1.собир. В буржуазном обществе: интеллигенция, не имеющая устойчивого материального обеспечения (преимущественно актеры, музыканты, художники и пр.) с их своеобразным беспечным и беспорядочным образом жизни.
2.Разг. Образ жизни, быт такой среды. [Нина:] Отец и его жена не пускают меня сюда. Говорят, что здесь богема… боятся, как бы я не пошла в актрисы. Чехов, Чайка.
[Франц. bohème — буквально «цыганщина»]
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
При советской власти в СССР получила наименование «творческая интеллигенция».
БОГЕ’МА, ы, мн. нет, ж. [фр. bohème, букв. цыганщина]. 1.собир. Необеспеченные актеры, художники, литераторы и т. п. интеллигенты, ведущие беспечную и беспорядочную жизнь. Литературная б.2. Беспорядочный быт такой среды (разг.). Дома у него настоящая б.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
боге́ма
1. не имеющие устойчивого материального обеспечения представители творческой интеллигенции (художники, актёры и т. п.), ведущие беспорядочный и беспечный образ жизни, а также сам такой образ жизни ◆ Особенно в Нойкельне, одном из самых «проблемных» районов, где живут турки и богема. Юлия Вишневецкая, «Призрак коммунизма», 2009 г. // «Русский репортер» (цитата из НКРЯ) ◆ В моем понимании богема ― это выпивка, романы, вечеринки до утра. Владимир Емельяненко, «Борис Жутовский: «Тусовки выхолащивают суть»», 2002 г. // «Известия» (цитата из НКРЯ)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: вымахивать — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
В русском языке есть ряд слов, заимствованных из иностранных. Заимствования из французского языка наряду с латынью занимают первое место, и это отнюдь не случайно. В аристократических домах было принято разговаривать по-французски, а детей воспитывали гувернантки, приехавшие из Франции. Одно из таких заимствований — слово «богема».
Происхождение слова
«Богема» произошло от французского выражения Boi-Heim. Так называлось галльское племя, поселения которого находились на территории современной Чехии. Примечательно, что во Франции название Чехии ассоциируется с кочующими цыганами, поэтому первоначальным значением слова было «цыганщина».
Перевод слова «богема»
Итак, с французского языка слово «богема» переводилось как «цыганщина», «цыганский».
А как же оно переводится на другие языки»? Богема — это.
Английский
bohemia
Немецкий
Boheme
Испанский
bohemios
Турецкий
Bohemya
Болгарский
бохеми
Латышский
bohēma
Венгерский
bohémvilág
Латынь
Bohemiae
Итальянский
la bohème
Белорусский
багема
Исландский
— Bóhemíunni
Казахский
богема
Азербайджанский
bohema
Украинский
богема
Лексическое значение
Что же означает слово «богема»? Со времен появления в русском языке этого французского слова немало воды утекло. Современные толковые словари определяют существительное «богема» так:
Нарицательный — относящийся к множеству предметов или явлений, один из.
Неодушевленный — относящийся к миру живых существ, противопоставленный неживому.
Богема состоит из шести букв, шести звуков, трех слогов. Ударение падает на второй слог. Следует хорошенько запомнить, что первая гласная в слове «о».
Склонение
Слова женского и мужского рода, оканчивающиеся на «а» или на «я», относятся к первому склонению. Следовательно, к этому типу склонения относится существительное «богема» и в соответствии с этим изменяется по числам и падежам.
Падеж/число
Вопросы
Единственное число
Множественное число
Именительный падеж
Кто? Что?
Давайте сначала разберемся, что значит слово «богема»?
богемы
Родительный падеж
Кого? Чего?
У литературной богемы свои правила и традиции, свои порядки, обычному человеку кажущиеся не вполне нормальными.
богем
Дательный падеж
Кому? Чему?
К счастью, я никакого отношения к богеме не имею.
богемам
Винительный падеж
Кого? Что?
Всю эту богему нужно сослать на далекий необитаемый остров, может быть, хоть там в уединении и в общении с первозданной неиспорченной природой они научатся вести себя по-человечески.
богемы
Творительный падеж
Кем? Чем?
Агриппина Станиславовна Большакова всегда восхищалась богемой и мечтала быть хотя бы немного причастной к волшебному и яркому миру людей искусства.
богемами
Предложный падеж
О ком? О чем?
То, что люди думают о богеме, неоднозначно и противоречиво, как и сама богема.
Следует отметить, что множественное число существительного «богема» в любом из падежей в устной речи употребляется крайне редко, можно даже сказать, что оно практически не употребляется, так как изучаемое слово носит собирательный характер.
Синонимы — это слова, близкие друг другу по значению, но имеющие различное звучание и написание.
Опера Джакомо Пуччини «Богема»
В 1896 году вдохновленный произведением Анри Мюрже «Сцены из жизни богемы» Джакомо Пуччини написал оперу. Либретто к опере написали Джузеппе Джакоза и Луиджи Иллика. Название «Богема» перекликается с названием книги. В опере рассказывается о жизни бедных, но очень одаренных людей (типичной французской богемы), об их надеждах и мечтах, которые хороши были еще и потому, что им не суждено было сбыться.
«Богема» — это лирическое музыкальное произведение, описывающее личную драму героев (двух женщин и четырех мужчин):
В опере показаны сцены из обыденной жизни этих людей. При помощи напевной, затрагивающей потаенные струны души музыки Пуччини удалось ярко и метко передать характеры действующих лиц, отличительной особенностью которых было то, что они не обременяли себя заботой о кардинальном улучшении своего социального положения. Кроме этого, их мало волновало мнение окружающих.
Богема Руджеро Леонкавалло
Сюжет оперы также основан на произведении Анри Мюрже. Кстати, Леонкавалло начал работу на шесть месяцев раньше, чем Пуччини, и даже сам написал к ней либретто, искусно перемежая его стихами французского поэта.
Фильм
Музыкальная мелодрама была снята в 2005 году. Девиз фильма, проходящий через все его действие красной нитью — «Ты живешь только сегодня».
Целый год непростой жизни зрители проживают вместе с героями фильма. Много это или мало? Для нескольких представителей богемы, больных СПИДом, возможно, год длиннее целой вечности. Тем более их собираются выселить из квартиры.
«Богема» Чарльза Азнавура
Песня-ностальгия. Ностальгия о прошлом, о молодости, когда лирические герои были бедны, голодны, но счастливы и красивы. Сожаление о том, что все прошло, Монмартр потерял былое очарование. Заключительные слова песни: «Богема! Богема! Теперь это уже ничего не значит».
Итак, французское слово «богема» прочно вошло в русский язык, укоренилось в нем и почти изменило свой первоначальный смысл.
БОГЕМА — (фр. la boheme). 1) странствующие толпы цыган; вообще бродячие толпы. 2) люди без определенных средств к жизни, живущие случайным трудом, умственным или физическим. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910.… … Словарь иностранных слов русского языка
Богема — С французского: La boheme. Стало популярным после публикации «Сцен из жизни богемы» французского писателя Анри Мюрже (1822 1861). Слово «богема» образовано от другого французского слова ип Bohemien, то есть «цыган» (обычно ассоциировалось с… … Словарь крылатых слов и выражений
Богема — социальная группа, играющая и до сих пор значительную роль в истории литературы. В средние века цыгане, народ бродячий, народ изгой, считались выходцами из Богемии (Чехии). Б. литературная цыганщина в смысле социальной деклассированности и… … Литературная энциклопедия
Богема — Артистическая среда с присущей ей особой атмосферой, нравами, жаргоном, манерой одеваться, способами общения. Происходит от bohemia цыганский. Для характеристики артистической среды стало применяться с середины XIX в. Возникнув у Мюрже («Сцены из … Энциклопедия культурологии
богема — цыганщина Словарь русских синонимов. богема сущ., кол во синонимов: 4 • кинобогема (1) • … Словарь синонимов
БОГЕМА — (французское boheme, буквально цыганщина), обозначение среды художественной интеллигенции (актеров, музыкантов, художников, литераторов), ведущей беспорядочную и необеспеченную жизнь; образ жизни, быт таких людей … Современная энциклопедия
БОГЕМА — (франц. boheme букв. цыганщина), не имеющая устойчивого обеспечения художественная интеллигенция (актеры, музыканты, художники), ведущая беспорядочную жизнь, а также такой образ жизни, быт, среда этих людей … Большой Энциклопедический словарь
Богема — (цыганщина, неурядица). Ср. На свою невѣстку. княгиня всегда смотрѣла, какъ на безпорядочную особу, безъ правилъ, съ наклонностью къ «богемѣ», съ рѣзкими манерами. Боборыкинъ. Ходокъ. 1, 1. Ср. Bohème (c’est une maison vie de Bohème). Пер.… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
БОГЕМА — БОГЕМА, ы, жен. Не имеющие устойчивого обеспечения интеллигенты (актёры, художники, музыканты, литераторы), ведущие беспорядочную жизнь, а также такой образ жизни, среда таких людей. | прил. богемный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов … Толковый словарь Ожегова
«За вековую историю своего существования слово «богема» давно перестало обозначать то, что именовало собой в момент рождения. Да и сама среда, называемая богемой, изрядно изменилась.
Как показывают опросы общественного мнения, сегодня это слово ассоциируется вовсе не с бедностью и талантом, а с деньгами и властью.
Всё это стало нормой жизни богемы. Богемный стиль жизни – это выход за рамки дозволенного.
Что дозволено Юпитеру, не дозволено быку, что строго запрещено в обществе, в богеме является правилом. С годами богема набиралась сил, настойчиво предлагая желающим свои образы, установки, моральные ценности и приоритеты, которые в корне отличались от приоритетов богатства.
Отсюда родилась идея контркультуры, которая стала одним из ярчайших проявлений богемного сознания.
Технически это осуществили СМИ, благодаря которым образ жизни творческой интеллигенции стал общественным достоянием. Произошло высвобождение сил, которые традиционная культура и традиционный истеблишмент держали под давлением. Альтернативная система ценностей в эпоху постмодернизма превратилась в систему ценностей самого общества. Она легализовалась сначала в средствах массовой информации, а потом была принята в истеблишмент как одна из его составляющих.
Однако весь социум не может жить по законам богемы. Лишь на определённом этапе, в молодости, человек может себе позволить эту роскошь, но потом он превращается в нормального, небогемного индивида и цементирует собой общество. Молодыми навечно остаются только «художники». Художники не столько по профессии, сколько по характеру.
Россия не стала той отдельно взятой страной, где удалось бы построить коммунизм. Зато она стала первой страной, где богема прорвалась к власти. Поддержав Октябрьскую революцию, богема слилась с ней, и на какой-то момент художественный авангард стал языком большевистской революции, а параллельный богемный образ жизни стал моделью, на которой выросли «долой стыдисты», Александра Коллонтай и новая мораль коммунистического общества. Коммунистическая мораль так же противопоставлена буржуазной, как и богемная. Поэтому модернистское искусство, соединившись с революцией, создало странный богемно-большевистский симбиоз. Продлился он недолго, ибо тоталитаризм и богема остаются антагонистами.
В конце двадцатых годов, когда наступила контрреформация, на представителей богемы начались жестокие гонения. Почти всех перестреляли или выслали. В результате русский авангард частично переехал в Париж, а частично переселился в Сибирь, где и закончил своё существование. Однако часть богемы всё же выжила.
Культовой фигурой тридцатых стал Станиславский. Среда, которая его окружала, тоже была близка по духу к богеме. Выжила и богема изобразительного искусства. Несмотря на тяжёлые времена, живописцы продолжали рисовать картины, тайком выставлялись в подвалах и хранили верность богемным традициям. Именно они подготовили возрождение авангарда в эпоху оттепели, после 1956 года.
Новая богема сохранила связь со старым авангардом, и выставка, которая так возмутила Хрущёва, была построена на традициях авангарда старого.
После XX съезда общая ситуация резко изменилась. Оживилось кинопроизводство, поэты стали читать стихи, а молодёжь начала поиск духовных лидеров. В шестидесятые новым источником богемного духа стала университетская среда.
Первоначально богема была презираемой субкультурой, но постепенно, в результате подъёма престижа творческих профессий, превратилась в элиту. А став элитой, начала оказывать большое влияние на другие элиты и масскульт. На самом деле элита едина (элита денег, таланта и т.д.).
Стиль существования, свойственный богеме, уже давно перестал быть антиобщественным, стал даже сверхобщественным, хотя и продолжает оставаться в оппозиции к нормам, принятым в «нормальном» обществе. Перспективы богемы как среды туманны. Но скорее всего, пока будут существовать нормы самоорганизации общества, богема будет существовать как принцип нарушения этих норм. Появились и умелые имитаторы.
Ксения Собчак, с которой часто сравнивают Галину Брежневу, — один из примеров. Псевдобогема. Живая иллюстрация того, как, адаптировав внешние признаки поведения, можно создать иллюзию внутреннего содержания. Рано смекнула, что богемный стиль нынче в моде. И окунулась в него с головой».
Додолев Е.Ю., Галина Брежнева. Жизнь советской принцессы, М., «Зелёная лампа», 2012 г., с.114-119.
Изображения в статье
Image by 5598375 from Pixabay
Image by William Adams from Pixabay
Image by max3-2-1 from Pixabay
Image by Free-Photos from Pixabay
Богема, богема. Мишпуха обыкновенная.
Пока читал – коня украли.
Ответ на пост «Как в вашем городе с туалетами?»
В ноябре в горах Алматы установили 15 спасательных хижин для безопасности туристов. Пользователи в сети жалуются, что одна из хижин уже подверглась акту вандализма. Всему виной «отсутствие культуры», считают они.
В соцсетях появилось сообщение одного из пользователей о том, что в одной из недавно установленных в Алматы горных спасательных хижин посетители оставили мусор и уничтожили часть запасов, которые предназначались для выживания заплутавших туристов.
Мужчина объясняет блогерше с тиктоком головного мозга на её вопросы
Скончался Игорь Кириллов — диктор, журналист, народный артист СССР и обладатель самого узнаваемого голоса
Печальная новость пришла незадолго до нашего эфира. Сегодня не стало Игоря Леонидовича Кириллова. Наш легендарный коллега, старший товарищ, для многих настоящий учитель. Более 20 лет он вел программу «Время». И образ Игоря Кириллова мгновенно возникает перед глазами при упоминании слова «диктор». Он стал, пожалуй, самым узнаваемым ведущим, олицетворявшим эпоху советского телевидения. С интеллигентной внешностью, скромной улыбкой и фирменным голосом, по которому мы будем скучать. Игорю Леонидовичу было 89 лет.
«Внимание, оркестр! Осветители, операторы, внимание!» — команды, которые зритель обычно не слышит. Их за кадром отдает режиссер в аппаратной. Но Игорю Кириллову иногда все же было можно, ведь для коллег не было секретом: всесоюзно известного диктора на телевидение привела мечта стать режиссером.
«Я хотел быть режиссером, за кадром, чтобы кричать там: «Внимание, мотор! Стоп!»» — рассказывал диктор, народный артист СССР Игорь Кириллов.
Телевизионную карьеру начал с должности помощника режиссера. Однако даже в этом качестве он так и не успел освоиться. Всего через два с половиной месяца на Центральной студии телевидения объявили конкурс дикторов. В кадре тогда работали в основном женщины, мужчин не хватало. Игорь Кириллов, выпускник Щепкинского театрального училища, решил попробовать. И в тот же день, не успев даже опомниться, уже вел свой первый прямой эфир на многомиллионную советскую аудиторию. А еще через неделю рассказывал всей стране новости поистине космического масштаба. На многие десятилетия он запомнил каждое слово того сообщения: «Третьего октября 1957 года в Советском Союзе запущен первый искусственный спутник Земли».
В апреле 1961-го именно Кириллов сообщит и о полете Юрия Гагарина. Больше 30 лет в эфире программы «Время» только о самом важном. Всегда собранный и невозмутимый. Глядя в экран телевизора, зритель и представить себе не мог, каких порой невероятных усилий и нервов стоил каждый выпуск программы «Время».
«Это такая нагрузка. Привыкнуть к этому нельзя. Всегда выходили красные, руки потные, пятна могли быть на лице и так далее. У Игоря Леонидовича всегда в кармашке таблеточки валидола на четыре части. Он таблеточку под язык и читал эти огромные доклады», — рассказывает диктор, народная артистка РСФСР Анна Шатилова.
Но даже в главной информационной программе страны, где, казалось, недопустимым было малейшее отклонение от текста, порой оставалось место для импровизации. Нередко случалось, что новости закончились, а до начала следующей передачи еще несколько минут. И никаких рекламных пауз.
«И помощник режиссера делал такой жест, мол, выручай, говори пять минут. Ну о чем я могу говорить пять минут, не о политиках же, верно?» — вспоминал Игорь Кириллов.
И он находил о чем поговорить: о погоде, о спорте. Общался с миллионами зрителей, представляя, как если бы напротив сидел близкий друг или, может, сосед. И если уж нельзя было отклоняться от текста, то подобрать подходящую интонацию или просто правильно выдержать паузу – почему бы нет.
«Мне думается, самое важное в профессии диктора, ведущего – это добиться доверия зрителей. Самое ценное, самое дорогое, что может быть, – это доверие зрителей, доверительное отношение к тебе», — говорил Игорь Кириллов.
Фирменный, неподражаемый тембр, элегантность и стиль. Женская аудитория вздыхала по нему, и в телецентр приходили тысячи писем с признаниями в любви. Народная молва приписывала Кириллову многочисленные романы со знаменитыми партнершами по эфиру. А он всю жизнь любил одну женщину – жену Ирину. Телевизионный звукорежиссер, она была ему и верным помощником в работе, и самым суровым критиком.
«Мама скажет: «Ой, Игорек, как хорошо!» А она говорит: «Ничего хорошего. Все это было бездарно! Где твои руки были?» И начинается», — рассказывал Игорь Кириллов.
Когда пришла новая телевизионная эпоха, новое поколение ведущих, Игорь Кириллов все равно был востребован: вел концерты, презентации, творческие вечера и до конца жизни оставался диктором Первого канала, любимый зрителями и коллегами.
бог е ма, богемы, мн. нет, жен. (франц. boheme, букв. цыганщина).
1.собир. Необеспеченные актеры, художники, литераторы и т.п. интеллигенты, ведущие беспечную и беспорядочную жизнь. Литературная богема.
2. Беспорядочный быт такой среды (разг.). Дома у него настоящая богема.
Политическая наука: Словарь-справочник
не имеющая устойчивого обеспечения художественная интеллигенция (актеры, музыканты, художники), ведущая беспорядочную жизнь, а также такой образ жизни, быт, среда этих людей.
Культурология. Словарь-справочник
Эстетика. Энциклопедический словарь
В России начала XX в. ярким примером богемного стиля социокультурной, художественно-поэтической жизни можно считать литературное кафе «Бродячая Собака». Этот артистический клуб существовал с 1911 по 1915 гг. в Петербурге на площади близ Михайловского дворца (ныне площадь Искусств, д. 5). В названии была обыграна метафора Ш. Бодлера, который в стихотворении «Славные псы» сравнивал представителей богемы со свободными бродячими собаками. Кафе-кабаре стало центром неформальной худжественной жизни столицы, собравшим в своих стенах цвет русской поэзии серебряного века. В число его учредителей входили С. Судейкин, М. Добужинский, С. Сапунов, Н. Евреинов. У клуба были свой устав (автор А. Н. Толстой), гимн (автор М. Кузьмин) и герб, изображавший бродячую собаку, попиравшую своей лапой античную театральную маску (автор М. Добужинский).
Постоянными членами клуба были А. Ахматова, Н. Гумилев, О. Мандельштам, С. Городецкий, В. Хлебников, М. Лозинский, В. Маяковский, В. Нарбут. Его посещали К. Бальмонт, Ф. Солгуб, Тэффи, В. Шкловский, В. Жирмунский. Допускались и богатые поклонники талантливых завсегдатаев, нередко принимавшие на себя обязанности меценатов, что позволяло владельцу кафе Б. Пронину содержать его и обеспечивать его полноценную театрально-музыкальную и литературно-художественную жизнь с ее спектаклями, поэтическими вечерами, творческими дискуссиями, празднованиями юбилеев, приемами европейских знаменитостей и т. п. В жизни «Бродячей собаки» причудливо сочетались компоненты элитарности, богемности и своеобразного демократизма. «Бродячая собака» не была «башней из слоновой кости» (с самого начала идея «подвала» была как бы демонстративно противопоставлена надмирности всяких «башен», в том числе, можно думать, и «Башне» Вяч. Иванова), и стихия демократического искусства неизбежно врывалась под своды подвала, как это часто бывает при сознательном воскрешении древней карнавальной традиции. Но очевидно, что безмятежное и в целом уютное (несмотря на ряд конфликтов, ссор, разочарований) времяпрепровождение в «Бродячей собаке» резко контрастировало с теми историческими испытаниями, которые выпали надолюстраны в последовавшие годы» (Парнис А. Е., Тименчик Р. Д. Программы Бродячей собаки // Памятники культуры. Новые открытия,- Л., 1985.- С. 175)