Что значит слово интонация
Значение слова «интонация»
1. Тон, манера произношения, выражающие чувство говорящего, его отношение к предмету речи, особенности его душевного склада. Мне все время казалось, что в распоряжении этих служителей искусства имеется всего-навсего десятка два заученных интонаций. Куприн, Как я был актером. [Клава] рассказывала деревенские смешные или страшные сказки, подражая интонациям старой сказительницы. Кетлинская, Мужество.
2. Лингв. Ритмико-мелодический строй речи, чередование повышений и понижений тона при произнесении. Вопросительная интонация. Повествовательная интонация. Фразовая интонация.
3. Муз. Точность исполнения, чистота спетого или сыгранного звука (в отношении его высоты). Фальшивая интонация. □ Играли — божественно; чистота, точность, верность интонации, рельефность оттенков изумительная. А. Бородин, Письмо Н. Н. Римской-Корсаковой, 1—13 нюня 1881.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Интонация (лингвистика) — род несегментных единиц языка.
ИНТОНА’ЦИЯ, и, ж. [латин. intonatio]. 1. Ритмико-мелодический строй речи, зависящий от повышения и понижения тона при произнесении (лингв.). Вопросительная, восклицательная, повествовательная и. 2. Тон, манера произношения, выговор, выражающие чувство, отношение говорящего к предмету речи (книжн.). С шутливой интонацией. Выразительная и. 3. Правильность или неправильность попадания в тон при пении или игре на музыкальном инструменте (муз.). Фальшивая и.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
интона́ция
1. лингв. ритмико-мелодический строй речи, чередование повышений и понижений тона при произнесении
2. манера произношения, отражающая какое-либо чувство говорящего, его отношение к предмету речи; тон
3. перен. индивидуальное своеобразие авторской речи
4. муз. степень точности воспроизведения высоты звуков при музыкальном исполнении
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: разостлать — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Значение слова интонация
Словарь Ушакова
интон а ция, интонации, жен. (лат. intonatio).
1. Ритмико-мелодический строй речи, зависящий от повышения и понижения тона при произнесении (линг.). Вопросительная, восклицательная, повествовательная интонация.
2. Тон, манера произношения, выговор, выражающие чувство, отношение говорящего к предмету речи (книж.). С шутливой интонацией. Выразительная интонация.
3. Правильность или неправильность попадания в тон при пении или игре на музыкальном инструменте (муз.). Фальшивая интонация.
Педагогическое речеведение. Словарь-Справочник
(от лат. intonare — громко произношу) — звуковая форма высказывания, система изменений (модуляций) высоты, громкости и тембра голоса, организованная при помощи темпа, ритма и пауз (темпоритмически организованная) и выражающая коммуникативное намерение говорящего, его отношение к себе и адресату, а также к содержанию речи и обстановке, в которой она произносится.
Интонирование высказывания в целом и каждого его элемента (слова, слога, звука) ограничено возможностями голоса говорящего. Например, голосом узкого высотного диапазона можно реализовать лишь маловыразительную, монотонную И.; недостаточно гибкий голос не позволит говорить быстро и четко.
Важно отметить, что модуляции голоса в процессе интонирования речи осуществляются относительно характерного (конституционального) звучания данного человека. Так, увеличения и уменьшения громкости реализуются по отношению к среднему уровню громкости; изменения окраски голоса сравниваются с обычным, чаще всего используемым тембром; мелодическое движение воспринимается как отклонение вверх и вниз от средней (обусловленной типом голоса) высоты звучания речи. Эта средняя высота — «зона облегченной фонации», разговорная доминирующая тональность, т. е. небольшой ряд тонов (обычно в середине диапазона), на которые изначально настроен голосовой аппарат данного человека и которые поэтому извлекаются с большей легкостью и естественностью. При восприятии мелодики учитывается также, в какой тесситуре (или на какой «диапазонной высоте») интонируется речь. Зона облегченной фонации обычно соответствует средней (наиболее удобной) тесситуре. Следовательно, низкая и особенно высокая тесситуры обусловливают повышенную экспрессивность И.
В высказывании И. выполняет следующие функции: различает коммуникативные типы высказывания — побуждение, вопрос, восклицание, повествование, подразумевание (импликацию); различает части высказывания соответственно их важности, выделенности; оформляет высказывание в единое целое, одновременно расчленяя его на ритмические группы и синтагмы; различным образом окрашивает тексты разных стилей и жанров; является активным фактором эмоционально-эстетического воздействия на слушателя; выполняет изобразительную функцию, рисуя некоторые элементы действительности: скорость движения (быстро — медленно, ускорение — замедление), температурные ощущения (холодно — жарко), рост и сложение людей, размеры предметов (большой — маленький, толстый — тонкий, высокий — низкий) и т. п.
В системе И. вычленяют также интонационные конструкции и фигуры: повышения и понижения мелодического движения на различных участках фразы (восходящая И., нисходящая И.), мелодические пики, которые могут изменять коммуникативные и тема-рематические характеристики высказывания.
Лит.: Артемов В.А. Психология речевой интонации.— М., 1979; Брызгунова Е.А. Звуки и интонация русской речи.— 3-е изд. — М., 1977; ЗиндерЛ.Р. Общая фонетика. — М., 1979; Кантер Л.А. Системный анализ речевой интонации. — М., 1988; Светозарова Н.Д. Интонационная система русского языка. —- Л., 1982; Торсуева И.Г. Интонация // ЛЭС— М., 1990; Цеплитис Л.К. Анализ речевой интонации. — Рига, 1974; Че-ремисина Н.В. Русская интонация: поэзия, проза, разговорная речь. — М., 1989.
Словарь лингвистических терминов
(от лат. intonare — громко произносить). Ритмико-мелодическая сторона речи, служащая в предложении средством выражения синтаксических значений и эмоционально-экспрессивной окраски. Составными элементами интонации являются:
1) мелодика речи, осуществляемая повышением и понижением голоса во фразе (ср. произнесение повествовательного и вопросительного предложения);
2) ритм речи, т. е. чередование ударных и безударных, долгих и кратких слогов (ср. речь прозаическую и речь стихотворную);
3) интенсивность речи, т. е. сила или слабость произнесения, связанные с усилением или ослаблением выдыхания (ср. речь в комнатной обстановке и на площади);
4) темп речи, т. е. скорость или медленность протекания речи во времени и паузы между речевыми отрезками (ср. речь замедленную и речь скороговоркой);
5) тембр речи, т. е. звуковая окраска, придающая речи те или иные эмоциональио-экспрессивные оттенки (тембр «веселый», «игривый», «мрачный» и т. д.);
6) фразовое и логическое ударения, служащие средством выделения речевых отрезков или отдельных слов во фразе.
Интонация является существенным признаком предложения, одним из средств выражения его грамматической оформленности (интонация законченная, незаконченная), модальности, целенаправленности (интонация сообщения, вопроса, побуждения), выражения синтаксических отношений между частями предложения (интонация перечисления, сопоставления, пояснения и т. д.; интонация звательная, интонация ввод-ности), указания на эмоциональную окраску (интонация восклицательная) и т. д.
Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
(от лат. intonare — громко произносить) — основное выразительное свойство звучащей речи, позволяющее передать отношение говорящего к предмету речи и к собеседнику. Интонация обогащает конкретный смысл любого высказывания, выражает его целеустановку и эмоциональную природу.
Рб: язык. Изобразительно-выразительные средства
Вид: вопросительная интонация, побудительная интонация, повествовательная интонация, гневная интонация, грустная интонация, торжественная интонация и т.п.
* «Наиболее велико значение интонации в стихотворной речи, в особенности в лирике, непосредственно передающей в слове человеческие переживания. А «голосом» чувства как раз и является прежде всего интонация» (М. Гиршман).
«Учитывая связь синтаксиса художественных произведений с интонацией их звучания, требующей чтения вслух, гораздо легче понимать в тексте отдельные собственно синтаксические явления» (Г.Н. Поспелов). *
Гаспаров. Записи и выписки
♦ На стиховедческой конференции. Когда в подавляющем и уничтожающем натиске интонации А. соседствуют дважды два и стеариновая свечка, то они неминуемо уравниваются по смежности. А за его вихревой интонацией следует фунда ментальная интонация Б, как будто вбивающая башни.
♦ Бунин говорил: начал читать Мережковского об ап. Павле, заснул, а проснувшись, увидел, что читает о Наполеоне. А может быть, это были Жанна дАрк и Дант (восп. Бахраха).
Словарь музыкальных терминов
(от лат. intono — громко произносить) — в широком смысле: воплощение художественного образа в музыкальных звуках.
1. Высотная организация музыкальных тонов по горизонтали, реально существующая только в единстве с временной организацией-ритмом.
2. Комплекс характерных особенностей музыкальной формы (высотных, ритмических, тембровых и т. д.), обусловливающих ее эмоциональное и смысловое значение для воспринимающих.
3. Каждое из наименьших сочетаний тонов, обладающее самостоятельным выразительным значением; семантическая единица в музыке.
4. Степень акустической точности воспроизведения высоты тонов и интервалов при исполнении.
Толковый словарь русского языка (Алабугина)
1. Звуковые средства языка, оформляющие высказывание; тон, тембр, интенсивность и длительность звука.
2. Манера произношения, отражающая чувства говорящего.
Грамматический словарь: Грамматические и лингвистические термины
Чередование повышений и понижений голоса. И. – один из важнейших формальных признаков речи. Следует различать И. отдельных слов и И. словосочетаний, в частности, предложения как словосочетания с И. законченности. В нынешнем русском яз. отдельные слова не имеют своей И., т. к. ударение отдельного слова в русском яз. выдыхательное (такая И. есть между прочим в языках сербском и словинском), зато очень большое значение имеет И. предложений. На письме И. в ряде случаев (но далеко не во всех) передается пунктуацией, т. е. употреблением различных знаков препинания.
Тезаурус русской деловой лексики
Энциклопедический словарь
Словарь Ожегова
ИНТОНАЦИЯ, и, ж.
1. Звуковые средства языка, оформляющие высказывание: тон, тембр, интенсивность и длительность звучания. Вопросительная и. Повествовательная и.
2. Манера произношения, отражающая какиен. чувства говорящего, тон. Угрожающая и. Насмешливая, недовольная и.
3. Точность звучания музыкального инструмента при игре или голоса при пении. Чистая, верная и. Фальшивая и. (также перен.).
| прил. интонационный, ая, ое.
ИНТОНАЦИЯ
ИНТОНА́ЦИЯ (от лат. intono громко произношу), основное выразительное средство звучащей речи, совокупность звуковых средств языка, которые:
а) фонетически организуют речь, расчленяя ее сообразно смыслу на фразы и ее знаменательные отрезки синтагмы;
б) устанавливают между частями фразы смысловые отношения;
в) сообщают фразе повествовательное, вопросительное, побудительное, восклицательное и другие оттенки значений;
г) выражают различные чувства (И. торжественная, интимная, насмешливая, гневная, грустная).
Фонетические признаки И., или ее средства (интонационные средства): повышения и понижения основного тона (мелодика речи), паузы, расстановка фразовых ударений (динамика речи), темп речи, степень громкости, оттенки основного тона (тембр). В письме И. в известной мере выражается посредством синтаксической структуры фраз, знаков препинания (см. Пунктуация), а также графическими средствами (напр., членение письменного текста на абзацы, подчеркивание слов, вариация шрифтов), хотя полностью И. может быть воссоздана лишь в реальном звучании.
И. одно из важнейших средств смысловой и эмоциональной выразительности в художественной и особенно в стихотворной речи, ниже Интонация поэтическая и ст. Мелодика стиха.
Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы! |
А. С. Пушкин. |
Пускай она поплачет Ей ничего не значит! |
М. Ю. Лермонтов. |
Детуся! Если устали глаза быть широкими, Если согласны на имя «браток», Я, синеокий, клянуся Высоко держать вашей жизни цветок. |
В. Хлебников. |
Где оно, Лукоморье, твое Лукоморье? |
Л. Н. Мартынов. |
И. эмоций торжественная, ироничная, интимная, грустная, гневная и т. д. может быть осмыслена, вообще говоря, и вне лексического состава некоторого текста, но в процессе реального общения она или соответствует смыслу слов, или противоречит ему (случаи подтекста).
Система «интонем» как структурных единиц языка пока не уточнена, но уже описаны основные типы интонационных конструкций или интонационных контуров мн. языков, в т. ч. русского. Различные стили произношения стали с 50‑х гг. XX в. предметом «фоностилистики», однако объективное исследование интонационных различий даже между осн. монологическими и диалогическими видами речи еще не дало безусловных результатов. Это связано с исключит. сложностью эксперимент. методов анализа И., особенно в «сверхфразовых единствах», т. е. в связной речи, где И. является «неким итогом сбалансированного взаимодействия языковых и внеязыковых факторов» (Степанов Г. В., цит. по кн.: Интонация, 1978, с. 11).
Отдельные составляющие И. могут оцениваться эстетически. Так, диалектные и просторечные элементы мелодики (« Гадюки?/ Но» у В. М. Шукшина, «Я пошто упаду-то?» и «Матушка ты моя-а-а!» у В. Г. Распутина; заметно, что письменная передача таких И. затруднена) или отрывисто-слоговое произношение слова («Говорят, я темой и-н-д-и-в-и-д-у-а-л-е-н!» у В. В. Маяковского) приобретают в художественных текстах и театральных постановках выразительные функции на фоне норм литературного языка. Ритмическая организация художественной речи (в т. ч. прозы) предмет изучения в стиховедении, исследующем и проблемы т. н. «семантического ореола» метра. Установлена связь деформации и актуализации прозаических акцентных структур с особенностями порядка слов и их позиции в стихе (см. Инверсия).
Основными семантико-синтаксическими и интонационными единицами в поэзии являются наряду со словом, синтагмой и предложением стих, или «стиховой ряд» (термин Ю. Н. Тынянова), и строфа, конец которых отмечен, в частности, длительной паузой (см. Перенос). В классическом стихе Б. М. Эйхенбаум выделил, в известной мере условно, три типа И.: «напевную», «декламативную» и «говорную». В последнем типе лирики большую роль играет прозаическая И. (и имитация разговорной И.), которая в этом случае может не деформироваться метрикой, стремящейся к уравнению ударений в стихе. Если «стих есть речь без логического ударения» (Б. В. Томашевский), то проза это речь без ритмически повторяющихся пауз. В стихе И. задается стиховым рядом, в прозе сочетанием речевых тактов, или синтагм, и фразовым ударением.
Особую роль И. поэтическая приобретает в свободном стихе, где стиховой ряд (графически строка) в пределе может быть лишен любых признаков классического и акцентного стиха, кроме паузации, и где возможная монотония ритма нейтрализуется разнообразием И. и своеобразием движения интонационных конструкций от одного стихового ряда к другому, напр. у А. А. Блока:
Нормативные знаки препинания при этом лишь отчасти способны передать богатство И. (см. Пунктуация). Интонационный рисунок приведенного отрывка может быть верно определен лишь при целостном восприятии текста с учетом затекстовых связей (см. Декламация), причем сами концы строк выступают здесь как своеобразные знаки препинания.
Интонационно-типологическое изучение отдельных художественных текстов и целостных идиостилей важная задача филологии (см. работы Л. И. Тимофеева), но трудности получения здесь общезначимых результатов только начинают преодолеваться.
Литература:
Эйхенбаум Б. М., Мелодика рус. лирич. стиха, П., 1922;
Брик О. М., Ритм и синтаксис, «Новый ЛЕФ», 1927, № 34, 6;
Тынянов Ю., Проблема стихотворного языка. Статьи, М., 1965;
Тимофеев Л. И., Очерки теории и истории рус. стиха, М., 1958;
Томашевский Б. В., Стих и язык, М.-Л., 1959;
Жирмунский В. М., О ритмич. прозе, «Рус. литература», 1966, № 4;
Ковтунова И. И., Современный рус. язык. Порядок слов и актуальное членение предложения, М., 1976, гл. 5, 6 и 8;
Интонация, К., 1978 (лит.);
[Брызгунова Е. А.], Интонация, в кн.: Рус. грамматика, т. 1, М., 1980;
Тимофеев Л. И., Слово в стихе, М., 1982;
Lieberman Ph., Intonation, perception and language, Camb. [Mass.], 1967.
Интонация — неотъемлемая часть живого русского языка и литературы
Что такое интонация? Как расшифровывается и что обозначает данное понятие?
Интонация — это совокупность речевых элементов для придания высказыванию смысловой нагрузки и эмоциональной окраски. Ее называют музыкой речи. И неслучайно. Трудна для восприятия монотонно звучащая, не разделенная паузами, речь.
Как мерный стук дождя за окном, она убаюкивает. Чтобы донести до слушателя смысл высказывания, речь должна содержать все богатство интонации, ее мелодию.
Что такое интонация в русском языке
Как видно из определения, интонация речи состоит из элементов.
Мелодика речи
Повышением и понижением голоса одной и той же фразе можно придать разный смысл: утверждение, вопрос, восклицание. Сравните типы интонаций:
Повышением тона можно выделить отдельное слово в восклицательном или вопросительном предложении, например, для уточнения информации:
Из примера видно, что акцент на разных словах меняет смысл всего предложения.
Ритм речи
Паузы и чередование ударных и неакцентированных слов создают ритм. Это хорошо видно в поэзии.
Ритм — это также выделение голосом ударных слогов в словах, когда они произносятся протяжно или более громко. Например, команды “налЕЕЕво, крУУУгом”.
Владея ритмом речи, можно создавать определенное настроение у своего слушателя. Достаточно сравнить бравурные марши и задушевные колыбельные, чтобы понять это.
Увеличивая ритмичность речи, мы активизируем нервную систему и:
При снижении ритма, наша речь становится мягкой, плавной благодаря эмоциональной составляющей. И тогда мы:
Тембр речи
Речь, не согретая чувством, не затронет слушателя, не коснется струн его души. Это касается даже сугубо деловых выступлений, когда докладчик, периодически отступая от темы, общается с аудиторией.
По тембру речи угадывается отношение человека к предмету разговора, его компетентность, настроение.
С помощью слов, насыщенных эмоциональным содержанием, можно легко донести не только свои мысли, но и выявить подтекст сказанной фразы.
Таким образом, основные элементы позволяют интонации выполнять следующие функции в русском языке:
Темп речи
Темп во многом зависит от свойств личности. Характер, темперамент человека сказывается на его манере говорить. Быстрая, энергичная или медленная, обстоятельная — у каждого оратора своя манера и своя аудитория. Но умение использовать разную скорость произнесения слов и фраз относится к основным навыкам ораторского мастерства.
Интенсивность речи
Интенсивность, или сила звучания, определяется работой мышц речевого аппарата. Громкость голоса может быть разной, например, при выступлении на митинге и на школьном уроке. Варьируя силой голоса, используя умение говорить и громко, и тихо, можно выделять наиболее важные моменты в своей речи.
Логическое ударение и паузы
Ударения необходимы для подчеркивания главных по смыслу слов. Сделать это можно изменением тона, силы звучания, ослаблением темпа или же паузой. Ударение делает речь понятной и облегчает восприятие.
Паузы делят речевой поток на отдельные смысловые фразы. Чрезмерное количество пауз, как и их отсутствие, делает непонятной мысль, которую хотят донести до слушателя.
Виды интонаций в русском языке
Какие интонации бывают? Она может быть повествовательной, вопросительной, восклицательной.
Для повествования характерен выдержанный тон, произношение с легким повышением и понижением голоса в процессе повествования.
При вопросе голос повышается в начале фразы и снижается по завершении, либо делается акцент на одном слове независимо от его местоположения в предложении.
Восклицание определяется повышением тона в конце высказывания и яркостью эмоциональной окраски.
Интонация в музыке
Посредством музыкальных звуков, используя тон, силу звучания, темп, ударения, паузы, ритм, можно образно передать всю гамму чувств и переживаний героев. И не только. Самые разные движения — тоже. Например, спотыкающийся шаг, крадущаяся походка. А стук дождя или порывы ветра! Это все музыкальная интонация!
Значение слова “интонация” в музыке отличается от понятия “интонирование”.
Интонирование — это верное воспроизведение тона при пении или игре на музыкальном инструменте.
В более общем понимании интонирование — это производная, обозначающая использование интонации в своей речи или при исполнении чего-либо.
Интонация в литературе
Интонация в литературе — это умение выразить в словах чувства и переживания героя.
Интонация — это язык чувств и наше отношение к окружающим, это мажор и минор нашего настроения, это разноцветная палитра нашего восприятия, переданная в речи, музыке, литературе.
Все об интонации
То, что передается в письменном виде пунктуацией, в устной речи выражается интонацией. Чтобы наиболее полно донести свое мнение, необходимо научится говорить выразительно, применяя все богатство интонаций. Означая в переводе с латинского «громкое произношение», типы речи позволяют выразить эмоции, чувства, переживания. Интонация — это изменение основного тона, разделяющее поток речи на отдельные отрезки, имеющее эмоциональное значение.
Интонация — устное выражение письменной пунктуации
Определение понятия
До середины прошлого столетия исследования, определяющие, что такое интонация, проводились только в направлении различения типа высказывания. На вопрос, какой бывает интонация, каждый из авторов словарей русского языка отвечает по-своему. С 1940 г. возрос интерес к выявлению видов носителей интонации и синтаксиса. Российским лингвистом Е.А. Брызгуновой в 1960 году была предложено значение слова интонация как определенного конструктивного построения. Даль определяет это понятие, как сильное голосовое ударение.
Значение слова по Ожегову дается таким образом:
Энциклопедический словарь дает определение нескольких видов интонации:
Филолог Л. В. Щерба ввел в обиход феномен эмфатического ударения, который при удлинении ударной гласности усиливает эмоциональную окраску голоса.
Основные функции
Фразовые акценты выполняют наиболее важные функции, когда направление движения тональности указывает на то, какая цель преследуется при высказывании. Интонационные средства можно разделить на два основных типа:
Фразовая интонация и ее виды используется совместно с разными языковыми средствами. Способ применения ее элементов зависит от того, в каком языке они применяются. В России и Германии важнейшим средством выражения правильного отношения в изложении является физическая выразительность речи и распределение силы ударения на отдельных словах или слогах. Данная функция во французской языковой системе обеспечивается так называемым описательным оборотом. Вместе с тем существуют общие признаки интонационного построения. Это справедливо в отношении повествовательного сообщения, которое выражается приятным для слуха понижением звука в конце фразы.
Наиболее значимое интонационное средство, весомость которого не зависит от используемого языка, вариации эмоциональных тембров голоса.
Выражая голосом особенности психологии образа с тончайшими оттенками чувств, говорящий доносит до слушателя (зрителя) смысл или идею художественного произведения.
Меняя тон произносимых слов, он может производить психологическое воздействие на другого человека, добиваясь определенного воздействия. О категоричности утверждения свидетельствует резкое падение тона, а слегка подымающийся тон небольшой глубины указывает на сомнение или недоумение. Одно и то же слово, произнесенное в другой тональности, оказывает разное эмоциональное воздействие. Для выражения эмоционального состояния активно применяются сила и высота голоса. При взволнованном или обеспокоенном состоянии скорость речи возрастает, а угнетенность, усталость выражается замедленной, тихой речью.
Важные элементы
Компоненты интонации подразделяются на следующие элементы:
Звуковая организация речи делится на следующие типы:
Первый вид характеризуется ровным и спокойным тоном с периодическим повышением и понижением голоса. Вопросительную интонацию отличает понижение тона в начале фразы и повышение по завершении. Для восклицательной интонации характерно резкое повышение тона голоса в конце. Среди фонетических факторов, определяющих виды интонации, кроме мелодики речи, выделяют:
Функцией интонации является также возможность участия частотных структур в оформлении разных типов предложений. В повествовательном высказывании различают интонационную вершину, подчеркнутую высоким тоном. Низким тоном указывают на интонационное понижение. Вопросительный вид предложения оформляют повышением голоса. Если вопрос содержится в слове, то повышением голоса выделяют только его. В этом случае интонационное звучание зависит от места его расположения. Восклицательная функция подразделяется на собственно восклицательный вид, где высота тона находится между повествованием и вопросом, и побудительный, который содержит просьбу или приказ. Произносится с побудительной интонацией.
Для выделения наиболее важных в смысловом выражении слов, усиливающих понимание ситуации, используют логическое ударение.
Интонационная конструкция в русском языке бывает завершенной и незавершенной. В завершенной конструкции интонация подчеркивает смысл фразы, которая отделяется от других паузой.
В незавершенной конструкции выражаются отношения между частями фразы, которые отделяются друг от друга более короткими паузами, чем при завершенной интонации. Повышение и понижение тона, темп речи и распределение пауз зависит от того, какая разновидность незавершенной интонации используется. Интонационное сопоставление характеризуется равномерной монотонностью речи, логическим ударением на составляющих словах и короткими паузами между ними. Тип интонации зависит от эмоциональности высказывания.
Фразы можно произносить спокойно, а можно менять громкость и темп, по-разному расставляя ударения в словесной конструкции. Сегодня интонационные разновидности русского языка изучены еще недостаточно хорошо, и перечисленные виды не передают всего богатства языка.