиваться под меняющиеся обстоятельства – в зависимости от положения человека меняется его общение с ним. Мать для него не значит ничего – как только она теряет власть над ситуацией, он легко отказывается от нее.
Причины невежества Митрофана
Сын отрекся от матери в тяжелое для нее время. Для Простаковой это стало настоящим ударом. Такая ситуация в некоторой степени вызывает чувство жалости по отношению к героине. Но в этом только ее вина – Митрофан является результатом ее воспитания.
Именно с матери он брал пример общения с людьми – относиться к ним не как к личностям, а как к предметам. Самостоятельность развиться в нем не могла, так как в любой ситуации на помощь ребенку прибегали Еремеевна и Простакова. Отсюда и неблагодарность, и неумение жить, и нежелание учиться юноши.
Заключение
После появления пьесы «Недоросль» в печати имя Митрофанушка становится нарицательным. Оно обозначает глупость, грубость и человеческую лень. Такие люди будут во все времена, поэтому комедия Фонвизина не теряет актуальности и в наше время.
Смысл названия комедии Д. И. Фонвизина “Недоросль”
Словарь дает два определения слову “Недоросль”. Первое – “это молодой дворянин, не достигший совершеннолетия и не поступивший на государственную службу”. Второе – “глуповатый юноша – недоучка”. Я думаю, что второе значение у этого слова появилось благодаря образу недоросля – Митрофанушки, который создал Фонвизин.
Ведь именно Митрофан олицетворяет обличение полрастающих крепостников, которые с головой погрязли в глупости и невежестве.
Мать, которая потакала всем желаниям своего ребенка – воспитала из
Позволял себе грубо разговаривать н етолько с прислугой, но и с родной матерью. У этого человека, если его можно так назвать, настоящий крысиный характер. Свою старую няну Еремеевну он обзывает “старой хрычовкой”, хотя та все время оберегает его от опасностей, убирает за ним, кормит его. Митрофан этого уже не замечает.
Для него все так и должно быть.
На словах он смелый. ОБидеть кого-то для него – раз плюнуть. Вот на
Митрофан жутко труслив и несамостоятелен. Хотя зачем ему быть самостоятельным? Ведь “под рукой” всегда есть мама, няня или учителя.
Митрофан очень корыстный и эгоистичный. В зависимости от смены занимаемого людьми положения, меняется и отношение к ним Митрофана. Он живет только по такому принципу. Даже мать н ежалеет он и теряет к ней интерес, лишь только у нее отбирают власть: “Да отвяжись, матушка, как навязалась!”.
С этими словами любимый сынотказываетсЯ от матери в тяжелую для нее минуту. Конечно, мн ежалко героиню Простаковой, но ведь она сама развила и воспиталав Митрофане такое отношение к людям и к себе, в конце концов, она получила то, что заслуживала.
Я думаю, что именно после выхода комедии “Недоросль в свет, имя Митрофана стало нарицательным. Теперь “митрофанами” мы можем смело назвать глупого, грубого и ленивого человека, а таких в наше время, к сожалению, тоже немало. Именно благодаря таким “митрофанам “”Недоросль” остается таким популярным и актуальным и в наше время. Это произведение может заставить нас думать и делать выводы.
А не являюсь ли таким человеком и я?…