Что значит сформированная модель социально обусловленного поведения
Структура теста, процедура проведения
ТЕСТ СДП (склонность к девиантному поведению)
Методика диагностики девиантного поведения несовершеннолетних (тест СДП – склонности к девиантному поведению) разработана коллективом авторов (Э.В. Леус, САФУ им. М.В. Ломоносова; А.Г. Соловьев, СГМУ, г. Архангельск) и прошла процедуру адаптации и стандартизации.
Методика предназначена для измерения для оценки степени выраженности дезадаптации у подростков с разными видами девиантного поведения. Определяют показатели выраженности зависимого поведения (ЗП), самоповреждающего поведения (СП), агрессивного поведения (АП), делинквентного поведения (ДП), социально обусловленного поведения (СОП) по содержанию вопросов, каждый из которых оценивают в баллах по шкале опросника. В зависимости от набранной по шкале суммы баллов оценивают степень выраженности конкретных видов девиантного поведения: отсутствие признаков социально-психологической дезадаптации, легкая степень социально-психологической дезадаптации, высокая степень социально-психологической дезадаптации. Способ позволяет получить максимально полную информацию о наличии разного рода поведенческих девиаций у подростков при проведении мониторинговых исследований.
Описание шкал
Разработанный способ представляет собой опросник состоящий из 75 вопросов, разбитых на 5 блоков по 15 вопросов в каждом.
В I блоке (вопросы с 1 по 15) оценивается предрасположенность подростков на социально обусловленное поведение (шкала искренности ответов), как просоциальное, относительно-деструктивное, адаптированное к нормам ведущей, значимой или референтной группы, возможно имеющей антисоциальную или девиантную в разных вариантах направленность, при этом учитывается подверженность влиянию окружающих, действию социальных установок, мнению группы, степень ведомости в поступках.
Средние значения по шкале СОП соответствуют возрастной норма для подростков, для которых характерно общение, как ведущий вид деятельности и основа психического и личностного развития; потребность в принадлежности к группе и ориентация на ее идеалы, стремление быть замеченным, принятым и понятым.
Низкие значения могут говорить о неадаптированности и даже изоляции подростка от групп сверстников, замкнутости, скрытности.
Высокие значения – показатель высокой адаптированности в группе, но одновременно и свидетельство тесного слияния со значимой группой, что может ыть одним из проявлений зависимости от других людей или общения.
Необходимо учитывать многообразие видов зависимостей: 1) традиционно трактуемые – химические – зависимость от психоактивных веществ; 2) промежуточные – аддикции к еде (голодание, переедание); 3) нехимические – патологическая склонность к азартным играм (гемблинг, лудомания), эротические (любовные аддикции и аддикции избегания, сексуальные), социально приемлемые (работоголизм, спортивная аддикция, компульсивный шопинг, зависимость от общения, религиозные аддикции), технологические – (интернет-зависимость, зависимость от социальных сетей, зависимость от мобильных телефонов и SMS, телевизионная аддикция), недифференцированные (зависимость от получения удовольствия, коллекционирование, фанатизм, духовный поиск).
Агрессивный подросток противостоит родителям, свои авторитеты он ищет на стороне, что свойственно возрасту; он хочет, чтобы от него отстали, при этом агрессивность приобретает различные формы, которые в дальнейшем становятся чертами характера. Агрессивное поведение может приобретать следующие формы: физическая, словесная, косвенная агрессия; раздражение, обидчивость, подозрительность, негативизм. Физическая и словесная агрессия имеют внешнее выражение, тогда как другие её формы имеют довольно скрытый характер: вандализм, наблюдения за издевательствами, порча имущества и одежды, раздражение и вечное недовольство, обида и чувство вины, чрезмерная подозрительность, нападки и критикой в адрес другого человека. Всякая форма агрессивного поведения направлена на упрямое отстаивание подростком своей самости. Так как базисными потребностями ребёнка является свобода и самоопределение, воспитатель, лишающий ребёнка свободы действий, убивает естественные силы его развития.
В V блоке оценивается самоповреждающее (аутоагрессивное) поведение (СП) (вопросы с 61 по 75), стремление причинить себе боль и/или физический вред, как сознательный отказ человека от жизни, связанный с действиями, направленными на ее прекращение, или незавершенными попытками.
В силу возрастных особенностей – высокая эмоциональная восприимчивость и чувствительность, низкая устойчивость к стрессу, отсутствие сформированных моделей совладания с внешнеситуативными проблемами и внутренними переживаниями, потребность в тесных контактах со сверстниками, стремление к эмансипации от взрослых, переживание возрастного кризиса и другие – подростки составляют группу риска и требуют внимания к своим переживаниям. Специалисты, работающие с несовершеннолетними, должны иметь обширные знания по проблеме для осуществления превентивным мероприятий, знать научную трактовку понятий и их содержание, уметь говорить на сложную тему как с подростками, так и с их родителями (приложение 5).
Самоповреждающее поведение не обязательно ведет к суицидальным попыткам.
• умышленное желание нанести себе физический вред, преднамеренность, повторяемость;
• невозможность противостоять импульсу повредить себя;
• чувство напряжения или тревоги, предшествующие акту, и чувства облегчения или беспокойства после акта самоповреждения.
Самоповреждающее поведениевключает в себя:
Структура теста, процедура проведения
Интерпретация полученных результатов основана на том, что более высокая суммарная оценка (в баллах) по шкале указывает на более высокую степень социально-психологической дезадаптации: значения от 21 до 30 баллов оцениваются как выраженная социально-психологическая дезадаптация, от 11 до 20 – легкая степень социально-психологической дезадаптации, от 0 до 10 – отсутствие признаков социально-психологической дезадаптации (приложение 3).
Разработанный способ оценки степени социально-психологической дезадаптации вследствие выраженности девиантного поведения у подростков позволяет не только объективизировать картину поведенческой дезадаптации, но и посмотреть, какие из видов поведения нарушены.
ТЕСТ СДП
Если ты согласен с утверждением – ДА, не согласен – НЕТ, если не уверен – ИНОГДА.
ВОПРОС | ДА | ИНОГДА | НЕТ |
Я всегда сдерживаю свои обещания. | |||
У меня бывают мысли, которыми я не хотел бы делиться. | |||
Разозлившись, я нередко выхожу из себя. | |||
Бывает, что я сплетничаю. | |||
Бывает, что я говорю о вещах, в которых ничего не смыслю. | |||
Я всегда говорю только правду. | |||
Я люблю прихвастнуть. | |||
Я никогда не опаздываю. | |||
Все свои привычки я считаю хорошими. | |||
Бывает, спорю и ссорюсь с родителями. | |||
Бывает, я перехожу улицу там, где мне удобно, а не там, где положено. | |||
Я всегда покупаю билет в транспорте. | |||
Бывает, мне хочется выругаться грубыми нецензурными словами. | |||
Среди моих знакомых есть люди, которые мне не нравятся. | |||
Я никогда не нарушаю правил общественного поведения. | |||
Я не хочу учиться и работать. | |||
Я могу уйти из дома жить в другое место. | |||
Меня забирали в полицию за плохое поведение. | |||
Я могу взять чужое, если мне надо или очень хочется. | |||
Состою на учете в подразделении по делам несовершеннолетних. | |||
Меня часто обижают окружающие (обзывают, бьют, отбирают деньги и вещи). | |||
У меня есть судимые родственники и/или знакомые. | |||
У меня бывают сильные желания, которые обязательно надо исполнить. | |||
У меня бывает желание отомстить, восстановить справедливость. | |||
Я не верю окружающим. | |||
Хочу быть великим и всесильным. | |||
Я испытываю отчаяние, обиду, бессильный гнев. | |||
Я завидую своим одноклассникам, другим людям, взрослым. | |||
Если нельзя, но очень хочется – значит можно. | |||
Сильным и богатым людям необязательно соблюдать все правила и законы. | |||
Я курю. | |||
Я употребляю пиво и/или другие спиртные напитки. | |||
Я нюхал клей, растворители, пробовал наркотики, курительные смеси. | |||
Мои родители злоупотребляют спиртным. | |||
Мои друзья курят, употребляют спиртное. | |||
Люди пьют за компанию, для поддержания хорошего настроения | |||
Пить и курить – это признаки взрослости. | |||
Я пью/курю из-за проблем в семье, школе, от одиночества. | |||
Дети и взрослые пьют и курят, потому что это модно и доступно. | |||
Дети пьют и курят из любопытства, по глупости. | |||
Удовольствие — это главное, к чему стоит стремиться в жизни. | |||
Мне необходимы сильные переживания и чувства. | |||
Я хотел бы попробовать спиртное, сигареты, наркотики, если бы этого никто не узнал. | |||
Вредное воздействие на человека алкоголя и табака сильно преувеличивают. | |||
Если в моей компании будет принято, то и я буду курить и пить пиво. | |||
Я редко жалею животных, людей. | |||
Я часто пререкаюсь или ругаюсь с учителями, одноклассниками. | |||
Я часто ссорюсь с родителями. | |||
Я не прощаю обиды. | |||
Если у меня плохое настроение, то я испорчу его еще кому-нибудь. | |||
Люблю посплетничать. | |||
Люблю, чтобы мне подчинялись. | |||
Предпочитаю споры решать дракой, а не словами. | |||
За компанию с друзьями могу что-нибудь сломать, приставать к посторонним. | |||
Часто испытываю раздражение, отвращение, злость, ярость, бешенство. | |||
У меня бывает желание что-то сломать, громко хлопнуть дверью, покричать, поругаться или подраться. | |||
В порыве гнева я могу накричать или ударить кого-то. | |||
Я охотно бы участвовал вкаких-нибудьбоевых действиях. | |||
Могу нарочно испортить чужую вещь, если мне что-то не нравится. | |||
Я хочу быть взрослым и сильным. | |||
Я чувствую, что меня никто не понимает, мной никто не интересуется. | |||
Я чувствую, что от меня ничего не зависит, безнадежность, беспомощность. | |||
Я могу причинить себе боль. | |||
Я бы взялся за опасное для жизни дело, если быза это хорошо заплатили. | |||
Было бы лучше, если бы я умер. | |||
Я испытываю чувство вины перед окружающими, родителями. | |||
Я не люблю решать проблемы сам. | |||
У меня есть желания, которые никак не могут исполниться. | |||
Я не очень хороший человек. | |||
Я не всегда понимаю, что можно делать, а что нельзя. | |||
Я часто не могу решиться на какой-либо поступок. | |||
Когда я стою на мосту, то меня иногда так и тянет прыгнуть вниз. | |||
Я нуждаюсь в теплых, доверительных отношениях. | |||
Терпеть боль назло мне бывает даже приятно. | |||
Я испытываю потребность в острых ощущениях. |
Инструктаж перед тестированием
(читает ответственный за проведение тестирования,
специалист, проводящий диагностику)
1. Не нужно тратить много времени на обдумывание. Давайте тот ответ, который первым придет к Вам в голову. Отвечать нужно как можно точнее, но не очень медленно.
2. Старайтесь не увлекаться неопределенными ответами слишком часто.
3. Обязательно отвечайте на все вопросы подряд, ничего не пропуская. Возможно, некоторые вопросы покажутся Вам не очень точно сформулированными, но и тогда постарайтесь найти наиболее точный ответ. Некоторые вопросы могут показаться Вам личными, но Вы можете быть уверены в том, что ответы не будут разглашены.
4. Не старайтесь произвести хорошее впечатление своими ответами, они должны соответствовать действительности.
Методика диагностики девиантного поведения несовершеннолетних (тест СДП – склонности к девиантному поведению Э.В. Леус)
Методика предназначена для измерения для оценки степени выраженности дезадаптации у подростков с разными видами девиантного поведения. Определяют показатели выраженности зависимого поведения (ЗП), самоповреждающего поведения (СП), агрессивного поведения (АП), делинквентного поведения (ДП), социально обусловленного поведения (СОП) по содержанию вопросов, каждый из которых оценивают в баллах по шкале опросника.
Испытуемому предлагается выразить свое отношение по каждому из указанных вопросов, которые даны в доступной форме и обращены лично, выбрав один из трех возможных предлагаемых вариантов ответов, который более всего свойственен на настоящее время, и отметить его в бланке.
ВОПРОС | ДА | ИНОГДА | НЕТ |
1 | Я всегда сдерживаю свои обещания. | ||
2 | У меня бывают мысли, которыми я не хотел бы делиться. | ||
3 | Разозлившись, я нередко выхожу из себя. | ||
4 | Бывает, что я сплетничаю. | ||
5 | Бывает, что я говорю о вещах, в которых ничего не смыслю. | ||
6 | Я всегда говорю только правду. | ||
7 | Я люблю прихвастнуть. | ||
8 | Я никогда не опаздываю. | ||
9 | Все свои привычки я считаю хорошими. | ||
10 | Бывает, спорю и ссорюсь с родителями. | ||
11 | Бывает, я перехожу улицу там, где мне удобно, а не там, где положено. | ||
12 | Я всегда покупаю билет в транспорте. | ||
13 | Бывает, мне хочется выругаться грубыми нецензурными словами. | ||
14 | Среди моих знакомых есть люди, которые мне не нравятся. | ||
15 | Я никогда не нарушаю правил общественного поведения. | ||
16 | Я не хочу учиться и работать. | ||
17 | Я могу уйти из дома жить в другое место. | ||
18 | Меня забирали в полицию за плохое поведение. | ||
19 | Я могу взять чужое, если мне надо или очень хочется. | ||
20 | Состою на учете в подразделении по делам несовершеннолетних. | ||
21 | Меня часто обижают окружающие (обзывают, бьют, отбирают деньги и вещи). | ||
22 | У меня есть судимые родственники и/или знакомые. | ||
23 | У меня бывают сильные желания, которые обязательно надо исполнить. | ||
24 | У меня бывает желание отомстить, восстановить справедливость. | ||
25 | Я не верю окружающим. | ||
26 | Хочу быть великим и всесильным. | ||
27 | Я испытываю отчаяние, обиду, бессильный гнев. | ||
28 | Я завидую своим одноклассникам, другим людям, взрослым. | ||
29 | Если нельзя, но очень хочется – значит можно. | ||
30 | Сильным и богатым людям необязательно соблюдать все правила и законы. | ||
31 | Я курю. | ||
32 | Я употребляю пиво и/или другие спиртные напитки. | ||
33 | Я нюхал клей, растворители, пробовал наркотики, курительные смеси. | ||
34 | Мои родители злоупотребляют спиртным. | ||
35 | Мои друзья курят, употребляют спиртное. | ||
36 | Люди пьют за компанию, для поддержания хорошего настроения | ||
37 | Пить и курить – это признаки взрослости. | ||
38 | Я пью/курю из-за проблем в семье, школе, от одиночества. | ||
39 | Дети и взрослые пьют и курят, потому что это модно и доступно. | ||
40 | Дети пьют и курят из любопытства, по глупости. | ||
41 | Удовольствие — это главное, к чему стоит стремиться в жизни. | ||
42 | Мне необходимы сильные переживания и чувства. | ||
43 | Я хотел бы попробовать спиртное, сигареты, наркотики, если бы этого никто не узнал. | ||
44 | Вредное воздействие на человека алкоголя и табака сильно преувеличивают. | ||
45 | Если в моей компании будет принято, то и я буду курить и пить пиво. | ||
46 | Я редко жалею животных, людей. | ||
47 | Я часто пререкаюсь или ругаюсь с учителями, одноклассниками. | ||
48 | Я часто ссорюсь с родителями. | ||
49 | Я не прощаю обиды. | ||
50 | Если у меня плохое настроение, то я испорчу его еще кому-нибудь. | ||
51 | Люблю посплетничать. | ||
52 | Люблю, чтобы мне подчинялись. | ||
53 | Предпочитаю споры решать дракой, а не словами. | ||
54 | За компанию с друзьями могу что-нибудь сломать, приставать к посторонним. | ||
55 | Часто испытываю раздражение, отвращение, злость, ярость, бешенство. | ||
56 | У меня бывает желание что-то сломать, громко хлопнуть дверью, покричать, поругаться или подраться. | ||
57 | В порыве гнева я могу накричать или ударить кого-то. | ||
58 | Я охотно бы участвовал вкаких-нибудьбоевых действиях. | ||
59 | Могу нарочно испортить чужую вещь, если мне что-то не нравится. | ||
60 | Я хочу быть взрослым и сильным. | ||
61 | Я чувствую, что меня никто не понимает, мной никто не интересуется. | ||
62 | Я чувствую, что от меня ничего не зависит, безнадежность, беспомощность. | ||
63 | Я могу причинить себе боль. | ||
64 | Я бы взялся за опасное для жизни дело, если быза это хорошо заплатили. | ||
65 | Было бы лучше, если бы я умер. | ||
66 | Я испытываю чувство вины перед окружающими, родителями. | ||
67 | Я не люблю решать проблемы сам. | ||
68 | У меня есть желания, которые никак не могут исполниться. | ||
69 | Я не очень хороший человек. | ||
70 | Я не всегда понимаю, что можно делать, а что нельзя. | ||
71 | Я часто не могу решиться на какой-либо поступок. | ||
72 | Когда я стою на мосту, то меня иногда так и тянет прыгнуть вниз. | ||
73 | Я нуждаюсь в теплых, доверительных отношениях. | ||
74 | Терпеть боль назло мне бывает даже приятно. | ||
75 | Я испытываю потребность в острых ощущениях. |
Разработанный способ представляет собой опросник, состоящий из 75 вопросов, разбитых на 5 блоков по 15 вопросов в каждом.
методика Э.В.Леус. Руководство по применению теста сдп (склонность к девиантному поведению)
(читает ответственный за проведение тестирования,
(СОП)
(ДП)
зависимое (аддиктивное) поведение
(ЗП)
(АП)
суицидальное (аутоагрессивное) поведение
(СП)
Среднегрупповые показатели склонности подростков к отклоняющемуся поведению (M±m),
(в баллах)
n=906
n=919
n=87
не допустить суицида!
Ребенок может прямо говорить о суициде, рассуждать о бессмысленности жизни, что без него в этом мире будет лучше. Должны насторожить фразы типа «все надоело», «ненавижу всех и себя», «пора положить всему конец», «когда все это кончится», «так жить невозможно», вопросы «а что бы ты делал, если бы меня не стало?», рассуждения о похоронах. Тревожным сигналом является попытка раздать все долги, помириться с врагами, раздарить свои вещи, особенно с упоминанием о том, что они ему не понадобятся.
Кроме перечисленных, выделяются еще несколько признаков готовности ребенка к суициду, и при появлении 1-2 из которых следует обратить особое внимание:
— утрата интереса к любимым занятиям, снижение активности, апатия, безволие;
— пренебрежение собственным видом, неряшливость;
— появление тяги к уединению, отдаление от близких людей;
— резкие перепады настроения, неадекватная реакция на слова, беспричинные слезы, медленная и маловыразительная речь;
— внезапное снижение успеваемости и рассеянность;
— плохое поведение в школе, прогулы, нарушения дисциплины;
— склонность к риску и неоправданным и опрометчивым поступкам;
— проблемы со здоровьем: потеря аппетита, плохое самочувствие, бессонница, кошмары во сне;
— безразличное расставание с вещами или деньгами, раздаривание их;
— стремление привести дела в порядок, подвести итоги, просить прощение за все, что было;
— шутки и иронические высказывания либо философские размышления на тему смерти.
Что делать? Как помочь?
Если вы заметили у ребенка суицидальные наклонности, постарайтесь поговорить с ним по душам. Только не задавайте вопроса о суициде внезапно, если человек сам не затрагивает эту тему. Попытайтесь выяснить, что его волнует, не чувствует ли он себя одиноким, несчастным, загнанным в ловушку, никому не нужным или должником, кто его друзья и чем он увлечен. Можно попытаться найти выход из сложившейся ситуации, но чаще всего ребенку достаточно просто выговориться, снять накопившееся напряжение, и его готовность к суициду снижается. Всегда следует уяснить «Какая причина» и «Какова цель» совершаемого ребенком действия. Не бойтесь обращаться к специалистам-психологам. Обращение к психологу не означает постановки на учет и клейма психической неполноценности.
Если замечена склонность несовершеннолетнего к суициду, следующие советы помогут изменить ситуацию:
Телефоны доверия Архангельской области
Общероссийский детский телефон доверия
(г. Архангельск, г. Северодвинск, г. Вельск)
Детский телефон доверия в Центре охраны прав детства
с 9 до 16 в рабочие дни
Телефон доверия АРОО «Кризисный центр «Надежда»
круглосуточно
Телефон доверия МЧС