Что значит слова одной тематической группы
Лексическая тематическая группа что значит
Тематические группы слов: примеры
Что является единицей русского языка? Безусловно, слово. С его помощью мы общаемся, передаём друг другу мысли и переживания. В статье рассматриваются тематические группы слов, позволяющие классифицировать богатство русского языка, насчитывающего в своём литературном словаре более 150 тысяч существительных, глаголов и прилагательных.
Значения слова
Русский язык изучает не действия, не признаки, а слова, которые их называют. Они имеют два значения:
Чтобы разобраться, что такое тематические группы слов, остановимся на втором пункте. Лексическое значение – это содержание, или исторически закрепленное в сознании людей соотнесение между звучащей оболочкой и явлением действительности, оформленное по законам грамматики. Человек способен мыслить понятиями, то есть отвлечённо от предметов, при этом слово своим лексическим значением отделяет одно понятие от другого.
Содержание и звучание не связаны по своей природе. Редкое исключение составляют звукоподражательные слова и междометия, понятные в любом языке. Например, звуки природы: хрю-хрю, ха-ха, кап-кап.
Родовые и видовые понятия
Когда человек произносит слово «парта», каждый представляет именно парту – предмет мебели для сидения учащихся во время занятий. Никто не представляет обычный или обеденный стол, потому что в слове заложен набор отличительных признаков – некое обобщение. Но когда учитель предлагает ученику сесть за парту, в речи появляется актуальный смысл. Перед учеником стоит конкретный предмет определённого цвета, размера, формы. Это говорит о том, что в значении каждого слова есть денотат (обобщение) и референт (конкретизация).
Среди существительных можно выделить более обобщённые понятия (родовые) и более конкретные (видовые). Пример можно видеть на картинке выше. Тематические группы слов – это набор видовых понятий, которые объединены в более общее – родовое. Для понимания рассмотрим схему (изображена ниже), где рассматривается, как формируется лексическое значение видового понятия. Оно объясняется через родовое понятие с добавлением видовых отличий. Что такое кроссовки? Это обувь (родовое понятие), предназначенная для занятий спортом. Что ещё можно отнести к обуви? Туфли, ботинки, сланцы, тапки, сабо, босоножки, сапоги. Все эти слова объединены в единую тематическую группу — «обувь».
Тематические включения
К какому понятию можно отнести слова: удочка, сеть, спиннинг, приманка, мотыль, мормышка, удить, подсекать, клёв? Рыбалка. Рассмотренный выше пример – это образец тематических включений. Игра: «Найди лишнее слово» лучше всего помогает понять, что такое тематические группы слов. Примеры игры предлагаются в таблице ниже:
Насекомые | Рыбы | Птицы |
Пчела | Щука | Иволга |
Шмель | Карась | Курица |
Заяц | Окунь | Лиса |
Стрекоза | Червяк | Соловей |
Комар | Акула | Павлин |
Кузнечик | Камбала | Ворона |
В каждом столбце необходимо найти лишнее слово, которое не входит в тематическую группу. Ответ: заяц, червяк, лиса.
Синонимы
В одну тематическую группу, как включения, могут входить различные части речи. Пример с «Рыбалкой» включает существительные и глаголы. Синонимы отличает то, что они являются одной частью речи: фильм, кинокартина, кинолента, кино; бежать, нестись, мчаться, драпать; смешной, забавный, уморительный, прикольный. Составляют ли они тематические группы слов? Примеры показывают, что синонимы совпадают по своему лексическому значению и используются автором только для придания тексту или высказыванию определённой выразительности. Большинство лингвистов относят синонимический ряд к тематическим группам. В среднем, они состоят из нескольких слов, но есть и исключения. Так, слово «очень» имеет 26 синонимов.
Объединение происходит на основании общего признака. В качестве примера можно взять прилагательное «красный». В группе будут состоять такие синонимы, как: рубиновый, коралловый, алый, кумачовый.
Как составить тематические группы слов?
Для этого необходимо знать:
Что может помочь учащемуся? Толковый словарь, где даётся объяснение каждому слову, используемому в русском языке. Наиболее известными авторами, собравшими всё богатство русской лексики, являются С. И. Ожегов и Д. Н. Ушаков, хотя есть и более современные издания, вобравшие в себя изменения, связанные с использованием англоязычных выражений. Например, Т. Ф. Ефремова собрала 160 тысяч статей.
Тематические группы слов легко составить тем, кто много читает художественной литературы, активно пользуется синонимами и способен выделять сходные по значению слова в тексте. Можно в качестве примера взять отрывок художественного произведения для поиска синонимов. Поможет и такое задание:
Необходимо выделить общие (родовые) понятия для следующих слов: мать, корова, линейка, калькулятор, сестра, лошадь, ластик, пенал, свинья, брат, ручка, дедушка, коза, бабушка, отец, точилка, овца, собака.
Выделяются следующие тематические группы слов: «Родственники», «Животные», «Школьные принадлежности».
Примеры по теме «Времена года»
С помощью каких слов можно описать такие явления, как времена года? Чтобы легче справиться с заданием, следует выделить подгруппы, например: погода, природа, занятия, одежда. Их можно расширить. Принцип выделения – выбор родовых понятий, лежащих в основе различий между зимой, осенью, летом и весной. Как составить тематические группы слов? Названия времён года представляем в таблице, сравнивая подгруппы.
ПОНЯТИЕ О ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКИХ, ТЕМАТИЧЕСКИХ ГРУППАХ И СЕМАНТИЧЕСКИХ ПОЛЯХ
Языковое освоение предметов и явлений внешнего мира состоит не только в их наименовании, по и в стремлении классифицировать. Структурирование словарного состава языка происходит на разных основаниях — собственно лингвистических и внеязыковых, т.е. экстралингвисти- ческих. Еще М. М. Покровский указывал на то, что в лексической системе языка существуют различные группы или «поля слов». Одни из них представляют собой внутриязыковые объединения («по сферам представлений»), другие — объединения внеязыковые («по предметным областям»). Эти идеи М. М. Покровского получили развитие в современном языкознании при разработке вопроса семантической организации словарного состава языка, в частности, в теории семантических полей, лексико- семантических и тематических групп.
Проблема семантической организации лексической системы языка является сегодня одной из сложнейших в языкознании, до сих пор не получившей своего окончательного решения, несмотря на огромную литературу. Выделение различных групп слов производится разными авторами на разных основаниях, с использованием различных подходов и методов. Именно поэтому строгого определения каждой из названных семантических категорий и тем более их исчерпывающего описания пока еще нет (при том что их лингвистическая реальность сомнений ни у кого не вызывает). Несмотря на различие подходов к описанию этих семантических категорий, в лингвистических работах последних десятилетий отчетливо прослеживается стремление к раскрытию взаимосвязанности и взаимообусловленности их членов. В качестве рабочих используются обычно следующие определения:
3) территория, находящаяся в чьем-либо владении; 4) страна, государство и др. Если попытаться схематически представить семантическую структуру этого слова, то получится прямоугольник: само многозначное слово обозначено буквой А, его лексические значения (или лексико-семантические варианты (ЛСВ) буквами а1? bt, Cj, dj и т.д. Синонимы к этим ЛСВ — буквами а2, b2, с2, d2, а3, b3, с3, d3.
Совокупность горизонтальных синонимических рядов по отношению к тому или иному лексико-семантическому варианту слова-доминанты (в данном случае земля) и будет образовывать лексико-семантическую группу. Основанием для выделения лексико-семантической группы служит, таким образом, слово со всеми его лексико-семантическими вариантами. Парадигматичность членов ЛСГ базируется на интегральном семантическом признаке.
Тематическая группа — это совокупность слов, объединенных на основе внеязыковой общности обозначаемых ими предметов или понятий. Основанием для выделения тематической группы является совокупность предметов или явлений внешнего мира, объединенных по определенному признаку и выраженных различными словами (ср., например, тематическую группу корова, объединяющую слова бык, теленок, коровнику пастух, говядина и т.д.). Одним из важных признаков тематической группы является разнотипность языковых отношений между ее членами или отсутствие таковых вообще, поэтому утрата того или иного слова тематической группы или изменение у него значения не отражается на значениях других слов этой группы (например, слово хребет в русском языке в тематической группе названий частей человеческого тела постепенно было вытеснено словом спина, однако это никак не отразилось на значениях слов рука, нога, колено и др.). Отсутствие языковых связей между членами тематической группы не означает, однако, отсутствия у них внеязыковых связей. Благодаря именно этим внеязыковым связям слова и объединяются в тематические группы (в русском языке, например, слова ель, сосна, пихта, лиственница объединяются прежде всего предметно, поскольку в языке нет отдельного слова для обозначения хвойных деревьев, что составляет одну из особенностей русской лексической системы). Таким образом, тематическая группа — это объединение слов, основывающееся не на языковых лексико-семантических связях, а на внеязыковых, т.е. на классификации самих предметов и явлений внешнего мира. В этом заключается ее принципиальное отличие от лексико-семантической группы, в основе которой лежат внутриязыковые связи входящих в нее слов. Поскольку в тематические группы организуются целые «отрезки действительности», то в языке существует огромное количество этих тематических рядов (примером тематических групп могут служить названия архитектурных сооружений, внутреннего убранства жилища, частей человеческого тела, термины скотоводства, ботанические термины, названия транспортных средств, поселений и т.д.).
Семантическое поле — это совокупность языковых единиц, объединенных общностью значения и представляющих предметное, понятийное или функциональное сходство обозначаемых явлений. Теория семантического поля восходит к концепции И. Трира, изложенной в его работе
«Немецкий словарный состав в аспекте понимания». И. Трир считал, что в каждом языке существуют поля логических понятий и собственно лексические поля, которые полностью «покрываются» друг другом, образуя семантические поля. Существование семантических полей является абсолютной универсалией, хотя в каждом языке их состав может быть разным.
Для слов, входящих в семантическое ноле, характерно наличие общего семантического признака (архисемы), на основе которого и формируется данное поле (например, для слов отец, мать, сын, дочь, дедушка, бабушка, тетя, дядя и т.д. таким общим признаком является признак ‘родства’, на основе которого они объединяются в семантическое поле «родства»). Участки семантического поля — это лексико-семантические группы, в этом смысле семантическое поле предстает как родовое понятие по отношению к лексико-семантической группе — понятию видовому. Наличие общего семантического признака, объединяющего языковые единицы поля, не исключает, однако, существование дифференциальных признаков (ср. в том же поле такие признаки, как пол, поколение, степень родства и др.). Таким образом, семантическое поле представляет собой ряд парадигматически связанных слов или их отдельных значений, лексико-семантических вариантов (ср., например, семантическое поле глаголов движения, организованное по иерархическому принципу, так как члены его связаны отношениями включения или родо-видовыми: в центре этого поля находится слово, обозначающее родовое понятие, так называемый гипероним или «над-имя» (греч. hyper ‘над’, ‘сверху’ и опута ‘имя’): передвигаться, с ним соотносятся слова, обозначающие более узкие понятия, так называемые гипонимы или «под-имена» (греч. hypo ‘под’, ‘внизу’ и опута ‘имя’): идти, бежать, лететь, плыть, ехать, каждый из этих глаголов может быть гиперонимом по отношению к другим словам, но более узкого значения, ср. ходить гипероним по отношению к словам входить, выходить, приходить и т.д.). Структура поля, таким образом, основана на родо-видовых (или гиперо-гипонимических) отношениях. Одни слова того или иного семантического поля (гиперонимы) называют определенный класс предметов (лиц, животных, растений, действий, состояний, свойств и т.д.), а другие (гипонимы) — их разновидности, виды. Слова, имеющие общий гипероним, называются согипонимами (например, слово зверь является гиперонимом по отношению к словам медведь, волк, заяц, лиса и т.д., которые являются его гипонимами или согипонимами по отношению друг к другу). На основе родо-видовых отношений в семантическом поле возникают такие смысловые парадигмы, которые получили название эндоцентрических рядов. В этих рядах каждое последующее слово представляет собой гипоним по отношению к предыдущему слову и гипероним по отношению к последующему (ср. предмет — фрукт — яблоко — антоновка).
Семантическое поле представляет собой сложную структуру, в которой выделяется ядро (куда входят наиболее употребительные, функционально нагруженные слова) и периферия, однако граница между ними является нечеткой, часто размытой. Поэтому элементы одного поля (особенно периферийные) могут входить в другое поле (например, глагол окружать может входить в поле «движения», ср. солдаты окружили дом и в поле «местоположения», ср. деревья окружают дом). Лексическую систему языка можно представить, таким образом, как совокупность частично перекрывающих друг друга семантических полей.
В разных языках одно и то же семантическое поле может быть организовано по-разному, ср., например, членение семантического поля глаголов движения в европейских языках:
Понятие о лексико-семантических, тематических группах и семантических полях
Языковое освоение предметов и явлений внешнего мира состоит не только в их наименовании, но и стремлении классифицировать. Структурирование словарного состава языка происходит на разных основаниях – собственно лингвистических и внеязыковых.
Проблема семантической организации лексической системы языка до сих пор не получила своего окончательного решения. Именно поэтому строгого определения каждой из названных семантических категорий и их окончательного описания пока еще нет (при том, что их лингвистическая реальность сомнений ни у кого не вызывает).
В качестве рабочих используются обычно следующие определения:
Тематическая группа – это совокупность слов, объединенных на основе внеязыковой общности обозначаемых ими предметов или понятий. Основанием для выделения тематической группы является совокупность предметов или явлений внешнего мира, объединенных по определенному признаку и выраженных различными словами (ср., например, тематическую группу корова, объединяющую слова бык, теленок, коровник, коровница, пастух, говядина и т.д.). Одним из важных признаков тематической группы является разнотипность языковых отношений между ее членами или отсутствие таковых вообще. Поэтому утрата того или иного слова тематической группы или изменение у него значения не отражается на значениях других слов этой группы (например, слово хребет в русском языке в тематической группе названий частей человеческого тела постепенно было вытеснено словом спина, однако это никак не отразилось на значениях слов как нога, колено и др.).
Внутри тематической группы возможны еще более мелкие системные объединения слов. Здесь выделяется прежде всего микросистема – синонимический ряд. Так, в тематической группе «признаки цвета» мы найдем синонимические ряды: синий, голубой, лазоревый, небесный.
Выявляются также микросистемы слов, называемые антонимическими парами. Так, в пределах тематической группы «признаки цвета» находим антонимические пары: черный – белый; в пределах тематической группы «постройки для жилья»: хижина – дворец.
Тематические группы слов объединяются в подразряды.Например, тематические группы
«действия перемещения объекта (перенести, снять, поднять)»,
«действия перемещения себя (идти, бежать, плыть)»,
«действия для удовлетворения физических нужд (пить, есть, дышать)»
объединяются в подразряд «физические действия человека».
Подразряды слов объединяются в группу более высокого порядка – разряды.Так, слова, обозначающие действия человека, и слова, обозначающие действия животных, объединяются в разряд «действия живых существ».
Разряды слов объединяются в лексико-семантические группы.
Лексико-семантическая группа – это совокупность слов, относящихся к одной и той же части речи, объединенных внутриязыковыми связями на основе взаимообусловленных и взаимосвязанных элементов значения. Члены ЛСГ связаны определенными семантико-парадигматическими отношениями (синонимии, антонимии, всякого рода включений, уточнений, дифференциации, обобщений близких и/или сопредельных значений).
Так, имеются классы слов:
1) с предметным значением: газета, дворец, снег;
2) со значением признака: ровный, свежий, московский, ловкий;
3) со значением действия: рисовать, бегать, работать, учиться;
4) со значением состояния: беспокоиться, стыдиться, весело, грустно;
5) со значением количества: два, шесть, десять, много, несколько;
6) со значением отношения: для, до, и, или;
7) слова, выражающие эмоции: ну!, ого!, ух, ах, фу.
Не следует путать деление по лексико-семантическим группам с делением на части речи. Части речи = лексико-семантические признаки + грамматические признаки.
Другое понятие лексической системности – это семантическое поле.Это совокупность языковых единиц объединенных общностью значения и представляющих предметнее, понятийное или функциональное сходство обозначаемых явлений. Для слов, входящих в семантическое поле, характерно наличие общего семантического признака, на основе которого и формируется данное поле (например, для слов отец, мать, дочь, сын, дедушка, бабушка, тетя, дядя и т.д. таким общим признаком является признак ‘родства’, на основе которого они объединяются в семантическое поле «родства»).
Семантическое поле представляет собой сложную структуру, в которой выделяется ядро (куда входят наиболее употребительные, функционально нагруженные слова) и периферия, однако граница между ними является нечеткой, часто размытой. Поэтому элементы одного поля (особенно периферийные) могут входить в другое поле (например, глагол окружать может входить в поле «движения», ср. солдаты окружили дом и в поле «местоположения», ср. деревья окружают дом).
Кроме семантических, в языке выделяются и другие виды полей, а именно:
морфосемантические, объединяющие слова на основе не только семантической близости, но и морфемной (по наличию общего аффикса или основы): например, бегать, пробегать, разбегаться и др.;
ассоциативные,объединяющие слова вокруг слова-стимула по признаку общности ассоциаций (например, слово вол вызывает в нашем сознании такие слова, как бык, корова, теленок, рога и др.);
грамматические, объединяющие слова на основе общности грамматического значения (например, поле залога, поле времени и др.);
синтагматические,объединяющие слова по признаку их семантической совместимости (например, наличие глагола лаять предполагает такие слова, как собака, кусать, зубы и др.).
Существование в языке лексико-семантических и тематических групп, а также различных видов полей свидетельствует о том, что словарный состав языка представляет собой не просто набор лексических единиц, а определенным образом организованное единство.
Что такое слова входящие в одну лексическую тематическую группу
Тематические группы слов: примеры
Что является единицей русского языка? Безусловно, слово. С его помощью мы общаемся, передаём друг другу мысли и переживания. В статье рассматриваются тематические группы слов, позволяющие классифицировать богатство русского языка, насчитывающего в своём литературном словаре более 150 тысяч существительных, глаголов и прилагательных.
Значения слова
Русский язык изучает не действия, не признаки, а слова, которые их называют. Они имеют два значения:
Чтобы разобраться, что такое тематические группы слов, остановимся на втором пункте. Лексическое значение – это содержание, или исторически закрепленное в сознании людей соотнесение между звучащей оболочкой и явлением действительности, оформленное по законам грамматики. Человек способен мыслить понятиями, то есть отвлечённо от предметов, при этом слово своим лексическим значением отделяет одно понятие от другого.
Содержание и звучание не связаны по своей природе. Редкое исключение составляют звукоподражательные слова и междометия, понятные в любом языке. Например, звуки природы: хрю-хрю, ха-ха, кап-кап.
Родовые и видовые понятия
Когда человек произносит слово «парта», каждый представляет именно парту – предмет мебели для сидения учащихся во время занятий. Никто не представляет обычный или обеденный стол, потому что в слове заложен набор отличительных признаков – некое обобщение. Но когда учитель предлагает ученику сесть за парту, в речи появляется актуальный смысл. Перед учеником стоит конкретный предмет определённого цвета, размера, формы. Это говорит о том, что в значении каждого слова есть денотат (обобщение) и референт (конкретизация).
Среди существительных можно выделить более обобщённые понятия (родовые) и более конкретные (видовые). Пример можно видеть на картинке выше. Тематические группы слов – это набор видовых понятий, которые объединены в более общее – родовое. Для понимания рассмотрим схему (изображена ниже), где рассматривается, как формируется лексическое значение видового понятия. Оно объясняется через родовое понятие с добавлением видовых отличий. Что такое кроссовки? Это обувь (родовое понятие), предназначенная для занятий спортом. Что ещё можно отнести к обуви? Туфли, ботинки, сланцы, тапки, сабо, босоножки, сапоги. Все эти слова объединены в единую тематическую группу — «обувь».
Тематические включения
К какому понятию можно отнести слова: удочка, сеть, спиннинг, приманка, мотыль, мормышка, удить, подсекать, клёв? Рыбалка. Рассмотренный выше пример – это образец тематических включений. Игра: «Найди лишнее слово» лучше всего помогает понять, что такое тематические группы слов. Примеры игры предлагаются в таблице ниже:
Насекомые | Рыбы | Птицы |
Пчела | Щука | Иволга |
Шмель | Карась | Курица |
Заяц | Окунь | Лиса |
Стрекоза | Червяк | Соловей |
Комар | Акула | Павлин |
Кузнечик | Камбала | Ворона |
В каждом столбце необходимо найти лишнее слово, которое не входит в тематическую группу. Ответ: заяц, червяк, лиса.
Синонимы
В одну тематическую группу, как включения, могут входить различные части речи. Пример с «Рыбалкой» включает существительные и глаголы. Синонимы отличает то, что они являются одной частью речи: фильм, кинокартина, кинолента, кино; бежать, нестись, мчаться, драпать; смешной, забавный, уморительный, прикольный. Составляют ли они тематические группы слов? Примеры показывают, что синонимы совпадают по своему лексическому значению и используются автором только для придания тексту или высказыванию определённой выразительности. Большинство лингвистов относят синонимический ряд к тематическим группам. В среднем, они состоят из нескольких слов, но есть и исключения. Так, слово «очень» имеет 26 синонимов.
Объединение происходит на основании общего признака. В качестве примера можно взять прилагательное «красный». В группе будут состоять такие синонимы, как: рубиновый, коралловый, алый, кумачовый.
Как составить тематические группы слов?
Для этого необходимо знать:
Что может помочь учащемуся? Толковый словарь, где даётся объяснение каждому слову, используемому в русском языке. Наиболее известными авторами, собравшими всё богатство русской лексики, являются С. И. Ожегов и Д. Н. Ушаков, хотя есть и более современные издания, вобравшие в себя изменения, связанные с использованием англоязычных выражений. Например, Т. Ф. Ефремова собрала 160 тысяч статей.
Тематические группы слов легко составить тем, кто много читает художественной литературы, активно пользуется синонимами и способен выделять сходные по значению слова в тексте. Можно в качестве примера взять отрывок художественного произведения для поиска синонимов. Поможет и такое задание:
Необходимо выделить общие (родовые) понятия для следующих слов: мать, корова, линейка, калькулятор, сестра, лошадь, ластик, пенал, свинья, брат, ручка, дедушка, коза, бабушка, отец, точилка, овца, собака.
Выделяются следующие тематические группы слов: «Родственники», «Животные», «Школьные принадлежности».
Примеры по теме «Времена года»
С помощью каких слов можно описать такие явления, как времена года? Чтобы легче справиться с заданием, следует выделить подгруппы, например: погода, природа, занятия, одежда. Их можно расширить. Принцип выделения – выбор родовых понятий, лежащих в основе различий между зимой, осенью, летом и весной. Как составить тематические группы слов? Названия времён года представляем в таблице, сравнивая подгруппы.
Русский язык. 2 класс
Конспект урока
Русский язык. 2 класс.
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
1) Тематическая группа слов.
2) Обобщающее слово и словосочетание.
Слово – основная единица языка.
Тематическая группа слов – объединение слов на основе общего признака в их лексических значениях.
Обобщающее слово – слово, которым можно объединить все слова одной тематической группы.
Обобщающее словосочетание – словосочетание, которым можно объединить все слова одной тематической группы.
Основная и дополнительная литература по теме урока
1. Русский язык. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / Ч. 2 / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – 7-е изд. – М. : Просвещение. 2017. – 143 с. : ил. – (Школа России). Стр. 45 – 47.
2. Русский язык с увлечением. 2 класс. Развивающие задания для школьников / Авт.-сост.: Е.В. Агапова, Л.Н. Коваленко. – 5-е изд., стереотип. – М.: Планета, 2018. – 72 с. – (Учение с увлечением). Стр. 50 – 51.
3. Тренажёр по русскому языку : 2 класс. ФГОС / Е. М. Тихомирова. – М. : Издательство «Экзамен», 2018. – 95 с. – (Серия «Тренажёр»). Стр. 10.
Открытый электронный ресурс по теме урока
Канакина В. П. и др. Русский язык. 2 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011. Ссылка для скачивания: http://catalog.prosv.ru/attachment/ca950bac-d794-11e0-acba-001018890642.iso
Теоретический материал для самостоятельного изучения.
Вы уже знаете, что слово это главное средство передачи информации и общения между людьми. Главное в каждом слове – его лексическое значение. Этим значением слова языка отличаются друг от друга.
Как отличаются друг от друга слова малина и морошка? Малина это кустарниковое растение со сладкими, красными плодами. Морошка это травянистое болотное растение с белыми цветами и желтоватыми съедобными плодами. А может быть у них что-то общее? У морошки и малины плод – ягода. Значит слово «ягода» связывает два растения в одну тематическую группу. Слова в такой группе объединяет общий признак, который спрятан в лексическом значении каждого слова. В тематическую группу с общим словом «Ягоды» можно добавить ещё несколько слов. Например, земляника, ежевика, брусника. Ягода будет являться обобщающим словом для тематической группы, в которую входят все эти растения. Обобщающим может быть и словосочетание. Например, к тематической группе с обобщающим словосочетанием «Сказочные герои» относятся такие слова, как Колобок, Дюймовочка, Карлсон. Количество слов в разных тематических группах неодинаково. Группы «Посуда», «Одежда», «Цветы» объединяют много слов, а «Дни недели» или «Осенние месяцы» совсем мало. Почему так? Потому, что дней недели всего семь, осенних месяцев – три. Попробуем собрать тематическую группу слов с обобщающим словом «Транспорт». В неё войдут такие слова, как автобус, автомобиль, грузовик, теплоход, самолёт. Что нужно для того, чтобы безошибочно собирать тематические группы слов и подбирать обобщающие слова к ним? Конечно, много читать, чтобы иметь большой словарный запас, обладать широким кругозором. Подведём итог. Слова в русском языке можно объединять в тематические группы на основе общего признака в их лексическом значении. К каждой тематической группе можно подобрать обобщающее слово или словосочетание. Количество слов в разных тематических группах может быть разным.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Задание. Ввод с клавиатуры пропущенных элементов в тексте.
Впишите в предложения подходящие по смыслу обобщающие слова.
Тополь, вяз, берёза – _________________________.
Диван, стул, кресло – _____________________________.
Дождь, град, снег – ________________________________.
А. С. Пушкин, С. Я. Маршак, А. Л. Барто – это____________________.
1.Внимательно ознакомьтесь с основным содержанием урока.
2.Подберите обобщающее слово для каждой тематической группы слов.
3.С помощью клавиатуры введите обобщающее слово.
Тополь, вяз, берёза – это деревья.
Диван, стул, кресло – это мебель.
Дождь, град, снег – это осадки.
А. С. Пушкин, С. Я. Маршак, А. Л. Барто – это поэты.
Задание. Зачёркивание элементов.
Зачеркните лишнее слово в каждой тематической группе.
Озеро, дождь, снег, град.
Берёза, огурец, ива, клён.
Юпитер, Марс, Енисей, Венера.
Заяц, лиса, ёж, стрекоза.
1.Внимательно ознакомьтесь с основным содержанием урока.
2.Прочитайте текст задания.
3.Подберите для каждой группы обобщающее слово.
4.Найдите и зачеркните лишнее слово для каждой из четырёх тематических групп.
Please wait.
We are checking your browser. gufo.me
Why do I have to complete a CAPTCHA?
Completing the CAPTCHA proves you are a human and gives you temporary access to the web property.
What can I do to prevent this in the future?
If you are on a personal connection, like at home, you can run an anti-virus scan on your device to make sure it is not infected with malware.
If you are at an office or shared network, you can ask the network administrator to run a scan across the network looking for misconfigured or infected devices.
Another way to prevent getting this page in the future is to use Privacy Pass. You may need to download version 2.0 now from the Chrome Web Store.
Cloudflare Ray ID: 6aa5efb7b8748e29 • Your IP : 85.95.189.96 • Performance & security by Cloudflare