Что значит слово аллитерация
Значение слова «аллитерация»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Подразумевается бо́льшая, по сравнению со среднеязыковой, частотность этих звуков на определённом отрезке текста или на всём его протяжении. Об аллитерации не принято говорить в тех случаях, когда звуковой повтор является следствием повтора морфем. Слововым видом аллитерации является тавтограмма.
На аллитерации построены многие пословицы и поговорки («Мели, Емеля, твоя неделя»), а также скороговорки («Купи кипу пик»).
АЛЛИТЕРА’ЦИЯ, и, ж. [от латин. littera — буква] (лит.). В древнегерманском стихосложении — созвучие, образуемое повторением одинаковых согласных в начале слов. || Поэтический прием, состоящий в повторении одинаковых согласных, напр. «чуждый чарам черный челн». Бльмнт.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
аллитера́ция
1. филол. стилистический приём усиления звуковой выразительности художественной речи подбором, повторением одинаковых или однородных согласных звуков ◆ Ещё одно замечание о скандинавском тексте. Звенящее золото — выражено аллитерациею: gialla gull. Ф. И. Буслаев, «Песни «Древней Эдды» о Зигурде и Муромская легенда», 1858 г. (цитата из НКРЯ) ◆ При этом, сообразно со свойствами тюркских языков, подчиняющих гласные слова законам гармонии, гласные при аллитерации и при рифме играют незначительную роль: биринджи (первый) может рифмовать с онунджу (десятый). Н. С. Трубецкой, «О туранском элементе в русской культуре», 1925 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Художественная проза гораздо чаще, чем принято думать, стремится к кадансу, к ритмической последовательности голосовых подъёмов и падений, к аллитерации и внутренним рифмам. К. И. Чуковский, «Высокое искусство», 1968 г. (цитата из НКРЯ) ◆ — Неплохо. «Тихо падают вниз звезды первые белыми брызгами…» Есть ненавязчивая аллитерация, и рифма «измызганный — брызгами» не затаскана. Владимир Войнович, «Замысел», 1999 г. (цитата из НКРЯ)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова полинезийский (прилагательное):
Значение слова аллитерация
Словарь Ушакова
Словарь лингвистических терминов
(от лат. ad — к, при + litera — буква). Повторение одинаковых согласных звуков или звукосочетаний как стилистический прием. Шипенье пенистых бокалов и пунша пламень голубой (Пушкин).
Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
(от лат. al — к, при и litera — буква) — повторение однородных согласных, придающее литературному тексту, обычно стихотворному, особую звуковую и интонационную выразительность.
Рб: структура стихотворного произведения
Целое: звуковая организация стиха
Асс: консонантизм, повтор
Шипенье пенистых бокалов
И пунша пламень голубой.
Вечер. Взморье. Вздохи ветра.
Величавый возглас волн.
Близко буря. В берег бьется
Чуждый чарам черный челн.
* «Слова, связанные аллитерацией, выделяются в речевом потоке, приобретают определенную интонационную значимость» (Л.И. Лебедева).
В стихе играет нередко очень существенную роль фонетический ритм — повторы однородных согласных (аллитерация) и гласных (ассонанс) звуков. Так, например, в пушкинском стихе
Роняет лес багряный свой убор.
Повторение р имеет первостепенное ритмическое значение. Оно создает своеобразие самого рисунка стиха: стих начинается и кончается звуком р, а третье р расположено в самом его центре. Очарование этого стиха, сразу захватывающее слушателей, во многом обусловлено этой инструментовкой (В.В. Кожинов). *
Словарь терминов по рекламе, маркетингу и PR
повторение однородных согласных звуков в фразе, строке, строфе рекламного текста.
Толковый переводоведческий словарь
повторение одинаковых (или сходных) звуков или звукосочетаний.
Термины и понятия: Методы исследования и анализа текста. Словарь-справочник
Повторение согласных в художественном тексте, имеющее текстообразующее значение. При полной аллитерации повторяются одинаковые звуки, при неполной аллитерации повторяются однотипные звуки.
Термины и понятия лингвистики. Синтаксис: Словарь-справочник
Повтор в поэтических текстах одинаковых или однородных согласных звуков с целью усиления звуковой выразительности текста: Гремят раскаты молодые. (Ф. Тютчев).
Энциклопедический словарь
Словарь Ефремовой
ж.
Повторение одинаковых или однородных согласных в стихе, придающее ему особую
звуковую выразительность (в стихосложении).
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
— происходит тогда, когда в известном ряду слов несколько из них начинаются одинаковыми согласными звуками. Это встречается весьма часто в немецкой литературе, что даже является основанием древненемецкой версификации, а также встречается и в некоторых поговорках нар.: «St o ck und Stein» «Wind und Wetter», «Kind und Kegel» и т. д. В стихах аллитерация проявляется таким образом, что в первой половине стиха стоят два слова, начинающиеся с одинакового согласного звука, в другой же — третье такое слово; иногда же в целом стихе встречаются только два таких слова: одно в первой, другое во второй половине его. Это было первоначальное правило; мы приводим здесь пример такой аллитерации из древнесаксонской поэмы «Helland»: «So l erda he tho thea l iudi — l iot hon wordon», что значит «так учил он людей благосклонными словами». В немецкой поэзии аллитерация исчезает уже в IX веке, в то время, когда в англосаксонской поэзии она существовала столетием позднее при все больше и больше распространявшемся созвучии окончаний стихов; в Ирландии употребляется еще до сих пор; в славянской поэзии нет совсем ее следов. Новые немецкие поэты, как Иордан, Рикерт и др., а также Р. Вагнер, снова старались ввести аллитерацию в употребление, но попытки были напрасны, и отжившая форма не воскресла. Об аллитерации писал Феттер: «Zum Muspilli und zur germanischen Alliterationspoesie» (Вена, 1872).
Аллитерация
1) тем, что тождественные (повторяющиеся) звуки локализуются не в конце, а в начале стиха и слова (тогда как в рифме повторяются или корреспондируют концы стихов, а следовательно и слов);
2) тем, что материалом повтора, т. е. повторяющимися или корреспондирующими звуками, оказываются в большинстве случаев и гл. обр., согласные.
Последнее обстоятельство дало повод к упрощенному пониманию термина А. как всякого повтора согласных (в отличие от ассонанса (см.) — повтора или созвучия гласных). Т. к. большинство яз., в поэтике к-рых канонизована (т. е. принята в качестве обязательного приема — наподобие напр. рифмы в русском стихе) А., в частности яз. финские (напр. суоми — в эпосе Калевала (см.), эстонский в эпосе Калеви — поэт) и германские (ср. древнегерманский аллитерационный стих (см.)), обладают законом начального ударения (на первом слоге), то выбор А. в качестве основного технического приема поэзии можно поставить в связь именно с этим законом. До известной степени это применимо и к якутскому яз., также канонизовавшему А. в своей народной, а за последнее время и искусственной поэзии, и др. алтайским яз. В русской поэзии А. ограничивается ролью факультативного (не канонизованного) приема; подчеркнуто ею пользуются лишь некоторые поэты (Бальмонт (см.) (чуждый чарам черный челн), Маяковский (см.)), и то в большинстве относимых к А. случаев мы видим на самом деле не А. в узком смысле, а лишь насыщенные случаи согласных повторов, напр. «Где роща ржуща ружей ржет».
АЛЛИТЕРАЦИЯ
Смотреть что такое «АЛЛИТЕРАЦИЯ» в других словарях:
Аллитерация — в узком (лингвистическом) смысле особый, канонизованный в некоторых (особенно «народных») литературах, прием поэтической техники (или фонетической организации стиха); иначе говоря один из видов «звукового повтора», отличающийся от прочих видов, в … Литературная энциклопедия
АЛЛИТЕРАЦИЯ — (лат. alliteratio, от ad при, и littera буква). Стилистический прием, состоящий в повторении одних и тех же букв или слогов в начале стиха или периода. Напр., Бога браней благодатью. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.… … Словарь иностранных слов русского языка
Аллитерация — АЛЛИТЕРАЦИЯ повторение одинаковых согласных. Такого рода повторение одинаковых согласных или групп их является в поэтическом языке одним из важнейших средств для сообщения стихотворной речи благозвучия и «музыкальности». Конечно, не всякое… … Словарь литературных терминов
Аллитерация — происходит тогда, когда в известном ряду слов несколькоиз них начинаются одинаковыми согласными звуками. Это встречается весьмачасто в немецкой литературе, что даже является основанием древненемецкойверсификации, а также встречается и в некоторых … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
аллитерация — и, ж. allitération <лат. ad littera. 1751. Лексис. В художественной литературе повтор согласного или группы согласных, отчетливо выявляющих звуковой облик слова, напр.: Подобна лилии крылатой, Колеблясь входит Лалла Рук. Пушкин. СИС 1985. Он… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
АЛЛИТЕРАЦИЯ — (от латинского ad к, при и littera буква), повторение однородных согласных, придающее литературному тексту, обычно стиху, особую звуковую и интонационную выразительность. Например, Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит (А.С. Пушкин) … Современная энциклопедия
АЛЛИТЕРАЦИЯ — (от лат. ad к при и littera буква), повторение однородных согласных, придающее литературному тексту, обычно стиху, особую звуковую и интонационную выразительность. Напр., Шипенье пенистых бокалов и пунша пламень голубой (А. С. Пушкин) … Большой Энциклопедический словарь
аллитерация — сущ., кол во синонимов: 1 • парономазия (5) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Аллитерация — (от латинского ad к, при и littera буква), повторение однородных согласных, придающее литературному тексту, обычно стиху, особую звуковую и интонационную выразительность. Например, “Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит” (А.С. Пушкин). … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Аллитерация — повторение одинаковых или однородных согласных в стихотворении, придающее ему особую звуковую выразительность (в стихосложении). Подразумевается большая по сравнению со среднерусской частотность этих звуков на определённом отрезке текста или на… … Википедия
АЛЛИТЕРАЦИЯ
аллитерация ж. Повторение одинаковых или однородных согласных в стихе, придающее ему особую звуковую выразительность (в стихосложении).
аллитерация
ж. лит.
alliteration
Аллитерация — происходит тогда, когда в известном ряду слов несколько из них начинаются одинаковыми согласными звуками. Это встречается весьма часто в немецкой литературе, что даже является основанием древненемецкой версификации, а также встречается и в некоторых поговорках нар.: «St o ck und Stein» «Wind und Wetter», «Kind und Kegel» и т. д. В стихах аллитерация проявляется таким образом, что в первой половине стиха стоят два слова, начинающиеся с одинакового согласного звука, в другой же — третье такое слово; иногда же в целом стихе встречаются только два таких слова: одно в первой, другое во второй половине его. Это было первоначальное правило; мы приводим здесь пример такой аллитерации из древнесаксонской поэмы «Helland»: «So lerda he tho thea liudi — l iot hon wordon», что значит «так учил он людей благосклонными словами». В немецкой поэзии аллитерация исчезает уже в IX веке, в то время, когда в англосаксонской поэзии она существовала столетием позднее при все больше и больше распространявшемся созвучии окончаний стихов; в Ирландии употребляется еще до сих пор; в славянской поэзии нет совсем ее следов. Новые немецкие поэты, как Иордан, Рикерт и др., а также Р. Вагнер, снова старались ввести аллитерацию в употребление, но попытки были напрасны, и отжившая форма не воскресла. Об аллитерации писал Феттер: «Zum Muspilli und zur germanischen Alliterationspoesie» (Вена, 1872).
1) тем, что тождественные (повторяющиеся) звуки локализуются не в конце, а в начале стиха и слова (тогда как в рифме повторяются или корреспондируют концы стихов, а следовательно и слов);
2) тем, что материалом повтора, т. е. повторяющимися или корреспондирующими звуками, оказываются в большинстве случаев и гл. обр., согласные.
Последнее обстоятельство дало повод к упрощенному пониманию термина А. как всякого повтора согласных (в отличие от ассонанса (см.) — повтора или созвучия гласных). Т. к. большинство яз., в поэтике к-рых канонизована (т. е. принята в качестве обязательного приема — наподобие напр. рифмы в русском стихе) А., в частности яз. финские (напр. суоми — в эпосе Калевала (см.), эстонский в эпосе Калеви — поэт) и германские (ср. древнегерманский аллитерационный стих (см.)), обладают законом начального ударения (на первом слоге), то выбор А. в качестве основного технического приема поэзии можно поставить в связь именно с этим законом. До известной степени это применимо и к якутскому яз., также канонизовавшему А. в своей народной, а за последнее время и искусственной поэзии, и др. алтайским яз. В русской поэзии А. ограничивается ролью факультативного (не канонизованного) приема; подчеркнуто ею пользуются лишь некоторые поэты (Бальмонт (см.) (чуждый чарам черный челн), Маяковский (см.)), и то в большинстве относимых к А.случаев мы видим на самом деле не А. в узком смысле, а лишь насыщенные случаи согласных повторов, напр. «Где роща ржуща ружей ржет».