Что значит слово египет
Этимология топонима Египет
В общепринятых, официальных версиях этимологии топонима Египет приняты три варианта:
1. название от древних греков
2. самоназвание
3. иноземные названия
Официальные версии этимологии Египет
«В языки народов Европы название «Египет» пришло от древних греков и звучало как «Эгиптос» (др.-греч. ;;;;;;;;). Происхождение этого топонима точно не известно, но имеется несколько его объяснений в эллинской традиции традиции:
1. Древнегреческая мифология — наименование страны «Эгиптос» восходит к царю по имени Эгиптос (русский вариант написания Эги;пт, Еги;пт, Еги;пет), покорившему некое племя меламподов в долине Нила и давшему ей своё имя — Эгиптос[1]:1231. Однако вероятнее всего, этот мифический персонаж был позже персонифицирован древними греками от уже имеющегося названия страны. Некоторые античные авторы упоминающие Эгипта: Псевдо-Аполлодор [2], Гесиод [3], Гекатей Милетский [4], Павсаний [5].
2. Предположительная историческая этимология — древнегреческое слово «Айгюптос» образовано от одного из названий египетской столицы Раннего и Старого царств — Хут-ка-Птах (др.-греч. Мемфис). Это название означало «Храм кА Птаха» (транслит. египт. Hwt-kA-ptH). У самих древних египтян Хут-ка-Птах сначала было названием мемфисского святилища бога-творца Птаха, перешедшее на имя города, и со временем ставшее именем окружающей области (септа), а позднее, от наименования этой области, древние греки распространили свой вариант названия на всю страну [1]:403,[6]:294. Также вероятна связь происхождения названия страны и названия реки Нил, так например у Гомера «Эгиптос» означает реку (Нил) и только потом страну, сотворённую этой рекой [7]:403.
Вне зависимости от происхождения названия Египта, дальнейшее его распространение связано с эллинизацией региона Средиземноморья, где вместе с культурным влиянием греков распространялись их географические представления и топонимы. Позже это название переняли от них римляне —лат. Aegyptus(классическое произношение — Эгиптос, традиционное — Эги;птус), и через латинский язык, оно перешло в общеевропейскую традицию [8].
Другие названия
Самоназвание. Употребление топонима «Египет», при описании династического периода, является условным, так как оно принято историками позднее от древнегреческого названия региона и культуры на берегах реки Нил. Сами древние египтяне давали своей стране разные, несколько аллегорические наименования, часто олицетворявшие её плодородие — Та-кемет, то есть «Чёрная земля» (имелась в виду плодородная «чёрная земля» берегов Нила [9], в противоположность «красной земле» окружавшей пустыни) или Та-мери, то есть «Земля мотыги». Другое самоназвание — Та-уи, то есть «Две земли», вероятно, могло символизировать объединение двух частей Египта — Долины (верховья Нила) и Дельты (низовья Нила). В древнеегипетских текстах также можно встретить поэтические наименования страны — «Земля Сикомора», «Земля ока Хора» и др [10].
Иноземные названия. Контактируя с египтянами, их соседи давали свои названия стране на нильских берегах:
1. Муцур, Мисир (аккад. Mu;ur, Mi;ir) Нижний Египет и Урису (аккад. Uri;;u) Верхний Египет — у ассирийцев;
2. Мицра;им (др.-евр. ;;;;;;;;; транслит. Mitzr;yim) — у древних евреев. Название означает двойственное число от слова мецар (др.-евр. ;;;;;) — «теснина», «узкий проход», «перешеек». Отсюда также в переносном смысле: несчастье, бедственная ситуация, из которой сложно найти выход. Согласно библейской традиции имя связано с одним из сыновей легендарного еврейского прародителя Хама-Мицраимом, от которого якобы произошли египтяне, некоторые ливийцы, филистимляне, кафторы (Быт. 10:13-14);
3. Мудраия — название на языке древних персов;
4. Миср/Маср (араб. ;;;) — у арабов [
3]. Это название могло возникнуть ещё в династический период, от арабского слова означающего населённое место и город; вероятно, арабо-семитские племена могли издревле отмечать густонаселённость Египта. Другой вариант этимологии связан уже со средневековым Египтом; согласно нему название происходит от слова массара — «заселять», «колонизовать» (по этой гипотезе название использовали только с VII века, когда арабы создавали в Египте свои поселения-колонии).» [ВП]
Моя версия этимологии Египет
Этимология слова «копты»
Значение слова египет
Библейская энциклопедия арх. Никифора
(Мицраим; Исх 1:1) — одна из древнейших и замечательнейших стран на лице земли. Египет граничит к ю. с Ефиопиею, к с. Средиземным морем, к в. с Черным морем, к з. песчаною возвышенностью Сахары и Ливийскою пустынею. О его северных и южных границах сообщаются сведения в Иез 29:10, 30:6. Страна представляется путешественнику в виде громадной равнины, простирающейся почти на 600 англ. миль в длину и окруженной на в. и з. рядом холмов и обширною пустынею. Речной бассейн страны обязан своим существованием, плодородием и красотою протекающей через нее огромной, исторической р. Нилу (см. Нил). Поэтому-то Египет в древности назывался даром Нила. Что касается происхождения названия страны, то мнения об этом различны. Слово Египет переводится еврейским словом Мицраим, именем одного из сыновей Хама (Быт 10:6), который мог быть родоначальником египтян. Иногда он называется землею Хамовою (Пс 105:22), а иногда Раавом (Пс 86:4). Арабы называют его в настоящее время словом Мицр. В Египте прославился Иосиф, возвысившись из рабского состояния до высшего положения первого сановника при дворе Фараона. По указанию Божия Промысла, его отец, престарелый Иаков, и братья прибыли на жительство в Египет; и в течение 430 лет потомство их, состоявшее в начале переселения только из 75 душ, расплодилось от одного до двух миллионов. Чудесное освобождение Евреев от тяжкого ига Фараонова, несомненно, составляет одну из поразительнейших страниц в еврейской истории. Кому из нас не памятны с раннего детства и египетские волхвы, и десять казней египетских, из коих последнею и самою страшною была избиение Ангелом в одну ночь всех первенцев египетских, празднование Евреями первой Пасхи, и чудесный переход их через Чермное море! В Новом Завете, вскоре по рождении Спасителя, Египет указан Иосифу и Марии Богоматери с Богомладенцем Иисусом, как место убежища от преследования Ирода (Мф 2:13-19). После дня Пятидесятницы и сошествия Св. Духа на Апостолов (Деян 2:10) в Египте, в Александрии образовалось великое христианское общество, основателем которого по преданию считается ап. и ев. Марк. Как предмет пророчеств народ египетский служит одним из самых замечательнейших народов. «Вот Господь восседит на облаке легком, — пророчествует Исаия, — и грядет в Египте. И потрясутся от лица Его идолы египетские, и сердце Египта растает в нем» (19:1). «Египет — прекрасная телица, — восклицает пр. Иеремия, — но погибель от севера идет, идет. Посрамлена дочь Египта, предана в руки народа северного» (46:20). «…меч царя Вавилонского придет на тебя. — взывает в пророческом духе Иезекииль, — От мечей сильных падет народ твой» (32:11-12). «И сделается земля египетская пустынею и степью; и узнают, что Я — Господь» (29:9). Все предсказания, как выше приведенные, так и множество других относительно Египта, особенно замечательны по точности и полноте своего исполнения, что подтверждается неопровержимыми доказательствами. В то время, когда произносились эти боговдохновенные пророчества, Египет находился в самом цветущем состоянии. «Как, сад Господень, так земля египетская», — говорится о нем в Быт 13:10 еще в то время, когда на долине Иорданской стояли нечестивые города Содом и Гоморра; повсюду высились блестящие города — стовратные Фивы, Луксор Карнах, величественные памятники гения, искусства, трудолюбия, промышленности, сохранившиеся на удивление до наших времен, как-то: пирамиды, катакомбы, обелиски, сфинксы, искусственное Меридово море и другие, были всюду многочисленны и беспримерны. Но когда совершился над ним грозный Божественный суд и держава Фараонов пала, Египет сделался вассальным государством, подчинился туземному игу, и даже частью управлялся невольниками. Летучие мыши теперь во множестве попадаются в развалинах древних египетских храмов и гробницах, наполняя мрачные, пустынные комнаты и проходы пирамид шелестом своих крыльев. Невольно вспоминается при этом величественное пророчество Ис 2:20: «в тот день человек бросит кротам и летучим мышам серебряных своих идолов и золотых своих идолов, которых сделал себе для поклонения им».
Гаспаров. Записи и выписки
♦ Блок не мог есть при чужих, как Геродотовы египтяне (восп. Павлович, 484). И был коротконог, как патагонцы: сидя казался выше, чем стоя (восп. Н. Чуковского). То же самое вспоминал Н. Альтман о Ленине.
♦ В. Рогов дописывал 15 стихотворений Брюсова, как тот — «Египетские ночи», а Жанна Матвеевна авторизовала.
Библейский Словарь к русской канонической Библии
Словарь греческой мифологии
Библия: Тематический словарь
А. Названия и географическое положение
1. Другие названия Египта
2. Область, занимаемая Египтом
♦ Нижний и Верхний (Патрос) Египет:
♦ моя река, главная река*(В оригинальном тексте и английском переводе — Нил):
♦ Раамсес, область в Гесеме:
♦ Пифом и Раамсес — города запасов, построены Израильтянами:
♦ Тафнис, город, куда бежали Израильтяне (также поселения в Магдоле, Нофе и земле Пафрос):
Б. Значительные Египтяне (их цари назывались фараонами), см. фараон
♦ Агарь, служанка Сары:
♦ Потифар, владелец Иосифа:
♦ Сусаким, ограбил храм:
В. Отношения с богоизбранным народом
1. Во времена патриархов
♦ Аврам отправился в Египет во время голода:
♦ Иосиф продан туда купцами:
♦ Иосиф стал управляющим земли Египетской:
♦ братья Иосифа покупали хлеб там:
Быт 42:1-26; Быт 43:1-44:3
♦ Иаков с сыновьями отправился туда:
2. Во время исхода, см. исход
3. Во времена царей
♦ Соломон брал жен оттуда:
♦ его царство граничило с Египтом:
♦ Соломон торговал с ними:
3Цар 10:28,29; 2Пар 1:16,17
♦ враги Соломона бежали туда:
3Цар 11:14–18; 3Цар 11:40
♦ одержали победу над Ровоамом:
3Цар 14:25,26; 2Пар 12:1-12
♦ Осия заключил договор с ними против Ассирии:
♦ Иосия погиб в сражении с ними:
4Цар 23:29,30; 2Пар 35:20-24
♦ Иохаз низложен царем Египта:
4Цар 23:33–35; 2Пар 36:2-4
♦ Иудеи бежали туда после смерти Годолии:
♦ Иеремия вынужден идти туда:
♦ Иисус с родителями бежал туда:
♦ Иудеи из Египта в Иерусалиме в день Пятидесятницы:
Г. Пророчества о Египте
♦ богоизбранный народ будет порабощен там:
♦ богоизбранный народ будет освобожден:
Ис 19:1-17; Иер 46:2-26; Иез 29:3-30:26
♦ суд над теми, кто ищет помощи у Египта:
Ис 30:1–3; Ис 31:1–4; Иер 2:18,19,36,37; Иер 42:7-22; Ос 7:11-16
♦ Бог возвратит свой народ из Египта:
Ис 11:10,11; Ис 27:12,13
♦ Бог призовет своего Сына из Египта:
♦ Египтяне будут поклоняться Господу:
Ис 19:18–25; Ис 45:14; Мих 7:11-13