Что значит слово классы
Класс – что означает? Определение, значение, примеры употребления
Ищешь, что значит слово класс? Пытаешься разобраться, что такое класс? Вот ответ на твой вопрос:
Значение слова «класс» в словарях русского языка
Класс это:
класс (от — группа) в классификации — группа предметов или явлений, обладающих общими признаками.
Класс
I м.Социальная группа лиц, определяющаяся положением, которое она занимают в системе общественного разделения труда и распределения общественного богатства, прибыли и т.п. II м.
1.совокупность, группа предметов или явлений, обладающих общими признаками.
2.Подразделение учащихся одного года обучения в школе. отт. Подразделение учащихся в специальном учебном заведении, обучающихся у определенного преподавателя или изучающих определенный предмет.
3.Группа учащихся школы, обучающихся совместно. III м.Комната в школе, в которой происходят учебные занятия. IV м.Высокий уровень владения чем-либо; квалификация, выучка. V м. устар.Учебные занятия; урок.
Класс
Класс
1. м. Социальная группа лиц, определяющаяся положением, которое они занимают в системе общественных отношений.
2. м.
1) Совокупность, группа предметов или явлений, обладающих общими признаками; разряд, категория.
2) а) Подразделение учащихся одного года обучения в школе. б) Подразделение учащихся в специальном учебном заведении, обучающихся у определенного преподавателя или изучающих определенный предмет. в) Группа учащихся школы, обучающихся совместно. г) Комната в школе, в которой происходят учебные занятия.
3) перен. Степень, ступень, уровень подготовленности в чем-л.
4) устар. Урок, учебные занятия.
Класс
Класс
Класс
1 большая группа людей с определенным положением в исторически сложившейся системе общественного производства и с определенной ролью в общественной организации труда, объединенная одинаковым, обычно законодательно закрепленным, отношением к средствам производства, к распределению общественного богатства и общностью интересов Рабочий к. Эксплуататорские классы. Антагонистические классы (в эксплуататорском обществе). Дружественные классы (в социалистическом обществе). класс 2 В различных классификациях: категория, подразделение К. млекопитающих. Классы морских судов. Каюта первого класса. класс 2 школьная комната для занятий Просторные классы. Уборка класса. класс 2 степень, уровень чего-нибудь, ранг N1 Специалист высшего класса. Международный к. Игра высокого класса. Показать к. в игре (хорошую игру; разг.). класс 2 группа учеников, учащихся одного и того же года обучения или (в некоторых специальных учебных заведениях) проходящая один и тот же предмет Начальные, старшие классы. Ученик первого класса. К. фортепьяно, рояля (в консерватории: факультет или одно из подразделений факультета). Окончить консерваторию по классу вокала. класс 2 В математике: == множество N2
Класс
в логике и математике — то же, что множество, т. е. произвольная (конечная или бесконечная) совокупность предметов, выделенных по какому-либо признаку и просто перечисленных. Предметы, образующие класс, называются его элементами; понятие класса возникает как абстракция от природы и порядка элементов. Абстрактные классы и операции над ними изучаются в логике классов и в ее математической модификации — множеств теории. — (от лат. classis — разряд, группа), одна из высших таксономических категорий (рангов) в систематике животных и растений. В классы (иногда — сначала в подклассы) объединяют родственные отряды (животных) или порядки (растений). Напр., отряды грызунов, насекомоядных, хищных и т. д. составляют класс млекопитающих. Классы, имеющие общий план строения и общих предков, образуют типы (животных) или отделы (растений).
Класс
1. м. Социальная группа лиц, определяющаяся положением, которое они занимают в системе общественных отношений.
2. м.
1) Совокупность, группа предметов или явлений, обладающих общими признаками; разряд, категория.
2) а) Подразделение учащихся одного года обучения в школе. б) Подразделение учащихся в специальном учебном заведении, обучающихся у определенного преподавателя или изучающих определенный предмет. в) Группа учащихся школы, обучающихся совместно. г) Комната в школе, в которой происходят учебные занятия.
3) перен. Степень, ступень, уровень подготовленности в чем-л.
4) устар. Урок, учебные занятия.
Класс
(ас), класса, м. (латин. classis).
1. Социальная группа, часть общества, объединенная общностью интересов вследствие одинакового отношения к средствам производства и противостоящая другим социальным группам в силу противоложности экономических интересов. Классами называются большие группы людей, различающихся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большею частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а, следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, к-рой они располагают. Ленин. Рабочий класс. Ликвидировать кулака как класс.
2. группа учащихся средней школы, проходящих в течение года совместно одну общую программу. Наш класс идет на экскурсию. || группа учащихся художественной школы, занимающаяся под руководством определенного преподавателя или проходящая определенный предмет. Пианисты класса Игумнова. Класс декламации. Класс композиции. || подразделение в системе школьного курса, соответствующее году обучения. Ученик перешел в 5-й класс.
3. Комната, в к-рой происходят учебные занятия одной группы учащихся. Ребята вышли из класса в коридор. В новом здании школы были устроены светлые, большие классы.
4. Урок (устар.). Не шевельнул он ни глазом ни бровью во всё время класса, как ни щипали его сзади. Гоголь. было воскресенье, и классов не было. Достоевский. Ходить в классы (на уроки). || только мн. Школа (устар.). Мореходные классы.
5. Разряд, подразделение, отдельная группа. При статистическом обследовании промышленные предприятия были разделены па 2 класса: до 100 рабочих и свыше 100 рабочих. || Одно из оплачивается по определенному тарифу и к-рые оборудованы с определенной степенью удобства (дореволюц. и загр.). Билет первого класса. Вагон третьего класса.
11. Совокупность цифр трех соседних разрядов числа (мат.). Первый класс составляют единицы, десятки и сотни.
12. только мн. Детская игра, состоящая в том, что на земле рисуют фигуру, разделенную на клетки, и прыгают на одной ноге, стараясь протолкнуть носком камушек из одной клетки в другую.
Класс
(classis) в биологии таксономическая категория, объединяющая родственные отряды животных или порядки растений.
Класс
КЛАСС
Полезное
Смотреть что такое «КЛАСС» в других словарях:
класс — класс, а … Русский орфографический словарь
класс — класс/ … Морфемно-орфографический словарь
КЛАСС — (в логике и математике) 1) понятие, присущее всем элементам некоторой совокупности объектов; 2) совокупность выделенных по некоторому признаку объектов, мыслимая как целое. Понятие К. (множества) обычно относят к числу простейших, неопределяемых… … Философская энциклопедия
Класс! — Класс! … Википедия
КЛАСС — (лат. classis порядок.). 1) разряд однородных предметов. 2) собрание учеников для учебных занятий, а также помещение и самое время, назначенное для урока. 3) степень в государственной службе. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского… … Словарь иностранных слов русского языка
класс — сущ., м., употр. часто Морфология: (нет) чего? класса, чему? классу, (вижу) что? класс, чем? классом, о чём? о классе; мн. что? классы, (нет) чего? классов, чему? классам, (вижу) что? классы, чем? классами, о чём? о классах 1. Классом называют… … Толковый словарь Дмитриева
КЛАСС! — КЛАСС! … Википедия
класс — а; м. [от лат. classis разряд] 1. (чего) В научной терминологии: совокупность, группа предметов или явлений с общими признаками; разряд, категория. К. млекопитающих. К. земноводных. К. двудольных растений. Плавать на судах различных классов.… … Энциклопедический словарь
класс — См. разряд … Словарь синонимов
Классы – что означает? Определение, значение, примеры употребления
Ищешь, что значит слово классы? Пытаешься разобраться, что такое классы? Вот ответ на твой вопрос:
Значение слова «классы» в словарях русского языка
Классы это:
Классы
I мн. устар.Специальная школа; училище. II мн. устар.Детская игра, по правилам которой, прыгая на одной ноге, нужно провести ею камешек, черепок и т.п. по начерченной на земле фигуре, разделенной на клетки, из одной клетки в другую, стараясь не ступить при этом на разделительные линии; классики.
Классы
1. мн. устар. Специальная школа, училище.
2. мн. устар. То же, что: классики.
Классы
Классы
детская игра — прыжки по расчерченным на земле клеткам Играть в к.
Классы
Классы
1. мн. устар. Специальная школа, училище.
2. мн. устар. То же, что: классики.
Классы
1966. Социальный состав интеллигенции неоднороден. Её верхушка (например, управляющие и т.д.) срастается с господствующим классом;часть интеллигенции, занятая так называемыми профессиями ‘свободного труда’, близка по своему положению к средним слоям общества. В то же время все более значительная часть интеллигенции и служащих утрачивает свое прежнее положение привилегированного слоя общества и сближается по своему положению с рабочим классом. Служащие и инженерно-технические работники в большей, чем раньше, степени пополняются не за счёт ‘верхов’ общества, а за счёт трудящихся — не только мелкой буржуазии, но и пролетариата. Сокращается разрыв между заработной платой рабочих и жалованием массы служащих. Мелкий, а часто и средний служащий оплачивается не лучше рабочего. Наконец, значительная часть инженерно-технического персонала утрачивает свою командную роль ‘обер’ и ‘унтер’-офицеров капитала, поскольку автоматизация и механизация производства сами определяют принудительный ритм производственного процесса. Изменения в социальной структуре капитализма создают предпосылки для все более тесного союза рабочего класса с широкими слоями трудящихся города и деревни. Сближение интересов крестьянства, городских средних слоев и интеллигенции с интересами рабочего класса способствует, как отметило международное Совещание коммунистических и рабочих партий (
1969), сужению социальной базы монополий и открывает возможности для создания широкого союза всех антимонополистических и антиимпериалистических сил. Ведущей силой в этом союзе выступает рабочий класс, который всё больше становится центром притяжения всех трудящихся слоёв населения, При оценке исторической роли каждого К. марксизм-ленинизм исходит из анализа его объективного положения в системе общественного производства, его условий жизни. Этим определяются его классовые интересы, которые, будучи осознаны, находят более или менее отчётливое выражение в его идеологии. Всемирно-историческая миссия рабочего класса определяется его положением в системе капиталистического производства и заключается в уничтожении буржуазного общества и создании бесклассового коммунистического общества. На протяжении тысячелетий существование К. было исторически необходимым. Оно было обусловлено, как отметил Ф. Энгельс, относительной неразвитостью производительных сил, когда развитие общества могло осуществляться лишь при закабалении массы трудящихся; при этом условии привилегированное меньшинство могло заниматься государственными делами, науками, искусствами и т.д. В связи с огромным ростом производительности труда, достигнутым крупной капиталистической промышленностью, возникли материальные предпосылки для уничтожения К. Существование какого бы то ни было господствующего эксплуататорского К. не только стало излишним, но превратилось в прямое препятствие для дальнейшего развития общества. Уничтожение К. возможно лишь путём завоевания пролетариатом политической власти и коренного преобразования экономического строя. Для уничтожения эксплуататорского строя необходимо ликвидировать частную собственность на средства производства и заменить её общественной собственностью. ‘Уничтожить классы — это значит поставить всех граждан в одинаковое отношение к средствам производства всего общества, это значит — все граждане имеют одинаковый доступ к работе на общественных средствах производства, на общественной земле, на общественных фабриках и так далее’ (Ленин В. И., там же, т. 24, с.
363). К. нельзя уничтожить сразу, они продолжают существовать в течение длительного времени и после свержения власти капиталистов. В переходный период от капитализма к социализму в странах, где экономический строй является многоукладным, существуют три К.: рабочий класс, связанный главным образом с социалистическим укладом хозяйства, трудящееся крестьянство, связанное в своем подавляющем большинстве с мелкотоварным укладом хозяйства (основные К.), и капиталистические элементы города и деревни, связанные с частнокапиталистическим укладом хозяйства (неосновной, второстепенный К.). В результате победы социалистических форм хозяйства ликвидируются все эксплуататорские К. и коренным образом изменяется классовая структура общества. Однако, как показывает опыт, и на ступени социализма сохраняются известные классовые различия между рабочим классом и крестьянством. Эти различия связаны с наличием двух форм социалистической собственности: государственной общенародной и кооперативно-колхозной, существование которых обусловливается в свою очередь неодинаковой степенью обобществления производства, развития производительных сил в промышленности и сельском хозяйстве. Ещё не преодоленные существенные различия между городом и деревней, умственным и физическим трудом отражаются в социальной структуре общества, которое состоит из рабочего класса, кооперированного крестьянства, служащих и интеллигенции. Рабочий класс в условиях развитого социализма является самым многочисленным К. общества. Его удельный вес в населении СССР возрос с 14,6% в 1913 до 33,5% в 1939 и 59,8% в
1972. Рабочий К. играет ведущую роль в обществе, обусловленную, во-первых, тем, что он трудится на предприятиях, находящихся во всенародной собственности, представляющих наиболее высокую форму социалистического хозяйства. Во-вторых, рабочий класс составляет основную массу работников индустрии, которая является ведущей силой всего народного хозяйства. В-третьих, рабочий класс обладает наибольшим революционным опытом, закалкой, организованностью. Ведущая роль рабочего класса возрастает вместе с ростом его численности, общей культуры, образования, политической активности. Удельный вес рабочих, имеющих среднее и высшее образование, возрос в СССР с 8,4% в 1939 и 39,6% в 1959 до 64% в
1972. В отличие от рабочего класса, численность колхозного крестьянства сокращается (с 47,2% в 1939 до 19,3% в
1972). Однако в условиях социализма это не является результатом пролетаризации и разорения крестьянства, наоборот, его благосостояние растет. Механизация сельского хозяйства рост технической вооруженности труда высвобождают излишки рабочей силы в деревне и вместе с тем изменяют характер труда крестьянина, делают его более производительным, сближают его с трудом рабочего. Удельный вес лиц с высшим и средним образованием среди колхозников составлял в 1939 всего 1,8%, в 1959-22,6% и в 1972-44%. Общая социалистическая основа, на которой базируют своё существование рабочий класс и крестьянство, растущий уровень обобществления труда в деревне обусловливают неуклонное сближение этих классов. Социализм ускоряет рост численности работников умственного труда и обусловливает сближение между работниками физического и умственного труда. С 1926 по 1971 число работников, занятых преимущественно умственным трудом, возросло в СССР более чем в 10 раз. Удельный вес служащих в населении СССР возрос с 2,4% в 1913 до 16,7% в 1939 и 20,9% в
1972. В условиях социализма интеллигенция стала подлинно народной, она пополняется в растущей степени из среды рабочих, крестьян и др. слоев трудящихся и отдаёт свою творческую энергию делу народа. Существование при социализме классовых и социальных различий делает необходимым точный учет в политике как интересов всего народа, так и интересов составляющих его классов и социальных групп. Сама природа социализма обусловливает постепенное сближение всех этих групп и стирание различий между ними. Этот процесс развертывается, прежде всего, в результате экономического и культурного подъема деревни, превращения сельскохозяйственного труда в разновидность индустриального. Рост обобществления труда в колхозах, развитие экономических связей между колхозами и государственным сектором ведут к сближению колхозной собственности с общенародной. В то же время на базе соединения научно-технической революции с преимуществами социализма идет процесс сближения труда физического с умственным. Таким образом, в процессе строительства развитого социалистического общества и его перерастания в коммунизм общество становится всё более социально однородным. Этот объективный процесс, однако, не развёртывается стихийно, а в огромной мере зависит от политики партии, которая направляет в одно общее русло деятельность всех социальных групп. Успехи в решении исторической задачи уничтожения эксплуататорских К. практически опровергли утверждения буржуазных идеологов о ‘вечности’ частной собственности, ‘естественности’ разделения общества на господствующих и подчинённых. Буржуазные теории К. обычно характеризуются антиисторическим подходом. Так, например, сторонники биологических теорий утверждают, что в основе деления общества на К. лежат различная биологическая ценность людей, различия в происхождении, расовой принадлежности. Для большинства буржуазных теорий характерно отрицание материальных основ разделения общества на К. Представители психологической теории определяют К. как группы людей с одинаковой психикой, одинаковым восприятием внешней среды, эмоциями и т.д. Буржуазные социологические теории стремятся либо затушевать различия между К., либо наоборот, объявить их естественными и неустранимыми. Многие буржуазные социологи утверждают, что сам пролетариат ‘исчез’, растворился в ‘среднем классе’. Однако в действительности никакого ‘среднего класса’ не существует; есть многочисленные промежуточные слои, которые не образуют единого класса. Их существование отнюдь не ведет к выравниванию положения противоположных К. Столь же несостоятельны попытки подменить разделение общества на противоположные К. делением его на множество слоев (‘страт’), различающихся между собой по роду занятий, доходам, месту жительства и др. признакам. Марксизм-ленинизм, разумеется, не отрицает существования в обществе наряду с классами и других социальных слоев и групп. Однако их место и роль могут быть поняты лишь при учете того, какое место они занимают в классовой структуре общества и в борьбе между К. Классовые противоположности нельзя заслонить профессиональными, культурными и другими различиями. Эти противоположности исчезают только в результате коренного изменения отношений производства, революционного ниспровержения устоев капиталистического общества и создания нового, социалистического общества.Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Манифест Коммунистической партии. Соч., 2 изд., т. 4; Маркс К., Введение. (Из экономических рукописей 1857-1858 годов), там же, т. 12; его же, Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта, там же, т. 8; его же, Капитал, т. 1-3, там же, т. 23-25; его же, Теории прибавочной стоимости (IV т. ‘Капитала’), там же, т. 26 (ч. 1-
3); Энгельс Ф., Анти-Дюринг, там же, т. 20; его же, Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии, там же, т. 21, гл. 4; его же, Происхождение семьи, частной собственности и государства, там же; его же, Общественные классы — необходимые и излишние, там же, т. 19; Ленин В. И., Что такое ‘друзья народа’ и как они воюют против социал-демократов, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 1; его же, Экономическое содержание народничества и критика его в книге г. Струве, там же, т. 1; его же, Ещё одно уничтожение социализма, там же, т. 25; его же, Карл Маркс, там же, т. 26; его же, Государство и революция, там же, т. 33; его же, Великий почин, там же, т. 39; его же, Экономика и политика в эпоху диктатуры пролетариата, там же; его же, Детская болезнь ‘левизны’ в коммунизме, там же, т. 41; Программа КПСС, М., 1972; Материалы XXIV съезда КПСС, М., 1971; Международное совещание коммунистических и рабочих партий, Прага, 1969; Торез М., Понятие класса и историческая роль рабочего класса, ‘Коммунист’, 1963, | 6; Солнцев С. И., Общественные классы, 2 изд., Л., 1923; Семенов В. С., Проблема классов и классовой борьбы в современной буржуазной социологии, М., 1959; его же, Капитализм. и классы, М., 1969; Грант Э., Социализм и средние классы, пер. с англ., М., 1960; Варга Е., Капитализм двадцатого века, М., 1961; Шнеерсон А. И., Городские средние слои при капитализме, М., 1961; Ааронович С., Правящий класс [в Англии], пер. с англ., [М.], 1962; Глезерман Г. Е., Исторический материализм и развитие социалистического общества, 2 изд., М., 1973, гл. 4; Проблемы изменения социальной структуры советского общества, М., 1968; Классы, социальные слои и группы в СССР, М., 1968; Руткевич М. И., Филиппов Ф. Р., Социальные перемещения, М., 1970; Иноземцев Н. Н., Современный капитализм: новые явления и противоречия, М., 1972; Научный коммунизм и фальсификация его ренегатами, М.,
Значение слова класс
Словарь Ушакова
2. Группа учащихся средней школы, проходящих в течение года совместно одну общую программу. Наш класс идет на экскурсию.
| группа учащихся художественной школы, занимающаяся под руководством определенного преподавателя или проходящая определенный предмет. Пианисты класса Игумнова. Класс декламации. Класс композиции.
| подразделение в системе школьного курса, соответствующее году обучения. Ученик перешел в 5-й класс.
3. Комната, в которой происходят учебные занятия одной группы учащихся. Ребята вышли из класса в коридор. В новом здании школы были устроены светлые, большие классы.
| только мн. Школа (устар.). Мореходные классы.
5. Разряд, подразделение, отдельная группа. При статистическом обследовании промышленные предприятия были разделены па 2 класса: до 100 рабочих и свыше 100 рабочих.
оплачивается по определенному тарифу и которые оборудованы с определенной степенью удобства (дорев. и загр.). Билет первого класса. Вагон третьего класса.
11. Совокупность цифр трех соседних разрядов числа (мат.). Первый класс составляют единицы, десятки и сотни.
12. только мн. Детская игра, состоящая в том, что на земле рисуют фигуру, разделенную на клетки, и прыгают на одной ноге, стараясь протолкнуть носком камушек из одной клетки в другую.
Современный экономический словарь. 1999
1) все опционы на покупку и продажу одной и той же ценной бумаги (одного вида ценных бумаг).
2) понятие марксистской экономической теории; большая группа участвующих в общественном производстве людей, характеризуемая такими признаками, как общность вида трудовой деятельности, форм собственности на средства производства, способа Получения дохода, меры свободы выбора трудовой деятельности, степени участия в управлении. Например, рабы, помещики, капиталисты, рабочие, крестьяне.
Начала Современного Естествознания. Тезаурус
(от лат. classis — разряд) — термин для обозначения множества элементов, обладающих некоторыми свойствами, признаками; в биологии — одна из высших систематических категорий, или таксонов, объединяющих родственные отряды животных или порядки растений, например, класс млекопитающих, класс птиц и т. д.
Антропологический толковый словарь
Таксономическая категория, рангом выше отряда и ниже типа.
Педагогический терминологический словарь
3. Годичный план обучения с указанием изучаемых дисциплин и распределением времени между ними (см. Учебный план).
4. Учебное помещение в школе, специально оборудованное и удовлетворяющее санитарно-гигиеническим требованиям. Классные помещения в школе распределяются в соответствии со ступенями обучения. Начальное обучение наиболее целесообразно организовывать только в отдельных классах. В крупных школах для учащихся средней ступени выделяются отдельные К., в первую очередь для преподавания тех предметов, по которым проводятся ежедневные занятия (русский язык, литература, математика). Для учащихся средней и старшей ступени предусмотрена кабинетная система организации занятий (см. Кабинет).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 120)
Справочный Коммерческий Словарь (1926)
разряд или группа однородных предметов (см. классификация).
Гаспаров. Записи и выписки
♦ (Символизм в общественном мнении) «за успешность был переведен из класса мещан в класс индивидуалистов…» (Б. Томаш., «Форм. метод», в «Совр. лит.», 1925, 145).
♦ Гражданская война началась и кончилась крахом классового чувства перед национальным: началась чехословаками, а кончилась Польшей.
Словарь экономических терминов
все опционы на покупку и продажу одной и той же ценной бумаги (одного вида ценных бумаг).
Словарь охотничьих терминов и выражений
разряд, устанавливаемый жюри кровным собакам на выставках.
Глоссарий телекоммуникационных терминов
Перечень параметров электропроводной линии / канала, определяемый международными и европейскими стандартами градация приложений по эффективной полосе частот, требуемой для их работы.
Философский словарь (Конт-Спонвиль)
Множество элементов, входящее в более широкое множество, в частности – множество индивидуумов, как правило различаемых по профессиональному или имущественному признаку, входящих в общество. В этом смысле классы представляют собой абстракцию (существуют только индивидуумы), но вполне законную (изолированный индивидуум – тоже не более чем абстракция; он существует только в совокупности с другими индивидуумами) и полезную абстракцию. Понятие класса дает возможность лучше разобраться в неизмеримо сложной сущности социума. Теоретический анализ при этом помогает добиться целей, которые ставит перед собой политическая или профсоюзная борьба. Для лучшего понимания необходимо разделение; для эффективных действий – объединение. Научный анализ в данном случае встает на службу солидарности.
Понятие класса многим обязано Марксу, который считал классовую борьбу «двигателем» истории и ее основной реальностью, начиная с разделения труда и заканчивая пришествием коммунизма. То, что этот двигатель – единственный, представляется сомнительным, как и вероятность того, что классовая борьба рано или поздно исчезнет. С какой стати всем членам общества иметь одни и те же интересы? И разве эти интересы не должны определяться, во всяком случае частично, тем местом, которое каждый из них занимает внутри общества? Так стоит ли надеяться на исчезновение конфликтов, столкновений, необходимости выяснять соотношение сил и компромиссов? Представители буржуазии в основном голосуют за правых – и тем настойчивей, чем они богаче; рабочие голосуют за левых – и тем тверже, чем они организованнее и менее подвержены ксенофобии; и никто на свете не убедит меня, что они делают это просто так, по привычке или в результате какого-то ослепления. И если в наше время «среднему классу» все успешнее удается гарантировать победу центристских сил (на протяжении последней четверти века во Франции у власти поочередно оказываются либо правоцентристские, либо левоцентристские партии), я никогда не поверю, что единственная причина этого – в пристрастии людей к «золотой середине».
Ошибка Маркса не в том, что он ввел понятие классовой борьбы, а в том, что он полагал, будто классовой борьбе может прийти конец, и мечтал о создании однородного, умиротворенного общества (коммунистического и бесклассового общества, в котором не останется нужды в государстве). Из-за этой утопии погибло больше людей, чем из-за самой классовой борьбы, которая побуждает жить, а не убивать, и действовать, а не мечтать.
Ошибка многих сегодняшних либералов в том, что они полагают, будто классовая борьба уже закончена и под анонимной и благотворной дланью рынка остались только индивидуумы, связанные отношениями соперничества и солидарности. Эта антиутопия не менее убийственна, хотя она убивает скорее на расстоянии (нищета оказывает свое убийственное воздействие в основном в странах третьего мира) и не так открыто. Но это еще не причина, чтобы с ней мириться.
Оставаться верным марксизму, в том числе против самого Маркса и тем более против тех, кто спешит похоронить его идеи, значит хранить убеждение, что с классовой борьбой не может быть покончено, что следует стремиться не к ее уничтожению, а к ее организации, регулированию и использованию. Этому и служат государство, профсоюзы и партии. Иного пути к прогрессу нет и быть не может. Зачем еще нужен двигатель, если не для того, чтобы двигаться вперед?
Историко-этимологический словарь латинских заимствований
1) Совокупность, разряд, группа предметов или явлений, обладающих общими признаками;
2) биол. одна из высших систематических категорий, объединяющих родственные отряды животных или порядки растений; мат. совокупность цифр трех соседних разрядов числа;
3) технический разряд, присваиваемый судам или самолетам в зависимости от типа постройки и оборудования;
4) тип кают теплохода, парохода (ранее также тип вагонов поезда), оборудованных с определенной степенью удобств, проезд в котором оплачивается по соответствующему тарифу;
5) постоянный (в пределах учебного года) коллектив учащихся в началной и средней школе, занимающийся по единой учебной программе;
6) школьное помещение, в котором проходят учебные занятия;
7) в некоторых специальных учебных заведениях – группа учащихся, специализирующихся по какому-л. предмету;
8) степень, уровень, в зависимости от которого определяется место в ряду других подобных; степень подготовленности к чему-л., квалификации в какой-л. области, деле, занятии; разг. вообще высокий уровень владения чем-л., мастерство в какой-л. области;
9) определенная степень чина в табели о рангах в дореволюционной России; степень некоторых гражданских званий. –
► лат. classis «1) разряд, класс (римского населения); перен. разряд; 2) группа, школьный класс». Заимств. из фр. classe, нем. Klaβe «1) чин, ранг, сословие; 2) род предметов, явлений; 3) школьный класс» (Шан., 145-146; Бирж., 369).
Употребляется с конца XVII – начала XVIII вв. в значениях «разряд, класс, сословие» (ДРС, VII, 153). Впервые фиксируется в Рос. Цел. (621).
В значении «школьной класс» известно с конца первого десятилетия XVIII в. (Бирж., 369). Фиксируется в Сл.Яновск. (II, 226). С момента принятия Петром I «Табели о рангах» слово класс приобретает значение «служебно-чиновный разряд», сохранявшееся до революции 1917 г. (Сл.Кург., 397). С 20-х годов ХVIII в. слово класс находит применение в научной сфере – «разряд, род предметов, явлений» (Бирж., 369). Фиксируется в СА 1847 (II, 173).
В последней трети ХVIII в. под влиянием французского источника слово класс наполняется социальным смыслом, в этот период на его семантику оказывает влияние и русское слово «состояние» (Шан., VIII, 146).
В ХIХ в. содержание слова класс расширилось: сложилось общее значение «степень, уровень чего.-л.» (Сл.Даля1, II, 727), а в школьном лексиконе – «урок» (КБАС) и комнату для занятий в школе (Сл.Яновск., II, 226). Под западноевропейским влиянием развились такие специальные значения, как «разряд пассажирских вагонов, кают на корабле» (СА 1909, Вып.4, III, 947-949).
До конца XIX в. словари не отражали социально-политического смысла слова класс. Ср.: «сословие» (Сл.Даля1, II, 727), «общественные классы промышленников и землевладельцев» (Сл. Брокг.-Ефр., XXIX, 323). Процесс формирования омонима
«совокупность людей, объединяемых одинаковым отношением к средствам производства и собственности, к распределению общественного богатства» завершился в начале ХХ в. – сформировалось значение «часть общества, находящаяся в известных экономических и политических условиях» (СИС 1911, 201). Ср.: Сл.Ушак. (I, 1365).
Толковый словарь русского языка (Алабугина)
1. Большая группа людей, объединённых одинаковым отношением к средствам производства, к распределению общественного богатства.
2. Разряд, группа, категория, подразделение (в различных классификациях).
3. Учащиеся школы или художественного, музыкального училища определённого года обучения, занимающиеся одним предметом.
* Ученики первого класса. Класс скрипки. *
4. Группа учеников школы, обучающихся совместно.
* Учиться в одном классе. *
5. Комната для занятий в школе.
6. Степень, уровень подготовленности, квалификации.
* Специалист высокого класса. *
7. разг. Высокий уровень мастерства в какой-н.области.
* Классовая борьба. Классовые противоречия. Классное собрание. Классный игрок. *
Энциклопедия «Биология»
Толковый переводоведческий словарь
в различных классификациях: категория, подразделение.