Что значит слова с опознавательным признаком стечение согласных
Опознавательные признаки орфограмм
Опознавательные признаки орфограмм по слабыми сильным позициям
Тип буквенных орфограмм
Опознавательный признак – примета, сигнал к тому, что требуется применить правило. Таким сигналом может быть безударный гласный или ударный после шипящего. В слабой позиции звук, представляющий фонему, испытывает влияние положения в слове (парный согласный по глухости-звонкости, по твердости-мягкости, стечение согласных).
Опознавательные признаки орфограмм (общие и частные)
— Безударные гласные в корне (проверяемые и непроверяемые): а) отсутствие ударения; б) гласные а, о, и, е; в) место в слове(в корне, в абсолютном конце слова или перед согласным)
— Звонкие и глухие согласные: а) парные согласные б-п, г-к, в-ф, д – т, з-с, ж – ш; б) место в слове
— Непроизносимые согласные: а) «опасные» сочетания звуков или букв стн, здн, сн, зн и др.; б) место в слове
— Разделительный ь: наличие звука [j] после мягкого согласного, наличие гласных я, е, ю, ё
— Разделительный ъ: а) наличие звука [j] после согласного, наличие гласных букв е, я, ю, ё (гласных звуков [э], [а], [у], [о] после [j]; б) место орфограммы: на стыке приставки, оканчивающейся на согласный, и корня
— Раздельное написание предлогов, слитное написание приставок: а) наличие звукосочетания, которое может оказаться предлогом или приставкой; б) часть речи: глагол не может иметь предлога, предлог относится к имени существительному или местоимению
— Заглавная буква в именах собственных: а) место в слове: первая буква; б) значение слова: название или имя
— Заглавная буква в начале предложения: а) место в слове: первая буква; б) место в предложении: первое слово
— Сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу: наличие в слове сочетаний
— ь на конце имен существительных после шипящих: а) наличие на конце слова всегда мягких шипящих ч и щ или всегда твердых ш и ж; б) часть речи: имя существительное; в) род: мужской или женский
— Безударные окончания имен существительных: а) место орфограммы: в окончании; б) наличие в окончании безударного е – и; в) часть речи: имя существительное
— Правописание окончаний имен прилагательных — ого, — его: а) наличие такого сочетания; б) их место: на конце слова; в) часть речи: имя прилагательное
— Правописание безударных личных окончаний глаголов: а) часть речи: глагол; б) место: в окончании слова; в) наличие знакомых окончаний ут – ют, ат – ят, отсутствие ударения; г) время глагола: настоящее или будущее
Знание опознавательных признаков орфограмм – орфографическая зоркость – необходимое условие грамотного письма. Заучивание правил без орфографической зоркости не избавит от ошибок.
Ошибка в написании жи и ши случается очень редко. С этим правилом дети знакомятся в первом классе. Иллюстративный материал, занимательный материал: ребусы, «рассыпанные» слова, «цепочки» слов, скороговорки и т.д. – является одним из средств воспитания у учащихся мотивов обучения, способствует образному мышлению, запоминанию материала.
А соседство [т] + [с] → [цц] в глаголах не воспринимается опознавательным признаком орфограммы даже у некоторых взрослых: мыться [мыцца] (фонетический принцип — пишу как слышу – в данной ситуации не подходит).
Какие слова с опознавательным признаком стечение согласных. Что такое стечение согласных в словах. Выпадение из обоймы
, учитель-логопед БОУ «Гимназия №76»
Тема: Опознавательные признаки орфограмм как средство формирования орфографической зоркости
Среди направлений работы по предупреждению и устранению дизорфографии у младших важное место занимает развитие орфографической зоркости. Как пишет, «отсутствие орфографической зоркости или ее слабая сформированность является одной из главных причин допускаемых ошибок. Эта причина сводит на нет хорошее знание правил и умение их применять: школьник не видит орфограмм в процессе письма».
Понятие «опознавательные признаки орфограмм»
Понятие «опознавательный признак орфограммы» введено в методику преподавания русского языка в середине 60-х годов XX века «для обозначения условий выбора конкретной орфограммы» в связи с проблемой орфографической зоркости.
В 1970 году уточнил содержание понятия, определив опознавательный признак орфограммы как особый сигнал наличия орфограммы в слове или между словами и – одновременно – одно из условий выбора определенной орфограммы. Был предложен общий перечень опознавательных признаков разных типов орфограмм.
1. Несовпадение буквы и звука.
2. Звуки, дающие наибольшее количество несовпадений (опасные звуки). Необходимо как можно раньше научить детей замечать в словах такие “опасные” звуки (буквы), такие позиции в словах, такие пары звуков:
Пары звонких и глухих согласных;
Сочетания: жи-ши, ча-ща, чу-щу;
Сочетания: стн-сн, здн-зн, в которых могут встретиться непроизносимые согласные;
Согласные п, к, ф, т, с, ш на конце слова, которые могут оказаться слабыми позициями фонем б, г, в, д, з, ж;
Окончание, стык приставки и корня и многое другое.
Общими опознавательными признаками орфограмм являются:
1) расхождение между звуком и буквой, между произношением и написанием;
2) «опасные» звуки и звукосочетания (буквы и буквосочетания), их запоминание и постоянное внимание к ним;
3) морфемы, их выделение, прогнозирование в них орфограмм и проверка.
Классификаци и опознавательных признаков орфограмм.
Существует несколько классификаций опознавательных признаков орфограмм, которые не только не противоречат, но и дополняют друг друга.
Классификация опознавательных признаков орфограмм буквенного типа по слабым и сильным позициям;
Классификация опознавательных признаков орфограмм по их общим и частным признакам;
Классификация опознавательных признаков орфограмм (с учётом принципов орфографии);
1.Классификация опознавательных признаков орфограмм буквенного типа по слабым и сильным позициям.
Опознавательные признаки орфограмм
Наличие шипящего и ц
Н перед окончанием
-[ца] на конце глаголов,
Шипящие на конце слова
ь и ъ разделительные
Звук [й] после согласных
2.Классификация опознавательных признаков орфограмм по их общим и частным признакам
Опознавательные признаки (общие и частные)
Безударные гласные в корне (проверяемые и непроверяемые)
а) отсутствие ударения; б) гласные а, о, и, е; в) место в слове
Звонкие и глухие согласные
а) парные согласные б-п, г-к, в-ф, д-т, з-с, ж-ш; б) место в слове (в корне, в абсолютном конце слова или перед согласным)
а) «опасные» сочетания звуков или букв стн, здн, сн, зн и др.; б) место в слове
наличие звука [ j] после мягкого согласного, наличие гласных я, е, ю, ё
а) наличие звука после согласного, наличие гласных букв е, я, ю, ё (гласных звуков [э], [а], [у], [о] после [j]; б) место орфограммы: на стыке приставки, оканчивающейся на согласный, и корня
Раздельное написание предлогов, слитное написание приставок
а) наличие звукосочетания, которое может оказаться предлогом или приставкой; б) часть речи : глагол не может иметь предлога, предлог относится к имени существительному или местоимению
Заглавная буква в именах собственных
а) место в слове: первая буква; б) значение слова: название или имя
Заглавная буква в начале предложения
а) место в слове: первая буква; б) место в предложении: первое слово
Сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу
наличие в слове сочетаний
ь на конце имен существительных после шипящих
а) наличие на конце слова всегда мягких шипящих ч и щ или всегда твердых ш и ж; б) часть речи: имя существительное; в) род: мужской или женский
а) место орфограммы: в окончании; б) наличие в окончании безударного е-и; в) часть речи: имя существительное
а) наличие такого сочетания; б) их место: на конце слова; в) часть речи: имя прилагательное
Правописание безударных личных окончаний глаголов
3. Классификация опознавательных признаков орфограмм
А. Безударность (отсутствие ударения на корневом гласном звуке).
Б. Гласные [а], [о], [е], [и] как наиболее «опасные». В. Безударный гласный находится в корне. Гласные [а], [о], [е], [и] названы наиболее «опасными».
Однако на самом деле в безударной позиции звуки [о], [е] в корнях слов не произносятся. Вместо них слышатся либо [а] либо [и] и именно поэтому возникает «опасность» неправильного выбора буквы. Уже само наличие данных звуков в корне слова в безударном положении свидетельствует о необходимости проверки. На этот факт следует обращать внимание детей.
Нахождение опознавательных признаков орфограмм в плане внешней речи с использованием материальных опор (условных обозначений, схем)
Нахождение опознавательных признаков орфограмм только в речевом плане;
Нахождение опознавательных признаков орфограмм в плане внутренней речи (в умственном плане).
Такая последовательность работы позволяет формировать навык определения существенных опознавательных признаков и минимального орфографического поля орфограммы с постепенным переводом процесса их нахождения во внутренний план. Это обусловлено тем, что для младших школьников свойственно наглядно-образное мышление. Введение схематического изображения орфограммы позволяет преобразовать орфограмму в модель или схему, что создаёт условия для развития наглядно-схематического, логического мышления. Навык опознавать отличительные признаки орфограмм будет стойким в том случае, если учащиеся сами принимали участие в их «открытии».
Составленная модель орфограммы поможет осмыслить и без труда воспроизвести орфографическое правило. На основе опознавательных признаков орфограмм составляются алгоритмы орфографических действий.
Таким образом, знание опознавательных признаков орфограмм и умение их находить является непременным условием формирования орфографической зоркости. Особенно важно формирование способности обнаруживать орфограммы в системе работы по предупреждению и коррекции дизорфографии у школьников.
1. Азова работа по коррекции дизорфографии у младших школьников с общим недоразвитием речи: Учебно-методическое пособие.- М., Российский университет дружбы народов, 2007
2. Алгазина орфографических навыков: Пособие для учителя. – М., 1987
4. Богоявленский усвоения орфографии. / – М., 1966
9. Львов орфографии в начальных классах///Начальная школа. –1984. №12-С.67
10. Львов в начальных классах/. –М.: Просвещение, с.
11.Шклярова научить Вашего ребёнка писать без ошибок. Издательство «Грамотей», 2003, с.4
У каждого типа орфограмм свои легко запоминающиеся приметы, или опознавательные признаки:
У небуквенных орфограмм: наличие не и ни , предлогов и союзов, приставок в- , кое- , по- , суффиксов -либо , -нибудь , -таки , -ых (-их) , -ому , -ему , сложных слов, конец строки.
Опознавательные признаки усваиваются постепенно, по мере ознакомления с новыми видами орфограмм. Они выполняют огромную обучающую роль, если учитель проводит соответствующую работу.
45. Методика работы над орфографическим правилом.
Вот почему важно найти такие пути изучения орфографии, которые способствовали бы формированию у учащихся мыслительных навыков. Для этого необходимо разъяснить не только существо орфографических правил, но и то, как пользоваться ими практически, т.е. определить, когда нужно применить правило; установить, какое правило нужно применять; в какой последовательности надо разбирать слово, чтобы применить соответствующее правило к данному конкретному случаю.
С этой целью при изучении каждого орфографического правила учитель знакомит учащихся со схемами письменного и устного орфографического разбора и его образцом, а также использует объяснительное письмо.
Схема орфографического разбора определяется:
Важно отметить, что иногда отдельные пункты разбора, указывающие, какую операцию, какое действие должен совершить ученик, предусматривают далеко не элементарный шаг. Эта операция сама может состоять из ряда шагов.
Скажем, в схеме разбора говорится: «Определить склонение имени существительного». Можно ли считать эту операцию элементарной? Очевидно, нет.
Поставить интересующее его имя существительное в именительный падеж единственного числа;
Обратить внимание на окончание;
Определить род имени существительного.
Сложная операция определения склонения имени существительного отрабатывается до того, как она будет включена в схему орфографического разбора (при изучезбора (при изучещего грамматического материала).
Прежде всего остановимся на содержании разбора, т.е. на том, какие существенные признаки должен установить учащийся, чтобы верно применить правила. Эти существенные признаки указываются в формулировках орфографических правил. Например:
Согласно формулировке данного правила, ученик должен определить:
а) в какой морфеме находится гласный, который следует за шипящим;
Что касается последовательности разбора, то целесообразно учитывать следующее: во-первых, называется опознавательный признак; во-вторых, такой существенный признак или такие существенные признаки, при помощи которых ученик должен подвести орфограмму под правило; в-третьих, такой существенный признак или такие существенные признаки, определение которых позволить решить вопрос о написании данной орфограммы.
Возникает вопрос, в какой последовательности эти существенные признаки надо рассматривать. При его решении необходимо руководствоваться следующим: вначале рассматриваются те существенные признаки орфограммы, выяснение которых при известных обстоятельствах может исключить необходимость определения других существенных признаков.
Опознавательный признак орфограммы может быть только один, например безударный гласный, звук [ н ] в суффиксе. Поэтому на опознавательном этапе последовательность анализа орфограммы устанавливать не надо. Что касается «выборочных» и «заключительных» признаков орфограммы, то их может быть два и более. В таком случае на «выборочном» и «заключительном» этапах необходимо выяснить последовательность анализа орфограммы. При этом надо руководствоваться следующим: вначале определяется такой признак, установление которого может исключить необходимость выяснения другого признака или других признаков.
Учить школьников применять орфографические правила помогает объяснительное письмо.
Под объяснительным письмом понимается письмо учащихся с устным или письменным объяснением орфограмм (В.А. Добромыслов). Устное объяснение орфограмм непосредственно перед написанием слова и в ходе его написания получило в опыте липецких учителей название комментированного письма. Более приемлимым, с нашей точки зрения, является термин «объяснительное письмо».
При выполнении упражнений типа списывания и при написании диктантов учащиеся устно или письменно объясняют орфограммы, т.е. указывают в определенной последовательности все существенные признаки, совокупность которых определяет верное написание (производят орфографический разбор).
При письменном объяснении используются условные сокращения и подчеркивания, о чем сообщается учащимся тогда, когда дается образец письменного разбора.
Условные сокращения и графические обозначения позволяют учащимся письменно объяснять все рассматриваемые в школе орфограммы, т.е. фиксировать умственные действия в процессе применения правил по схемам, предложенным учителем.
Что касается устного объяснения орфограммы, то оно обычно представляет собой связное высказывание типа рассуждения. В таком случае развиваются мышление и речь учащихся и глубоко осмысливаются орфографические правила.
Устное объяснение орфограммы, представляющее собой развернутое рассуждение в соответствии со схемой орфографического разбора, особенно уместно проводить сразу же после объяснения соответствующего орфографического правила (когда учащиеся овладевают развернутым рассуждением, ведущим к определению нужной орфограммы), при повторении и в ходе работы над ошибками.
То же самое нужно сказать и в отношении письменного объяснения орфограммы. Однако письменное объяснение имеет место и тогда, когда необходимость в развернутых рассуждениях отпадает. Учащиеся, определяя орфограмму, лишь устанавливают существенные фонетические и грамматические признаки, используя условные сокращения (см. приложение №) и подчеркивания. При этом письменное объяснение обязывает всех школьников анализировать орфограммы, т.е. учиться применять правила, и помогает учителю выявить ошибки в анализе, породившие неверное написание. В последнем случае имеется возможность при работе над ошибками и при дальнейшем закреплении орфографических правил обратить внимание на то, что еще не усвоено учащимися и что является причиной возникновения ошибок.
Важно подчеркнуть следующее: для того чтобы школьники учились применять орфографические правила, они должны в ходе выполнения упражнений объяснять орфограммы до написания слов, которые содержат соответствующие орфограммы.
И еще на одно обстоятельство надо обратить внимание. Необходимо тренировать учеников в объяснении орфограмм при слуховом восприятии текста.
«Вдруг взгрустнулось другу, вскоре снова встретит он врага…» Но почему же загрустил и читатель этих строк? Сопереживание лирическому герою? Безусловно. Но есть и кое-что незаметное на первый взгляд. А если попробовать прочитать предложение вслух? Приготовьтесь к встряске и взрыву языка. Разберемся, что такое стечение согласных. Это будет интересно.
Стечение согласных: сколько?
А как у них?
Итальянский язык не зря считается одним из самых мелодичных. Обилие гласных и их частое чередование с согласными делает речь звонкой и переливчатой, чего стоит только известное «аморе» или «синема».
А вот сербскому и чешскому языкам повезло меньше. «Чрли врх», что значит всего лишь «черная вершина», звучит инфернально. А за зловещим «трдло» скрывается аппетитная булочка. И это совсем не исключения.
Где сливаются согласные
Место встречи изменить можно
Говоря о «месте встречи», нельзя не упомянуть случайное стечение согласных букв на стыке слов или морфем. Классический пример из плохого стихотворения для детей: «Пупс взбешен». С таким столпотворением глухих согласных взбесится не только пупс! Свистящие [с] и [з] полностью растворяют ни в чем не повинный [в] между ними, стирают границу слов и при быстром произнесении делают фразу малопонятной.
Выпадение из обоймы
Гласности много не бывает?
Аудиоаппаратура, гидроаэроионизация, радиоактивность. Нетрудно заметить, что стечения гласных встречаются на стыке основ в составных словах. Как правило, это сложные научные термины, которые мы редко употребляем в повседневности. Если попробовать прочитать такие слова вслух, можно услышать, что они невольно делятся на два или три более коротких (по числу основ). Все же с гласными обращаться легче благодаря большему участию голоса при их произнесении.
Скороговорки
В основном скороговорки направлены на оттачивание простых схожих между собой слогов «согласный-гласный». Таким образом, скороговорка улучшает темп и плавность речи одновременно.
Есть несколько скороговорок и со стечением согласных. Однако они не столь известны.
От таких словесных упражнений речь изящнее не станет, а потому лучше все же пользоваться старыми испытанными плодами народного творчества.
Подведем итог
(стечение согласных) (конец слова).
Солнце, дуб, катушка, морковь, сережки, вкусный, плуг, лестница, огород, опасный, стриж, пробка, мороз, потоп, молотьба, топот.
Солнце, дуб, катушка, морковь, серёжка, вкусный, плуг, лестница, огрод, опасный, стриж, пробка, мороз, потоп, молотьба, топот.
Запиши в два столбика слева с опознавательным признаком стечение согласных, справа конец слова?
Запиши в два столбика слева с опознавательным признаком стечение согласных, справа конец слова.
Солнце дуб катушка морковь серёжка вкусный плуг лестница огород опасный стриж пробка
мороз потоп молотьба топор.
Опасный, стриж, пробка, мороз, потоп, молотьба, топот.
Запиши слова в два столбика слева с опознавательным признаком стечение чтение согласных справа конец слова жизнь без бежать берега щука лететь животное лежит?
Запиши слова в два столбика слева с опознавательным признаком стечение чтение согласных справа конец слова жизнь без бежать берега щука лететь животное лежит.
Прочитайте данные слова Обратите внимание на наличие в них опознавательных признаков орфограмм согласных букв запишите слова в два столбика слева с опознавательным признаком стечение согласных справа конец слова.
Вот, держи. На счёт запятых, думаю, сам справиться сможешь.
Тема: Опознавательные признаки орфограмм как средство формирования орфографической зоркости. Что такое стечение согласных в словах Какие слова с опознавательным признаком стечение согласных
Опознавательные признаки орфограмм
шипящие и ц перед гласными
Н перед окончанием и суффиксом
шипящие на конце слова,
звук [й] после согласных и перед гласными,
[ца] на конце глаголов
начало предложения или теста,
наличие собственных имен и собственных наименований,
Слитные и раздельные написания \пробел\
Орфограммы бывают в разных частях слова, между частями слова и между словами.
Как научиться грамотно писать
1. Нужно научиться чувствовать ударение, не чувствуя ударения, нельзя обнаружить безударную гласную.
2. Нужно научиться выделять морфемы, иначе не будешь знать, какое правило нужно применить.
3. Нужно научиться определять часть речи, без этого невозможно применить правило.
4. Нужно научиться различать смысловые особенности слов, иначе можно ошибиться в подборе проверочного слова.
Сколько правил! Правил сколько!
С непривычки бросит в дрожь!
Будь внимательным и только!
Все запомнишь, все поймешь!
Прочитайте. Какую роль в письменном общении играет почерк?
Один неграмотный пришел с поклоном к грамотею:
Будь другом, напиши письмо. А то я не умею…
Через неделю приходи, авось, болезнь пройдет.
Да разве пишешь ты ногой? – неграмотный спросил.
Нет, мне по адресу с письмом ходить не хватит сил.
Почерк у меня такой, трудись хоть целый год,
Но без меня мое письмо никто не разберет.
Задача: развитие творческих способностей, выявление уровня знаний учащихся.
Обязательно ли нужно быть грамотным?
Почему нужно быть зорким?
Зачем нужно знать пунктуацию и орфографию?
Прочитайте отрывок из книги Л.Успенского «Слово о словах» и напишите сочинение-рассуждение «Для чего нужно быть грамотным?»
V . Подведение итогов урока
Задача: дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы
Что нового вы узнали на уроке?
Над чем заставил задуматься вас урок?
Какие цели для себя поставили?
VI . Домашнее задание
Задача: обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей
Задача: мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности, общения). Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества
Тема урока: Правописание приставок
Приставки придают русской речи столько богатейших оттенков! Чудесная выразительная речь в значительной мере зависит от них.
В разнообразии приставок таится разнообразие смысла.
Цель: совершенствование навыка правильного написания слов с трудными приставками.
Образовательные : обобщить и углубить знания о правописании приставок, повторить группы приставок, правописание слов с трудноопределяемым значением приставок пре- и при- .
Развивающие : совершенствовать умение правильно писать гласные и согласные в приставках, различать на письме приставки пре- и при, формировать орфографическую зоркость, обучать сравнению, доказательству и опровержению как приемам мыслительной деятельности на примерах объяснения орфограмм в приставках.
Воспитательные : работать над устойчивостью внимания учащихся.
Методические приемы: работа в группах при составлении таблицы, беседа о трудных случаях правописания приставок, творческая работа (мини-рассказ).
Оборудование урока: Презентация. Нефёдова О.Н. Интерактивные таблицы по русскому языку 4 часть
I . Организационный момент
Задача: организация внимания учащихся, ознакомление с планом работы
II . Проверка домашнего задания
Задача: установление правильности выполнения задания всеми учащимися
Задача: актуализировать опорные знания
Самостоятельное формулирование темы урока.
– Назовите 5 способов применения знаний, умений и навыков по этой теме в жизни.
– Вот видите, как важно…
Беседа о приставках
Именно приставки создают особую выразительность глаголов, указывают на степень интенсивности действия, на разнообразные оттенки его проявления, придают порой словам разговорную окраску.
IV .Обобщение и систематизация ЗУН
Задача: углубить знания о правописании приставок.
Продолжим разговор о приставке
Какая самая трудная группа приставок в русском языке? (при- , пре- )
Почему? (очень много слов на запоминание, к ним мы еще сегодня обратимся).
Неизменяемые приставки часто произносятся нечетко, и это тоже может вызвать трудности в правописании. Много ошибок допускается в словах с приставкой с- . Приставки на согласный под влиянием последующего согласного произносятся звонко или глухо, в чем проявляется фонетический закон русского языка (например, отдать[ аддат’]).
А вот приставки на з- , с- пишутся в основном в соответствии с произношением, хотя бывают и исключения (безвкусный).
Приставки, не изменяющиеся на письме
Приставки, оканчивающиеся на -з (-с )
В приставках на -з (-с ) в соответствии с произношением перед звонкими согласными пишется з , перед глухими — с :
Приставка пре- имеет следующие значения:
1) высшая или предельная степень качества, признака: пребольшой, прекрасный, премудрый;
2) синонимичность приставке пере- : преградить (перегородить), прервать (перервать), преломить (переломить).
Приставка при- обозначает:
1) присоединение, приближение, прибавление: приклеить, прилететь, прибавить, пристроить;
2) неполноту действия: присесть, приоткрыть, притворить;
3) пространственную близость: приморский, приусадебный;
4) доведение действия до конечного результата: приручить, пристрелить, приговорить;
5) совершение действия в чьих-либо интересах: присвоить, приберечь, npuобрести, прикарманить.
Словарная работа
Запомните: некоторые слова с приставками пре- и при- различаются по значению. Сравните:
Запомните: президент, президиум, прерогатива, претендент, примитив, привилегия, принципиальный, приоритет.
Задача: установление правильности и осознанности усвоения учебного материала по теме, выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция.
Упражнение №1. Вставьте пропущенные буквы, обозначьте приставки.(1б)
Упражнение № 2. Образуйте и запишите слова с приведенными приставками. Приставку выделите.(1 б).
Без- или бес- (срочный, спорный, вкусный, цельный, словесный, полезный, сонный, ответственный, ценный);
раз- или рас- (формировать, тратить, звонить, жечь, спрашивать, считать, таять, чертить);
воз- или вос- (кликнуть, держаться, звать, произвести, создавать, наградить);
из- или ис- (черпать, пробовать, тратить, следовать, дать, ведать).
Упражнение№ 3. Составьте словосочетания или предложения с данными словами. (1б)
Роспись, роспуск, розыгрыш, розыск, розлив (спец.), разлив, расписка, расписание, распускать, разыграть, разыскать, разлить.
Сколько приставок в данных словах? (2б)
Водопровод, мясоперерабатывающий, переподготовка, предопределение, перерасчет.
Дифференцированная работа. Работа по каточкам.
Вставьте буквы, графически объясните их написание.
«Вдруг взгрустнулось другу, вскоре снова встретит он врага…» Но почему же загрустил и читатель этих строк? Сопереживание лирическому герою? Безусловно. Но есть и кое-что незаметное на первый взгляд. А если попробовать прочитать предложение вслух? Приготовьтесь к встряске и взрыву языка. Разберемся, что такое стечение согласных. Это будет интересно.
Стечение согласных: сколько?
А как у них?
Итальянский язык не зря считается одним из самых мелодичных. Обилие гласных и их частое чередование с согласными делает речь звонкой и переливчатой, чего стоит только известное «аморе» или «синема».
А вот сербскому и чешскому языкам повезло меньше. «Чрли врх», что значит всего лишь «черная вершина», звучит инфернально. А за зловещим «трдло» скрывается аппетитная булочка. И это совсем не исключения.
Где сливаются согласные
Место встречи изменить можно
Говоря о «месте встречи», нельзя не упомянуть случайное стечение согласных букв на стыке слов или морфем. Классический пример из плохого стихотворения для детей: «Пупс взбешен». С таким столпотворением глухих согласных взбесится не только пупс! Свистящие [с] и [з] полностью растворяют ни в чем не повинный [в] между ними, стирают границу слов и при быстром произнесении делают фразу малопонятной.
Выпадение из обоймы
Гласности много не бывает?
Аудиоаппаратура, гидроаэроионизация, радиоактивность. Нетрудно заметить, что стечения гласных встречаются на стыке основ в составных словах. Как правило, это сложные научные термины, которые мы редко употребляем в повседневности. Если попробовать прочитать такие слова вслух, можно услышать, что они невольно делятся на два или три более коротких (по числу основ). Все же с гласными обращаться легче благодаря большему участию голоса при их произнесении.
Скороговорки
В основном скороговорки направлены на оттачивание простых схожих между собой слогов «согласный-гласный». Таким образом, скороговорка улучшает темп и плавность речи одновременно.
Есть несколько скороговорок и со стечением согласных. Однако они не столь известны.
От таких словесных упражнений речь изящнее не станет, а потому лучше все же пользоваться старыми испытанными плодами народного творчества.
Подведем итог
Орфограммой называется «то или иное написание в слове или между словами, которое может быть изображено разными графическими знаками, но из которых только один принят за правильный, или, другими словами, это такое написание в слове, которое соответствует определенному орфографическому правилу».
Опознавательные признаки орфограмм
Тип орфограммы | Опознавательные признаки |
гласные буквы согласные буквы | — безударность; Шипящие и Ц перед гласными; Н перед гласными в конце слова |
не обозначающие звуков Ь неразделительный | — мягкие согласные; Шипящие на конце слова; — [ца] на конце глаголов |
Ь и Ь разделительные | — звук [а] после согласных и перед гласными е, ё, ю, я, и |
заглавные буквы | — начало предложения, текста; Наличие собственных имен и собственных наименований |
дефис | — сложные слова; |
слитные и разделительные написания (пробел) | — не, ни, бы, же; предлоги, сложные слова |
чёрточка (при переносе) | конец строки |
Орфограмма содержится не в каждом слове, не на любой границе слов, например, в словах дом, тар, лак и между словами красивый цветок, человек читает орфограмм нет.
Чтобы найти орфограммы в слове, необходимо знать их опознавательные признаки. Примеры опознавательных признаков орфограмм можно найти в таблице, составленной М.Т. Барановым.
После того как определен опознавательный признак, по которому можно найти орфограмму, следует указать условие выбора правильных написаний в словах, т.е. определить, что необходимо написать в том или ином случае.
Морфологические условия указывают на часть речи и ее признаки: долг (сущ., II скл., им.п.), использует (глаг., I спр., 3 л. ед.).
Синтаксические условия указывают на связь слов, например:
Смысловые условия определяют значение слова или значение части» слова, например: посидеть на скамейке, рано поседеть, прйбрежный (близость).
1. Что является основной орфографической единицей?
2. Что называется орфограммой?
3. Содержится ли орфограмма в каждом слове?
4. Используя таблицу 18, охарактеризуйте опознавательные признаки орфограмм.
5. Что называется условием выбора орфограмм?
6. Какие бывают условия выбора, что они включают в себя и на что указывают?
Перепишите текст, подчеркните слова с орфограммами. Назовите тип орфограммы, опознавательный признак и условие выбора.
Я иду по берегу своего любимого ручья самой ранней весной. На мелком месте текущая вода встречает преграду в корнях елей, и оттого она журчит о корни и распускает пузыри. Рождаясь, эти пузыри быстро мчатся дальше у нового препятствия в далеко видный белоснежный ком.
Новые и новые препятствия встречает вода, и ничего ей от этого не делается, только собирается в струйки, будто сжимает мускулы в неизбежной борьбе.
А то вот большой завал, и вода как бы ропщет, и далеко слышен этот ропот и переплеск.
И под звуки ручья раскрываются смолистые почки, и травы поднимаются из-под воды и на берегах.
ОПриведите примеры орфограмм, объяснение которых предусматривает 2-3 и более условий выбора.
Ш Особой проблемой в регламентации норм письменного языка является разграничение орфографических и неорфографических ошибок. Некоторые написания, внешне похожие на орфографические ошибки, фактически являются ошибками речи. К ним относятся: 1) неправильное образование форм: «будующий», «жаждующий» (по аналогии с формой «следующий»), «ездиет» (по аналогии с «думает»), «ехай» (по аналогии с чихай);
2) употребление другого по значению слова, хотя оно сходно по звучанию с требуемым по смыслу: «поддернутые дымкой» вместо «подернутые дымкой», «невежда» вместо «невежа»; 3) отражение просторечного произношения: «сурьезный», «теле- визер», «проздравляю».
В отличие от них подлинно орфографические ошибки не сопровождаются неправильным произношением, потому что и при принятом написании (сижу на траве, жизнь, касаться), и при неправильном («сежу на траве», «жызнь», «косаться») приведенные в скобках слова читаются (произносятся) правильно.
Орфографические ошибки неоднородны по своей природе. Их можно разделить на: 1) собственно орфографические («любаваться», «равесники», «с табой», «прекрастный», «говарит»); 2) графико-орфографические («жызнь», «ципочки», «чяща»);
3) грамматико-орфографические («держутся», «к Марие», «с Репином»), В последних случаях для выбора правильного написание недостаточно знать только орфографическое правило: при применении правила нужно опираться на грамматику.
Скачать готовые ответы к экзамену, шпаргалки и другие учебные материалы в формате Word Вы можете в
Воспользуйтесь формой поиска
§ 18. Орфограммы и их признаки
релевантные научные источники:
| Шпаргалка | 2016 | Россия | doc | 0.11 Мб
| Шпаргалка | 2016 | Россия | docx | 0.28 Мб
| Ответы к зачету/экзамену | 2017 | docx | 1.49 Мб
1. Предмет изучения анатомии, физиологии и патологии человека. Связь их с педагогикой, психологией, невропатологией и другими дисциплинами. Роль знаний с анатомии, физиологии и патологии человека для
, учитель-логопед БОУ «Гимназия №76»
Тема: Опознавательные признаки орфограмм как средство формирования орфографической зоркости
Среди направлений работы по предупреждению и устранению дизорфографии у младших важное место занимает развитие орфографической зоркости. Как пишет, «отсутствие орфографической зоркости или ее слабая сформированность является одной из главных причин допускаемых ошибок. Эта причина сводит на нет хорошее знание правил и умение их применять: школьник не видит орфограмм в процессе письма».
Понятие «опознавательные признаки орфограмм»
Понятие «опознавательный признак орфограммы» введено в методику преподавания русского языка в середине 60-х годов XX века «для обозначения условий выбора конкретной орфограммы» в связи с проблемой орфографической зоркости.
В 1970 году уточнил содержание понятия, определив опознавательный признак орфограммы как особый сигнал наличия орфограммы в слове или между словами и – одновременно – одно из условий выбора определенной орфограммы. Был предложен общий перечень опознавательных признаков разных типов орфограмм.
1. Несовпадение буквы и звука.
2. Звуки, дающие наибольшее количество несовпадений (опасные звуки). Необходимо как можно раньше научить детей замечать в словах такие “опасные” звуки (буквы), такие позиции в словах, такие пары звуков:
Пары звонких и глухих согласных;
Сочетания: жи-ши, ча-ща, чу-щу;
Сочетания: стн-сн, здн-зн, в которых могут встретиться непроизносимые согласные;
Согласные п, к, ф, т, с, ш на конце слова, которые могут оказаться слабыми позициями фонем б, г, в, д, з, ж;
Окончание, стык приставки и корня и многое другое.
Общими опознавательными признаками орфограмм являются:
1) расхождение между звуком и буквой, между произношением и написанием;
2) «опасные» звуки и звукосочетания (буквы и буквосочетания), их запоминание и постоянное внимание к ним;
3) морфемы, их выделение, прогнозирование в них орфограмм и проверка.
Классификаци и опознавательных признаков орфограмм.
Существует несколько классификаций опознавательных признаков орфограмм, которые не только не противоречат, но и дополняют друг друга.
Классификация опознавательных признаков орфограмм буквенного типа по слабым и сильным позициям;
Классификация опознавательных признаков орфограмм по их общим и частным признакам;
Классификация опознавательных признаков орфограмм (с учётом принципов орфографии);
1.Классификация опознавательных признаков орфограмм буквенного типа по слабым и сильным позициям.
Опознавательные признаки орфограмм
Наличие шипящего и ц
Н перед окончанием
-[ца] на конце глаголов,
Шипящие на конце слова
ь и ъ разделительные
Звук [й] после согласных
2.Классификация опознавательных признаков орфограмм по их общим и частным признакам
Опознавательные признаки (общие и частные)
Безударные гласные в корне (проверяемые и непроверяемые)
а) отсутствие ударения; б) гласные а, о, и, е; в) место в слове
Звонкие и глухие согласные
а) парные согласные б-п, г-к, в-ф, д-т, з-с, ж-ш; б) место в слове (в корне, в абсолютном конце слова или перед согласным)
а) «опасные» сочетания звуков или букв стн, здн, сн, зн и др.; б) место в слове
наличие звука [ j] после мягкого согласного, наличие гласных я, е, ю, ё
а) наличие звука после согласного, наличие гласных букв е, я, ю, ё (гласных звуков [э], [а], [у], [о] после [j]; б) место орфограммы: на стыке приставки, оканчивающейся на согласный, и корня
Раздельное написание предлогов, слитное написание приставок
а) наличие звукосочетания, которое может оказаться предлогом или приставкой; б) часть речи : глагол не может иметь предлога, предлог относится к имени существительному или местоимению
Заглавная буква в именах собственных
а) место в слове: первая буква; б) значение слова: название или имя
Заглавная буква в начале предложения
а) место в слове: первая буква; б) место в предложении: первое слово
Сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу
наличие в слове сочетаний
ь на конце имен существительных после шипящих
а) наличие на конце слова всегда мягких шипящих ч и щ или всегда твердых ш и ж; б) часть речи: имя существительное; в) род: мужской или женский
а) место орфограммы: в окончании; б) наличие в окончании безударного е-и; в) часть речи: имя существительное
а) наличие такого сочетания; б) их место: на конце слова; в) часть речи: имя прилагательное
Правописание безударных личных окончаний глаголов
3. Классификация опознавательных признаков орфограмм
А. Безударность (отсутствие ударения на корневом гласном звуке).
Б. Гласные [а], [о], [е], [и] как наиболее «опасные». В. Безударный гласный находится в корне. Гласные [а], [о], [е], [и] названы наиболее «опасными».
Однако на самом деле в безударной позиции звуки [о], [е] в корнях слов не произносятся. Вместо них слышатся либо [а] либо [и] и именно поэтому возникает «опасность» неправильного выбора буквы. Уже само наличие данных звуков в корне слова в безударном положении свидетельствует о необходимости проверки. На этот факт следует обращать внимание детей.
Нахождение опознавательных признаков орфограмм в плане внешней речи с использованием материальных опор (условных обозначений, схем)
Нахождение опознавательных признаков орфограмм только в речевом плане;
Нахождение опознавательных признаков орфограмм в плане внутренней речи (в умственном плане).
Такая последовательность работы позволяет формировать навык определения существенных опознавательных признаков и минимального орфографического поля орфограммы с постепенным переводом процесса их нахождения во внутренний план. Это обусловлено тем, что для младших школьников свойственно наглядно-образное мышление. Введение схематического изображения орфограммы позволяет преобразовать орфограмму в модель или схему, что создаёт условия для развития наглядно-схематического, логического мышления. Навык опознавать отличительные признаки орфограмм будет стойким в том случае, если учащиеся сами принимали участие в их «открытии».
Составленная модель орфограммы поможет осмыслить и без труда воспроизвести орфографическое правило. На основе опознавательных признаков орфограмм составляются алгоритмы орфографических действий.
Таким образом, знание опознавательных признаков орфограмм и умение их находить является непременным условием формирования орфографической зоркости. Особенно важно формирование способности обнаруживать орфограммы в системе работы по предупреждению и коррекции дизорфографии у школьников.
1. Азова работа по коррекции дизорфографии у младших школьников с общим недоразвитием речи: Учебно-методическое пособие.- М., Российский университет дружбы народов, 2007
2. Алгазина орфографических навыков: Пособие для учителя. – М., 1987
4. Богоявленский усвоения орфографии. / – М., 1966
9. Львов орфографии в начальных классах///Начальная школа. –1984. №12-С.67
10. Львов в начальных классах/. –М.: Просвещение, с.
11.Шклярова научить Вашего ребёнка писать без ошибок. Издательство «Грамотей», 2003, с.4