Что значит шуша для азербайджана
Ключ к Карабаху Азербайджан отбил у Армении город Шуши. Почему две страны воюют за него уже сто лет?
«Кто владеет Шуши, тот владеет Карабахом» — так говорят в Армении и в Карабахе. В Азербайджане, где город принято называть Шуша, тоже прекрасно осознают военное, историческое и символическое значение этой старинной горной крепости. В годы карабахской войны 1992-1994 годов захват армянскими войсками этого считавшегося неприступным форпоста стал переломным моментом и определил исход противостояния. Та же роль досталась городу и сегодня: на 43-й день карабахской войны-2020 Шуши пал под натиском азербайджанских сил. За этим последовала фактическая капитуляция Армении и Нагорного Карабаха и спешное подписание перемирия на крайне невыгодных для армян условиях. «Лента.ру» вспомнила историю карабахской твердыни и выяснила, как потеря одного города решает исход всей войны.
Шуши — город, построенный вокруг крепости, возведенной на горном плато площадью в два-три квадратных километра. С трех сторон это плато обрывается отвесными скалами высотой 70-80 метров. Все, кто бывал здесь, вспоминают красоту этих мест. По утрам у подножия скал стелется густой туман, и плато смотрится как остров в облаках, с которого открывается потрясающий вид на долину. Весной и летом она вся покрыта зеленью. Лесистая местность испещрена ущельями с кристально чистыми ручьями, а деревья переплетаются в самые причудливые формы.
Вид из Степанакерта на зарево от обстрела Шуши
С каждым днем атаки азербайджанских сил становились все интенсивнее. Судя по всему, военных подгоняли сроки: 9 ноября — День государственного флага Азербайджана, и, очевидно, военно-политическое руководство страны решило к этой дате во что бы то ни стало взять город, имеющий не только стратегическое, но и символическое значение для обеих стран. Возможно, именно этим объясняется поспешность президента Ильхама Алиева, еще 8 ноября заявившего, что Шуши перешел под контроль ВС Азербайджана. Это заявление оказалось полуправдой и было опровергнуто сразу несколькими независимыми источниками. Вскоре выяснилось, что политическое руководство Армении и Карабаха приняло решение оставить Шуши еще 7 ноября, но в городе осталась пара сотен армянских бойцов, отказавшихся уходить с позиций. Они до сих пор ведут бои в районе Шуши — даже после подписания договора о перемирии.
Так или иначе, атаки азербайджанцев окончательно достигли цели лишь 9 ноября. В этот день Шуша стала азербайджанской, открыв новую страницу своей многовековой и подчас страшной истории.
Азербайджанцы празднуют взятие Шуши
Рождение твердыни
На том месте, где сейчас находится Шуши, в 1428 году было какое-то поселение. Что оно собой представляло, сказать сложно — источников мало, но именно здесь в 1428 году епископ Мануэл (в некоторых источниках Тер-Манвел), служивший в церкви Амарас в Карабахе, переписал Евангелие, ныне хранящееся в армянском Институте древних рукописей Матенадаран. На последней странице этого Евангелия, в колофоне, автор пишет, что проделал работу «в селе Шушу земли Амарас». Никакой крепости в те времена не было, но селение на скале явно было. Судя по данным недавних раскопок, их там было даже два. В более поздних армянских источниках селения упоминаются под названиями Кар и Караглух — на армянском «камень, скала, глыба» и «каменная голова» соответственно. В наши дни чуть южнее Шуши расположено село Каринтак — «под камнем». Так или иначе, очевидно, что в первой половине XV века на этих землях были армянские поселения, а крепость появилась на этом месте через 200 лет.
Самые древние упоминания Шуши как крепости относятся к началу XVIII века: «Аван-юзбаши, прибыв и укрепившись в скале Шоша, прославился. Это было в 1717 году», — указывал в своих хрониках вардапет (архимандрит) Хачик Дадян (каталог писаний, ч.1, Вагаршапат, 1898, стр.35). Автор описывал военное становление одного из видных лидеров армянской национально-освободительной борьбы против турок и туркоманов, потомственного армянского князя Авана-юзбаши, впоследствии решением иранского шаха Тахмаспа II ставшего ханом всего Карабаха. Он и заложил первый камень Шушинской крепости, о чем в своем рапорте (1725 год) писал русский генерал Михаил Матюшкин: «Сотник Аван, внимая просьбам населения Карабаха, своими людьми числом 10 тысяч… строит новую крепость».
Фото: Арам Нерсесян / РИА Новости
С этого момента начинается уже азербайджанская версия основания Шуши: Шахназар, привлекший к борьбе с прочими армянскими меликами (князьями) Панах-Али-хана, сдал ему крепость Шуши. До этого Панах-хан, согласно свидетельству азербайджанского историка Мирзы Джамала Карабахского, работал коллектором у одного из армянских меликов, затем подался в бега и стал мелким разбойником. Он разбогател на грабежах и обзавелся своей маленькой бандой, набрал силу и впоследствии оказался в нужное время в нужном месте.
«Мелик Шах-Назар может собрать войска близ 1000 человек; сей предатель своего отечества призвал Панахана, бывшего прежде начальником незнатной части кочующих магометан близ границ карабагских, отдал ему в руки свой крепкий замок Шушикала и учинился ему», — писал Александр Суворов князю Потемкину. Но в азербайджанской историографии этот эпизод выглядит иначе. Азербайджанец Панах-хан (в реальности его родословная восходит к туркам из Туркестана, то есть Центральной Азии), подчинил себе сначала Шахназара (что опровергается в том числе азербайджанскими историками), затем построил крепость Шуши, которая якобы была названа Панахабадом. Опираясь на Панахабад, Панах-хан завоевал весь Карабах и объединил его в Карабахское ханство — довольно мощную самоуправляемую единицу, подчиненную, впрочем, Сефевидской Персии. Сам же стал основателем Джеванширской династии карабахских ханов — по имени местечка в княжестве Дизак, откуда был родом Панах-хан.
Турецкий гамбит в Закавказье
Шуши стал столицей Карабахского ханства под управлением Джеванширов, постепенно превращаясь из крепости в город. По сути Шуши и был единственным городом ханства, остальные — более или менее крупные селения. Какое-то время ханство подчинялось персам, однако в 1813-м отошло к Российской империи по Гюлистанскому договору. Город последовательно включался в Каспийскую область, Шемахинскую, Елизаветпольскую и Бакинскую губернии. Он развивался и вскоре стал третьим крупным культурным и экономическим центром на Южном Кавказе после Баку и Тбилиси. Население в Шуши разделилось по принципу всего Карабаха тех лет: армяне жили преимущественно в верхней, горной части, азербайджанцы предпочли нижнюю часть города. И жили в принципе мирно, не мешая друг другу. Город развивался согласно российским планам застройки: строились церкви, монастыри, училища, семинарии, мечети, театры, школы, музыкальные дома и много чего еще — эти объекты возводились одновременно по всему городу, чтобы никто не чувствовал себя обделенным.
Вид города Шуши, рисунок Василия Верещагина, 1865 год
Пожалуй, то была эпоха расцвета межнациональной культуры согласия в Карабахе. Выходцем из Шуши был Наджаф Везиров — видный азербайджанский драматург, писатель, создатель азербайджанского театра. Первые его комедии «Камень, брошенный вслед, угодит в пятку» и «Позднее раскаяние плодов не дает» были напечатаны в армянской церковной типографии (1893). Широкую известность получили шушинские ансамбли, строившие свое творчество на армянском, азербайджанском и грузинском фольклоре. Самый известный из таких коллективов основал азербайджанский тарист Садыхджан. В этом ансамбле играл его ученик, один из самых известных армянских таристов своего времени Лазарь Тер-Вартанесов. Вместе они гастролировали по миру, давали концерты в Баку, Тбилиси и Ереване. Азербайджанская поэтесса Хан-Кызы провела в город водопровод, общественный деятель и меценат Мкртич Хандамирян построил первый в городе театр.
Но эпоха благоденствия продлилась недолго. Свою роль сыграли нестабильная военно-политическая ситуация на периферии Российской империи, притеснения армян в Турции, закончившиеся геноцидом, и обрушившаяся как снег на голову Первая мировая. На фоне усиления турецкого влияния росли националистические настроения среди местных армян и азербайджанцев.
Первые армяно-азербайджанские столкновения в Шуши были зафиксированы в 1906 году — тогда сгорело чуть ли не полгорода, сотни человек погибли с обеих сторон, многие бежали. С тех пор конфликты не утихали ни на день, а кульминация армяно-азербайджанского противостояния пришлась на 1918-1920 годы. Именно этот период можно по праву считать первой карабахской войной.
Ближе к концу Первой мировой, когда Кавказский фронт фактически прекратил свое существование, грузины, армяне и азербайджанцы попытались создать Закавказскую демократическую федеративную республику (ЗДФР), однако с этим были категорически не согласны турки. Под их нажимом ЗДФР продержалась месяц и распалась на Армению, Грузию и Азербайджан. Последний, провозглашая независимость 28 мая 1918 года, заявил права на территории Карабаха и Зангезура (юг нынешней Армении). Местные армяне с этим не согласились и сами провозгласили независимость Карабаха. В ответ Азербайджан привлек турецкие войска, попытавшись силой удержать Карабах и Зангезур. Пролилась кровь.
Тогда же турки заняли Шуши, и вооруженные столкновения в городе и его окрестностях продолжались вплоть до ноября 1918-го, когда турки капитулировали перед войсками Антанты и вынуждены были отвести свою армию. Тогда армян и азербайджанцев развели английские войска, они же назначили генерал-губернатором спорных территорий азербайджанца (этнического курда) Хосров-бека Султанова — убежденного пантюркиста. Впоследствии англичане помогли ему разоружить армянское население не только в Шуши, но и в окрестных селах, а после закрыли глаза на резню, которую устроили азербайджанские националисты.
Регулярные эпизоды этноцида армян на территории Карабаха и Зангезура, ответные нападения армян на азербайджанцев, убийства, поджоги — все это продолжалось до весны 1920 года и закончилось Шушинской резней: армянская часть города была разрушена, все армяне (23 396 человек, половина населения города) убиты или изгнаны. Начальника полиции Шуши, этнического армянина, сожгли заживо, армянского епископа повесили. «Я с ужасом вспоминаю и сегодня ту картину, которую мы увидели в Шуши в мае 1920 года. Красивейший армянский город был разгромлен, разрушен до основания, а в колодцах мы видели трупы маленьких детишек и женщин», — вспоминал впоследствии советский политический деятель Серго Орджоникидзе.
Руины армянского квартала Шуши после резни 1920 года
Ситуация более-менее нормализовалась с установлением советской власти сначала в Азербайджане, затем и в Армении. Территориальные споры между двумя теперь уже социалистическими республиками решали на самом высоком уровне в Москве. Зангезур остался за Арменией, Карабах сначала тоже. Кавбюро большевиков 4 июля 1921 года решило передать Нагорный Карабах Армянской ССР, но на следующий день ЦК РКП(б) с перевесом в один голос приняло противоположное решение — передать Карабах Азербайджану. Так возник фундамент для нагорно-карабахского конфликта в его современном виде. До начала войны за него оставалось менее 60 лет.
Штурм Шуши
В советский период Шуши зачах. Это был единственный город в Карабахе, населенный преимущественно азербайджанцами. Столицей Карабаха стал Степанакерт — город в десяти километрах к северо-востоку от Шуши (азербайджанцы предпочитают топоним Ханкенди). Лишь в поздние советские годы руководство Азербайджанской ССР вспомнило о существовании Шуши, объявило его историческим заповедником и принялось восстанавливать — но только восточную часть, где преимущественно жили азербайджанцы. Вместе с тем армянские кладбища разрушались, надгробия использовались в качестве строительного материала. С ростом межэтнического напряжения в конце 1980-х все памятники армянской культуры нередко и вовсе сносились. Армяне, напротив, реставрировали исторические мечети.
Штурм города был организован 8-9 мая, в нем принимал участие будущий президент Нагорно-Карабахской республики, а затем и Армении Роберт Кочарян и другие люди, сделавшие впоследствии серьезную карьеру. Например, предыдущий министр обороны Армении Сейран Оганян, главком сил Карабаха, будущий глава Минобороны Самвел Бабаян и другие. В обороне Шуши участвовал, в частности, печально известный Шамиль Басаев.
8 мая 1992 года армянские силы окружили Шуши, но вместо атаки на город пошли на окрестные деревни. Это было тактическим шагом по выманиванию части азербайджанских сил из крепости. «Нам нужно было сделать вид, что мы хотим захватить эти деревни, чтобы сбить с толку противника», — объяснял потом командующий операцией Аркадий Тер-Тадевосян. Его план сработал: в какой-то момент оборона Шуши истончилась настолько, что ее можно было прорвать, чем не преминули воспользоваться армянские силы. Так вместо запланированных трех-четырех дней Шуши пал за сутки, азербайджанцы оставили в городе бронетехнику, «Грады» и потеряли 150-200 человек. Потери армянской стороны не превышали полусотни погибших.
Город Шуши после освобождения армянскими силами. Май 1992 года
Фото: Р. Мангасарян / РИА Новости
Шушинская операция стала первым крупным успехом армянских сил в карабахской войне, первой ласточкой грядущей победы. После нее сколоченное наспех армянское ополчение стало переформировываться в регулярную армию, а в Азербайджане, как сообщал Томас де Ваал со ссылкой на очевидцев, просто рыдали. Взятие Шуши позволило обезопасить Степанакерт и перебросить силы на другие направления.
В Азербайджане же принялись искать виновных в Шушинском поражении. Экс-министр обороны Азербайджана Рагим Газиев и бывший начальник Генштаба ВС Шахин Мусаев за «сдачу» Шуши были обвинены в госизмене. Газиев пытался бежать, но был пойман, отсидел срок и был помилован в 2005 году, но до этого успел спасти Мусаева — тот бежал в Россию.
Вторая карабахская завершилась весной 1994-го победой армян и трехсторонним — Ереван, Степанакерт, Баку — перемирием. Кроме самого Нагорного Карабаха под армянским контролем остались окружающие районы, так называемый «пояс безопасности» — Физули, Джебраил, Зангелан, Кубатлы, Агдам, Лачин, Кельбаджар. Начались переговоры, которые, впрочем, не предполагали перехода Шуши Азербайджану. Город расположен в границах Нагорного Карабаха, статус которого, согласно идее посредников, должен быть определен юридически обязывающим референдумом. Нынешнему президенту Азербайджана эта идея, видимо, пришлась не по душе.
Крепкий орешек
Шуши — самое прочное место в Карабахе, с плато открывается дорога на столицу Степанакерт. С севера, единственной подступной стороны, Шуши упирался в армянский тыл, три оставшихся стороны — неприступные скалы. При этом Карабах — небольшая земля, места для масштабного стратегического маневра здесь нет. Иными словами, кто бы ни наступал на Карабах, рано или поздно он придет к Шуши. Это знают и азербайджанцы, и армяне — наступающая и обороняющаяся сторона в равной мере в курсе планов противника, неожиданности здесь быть не может.
Армянские солдаты на пути из Армении в Нагорный Карабах
При этом все карты изначально были на столе — имели то, что имели. Ждать существенной военной поддержки из Армении защитникам Шуши не приходилось, сбитый Азербайджаном российский Ми-24 тому свидетельство. Артерия, связывающая Армению с Карабахом, в условиях активных военных действий превратилась в капилляр — пути снабжения находились в зоне прямого поражения азербайджанских сил. Армения открыто ввязаться в войну так и не решилась, поскольку не признавала Карабах ни независимым государством, ни тем более своей территорией. Угрозы Пашиняна признать независимость Карабаха, требования признать республику, обращенные к Парижу и Нью-Дели, разговоры об «исправительной сецессии» и так далее — все это было блефом, не более, в игре под названием «покерный Карабах».
Поврежденная при обстреле армянская церковь в Шуши
Шуши — самый крепкий орешек на территории Карабаха. Сила, которая в состоянии расколоть его, получает контроль над остальной частью края — отсюда можно двинуться куда угодно, опираясь на твердый каменный тыл, хоть напрямую к Степанакерту. Так и произошло. По сути, армянская сторона на высшем уровне отказалась от защиты города, оборона держалась на инициативе армянских бойцов на местах. Таким образом, третья карабахская война может быть по праву названа Первой Шушинской. Она завершилась разгромом двух армянских сторон. Вместе с этим, надо полагать, нагорнокарабахский конфликт как таковой урегулирован — не переговорами, а силовым путем. Азербайджан решил пойти ва-банк и затеял игру с нулевой суммой, в которой вышел абсолютным победителем. Не самым честным путем, совершая военные преступления, но факт остается фактом: желаемого он добился. Судить его, как победителя, вряд ли будут.
Что касается Армении — в стране продолжается политическая катастрофа. Никол Пашинян два с половиной года назад сверг прежние власти и, образно говоря, на коне взобрался на политический олимп Армении под шквал аплодисментов всего мира. Он был общенациональным лидером, а после вчерашнего в одночасье стал национальным предателем. Объявив о капитуляции (но избежав самого этого слова) через Facebook, Пашинян сообщил, что собирается устроить митинг. Пока он это говорил, в Ереване глубокой ночью разъяренные граждане ворвались в здание парламента. Несколько десятков человек поймали и избили до полусмерти давнего друга Пашиняна, спикера парламента Армении Арарата Мирзояна. Парламент призывают объявить недоверие премьер-министру, кто-то и вовсе требует линчевать Пашиняна, а подписанные им документы дератифицировать. Премьер пока на публике не появлялся, члены его политической команды сидят тише воды, ниже травы.
Протесты в Ереване
Так или иначе, внутриармянская политика после военного поражения — вопрос второй. Главный итог Первой Шушинской — потеря Карабаха для армян. Похоже, безвозвратная — там уже дислоцированы российские миротворцы. Кроме земель непосредственно в Карабахе Ереван обязался передать Азербайджану некоторые позиции на северо-востоке Армении — «территории, удерживаемые армянской стороной в Газахском районе Азербайджана». Все это произошло при правлении Никола Воваевича Пашиняна — премьер-министра Армении с 9 мая 2018 года по, предположительно, осень 2020-го.
«Люди бежали в панике» Азербайджан отбил у Армении стратегически важный город. Как живет Шуша после кровопролитных боев?
Шуша, или, как называют город армяне, Шуши — первая столица Нагорного Карабаха, где старинные церкви соседствуют с мечетями. Это не только стратегически важный пункт, но и город-символ как для Азербайджана, так и для Армении. Потеря Шуши в ходе первой карабахской войны (1992-1994) стала самым болезненным ударом для азербайджанцев, а город покинули тысячи беженцев. Четверть века спустя история повторилась, только на этот раз Шушу покидали армяне. В ходе второй карабахской войны Азербайджан вернул себе город. Корреспондент «Ленты.ру» отправилась в главную карабахскую цитадель и увидела, что происходит в городе, за который было пролито так много крови, и как живут в Шуше вернувшиеся азербайджанцы.
На подступах к цитадели
«Горы видите? Вон там вдалеке. Это и есть Шуша! Наш карабахский Иерусалим», — горделиво говорит водитель Руфат и резко давит на газ. Наш микроавтобус петляет по горам и поднимается ввысь. Навстречу мчатся грузовики с щебнем, цементом, кирпичом.
Сдача Шуши в мае 1992-го болезненно ударила по азербайджанцам. Жители страны обвиняли власти, военных, друг друга в том, что не удержали город. Но потом пришло понимание, что потеря была закономерной: начало 1990-х было непростым периодом создания национальных государств на обломках бывшего Советского Союза. Азербайджан не стал исключением. Сменявший один за другим кризис в правительстве, неукомплектованная армия — все это повлияло на ход и итоги войны.
Несмотря на поражение и последовавшие переговоры по карабахскому урегулированию, Баку не скрывал, что вернуть Шушу — дело принципа. До прошлой осени дальше разговоров дело не шло.
«Степанакерт простреливается из любой точки Шуши. Во время первой карабахской мы этим пользовались и даже перебросили сюда установки «Град», — вспоминает Гусейнов. — Но армяне переломили ситуацию. Они окружили город и заблокировали выходы. Люди в панике бежали по единственной открытой дороге в Лачин. Военные продержались в осаде несколько дней, но потом отступили».
Степанакерт, ноябрь 2020 года
Фото: Alex McBride / Getty Images
Армянские военные полагали, что, как и в первой карабахской войне, Баку сосредоточится на прорыве северной линии обороны, которая проходила в городе Мардакерт, в 60 километрах от Степанакерта. Там армяне и сосредоточили основные силы. Они не верили, что президент Азербайджана Ильхам Алиев направит солдат по сложным южным предгорьям в Шушу. Этот город остались охранять в основном местные ополченцы.
После перехода под контроль азербайджанцев Гадрута — города на стыке Нагорного Карабаха и юга Азербайджана — армяне забили тревогу. Они наконец осознали, что Алиев нацелился взять Шушу. Часть военных срочно перекинули в поселок Красный базар. Через него с советских времен шла дорога из Баку в Шушу, и карабахцы полагали, что штурм города начнется оттуда. Но переброска военных не спасла ситуацию. Азербайджанцы пошли на хитрость.
Наступление на Шушу началось 5 ноября 2020 года. «В сторону Красного базара действительно двинулась часть азербайджанских военных. Но самые боеспособные части — группа спецназовцев — отправились прямиком в Шушу. Пару недель они пешком через горные перевалы добирались до предместий Шуши. Армяне спохватились, когда село Дашалты на подступах к городу оказалось в наших руках», — рассказывает кавказовед Нурлан Гасымов.
Ходят слухи, что, наступая на Шушу, азербайджанцы переоделись в армянское обмундирование. Это позволило незаметно пробраться в город. Но подтвержденных сведений, как именно шло наступление, мало. Известно, что спецназовцы несколько дней удерживали город, пока не подошли мотострелковые батальоны и полки. 8 ноября город перешел под контроль Азербайджана.
Шуша — это сердце Азербайджана. 30 лет мы жили надеждой вернуть город. Когда узнали, что Шуша снова наша, люди плакали от счастья
«Ополченцы Шуши до последнего не признавали, что сдали позиции. Армянские СМИ писали, что в город вошли хорошо вооруженные и экипированные турецкие военные. Но при чем тут турки? Мы столько лет ждали возвращения своих земель. Что скрывать, мы вкладывались в армию», — говорит Гусейнов.
Покидая город, армяне пытались подключить танки и авиацию. Но силы оказались неравны. Шуша, много лет считавшаяся символом армянской победы в первой карабахской, снова перешла под контроль Азербайджана. 9 ноября Баку, Ереван и Москва подписали трехстороннее соглашение о перемирии. 44-дневная война закончилась.
Фото: Галина Иванова
Город-символ
Возвращение Шуши азербайджанцы восприняли как национальный праздник. Люди выходили на улицы, запускали в небо фейерверки, плакали, обнимались и целовались от счастья. «Это был день победы. Действительно, праздник со слезами на глазах», — вспоминает глава Бакинского центра искусств, уроженец Шуши Рафаэль Гульмамедли.
Несмотря на воинственность и неприступность, город всегда считался и культурной столицей республики. С Шушой связано понятие «азербайджанской интеллигенции». «Поэты Вагиф и Натаван, музыкант, а ныне посол Полад Бюльбюль оглы, композитор Узеир Гаджибеков — все они «шушалылар» — выходцы из Шуши», — перечисляет Гульмамедли.
Поселение на крутых склонах основал в середине XVIII века создатель и первый правитель Карабахского ханства Панах Али-хан. Строительство крепостных стен он начал в предгорьях Карабахского хребта. С вершин гор было легче контролировать и оборонять территории.
Фото: Галина Иванова
Со временем в Шушу стали стекаться ремесленники, торговцы, народные умельцы. Армянские купцы, зодчие, музыканты и военные обживались в городе и создавали в нем свои кварталы. Но большинство жителей составляли азербайджанцы.
Шуша считалась ключевой торговой артерией на Кавказе. В городе пересекались множество караванных путей. Купцы везли через шушинские караван-сараи шелка, ковры, восточные сладости. Мощеные улицы, каменные дома, хамамы, роскошные дворцы, церкви и мечети — по убранству улиц и архитектуре Шуша превосходила Баку и Ереван.
Каменные дома, обломки тротуарной плитки, руины исторических зданий, панельные хрущевки и кое-где элитные особняки — так выглядит Шуша сегодня. Следы недавней войны повсюду. На тротуарах валяются гильзы от патронов, обломки стекол и груды кирпичей. На стенах зданий — надписи на азербайджанском. Видимо, солдаты при взятии города оставили шушинцам послания о боях за город.
«Осторожнее внутри зданий! Там могут быть мины! — почти командует Гусейнов. — Армяне хоть и жили в Шуше, и минных полей, как в других отвоеванных районах Азербайджана, тут нет. Но при отступлении из города могли заложить «подарочек»».
Саперы разминируют территорию недалеко от Шуши
Фото: Алексей Куденко / РИА Новости
Понять дух города сразу непросто. Повсюду самосвалы с щебнем и песком, тракторы, выравнивающие дороги. У каждого здания — рабочие. Стройка кипит круглосуточно. «Дорога победы» свяжет город Физули и Шушу. «Всего 48 километров — шесть полос, потом — четыре. Ширина — 29 и 21 метр соответственно», — бросает тракторист Аскер и снова заводит двигатель.
Возле мечети строители замеряют что-то на местности. Один из них подходит к журналистам, представляется инженером Фархадом и ведет к дорожному катку. «Шуша расположена внутри Нагорного Карабаха. Новая дорога соединит весь Азербайджан с Шушой. В планах построить вблизи города терминал», — на ходу объясняет он.
Международный аэропорт действительно строится недалеко от Шуши — в азербайджанском Физули. Построить взлетно-посадочную полосу в самом городе сложно из-за отвесных горных скал. «Шуша славилась на весь Союз своими горноклиматическими курортами. Мы хотим возродить эту славу, но без доступного транспорта никуда. Добравшись на самолете до Физули, туристы за пару часов доберутся по «Дороге победы» до Шуши», — объясняет инженер. Но город-курорт — пока лишь чертежный план. Сегодня Шуша — это по-прежнему город-призрак.
Вернуть карабахское «сердце»
Парадокс Шуши в том, что большинство его жителей всегда составляли азербайджанцы, но город располагался в окружении преимущественно армянских населенных пунктов Нагорного Карабаха.
Армяне признавали значимость Шуши в культурном и историческом наследии соседей. Но за много лет совместного проживания город и для них стал родным. Армянские кварталы, церкви, школы, библиотеки, театры — все это тоже Шуша. У композитора Микаэла Таривердиева шушинские корни. В городе родился его отец Леон Таривердян. Знаменитые художники братья Микаэл и Сергей Арутчян, музыкант Ваан Саркисян родом из Шуши.
С момента основания города и до начала XX века шушинцы умели уживаться друг с другом. Межнациональные стычки случались, но люди снова находили общий язык, и жизнь более или менее налаживалась.
В 1920-е армяне попытались организовать в Шуше восстание, но потерпели поражение. Армянские кварталы в городе фактически уничтожили. Каждый раз столкновения и погромы сопровождались гибелью людей, уничтожением жилых домов, архитектурных памятников, церквей и мечетей. Не стала исключением и война за Нагорный Карабах в начале 1990-х.
Митинг в городе Шуше
Фото: Цагарели / РИА Новости
Азербайджанские военные разместили в шушинской церкви Казанчецоц склад ракет для реактивной системы залпового огня «Град». Бронзовый колокол продали. Уже после войны его удалось вернуть. Церковь облицевали белым известняком. После недавней 44-дневной войны в Казанчецоце снова идут восстановительные работы. Купол временно сняли. Армяне видят в этом угрозу, но в Баку уверяют: после ремонта его вернут на место.
Мародерствовали и армяне. После взятия Шуши в 1992 году они продали бронзовые бюсты трех азербайджанских музыкантов и поэтов, уроженцев Шуши. Скупщик металлолома в Тбилиси обнаружил их в одном из дворов со следами пуль. Сейчас скульптуры снова на месте — на центральной улице Шуши. Правда, испещренные пулями.
Жизнь медленно возвращается в Шушу. После второй карабахской войны в городе возобновилась подача электричества и воды, открылись два продуктовых магазина, пекарня. Главное — в город потянулись жители, которые не были здесь несколько десятков лет.
Два мира Шуши
После первой карабахской город и большинство его жителей остались в двух параллельных мирах: в высокогорье и в изгнании. Покинувшие город азербайджанцы нашли приют в Баку, Гяндже, Лачине и сотне других городов и поселков. Но всегда подчеркивали — они «шушалылар», то есть шушинцы.
«В моем паспорте до сих пор указана прописка — улица Расулзаде, дом 2а. После первой карабахской мы обновляли документы. Но адрес постоянной регистрации всегда стоял шушинский», — рассказала «Ленте.ру» уроженка Шуши Мэтанэт Магеррамова, бежавшая с семей из города в 1992 году.
Мэтанэт Магеррамова и ее семья
Фото: личный архив Мэтанэт
Бои за Шушу в первой карабахской войне совпали для женщины с выпускными экзаменами в школе. Сочинение по литературе писали на тему родины. Мэтанэт помнит, как описывала в нем шушинский дом бабушки. «Там прошло мое детство. В школьной тетрадке я описывала яблони, что росли во дворе у бабушки. Каждое лето мы ведрами собирали урожай и мерялись с соседями, у кого яблоки крупнее. У нас плоды, казалось, весили полтора килограмма, у соседей были яблоки до двух килограммов», — вспоминает она.
Старшие классы Мэтанэт пришлись на начало 1990-х, когда между армянами и азербайджанцами вспыхнул спор о принадлежности Нагорного Карабаха. Беззаботная юность на этом закончилась. Школьники полдня проводили за партами, а потом бежали не домой, а в подвалы. Там отсиживались вечерами, когда начинались обстрелы Шуши. Причем, прятались в бомбоубежищах все, независимо от нации.
«В нашем доме жило много армян. Одноклассниц Сюзанну и Нателлу я считала лучшими подругами. Играли в куклы по вечерам, потом вместе бегали в кино и ходили друг к другу в гости», — рассказывает собеседница «Ленты.ру».
До войны никто не делил нас на азербайджанцев и армян. Мы все были шушинцами
Ситуация изменилась в начале 1990-х. Родители часто отправляли Мэтанэт в магазин за хлебом. Обычно дружелюбный продавец вдруг начал спрашивать, кто она — армянка или азербайджанка. Девочка-подросток почувствовала в этом угрозу, но родители успокоили. «Отец работал хирургом в госпитале. Его знали и уважали в Шуше. У нас в доме всегда были гости — армяне, русские, украинцы — коллеги папы, — вспоминает женщина. — Когда началась война, он до последнего убеждал нас, что нельзя делить людей по национальности и мы вот-вот помиримся с армянами. Мы, дети, — верили».
Последствия карабахского конфликта, 1991-1994 годы
Фото: Р. Мангасарян / РИА Новости
Единственная родственница Мэтанэт, которая и до первой карабахской с недоверием относилась к армянам, — это прабабушка по материнской линии Фатима. Каждый раз, когда у нее гостили правнуки, она спрашивала про свой шушинский дом. Потом рассказывала про столкновения армян и азербайджанцев в 1918 году и побег ее семьи из Шуши. Вспоминала, как горел город, а она спасала детей. Говорила, что армяне поджигали дома, а азербайджанцы прятались.
«Я не поверила ни единому слову. Подумала, что у прабабки старческий маразм. Ну какая вражда с армянами, если мы учились с ними в одном классе, ходили в гости и дружили. Потом я корила себя за невнимательность. Отнесись я серьезнее к ее рассказам, может быть, и к войне морально была бы готова», — продолжает женщина.
Шок был от того, что соседи пошли на соседей
Долгий путь домой
Климат Нагорного Карабаха отличался от азербайджанского. Летом, когда жители Баку, Гянджи, Сумгаита изнывали от жары, они спасались в Шуше. Город считался высокогорным курортом, и жители крупных городов стремились приобрести там дачу или загородный дом. Но жизнь в горах имела и издержки, которые дали о себе знать в первой карабахской войне.
«Зима наступала в октябре. Снег таял только в мае. Овощи и фрукты поспевали у нас позже, чем на юге Азербайджана. Продукты питания в холодное время года нам привозили из соседних регионов. Штурм города армяне начали с перекрытия дорог к Шуше. Мы оказались в продовольственной изоляции», — рассказывает собеседница «Ленты.ру».
Город обстреливался со всех сторон. Как-то мать Мэтанэт вешала белье на балконе, и на ее глазах сбили вертолет. Это стало последней каплей. Она схватила детей, и семья покинула Шушу.
Город Шуша после ожесточенного боя, 1992 год
Фото: Р. Мангасарян / РИА Новости
Весной 1992-го в городе остались только мужчины. Среди них — и отец собеседницы, Рамиг Магеррамов. Он работал врачом на передовой и пока шли бои спасал людей. «Папа продолжал оперировать раненых, хотя Шушу почти контролировали армяне. Азербайджанцы бежали из города, но в мобильном госпитале работа не останавливалась. Врачи зашивали всех без разбора: армяне, азербайджанцы. Шушу они покинули последними», — вспоминает Мэтанэт.
Отец спасся и после войны воссоединился с семьей. Больше всего родных поразил его внешний вид. «Форма врача была изношена до дыр. Лицо небрито. Несколько раз мобильный госпиталь попадал под обстрелы, но медикам удалось спастись и эвакуировать раненых. Папа почти бредил и не верил, что Шушу взяли армяне», — рассказывает дочь.
В Баку семья Мэтанэт начинала жизнь с нуля. Не было ни жилья, ни кровати, ни постельного белья. Беженцев поддержали родственники, и жизнь более-менее стала налаживаться. Но все это время, по признанию женщины, ее тяготило чувство: «Мы стали вынужденными переселенцами на родине».
Переговоры Минской группы ОБСЕ по карабахскому урегулированию сначала вселяли надежду, что азербайджанцы вот-вот вернутся в покинутые дома. Но найти компромисс не удавалось, и многие перестали верить, что когда-нибудь это случится.
До войны в Шуше жили 30 тысяч человек. При оккупации — около 3 тысяч. Армяне неохотно восстанавливали город. Видимо, чувствовали — рано или поздно он вернется азербайджанцам. Так и произошло
После возвращения Шуши под азербайджанский контроль отец Мэтанэт смог побывать в родном городе. «Когда отец вернулся из Шуши, лицо его светилось. Нам показалось, что он помолодел лет на десять. Из Шуши он привез нам воду. Мы выпили ее по глотку. Потом плакали от счастья. Годы разлуки не вернуть, но родной город снова наш. Мы уже выбираем мебель и посуду. Обязательно вернемся на родину», — говорит женщина.
Мэтанэт Магеррамова и ее семья
Фото: личный архив Мэтанэт
Несмотря на войны и пролитую кровь, азербайджанцы и армяне остаются соседями. Искать точки соприкосновения придется. Мэтанэт признает, что и для многих армян Шуша — это родина. «Диалог предстоит непростой. Но пытаться нащупать почву и понять, как жить дальше, — это лучше, чем топтаться на месте», — говорит она.