Что значит семья это ячейка общества
Семья и общество: взаимосвязь и взаимовлияние
Семья – неотъемлемая ячейка общества, и невозможно уменьшить ее значение. Ни одна нация, ни одно сколько-нибудь цивилизованное общество не обходились без семьи. Обозримое будущее общества также не мыслится без семьи. Для каждого человека семья – начало начал. Понятие счастья почти каждый человек связывает, прежде всего, с семьей: счастлив тот, кто счастлив в своем доме.
Семья и общество: взаимосвязь и взаимовлияние
Классическое определение семьи гласит, что семья — это малая социальная группа, члены которой связаны браком, родительством и родством, общностью быта, общим бюджетом и взаимной моральной ответственностью.
Семья–ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство на основе единого семейного бюджета. Жизнь семьи характеризуется материальными и духовными процессами. Через семью сменяются поколения людей, в ней человек рождается, через нее продолжается род. Семья, ее формы и функции напрямую зависят от общественных отношений в целом, а также от уровня культурного развития общества. Естественно, чем вше культура общества, следовательно тем выше культура семьи. Понятие семья не следует путать с понятием брак.
Основное назначение семьи — удовлетворение общественных, групповых и индивидуальных потребностей. Являясь социальной ячейкой общества, семья удовлетворяет ряд его важнейших потребностей, в том числе и в воспроизводстве населения. В то же время она удовлетворяет личностные потребности каждого своего члена, а также общесемейные (групповые) потребности.
Семья является одним из самых древних социальных институтов. Она возникла намного раньше религии, государства, армии, образования, рынка.
К определению природы и сущности семьи мыслители прошлого подходили по-разному. Одна из первых попыток определить характер брачно-семейных отношений принадлежит древнегреческому философу Платону. Патриархальную семью он считал неизменной, исходной общественной ячейкой, поскольку государства возникают в результате объединения семей. Однако Платон не был последователен во взглядах на семью. В проектах «Идеального государства» в целях достижения сплоченности общества он предлагал введение общности жен, детей и имущества. Эта идея была не нова. Древнегреческий историк Геродот в своей знаменитой «Истории» отмечает, что общность женщин была отличительной чертой у ряда племен. Такие сведения встречаются на протяжении всей античной эпохи.
Основное назначение семьи — удовлетворение общественных, групповых и индивидуальных потребностей.
Аристотель, критикуя проекты «Идеального государства», развивает идею Платона о патриархальной семье как исходной и основной ячейке общества. При этом семьи образуют «селения», а соединение «селений» – государство.
Английский философ Томас Гоббс, разрабатывая проблемы моральной и гражданской философии, опровергал точку зрения на брак как нечто нечистое, лишенное святости, желая возвращения земному институту брака его духовной ценности.
Французский просветитель Жан-Жак Руссо писал: «Самое древнее из всех обществ и единственно естественное – это семья. Таким образом, семья – это, если угодно, прообраз политических обществ…»
Философы античности, средневековья и отчасти даже нового времени выводят общественные отношения из семейных отношений, обращают основное внимание на отношение семьи к государству, а не на характеристику ее как особого социального института. В определенной мере эти взгляды разделяли даже немецкие философы Кант и Гегель.
Основу семьи Кант видел в правовом порядке, а Гегель – в абсолютной идее. Заметим, что ученые, признающие вечность и изначальность моногамии, фактически отождествляют понятия «брак» и «семья», различия между ними сводятся к формальному началу. Конечно, между понятиями «брак» и «семья» существует тесная взаимосвязь. Недаром в литературе прошлого, а иногда и настоящего, они нередко используются как синонимы. Однако в сути этих понятий есть не только общее, но немало и особенного, специфического. Так, ученые убедительно доказали, что брак и семья возникли в разные исторические периоды. Современные советские социологи определяют брак как исторически изменяющуюся социальную форму отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой, общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родительские права и обязанности.
Семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она, как правило, объединяет не только супругов, но и их детей, а также других родственников или просто близких супругам и необходимых м людей.
Утверждение исторического взгляда на брак и семью происходило двумя путями:
1) при помощи исследования прошлого семьи, в частности, брачно-семейного уклада так называемых примитивных народов;
2) путем изучения семьи в различных социальных условиях.
Крупнейшей вехой на пути обоснования эволюционных идей был труд американского ученого Л. Моргана «Древнее общество». Позднее обоснование происхождения, и развития семьи дали К. Маркс и Ф. Энгельс. Они утверждали, что экономические отношения, составляющие основу общественно-экономических формаций, являются в то же время и основой семьи. К. Маркс отмечал, что «семья должна развиваться по мере того, как развивается общество, и должна изменяться по мере того, как изменяется общество». Энгельс показал, что вместе с развитием общества и семья, как его важнейшая ячейка, под влиянием социально-экономических условий переходит из низшей формы в высшую.
В. И. Ленин, также отметил, что в развитии семьи определяющим фактором были и будут социально-экономические отношения. Значит, семья является продуктом исторического развития, и каждая общественно-экономическая формация имеет присущие только ей брачно-семейные отношения.
С середины XX века в развитии социологии семьи начинается стадия, которую назвали «периодом построения систематической теории». Именно с этого времени началось накопление большого количества эмпирических данных по многочисленным аспектам брачно-семейных отношений. Быстрое развитие электронно-вычислительной техники дало возможность более глубоко и серьезного анализа полученных данных.
Проблематика семьи в этот период становится все более актуальной, что связано с началом дестабилизации семьи и брака. Увеличивается число исследовательских центров. Вначале в США, затем в Англии, Австрии, Канаде, Нидерландах, Финляндии, Франции, Швеции и т.д. Позже – в СССР и странах восточной Европы.
Через семью наиболее полно выражается единство социального и природного в человеке
Существование семьи, как и все социальных институтов, обусловлено общественными потребностями. Как и все социальные институты, семья представляет собой систему действий и отношений, необходимых для существования и развития общества. «Семья – малая социальная группа, члены которой соединены браком или кровным родством, общностью быта, взаимопомощью, и взаимной и моральной ответственностью».
Через семью наиболее полно выражается единство социального и природного в человеке, социальной и биологической наследственности. По своей сущности, семья является первичным связующим звеном между природой и обществом, материальной и духовной сторонами жизнедеятельности людей.
Жизненный цикл семьи – последовательность значимых, этапных событий в существовании семьи – начинается с заключения брака и кончается его расторжением, то есть разводом. Не разведенные супруги, проходящие все стадии жизненного цикла, послужили ученым в качестве идеального типа для выделения этапов жизненного цикла семьи. Гораздо сложнее построить схему жизненного цикла для супругов, которые несколько раз разводились и создавали повторные семьи.
Коротко говоря, жизненный цикл семьи состоит в следующем. Заключение брака служит первой, или начальной стадией семьи. По прошествии некоторого времени у молодых супругов появляется первый ребенок. Эта фаза продолжается от момента заключения брака до рождения последнего ребенка и называется стадией роста семьи.
Вторая стадия начинается с момента рождения последнего ребенка и продолжается до того времени, когда из родительской семьи отселяется первый взрослый ребенок, обзаведшийся собственной семьей.
На третьей стадии процесс отселения взрослых детей продолжается. Она может быть очень длинной, если дети рождаются через большие промежутки времени, и очень короткой, если следующие один за другим по годам рождения дети по очереди покидают семью. Ее называют «зрелой» фазой. В это время у первых отселившихся детей рождаются собственные дети и родительская семья часто превращается в место, где воспитываются внуки.
Четвертая стадия – стадия одиночества в старости, или стадия «затухания». Она заканчивается со смертью одного или обоих супругов.
Завершающая стадия жизненного цикла как бы повторяет первую– брачная пара остается наедине с собой. Разница заключается лишь в возрасте – в начале это молодая пара, а теперь она состарилась.
Социальные функции семьи
Выделяют два главных типа семьи – расширенную (или многопоколенную), она же называется традиционной (классической), и современную нуклеарную (двухпоколенную) семью.
Семья называется нуклеарной, потому что демографическим ядром семьи, отвечающим за воспроизводство новых поколений, являются родители и их дети. Они составляют биологический, социальный и экономический центр любой семьи. Все остальные родственники относятся к периферии семьи. Если все они живут вместе, то семья называется расширенной. Она расширяется за счет 3– 4 поколений прямых родственников. Нуклеарная семья может быть полной и неполной. Полной семьей называется такая семья, в которой есть два супруга, неполной – семья, в которой нет одного из супругов. Следует отметить, что нуклеарная семья возможна в тех обществах, где взрослые дети имеют возможность после брака жить отдельно от родительской семьи.
Различают также родительскую семью, или семью происхождения, и прокреационную, или новообразованную (она создается взрослыми детьми).
По числу детей различают бездетную, однодетную и многодетную семьи. По критерию господства в семье мужа или жены выделяют патриархальную и матриархальную семьи, а по критерию лидерства – патернальную (глава семьи мужчина), материальную (глава семьи женщина) и эквалитарную (оба супруга в равной степени считаются главой семьи).
Также современные семьи различаются и по другим признакам: по числу занятых членов семьи, по числу детей моложе 18 лет, по типам жилищных помещений, размеру жилой площади, по типу поселения, по национальному составу и т. д.
Социальные функции семьи имеют два основных источника их возникновения: потребности общества и потребности самой семейной организации. Как тот, так и другой фактор исторически изменяются, поэтому каждый этап в развитии семьи связан с отмиранием одних и формированием других функций, с изменением как масштабов, так и характера ее социальной деятельности. Однако при всех указанных изменениях общество на любой ступени своего развития нуждается в воспроизводстве населения поэтому оно всегда заинтересовано в семье как механизме этого воспроизводства.
Итак, семья может рассматриваться как социальный институт, и как семейная группа, выполняющая определенную социальную задачу. Можно выделить следующие основные функции семьи, способствующие реализации этой задачи:
1) Репродуктивная функция выполняет две основных задачи: общественную – биологическое воспроизводство населения, и индивидуальную – удовлетворение потребности в детях.
2) В семье воспитываются и взрослые, и дети. Особенно важное значение имеет ее влияние на подрастающее поколение. Поэтому воспитательная функция семьи имеет три аспекта. Первый – формирование личности ребенка, развитие его способностей и интересов, передача детям взрослыми членами семьи (матерью, отцом, дедушкой, бабушкой и др.) накопленного обществом социального опыта, обогащение их интеллекта, эстетическое развитие, содействие их физическому совершенствованию, укреплению здоровья и выработке навыков санитарно-гигиенической культуры. Второй аспект – семья оказывает огромное влияние на развитие личности каждого ее члена в течение всей его жизни. Аспект третий – постоянное влияние детей на родителей (и других взрослых членов семьи), побуждающее их активно заниматься самовоспитанием.
3) Выполняя хозяйственно-экономическую функцию, семья обеспечивает прочные экономические связи между своими членами, поддерживает материально несовершеннолетних и нетрудоспособных ее членов общества, оказывает помощь и поддержку тем членам семьи, у которых возникают материальные, финансовые трудности.
4) Восстановительная функция направлена на восстановление и укрепление физических, психологических, эмоциональных и духовных сил человека после трудового рабочего дня. В нормально функционирующем обществе реализации этой функции семьи способствуют сокращение общей продолжительности рабочей недели, увеличение свободного времени, рост реальных доходов.
5) Назначение регулятивной функции состоит в том, чтобы регулировать и упорядочивать отношения между полами, поддерживать семейный организм в стабильном состоянии, обеспечивать оптимальный ритм его функционирования и развития, осуществлять первичный контроль за соблюдением членами семьи общественных норм личной, групповой и общественной жизни.
6) Семья как социальная общность является первичным элементом, опосредующим связь личности с обществом: она формирует у ребенка представление о социальных связях и включает в них его с рождения. Отсюда следующая важнейшая функция семьи – социализация личности.
7) Все большее значение социологи придавали и придают коммуникативной функции семьи.
8) Досуговая функция осуществляет организацию рационального досуга и осуществляет контроль в сфере досуга, кроме того, удовлетворяет определенные потребности индивида в проведении досуга..
9) Социально-статусная функция связана с воспроизводством социальной структуры общества, так как предоставляет (передает) определенный социальный статус членам семьи.
10) Эмоциональная функция предполагает получение эмоциональной поддержки, психологической защиты, а также эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия.
11) Функция духовного общения предполагает развитие личностей членов семьи, духовное взаимообогащение.
12) Сексуальная функция семьи осуществляет сексуальный контроль и направлена на удовлетворение сексуальных потребностей супругов.
Семейная роль – один из видов социальных ролей человека в обществе. Семейные роли определяются местом и функциями индивида в семейной группе и подразделяемости в первую очередь на супружеские (жена, муж), родительские (мать, отец), детские (сын, дочь, брат, сестра), межпоколенные и внутрипоколенные (дед, бабушка, старший, младший) и т.д. Исполнение семейной роли зависит от выполнения ряда условий, прежде всего, от правильного формирования ролевого образа.
Что такое семья и какая её роль в жизни человека
Всем известна избитая истина о том, что семья – это ячейка общества. Но что такое семья на самом деле и так ли она необходима для нормального функционирования общества? На этот вопрос в разное время отвечали по-разному, да и сейчас у разных народов и культур существуют неодинаковые представления о семье.
Определение семьи
Общественные отношения считаются в биологии признаком продвинутости организмов. Общественные животные являются наиболее интеллектуально развитыми организмами, а также наиболее жизнеспособными. И чем более сложно устроено сообщество, тем более развитым считается данный вид животных. Таким образом, складывается впечатление, что деление человеческого общества на семьи является показателем высшего уровня развития цивилизации. В действительности это не так. Социальных групп внутри человеческого общества множество – это и нации, и профессиональные объединения, и политические, и даже группы по интересам; все они создаются лишь по мере необходимости, а затем отмирают, когда в них перестают нуждаться. Семья – лишь одна из форм организации общества, имеющая как свои достоинства, так и недостатки.
Роль семьи в жизни каждого человека
С древних времён создание семьи являлось важнейшей частью человеческой жизни. Как правило, оно начиналось с оформления брачного союза. Брак и семья освящались религией, регистрировались властями, их функционирование подчинялось государственным законам, а также неписаным общественным правилам. Почему же этой общественной структуре уделялось столь важное внимание?
Очевидно, причиной была всесторонняя беспомощность человека – перед силами природы, общественными законами, властью. Дефицит элементарных ресурсов (еда, жильё и др.) вынуждал людей объединяться в некие малые группы; воспитание подрастающего поколения также требовало совместных усилий. За редкими исключениями, человек вообще не мог жить без семьи. Одним из соображений было совместное ведение хозяйства; это было причиной и большого количества детей у супругов: дети являлись дополнительными рабочими руками, и чем их больше, тем более обеспеченной семья. К слову, понятия «ребёнок» первоначально не существовало вовсе; чуть только маленький человек обретал способность к самостоятельным действиям – его тут же определяли на работу.
Но времена менялись, и значение семейных отношений уменьшалось. В настоящее время человек вполне способен прокормить и обустроить себя самостоятельно, в одиночку, поэтому семья не является чем-то незаменимым. В наше время это всего лишь выбор человека: кому-то проще живётся в семейных узах, а кому-то проще и лучше одному. В данном случае человек не остаётся в полном одиночестве, поскольку он может входить в состав других социальных групп: работать в крупной, многолюдной организации, общаться с друзьями, он может быть публичным человеком (политик, актёр, преподаватель), играть в рок-группе…
В древности семейные отношения были единственной законной возможностью реализовать свою сексуальную жизнь. Половая сфера человеческой жизни строго контролировалась, и на это были свои здравые причины помимо обычного религиозного невежества. Ведь любой сексуальный контакт подразумевал рождение детей. Это создавало массу проблем (к примеру, соитие близких родственников приводило к появлению нездорового и нежизнеспособного потомства). В наше время человеку стало ясно, что можно вести свободную половую жизнь без необходимости рожать и воспитывать детей, поэтому семейный союз и с этой точки зрения утратил свою значимость.
Но это вовсе не означает, что семья стала совсем не нужна. Более того, появилось очень много соображений для создания семейного союза помимо функции размножения. Сегодня, к примеру, становится ясно, что непременное условие для крепкого и долгого брака – общность интересов: супруги любят одну и ту же музыку, одинаково предпочитают проводить свободное время, имеют схожие профессии, голосуют за одних и тех же кандидатов на выборах – и так далее. Кто-то создаёт семью с целью совместных путешествий, кто-то – для организации семейного бизнеса. Известны музыкальные группы, частично или полностью состоящие из членов одной семьи.
Структура семьи
Семья – достаточно сложная социальная организация, имеющая свою структуру. В первую очередь выделяют так называемое ядро семьи. Это родители и их дети. В составе сложной семьи присутствуют представители нескольких поколений: бабушки, дедушки, прабабушки и т. д., а также братья и сёстры супругов, их дети, жёны и мужья.
В такой организации выделяется несколько подсистем. Прежде всего это родители и дети. Каждая подсистема занимает своё место в семейной организации, имеет в ней свои права и обязанности.
Для описания структуры семейной организации пользуются такими понятиями, как связь и иерархия. Первое означает степень психологической близости между её членами; если она слишком тесная или, наоборот, слишком разобщённая, это может привести к семейной дисфункции.
Иерархия – это характер отношений доминирования и подчинённости в семье. Традиционные семейные союзы, как правило, основаны на неравноправии между их членами. По большей части муж считается главным, а жена обязана подчиняться. В некоторых обществах всё наоборот: главой считается жена, а муж занимает подчинённое положение. Таковы, к примеру, туареги – родственное арабам племя в Северной Африке. То же касается и детей: в традиционных обществах они занимают либо самое низкое положение в семейной иерархии и не обладают никакими правами, либо наоборот – самое высокое, и тогда им всё позволяется, а взрослые обязаны им потакать.
Современные семейные отношения предусматривают полное равноправие – как между мужем и женой, так и между взрослыми и детьми. В последнем случае, однако, равноправие соблюдается пока что не всегда. Оправданием служат юный возраст детей и их неокрепшая психика, уязвимое состояние и необходимость в защите.
Функции семьи и их характеристика
Теперь встаёт вопрос: а для чего вообще человечеству нужны семейные союзы?
Не зря семейный союз именуется «ячейкой общества». Это означает, что он является как бы миниатюрной моделью «большого» общества, поэтому и функционал у него разнообразный.
Самые элементарные функции достались нам от животных предков. Это детородная и воспитательная функции. С деторождением всё понятно: семейный союз изначально создавался для организации размножения. Воспитание – более сложная функция, примитивные формы которой имеются лишь у млекопитающих, а также птиц и эволюционно близких к ним крокодилов. Воспитание предполагает подготовку потомства к взрослой жизни: это, в частности, защита, теоретическое и практическое обучение, приобщение к труду и социальным взаимодействиям.
Ещё одна функция семейного сообщества – реализация сексуальной потребности. Этот взгляд на брачный союз появился в древних цивилизациях, когда люди столкнулись с необходимостью контролировать половые контакты.
Следующая функция семьи – хозяйственно-бытовая. Члены семейного сообщества ведут общее хозяйство и совместно удовлетворяют материальные потребности друг друга. Семейный труд становится более эффективным и продуктивным, нежели одиночный.
Среди других функций семьи выделяются духовная (совместное духовное обогащение и проведение досуга), рекреационная (совместное восстановление физических и психических сил), социальная (социализация, социальный контроль, приобщение к культуре и морально-нравственным нормам), эмоциональная (удовлетворение потребностей в понимании, признании, защите и др.).
Понятно, что семейное сообщество у людей имеет значительно более глубокое значение, чем у животных. Малые группы у млекопитающих эволюционировали вместе с самими видами. У различных животных наблюдаются даже зачатки «высших функций» семейного союза, свойственных, казалось бы, только человеку. Так, у птиц самка и самец после «вступления в брак» строят совместное гнездо. У многих животных развита совместная «хозяйственная деятельность», в том числе с разделением труда: самец охотится, а самка охраняет детёнышей.
Виды и типы семей
Выделяют множество видов семейных организаций.
При этом типы семьи могут определяться по различным параметрам:
Существуют также типы семей по месту проживания (матрилокальная – если оба супруга живут в доме родителей жены, патрилокальная – если живут с родителями мужа, неолокальная – если пара отправляется жить в отдельное жильё); по наследованию фамилии (в качестве семейной фамилии может выступать или фамилия мужа, или фамилия жены) – и по некоторым другим критериям.
Имеются и более экзотические виды семейных отношений. К примеру, в странах бывшего СССР распространилось выражение «шведская семья», которое означает полиаморную семейную группу, состоящую из нескольких партнёров (больше двух). Этот неоднозначный термин был придуман в СССР под влиянием мифа о якобы раскрепощённых нравах шведов. В действительности большинство шведов выбирают традиционные семейные отношения, хотя в последние десятилетия отношение шведского государства и даже церкви к нетрадиционным бракам является одним из самых либеральных в мире. Есть данные о том, что подобный миф развивался и в западных странах, в первую очередь в США. В США возникло похожее выражение «шведский грех». Поводами к тому послужили шведские фильмы самой середины ХХ века – излишне откровенные по тем временам, а также становление «шведского социализма» и отказ Швеции вступать в НАТО, что привело в ярость американские правящие круги.
Отдельного внимания заслуживают однополые семейные союзы. В последнее время во многих странах отношение к однополым бракам стало более либеральным, и кое-где им даже дают полноценный семейный статус, как в той же Швеции. В этой же стране однополые браки освящает Шведская Церковь, имеющая лютеранскую идеологию и возглавляемая королём.
Особо острая дискуссия развернулась в мире по поводу права однополых партнёров заводить (усыновлять) детей. Идеологи консервативного типа пытаются убедить общественность в том, что в таких семьях дети получают психологическую травму. Учёные, однако, развенчивают этот миф, показывая, что в таких семьях дети ничем не отличаются от тех, которые имеют разнополых родителей. Особенно это касается детей-сирот, которые на улице или в детских домах действительно с большой долей вероятности получат психологическую травму (вкупе с физическими) и вырастут неполноценными членами общества; обретя же родителей, пусть даже однополых, они могут избавиться от упомянутых проблем. Всё-таки два папы или две мамы – это лучше, чем вообще ни одного и ни одной.
Как создать свою крепкую ячейку общества
Семейные отношения не являются каким-то инстинктом, биологическим побуждением. Поэтому нельзя создавать семейные группы лишь по той причине, что «так положено». К вступлению в семейные отношения нужно тщательно готовиться, причём как с психологической стороны, так и с материальной.
Что же нужно, чтобы «ячейка общества» была крепкой:
Сегодняшнее общество вступило в ту стадию, когда для его дальнейшего функционирования и развития необходимо своеобразное разделение труда: часть людей вступает в браки и занимается продолжением рода, а остальные обеспечивают подрастающее поколение товарами, знаниями, защитой от естественных (болезни, стихийные бедствия) и искусственных (военное вторжение) напастей, открывают для него новые возможности. Воспитание детей и их социализация становится делом коллективным. Роль биологических родителей при этом снижается, поскольку «человеком разумным» не рождаются, а лишь становятся, если дети попадают в правильное окружение.
Настоящее признание эта идея обретает только сейчас, хотя о ней люди задумывались ещё в древности. Подобные мысли развивает, к примеру, супруг Анны Карениной в романе Льва Толстого. В раннем христианстве хождение имели самые разные радикальные концепции, и некоторые общины проповедовали полный отказ от брака и семейных отношений: дети, по их мнению, должны рождаться в свободных отношениях и воспитываться всем обществом. К сожалению, впоследствии этим идеям в рамках новой религии не суждено было реализоваться: при становлении христианства как государственной религии, то есть как имперской идеологии запугивания народных масс и манипулирования ими, брак и семейные отношения были «освящены» церковью, а свободные отношения провозглашены грехом. Таким же образом были законсервированы взгляды на предназначение человека: отныне главным долгом человека было провозглашено биологическое размножение, приращение биомассы, а все остальные возможности личности были объявлены «суетой». Бездетность не одобрялась, а большое количество детей, наоборот, поощрялось.
Однако отголоски общинного воспитания и разделения труда продолжали функционировать. Особое значение придавалось «крёстным родителям», духовным отцам и наставникам, задачей которых было духовное просвещение «сыновей» и «дочерей», их социализация, преподавание им наук и искусств. Биологическим же родителям было достаточно обеспечить первичные потребности детей, таких как пища или жильё. На практике реализация этого принципа получилась далеко не идеальной: хороших наставников имели лишь дети привилегированных родителей, представителей высших сословий и классов, а для обычных людей наличие «крёстных родителей» чаще всего было формальностью или мистическим ритуалом; «крёстными» становились случайные знакомые, независимо от их знаний, навыков и морально-нравственных качеств.