Что значит широкий и узкий смысл
§ 5. Широкий и узкий смысл слова воспитание
Во многих работах по педагогике слово «воспитание» употребляется в широком и узком смысле. К подобному употреблению слова в теоретических работах мы относимся скептически, так как одно и то же слово фактически выступает в различных значениях, что затрудняет не только решение основных вопросов педагогики, и в частности теории воспитания, но и понимание воспитания как такового.
В педагогике признается, что нет ясности в понимании воспитания, а употребление слова «воспитание» то в широком, то в узком смысле не проясняет понимания, обозначаемого словом явления, а лишь указывает, что в сфере, в которой широкие и узкие смыслы находят применение, нет терминологической ясности. Но факт употребления слова то в узком, то в широком смысле необходимо рассмотреть.
Выражения «в широком смысле» и «в узком смысле» тождественны выражениям «в обширном смысле», «в тесном смысле» и не представляют научных терминов или понятий какой-либо конкретной науки, они также не составляют и никаких логических терминов. Применение их в тех или иных ситуациях в научных работах позволяет преодолеть некоторые затруднения или неудобства терминологического характера и разграничивать некоторые смыслы или значения, представляемые одним и тем же словом.
Так, например, К. Д. Ушинский под выражением «педагогика в обширном смысле» понимал педагогику как собрание знаний, или собрание наук, необходимых и полезных для педагогики; а под выражением «педагогика в тесном смысле» понимал педагогику как собрание воспитательных правил» [177, c. 9]. То есть понятие педагогика он использовал в двух значениях, или в двух смыслах. Использование этого приема для различия педагогики в различных смыслах не одиночный факт.
Здесь же необходимо обратить внимание еще на один случай использования приема разграничения смыслов понятия воспитания. Так, он отмечает, что «слово воспитание прилагается не к одному человеку, но также к животным и растениям, а равно и к историческим обществам, племенам и народам, т. е. к организмам всякого рода, и воспитывать в обширнейшем смысле значит способствовать развитию какого-нибудь организма посредством свойственной ему пищи, материальной и духовной» [177, c. 40]. Обширный смысл слова воспитания состоит здесь в том, что оно применяется не только к человеку, но и к любым организмам.
Обратимся вновь к приведенным в главе высказываниям, в которых используется слово «воспитание» в широком и узком смысле, и рассмотрим, прежде всего, содержательную сторону понимания воспитания в широком смысле:
— «Воспитание, в широком смысле слова, – воздействие на формирование и развитие психики человека всей окружающей обстановки, происходящих событий, всего общественного строя…» (2);
— «Воспитание в широком смысле слова – это влияние на развитие и результат такого влияния. Это значение имеют в виду, когда… утверждают, что человека воспитывает вся его жизнь» (4);
— «Термином «воспитание» иногда также обозначается всеобъемлющий процесс формирования человека, когда утверждают, что воспитывает вся жизнь…» (6);
— «Предметом педагогики как области научного познания является особая функция общества – воспитание…» (8);
— «Воспитание – объективно закономерный процесс подготовки людей к трудовой и полезной деятельности в обществе, к выполнению многообразных социальных функций» (16);
— «Воспитание, в широком смысле этого слова, включает в себя также образование и обучение» (3);
— «Воспитание человека в широком педагогическом смысле – это целенаправленный процесс, осуществляемый под руководством… учителей, педагогов, воспитателей, включающий в себя все виды учебных занятий и внеучебной воспитательной работы» (9);
— «Когда говорится о том, что предметом педагогики является специально организованное, целенаправленное воспитание, слово «воспитание» употребляется в широком педагогическом смысле, охватывая и обучение и воспитание…» (10).
Одна группа высказываний представляет воспитание как воздействие на формирование и развитие психики человека (2), как влияние на развитие человека и результат такого влияния (4), как всеобъемлющий процесс формирования человека (6). Общий смысл содержания этих высказываний состоит в том, что в воспитание включают и природные, и социальные явления.
Другая группа высказываний представляет воспитание как особую функцию общества (8), как объективно закономерный процесс подготовки людей к трудовой и иной полезной деятельности (16). Смысл этих высказываний состоит в том, что в воспитание включены только социальные явления.
Третья группа высказываний представляет воспитание как процесс целенаправленного формирования личности, включающий в себя образование и обучение (3), как целенаправленный процесс, осуществляемый под руководством учителей, педагогов, воспитателей, вобравший в себя все виды учебных занятий и внеучебной воспитательной работы (9); как охватывающий и обучение, и воспитание, т. е. весь учебно-воспитательный процесс (10). Смысл содержания этих высказываний состоит в том, что в воспитание включены только педагогические явления: образование, обучение, воспитание, воспитательная работа и учебно-воспитательный процесс.
Таким образом, воспитание в широком смысле представляет собой как бы трехъярусное содержание, иначе сказать, слово «воспитание» в широком смысле фактически может иметь три различных значения, три различных объема, т. е. сам широкий смысл оказался трехзначным, или имеющим три различные «широты».
Обратимся теперь к высказываниям, представляющим воспитание в узком смысле:
— «Под воспитанием (в узком смысле слова) понимают также целенаправленную деятельность по руководству этим процессом» (16);
— «В узком смысле слова… под воспитанием понимается работа воспитателей…» (4);
— «Понятие «воспитание» употребляется также в узком специальном смысле. Под воспитанием понимаются процессы целенаправленного влияния на личность с целью ее всестороннего развития» (6);
— «В ряде случаев, когда хотят подчеркнуть, что в какой-то школе обучение поставлено хорошо, а воспитание – хуже… значение слова «воспитание» сужается еще больше, становится синонимом понятия «воспитательная работа» и предполагает формирование системы определенных качеств, взглядов, убеждений учащихся…» (11);
— «В узком смысле воспитание означает формирование мировоззрения, нравственного облика, развитие эстетического вкуса, физическое развитие… В таком понимании воспитание не включает в себя образование и обучение» (3);
— «В узком смысле слова, воспитание – целеустремленное и систематическое воздействие на сознание воспитуемого с целью привития качеств, желательных воспитателю» (2);
— «В узком педагогическом смысле … под воспитанием понимается специальная воспитательная работа, направленная на формирование системы определенных качеств…» (12).
Узкий смысл слова (понятия, термина) воспитания представлен в высказываниях как целенаправленная деятельность по руководству процессом подготовки людей к полезной деятельности (16), как процесс целенаправленного влияния на личность с целью ее всестороннего развития (6), как работа воспитателей (4), как воспитательная работа, предполагающая формирование качеств, взглядов, убеждений учащихся (11), как формирование мировоззрения, нравственного облика, эстетического вкуса, физического развития, не включающее в себя образование и обучение (3). Общим элементом содержания этих высказываний является отнесенность воспитания к социальным явлениям (что подчеркнуто наличием в их составе слов «цель», «воспитательная работа»), которые не могут быть выполнены вне деятельности человека, а деятельность не может быть осуществлена без наличия цели.
При более внимательном рассмотрении этих высказываний нельзя не заметить, что узкий смысл оказывается тождествен одному из значений широкого смысла, содержание которого зафиксировано нами во второй группе только как социальные явления. Действительно, говоря о руководстве подготовкой людей к полезной деятельности (16), невозможно допустить, что таковая возможна без соответствующего обучения. А в этом случае следует говорить и об обучении, и о воспитании как деятельностях, обеспечивающих подготовку людей. Таким образом, в узкий смысл понимания воспитания оказываются включенными два педагогических явления, и содержание понимания узкого смысла оказывается совпадающим с содержанием понимания в широком смысле.
В высказывании (6) говорится о всестороннем развитии личности, но это может означать, что хотя бы одна из сторон развития может быть достигнута в обучении. Следовательно, для всестороннего развития личности необходимо и обучение. Значит, рассматриваемое выражение обязательно включает и обучение.
Элемент «обучение» оказывается включенным в содержание остальных высказываний. В следующем высказывании обучение представлено словосочетанием «формирование убеждений учащихся» (11), но так как учащиеся являются субъектами обучения, а не воспитания, то обучение оказывается включенным в воспитание.
В высказываниях говорится также о формировании мировоззрения (3), но мировоззрение не может быть сформированным без усвоения систематизированных знаний и умений, а это связано с необходимостью обучения и образования. Следовательно, обучение оказывается включенным в это содержание, несмотря на то, что в нем содержатся слова о невключении в понимание воспитания в узком смысле образования и обучения. Конечно, это можно декларировать, но означает ли такая или иная декларация (заявление, утверждение), что в формировании мировоззрения обучение никакой роли не играет? Очевидно, не значит. Таким образом, понимание воспитания в узком смысле в представленных высказываниях фактически оказывается пониманием в широком смысле, так как включает в себя, по крайней мере, два педагогических явления – воспитание и обучение.
Только в высказываниях – «целенаправленное и систематическое воздействие на сознание воспитуемого с целью привития качеств, желательных воспитателю» (2), «под воспитанием понимается специальная воспитательная работа, направленная на формирование системы определенных качеств» (12) – воспитание действительно представляется в узком смысле, не обремененное обучением и образованием. Такое понимание воспитания в узком смысле, как воздействие на воспитанника с целью привития качеств, или воспитательная работа, формирующая качества (надеемся, что под словом «качество» имеются в виду личностные качества и свойства, а не знания об окружающей действительности и не умения ими пользоваться) лишено элементов, затрудняющих установление четких границ понятия, и позволяет увидеть воспитание как самостоятельное явление в едином ряду с обучением, которые вместе представляют два вида социальной педагогической деятельности.
ХР Смысл и значение понятия узкий
ХР. 2.7.83.40. Смысл и значение понятия «узкий».
Александр Сергеевич Суворов («Александр Суворый»).
ХРОНОЛОГИЯ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.
Опыт реконструкции последовательности исторических событий во времени и пространстве в корреляции с солнечной активностью.
Книга вторая. РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА ДО НАШЕЙ ЭРЫ.
Часть 7. Эпоха мифических цивилизаций.
Глава 83.1. Первобытное словообразование. Смысл и значение понятия «узкий».
Иллюстрация из открытой сети Интернет.
Кайнозойская эра. Антропогеновый период. Плейстоцен. Поздний каменный век. Поздний палеолит.
46 000 до н.э.
Земля. Евразия. Межледниковье. Похолодание климата. Уровень мирового океана. 46 000 до н.э.
Стадия древнего Верхнего Плейстоцена (134 000-39 000 до н.э.). Продолжение Средневалдайского (Карукюласского) межледниковья длительностью 10 000 лет (50 000-40 000 до н.э.). Продолжение стадии похолодания «гляциал Вюрм II С (Перигор VIII)» (46 500-39 000 до н.э.). Уровень мирового океана ниже современного уровня на 65 метров.
Повсеместно. Современное человечество. Homo sapiens neanderthalensis – раса человечества классических разумных неандертальцев. Homo sapiens sapiens – раса человечества классических кроманьонцев. Классический первобытнообщинный строй. Социально-экономическая формация. Современная цивилизация. Закономерности онтогенеза психики человека. Абстрактное мышление и язык. Смысл и значение понятия «узкий». 46 000 до н.э.
34. узкий (предмет, объект, субъект)
Кто протискивался в земляную нору, в пролаз между поваленными стволами деревьев в буреломе или в подземелье тёмных, тесных и холодных пещер, тому не надо объяснять и растолковывать понятие «узкий»…
Слово-понятие «узкий» имеет два значения: 1. Небольшой в ширину, в поперечнике. 2. Очень тесный.
Фонетический (звуко-буквенный) разбор слова «узкий»:
Слово «узкий» произносится так – [уск’ий’]. В слове «узкий»: слогов – 2 (у-зкий), букв – 5, звуков – 5:
у ; [у] : гласный
з ; [с] : согласный, парный глухой, парный твёрдый
к ; [к’] : согласный, парный глухой, парный мягкий
и ; [и] : гласный
й ; [й’] : согласный, непарный звонкий, сонорный, непарный мягкий.
«Слово «узкий» не делится на части при переносе со строки на строку.
Морфологический разбор слова «узкий»:
Узкий – имя прилагательное (полное): качественное неодушевлённое, мужской род, единственное число, винительный падеж.
Узкий – имя прилагательное (полное): качественное мужской род, единственное число, именительный падеж.
Морфемный (по составу) разбор слова «узкий»:
Состав слова «узкий»: корень [узк] + окончание [ий]. Основа слова: узк.
Значение слова-понятия «узкий» по словарю Ефремовой:
Узкий –
1. Небольшой по ширине (противоп.: широкий). // Меньший по ширине, чем требуется; тесный (об одежде, обуви и т.п.).
2. перен. Включающий в свой состав немногих или немногое; ограниченный.
3. перен. Лишённый широты взглядов, кругозора; недалекий.
Этимология (происхождение) слова-понятия «узкий»:
Обратите внимание на созвучность понятия «узкий» на некоторых языках со словом-понятием «анус»…
Значение слова «узы» по Словарю Ефремовой:
Значение слова «узы» по Словарю Ушакова:
УЗЫ – уз, ед. нет. 1. Цепи, оковы (старин.). 2. перен. То, что связывает, создаёт стеснение, гнёт (книжн.). Борьба за освобождение от империалистических уз. || То, что соединяет, создаёт внутреннее единение, связь (книжн.). Мы чужды низких уз. Жуковский. Уз любви я не знал. Полежаев. Братские узы.
Краткость звукосочетания-слова «узы» и «узкий» при обширном и глубоком его смысловом значении доказательно свидетельствует о древности этого понятия и слова. Его применения в качестве команды охотничьим собакам относит время его фактического применения (возникновения?) ко времени приручения человеком волка-собаки…
Исследуем, насколько значимы звуки-буквы, входящие в слово-понятие «узкий», в корень «узк», в слово-понятие «узы»…
Очевидно, что корень-понятие «уз» в предыдущих определениях в данном варианте произношения и использования также имеет смысл и значение зова, послания-команды, чувственного ощущения и устоев (фактических, реальных, действительных и естественных правил, закономерностей и законов, того что устоялось в жизненной «земной» практике) зело или очень, то есть сверх компактное, объединённое, соединённое, узкое.
Недоверчивые читатели могут усмехнуться и упрекнуть автора в том, что он «накрутил», «наворотил всяких там непонятных определений и толкований», «вешает лапшу на уши» и т.д. Да, для такого узкого недоверчивого отношения и мировоззрения такая реакция вполне естественная и закономерная. Однако от реальности и фактической действительности никому и никуда не деться…
Как бы узко или конкретно человек не воспринимал земную окружающую среду и обитаемый мир, он всё равно днём увидит над своей головой бездонное бесконечно-просторное небо, а ночью – миллиарды звёзд и миров в бесконечной Вселенной, и это – факт, узкий, конкретный факт и устои, устои Вселенной и вселенских понятий.
Из-за узкого места в какой-либо системе «часть чего-то, что должно было быть перемещено, либо вообще не перемещается, либо перемещается дольше, чем это было бы возможно, если бы перемещено должно было быть меньшее количество, в результате чего возникает затор» (Википедия).
Таким образом, термин «бутылочное горлышко» (в русском языке это понятие определяется как «узкое место») обычно используется для указания на компонент (аппаратный или программный), являющийся ограничителем производительности системы (Википедия).
Согласно данным генетических исследований, опубликованным в журнале «Proceedings of the National Academy of Sciences» около 1 200 000 лет назад численность человеческой популяции сократилась до 18 500 чел. (по другим оценкам – до 26 000 человек). В 2008 году в журнале «The American Journal of Human Genetics» появилось предположение, что около 75 000 лет назад после извержения супервулкана Тоба численность человеческой популяции сократилась до 2000 человек. Высказано мнение, что из африканской популяции людей, предковой для всего человечества, это событие пережило около 10 000 человек (Википедия).
На самом деле, например, в Евразии, на Алтае, в Сибири, на территории Восточно-Европейской (Русской) равнины выжило и обитало большое количество первобытных людей. Они тоже в свою очередь после глобальных катастроф (например «Великое оледенение» 39 000-11 000 лет до н.э.) прошли-прожили свои узкие места в эволюции и развитии («бутылочные горлышки»)…
Что такое общество — сферы, структура, функции и его понятие
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Каждый человек, живущий в обществе, не может быть полностью от него свободен.
Это высказывание известного политического деятеля, революционера первой половины XX столетия лишний раз подтверждает, что именно люди формируют общество, являясь не только его неотъемлемой частью, но и выступая его законодателями, создателями, строителями.
Но как получить четкое представление, что такое общество? Никак по-другому, кроме как изучить это вопрос (досконально и всесторонне). Ну, или для начала просто прочитать эту небольшую статью.
Определение общества в широком и узком смыслах
Итак, начать следует с общепринятого понятия.
Общество – это социальное образование, сформировавшееся как результат взаимодействия и общения между собой людей с общими интересами, мыслями и целями. Это народы, страны, континенты, все человечество.
Важным признаком является то, что взаимоотношения складываются естественным образом как результат некого исторического процесса (длительного или не очень).
Также обществом можно назвать и отдельную немногочисленную группу лиц, объединенную общими идеями, стремлениями, нормами (этическими, нравственными, моральными, поведенческими).
В широком смысле обществом называют любые объединения людей, сложившиеся исторически, независимо от их формы и вида взаимодействия. Если смотреть совсем широко, то это будет все наше человечество от его зарождения, до исчезновения.
В узком понимании под обществом (социальным институтом) подразумеваются определенные разновидности социальных систем, конкретные формы взаимоотношений с наличием единичных (особенных) признаков. Здесь уже не идет речь о совокупности всех существующих видов и форм социальных взаимоотношений, а о конкретике:
Общество как форма жизнедеятельности людей
В узком смысле определения общество следует понимать как социальное образование, возникшее и существующее на основании общих географических границ либо общих политических убеждений, либо общих экономических показателей (потребностей) или на основе конкретных исторических фактов.
Даже в обывательском представлении это выглядит чем-то более глобальным, чем узкий круг людей или группа единомышленников, соратников.
Чаще всего, употребляя слово «общество», люди имеют в виду:
Общество — это сложная динамическая система
Как понять, что это именно общество
Структура
Структурой общества называется совокупность тех или иных социальных групп/общностей и взаимосвязей как между ними, так и между их членами.
Социальная общность как структурная единица является формированием, в состав которого входят люди, объединенные общими стремлениями, деятельностью или интересами, например, содружество журналистов, клуб любителей животных, сообщество фанатов определенного артиста.
Ничего не понятно? Ну, тогда смотрим видео (там все полочкам):
Функции общества
Любой социальный институт преследует конкретные цели, которые и становятся аспектами, обуславливающими его функции. Например, функции армии заключаются в обеспечении безопасности определенной территориальной единицы, больниц – излечивать людей от различных патологий и функциональных нарушений органов и систем организма.
Специалисты из разных областей (социология, философия, обществоведение, история), изучая и анализируя функции общества и пытаясь их классифицировать, выделили 4 основные из них:
По роду осуществляемой деятельности функции социальных институтов подразделяются на 2 типа – явные и скрытые.
Сферы и элементы
Элементами сообщества называются структурные составляющие различных общественных сфер:
Понятие общества в разных науках
Антропология
Наука антропология подразумевает разделение человеческих сообществ исходя из методов, с помощью которых они обеспечивают себя средствами к существованию. Так, все общество подразделяется на 6 основных групп:
Определение общества в социологии
Обществом в данной науке принято называть социальную организацию страны, которая выступает гарантом совместной жизнедеятельности ее членов.
Это составляющая материального мира, определенная форма взаимоотношений и взаимосвязей, которая в процессе своей жизнедеятельности развивается исторически. Критериями общества, с точки зрения социологии, являются:
Обществознание
В этой науке конкретного определения общества не существует, поскольку она представляет собой синтез многих наук, к примеру, социологии, психологии, истории. За основное понятие берется такое определение:
группа людей, объединившихся для достижения каких-либо целей или согласно общим интересам (пример: союз писателей, сообщество коллекционеров, группа в социальных сетях).
Также в обществознании распространено и определение, согласно которому:
общество является определенным периодом исторического развития конкретной народности или людей, проживающих на четко обозначенной границами (государственными, географическими) территории.
Закончить повествование хотелось бы интересным и емким по своей сути высказыванием выдающегося немецкого экономиста, социолога и философа IX века. Звучит оно так:
по своей природе человек – существо общественное, а это значит, что развить в полной мере свою истинную природу он способен, только находясь в обществе, будучи его неотъемлемой частью, а о степени силы его сущей природы необходимо судить по силе не отдельно взятых индивидов, а всего сообщества в целом.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (7)
Хотя никто не может быть полностью свободен от общества, степень зависимости все же бывает разная. Причем это относится не только к физическим, но и к психологическим проявлениям.
Второй аспект даже более важен, ведь чем более самодостаточен человек, тем меньшее влияние общество на него оказывает. Нельзя согласиться с тем, что именно в обществе проявляются лучшие качества, скорей важно, что личность из себя представляет изначально.
Понятным языком написано, думаю открыты все аспекты общества, его понятия и разнообразия
Мы зависим не от общества, мы зависим от воли той политической силы, что находится у власти.
Не знаю как за границей, но у нас в стране точно не общество, а стадо баранов с одним коллективным разумом у пастуха. Нет индивидуальности!
Криста: а что за страна?
У нас какое-то недоразвитое общество, привыкли люди, что за них все наверху решают, вот и не шевелят мозгами.
Общество в широком и узком смыслах
Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат (в правом нижнем углу экрана).
Что такое общество?
В широком смысле слова обществом называют часть материального мира, которая обособилась от природы, но все еще тесно связана с ней. Она включает в себя разные формы объединения людей и способы, которыми они взаимодействуют друг с другом. Другими словами, это все человечество в прошлом, настоящем и будущем.
В узком смысле это слово — общество — имеет 3 значения. Разберем их на примерах в таблице.
Общество в узком смысле слова
Совокупность людей, которых объединяют общие интересы, деятельность и общение
Люди, которые живут на одной территории — в государстве, регионе, городе
Этап исторического развития человечества
Спортивное, поэтическое общество и т. д.
Российское, испанское, чилийское общество и т. д.
Первобытное, индустриальное, традиционное общество и т. д.
Признаки и функции общества
Давайте узнаем, какие существуют основные признаки понятия «общество». Всего есть 5 критериев, по котором можно определить, что относится к нему, а что — нет. Общество должно быть:
целостно — все элементы в нем едины;
социально — люди тесно связаны разными видами деятельности;
стабильно — его состояние устойчиво;
автономно и самодостаточно — у людей есть все условия, чтобы развиваться и удовлетворять потребности без помощи со стороны;
способно регулировать себя — есть система норм, которая отвечает за стабильность жизни внутри общества.
Теперь, когда мы разобрались в понятии общества, пора узнать, для чего люди его построили. Существует 5 функций, которые выполняет эта система:
Люди производят материальные блага и услуги
Люди создают систему общих правил и норм, чтобы соблюдать порядок
Человек учится общаться, следовать социальным нормам и воспроизводить свой род
Традиции, духовные и культурные ценности люди передают из поколения в поколение
Продукты труда люди распределяют между собой
Какими бывают общества?
Раз у общества есть несколько определений, то можно предположить, что и его тип бывает не один. Рассмотрим каждый из них в таблице.
По управлению и социальному расслоению
По уровню общего развития
По уровню технологического развития
Дописьменные и письменные
Простые (нет расслоения на богатых и бедных) и сложные (есть разные социальные слои)
Закрытые и открытые
Развитые, развивающееся, отсталые
Традиционное, индустриальное, постиндустриальное
Эти и другие типы общества мы уже подробно рассмотрели в статье блога Skysmart.
Проверь себя
Мы собрали для вас несколько заданий, которые помогут узнать, как хорошо вы теперь понимаете термин «общество» и разбираетесь в его чертах.
Задание 1
Кратко расскажите о том, что такое общество как социальная структура. Что нового вы узнали в этой статье?
Задание 2
Ниже мы перечислили несколько утверждений об обществе. Прочтите их и укажите, какие верны, а какие — нет.
Люди создали общество, чтобы, среди прочего, вместе производить товары и оказывать услуги.
Общество не обязательно должно само обеспечивать себя ресурсами для жизни и развития.
По уровню экономического развития общества делятся на богатые и бедные.
Письменность — один из критериев, по которым общества делят на типы.
По одному из определений общество — это этап развития человечества.
У людей в обществе должны быть отношения и совместная деятельность.
Передача культурных ценностей от поколения к поколению — это не функция общества.
Кружок по увлечениям можно считать отдельным обществом.
В обществе должна быть система правил и норм — общая для всех его членов.
Простые и сложные общества друг от друга отличаются по количеству членов.
Задание 3
Вспомните культурную функцию общества, которую мы обсудили в статье. Подумайте, одинаково ли к ней относятся люди из поколения X (родители школьников) и поколения Z (сами школьники)? Ответ аргументируйте.
Знать о том, что понимают под обществом в узком и широком смыслах, важно каждому молодому гражданину. Не только потому что это правильно, но и потому что на экзаменах есть вопросы по этой теме. Разобраться в ней подробнее можно вместе с репетитором на курсах подготовки к ОГЭ по обществознанию. Там вас ждут уроки, написанные простым языком, дискуссии на актуальные темы и пробные задания из экзамена.