Что значит слово фантола
Coca-Cola решила засудить российского конкурента
Фото: Regis Duvignau / Reuters
Coca-Cola решила засудить конкурента на российском рынке, компанию «Аквалайф», выпускающую газированные напитки под брендом Fantola, пишет «Коммерсантъ». Американская корпорация имеет претензии к использованию названия, похожего на товарный знак Fanta.
Иск Coca-Cola подан в палату по патентным спорам Роспатента. Компания утверждает, что название Fantola, зарегистрированное в России в 2019 году, похоже на Fanta до степени смешения. Товарный знак Fanta в свою очередь охраняется законом с 1966 года.
Опрошенные изданием специалисты считают, что судебный процесс будет затяжным, поскольку речь идет об уже зарегистрированном в России бренде. При этом, отмечают юристы, у Coca-Cola достаточно высокие шансы на итоговую победу и снятие правовой охраны с товарного знака Fantola.
Во многих странах, в том числе в Евросоюзе, есть прецеденты использования названий, похожих на всемирно известные бренды. Чаще остальных к таким приемам прибегают ретейлеры, выпускающие товары под собственной маркой. Нередко они используют в названиях слово cola. В России это слово признано общеупотребимым, вследствие чего на него не могут распространяться патентные претензии.
Помимо Fantola, «Аквалайф» выпускает напитки под маркой «Напитки из Черноголовки», на которые приходится 4,6 процента российского рынка. Напиток Coca-Cola занимает долю в 19,2 процента.
Роспатент принял сторону Fantola в споре с Coca-Cola
Регистрация товарных знаков бренда ГК «Черноголовки» отзываться не будет, но американская пищевая компания намерена продолжить спор
Палата по патентным спорам при Роспатенте отказалась отзывать регистрацию товарных знаков бренда Fantola (ГК «Черноголовка») по заявлению Coca-Cola, пишет «Коммерсантъ». В Coca-Cola изданию сообщили, что после публикации полного решения Роспатента компания «предпримет дальнейшие действия».
Генеральный директор ГК «Черноголовка» Наталья Сахнина считает, что Coca-Cola в качестве метода конкурентной борьбы использует свое доминирующее положение. По данным опроса группы, 92% респондентов ассоциативно не связывают бренды Fanta и Fantola, а 93% без проблем отличают товарные знаки, исключая возможность путаницы при покупке. Визуальные и звуковые различия напитков отметили 94% опрошенных. Также «Черноголовка» предоставила в Палату по патентным спорам заключения экспертов Гильдии лингвистов и Союза дизайнеров России, по которым смешение знаков исключено.
Решение регулятора в пользу российского бренда — знаковый прецедент для рынка, считает президент коммуникационной группы TWIGA Александр Оганджанян. Несмотря на проигрыш спора, Coca-Cola может обратиться в суд с требованием к «Черноголовке» прекратить использование спорного бренда и попытаться взыскать возможный ущерб, предположил управляющий партнер Enterprise Legal Solutions Юрий Федюкин. По его словам, суд будет принимать решение исходя из результатов экспертиз, а организации, которые их проведут, ведомство назначит самостоятельно.
Спорные товарные знаки ГК «Черноголовка» зарегистрировала в 2019–2020 годах. В компании считают, что продукты под брендом Fantola продаются во всех крупных торговых сетях и ассоциируются у покупателей с группой. Но в Coca-Cola с этим не были согласны, поэтому производитель обратился в Палату по патентным спорам — из-за предполагаемого сходства спорного знака «до степени смешения с брендом Fanta», охраняемым с 1966 г.
Coca-Cola обвинила российского производителя в нарушении прав на товарный знак
Объектом спора стал бренд Fantola, который принадлежит бывшему мэру Электростали.
Производитель газированной воды Fanta, корпорация Coca-Cola, направил иск в суд на 6 товарных знаков марки Fantola. Владелец бренда – группа компаний «Аквалайф», также известная на рынке как изготовитель «Напитков из Черноголовки», сообщает газета «Коммерсантъ»
О разногласиях между отечественным производителем и американской компанией «Коммерсантъ» узнал из документов коллегии Палаты по патентным спорам Роспатента. Заседание по делу о незаконном применении 6 товарных знаков состоится 18 ноября, сообщается в материалах коллегии.
ГК «Аквалайф» создана бывшим мэром города Электросталь Московской области В. Пекаревым. Под маркой Fantola, зарегистрированной в 2019 году, производится газировка, снеки, шоколад. Помимо спорного бренда, компания владеет товарным знаком «Напитки из Черноголовки», подтверждает информацию сервис Brand-search.
Главной причиной обращения в судебный орган, комментирует Coca-Cola, является предположительная схожесть до степени смешения между наименованиями Fanta и Fantola. Американский производитель заметил, что их товарный знак Fanta, популярный в России, зарегистрирован в стране с 1996 года. Об этом пишет «Коммерсант» и подтверждает федеральный АиФ.
Эксперты, чьи мнения приводит «Коммерсантъ» полагают, что процесс затянется надолго: бренд Fantola был одобрен Роспатентом и уже вышел на рынок. По версии специалистов, Coca-Cola может добиться аннулирования товарного знака, опираясь на более раннюю дату регистрации и схожесть словесного элемента. В таком случае возможным решением для «Аквалайф» станет заключение с Coca-Cola сублицензионного договора.
Однако возможна и ситуация, что наименование Fanta будет объявлено общепринятым на территории РФ и станет неохраняемым, как случилось с обозначением Cola, считает юрист Юрий Федюкин, опрошенный газетой «Коммерсантъ».