Что значит слово имбецил
Имбецильность ( Умственная отсталость средней тяжести )
Имбецильность — развившаяся внутриутробно либо в первые годы жизни недостаточность умственного развития. Обозначает олигофрению средней степени тяжести. Наряду с внешними признаками недоразвития интеллекта наблюдается примитивная речь, слаборазвитые способности к обучению (IQ — 25-50), проблемы с памятью, усиление бессознательных инстинктов (сексуальная распущенность, склонность к перееданию). Мышление последовательно, однако довольно примитивно. Малый кругозор, внушаемость и желание подражать могут проявляться асоциальным поведением, особенно в незнакомой обстановке. Обучение элементам самообслуживания возможно, при этом имбецилы не могут проживать самостоятельно. Диагноз устанавливается на основании клинической картины, оценки интеллектуального и психомоторного развития. Лечение включает в себя симптоматическую терапию (ноотропы, нейролептики, седативные средства и пр.). Требуется медицинский контроль и постоянный уход в сочетании с адекватным воспитанием.
МКБ-10
Общие сведения
Имбецильность — слабоумие (олигофрения) умеренной степени выраженности. Внешне заметное отклонение в психическом развитии обусловлено патологическими процессами во внутриутробном или постнатальном периоде развития ребенка. Психические изменения при имбецильности выражены больше, а обучаемость в меньшей степени, нежели при дебильности. Эмоциональный фон более разнообразен, чем при идиотии. Имбецильность встречается довольно редко. Доля таких пациентов среди больных с недоразвитой психикой составляет около 20%. Патологией страдают 4 человека из 10 000. Высокая внушаемость и желание подражать плохим примерам вызывает необходимость в постоянном присмотре. Попав в неблагоприятные условия, больные теряются и могут вести себя асоциально.
Причины имбецильности
Зачастую заболевание формируется во внутриутробном периоде. Этому способствует наследственная предрасположенность, генные и хромосомные аномалии (синдром Дауна, синдром Ангельмана и пр.). Имбецильность может развиться после перенесенного будущей матерью инфекционного заболевания (сифилис, краснуха, цитомегаловирус, токсоплазмоз и др.) или же при резус-конфликте матери и ребенка (иммунологической несовместимости крови).
В раннем возрасте имбецильность могут спровоцировать тяжелые роды с асфиксией и травмированием плода, полученные черепно-мозговые травмы, детские инфекции. Имбецильность развивается и при недостатке общения со взрослыми. Обычно этот фактор в совокупности с недостаточным питанием (недостатком того же йода) наблюдается в неблагополучных семьях. В развитии имбецильности играют роль не только физические отклонения в нервной системе, но и отсутствие интеллектуального развития после рождения (социальный фактор).
Симптомы имбецильности
В зависимости от выраженности умственного недоразвития (степени снижения коэффициента интеллекта) различают имбецильность умеренную (выраженность симптомов минимальна, IQ — 35-50), выраженную (IQ — 25-34) и глубокую (обучаемость практически невозможна, IQ — 20-25).
В зависимости от основных черт характера, больные могут быть добродушными, застенчивыми, агрессивными и злобными. Поведенческая реакция при имбецильности также двояка. Одни больные апатичны и равнодушны. Другие же, напротив, отличаются высокой подвижностью. Выражение лица не отягощено мимической реакцией (застывшее или «кукольное» лицо). Характерно уреженное мигание глаз. У большинства больных довольно грубое строение черепа, зачастую сочетающееся с пороками развития (дефектный прикус, гидро- или микроцефальный череп, ярко выраженное отстояние ушей от черепа).
Имбецильность сопровождается нарушением координации и неразвитой моторикой. Движения таких больных угловаты и скованны, а походка неуклюжа, часто сутулая. Мелкие действия руками, требующие точности, невозможны. Пациенты фокусируются в основном на собственных потребностях, зачастую проявляя прожорливость и сексуальную распущенность. Внешность неряшлива.
Мышление достаточно примитивно, обобщение недоступно. Однако такие пациенты мыслят последовательно. Для имбецильности характерны крайне узкий кругозор, недостаточность внимания и воли, недоразвитие памяти. Самостоятельное мышление отсутствует, больные мыслят усвоенными извне шаблонами. Они хорошо воспринимают речь, однако их собственные способности ограничены простыми предложениями. Словарный запас скуден: всего 200-300 слов. При этом больные могут допускать неточности в описании чего-либо. Хотя обучаемость затруднена, в спокойной знакомой обстановке таких пациентов можно научить элементарному счету, чтению по слогам.
По принципу повторения имбецилы обучаются элементарным правилам самообслуживания и простым трудовым действиям (сматывание ниток, мытье посуды, уборка помещения и т. д.), однако не проявляют собственную инициативу, легко внушаемы.
Имбецильность ограничивается удовлетворением собственных потребностей (сон, питание и др.). Многие пациенты проявляют хороший слух. В незнакомой обстановке они растеряны, зачастую поведение становится асоциальным. Эмоциональный фон более развит, нежели при идиотизме. Имбецилы сильно привязываются к людям, ухаживающим за ними и хорошо к ним относящимся. Пациенты особенно тепло реагируют на похвалу, порицание вызывает у них негативную реакцию. Они испытывают сильную привязанность (любовь) к родителям, называют их по именам, однако зачастую не узнают и пугают знакомых им людей.
Имбецильность вызывает проблемы с адаптацией в социуме. Некоторые пациенты чувствуют угнетающую их ущербность по сравнению с другими людьми. Привлечение к труду также проблематично, имбецилы трудятся лишь по выученным шаблонам, изменение которых вызывает у них растерянность. Активные пациенты с агрессивным характером зачастую совершают опасные для себя и общества поступки. Наблюдается склонность к побегам.
Диагностика имбецильности
Имбецильность может быть установлена на основании уровня IQ. Подтвердить диагноз помогает подробный анамнез (течение беременности, перенесенные заболевания, условия жизни, уточненные сроки первых проявлений патологии). С помощью тестов и специальных шкал (шкала Векслера — менее 55 баллов) психоневролог оценивает уровень умственных способностей. При беседе выясняются привязанности человека, успеваемость в школе, уровень речи и социальной адаптации.
Генетическая имбецильность плода определяется с помощью скринингового обследования. Для выявления причины заболевания могут использоваться инструментальные методы исследования: КТ головного мозга и МРТ головного мозга. Томографическое исследование позволяет получить послойное изображение мозга (при КТ более тонкие слои) и определить характер его повреждения. Сосудистую патологию определяют с помощью ангиографии головного мозга и реоэнцефалографии (безопасный метод исследования электрического сопротивления тканей). ЭЭГ (электроэнцефалограмма) наравне с вышеописанными методами позволяет выявить функциональные нарушения в активности головного мозга, а также вести за ними динамическое наблюдение.
Следует дифференцировать имбецильность от ранней шизофрении, некоторых форм врожденной эпилепсии и приобретенной деменции, также сопровождающихся снижением интеллекта. Для этого лечащий невролог может назначить консультации эпилептолога, нейрохирурга, психиатра.
Лечение имбецильности
Лечения имбецильности сугубо симптоматическое. Исключительно под контролем лечащего врача назначаются нейролептики, психостимуляторы и транквилизаторы. Для улучшения кровообращения и питания мозга используют ноотропные препараты (пирацетам, гидрализат из головного мозга свиней и др.), витаминотерапию. По показаниям проводят дегидратацию (сульфат магния, фуросемид и др.) и назначают противосудорожные препараты.
Обязательно систематическое посещение психоневролога. Врач даст рекомендации по воспитанию пациента и оценит динамику заболевания. При возникших проблемах с позвоночником или наличии дефектов речи назначается консультация узких специалистов (вертебролога, психиатра, дефектолога, логопеда).
Профилактика и прогноз имбецильности
Прогноз имбецильности напрямую связан со степенью слабоумия и своевременностью лечения. Легкая стадия патологии, выявленная на ранних сроках, позволяет минимизировать умственную отсталость, а правильное обучение и адекватный уход повысят адаптационные способности пациента в обществе. Так как такие больные неспособны к самостоятельной жизни, они требуют регулярного медицинского контроля и постоянного ухода. Детей с имбецильностью следует обучать на дому по специальной программе или в спецшколах.
Первичная профилактика заболевания заключается в охране плода и беременной женщины, ведение беременности с проведением раннего генетического (скринингового) исследования. Вторичная профилактика включает в себя раннее выявление патологии для своевременной коррекции психического развития и организации адаптационных и реабилитационных мероприятий.
Кто такой имбецил, или 4 группы причин умственной отсталости
15 января 2021
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Родители всегда очень переживают за здоровье своего ребёнка. Особенно с опаской относятся к первым нескольким годам после рождения.
Проблемы с психическим развитием не так очевидны на первый взгляд, как кашель или насморк при гриппе.
Поэтому нужно разбираться в причинах и признаках умственной отсталости, понять кто такой имбецил, и можно ли с этим справится.
Понятие определения имбецил и статистика встречаемости
Слово имбецил имеет латинское происхождение: imbecillus – так называли в древние времена слабых, больных и нежизнеспособных младенцев, от которых в скором времени избавлялись.
Имбецильность является психическим заболеванием, возникшим в результате нарушения онтогенеза (развития организма на этапах формирования). Проявляется имбецильность недоразвитием, прежде всего, интеллектуальных функций и клинически соответствует умственной отсталости умеренной и тяжёлой степени (согласно Международной Классификации Болезней 10-го пересмотра).
Следует также отметить, что выделяются не только психические факторы, но и облик самого человека, характерная внешность, сложение тела. Возможны задержка физического развития, пороки органов и частей тела (головы, конечностей, внутренних органов). Так, с самого раннего детского возраста проявляются разнообразные нарушения и особенности развития. Имбецил, как правило, имеет ограниченный лексикон, представленный простыми отдельными словами. Мышление конкретное, нет воображения и образного представления. Имбецилы не располагают широким кругом знаний, но могут обучиться начальным навыкам чтения и счёта при хорошей педагогической работе.
Постановка диагноза олигофрении осуществляется на основании IQ. Показатель IQ 31 – 49 соответствует умеренной умственной отсталости, а 20 – 34 – тяжёлой. Психический возраст останавливается на уровне 6 – 9 лет при средней степени, и 3 – 6 лет при тяжёлой.
Реальное количество больных трудно подсчитать в рамках отдельно взятого региона страны. Это зависит не только от выявляемости заболевания, критериев диагностики, но и от особенностей культуры, социума, действующей системы образования и воспитания. Так, распространённость умственной отсталости колеблется в пределах 1 – 3 % от общего количества населения.
Лечение умственной отсталости
В зависимости от причины умственной отсталости и возраста, помогать в лечении будут:
Если у ребёнка развился кретинизм при нарушении работы щитовидной железы, то специалист назначит гормонотерапию. Она также помогает и при синдроме Дауна.
При фенилкетонурии приписывают строгую диету, исключая продукты, которые содержат фенилаланин.
Есть исследования, в которых был зафиксирован позитивный эффект препарата глутаминовой кислоты на улучшение интеллектуальной функции за счёт влияния на метаболизм мозга.
Умственная отсталость не связана с психозами или неврозами (это что такое?).
Но у людей и с имбецильностью могут развиваться тревожные состояния или агрессивное поведение из-за того, что они не могут выполнить простые бытовые задачи, с которыми справляются другие.
Поэтому психотерапия когнитивно-поведенческого направления является важной частью лечения и поддержки клиента. Параллельно сеансам специалист может назначить медикаменты, как правило, из ряда антидепрессантов.
Обучение (тренинг) – отдельная часть терапевтической программы.
В зависимости от нарушений и их степени в ребёнке развивают:
Тренинг может проходить в:
Механизм развития имбецильности
Итак, имбецильность наступает из-за нарушения онтогенеза. Что же кроется за этими словами? Кто такой имбецил на самом деле?
Онтогенез является процессом развития организма со своими стадиями и этапностью, постепенным усложнением предшествующей структуры. Это касается не только физической составляющей, но и психических функций. Т.е. человек, прежде чем повзрослеть и стать личностью, проходит ранний, дошкольный, школьный и пубертатный периоды (до 18 лет). До этого возраста происходит закладка основных навыков и умений. Психическое развитие имеет огромную связь с наследственностью, генетикой, конституцией, а не только с воздействием условий окружающей среды (семья, воспитание, обучение, социум). Так, у каждого человека формирование нервной системы происходит в индивидуальном темпе.
Дизонтогенез – это поломка, проблема, затруднения на одном из этапов развития как физического, так и психического. К психическому недоразвитию и относятся варианты умственной отсталости. В основе этого механизма — поражение головного мозга и нарушение мозговой деятельности на самых ранних этапах развития. Более редкими вариантами проблемы являются нарушения функций периферических анализаторов, таких как зрение и слух, или в корне неправильное воспитание родителей.
Умственная отсталость является примером тотального недоразвития психической сферы с выраженным дефектом интеллектуальной составляющей. Это достаточно широкое, ёмкое и корректное, с медицинской точки зрения, понятие.
Чем отличается дебил от имбецила?
По тяжести заболевания имбецильность это предшествующая дебилизму и более тяжёлая стадия. Они принципиально различаются по нескольким показателям:
Основные причины состояния
Этиология имбецильности, как и любого другого варианта недоразвития интеллекта, включает в себя комплекс факторов. Это не только наследственные, но и внешние причины. И их действительно огромное множество!
Стадии (степени тяжести патологии)
Различают осложнённые и неосложнённые случаи психического недоразвития. Также клинически имбецилы могут подразделяться на 2 категории относительно типа темперамента: торпидные – заторможенные, апатичные, безразличные ко всему и эректильные – легко возбудимые, раздражительные, активные.
Стадии имбецильности определяются соответственно уровню интеллектуального развития человека.
Степени олигофрении
Таким людям очень просто что-либо внушить. Их собственные интересы весьма скудны, а потребности заключаются в совершение физиологических нужд. Нередко они ненасытны и небрежны к еде.
По своей природе олигофрения в степени «И» делиться на две группы. К первой относятся энергичные, предприимчивые, а во вторую входят пассивные и безразличные, не реагирующие на происходящее.
По чертам характера выявляют среди имбецилов добрых, ласковых, коммуникабельных и враждебных, жестоких. Люди, имеющие этот недуг свободно существовать не могут. Для этого их устраивают в лечебные учреждения и спец школы.
Страдающие на имбецильность являются очень внушаемыми. Их личные интересы очень примитивны и сводятся в основном к осуществлению физиологических потребностей. Зачастую они проявляют прожорливость и неряшливость в еде. Их половое поведение характеризуется перепадами с повышением полового влечения и распущенностью.
По своему поведению олигофрения в степени имбецильности подразделяется на две группы. В первую относятся живые, активные, подвижные, а во вторую попадают вялые и апатичные, равнодушные, не реагирующие ни на что люди. По чертам характера выделяют среди имбецилов приветливых, добродушных, покладистых, общительных и агрессивных, злобных.
Олигофрения подразделяется на три формы тяжести, каждая из которых определяется степенью отсталости в умственном развитии. Имбецилизм, который является средней степенью тяжести олигофрении, также имеет несколько подразделений. Данная патология подразделяется на умеренную и выраженную формы. Давайте рассмотрим каждую из них более подробно.
Умеренная имбецильность — это состояние, при котором коэффициент интеллектуального развития варьируется от тридцати четырех до сорока восьми баллов. В этом состоянии наблюдается ограниченная интеллектуальная способность, которая связанна с определенными ситуациями. У людей с этой формой заболевания отсутствует аналитическое и ассоциативное мышление.
Скудность словарного запаса и неправильное построение предложений, заставляет больного применять речевые навыки только в случае острой необходимости. Выраженность эмоционального восприятия крайне низкая. У подавляющего большинства пациентов наблюдаются неврологические и психомоторные нарушения. Органические поражения отделов головного мозга провоцируют развитие эпилептических припадков и симптомов аутизма.
Клинические проявления имбецильности
Имбецилы имеют конкретное мышление. Оно примитивно, словарный запас резко ограничен. Память, внимание, воображение, волевой компонент недоразвиты. Высшая познавательная деятельность при имбецильности невозможна из-за когнитивного дефицита.
С первых лет жизни недостаточность процессов мышления проявляется в нарушенной познавательной деятельности. Мелкая моторика рук развивается плохо, зрительные и слуховые рефлексы формируются позже и искажены. В 2 – 3 года детей с интеллектуальной недостаточностью определяют медленное овладение навыками обслуживания, отсутствие познавательного интереса к окружающему, примитивная игра с предметами в виде манипулирования. Такие дети с трудом находят общий язык со сверстниками, не понимают правил игр.
В дошкольном возрасте детей с имбецильностью больше привлекают подвижные, нецеленаправленные игры. Эмоции примитивны. При вступлении в школьную жизнь всё больше выражаются интеллектуальные проблемы. Внимание, память и концентрация снижены, учёба даётся с трудом.
Имбецилы понимают речь окружающих людей, но сами оперируют лишь небольшим набором слов в пределах нескольких десятков понятий. Форма речи простая в виде коротких фраз, грамматический строй неправильный. В тяжёлых случаях речь отсутствует, а речь окружающих людей не воспринимается.
Лица с нетяжёлой формой имбецильности могут быть обучены простейшим навыкам ухода за собой, несложным трудовым действиям, элементарным арифметическим действиям и чтению.
Процесс обучения обязательно должен сопровождаться положительной мотивацией таких лиц, ведь имбецилы чувствуют связь с родными и радуются их похвале. Это очень беззащитный контингент людей, они наивны и доверчивы, пассивны в принятии решений, склонны к подражанию и перенятию поведения окружающих. Важно создать благоприятное окружение и оградить их от асоциальной компании.
Имбецил — признаки
Как выглядит имбецил — у этих людей распространены заметные отклонения в физическом развитии:
Признаки имбецильности в поведении и умственном развитии появляются с раннего детства. Такие дети обладают крайне ограниченным лексиконом, состоящим в основном из глаголов и существительных; формируют короткие, грамматически неправильные фразы. Мыслительные процессы имбецилов протекают прямолинейно, воображение отсутствует, очень ограничено количество информации о окружающем мире.
Чтобы понимать, кто такой имбецил, следует иметь ввиду, что они могут быть обучены начальному уровню письма, счёта и чтения и элементарным навыкам самообслуживания. В поведении страдающие имбецильностью бывают как агрессивными, так и добродушными. По эмоциональному состоянию больные делятся на два типа:
Диагностика
При оценке умственных способностей важно полагаться не только на клинические данные, но и на объективную оценку уровня интеллекта. Широко используется тест Векслера, а общепринятым показателем является коэффициент интеллекта или IQ. В России существует специальный адаптированный тест для детей 5 – 16 лет. Для детей более раннего возраста имеются различные методики для определения уровня нервно-психического развития.
Вместе с этим проводится клиническое определение полноты словарного запаса, прочности памяти, отвлекаемости внимания, наличия нарушений поведения, оценивается уровень владения навыками самообслуживания.
Дифдиагностика с другими схожими заболеваниями
Огромное количество наследственных заболеваний с генетическими аномалиями и нарушением обменных процессов должны быть выявлены в самую первую очередь.
Дифференциацию следует проводить с органическими поражениями головного мозга (вследствие травм, интоксикации, заболеваний).
Разделять необходимо имбецильность и со слабоумием. Главное отличие – при слабоумии происходит снижение когнитивных функций вплоть до полного психического и физического распада личности (маразма), а при имбецильности данные функции недоразвиты.
Лечение и коррекция состояния
Цель лечения имбецильности: снизить тяжесть симптоматики, социализировать больного. Коррекция состояния проводится с помощью медикаментозного лечения ноотропными препаратами. Они насыщают головной мозг кислородом, питают нейроны и способствуют улучшению когнитивных функций. К ним относятся, к примеру, такие препараты, как Пантогам, Пантокальцин, Пирацетам.
При наличии нарушений поведения возможно применение транквилизаторов короткими курсами до 14 дней и корректоров поведения (Сонапакс, Неулептил). Антипсихотические препараты в небольших дозировках действуют как успокаивающие лекарства, улучшают ночной сон.
При наличии судорожного синдрома и колебаний фона настроения используются Карбамазепин, Вальпроевая кислота.
Прогноз имбецильности
Динамика состояния и прогноз при имбецильности зависит от уровня недоразвития интеллекта и патологии личностных функций. В лёгких случаях при отсутствии глубокого дефекта и нарушений поведения такие люди могут быть вполне компенсированы и сохранны в социальном плане. Так, около 66% пациентов могут оставаться трудоспособными в хорошо организованных условиях.
Негативная динамика заболевания характерна для тяжёлых случаев имбецильности. Обычно заболевание сопровождается сопутствующими физическими дефектами развития, неврологическими нарушениями, аномалиями головного мозга. При отсутствии медикаментозного лечения, психолого-коррекционной работы, в неблагоприятной обстановке состояние может ухудшаться. Декомпенсация может наступать в периоды половозрастных кризисов. Данные состояния могут сопровождаться аффективными нарушениями с раздражительностью, агрессией, неврозами, депрессиями, расторможенностью, нарушениями поведения.
Необходимо проводить обучение таких лиц в специализированных коррекционных учебных заведениях, создавать спокойную и дружественную атмосферу в коллективе.
Что делать родителям
Воспитание ребёнка со средним уровнем отсталости (имбецильностью) – это задание не из простых. Часто психотерапия нужна и самим родителям.
Специалист помогает понять, что таким детям нужна постоянная поддержка, понимание и терпеливое отношение. Только тогда можно создать спокойную и комфортную жизнь для малыша.
Близкие не должны зацикливаться на количестве знаний из школьной программы. Основное место должно занимать желание подарить любовь и тепло ребёнку.
В таких условиях нужно постепенно учить его бытовым и трудовым навыкам. Такие дети охотно занимаются рукоделием и помогают по дому, если их приспособить к этому.
Беседы на разные простые темы, совместный просмотр фильмов и передач, чтение книг родителями – такой досуг также способствует развитию. Даже если дети воспринимают информацию по-своему.
Нужно помнить, если ребёнок ведет себя агрессивно по отношению к маме и папе – то не стоит это воспринимать на свой счёт. Поскольку у каждого бывает плохое настроение, а в таких детях часто преобладает негативизм.