Что значит скула калмыцкая
Что значит скула калмыцкая
Буквально два слова
Азбуку учат, на всю избу кричат…
Увидев этот заголовок, повздорили между собой три моих приятеля.
Первый, скептик и иронист, ехидно заметил:
— Ну конечно! «Буквально два слова»! А напишете две тысячи два. Зачем эти гиперболы: «буквально»?
— А затем, — откликнулся второй, — что вы-то и есть презреннейший из буквалистов. Вас смущает простейший языковой троп. Преувеличение. Или преуменьшение.
— Он не буквалист. Он — буквоед, — вступился третий. — Если сказано: «Петух сидел на коньке», он спросит: «На кауром или на саврасом?» Или потребует, чтобы сказал: «Сидел на стыке плоскостей двускатной крыши».
— Ни на йоту правды! Я этого не говорил…
— Неважно, кто сказал «а», тот скажет и «бе»…
Такого разговора не было. Но он мог быть, поэтому я и сочинил его. Зачем? Чтобы показать, что говорящим по-русски очень свойственно играть словами двух разрядов. Либо прямо произведенными от основы «буква», либо же теми, которые представляют собой «переносные значения» от самих названий букв в азбуке. Их «азбучные имена».
«Буквалист», «буквоед»… «Кто скажет «а», скажет и «бе». «Ни на йоту…» Для чего это мне понадобилось?
А разве пристрастие нашего языка к «букве» и ее производным не удивительно?
Как много у нас разных производных от этого слова! Как много всевозможных пословиц, крылатых слов с ним связано. Подумайте сами: в совершенно естественном диалоге сразу подряд и «буквально», и «буквалист», и «буквоед»… И тут же рядом «от а до я», «ни аза ты не понимаешь»… И не в одном русском языке.
Выражение «буквально» по-французски прозвучит: litteralement.
Можно передать его и по-немецки. Получится: buchstablich. Французское выражение связано с франко-романским словом littera — «буква». Немецкое происходит от Buchstabe, что опять-таки значит «буква».
А как поступили бы с нашим «буквально» итальянцы? Они сказали (или написали бы): alla léttera. Датчанин в этом случае выразился бы: bógstavelig. Иначе говоря, все народы Европы (каждый, конечно, на своем языке) воспользовались бы словами, тесно связанными все с тем же понятием «буква».
В романских языках они оказались бы напоминающими латинское littera. Говорящие на языках германского корня употребили бы слова, связанные родственными отношениями с немецким Buchstabe. В славянских языках мы встретили бы слова, очень близкие к нашим: по-украински — «буквально»; у болгар — «буквално»…
Возьмите теперь венгерский язык, никак не родственный остальным индоевропейским. У венгров «буква» — betű, а «буквально» — betűszerint.
Может быть, так получилось потому, что венгры много веков живут в кольце европейцев, испытывая влияние их языков?
Но поговорите с турками: турецкий язык всегда существовал, так сказать, на обочине европейского мира, за его пределами. И всё же, если «буква» по-турецки harf, то «буквально» прозвучит harf harfine.
А ведь это при чуть-чуть вольном переводе и получится «буква в букву».
Не знаю, что подумаете про все это вы, но мне такая общность в стремлении совершенно разных народов связывать между собою два совершенно различных представления — высшей точности, с одной стороны, и «письменного знака» — с другой, представляется и любопытной и поучительной.
Это такая редкость, что мимо нее равнодушно не пройдешь. Каждый, кто сталкивается с этим явлением, кого интересуют проблемы «психологии языка», так или иначе попытается найти ему какое-нибудь объяснение.
Мне кажется, что такая связь между далекими друг от друга представлениями может возникать в понимании говорящих лишь в определенных условиях их существования и на строго определенном уровне развития — как бы сама собою. И тотчас же становится в их глазах чем-то само собою разумеющимся. Почему?
Попробуем рассуждать вот как. На начальных ступенях культуры (так же, как и в малолетстве каждого из нас) люди прежде всего привыкают выделять из живого потока речи СЛОВО. Вначале именно оно осознается ими — людьми и народами — как некий «речевой атом», как неделимая первооснова языка. Лишь много позже (я говорю тут не об ученых, не о науке) они овладевают умением разлагать этот атом на его элементарные частицы.
Мы-то с вами теперь без труда и уверенно утверждаем: такими частицами, с которыми люди осваиваются раньше, чем они вырабатывают в себе способность находить более сложные элементы структуры слов, оказываются в их глазах звуки и состоящие из них слоги.
Но вспомните своё собственное прошлое. Когда у вас родилось представление о звуке, о звучащем слоге?
Я убеждён, вы скажете: не до того, как вы научились читать и писать, а после этого. В крайнем случае — в процессе обучения чтению и письму и в самой прямой связи с ним. В тот самый миг, когда мы вдруг уразумели, что такое «буква» и что такое «слог», не звучащий, а закрепленный на письме. Письменный.
Чему удивляться? Трудно вообразить положение, когда ребенку понадобилось бы разлагать слова, звучащие слова, на составляющие их звуки — слышать слово «мама» как ряд из четырёх звуков: м-а-м-а. Ведь мы, обучаясь говорить, никогда не «складываем» слов из звуков. Мы познаем их, сживаемся с ними, как с трепетными, неделимыми и живыми целыми.
И только при переходе к обучению письму дело осложняется самым прискорбным образом. Неожиданности подкарауливают нас на каждом шагу, и мы не сразу наловчаемся парировать их и избавляться от ошибок.
В двенадцать лет мне поручили обучить чтению деревенских ребят, брата и сестру, маленьких старообрядцев. Ученики были года на четыре моложе учителя.
У нас был букварь с картинками и подписями.
На букву Птам фигурировала «пчела» —
Я вызвал первым Прокопа, парнишку. Мальчуган уставился в книгу:
— П-ч-е… Пче. — от усердия завопил он на всю комнату. — Л-а, ла…
— А что вместе будет?
— Восва, которая кусается, — последовал неожиданный для учителя ответ. «Восва» на псковском диалекте означает «оса».
И востроглазая Марфушка не принесла мне радости. Она точно так же назвала все буквы — «ш-а-й-к-а», но прочитала слово с милой улыбкой: «Кадочка!»
С той поры я начал подозревать, что между знанием названий отдельных букв и умением соединять их в слова лежит пропасть.
Думается, мой случай был далеко не исключительным. Весьма возможно, что и человечество — во время оно все до последнего жителя земли говорливое, но неграмотное — сначала в лице мудрейших своих открыло тайну письма. И лишь много позже, когда письмо это уже прошло долгий путь от рисуночного до звукового (буквенного), — лишь на одном из поздних этапов этого пути оно уразумело, что и живые слова делимы. Что их, оказывается, можно расчленять на звуки, потому что элементы эти, почти вовсе неслышимые порознь в сплошном потоке речи, начинают, применяя гоголевское словцо, «вызначиваться», как только вместо живых, пульсирующих, переливающихся всеми цветами радуги слов звучащей речи перед нами возникают их как бы засушенные таинственным волшебством подобия, призраки, отпечатки: слова письменного языка.
Только человеку, изощренному в наблюдениях окружающей жизни, чудом представляется само звучащее слово.
В одной из моих книг я уже поминал тончайший отрывок из купринского «Вечернего гостя».
Свободные кочевники: 10 «школьных» заблуждений о калмыках
1. Они называли себя калмыки
Самоназвание этих западномонгольских племён — ойраты. Отличительной их особенностью стала «улан зала» («красная кисть») на головных уборах. Дербеты, торгуты — это выделившиеся среди ойратов племенные группы.
Калмыки (калмаки) — это тюркское название для кочевников, не принявших ислам. И так называли не только ойратов.
2. Это была новая волна монгольских завоевателей, подобно тем, которые пришли в Европу во времена Батыя
Был ли у ойратов план восстановления державы Чингисхана?
Западную Монголию в XVI–XVII веках покинули несколько групп кочевников, проигравших там в борьбе за власть. Они пытались найти себе место под солнцем.
Это не завоеватели. Это скорее беженцы и политэмигранты.
Источники позволяют хорошо проследить механизм освоения новых земель номадами. Сначала идут разведывательные рейды, затем набеги и походы. В случае успеха происходит занятие новых территорий. Так было не всегда. В 1644 калмыки предприняли поход на Северный Кавказ, где были разбиты войском кабардинцев и ногайцев. Но в целом в XVII веке калмыки завоевали себе прикаспийские кочевья, покорив часть ногайцев, а также загнали ряд племён в горы Кавказа.
3. Калмыки приняли российское подданство в 1609 году
Вообще этот процесс растянулся на несколько десятилетий. И в 1609 году никто не мог принимать присягу от имени всех калмыков.
Ойраты прикочевали в верховья Ишима, к рубежам Российского государства. В 1607 году несколько тайшей (вождей) ойратов дали шерть — то есть принесли присягу, тарскому воеводе Гагарину. В 1609 году тайши получили разрешение построить укреплённый городок и обязались платить ясак скотом, а также выдать заложников.
Однако в последующие годы тайши фактически отказались подтвердить присягу и платить налог. В тот момент на границе кочевало несколько орд — единого лидера там не было. Более того, новые группировки приходили из Джунгарии. Одни тайши совершали набеги на русские земли, другие давали шерть.
Ойратские воины
Правый берег Волги калмыки заняли в 50-е годы XVII века. А переход в российское подданство закреплён шертями 1655 и 1657 годов. Калмыки обязались давать русскому царю воинов.
Есть точка зрения, что это было не подданство, а скорее политический союз.
4. Калмыки были свободными кочевниками
В середине XVII века ойраты фактически создали три своих государства — Джунгарское ханство в Джунгарии и западной Монголии, Хошутское ханство в Тибете и в районе Кукунора, Калмыцкое ханство в северном Прикаспии.
Калмыцкое ханство представляло собой феодальное сословное общество со строгой иерархией. Основную массу составляли албату. Они платили подати, несли повинности, а также служили в войске. Существовали и категории людей, статус которых был аналогичен рабам.
Каждый калмыцкий феодал владел определённым количеством кибиток с албату. И свободный переход от одного тайши к другому был запрещён. Феодалы оговаривали условия преследования и возврата беглых. Но в реальности эти обязательства часто нарушались.
Первым калмыцким ханом стал Аюка, правивший в 1669–1724 годах. Отношения правительства России с ним были сначала сложными, так как калмыки вступали в конфликты с казаками и башкирами. Но к 1680-м годам проблемы были в основном улажены.
Аюка был сначала традиционно «первенствующим тайшой», т. е. наиболее влиятельным из торгутов — самого многочисленного племени. В ханском достоинстве его утвердил в 1690 году далай-лама. С этого момента и следует отсчитывать историю Калмыцкого ханства.
В начале XVIII века его как хана признало и российское правительство.
Аюка успешно воевал за Яиком с казахами, он также подчинил мангышлакских туркмен и и Большую Кабарду.
Ханство было вассальным, но его владения выходили за границы России.
Аюка
Калмыки сражались в шведских и турецких войнах России, четырёхтысячный отряд ойратов принял участие и в Персидском походе.
5. Калмыки были вооружены и сражались как кочевники, обитавшие на южных рубежах России
Ойраты, исповедовавшие «самую мирную религию», были храбрыми воинами.
Длинные пики у калмыков переняли и казаки — ранее они вооружались ружьями и саблями. И пытались — правда, без особого успеха — крымские татары.
Правда, как отмечает Алексей Пастухов, у джунгар по сравнению с калмыками были «тепличные условия» — их ставке в Или до 1755 года никто не угрожал. А Калмыцкое ханство было уязвимо: любая точка на его территории могла подвергнуться набегу. Например, во время Бахты-Гиреева погрома 1715 года хан Аюка лишился печати и архива. И сам едва спасся.
В XVIII веке калмыки отказались от центральноазиатских доспехов. Они стали использовать кольчуги с наручами и шлемы, распространённые на Северном Кавказе. Количество панцирников сократилось. От центральноазиатских палашей перешли к саблям. Позаимствовали и кавказские кинжалы.
6. Ойраты сражались только в отрядах, которые выставляло Калмыцкое ханство
Помимо воинов ханства в составе русской армии были и другие полки, которые полностью или частично состояли из калмыков. Так, в середине XVIII века были сформированы Ставропольское калмыцкое войско и Астраханский казачий полк.
Чтобы понять, как распределялись ойраты по различным полкам, приведу пример. В Семилетнюю войну (1756-1763) в русскую армию было отправлено две тысячи воинов из ханства. Кроме того, калмыки были в Чугуевском казачьем (200 человек) и Ставропольском калмыцком полках (500). А ещё 450 калмыков — в составе донских полков, которые отправились воевать с пруссаками.
7. Во время Отечественной войны 1812 года калмыки сражались как конные лучники
Это один из аргументов фанатов сложносоставного лука. Но факты — против.
То есть конный воин — либо стрелок с ружьём, либо пикинёр.
Лучников было только десять человек (все в одном полку).
Накануне новой войны с Наполеоном было сформировано два пятисотенных полка. В Первом калмыцком астраханском на июль 1811-го было, согласно штату, 528 человек. Арсенал состоял из 268 ружей, 137 сабель и 445 пик. Формирование требовалось довооружить.
Во Втором астраханском полку к началу войны на те же 528 человек было 480 ружей, 150 сабель и 327 пик. То есть, как правило, у кавалериста были и ружьё, и пика.
На кочевников калмыки внешним видом тоже не походили. Оба полка весной 1812 года переобмундировали в форму донских казаков.
Офицер и рядовой калмыцких полков, 1812
В июле 1812 года произошёл рейд корпуса Ламберта в Герцогство Варшавское, в его составе было и два калмыцких полка. Русская кавалерия дошла тогда до Люблина. Эти калмыцкие части воевали до 1814 года. Причём это не единственные полки, в составе которых сражались ойраты.
8. Все калмыки были буддистами
Иногда калмыки бежали из ханства в русские города либо сёла. И там крестились — согласно шертям, крестившихся калмыков назад не требовали. Именно за счёт крещёных калмыков и пополнялось войско Донское. А часть калмыков получили статус казаков, оставаясь буддистами. Они стали называться «юртовыми» — и известны как «бузавы».
Крещёные калмыки с конца XVII века селились в районе Чугуева. Эта команда в 1749 году была преобразована в Чугуевский казачий полк. Там было пять рот, из них две набирались из калмыков.
В Приазовье и на слободской Украине было ещё несколько групп крещёных калмыков. К началу XIX века все они были переселены на Дон и в дальнейшем растворились среди казачества. Тем более, что чугуевцев уже тогда называли болдырами («полукровками»).
Крещёные калмыки ассимилировались, а донские калмыки, сохранив буддизм и служа в Войске Донском, нет. В отдельный полк их не выделяли, а разбрасывали по казачьим полкам.
На левом берегу Волги в 1739 году была построена крепость Ставрополь, в окрестности которой стали переселять крещёных калмыков. И не только православных. Среди калмыков обнаружились те, кто исповедовал лютеранство, католичество и армяно-григорианство. Но к земледелию они так и не перешли, предпочитая сдавать свои огромные наделы в аренду или заниматься скотоводством.
Это поселение было преобразовано в войско по типу казачьего. Ставропольские калмыки обязаны были каждое лето отправлять 300 человек на Оренбургскую и Илецкую линии.
В 50-е годы XVIII века в Ставрополе стали селить принявших крещение беженцев из Джунгарии. Туда прибыли почти три тысячи человек, что позволило увеличить численность войска с восьми до 11 рот.
Карта земель Ставропольского калмыцкого казачьего войска в 1755 году
Почему же произошло массовое крещение? Дело в том, что переселенцев из Джунгарии было решено не оставлять при прежних нойонах, а раскидать по калмыцким. А при чужих феодалах, из других племён, жить было очень тяжело. Беженцы стали принимать православие, чтобы их поселили совместно.
В 1842 году ставропольское войско упразднили, а крещёных калмыков оттуда перевели в район Оренбурга. Там их расселили в станицах вместе с русскими, что постепенно привело к их ассимиляции.
Были и калмыки-мусульмане.
Во-первых, это томуты — этническая группа из метисов калмыков, башкир и казахов. Они исповедовали ислам. В 1741 году большая их часть бежала в Крымское ханство. А после возвращения они откочевали к Северскому Донцу, в земли войска Донского. И получили статус «юртовых татар». В дальнейшем томуты перестали идентифицировать себя как калмыки и стали называться татарами.
Во-вторых, калмыки, которые, перекочевав в XVIII веке в Крымское ханство, приняли ислам и получили название «шереты» (от слова шариат). В дальнейшем, после возвращения, их частично вписали в состав трухмен (ставропольских туркмен), а частично вернули в Малодербетовский улус.
9. Калмыки в XVIII веке занимались только скотоводством
Земледелие у калмыков появилось в начале XVIII века. Они выращивали табак, просо, арбузы и дыни. Первое упоминание земледелия в ханстве в источниках относится к 1711 году.
И, хотя земледелие в XVIII веке широкого распространения не получило, одним скотоводством ойраты не ограничивались. В 1740-е годы, после усобиц и джута 1739-40 годов, несколько тысяч семей калмыков лишились всего скота. Чтобы спастись от голода, калмыки массово стали заниматься рыболовством. Как самостоятельно, так и нанимаясь в русские ватаги.
10. В годы Великой Отечественной калмыки массово перешли на сторону Германии
В РККА было призвано 28 тысяч калмыков. Но это не только из Калмыкии (там все мужское калмыцкое население в 1939-м составляло около 50 тысяч человек).
На стороне вермахта в годы Великой Отечественной войны сражались несколько тысяч калмыков. Так, к январю 1945 года в Калмыцком кавалерийском корпусе (ККК) были собраны все коллаборанты, и их численность составила пять тысяч человек. Правда, среди них было немало калмыков-эмигрантов, которые во время Гражданской войны поддержали белых и бежали из России.
Статистика запутана. Часть из советских коллаборантов — это перебежчики, то есть учтённые в призванных. Но, так или иначе, цифры разного порядка. На стороне вермахта калмыков было заметно меньше, чем в рядах РККА.
Что значит скула калмыцкая
О характере калмыков
Печаль поражает лёгкие,потому что при печали, задумчивости опускаются плечи, грудная клетка сдавливается, в лёгкие поступает меньше кислорода, воздух застаивается в лёгких.
Радость поражает сердце, потому что при радости сердце начинает биться, выталкивая кровь, расширяя сосуды, от частого проявления радости развивается сердечная недостаточность.
Гнев поражает печень, при гневе печень, которое является хранилищем, депо крови, резко сокращается и выбрасывает кровь, кровь бьёт в голову, при слабых сосудах они могут лопаться, при частом проявлении гнева лицо у такого человека темнеет, от застоя желчи и крови.
Страх поражает почки, при страхе энергия уходит вниз, «в пятки» и происходит недостаток энергии в почках, такой человек становится неуверенным, пугливым, плаксивым, у детей бывает энурез, недержание мочи.
Все эти состояния воздействуют на мозг, который является, как говорят китайцы «мышечным органом», который имеет свойство напрягаться и расслабляться. Когда мозг напряжён, то напрягается и тело. Из-за того, что напряжён мозг, напряжён и центр насыщения и человеку надо больше еды, чтобы наесться. На все эти эмоции расходуется большое количество энергии.
Если человек живёт спокойно, ко всем благожелателен, всё время на позитиве, без зависти и других негативных эмоций, то человеку надо меньше энергии на поддержание системы в равновесии, следовательно меньше пищи и сна. Всё это знали наши предки, но знания утратились, сохранились лишь табу и запреты. И вот такой человек следуя запретам, учится жить в этих рамках, подавляя эмоции. Благодаря этому раньше калмыки были сдержаны в своих чувствах, мало эмоциональны, кратки в речах, благородны в поступках. Вследствие этого энергия не расплёскивалась, не расходовалась вовне, а копилась внутри, порождая несгибаемую волю и могучий дух.
Алексей Ходжгоров в воспоминаниях джангарчи Каруева В. О. или рассказ о настоящем калмыке
Продолжение статьи о настоящем калмыке
При калмыцком говоре дыхание опускалось вниз живота, и выходило оттуда с рокотом «оркрад», у некоторых это было похоже на рёв, обязательно включалась диафрагма.
При правильном калмыцком говоре, когда дыхание углубляется, приходит вниз живота, включается диафрагма, усиливается приток кислорода в лёгкие, мозг лучше снабжается кровью, происходит торможение нервной системы, это приводит к тому, что просыпается внутренний ум, глубинное понимание, когда человек всё сущее воспринимает полностью, не разделяя, не расчленяя, не давая определений. Поэтому калмыки были спокойны, наблюдательны, с глубинным пониманием.Также торможение нервной системы понижает порог чувствительности, уменьшая болевой порог, бей такого человека, в ответ он будет хохотать. Человек становился сгустком энергии.
Когда диафрагма поднимается вверх, то создаётся разрежение, со стороны живота и в это время происходит отток венозной крови. В венозной системе имеются полулунные клапана, которые пропускают кровь в одну сторону, там нет давления, в отличие от артериальной системы. Также при нижнем, диафрагмальном дыхании массируются внутренние органы. Но самое главное здесь, при правильном дыхании, дыхание становится глубже, фаза дыхания удлиняется и может совсем исчезнуть, когда подносят пушинку к ноздрям, она не колышется. И вот именно в это время человек может дышать через кожу, через любою точку вдыхать и выдыхать.
Далее могут происходить невероятные вещи, когда дыхание опускается вниз, входит в кости и человек может остановить процесс старения, обратить вспять, седой волос может обратно почернеть, даже могут вырасти заново зубы. Почему? У человека, при рождении, в костях имеется красный костный мозг, который образует новые клетки, так продолжается до 14 лет, потом кости уплотняются, и красный костный мозг замещается жиром и человек начиная с этого момента начинает костенеть. При нижнем диафрагмальном дыхании начинается обратный процесс, начинает жир трансформироваться в красный костный мозг, отсюда снова процесс регенерации клеток.
Всё, что я описал выше входит и в буддизм, йогу, ушу, карате, христианство, мусульманство и т.д. все эти системы едины, переплетаются между собой и ведут к одной вершине, торжеству человеческого духа, пробуждению своего БУДДЫ, своего учителя, он в тебе, он внутри.
Из всех этих систем мне ближе и дороже Буддизм, потому что в нём более полно, систематично всё выстроено и это верование наших предков, вошедшее в нашу плоть и кровь. Глубокое дыхание и работа диафрагмы очень важно
Так, говорили калмыки.
Продолжение статьи, о калмыцком чае
Буддизм, как философия и буддизм как религия.
Буддизм многогранен. Если понимать буддизм как религию, то буддистом считается человек, который принял прибежище в Будде, Сангхе, и Дхарме.