Что значит словарная работа по русскому языку

Доклад на тему «Словарная работа на уроках русского языка».

Словарная работа на уроках русского языка.

1. Развитие речи, как способ развития

2. Работа над словом – один из приёмов

3. Приёмы словарно – орфографической

1.Диктант – основной вид словарно-

орфографической работы на уроке.

2. Лексические упражнения.

3. Игра – эффективный приём для закрепления

4. Использование этимологического анализа

в работе над словом.

7. Работа с орфографическим словарём.

9. Фрагмент урока по теме: «Правописание слов с

безударными гласными в корне».

Развитие речи как способ развития мышления

Никогда ещё дети не нуждались

так в обогащении языком, как

нуждаются они в наши дни, когда

жизнь всесторонне изменяется,

создаётся множество нового, и всё

требует новых словесных форм.

Одна из важнейших задач современной школы состоит в том, чтобы давать глубокие и прочные знания основ наук, вырабатывать навыки и умения применять их на практике. Знание русского языка- основа обучения в школе.

Одной из главной задач обучения родному языку является развитие речи учащихся. Речь- основа всякой умственной деятельности. Работа над правильным произношением, над выразительностью устной и письменной речи, над обогащением словаря, над орфографически грамотным письмом – вот основное содержание уроков русского языка в начальных классах.

Современная школа уделяет много внимания развитию мышления в процессе обучения. Мышление не может развиваться без языкового материала. Знание слова помогает человеку мыслить. Мышление и речь неразрывно связаны, но это не значит, что они совпадают. Это доказывается тем, что одну и ту же мысль мы можем выразить разными словами.

Работа над словом – один из приёмов развития речи.

и всегда будет страдать от этого коренного недостатка при изучении всякого другого предмета».

Слово – основная значащая единица языка. Словами обозначаются конкретные предметы и отвлечённые понятия, выражаются чувства и намерения. Современный русский язык располагает огромным словарным запасом. Богатство словаря – признак высокого развития как общества в целом, так и каждого отдельного человека. Однако словарной работе в школе уделяют подчас мало внимания, нередко она носит случайный эпизодический характер, отчего и речь учащихся формируется и выправляется медленно, чем того хотелось бы.

Школьная программа по русскому языку для начальных классов указывает, что на каждом уроке должны проводиться словарно – орфографические упражнения.

Приёмы словарно – орфографической работы.

Некоторые слова являются для учащихся трудными не только с точки зрения их правописания, но незнакомыми или малознакомыми по значению. Словарно – орфографическую работу нельзя сводить только к механическому заучиванию правописанию слов. Более рациональной является такая работа, когда в процессе изучения правописания слов детям предлагаются задания, которые наряду с орфографическими целями преследуют цели лексические, т.е. направлены одновременно и на усвоение орфографии, и на расширение словаря учащихся.

Для раскрытия лексического значения слова использую в своей работе следующие приёмы:

· Показ соответствующего предмета или его изображения (рисунка, муляжа).

· Замену данного слова синонимом.

· Разбор слова по составу.

· Замену данного слова описательным оборотом.

Самый рациональный приём – замена слова синонимом. Это приём наиболее экономный, самый эффективный метод обогащения словаря учащихся.

Приучая пользоваться описательным оборотом, учу детей логике речи, вырабатываю умение давать чёткие, логически стройные объяснения, т.е. развиваю мышление и речь.

Для закрепления правописания непроверяемых орфограмм и обогащения словаря могут быть использованы следующие приёмы:

1. включение нового слова в предложение, составление предложений;

2. образование от данных корней слов различных частей речи;

3. распределение слов по частям речи, по типам склонения или спряжения, по родам;

4. подчёркивание непроверяемых орфограмм;

5. группировка по орфограммам;

6. группировка слов по месту ударения;

7. подбор однокоренных слов;

8. включение новых слов в письменные (проверочные и творческие) работы;

9. подбор синонимов (антонимов);

10. проговаривание по слогам и другие.

Эти виды работ можно использовать как в классной, так и в домашней работе.

Содержание словарно – орфографической работы в каждом классе определяется кругом слов с непроверяемыми написаниями в программе по русскому языку.

Словарно – орфографические упражнения будут эффективными и обеспечат прочное усвоение детьми правописания указанных в программе слов только в том случае, если, во-первых, применять разнообразные приёмы изучения и закрепления, во-вторых, если систематически проверять умения учащихся безошибочно писать изученные ими слова.

В русском языке имеется большое количество общеупотребительных слов с безударными гласными, не проверяемыми ударением. Их написание не связано с произношением, не регулируется применением правил. Но из этого нельзя делать вывод, что эти слова можно только механически заучивать, что работу над ними нельзя связать с изучением грамматики, расширением словаря.

Работа со словами складывается из следующих этапов:

1. Первоначальное знакомство со словом.

2. Упражнения, направленные на запоминание слова.

3. Проверка усвоения написания слова.

От того, как будет организованно первоначальное знакомство со словом, зависит многое, т.к. чем лучше, интереснее оно пройдет, тем больше внимание учащихся привлечёт.

Работа над каждым словом из «Словаря» непосредственно связана с изученным на уроке грамматико- орфографическим материалом. Всегда можно найти возможность предложить детям написать нужное слово осмыслить его значение, составить с ним словосочетание, употребить это словосочетание в предложении, связанном тексте. Языковым материалом для проведения таких упражнений могут стать пословицы, поговорки, загадки, стихотворения, связные тексты-отрывки из художественных произведений.

Наиболее распространённым видом словарно-орфографической работы (особенно на этапе закрепления, обобщения и систематизации знаний, учащихся о словах с непроверяемыми написаниями) считаю диктанты. В своей работе использую следующие виды диктантов:

Зрительный диктант с предварительным разбором. Учащиеся орфографически и орфоэпически проговаривают написанное на доске или карточке трудное слово с выделенной безударной гласной и записывают его по памяти.

1. учащиеся называют изображённый предмет, объясняют написание слова и записывают;

2. учитель показывает карточку-картинку, дети называют предмет, записывают слово, выделяют в слове безударную гласную и ставят ударение;

3. учитель показывает карточку-картинку, дети самостоятельно записывают слово, выделяют орфограмму, ставят знак ударения.

Выборочный диктант (картинный, слуховой, зрительный). Учитель предлагает либо карточки-картинки, либо карточки-слова, в которых пропущена безударная гласная, либо слова на слух с заданием: выписать только названия животных (растений, явления природы, и т.д.), слова с безударной гласной е ( о,а,я,и ).

Диктант с использованием загадок . Учитель читает загадку, дети отгадывают её, объясняют, по каким признакам отгадали, записывают слово-отгадку, выделяют орфограммы.

1. записать по памяти слова, обозначающие название инструментов (животных, людей, т.д.)

2. записать по памяти слова, в которых безударная гласная е ( о,а,я,и ).

Творческий диктант. Заменить определение, одним словом. Проверка выполнения может сопровождаться объяснением правильности написания слов, а может осуществляться и с помощью сигнальных карточек.

Помимо перечисленных словарных диктантов использую в своей работе упражнения лексического характера. Важно, чтобы ученики понимали, как изучаемое слово, так и однокоренные ему слова и могли правильно использовать их в своей речи. Привожу примеры таких упражнений.

1. Прочитайте и объясните значение каждого из однокоренных слов:

Вот и лето подоспело земляника покраснела. Земляничка , земляничка – красненькая невеличка, беленький цветочек и тройной листочек. Но если вы жили возле земляничника, значит, земляничное варенье вам привычное.

2. Причитайте и объясните различие в значении каждой пары слов. Составьте предложения со словами любой пары:

Морковь – морковка, жёлтой – желтоватый, чёрный – чёрненький, корова –коровёнка, сверкать –сверкнуть.

3. Объясните, кого так называют:

Библиотекарь, тракторист, шофёр, комбайнёр.

4. Впишите в предложения подходящие по смыслу слова из «Словаря»

Организация работы с трудными словами предполагает и проведение наблюдений над многозначностью и омонимичностью слов, их прямым и переносным значением, синонимами и антонимами.

Вот примеры упражнений такого типа:

· Объясните значение выделенных слов.

Третий месяц у ворот – это к солнцу поворот.

· Найдите в предложениях слова, противоположные по смыслу.

У лукоморья дуб зелёный,

Златая цепь на дубе том:

И днём, и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом;

Идёт направо – песнь заводит,

Налево – сказку говорит.

· Подберите к каждому из слов близкое по значению слово:

Друг – товарищ, узор-…, труд-…, торжество-…, холод-…, боец-….

· Подберите к каждому из сов противоположное по значению слово:

После выполнения перечисленных заданий предлагаю детям как грамматико – орфографические задания (подчеркнуть буквы, определить части речи и т.д.), так и задания по развитию речи (написать по памяти, составить словосочетания, предложение с любым из слов).

При изучении слов из «Словаря» предлагаю детям игры «Кто больше?», «Кто лучше?», «Кто быстрее?», «Кто правильнее?» и другие.

«Кто больше?» К данным словам подберите однокоренные. Запишите только те, в написании которых вы уверены.

«Кто лучше?» К словам подберите подходящие имена прилагательные (глаголы, существительные): сирень, помидор, яблоко, огурец, осина.

«Кто быстрее?» К данным словам подобрать противоположные (близкие) по значению слова из «Словаря».

«Кто быстрее и правильнее?» Подобрать подходящие по смыслу слова, записать словосочетание:

Жареный-…, восточный-…, солёный-…, и т.д.

«Кто больше?» Вспомнить загадки, отгадками к которым являются слова из словаря. Загадай товарищам.

Вспомнить пословицы, стихи, в которых встречаются словарные слова.

Учитель называет первое слово, дети продолжают цепочку: каждое последующее слово должно начинаться с последней буквы предыдущего.

Найди в слове гастроном другие слова.

Игра «Запомни и запиши»

На столе лежат 8 различных предметов. Учащиеся рассматривают предметы. Затем должны по памяти записать всё увиденное. Самопроверка: учитель перечисляет предметы, а учащиеся подсчитывают количество верно записанных слов.

На доске записаны слова в столбик под названием «Видел». Учитель говорит ребятам, что они сейчас прочтут 5 слов и столько же, но других слов, услышат от учителя. Надо постараться запомнить и те, и другие слова.

Использование этимологического анализа в работе над словом.

Этимологическая справка содержит информацию о происхождении слова, его первоначальном значении, помогает «прояснить» исторический состав слова. Работу при этом строю, соблюдая следующие этапы:

1. Выделение нового слова из пословицы, поговорки, загадки, чтение слова, Звукобуквенный анализ.

2. Орфографическое и орфоэпическое проговаривание, запись слова, выделение орфограммы, деление слова на слоги для переноса.

3. Этимологическая справка.

4. Подбор однокоренных слов.

5. Составление и запись предложения с новым словом, разбор этого предложения по членам предложения.

1. Семьдесят одёжек и все без застёжек.

2. Огородный овощ, растущий обычно кочаном, т.е. шаром, состоящий из плотно прилегающих друг к другу крупных широких листьев.

3. Своё название капуста получила от латинского слова «капут», которое имело значение «голова», «кочан».

4. Капуста, капустный (лист).

5. На нашем огороде выросла замечательная капуста.

В этой работе опираюсь на опыт, знания детей, их умение работать со словарём. В домашнее задание включаю новое слово, предлагая детям найти стихи, загадки, пословицы с этим словом. Такая работа позволяет закрепить знание правописание нового слова. Использую такую работу в системе, убедилась, что дети хорошо, достаточно быстро и прочно усваивают написание таких слов, как берёза, воробей, город, завод, коньки, карандаш, ягода и т.д.

Есть у Егорки чудесные вещи:

Рубанок, пила, молоток и клещи

Есть у него и топор с долотом-

Может Егорка построить дом.

Люблю б…рёзку русскую,

То светлую, то грустную.

Х…зяйка однажды с б…зара пришла,

Х…зяйка с б…зара д…мой прин…сла:

К…ртошку, м…рковку, к…пусту, г…рох,

Петрушку и свёклу. Ох!

Где ул…цу надо тебе перейти,

О правиле помни простом:

С вниманьем налево сперва посмотри

Направо взгляни потом.

Ребята принесли в лукошке

Овёс, гречиху, просо, крошки.

Снегирь, синица, воробей

Благодарят за корм детей.

-Найдите слова из словаря. Подчеркните орфограммы.

Различные виды упражнений, письменных работ не должны быть отвлечёнными от жизни.

Изучая слова «завтрак», «обед», «ужин» обращаем внимание на уроке на правила поведения за столом, придумываем меню для праздника, называем любимые блюда.

Слова «шофёр», «шоссе», «трамвай», «автомобиль», «дорога» беру на урок одновременно. Урок строю как путешествие или вспоминаем правила дорожного движения.

Работа над орфографическим словарём.

Для успешного формирования навыка правописания слов с непроверяемыми написаниями необходима целенаправленная работа по ознакомлению младших школьников с азами пользования справочной литературой. Эту работу начинаю с обучения правилам пользования «Орфографическим словарём». Учиться работать со словарём – это учить себя контролировать, развивать речь, накапливать активный словарный запас.

Знакомство со словарём провожу в конце периода обучения грамоте. Работая с «Орфографическим словарём», составленным П.А.Грушниковым, предлагаю самые простейшие задания : найти и прочитать слова на букву я, правильно соблюдая ударение; из данного столбика слов (слова записаны на доске или на карточках) выписать известные тебе слова, составить с некоторыми из них предложения; выписать несколько слов на заданную букву, пользуясь словарём.

При выполнении творческих письменных работ разрешаю пользоваться словарём.

В словарной работе нам помогают наши помощники-словарики. Но они у нас не простые, а с подсказкой, с рисунком.

В первой части словарика дети записывают словарные слова и по мере возможности стараются выполнить «иллюстрацию» к новому слову.

Вторая половина словарика- творческая. Ребёнок фантазирует, иллюстрирует, придумывает целую сказку с определённым словом, значит, его память надолго сохранит всё то, что творчески помогало ему работать.

Разнообразные формы и методы работы вызывают интерес к слову в частности, к предмету «Русский язык» в целом, а также делают словарную работу результативной.

Фрагмент урока по теме: «Правописание слов с безударными гласными в корне»

-Послушайте загадку: Снег на полях,

Когда это бывает? (Зимой)

-А каких только развлечений не бывает у ребят с приходом зимы. Какие зимние игры детей вы можете назвать?

-Вот и мы сейчас с вами поиграем и слепим снеговиков. А для этого вам надо поработать со словарными словами.

-Образуйте группы по рядам

Каждая группа получает информационный лист с заданием и перфокарту – снеговика.

1. Вспомните правила работы в группах.

3. Составить рассказ на тему: «зима».

1группа 2 группа 3 группа

б…рёза л…пата в…робей

д…кабрь х…ккей сн…гирь

Проверка. Сигнальные круги. Оценить работу групп.

1. М.Р.Львов. Правописание в начальных классах. –М,1996г.

2. И.А. Александров. Работа над трудными словами в начальных классах

3. М.М. Разумовская. Над чем работают учителя русского языка.

4. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка.

5. Журналы Начальная школа»

6. В. В. Лайло Развитие памяти и повышение грамотности.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Виды словарной работы на уроках русского языка

Виды словарной работы на уроках русского языка

Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.

Александр Иванович Куприн

Начальное образование является первичной ступенью обучения ребенка. Оно дает ему систему знаний для дальнейшего использования их в процессе жизнедеятельности. Восприятие, накопление и понимание информации зависит напрямую не столько от рода занятий, сколько от способа, качества и формы подачи их от обучающего к обучающемуся.

Важнейшим из аспектов развития речи является обогащение словарного запаса. Это необходимо в любом возрасте. Не секрет, что запоминание словарных слов представляет значительную трудность.

Исходя из опыта своей работы могу сказать, что определить орфограмму у ребят не вызывает особых затруднений. Однако необходимость применить давно знакомое правило в несколько неожиданных условиях оказывается для многих неразрешимой задачей.

Словарная работа на уроке является одним из средств повышения орфографической грамотности учащихся.

Учитывая все выше сказанное, я занялась изучением вопроса «Словарная работа на уроках русского языка как средство повышения орфографической грамотности»

Цель моей работы: выявить наиболее эффективные формы приемы, методы запоминания слов с непроверяемыми написаниями для реализации которой были намечены определённые задачи:

— изучить методическую литературу по теме;

— проводить словарную работу на каждом уроке;

— включать работу со словарными словами на различных этапах урока;

— выявить эффективные способы запоминания и правописания словарных слов;

— обобщить методику словарной работы и разработать разнообразные виды заданий для работы со словарными словами на уроках русского языка.

У меня сложилась своя система по усвоению правописания слов. Необходимо, чтобы ребенок использовал одно и то же слово 5-8 раз в разнообразных вариантах упражнений. Это приводит к тому, что ученик свободно овладевает словарным материалом и безошибочно применяет его на практике.

Предлагаю виды словарной работы на уроках русского языка в начальной школе.

1. Представление слова (Загадки, пословицы, поговорки, демонстрацию картинки с изображением предмета, разгадывание ребуса, шифровки, шарады.

2. Лексическое значение слова.

3. Это интересно знать…

Безусловно, освоение нового – сложный и противоречивый процесс. Любые методы, приёмы только тогда становятся действенными, когда естественно вплетаются в уже сложившуюся методическую систему.

1-й этап Представление слова

Ребята могут самостоятельно определить новое слово:

Эта маленькая пташка

Носит серую рубашку,

Подбирает быстро крошки

И спасается от кошки.

• демонстрацию картинки с изображением предмета.

• разгадывание ребуса, шифровки, шарады.

2-этап Лексическое значение слова.

3 этап Это интересно знать…

На данном этапе дети узнают интересное о слове.

4 этап Выполни задание.

— запиши слово;

— запиши транскрипцию слова;

— раздели слово на слоги;

— раздели слово для переноса;

— подбери однокоренные слова;

— составь и запиши предложение с данным словом, подчеркни орфограмму;

— составь и запиши с данным словом словосочетание.

В дальнейшем вся работа направлена на закрепление правописания словарного слова. На этом этапе применяются различные виды работы:

• Творческая работа

• Задание на внимание

• Поисковая работа

Многие задания дают возможность для взаимообучения, так как предполагают групповые формы работы, работу в парах

Поэтому моя работа по закреплению правописания словарных слов направлена на накопление, систематизацию и применение этих различных видов работы.

Мышление учащихся начальных классов носит наглядно-образный характер, поэтому я обратила внимание на зрительное запоминание слов.

• Одним из приёмов, представления и запоминания,является:

метод графических ассоциаций.

Суть данного метода в том, что запоминаемая буква зашифровывается в виде графического образа – картинки.

В связи с изучением грамматики проводятся лексические упражнения, т. е. дети объясняют значения слов как прямые, так и переносные, выясняют многозначность слов, составляют с ними словосочетания и предложения.

• Прим «создание свободной ассоциации» – процесс творческий. Ценность этого приёма является наличие у каждого словарного слова своего ассоциативного образа.

К словарным словам подбираем синонимы и антонимы.

Многообразие переносных значений словхорошо показать на примерах:

Чтобы яснее было различие в значениях подобных слов, к ним подбирают синонимы.

Пасмурный, ненастный, хмурый, серый;

Враг, противник, неприятель, недруг

• Традиционно использую тематические кроссворды

Упражнения для формирования фонетических понятий.

Игра «Догадайся, что за слово»

Предлагаю выполнить это задание в парах

2. Игра «Угадай слово».

Показываю карточки, на которых написан первый или последний слог нужного слова. Учащиеся записывают составленные слова.

ОЕ (животное, мороженое)

Большое значение придаю работе над составом слова. В результате этого совершенствуется умение распознавать и подбирать однокоренные слова, развивается умение точно употреблять в письменной речи словарные слова с приставками и суффиксами. Эти умения вырабатываются путем разнообразных упражнений.

• Образование родственные слова.

• Подбор слов к данным схемам.

• Нахождение различий однокоренных слов и форм одного и того же слова.

• Нахождение в тексте однокоренных слов.

Морфологические упражнения являются частью работы над словарными

словами.

• Выборочная работа со словарём

Работа с крылатыми выражениями

• Подбор однокоренные слов разных частей речи.

Например: адрес (адресный, адресок, адресовать; ветер (ветерок, ветреный, обветрить).

В процессе синтаксических упражнений тоже работаю со словарными словами, включая их в задания.

• Предлагаю ребятам со словарными словами составить предложения, различные по цели высказывания.

• Составить предложения со словосочетаниями.

Изографы- это слова, которые изображены буквами, изображение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь.

Задачей ребенка является составление слова из найденных в изографе букв, зарисовка изографа, составление своего изографа. Задания такого вида предлагаются для работы в группе.

Конечно, такая работа требует от учителя затрата сил, времени, наличие наглядного материала. Поэтому работу над словарными словами я планирую и на занятиях по внеурочной деятельности Видя первые результаты моих учеников, с уверенностью можно сказать, что я иду в правильном направлении.

Фонетические разминки на уроках английского языка Дорогие преподаватели иностранного языка! Вы наверно не редко сталкиваетесь с таким понятием как фонетическая разминка или зарядка. Что.

Формы работы, повышающие эффективность уроков русского языка Наше время – время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие хорошо говорить, творчески мыслить.

Игровые технологии на уроках английского языка как одно из средств реализации системно-деятельностного подхода в рамках ФГОС Современный урок – урок, отвечающий требованиям ФГОС, в котором в концентрированной форме нашли отражение запросы и потребности семьи, общества.

Использование алгоритмов на уроках русского языка и литературы Из опыта работы учителя русского языка ФМБОУ «СОШ № 2» а. Ассоколай Хачак Ю. Н. Использование алгоритмов на уроках русского языка.

Комплекс упражнений «Формирование грамматического строя речи детей на уроках русского языка» Фрагмент урока 1 Тема: Имя существительное. Цель: формировать правильное употребление в нужной грамматической форме слов в словосочетаниях.

Проектная деятельность на уроках английского языка. Проект в 4 классе «Our holidays!» Тема проекта: “Our holidays!” Тип проекта: творческий, ролево-игровой; монопроект с открытой координацией; личностный; краткосрочный..

Конспект урока русского языка по УМК «Перспектива» в 4 классе «Основные правила русского языка, изученные в начальной школе» Учитель: Берсенева Татьяна Геннадьевна. Тема: «Основные правила русского языка, изученные в начальной школе». Тип урока: урок повторения.

Создание проблемных ситуаций на уроках русского языка в начальной школе Уважаемые коллеги, я хочу рассказать о том, как я использую технологию проблемного обучения на уроках русского языка, которые помогают получать.

Статья «Обучение монологической речи на уроках немецкого языка во 2–4-х классах» Обучение монологической речи на уроках немецкого языка во 2-4-х классах Со 2-го по 11-е классы обучение всем видам речевой деятельности.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *