Что значит сеньориальные отношения
Значение слова «сеньория»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Сеньорией является совокупность земельных участков, в границах которых осуществляется землевладение, сбор пошлин и выплата периодических платежей. Сеньория, в некоторой степени, унаследовала характерные особенности римской виллы периода поздней античности и, в то же время, является следствием раздробления публичной власти незадолго до 1000 года. Для средневековой знати сеньория стала способом приоритетного выделения, согласно которому средневековые аристократы получали возможность обеспечить своё экономическое, политическое и общественное превосходство. С другой стороны, ограничение исключительных прав, принадлежащих сеньору, стало средством укрепления власти государства в конце эпохи средневековья и в период новой истории.
По оценке, в XVIII веке во Франции имелось от 40000 до 50000 сеньорий.
СЕНЬОРИ’Я, и, ж. (истор.). Область, принадлежавшая сеньору (см. сеньор в 1 знач.).
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова пришпоривать (глагол), пришпоривая:
Вассальные связи и отношения между сеньором и слугой
Времена средневековья вошли в историю значительным числом характерных явлений, среди которых самыми известными являются Крестовые походы, рыцарские турниры, строительство замков и жестокость инквизиции. На фоне всех этих событий развились новые государственные взаимоотношения — вассалитет.
Определение вассалитета
В то время правители поняли, что необходимо заручиться поддержкой феодалов, рассчитывать на их верность, и в случае необходимости иметь возможность распоряжаться армией для сохранности своей власти.
В свою очередь, вассалами назывались подданные сюзерена или короля, владеющие значительными и не очень земельными наделами.
Это интересно: годы правления Ивана Грозного, его биография и особенности политики правления.
Вассал в переводе с древнего кельтского языка означает «слуга», который был подчинён сюзерену и нёс военную повинность. Он был полностью зависим от своего короля политически и экономически. Изначально вассал, в переводе с кельтского языка означал «несвободный слуга». Если вначале это были личные отношения, то уже с IX века такие отношения переросли в имущественные. За свои услуги и службу наградой была земля вассала (феод) и бенефиций.
Вассалами становились как крупные феодалы, владевшие замками, городами и деревнями, так и солдаты, которые служили в государственной армии и получили в качестве награды хозяйства. Такие наделы вассалы короля в большинстве своём могли передавать своим наследникам. А дети и внуки, в свою очередь, обязаны были также нести королевскую службу.
Это интересно: барщина это что такое, примеры.
Вассал — лицо, обязанное более влиятельному сеньору службой и личной верностью.
Повинность вассала
За свои привилегии феодалы несли повинность и были обязаны по первому требованию короля:
Из таких незначительных отрядов за небольшой промежуток времени можно было собрать значительное войско. На этом обязанности вассалов не заканчивались. Им вменялось платить налоги в казну, стоять на страже границ государства.
Это интересно: боги Древней Греции список и описание.
У вельмож имелась своя иерархия, которая отражала степень власти и милости короля.
Иерархия феодалов короля:
Рыцари пользовались уважением и с честью представляли свои фамилии, но в качестве имущества у них были лишь лошади и доспехи. Каждый рыцарь мечтал о милости короля и заветных наделах, которые он мог получить в награду после успешной военной компании.
В обязанности слуги входила повинность — обязательное несение военной службы в количестве 40 дней в году.
А также слуга был обязан оказывать материальную помощь своему сеньору, сохранять с ним тесную связь и присутствовать в его совете.
Это интересно: что такое опричнина и ее последствия на Руси.
Обязательства сеньора
Сеньор же был обязан в случае необходимости защищать своих вассалов от внешних врагов и недружелюбных соседей.
Подобная взаимовыгодная система отношений существовала на протяжении нескольких веков.
Вначале западноевропейская система взаимных обязательств посодействовала стабилизации ситуации в европейских странах, но затем в её функционировании появились проблемы. Те, кто должен был рассчитывать на помощь своего сюзерена и быть обязанными ему своим положением, нередко сами получали немыслимую власть и обзаводились несметными богатствами.
В истории бывали случаи, когда знатные вассалы (герцоги и графы) имели богатств больше, нежели их король. Да и нельзя забывать о заговорах против монархов, во главе которых нередко стояла высшая знать.
Случались времена, когда власть короля была лишь условной, номинальной, а реальная сила была в руках знатных феодалов. Их власть была настолько велика, что они даже чеканили свою монету и занимались взиманием налогов. Такие процессы влияли на стабильность экономики государства, и провоцировала ссоры и распри между вельможами. Против короля выступало ещё одно устоявшееся правило тех лет: «вассал моего вассала — не мой вассал». Это означало, что власть короля могла распространяться на графов или герцогов, но не на их баронов.
Имея земли и власть, господа стремились к независимости. Вельможи не спешили надевать королевские мундиры, сами желали править.
Подобная ситуация не шла на пользу государству и провоцировала в нём междоусобные войны.
Вассальные отношения начинались с клятвы верности, которую феодал давал своему королю. Вначале этот ритуал был спонтанным, но спустя некоторое время, он стал ритуальным и обязательным. Завершался ритуал тем, что сюзерен передавал своему вассалу перчатку.
Средневековый слуга взамен на земельные наделы и титулы был обязан нести военную службу. Поступая на службу к более знатному вельможе, феодал передавал себя ему во власть. Такой процесс получил название «коммендации», а позже — «оммаж».
сеньориальный
Смотреть что такое «сеньориальный» в других словарях:
СЕНЬОРИАЛЬНЫЙ — СЕНЬОРИАЛЬНЫЙ, сеньориальная, сеньориальное (ист.). прил. к сеньор в 1 знач. и к сеньория. Сеньориальное право. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
Сеньориальный — прил. 1. соотн. с сущ. сеньор I, сеньория, связанный с ними 2. Свойственный сеньору [сеньор I], сеньории, характерный для них. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
сеньориальный — сеньориальный, сеньориальная, сеньориальное, сеньориальные, сеньориального, сеньориальной, сеньориального, сеньориальных, сеньориальному, сеньориальной, сеньориальному, сеньориальным, сеньориальный, сеньориальную, сеньориальное, сеньориальные,… … Формы слов
сеньориальный — сеньори альный … Русский орфографический словарь
Сеньориальный удел — Раздел земель по Статуту Болеслава Кривоустого: С … Википедия
деревня — устойчивое групповое поселение земледельцев на определенной территории, а также форма их общежития. До известной степени справедливо утверждение, согласно которому до рубежа второго тысячелетия сельские поселения на Западе нередко … Словарь средневековой культуры
Болеслав IV Кудрявый — У этого термина существуют и другие значения, см. Болеслав IV. Болеслав IV Кудрявый Bolesław IV Kędzierzawy Портрет работы Яна Матейко … Википедия
Статут Болеслава Кривоустого — Статут Болеслава Кривоустого политическое завещание польского князя Болеслава Кривоустого, в котором он установил порядок раздела польских земель между своими сыновьями и старшинство между ними. Условия Раздел земель по Статуту Болеслава… … Википедия
шампар — (champart), терраж (terrage), в средневековой Франции сеньориальный побор в виде части урожая (от 1/20 до 1/4) со злаков, винограда, льна и др.; им облагались некоторые земельные держания крестьян. Отменён Французской революцией в конце XVIII в.… … Энциклопедический словарь
гостеприимство — Прием у себя, в своем доме, чужого с целью предоставления ему крова, пищи, содействия и защиты. В качестве частного случая отношений дарообмена (Дар, обмен дарами), Г.о является, по определению М.Мосса, «всеобъемлющим социальным фактом».… … Словарь средневековой культуры
Сеньориальная монархия IX—XIII вв.
Вы будете перенаправлены на Автор24
Государство в эпоху сеньориальной монархии
Сеньориальная монархия – это форма феодального государства, созданная по принципу сюзеренитета-вассалитета. Политическая власть при такой монархии разделена между феодалами разного уровня и королем, которые связаны сеньориально-вассальными отношениями.
Верховным собственником земли являлся король. Наиболее крупные феодалы, которые смогли получить от короля землю в управление, считались вассалами короля.
Передача земли осуществлялась посредством инвеституры. Инвеститура – юридический акт передачи земельного лена (феода), сана, должности, закрепляющих вассальную зависимость и сопровождавшееся символическим обрядом (оммажем) с принесением клятвы: передачей горсти земли, меча, перчатки, копья, меча, скипетра, знамени и других символов власти. Вассал приносил присягу на верность и торжественно признавал себя «человеком» своего сеньора. По такой же схеме более крупные феодалы передавали феода более мелким феодалам.
В государстве сложилась система сеньор-вассал, когда действовало правило «вассал моего вассала не мой вассал».
Все королевство делилось на множество феодов, отдельных феодальных владений (графств, герцог и т.д.), формально считающихся его частью, но фактически представляющие из себя почти или полностью независимые политические образования. Центральная власть была сосредоточена в руках короля (его должность являлась выборной) и королевской курии (периодический съезд крупнейших феодалов).
Королевская курия, или генеральная курия, а впоследствии Большой королевский совет, представляла собой собрание, в которое входили представители высшего духовенства (епископ и аббаты), прямые вассалы короля (графы центральных районов страны). Курия созывалась королем для разрешения наиболее важных и насущных вопросов государственного управления и носила в большей степени совещательный характер.
Генеральная курия сеньориальной монархии отличалась аморфностью. Король созывал собрание только по случаю объявления войны или помазания короля. Никаких законодательных или фискальных функций данный совет не имел. Его полномочия напрямую зависели от способностей короля в обеспечении приговоров советов относительно крупных баронов. К XI веку король был в большей степени занят подчинением домена. Установление всей полноты власти над феодальными княжествами страны в его планы не входило.
Готовые работы на аналогичную тему
Король назначал министериалов и прево, они несли ответственность только перед королем. Властные полномочия крупных феодалов повторяла королевский домен, но в меньших размерах.
В правосудии действовали следующие правила:
Армия состояла из вассалов, которые формировали ополчение рыцарей. Главой группы выступал сеньор. Ополчения могли созываться из крестьян и горожан. Король и наиболее крупные феодалы имели собственные отряды наемников.
Общественные отношения во Франции IX—XIII вв.
Среди слоев населения выделяли феодалов, горожан, крестьян. Всех крестьян можно было причислить к одной из групп: лично свободные, или виллианы, и лично наследственно зависимые – сервы. Города в средневековой Франции стали появляться в X-XI вв. В XII-XIII вв. города начинают бороться за свою независимость, постепенно получая самоуправление и вооруженные силы.
В средневековой Франции сложился союз между королевской властью и горожанами, который был направлен против крупных феодалов.
Пополнение низших слоев феодалов осуществлялось за счет выделения зажиточных членов сельской общины. Сеньории низших слоев феодалов были невелики по размерам земельных наделов и по количеству зависимых крестьян.
По уровню богатства и степени своего могущества все феодалы подразделялись на несколько категорий:
В наиболее бесправном и худшем положении находилась дворовая прислуга феодалов, часто используемая для обработки собственной запашки.
Реформы Людовика IX
На становление государственности периода сеньориальной монархии большое влияние оказали реформы Людовика IX:
Сеньорально-вассальные отношения и феодальная иерархия
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 21:25, контрольная работа
Краткое описание
Цель данной работы – раскрыть сущность сеньорально-вассальных отношений в эпоху Раннего Средневековья, а также проследить их влияние на рыцарское сословие.
Для достижения этой цели были сформулированы следующие задачи:
— охарактеризовать сеньора и вассала как участников общественных отношений Раннего Средневековья;
— показать ритуал оммажа;
— проследить феодальную иерархию и выяснить её роль в общественных отношениях того времени;
— изучить типы сеньорально-вассальных отношений: их сходства и различия;
— изучить этику и нравы рыцарского сословия.
Хронологические рамки: V – середина XI вв.
Содержание
Введение……………………………………………………….…….
Сеньор и вассал. Понятие и процедура оммажа………………..
Феодальная иерархия……………………………………..…….
Типы сеньорально-вассальных отношений..……………….
Рыцарство: этика и нравы…………………………………….
Заключение………………. …………………………………..……..
Список используемых источников и литературы……………….
Вложенные файлы: 1 файл
Средние века.docx
КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Факультет истории и международных отношений
Кафедра истории Средних веков
по истории Средних веков
отношения и феодальная иерархия
к.и.н., доцент Терехова О. Н.
Список используемых источников и литературы……………….
Главным содержанием средневековой эпохи, которое определило её особенности, было возникновение и развитие нового общественного строя – феодального. Именно зарождение феодализма привело к эволюции в общественных отношениях: появлению новых классов, институтов, мировоззрения. Античные и варварские жрецы превратились в христианских священнослужителей, рабы – в крестьян, в военном же сословии выделились два лица, неразрывно связанные друг с другом и обладающие существенным значением для понимания той эпохи – сеньор и вассал.
Средневековье было суровым временем в жизни всех стран Западной Европы. Ни одна из них не представляла собой сплочённого, сильного, целого государства. Франция, Германия, Италия и Испания были разбиты на тысячи мелких и крупных земель и поместий, владельцы которых – герцоги, графы, бароны и церковные сановники – являлись почти независимыми государями своих имений. Они вершили суд над населением своих земель, облагали его податями и налогами, собирали войска, объявляли войну и заключали мир. Крестьянам, разумеется, было не под силу нести конную военную службу, потому несли её вассалы.
Сеньорально-вассальные отношения на десять веков стали основой жизни феодального сословия, поэтому для более полного, глубокого понимания социальной организации средневекового общества очень важно изучить все их аспекты. Это говорит о том, что выбранная тема, несомненно, актуальна и достойна исследования.
Цель данной работы – раскрыть сущность сеньорально-вассальных отношений в эпоху Раннего Средневековья, а также проследить их влияние на рыцарское сословие.
Для достижения этой цели были сформулированы следующие задачи:
— охарактеризовать сеньора и вассала как участников общественных отношений Раннего Средневековья;
— показать ритуал оммажа;
— проследить феодальную иерархию и выяснить её роль в общественных отношениях того времени;
— изучить типы сеньорально-вассальных отношений: их сходства и различия;
— изучить этику и нравы рыцарского сословия.
Хронологические рамки: V – середина XI вв.
Материалами анализа послужат дошедшие до нас литературные произведения, а также научно-исследовательские работы историков-медиевистов.
Для того, чтобы ясно представить себе суть сеньорально-вассальных отношений и их роль в жизни средневекового общества, необходимо разобраться в таких, казалось бы, понятных на первый взгляд терминах как «сеньор» и «вассал».
Разумеется, сеньор — землевладелец, господствующий над крестьянами и получающий с них доходы. Не будь у него поступлений от зависимых держателей земель, он не был бы в состоянии содержать свиту и заниматься военным делом (ведь феодалы – именно военное сословие). Рента, собираемая со своих владений, даёт ему возможность устраивать роскошные пиры, празднества, принимать гостей, раздавать подарки. Расчётливость, бережливость — качества, противопоказанные ему сословной этикой.
В свою очередь вассал – это землевладелец-феодал, лично зависящий от своего господина и обязанный нести в его пользу определённые повинности, в первую очередь, военную службу. Отношения между сеньором и вассалом мыслились как отношения взаимного служения, помощи и дружбы.
Обмен взаимными клятвами сопровождался пожалованием феода, (также фр. «фьеф» и нем. «лен») и вручением какого-либо символического предмета – ветви, посоха, кольца, знамени или горсти земли. Феод считался привилегированным, «благородным» владением, которое могло находиться только в руках представителей господствующего класса. Феод, пожалованный рыцарю, представлял для него ценность постольку, поскольку на земле феода сидели крестьяне, переходившие под его власть и принуждённые в силу этого платить ему ренту. Именно деньги, продукция сельского хозяйства и ремесла, а также рабочие руки крестьян полностью обеспечивали жизнь вассала и были необходимы для выполнения им военной службы своему господину. Поэтому для него была важна не земля сама по себе, а именно крестьяне, населявшие её.
Понятие «частный собственник» неприменимо в средние века ни к сеньорам, ни к вассалам. Землевладелец считался не собственником, а держателем, которому земля вручена господином на определённых условиях. Права его всегда ограничены. Даже в тех случаях, когда владелец обладал землёй фактически независимо, считалось, что он держит её от сеньора, и в некоторых областях феодальной Европы действовал принцип «нет земли без сеньора». Такие независимые владения, сеньоры которых не были известны, назывались «воздушными фьёфами» (А.Я. Гуревич).
Пожалование обычно заключалось в земельном владении. Но оно могло состоять в передаче права сбора доходов с земли без пожалования её самой либо в праве сбора пошлин и поборов, судебных прав и др. Существенным был не объект пожалования, а самый факт его: получение феода было сопряжено с обязанностью вассала нести службу и повиноваться сеньору. Но сеньор мог достичь той же цели и без всякого пожалования — он мог взять вассала на своё содержание, с тем, чтобы тот кормился при его дворе. Таким образом, существо феодального отношения между сеньором и вассалом заключалось, прежде всего, в установлении личной связи, отношений господства-подчинения, покровительства и службы (Д.Э. Харитонович).
Характерной чертой данных отношений являлась также их бессрочность, то есть неограниченность во времени. Оммаж не мог быть принесён в качестве обязательства служить какой-то определённый срок — устанавливались либо пожизненные отношения зависимости, либо даже ещё более длительная связь, передававшаяся по наследству – это отличало вассальное войско от наёмного. Если сеньор умирал, его вассалы должны были присягать его сыну, точно так же как и наследники умерших вассалов могли получить лен своих отцов, только принеся присягу верности сеньору.
На вершине иерархической «лестницы» находился король, считавшийся верховным светским сеньором всех феодалов, главным сюзереном (высшим духовным сеньором был папа римский). При этом часто он был лишь номинальным главой государства. Даже в Испании, где сила королевской власти была вполне ощутима, при коронации гранды в соответствии с заведенным ритуалом произносили такие слова: «Мы, которые ничем не хуже тебя, делаем тебя, который ничем не лучше нас, королем, для того чтобы ты уважал и защищал наши права. А если нет – то нет». Таким образом, король в средневековой Европе – всего лишь «первый среди равных», а не всемогущий деспот, как в государствах Востока.
На второй ступени феодальной иерархии находилась королевская семья и ближайшие родственники короля – «принцы крови». Все они считались вассалами самого короля и, проходя процедуру оммажа, кроме всего прочего, давали обещание помогать ему в управлении государством и быть ему верными советчиками.
Ниже стояли крупнейшие светские и духовные феодалы, также державшие свои земли непосредственно от короля. Это была титулованная знать: герцоги, графы, бароны, а также епископы, архиепископы и аббаты крупнейших монастырей:
«Граф Барселоны … также был выссалом императора за те земли, что располагались около реки Эбро в королевстве Арагон».
(Латинская хроника королей Кастилии I, 5)
Крупные феодалы имели по отношению к королю довольно большие вольности. По иммунитетной грамоте они могли сами собирать на подвластных им землях налоги, вершить суд и принимать иные решения независимо от короля. Многие герцоги и графы даже могли чеканить свою монету.
Рангом ниже крупных стояли мелкие феодалы – рыцари – низшие представители господствующего класса. В IX — начале XI вв. термин «рыцарь» обозначал просто конного воина, несшего вассальную службу своему сеньору (немецкое «Ritter», от которого происходит русское «рыцарь»). Позднее, в XI—XII в., по мере укрепления феодального строя и консолидации класса феодалов, он приобретает более широкое значение, становится, с одной стороны, синонимом знатности, «благородства» по отношению к простолюдинам, с другой — принадлежности к военному сословию в отличие от духовных феодалов. В подчинении у рыцарей обычно были только крестьяне, не входившие в феодальную иерархию, поэтому они и замыкали феодальную «лестницу».
Сами сеньорально-вассальные отношения не были одинаковыми на территории всей Западной Европы. Существовало два их типа: отношения с иммунитетом и без иммунитета.
Сеньорально-вассальные отношения с иммунитетом. Почти во всех странах Западной Европы, кроме английских земель, отношения между феодалами регулировались вассалитетом – системой иерархических отношений по принципу «вассал моего вассала – не мой вассал». Этот принцип означал, что феодалы, стоявшие на низшей ступени феодальной иерархии, не подчинялись феодалам, вассалами которых являлись их непосредственные сеньоры, то есть получали иммунитет от вмешательства короля в свои дела. Монарху такая система феодальных отношений иногда могла стоить очень дорого: существовало право, по которому, в случае несоблюдения своих прав, вассал мог совершить обряд «defi» (уничтожение верности): послать сеньору перчатку в знак разрыва отношений и уйти к другому сюзерену. Таким образом, если от короля по каким-либо причинам уходили его непосредственные вассалы, то вместе с ними он терял и их рыцарей. В первую очередь, такой тип феодальных отношений был характерен для Франции, поэтому власть короля там была очень слабой. Впоследствии, с усилением королевской власти и централизацией государств такой вариант вассалитета повсеместно в Европе исчез.