Что значит система образов в литературе

Система образов в художественном произведении

Что значит система образов в литературе

Описание презентации по отдельным слайдам:

Описание слайда:

Щербакова Е.В.
МАОУ СОШ № 2
г. Реж
Система образов
в художественном произведении

Описание слайда:
Описание слайда:

Система образов
Система — это упорядоченное множество элементов, взаимосвязанных и взаимодействующих.
Художественное произведение представляет собой образную систему, каждый элемент (образ) которой занимает определённое место и взаимодействует с другими элементами (образами).
Художественный образ — форма отражения действительности искусством (литературой), конкретная и вместе с тем обобщенная, созданная при помощи творческой фантазии автора картина человеческой жизни, преображенная в свете его эстетического идеала.

Описание слайда:

Классификация литературных образов
1. По предметности:
образы-детали — статичные описательные фрагментарные образы (пейзаж, портрет, интерьер);
образы-события — динамические моменты, развернутые во времени, связующие предметные подробности;
образы характеров и обстоятельств — герои в коллизиях и конфликтах;
образы судьбы и мира — глобальные образы бытия вообще в понимании художника.

Описание слайда:

2. По смысловой обобщённости:
индивидуальные — неповторимые, созданы самобытным, подчас причудливым воображением художника, чаще всего встречаются у романтиков и писателей-фантастов (например, Квазимодо в «Соборе Парижской Богоматери» В.Гюго, Демон в одноименной поэме М. Лермонтова, Воланд в «Мастере и Маргарите» А. Булгакова);
характерные — отражающие закономерности общественно-исторической жизни, запечатлевающие нравы и обычаи, распространенные в данную эпоху и в данной среде (например, персонажи «Братьев Карамазовых» Ф. Достоевского, пьес А. Островского);
типические — это высшая степень характерности, благодаря которой образ перерастает границы своей эпохи и обретает общечеловеческие черты (например, Дон Кихот, Дон Жуан, Гамлет, Обломов);

Описание слайда:

мотив — устойчивый формально-содержательный компонент литературного текста, может быть выделен в пределах одного или нескольких (как правило, объединенных в цикл) произведений писателя, в контексте всего его творчества, а также в контексте какого-либо литературного направления или литературы целой эпохи («деревенская Русь» у С.Есенина, «Прекрасная Дама» у А. Блока и т.п.);
топос («общее место») — образ, характерный для целой культуры определённого периода или нации. Таковы топосы «мир как книга» в культуре европейского Средневековья, «мир как театр» — в культуре Возрождения; топосы дороги или зимы в русской литературе (в творчестве Пушкина, Гоголя, Некрасова, Блока и др.);
архетип (термин «аналитической» психологии и эстетики швейцарского психолога К.Г. Юнга) — образ, заключающий в себе наиболее устойчивые и вездесущие «схемы» или «формулы» человеческого воображения, проявляющиеся как в мифологии, так и искусстве на всех стадиях его исторического развития (например, мифы о потопе, представления о «мировом древе» и их отражения в литературе).

Описание слайда:

По мере условности:
образ-символ
образ-аллегория
образ-миф

Описание слайда:

Образы автора, героя и персонажа

Образ автора — носитель авторской речи в художественном произведении, наделенный миропонимаем писателя, но в то же время передающий и долю авторского вымысла.
Образ рассказчика (повествователя) — персонифицированный герой, повествующий о событиях.
Образ лирического героя — образ в лирическом произведении, передающий мысли, чувства, эмоции автора, но не тождественный самому поэту, так как через личное, индивидуальное художник стремится показать типическое, характерное для эпохи в целом.

Описание слайда:

Эпический герой — герой эпического произведения, несущий черты национально-исторического значения.
Драматический герой — действующее лицо драматического произведения.
Главный герой — основное лицо повествования, вокруг которого выстраиваются центральные события художественного произведения.
Второстепенный персонаж — герой, не являющийся главным участником центрального конфликта произведения.
Внесценический персонаж — герой драматического произведения, не принимающий участия непосредственно в сюжете, но упоминающийся в речи действующих лиц.

Источник

Система образов в литературе. Понятие, определение, анализ книг и раскрытие авторского замысла

Что значит система образов в литературе

Система образов в литературе – это совокупность отдельно взятых различных явлений. Такие процессы в произведении называются художественным образом. Он должен не просто отразить, а что гораздо важнее, объединить действительность в единую целостную картину бытия.

Художественный образ имеет эстетическое значение. Также он создает несуществующий уникальный мир, вымышленный писателем. И каждый автор стремится так показать эти образы, чтобы стало понятно его личное понимание представлений о жизни и ее закономерности.

Что значит система образов в литературе

Классификация

Лучше понять, что значит система образов в литературе, поможет их лаконичная характеристика:

1. Художественный образ.

Данный способ показывает действительность с помощью искусства, в частности литературы. Делает это подробно и в то же время обобщенно. Создается путем изображения картины человеческой жизни, преображенной в вымышленном мире с помощью фантазии писателя.

2. Литературный персонаж.

Какая-либо (эпическая, драматическая) действующая фигура как пример системы образов в литературе.

Лицо, которое в книге исполняет эту роль. Обычно наделено жизненными представлениями писателя, но при этом передает также частично и авторский вымысел.

4. Образ лирического героя.

Это описание в книге художественного двойника автора, который передает мысли и чувства писателя, но при этом не отождествляется с ним. С помощью лирического героя литератор показывает то, что характерно и типично для настоящего времени в общем.

5. Образ рассказчика.

Конкретный персонаж, который повествуетет о событиях.

Персонаж в эпическом произведении, который содержит в себе черты национально-исторического значения.

Основной персонаж литературного произведения, вокруг которого крутятся все основные события.

8. Драматический герой.

Персонаж, действующее лицо драматического художественного произведения.

9. Второстепенный персонаж..

Образ в произведении литературы, который не является главным героем или участником центральных конфликтов книги.

10. Внесценический персонаж.

В драматическом произведении – герой, который вообще не принимает участия в сюжете, но упоминается в словах действующих лиц.

Что значит система образов в литературе

Художественный образ и его многогранность

В отличие от живописца, писателю не нужно списывать происходящее с натуры, его главная цель не показать события, происходящие в реальной жизни, а передать самое существенное, ценное. Ведь далеко не все так, как выглядит на первый взгляд. Это касается также и внешности людей. В качестве примера системы образов в литературе автору необходимо показать именно те черты, которые отражают характер, душу человека.

Становление термина

Безусловно, есть разные направления у авторов в описании реального мира, это зависит от их личных представлений о нем. Например:

С течением времени в зависимости от стадии развития искусства менялись рамки реальности и вымысла, общего для многих и уникального, действительности и далекого идеала.

Что значит система образов в литературе

Основные направления

Классицизм – направление 17-19 веков, которое основывалось на античных образцах, литературе, на первый план выдвигало борьбу чувств, эмоций и долга во имя семьи и государства. Безусловно, положительные герои обязаны были следовать своим обязанностям, а отрицательные – желаниям.

Писатели-романтики, наоборот, возвышали персонажей, которые имели мужество противостоять привычной для них среде, долгу и обществу, даже не признавали его или были отвержены им.

Реалисты, как и следует из названия, стремились показать рациональное познание мира, выявить причинно-следственные связи между предметами и явлениями.

Модернисты считали, что познать суть мира и человека реально, только используя иррациональные средства и возможности человеческого организма: интуицию, вдохновение, озарение и т. д.

Значение произведений искусства

Образ в произведениях русской литературы у писателей-реалистов подразумевает в первую очередь наличие в центре внимания человека и его взаимоотношений с окружающей действительностью, обществом.

Герои модернистов и романтиков же, напротив, были больше направлены в себя, свой собственный внутренний мир.

Стоит отметить, что все эти направления, помимо литературы, в равной степени проявили себя и в других видах искусства: музыке, живописи, поэзии, архитектуре и скульптуре.

По мнению творцов, в идеале читатель не просто пассивно воспринимает художественные образы, а является участником, сотворцом действия. Эмоционально реагирует на происходящее, наполняет произведение искусства своими чувствами и мыслями.

Что значит система образов в литературе

Художественные средства

Система образов в литературе – это также средства выразительности, с помощью которых эти образы создаются. К ним относятся:

1. Речевые характеристики персонажей:

а) диалог (разговор между несколькими героями);

б) монолог (речь одного человека);

в) внутренний монолог (внутренние размышления человека).

2. Подтекст – тайное, неявное значение происходящего, скрытое отношение автора.

3. Символ – это образ, который выражает значение какого-либо явления.

4. Портрет – изображение внешнего облика персонажа, который дает характеристику его личностным качествам.

6. Деталь – это подробность, которая с помощью выразительности дает какую-либо смысловую или эмоциональную нагрузку.

7. Характеристика автора – отношение автора к повествованию.

Данные элементы помогают образовать целостную картину образов, придают вымышленной реальности правдоподобность, заставляя читателя поверить в происходящее и эмоционально отреагировать.

Что значит система образов в литературе

Раскрытие авторского замысла

Главная мысль, идея непременно есть в каждом литературном произведении. Она обобщает его смысл и эмоциональное содержание.

Художественная идея писателя – единая целостность книги по содержанию. Это продукт эмоциональных переживаний и представлений о жизни самого литератора.

Раскрытие авторского замысла происходит с помощью художественной структуры, единства и четкой взаимосвязи всех ее компонентов.

Наиболее эффективно выразить задуманное автору помогает выбор рассказчика. Показать это лучше всего на конкретных примерах.

Система образов в литературе

В русской художественной классике существует множество подобных иллюстраций:

Что значит система образов в литературе

Данные примеры систем образов в литературе показывают, что различные авторы по-своему выражают собственное мнение о повествовании, выбирая различные типы рассказчиков.

Источник

Система образов в художественном произведении

Название литературного образа
Краткая характеристика
Художественный образ (общее понятие).
Форма отражения действительности искусством (литературой), конкретная и вместе с тем обобщенная, созданная при помощи творческой фантазии автора картина человеческой жизни, преображенная в свете его эстетического идеала
Литературный персонаж
Действующее лицо литературного (эпического или драматического) произведения
Образ автора
Носитель авторской речи в художественном произведении, наделенный миропонимаем писателя, но в то же время передающий и долю авторского вымысла
Образ рассказчика, образ повествователя.
Персонифицированный герой, повествующий о событиях
Образ лирического героя.
Образ в лирическом произведении, передающий мысли, чувства, эмоции автора, но не тождественный самому поэту, так как через личное, индивидуальное художник стремится показать типическое, характерное для эпохи в целом.
Эпический герой
Герой эпического произведения, несущий черты национально-исторического значения
Драматический герой
Действующее лицо драматического произведения
Главный герой
Основное лицо повествования, вокруг которого выстраиваются центральные события художественного произведения
Второстепенный персонаж
Герой, не являющийся главным участником центрального конфликта произведения
Внесценический персонаж
Герой драматического произведения, не принимающий участия непосредственно в сюжете, но упоминаюшийся в речи действующих лиц

Образ рассказчика в литературном произведении

Тип рассказчика Краткая характеристика данного типа Пример

«Обрамляющий» условный рассказчик Рассказчик ведет повествование, организует текст в художественное целое, но его функция условна И. С. Тургенев «Записки охотника»

Бесстрастный повествователь Изображает события как сторонний наблюдатель А. С. Пушкин «Повести Белкина»

Главный герой произведения Повествование в произведении ведется от лица главного героя Ф. М. Достоевский «Подросток»

Система рассказчиков Художественное произведение имеет форму:

— «рассказа в рассказе», когда от лица одного из собеседников описывается событие;

— связанных между собой повествований нескольких рассказчиков
Л. Н. Толстой «После бала»
М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

Источник

Система образов

Что значит система образов в литературе

Определение понятия

Система образов – совокупность художественных образов литературного произведения. В теории литературы система образов включает в себя не только образы персонажей, но и образы-детали, образы-символы и т.д., способствующие раскрытию авторского замысла

Система образов называется системой, потому что все ее элементы (художественные образы) находятся во взаимосвязи: в нашем случае работают на одну цель – раскрытие центральной темы произведения и авторского замысла, передачу читателю основных смысловых посылов, создание у читателя нужных автору впечатлений, ощущений и переживаний.

Валентин Хализев в «Теории литературы» дает такое определение понятию «образ»:

«В составе философии и психологии образы — это конкретные представления, т. е. Отражение человеческим сознанием единичных предметов (явлений, фактов, событий) в их чувственно воспринимаемом обличий».

Отличие системы образов от системы персонажей

Не стоит путать систему образов и систему персонажей в романе. Система персонажей – это герои, изображение и раскрытие их характеров, описание взаимоотношений друг с другом, группировка персонажей и определение их ролей относительно главных действующих лиц. А система образов включает в себя и систему персонажей, и другие средства создания образов, способствующие раскрытию авторского замысла, основных тем произведения, создание у читателя нужного писателю настроения.

Например, в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» создан особый образ Петербурга, который является не только местом действия, декорацией для событий в романе, но и представляет самостоятельный художественный образ – тесного города, давлеющего над личностью, города, в котором мучаются неприкаянные маленькие люди. Создается он с помощью многочисленных городских пейзажей, как развернутых, так и ограниченных одной-двумя фразами.

В «Капитанской дочке» А.С. Пушкина путешествие Петра Гринева к крепости начинается со сцены бурана. Эта сцена занимает существенное место в повести и по объему (это довольно подробный пейзаж), и по значению: торжество снежной стихии, сметающей все на своем пути, становится образом, символизирующим стихийный пугачевский бунт, то есть буран – это полноценный образ-символ, являющийся частью системы образов повести.

Чуть позже тот же прием, а именно изображение снежной бури, метели, снегопада как символа хаоса, передающего эсхатологические настроения – будет применен А.А. Блоком в «Двенадцати» и М.А. Булгаковым в «Белой гвардии». Эти образы-символы позволяют автору создать у читателя особое, нужное ему настроение: в случае с метелью – передать ощущение приближающегося краха цивилизации, разрушение привычного мира, создать ощущение беззащитности человека перед силами более мощными и неуправляемыми. Похожий прием используется Джоном Мартином в «Песне льда и пламени»: иные (белые ходоки), приходящие с севера, из-за ледяной стены несут с собой вечную зиму как символ смерти и вечного забвения, а значит, гибели существующего мира.

Подобного эффекта писателю не добиться, если прорабатывать только персонажей, не заботясь других образах-символах, деталях и т.д. При этом образы-деталииграют подчас такое же значение, как и символы, помещенные писателем в центр повествования. Деталь – выразительная подробность – тоже работает на раскрытие авторского замысла, уточняет, дополняет создаваемую картину действительности.

Так, в «Бойцовском клубе» Чака Паланика выразительной деталью становится отпечаток счастливого плачущего лица рассказчика на футболке Боба. В романе безымянный герой-рассказчик мучается от бессонницы, причина которой неизвестна (на самом деле он страдает от бессмысленности потребительского существования), и по совету врача отправляется на встречи групп поддержки людей, больных смертельными заболеваниями, чтобы увидеть тех, кому по-настоящему тяжело. Один из этапов терапии в группах – коллективный, освобождающий плач. Рассказчик посещал собрания, но не плакал.

«А потом был Боб. Это был первый раз, когда я пришёл в группу рака яичек «Остаёмся мужчинами вместе». И Боб, здоровенный такой жлоб, надвинулся на меня и заревел. Это всё, что я помню. Боб обнял меня со всех сторон, и его голова накрыла мою. И вдруг — я потерян внутри, растворился в тёмном тихом полном забвении. И когда я, наконец, отодвинулся от его мягкой груди, на майке Боба остался мокрый отпечаток плачущего меня. Я никогда больше не ходил к врачу. Я никогда не жевал корень валерианы. Это была свобода. Потерять всякую надежду было свободой».

Отпечаток на футболке становится деталью, позволяющей дополнить образ героя-рассказчика и создать образ обретенной им на время свободы, ощущения реальности бытия.

Система образов в романе

Если говорить про персонажную сферу, то образ — это не просто изображение героя, но его поведение, поступки, реплики, внутренние монологи. На создание образа влияет не только описание внешности героя, но создание его психологического портрета. А также проработка взаимосвязей между героями, продумывание принципов их взаимодействия, сцены и эпизоды с их участием.

Система образов в произведении позволяет создать полноценный художественный мир, способствует раскрытию авторского замысла (поднять актуальную тему, исследовать интересующую писателя идею, отразить цайтгайст – дух времени). Подчас все писательские усилия направлены на осмысленное формирование системы персонажей, портретов героев, где все объекты изображения становятся отражением авторской характеристики – то есть на создание продуманной системы образов. Как мы это встречаем в романах Гюстава Флобера «Госпожа Бовари», Синклера Льюиса «Главная улица», Харпер Ли «Убить пересмешника».

Большое внимание построению системы образов уделял Оноре де Бальзак. Он считал, что она должна строиться на основе определенной иерархии персонажей и идей. Бальзак в середине 19 века утверждал:

«Каково бы ни было число аксессуаров и героев, современный романист должен группировать их по степени их значительности, подчинить их солнцу своей системы — интересу или герою, и вести их в определенном порядке, как некое сверкающее созвездие».

Лев Толстой про систему образов

Лев Толстой в письме к Фету во время подготовки им «Войны и мира» так рассказывал про создание системы образов в романе:

«Я тоскую и ничего не пишу, а работаю мучительно. Вы не можете себе представить, как мне трудна эта предварительная работа глубокой пахоты того поля, на котором я принужден сеять. Обдумать и передумать все, что может случиться со всеми будущими людьми предстоящего сочинения, очень большого, и обдумать миллионы возможных сочетаний, для [того] чтобы выбрать из них 1/1 000 000, — ужасно трудно. И этим я занят».

Контраст в системе образов

Контраст– художественный прием создания образов, основанный на противопоставлении друг другу явлений, событий, персон – он часто используется писателями при формировании системы образов в художественном произведении. Чаще всего в произведении крупной формы друг другу противопоставляются характеры. Например протагонисту противопоставлен антагонист: Гарри Поттеру – Волан-де-Морт, Маугли – тигр Шер-Хан. Антигерою тоже может быть противопоставлен персонаж – носитель истины. Например, Родиону Раскольникову противопоставлен Порфирий Петрович.

Но и образы-символы тоже могут быть противопоставлены друг другу. Так например, в «Войне и мире» изображены два образа одного и того же дуба, мимо которого едет князь Болконский: образ сухого дерева, еще не проснувшегося после зимней спячки, и пробудившегося, покрытого листвой могучего дуба-великана.

Контраст используется и в названиях произведений: «Преступление и наказание» Достоевского, «Война и мир» Толстого, «Отцы и дети» Тургенева, «Толстый и тонкий» Чехова, «Красное и чёрное» Стендаля, «Живой труп» Толстого, «Живые и мёртвые» Симонова.

Использованный в названии контраст уже намекает на определенную систему образов, созданную автором в произведении, готовит читателя к тому, что герои будут группироваться и противопоставляться друг другу в соответствии с обозначенными в названии явлениями.

Образы и авторский замысел

Писатель сознательно конструирует систему образов, определяя, какой из задуманных им приемов будет работать на главную идею, какие герои станут действовать в произведении, и в каких отношениях они находятся между собой, какие символы и детали помогут создать убедительную характеристику персонажей, событий и т.д.

Подчас образность оказывается для писателя важна настолько же, насколько и герои, тема, само повествование. Именно к таким произведениям можно отнести «Сто лет одиночества» Габриеля Гарсия Маркеса, «Игру в классики» Хулио Картассара, всю прозу Владимира Набокова, «Пейзаж, нарисованный чаем» и другие произведения Милорада Павича. Эти стилистически избыточные тексты, в которых любители языковой игры найдут особое удовольствие, изобилуют художественными образами, находящимися в особых взаимосвязях, которые читателю еще нужно суметь, подобно литературному ребусу, разгадать.

Итак, продуманная система образов позволяет:

Источник

Система образов в художественном произведении

Что значит система образов в литературе

Название литературного образаКраткая характеристика
Художественный образ (общее понятие)Форма отражения действительности искусством (литературой), конкретная и вместе с тем обобщенная, созданная при помощи творческой фантазии автора картина человеческой жизни, преображенная в свете его эстетического идеала
Литературный персонажДействующее лицо литературного (эпического или драматического) произведения
Образ автораНоситель авторской речи в художественном произведении, наделенный миропонимаем писателя, но в то же время передающий и долю авторского вымысла
Образ рассказчика, образ повествователяПерсонифицированный герой, повествующий о событиях
Образ лирического герояОбраз в лирическом произведении, передающий мысли, чувства, эмоции автора, но не тождественный самому поэту, так как через личное, индивидуальное художник стремится показать типическое, характерное для эпохи в целом.
Эпический геройГерой эпического произведения, несущий черты национально-исторического значения
Драматический геройДействующее лицо драматического произведения
Главный геройОсновное лицо повествования, вокруг которого выстраиваются центральные события художественного произведения
Второстепенный персонажГерой, не являющийся главным участником центрального конфликта произведения
Внесценический персонажГерой драматического произведения, не принимающий участия непосредственно в сюжете, но упоминаюшийся в речи действующих лиц

Образ рассказчика в литературном произведении

Что значит система образов в литературе

Что значит система образов в литературе

Художественное произведение имеет форму:

— «рассказа в рассказе», когда от лица одного из собеседников описывается событие;

— связанных между собой повествований нескольких рассказчиков

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *