Что значит сервер входящей почты
Что такое почтовый сервер и для чего он нужен
Узнайте что такое почтовый сервер и как он работает: разобравшись в этих понятиях, вы сможете эффективно применять функционал электронной почты и настраивать ее под свои нужды, избавиться от «gmail», «yandex» и т.д., обеспечить безопасность и настройку анти-спама. В этой статье мы расскажем какие протоколы используются для пересылки электронных писем и способы создания сервера входящей почты.
Почтовый сервер и почтовый клиент — принцип работы
Прежде чем разбираться с принципом работы почтового сервера и клиента, необходимо выяснить, что обозначают эти понятия.
Почтовый сервер, сервер электронной почты, мейл-сервер — это агент импорта и экспорта сообщений, который предназначен для обслуживания почтовых сервисов компании. Под этим понятием подразумевается программно-аппаратный комплекс, основная задача которого — это надежное хранение и передача базы электронных сообщений.
Если говорить простым языком — это ПО, которое пересылает мейл-сообщения от одного ПК к другому. Самые распространенные это: Mail.ru, Gmail, Яндекс и т.д.
Почтовый клиент — это компьютерная программа, где происходят все процессы, связанные с корреспонденцией: создание, хранение, сортировка, удаление, редактирование и чтение (в браузере эту функцию выполняет web-интерфейс почты). Например: The Bat, Mailbird, TouchMail, Thunderbird и самый известный — Microsoft Outlook.
Преимущества почтового клиента
Основные параметры, которыми необходимо обладать почтовому серверу, это:
Итак, процесс работы сервиса электронной почты можно сравнить с обработкой писем в традиционной почте:
Ниже наглядно представлена работа сервера.
Почтовые протоколы
Для того, чтобы отправить или получить электронное письмо, используются почтовые протоколы: POP3, SMTP и IMAP4.
Серверы, которые используются для исходящей почты, называются MTA (Mail Transfer Agents). А для входящей — MDA (Mail Delivery Agents).
Сервер исходящей почты или что такое SMTP сервер
Сервис SMTP — это почтовый сервер, который поддерживает только экспорт электронного сообщения. Он не может изменять местоположения письма с сервера или регулировать работу ящика. Почтовый клиент отсылает SMTP-команды и принимает ответы с сервера. Его функции это:
Когда пользователь отсылает сообщение, оно попадает в хранилище (каталог) и находится там до тех пор, пока к нему не обратится получатель. Отправка сообщения происходит непосредственно с сервера отправителя на сервер адресата, при этом связь между SMTP-серверами осуществляется с помощью команд формирующих сессию связи. Количество операций не ограничивается.
Пример работы SMTP протокола:
Электронная почта может проходить несколько SMTP серверов, прежде чем попадет на email-ящик получателя.
Сервер входящей почты
Для импорта входящих электронных писем используются POP3 и IMAP протоколы.
Что такое POP3
POP3 — это протокол для импорта корреспонденции в электронном виде. При использовании протокола POP3 все электронные письма скачиваются пользователю на ПК и автоматически удаляются с сервера. Вся дальнейшая работа с письмами будет производиться только на персональном компьютере пользователя.
Сеанс работы с POP3-сервером идёт по следующему алгоритму:
По протоколу POP удобно работать, если email-ящиком пользуется лишь один человек с одного-единственного компьютера, а доступ в интернет ограничен или непостоянен.
Что такое IMAP
IMAP — протокол прикладного уровня для получения доступа к электронным сообщениям. Является аналогом POP3, с той лишь разницей, что imap mail работает непосредственно на сервере и позволяет получать возможность входа в электронную почту везде, независимо от территориального местоположения пользователя, и с любого устройства.
Читая сообщения электронной почты при использовании IMAP пользователь не скачивает и не сохраняет их на компьютере, а читает из службы электронной почты. Это позволяет получать доступ к письмам с любого устройства, независимо от месторасположения.
Сервер IMAP может находиться в четырёх состояниях
Помимо серверов входящей и исходящей почты, в обработке писем используется DNS (Domain Name System) сервис. Он обеспечивает работу системы доменных имен и преобразует IP-адреса в доменные имена и наоборот.
Корпоративная почта и виды ее создания
Корпоративная почта — это корреспонденция в электронном виде, которой пользуются, крупные фирмы и организации, имеющие деловую переписку. Ее главное отличие от личной — это сам адрес. Обычно, для корпоративной почты используют адреса формата: «manager@companyname.com».
На сегодняшний день, существует несколько вариантов создания корпоративной почты для своего предприятия. Выбирая метод, необходимо учитывать следующее:
Бесплатный email на базе почтовых сервисов
Этот способ является самым простым и быстрым. Он подразумевает регистрацию личного емейл-ящика на каком-либо бесплатном сервисе: Gmail.com, Yandex.ru, Ukr.net, Mail. ru и т.д. Такую почту регистрирует каждый сотрудник на себя.
Плюсы этого метода:
Но если расценивать этот способ в отношении целой организации, то минусов окажется довольно много:
Почта на основе домена
Этот метод заключается в регистрации почты, используя платные возможности и предложения все тех же почтовых сервисов, что и в бесплатном варианте. Однако выбирая платный пакет услуг «Почта на домене», вы приобретаете корпоративный email-ящик для вашего домена на специальных условиях. Такую услугу предоставляют Яндекс.Почта, Mail.ru и Google Workplace (G Suite).
Преимущества этого способа:
К недостаткам относят:
Создание бизнес-email, используя почтовый хостинг
Этот способ пользуется популярностью среди организаций, имеющих свой сайт, домен которого расположен на сервере конкретного хостинга. В данной ситуации у организации есть возможность размещать почтовые ящики, используя любые имена, и при этом указывать свой корпоративный адрес.
Достоинства этого способа:
К недостаткам этого метода можно отнести:
Персональный почтовый сервер
Самый трудоемкий и независимый способ — это размещение корпоративной почты на почтовом сервере, который принадлежит организации. Чтобы поднять универсальный почтовый сервер с web-интерфейсом (Postfix exim), понадобятся опыт в веб-администрировании Linux или Windows. Также для этого необходимо будет заказать VPS или арендовать целый сервер.
Затруднительность в реализации этого способа состоит в том, что потребуются определенные технические ресурсы и оборудование:
Несомненно это способ самый затратный, однако преимущества и открывающиеся возможности могут целиком компенсировать все вложения.
Несмотря на большое количество преимуществ, создание почтового сервиса имеет и некоторые минусы:
Чтобы выбрать наиболее оптимальное решение, создавая корпоративную почту, следует взвесить все за и против. Оценить объем поступаемой и отправляемой корреспонденции, штат сотрудников, бюджет и технические возможности компании.
Часто задаваемые вопросы
Что такое почтовый сервер?
Это компьютерная программа, которая обрабатывает электронную почту.
Как работает почтовый сервер?
Что такое протокол почтового сервера?
Для непрерывной и синхронизированной работы, все почтовые сервера подчиняются трем основным протоколам, которые отвечают за пересылку сообщений:
Что такое почтовый клиент?
Это программное приложение, которое позволяет взаимодействовать с разными почтовыми ящиками на одной платформе.
Виды электронной почты
Провайдерская — выделяется провайдером, которая предоставляет доступ в интернет пользователю.
Корпоративная почтовая служба — почтовый сервер в данной ситуации принадлежит организации, а почтовые ящики выделяются сотрудникам.
Коммерческая почтовая служба — предоставляются почтовые ящики за отдельную оплату. Деньги платятся именно за создание и поддержку почтового ящика.
Бесплатная почтовая служба — предоставляется возможность пользоваться всем желающим.
У многих пользователей или системных администраторов при взаимодействии с системами электронной почты появляются определенные затруднения. Это объясняется тем, что у почтового сервера более сложное устройство, чем у файловых, серверов терминалов или роутеров. Однако, разобравшись во всех нюансах работы электронной почты, легко можно определиться с выбором почты, настроить ее под свои нужды или нужды компании, для эффективной работы с корреспонденцией.
Почтовый сервер
В наше время трудно найти человека, который не пользовался бы электронной почтой. Бумажные письма уже никто не посылает, если только это не официальный документ, требующий распечатки в «твердой копии».
Другие виды переписки окончательно перешли в электронный вид. В отличие от бумажной почты, доставка электронной осуществляется в течение нескольких секунд, либо минут, если требуется передать присоединенный файл большого объема.
Сервис электронной почты появился задолго до того, как возник сам интернет, по крайней мере, в том виде, как мы используем его сегодня. Термин email (electronic mail) был введен еще в 60-е годы, однако стал широко использоваться в форме, близкой к сегодняшней, только с конца 70-х годов прошлого века.
Протоколы email-систем
Для электронной почты используются три основных протокола:
IMAP (Internet Mail Access Protocol) (англ. протокол доступа к почте интернет) используется при получении электронных писем. Он сохраняет письма на почтовом сервере получателя и, не загружая их на компьютер пользователя, обеспечивает их просмотр через интерфейс электронной почты. Это помогает экономить место в памяти компьютера пользователя, однако на почтовый сервер это налагает высокие требования к объему СХД.
POP (Post Office Protocol) также используется для входящих писем. Основное различие этих двух протоколов в том, что РОР загружает все тело письма в компьютер пользователя и удаляет письмо с почтового сервера после того, как пользователь открыл его в интерфейсе электронной почты. Для сервера это экономит объем СХД, однако пользователь должен регулярно следить за объемом своей почты и удалять «мусор». Впрочем, не вредно то же делать и в случае с почтовым сервером IMAP. Текущей версией этого протокола является POP3.
SMTP (Simple Mail Transfer Protocol) (англ. простой протокол передачи почты) используется для передачи электронных писем на почтовый сервер отправителя и затем на почтовый сервер получателя, где начинают работать протоколы РОР3 и / или IMAP.
Почтовый сервер
Почтовый сервер – это программное приложение, которое получает входящие электронные письма от местных пользователей (т. е. находящихся в том же домене), что и получатель, а также от удаленных пользователей (т. е. находящихся в другом домене), и посылает исходящие письма. Термин «местный» применительно к домену электронной почты не должен вводить в заблуждение. Например, пользователи почтового сервиса Google Mail могут находиться на разных континентах, но использовать один и тот же домен gmail.com, и поэтому относительно друг друга они – «местные» (local).
Физический (или виртуальный) компьютер, на котором установлено это программное приложение, также может называться почтовым сервером. На рисунке ниже показано именно такое значение термина «почтовый сервер» (mail server).
Работа почтового сервера (источник: interserver.net)
На рисунке показаны два вида почтового сервера. Те, которые используются для исходящей почты, называются MTA (Mail Transfer Agents). Серверы, предназначенные для входящих сообщений с использованием протоколов POP3/IMAP, называются MDA (Mail Delivery Agents).
Сервер DNS (Domain Name System) обеспечивает работу системы доменных имен. Он преобразует IP-адреса в доменные имена и наоборот. DNS используется, чтобы обнаруживать почтовый сервер другой стороны. По доменному имени сервера назначения сервер DNS определяет его IP-адрес и отправляет почту на указанный электронный ящик.
Эти серверы работают следующим образом:
Если при передаче сообщения происходит какая-то ошибка, то его передача откладывается. На каждом почтовом сервере образуется очередь из непринятых или неотосланных сообщений. Если при этом происходит заполнение доступного пространства хранения, то пользователь при попытке отправки сообщения может получить извещение о невозможности принятия сообщений почтовым сервером.
Webmail
Webmail – это email-аккаунт, доступный через веб-браузер службы электронной почты. Как правило, это бесплатные и доступные почтовые сервисы на сайтах популярных интернет-провайдеров, таких как Hotmail, Gmail, Yahoo, Яндекс, mail.ru и др. При этом программа-клиент на компьютере пользователя не устанавливается.
Webmail обеспечивает доступ пользователя к почте только при наличии интернет-подключения, то есть пользователь не может читать уже полученные сообщения, если он находится в режиме офлайн.
Некоторые провайдеры Webmail, например Google Mail, предоставляют возможность кастомизации адреса электронной почты так, чтобы он был неотличим от корпоративной (например, username@company.com, либо username@userfamilyname.com). Однако такой адрес электронной почты на DNS-сервере привязан к почтовому серверу Google Mail. Обычно такая услуга предоставляется за плату.
Cloud Mail
Многие облачные сервис-провайдеры предоставляют также услугу SaaS Cloud Exchange – облачный хостинг корпоративной электронной почты. Например, он может быть на базе Microsoft Exchange Server. Хостинг Exchange не требует никаких затрат на развертывание, обслуживание и администрирование. Все лицензии Microsoft обычно уже включены в стоимость. Облачный сервис MS Exchange обеспечивает полную поддержку Outlook, онлайн-доступ через браузер ПК и мобильных устройств, включая почту, календари, контакты, адресные книги, задачи и общие папки.
Как Webmail, так и Cloud Mail обычно предоставляют услугу автоматического сканирования входящих и исходящих писем на наличие вирусов и вредоносных программ, а также фильтрации спама. Кроме того, многие провайдеры, например Google Mail, также осуществляют категоризацию полезных почтовых рассылок, автоматически раскладывая их по папкам, например «Соцсети», «Промоакции» и пр. Это экономит время пользователя, в этом случае он получает в свой почтовый ящик только сообщения, необходимые для текущего бизнеса, и имеет возможность ознакомиться с интересующими его рассылками, выделив для этого специальное время.
Выбор оборудования для почтового сервера
При выборе сервера для почтового сервиса предприятия часто допускаются ошибки при расчете его конфигурации из-за неверных представлений о требованиях к ресурсам. Например, все возрастающее быстродействие компьютеров дает повод думать, что для почтового сервера непременно нужен компьютер самой последней и известной модели с наивысшими на данный момент характеристиками по быстродействию и с самым мощным процессором. Даже в том случае, если в организации требуется получать и отсылать не более нескольких тысяч писем в день.
Например, для компании, в которой работает не более 100 человек, можно ориентироваться на цифру 5000 писем в день. То есть не более 50 писем в день на пользователя: вряд ли кто-то посылает больше, если только он не занимается спам-рассылками. При восьмичасовом рабочем дне это означает, что в среднем почтовый сервер не будет обрабатывать больше 10 сообщений в минуту. То есть получается, что одно сообщение в несколько килобайт обрабатывается менее, чем за 6 секунд. Это очень приблизительная оценка, здесь не принимается во внимание то, что письма могут приходить «пачками» и иметь какие-то вложения, размер которых может исчисляться мегабайтами.
Для почтового сервера, который не выполняет операции сканирования контента (вирусы, спам, и т.п.), производительность обычно привязана не к быстродействию процессора, а к показателю IOPS для СХД, в частности ко времени поиска данных на жестком диске. Поэтому для почтового сервера очень важно качество и конфигурация контроллера ввода-вывода. Добавление мощности процессора не поможет решить задачу повышения производительности почтового сервера. В современных компьютерах скорость CPU обычно гораздо выше, чем показатель IOPS контроллера ввода-вывода, поэтому инвестировать в гигагерцы процессора в данном случае большого смысла нет. Для процессора с тактовой частотой в 1 ГГц обработка нескольких тысяч почтовых сообщений в минуту не составит большой проблемы.
Добавление функции сканирования контента немного увеличит нагрузку на процессор, но контроллер ввода-вывода также потребует большей производительности. Но опять же обработка нескольких писем в секунду не составит большой проблемы.
При этом не следует забывать, что сотрудники захотят читать свои письма на почтовом сервере, а не загружать их на свой компьютер. Для этого нужно дополнительное программное обеспечение. Но, как в случае с протоколами обработки сообщений POP3/IMAP, это также будет больше нагружать I/O-контроллер, чем процессор. При этом число пользователей сервера также не играет большой роли в отличие от режима их работы. Как часто пользователи проверяют свой почтовый ящик? Если 100 пользователей захотят делать это каждые 5 минут, то в среднем обращение к серверу будет происходить раз в три секунды. Проверка наличия новой почты займет доли секунды, что не будет создавать большой нагрузки.
Наконец, что касается объема дисковой СХД. Используя предыдущие исходные данные, можно дать следующие оценки: предположим, что:
Поэтому при 200-дневном рабочем годе для хранения такого объема сообщений на сервере потребуется примерно 80 Гбайт в год. Обычный жесткий диск объемом в 1 Тбайт обеспечит хранение писем для небольшой организации в 100 пользователей на более чем 10-летний срок, даже если ничего не удалять.
Такая оценка может показаться слишком грубой, однако более точные цифры дать затруднительно. Производительность оборудования зависит от множества факторов, поэтому какие-то конкретные цифры и диапазоны могут ввести в заблуждение. Необходимо использовать реалистичные оценки каждой конкретной ситуации, но одно можно сказать определенно: в большинстве случаев не стоит покупать для почтового сервера самую мощную машину, если только не стоит цель потратить выделенный ИТ-бюджет, чтобы на следующий год его не уменьшили. Однако не стоит вдаваться в другую крайность и ставить для почты самый «завалящий» сервер. Даже если производительность старой машины может показаться достаточной, ее компоненты могут быть изношены, гарантия может быть истекшей, а ПО – устаревшим.
Что такое SMTP-сервер
В статье мы рассмотрим, что такое SMTP-сервер. Для этого сначала разберемся, как работают почтовые серверы, что такое сервер входящей и исходящей почты и в чём их отличия.
Что такое почтовый сервер и как он работает
Почтовый сервер (сервер электронной почты) — это агент, который отвечает за прием и передачу сообщений в системе пересылки электронной почты. Чтобы лучше понять роль почтового сервера в этой системе, рассмотрим, как она устроена.
Система пересылки построена на взаимодействии нескольких сущностей — веб-интерфейса (или почтового клиента) отправителя и сервера отправителя, а также веб-интерфейса (или почтового клиента) получателя и сервера получателя.
Веб-интерфейс — это графический интерфейс электронного ящика. С его помощью отправитель формирует письмо — пишет текст, прикрепляет файлы и указывает адрес, а получатель просматривает содержимое письма и может определить адресата. Веб-интерфейс работает через браузер и требует подключения к сети. Примеры веб-интерфейсов: Mail.ru, Gmail, Яндекс.Почта. Почтовый клиент — это программа, с помощью которой можно контролировать несколько электронных ящиков и работать с ними из одного места. Для работы почтовый клиент не требует подключения к интернету. Примеры клиентов: Thunderbird, Mailbird Lite, Microsoft Outlook,TouchMail. То есть почтовый клиент и веб-интерфейс – это разные способы попасть в тот или иной электронный почтовый ящик.
За любым почтовым ящиком закреплены определенные почтовые серверы. Например, за почтовыми ящиками Mail.ru закреплены серверы компании Mail.ru Group, а за почтовыми ящиками Gmail – серверы компании Google.
Рассмотрим работу системы пересылки на примере. Допустим, ваш электронный адрес — test-site@mail.ru. Чтобы отправить сообщение, вы заходите в веб-интерфейс Mail.ru, пишете текст, указываете адрес и нажимаете «Отправить». После этого письмо попадает на один из серверов Mail.ru Group. Сначала сервер проверит письмо на спам. Затем он определит, какой из серверов соответствует адресу получателя и передаст ему письмо. Допустим, адрес получателя — test@gmail.ru. Значит письмо попадёт на один из серверов Google. Google-сервер также сначала проверит содержание сообщения, а затем отправит на Gmail. Только после этого получатель сможет посмотреть письмо.
Если адресат test@gmail.ru захочет ответить на письмо отправителя test-site@mail.ru, произойдёт то же самое, только в обратном порядке. При этом в пересылке письма могут участвовать уже совершенно другие сервер-отправитель и сервер-получатель. Поскольку между почтовым адресом и сервером нет конкретной привязки, клиент может выбрать любой из серверов системы, который соответствует критерию «входящий» или «исходящий».
Чем отличаются входящий и исходящий серверы
Любой сервер можно настроить по-разному. Выбор настроек будет зависеть от количества используемых машин, общей нагрузки и конкретных целей. Варианты настроек:
Как узнать, сервер входящей или исходящей почты используется? На это укажет тип протокола. В системе пересылки электронных сообщений серверы взаимодействуют между собой с помощью протоколов передачи данных. Сервер входящих сообщений работает благодаря протоколам POP3 и IMAP, а сервер исходящих благодаря протоколу SMTP. По типу протокола можно определить, какие настройки выставлены для машины.
Что такое SMTP-сервер
SMTP (англ. Simple Mail Transfer Protocol) — это сетевой протокол, который отвечает за отправление писем. Серверы, которые работают с помощью этого протокола, называются серверами исходящей почты. Их задачи:
Чтобы передать сообщение, SMTP-серверу сначала нужно установить контакт с сервером получателя (входящим сервером). Для этого серверы обмениваются командами через TCP-соединение. Такой обмен называют SMTP-сессией. Каждая сессия может состоять из одной или нескольких команд. Основные команды сессии:
Для работы SMTP использует три типа портов: 25 и 587 — для соединения без шифрования и 465 порт SSL SMTP (или SMTPS) — в случае защищенного шифрованного соединения.
Где и как можно настроить SMTP-соединение
Чтобы работать через SMTP-соединение, можно настроить сервер самостоятельно или использовать машину с уже готовыми настройками. Можно использовать следующие основные варианты:
Заказать у интернет-провайдера. В этом случае вам не придётся самостоятельно настраивать сервер. Однако вы можете столкнуться с ограничениями скорости и количества пересылаемых писем. Прежде чем выбирать этот вариант, уточните условия договора или свяжитесь со службой поддержки.
Настроить на базе хостинга. Если у вас есть сайт, для обмена сообщениями достаточно настроить сервер хостинг-провайдера. Например, можно настроить почту на хостинге REG.RU. В этом случае вы не будете иметь ограничений по количеству или скорости. При этом стоит учитывать, что ваш домен в любой момент могут заблокировать по жалобе от пользователей. Это скажется на репутации всего сайта.
Заказать на коммерческом сервисе. Этот вариант подойдет в случае, если вы планируете регулярные рассылки в больших масштабах. Использование специальных сервисов увеличивает шанс, что письма будут попадать не в «Спам», а во «Входящие». Чаще всего сервисы предлагают несколько вариантов тарифов. Чтобы выбрать оптимальный, рассчитайте примерное количество писем, которые вы планируете отправлять ежемесячно.
Настроить в бесплатном сервисе. Возможность отправлять письма через SMTP предусмотрена в любом современном почтовом сервисе. Так же как и в случае с хостингом, бесплатные сервисы имеют ограничения на количество рассылаемых писем. Чтобы эффективно использовать данный вариант, можно завести несколько аккаунтов и настроить распределенную рассылку.
Настроить в виртуальной среде. Этот вариант идеально подходит для массовых рассылок. В то же время он имеет значимые недостатки. Чтобы использовать виртуальную среду, её нужно грамотно настроить. Это потребует затрат — финансовых (если вы решите вызвать специалиста) или временных (если вы решите разобраться в настройках самостоятельно). Также вам потребуется выделенный IP-адрес.
Из статьи вы узнали, что такое сервер входящей почты. Теперь вы понимаете, как он работает и какие имеет преимущества, а также какие варианты настройки SMTP-соединения можно использовать.