Что значит сентиментализм в литературе
Сентиментализм в руской литературе
Вы будете перенаправлены на Автор24
Сентиментализм в русской литературе
Сентиментализм наиболее ярко из всех литературных направлений отражает в себе культ чувствительности. В сентиментальных произведениях на первое место ставятся чувства и переживания героев, а великие идеи или даже сюжет зачастую стоят на втором месте.
Сентиментализм как явление возник в двадцатых годах восемнадцатого века за рубежом. Наиболее известные и яркие представители зарубежного сентиментализма: С. Ричардсон, Л. Стерн, Ф. Шиллер, И. В. Гёте, Ж. Ж. Руссо. Зарубежный символизм имел схожие черты с русским символизмом – так как, и там, и там на первое место ставились чувства и переживания главных героев. Сентиментализм играет важную роль в мировой истории, культуре и в мировом искусстве. Долгое время сентиментализм оставался одним из самых популярных направлений, поскольку мог наиболее точно выразить и передать общую идею и картину произведения. Именно поэтому данное направление пользовалось популярностью у зарубежных писателей восемнадцатого века.
Сентиментализм в русской литературе имеет следующие характерные особенности:
Готовые работы на аналогичную тему
Представителями сентиментализма в России являлись: М.Н. Карамзин, М. Н. Муравьев, И. И. Дмитриев, В. А. Жуковский, А. Радищев. Именно они стали основоположниками этого направления в России. В России существовало два направления сентиментализма:
Значение сентиментализма в русской литературе
В русской литературе сентиментализм получил широкое распространение, а также оказал значительное влияние на нее. Он сыграл важную роль своим обращением во внутренний мир человека. Также произошло благодаря сентиментализму:
Таким образом, из всего этого можно сделать вывод о значении сентиментализма в русской литературе. Во-первых, сентиментализм помог определить культ чувства, вывести переживания героев на первый план и показать всю их важность. Во-вторых, сентиментализм помог четче и лучше понять то, что на тот период являлось основным народным течением. Ведь от чувств людей напрямую зависят их поступки. В-третьих, сентиментализм помог сформировать взгляд на быт и традиции России, определил консерватизм и стабильность бытового обихода персонажей. В-четвертых, сентиментализм способствовал подъему нравственных качеств человека, морали, честности, верности.
Сентиментализм
Доминантой «человеческой природы» сентиментализм объявил чувство, а не разум, что отличало его от классицизма. Не порывая с Просвещением, сентиментализм остался верен идеалу нормативной личности, однако условием её осуществления полагал не «разумное» переустройство мира, а высвобождение и совершенствование «естественных» чувств. Герой просветительской литературы в сентиментализме более индивидуализирован, его внутренний мир обогащается способностью сопереживать, чутко откликаться на происходящее вокруг. По происхождению (или по убеждениям) сентименталистский герой — демократ; богатый духовный мир простолюдина — одно из основных открытий и завоеваний сентиментализма.
Содержание
Сентиментализм в английской литературе
Родиной сентиментализма была Англия. В конце 20-х годов XVIII в. Джеймс Томсон своими поэмами «Зима» (1726), «Лето» (1727) и Весна,Осень., впоследствии соединёнными в одно целое и изданными (1730) под названием «Времена года», содействовал развитию в английской читающей публике любви к природе, рисуя простые, непритязательные сельские ландшафты, следя шаг за шагом за различными моментами жизни и работ земледельца и, видимо, стремясь поставить мирную, идиллическую деревенскую обстановку выше суетной и испорченной городской.
В 40-х годах того же столетия Томас Грей, автор элегии «Сельское кладбище» (одно из известнейших произведений кладбищенской поэзии), оды «К весне» и др., подобно Томсону, старался заинтересовать читателей деревенскою жизнью и природою, пробудить в них сочувствие к простым, незаметным людям с их нуждами, горестями и верованиями, придавая вместе с тем своему творчеству задумчиво-меланхолический характер.
Другой характер носят знаменитые романы Ричардсона — «Памела» (1740), «Кларисса Гарло» (1748), «Сэр Чарльз Грандисон» (1754) — также являющиеся ярким и типичным продуктом английского сентиментализма. Ричардсон был совершенно нечувствителен к красотам природы и не любил её описывать, — но он выдвинул на первое место психологический анализ и заставил английскую, а затем и всю европейскую публику живо интересоваться судьбою героев и особенно героинь его романов.
Лоренс Стерн, автор «Тристрама Шенди» (1757—1766) и «Сентиментального путешествия» (1768; по имени этого произведения и самое направление было названо «сентиментальным») соединял чувствительность Ричардсона с любовью к природе и своеобразным юмором. «Сентиментальное путешествие» сам Стерн называл «мирным странствием сердца в поисках за природою и за всеми душевными влечениями, способными внушить нам больше любви к ближним и ко всему миру, чем мы обыкновенно чувствуем».
Сентиментализм во французской литературе
Перейдя на континент, английский сентиментализм нашёл во Франции уже несколько подготовленную почву. Совершенно независимо от английских представителей этого направления Аббат Прево («Манон Леско», «Клевеланд») и Мариво («Жизнь Марианны») приучили французскую публику восторгаться всем трогательным, чувствительным, несколько меланхолическим.
Под тем же влиянием создалась и «Юлия»или «Новая Элоиза» Руссо (1761), который всегда с уважением и сочувствием отзывался о Ричардсоне. Юлия многим напоминает Клариссу Гарло, Клара — её подругу, miss Howe. Морализирующий характер обоих произведений также сближает их между собою; но в романе Руссо играет видную роль природа, с замечательным искусством описываются берега Женевского озера — Вевэ, Кларан, роща Юлии. Пример Руссо не остался без подражания; его последователь, Бернарден де Сен-Пьер, в своём знаменитом произведении «Поль и Виржини» (1787) переносит место действия в Южную Африку, точно предвещая лучшие сочинения Шатобреана, делает своими героями прелестную чету влюбленных, живущих вдали от городской культуры, в тесном общении с природою, искренних, чувствительных и чистых душою.
Сентиментализм в русской литературе
В Россию сентиментализм проник в 1780-х–начале 1790-х благодаря переводам романов «Вертер» И.В.Гете, «Памела», «Кларисса» и «Грандисон» С.Ричардсона, «Новая Элоиза» Ж.-Ж. Руссо, «Поль и Виржини» Ж.-А.Бернардена де Сен-Пьера. Эру русского сентиментализма открыл Николай Михайлович Карамзин «Письмами русского путешественника» (1791–1792).
Его повесть «Бедная Лиза» (1792) – шедевр русской сентиментальной прозы; от гетевского Вертера он унаследовал общую атмосферу чувствительности, меланхолии и темы самоубийства.
Сочинения Н.М.Карамзина вызвали к жизни огромное число подражаний; в начале 19 в. появились «Бедная Лиза» А.Е.Измайлова (1801), «Путешествие в Полуденную Россию» (1802), «Генриетта, или Торжество обмана над слабостью или заблуждением» И.Свечинского (1802), многочисленные повести Г.П.Каменева («История бедной Марьи»; «Несчастная Маргарита»; «Прекрасная Татьяна») и пр.
Иван Иванович Дмитриев принадлежал к группе Карамзина, выступавшей за создание нового поэтического языка и боровшейся против архаического высокопарного слога и изживших себя жанров.
Сентиментализмом отмечено раннее творчество Василия Андреевича Жуковского. Публикация в 1802 перевода Элегии, написанной на сельском кладбище Э.Грея стала явлением в художественной жизни России, ибо он перевел поэму «на язык сентиментализма вообще, перевел жанр элегии, а не индивидуальное произведение английского поэта, имеющее свой особый индивидуальный стиль» (Е.Г.Эткинд). В 1809 Жуковский написал сентиментальную повесть «Марьина роща» в духе Н.М.Карамзина.
Русский сентиментализм к 1820 исчерпал себя.
Он был одним из этапов общеевропейского литературного развития, который завершал эпоху Просвещения и открывал путь к романтизму.
Основные черты литературы сентиментализма
Итак, приняв во внимание все вышеперечисленное, можно выделить несколько основных черт русской литературы сентиментализма: уход от прямолинейности классицизма, подчеркнутая субъективность подхода к миру, культ чувства, культ природы, культ врожденной нравственной чистоты, неиспорченности, утверждается богатый духовный мир представителей низших сословий. Внимание уделяется душевному миру человека, а на первом месте стоят чувства, а не великие идеи.
В живописи
Направление западного искусства второй половины XVIII., выражающее разочарование в “цивилизации”, основанной на идеалах “разума” (идеологии Просвещения). С. провозглашает чувство, уединенное размышление, простоту сельской жизни “маленького человека”. Идеологом С. считается Ж.Ж.Русо.
Некоторое влияние на русских живописцев оказали и английские пейзажисты, например, такие мастера идеализированного классицистического пейзажа, как Я.Ф. Хаккерт, Р.Уилсон, Т.Джонс, Дж.Форрестер, С.Дэлон. В пейзажах Ф.М. Матвеева прослеживается влияние «Водопадов» и «Видов Тиволи» Я. Мора.
В английском вкусе были исполнены миниатюры Г.И. Скородумова и А.Х. Ритта; на фарфоре воспроизводились исполненные Дж. Аткинсоном жанровые «Живописные зарисовки манер, обычаев и развлечений русских в ста раскрашенных рисунках» (1803-1804).
Француз по происхождению П.Э. Фальконе был учеником Рейнолдса и поэтому представлял английскую школу живописи. Представленный в его произведениях традиционный английский аристократический пейзаж, восходящий к Ван Дейку английского периода, не получил широкого признания в России.
Однако картины Ван Дейка из коллекции Эрмитажа, были часто копируемы, что способствовало распространению жанра костюмированного портрета. Мода на изображения в английском духе приобрела большее распространение после возвращения из Британии гравера Скородмова, назначенного «кабинета Ея императорского величества гравером» и избранного Академиком. Благодаря деятельности гравера Дж. Уокера в Петербурге распространялись гравированные копии картин Дж. Ромини, Дж. Рейнолдса, У. Хора. В записках, оставленных Дж. Уокером, много говорится о преимуществах английского портрета, а также описывается реакция на приобретенные Г.А. Потемкиным и Екатериной II картины Рейнолдса: «манера густо накладывать краску … казалась странной … на их (русских) вкус это было чересчур». Однако как теоретик Рейнолдс был принят в России; в 1790 на русский язык были переведены его «Речи», в которых, в частности, обосновывалось право портрета принадлежать к ряду «высших» родов живописи и вводилось понятие «портрет в историческом стиле».
Значение слова «сентиментализм»
1. Течение в литературе и искусстве второй половины 18 — начала 19 вв., характеризующееся особым вниманием к душевному миру человека, к природе и вместе с тем идеализацией действительности.
2. Устар. Сентиментальность. Иногда в рассказах о своей семейной жизни [Кречетов] разнеживался до сентиментализма. Панаев, Литературные воспоминания.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Доминантой «человеческой природы» сентиментализм объявил чувство, а не разум, что отличало его от классицизма. Не порывая с Просвещением, сентиментализм остался верен идеалу нормативной личности, однако условием её осуществления полагал не «разумное» переустройство мира, а высвобождение и совершенствование «естественных» чувств. Герой просветительской литературы в сентиментализме более индивидуализирован, его внутренний мир обогащается способностью сопереживать, чутко откликаться на происходящее вокруг. По происхождению (или по убеждениям) сентименталистский герой — демократ; богатый духовный мир простолюдина — одно из основных открытий и завоеваний сентиментализма.
Наиболее выдающиеся представители сентиментализма — Джеймс Томсон, Эдуард Юнг, Томас Грей, Лоренс Стерн (Англия), Жан Жак Руссо (Франция), Николай Карамзин (Россия).
СЕНТИМЕНТАЛИ’ЗМ [сэ], а, мн. нет, м. [фр. sentimentalisme]. 1. Литературное направление конца 18 и начала 19 века, пришедшее на смену классицизму и характерное особенным вниманием к индивидуальному душевному миру человека и стремлением к изображению переживаний героев в условиях обыденной, но идеализируемой жизни (лит.). 2. Сентиментальное отношение к окружающему (книжн.). Его речи проникнуты сентиментализмом.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова диапозитив (существительное):
Сентиментализм в литературе – это определенное литературное направление, основной чертой которого является акцент на чувстве, именно ему в сентиментальных произведениях уделяется основное внимание.
Само понятие сентиментализма значительно шире и охватывает не только литературу, но и всю культуру в целом, но наибольшее свое распространение это направление приобрело в литературе и живописи.
Основные литературные направления представлены в таблице:
Зарождение сентиментализма
Сентиментализм как литературное направление зародилось на Западе, родиной его считается Англия. Именно в английской литературе уже в 10-20-х годах XVIII века возникает сентиментальная традиция.
Ее появление связано не с прозой, как произошло в нашей литературе, а с поэзией. В начале века английские поэты-сентименталисты уже сформировали свою школу, но в основном национальном литературном процессе не играли практически никакой роли.
Произошло это по той причине, что в первую половину XVIII века в Англии процветал просветительский роман и классическая поэзия. Эти процессы отодвинули триумф сентиментализма на более поздние годы.
На расцвет сентиментализма повлияли исторические процессы. В 1850-60-е годы происходит кризис английской просветительской идеологии, как следствие аграрно-промышленного переворота.
В этих условиях просветительская литература отходит на задний план, теряет своего читателя, в то время как сентиментализм выходит на ведущее место среди литературных направлений.
Черты сентиментализма
Первыми чертами сентиментализма, чуждыми предшествовавшему ему классицизму, становятся следующие особенности ранних сентиментальных текстов:
появление новой тематики: обращение к описанию природы родных мест, жизни низких социальных слоев;
негативная реакция на «правила» классической поэзии;
отбрасывание в сторону рассудительности, в замен этому обращение к «голосу сердца»;
изображение внутренней борьбы человеческих чувств;
правдивое повествование о жизни людей, соединенное с описанием природы;
исключение из лирики античных персонажей, богов и богинь, замена мифологии на христианскую религию;
допущение использования белого стиха (что было немыслимо в эпоху классицизма).
Особой чертой сентиментализма является идеализация жизни бедняков, крестьян, земледельцев и других незнатных сословий. Эту черту использовали практически все сентименталисты без исключения: как в ранний период развития литературного направления, так и во все последующие годы его существования.
Отдельную черту имела английская сентиментальная традиция. К ней относится введение в текст большой доли религиозного христианского учения, на что повлияла идеалистическая философия Беркли. Эта черта стала характерной исключительно для Англии, не получив распространения ни во Франции, ни позже в России.
Первый и основной жанр английской сентиментальной поэзии – это элегия. Особенностью этого жанра является изображение чувств горя и радости, как уже пережитых когда-то давно, благодаря этому буйство страстей было чуждо сентиментальной поэзии.
Другие виды жанров сентиментализма: ода, баллады, послания, эпиграммы, сентиментальный рассказ, сентиментальная повесть и др.
Сентиментализм в Европе
Зародившийся и расцветший в Англии сентиментализм был принят и другими странами, в частности Францией, тогда как другие европейские государства с меньшей степенью восприняли это литературное направление.
В 80-х годах, когда сентиментализм процветает в Англии и во Франции, в Германии Шиллер пишет труд «О наивной и сентиментальной поэзии», в котором утверждает, что сентиментализм оторван от реального мира, а распространился он за счет разрыва между жизнью и идеалом.
В Англии же сентиментализм был во главе около полувека и дошел до наивысшей точки популярности в обществе. Одним из первых крупных английских сентименталистов был Джеймс Томсон, шотландец по национальности, которому способности к литературе и фантазиям помешали стать священником, зато сделали его известным поэтом.
Он написал цикл поэм, которому дал общее название «Времена года». Другое его известное произведение это пьеса «Агамемнон», также он написал ряд других пьес, од и посланий.
Последователем Томсона является Эдуард Юнг. Нелегкая судьба драматурга, поэта и священника стала поводом к написанию его главного произведения «Жалобы, или Ночные думы о жизни, смерти и бессмертии».
Самым известным английским сентименталистом, безусловно, является Роберт Бернс. Если кратко описать его жизнь, следует сказать, что он был выходцем из шотландских крестьян и земледельцев, который приобрел неожиданную славу в Эдинбурге и Лондоне благодаря своему сборнику стихов «Стихотворения на шотландском диалекте».
Но эта слава была кратковременной. После прогремевшей французской революции взаимоотношения между ним и высшим обществом испортились, в народном поэте стали видеть силу и опасность для государства, поэтому дальнейшая жизнь Бернса была очень сложной и непростой.
Его главные произведения: «Веселые нищие», «Две собаки», «Макферсон перед казнью», «Честная бедность» и др.
Известным французским сентименталистом, оказавшим особое влияние на наш отечественный сентиментализм, является Жан-Жак Руссо. Его творчество в целом и в особенности произведение «Юлия или Новая Элоиза» приобрели огромную популярность в России.
Сентиментализм в России
Основоположником русского сентиментализма, безусловно, является Николай Михайлович Карамзин.
Русский сентиментализм как литературное направление сформировалось гораздо позже, чем это произошло в Англии или Франции. Изначально он существовал в качестве переводных книг. В России в 70-х годах любили читать Руссо, Ричардсона, Гёте. Определение русского сентиментализма возникло несколько позже, в 90-х годах.
Отличительные черты русского сентиментализма: сохранение культов природы и чувства, добавление культа нравственной чистоты, идеализация внутреннего мира людей, относящихся к низшим сословиям, внимание душевным переживаниям героев.
Первым отечественным сентиментальным произведением являются «Письма русского путешественника» Карамзина.
Помимо Карамзина у русского сентиментализма есть и другие представители, например, И.И. Дмитриев, А.Е. Измайлов, Г.П. Каменев, также сентиментальными являются и ранние произведения В.А. Жуковского, в частности, его элегии.
Тематика русских сентиментальных произведений осталась той же, как и за рубежом. Русские писатели также создавали тексты, где на первый план выходили чувства героев, они писали в основном про бедняков, крестьян и другие низшие слои населения.
Поэтому сравнения русского сентиментализма и западного важны в ключе преемственности нами литературной традиции европейских стран.
Сентиментализм в литературе — основные темы и идеи, примеры произведений
Сентиментализм в литературе – это определенное литературное направление, основной чертой которого является акцент на чувстве, именно ему в сентиментальных произведениях уделяется основное внимание.
Само понятие сентиментализма значительно шире и охватывает не только литературу, но и всю культуру в целом, но наибольшее свое распространение это направление приобрело в литературе и живописи.
Основные литературные направления представлены в таблице:
Сентиментальность vs сентиментализм: в чем разница
В основе слов сентиментализм и сентиментальность лежит французский корень sentiment — чувство. Во французский язык слово пришло из латинского, где глагол sentire обозначал чувствовать, ощущать.
Не случайно, когда мы говорим о ком-то сентиментальный, подразумеваем, что перед нами человек чувствительный, остро воспринимающий происходящее. Правда, есть в этом слове какая-то нота негатива.
Сентиментальность — это чувствительность с перебором, чрезмерное проявление эмоций.
*Сергей Корсун, карикатура «Сентиментальность», 2010 год
«Неспособные любить склонны к сентиментальности точно так же, как неспособные к братству склонны к панибратству». Фазиль Искандер, советский писатель
Сентиментализм — это художественное направление в искусстве и литературе, которое зародилось в 1710-х годах и в полную силу заявило о себе во второй половине XVIII века.
Разумность классицизма к этому времени сдает свои позиции, и литература начинает поглядывать в сторону обыкновенных людей и их простых человеческих чувств.
От разума к чувствам
Сентиментализм замыкает эпоху Просвещения, которая охватила весь XVIII век и породила ряд литературных направлений. Это классицизм и рококо, сентиментализм и предромантизм. Некоторые специалисты следующим за описываемым направлением считают романтизм, а сентиментализм отождествляют с предромантизмом. Каждое из этих направлений имеет свои характерные отличительные черты, у каждого своя нормативная личность, та, черты которой лучше других выражают тенденцию, являющуюся оптимальной для данной культуры. Можно назвать некоторые признаки сентиментализма. Это концентрация внимания на личности, на силе и власти чувств, прерогатива природы над цивилизацией.
Главное открытие сентиментализма
Границы сентиментализма трудно определить — это течение еще сильно привязано к традициям классицизма, но уже стремится слиться с романтизмом (его иногда так и называют — предромантизм).
Более того, сентиментализм оказал огромное влияние на реализм (что это?), особенно на творчество Диккенса, Флобера, Достоевского. Даже Пушкин в сентиментальных романах Лоренса Стерна отбраковывал лишнюю, на его взгляд, вычурную чувствительность и восхищался реалистичной наблюдательностью автора «Сентиментального путешествия».
Философский фундамент сентиментализма — идеи Жан-Жака Руссо о «естественном человеке» и сенсуализм английского мыслителя Джона Локка (1632–1704).
В человеке природой заложено нравственное чувство, с помощью которого он различает добро и зло и стремится к добродетели, но сохранить нравственную чистоту можно только вдали от цивилизации.
Открытие сентиментализма в том, что он переосмысливает человека и его связи с другими людьми. Чувствительность становится критерием нравственной ценности героя.
Сентименталистам не интересны ни героическое прошлое, ни яростная борьба страстей и пороков с добродетелью — все то, что так любили классицисты.
Круг интересов сентиментализма — частная жизнь простого человека.
Причем простого в самом демократическом смысле — героями сентиментальных произведений становятся представители низших сословий, но богатство внутреннего мира возвышает их над высшими слоями общества. Все это немыслимо для классицизма.
Жанры
Эмоциональное и чувственное восприятие мира вынуждало к использованию новых литературных жанров и возвышенной образной лексики, соответствующей идейной нагрузке. Упор на то, что в человеке должны преобладать естественные начала, и на то, что лучшей средой обитания является естественная, предопределил основные жанры сентиментализма в литературе. Элегия, дневник, психологическая драма, письма, психологическая повесть, путешествие, пастораль, психологический роман, мемуары стали основой произведений чувственных авторов.
Важно! Обязательным условием абсолютного счастья сентименталисты считали добродетель и высокую духовность, которые должны естественным образом присутствовать в человеке.
Основные признаки и черты сентиментализма
Выделим несколько базовых признаков сентиментализма:
*Жозеф-Дезире Кур, «Сборщица колосьев»
Больше всего сентименталисты почитали романы.
Чтобы читатель как можно глубже проник во внутренние переживания героя, авторы эпох сентиментализма находят новые жанры для произведений:
Часто повествование ведется от первого лица, а жанры произвольно смешиваются.
Сентиментализм в зарубежной литературе
Англия
Начало сентиментализму положили английские поэты Джеймс Томсон (1700–1748), Эдвард Юнг (1683–1765), Роберт Блэр (1699–1746), Томас Грей (1716–1771).
Их лирика (что это за жанр?) полна описаний природы, пронизана печальными мотивами, именно эти авторы продвигали жанр «кладбищенской поэзии», которая декларирует идею всеобщего равенства перед смертью.
«Сентиментальное путешествие» Стерна дало не только название течению сентиментализма, но и задало тон последующей литературе этого стиля — эмоциональную непринужденность, свободу выражения авторских мыслей и глубокий интерес к духовному миру и чувствам человека.
Франция
Первая скрипка французского сентиментализма — мыслитель, предвестник Французской революции, писатель Жан-Жак Руссо (1712–1778).
Философ утверждает, что человеческий разум пассивен, и именно чувства вдохновляют человека на деятельность.
«Вечно рассуждать — это мания мелких умов». Жан-Жак Руссо
Особенности сентиментализма Руссо:
У Руссо было множество последователей как во Франции, так и в других странах.
Германия
В Германии сентиментализм начался в 1740–х годах со споров о праве поэта на фантазию. В классицизме с этим были явные проблемы.
Вылились эти споры в громкое течение 70–80-х годов, известное под названием «Буря и натиск» по одноименной драме Клингера «Sturm und Drang». Штюрмеры считали, что творчество должно отображать отношение автора к описываемой им действительности.
Их взгляды на искусство опирались на идеи Руссо, традиции Шекспира.
Своеобразие «Бури и натиска» заключается в сплаве традиций сентиментализма с реалистической манерой изображения действительности.
Сентиментальный герой штюрмеров стремится к природе, признает начальное равенство людей, стремится к справедливости, но находится в тесном взаимодействии с обществом, часто выводится из узкого семейного круга на историческую арену, становится деятельным борцом за справедливость.
*Страдания, как они есть. Иллюстрация к роману «Страдания юного Вертера» художника Жана-Батиста Симоне
Раннее творчество Шиллера и Гете стало наиболее ярким образцом движения «Бури и натиска». А лирический роман Гете «Страдания юного Вертера» (1774) выводит немецкую литературу из разряда местечковой на невиданные доселе высоты, заодно вводя моду на самоубийства.
Сентиментализм в русской литературе
Первая волна сентиментальных романов началась в России в 1790 году с «Путешествия из Петербурга в Москву» А.Н.Радищева.
После него к жанру романа-путешествия обращались многие писатели: Карамзин, Сумароков, Измайлов, Шаликов и др. Такая форма открывала новые возможности для свободного выражения своих мыслей — это было важно для писателей-сентименталистов.
В романе-путешествии постоянно меняется картинка, чувства автора зависят от пейзажа за окном и от общения с простыми людьми.
Маленький человек приходит в русскую литературу именно в эпоху сентиментализма. Оказывается, что честь — это удел не только высших сословий. Доброе имя может быть у всякого человека, если у него чистая совесть.
В русской литературе сентиментализм расходится на два крыла:
*А.Г.Венецианов, Портрет Н.М.Карамзина, 1828 г.
Герои
Если для предшественника данного направления, классицизма, было характерно изображение героя-гражданина, человека, чьи действия подчинены разуму, то новый стиль в этом отношении произвел революцию. На первый план выходит не гражданственность и разум, а внутреннее состояние человека, его психологический фон. Чувства и естественность, возведенные в культ, способствовали абсолютному раскрытию скрытых чувств и мыслей человека. Каждый образ героя становился уникальным и неповторимым. Изображение такого человека становится самой главной целью этого течения.
В любом произведении писателя-сентименталиста можно найти тонкую чувствительную натуру, которая сталкивается с жестокостью окружающего мира.
Выделяются следующие особенности изображения главного героя в сентиментализме:
Крепостные и помещики
Признаки и черты сентиментализма в повести Бедная Лиза
Жемчужиной русского сентиментализма становится повесть Карамзина «Бедная Лиза» (1792) о роковой любви простой крестьянской девушки к дворянину.
Крестьянка в роли главной героини, да еще и наделенная способностью к высоким чувствам — такого русская литература до Карамзина и представить себе не могла! И хотя причиной неудавшейся любви становится социальная пропасть между героями, эту тему автор не поднимает.
В «Бедной Лизе» в полной мере раскрываются черты русского сентиментализма:
*О.А.Кипренский, «Бедная Лиза», 1827 г.
Повесть Карамзина стала предметом подражаний, а экспериментальный литературный язык, который вводит писатель в свои сочинения, вызвал бурные споры на несколько десятков лет вперед.
Наивность и далекие от реальности нравственные идеалы — признаки, характеризующие сентиментализм в «Бедной Лизе» и многочисленных сочинениях последователей Карамзина, тем не менее это литературное направление задало демократический вектор развития русской литературы.
Особенности лексики
Для языка сентиментального направления является характерным наличие распространенных лирических отступлений, в которых автор дает свою оценку описанному на страницах произведения. Риторические вопросы, обращения и восклицания помогают ему расставить правильные акценты и обратить внимание читателя на важные моменты. Чаще всего в таких произведениях преобладает экспрессивная лексика с использованием просторечных выражений. Знакомство с литературой становится возможным для всех слоев общества. Это выводит ее на новый уровень.
Сентиментализм как литературное направление