Что значит седьмое небо в христианстве
Что такое Небо и Царство Небесное
Небо в Священном Писании
Царство небесное
Выражение «царство небесное» особенно часто встречается в Евангелии от Матфея. В других Евангелиях и Посланиях оно заменяется выражением Царствие Божие, царство Христово, или просто словом: царство. Оно, кажется, имеет троякое значение и разумеется в трояком смысле. Покайтесь, ибо приблизилось царство небесное, восклицал в пустыне Иоанн Креститель, разумея оное в первом смысле, т. е. в смысле приблизившегося времени для Господа Иисуса быть признанным явно и торжественно за Сына Божия, посланного на землю от Бога Отца. Во втором смысле оно, очевидно, относится к уничтожению политической и религиозной иудейской системы и замены оных христианской Церковью. В третьем смысле оно указывает на царство славы, имеющее быть в последний день, когда наступит новое небо и новая земля.
Небо и Бог… Посмотрите, в Евангелии на равных правах существуют выражения Царство Божие и Царство небесное. Откроем первые строки Нагорной проповеди: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (Матф. 5:3). У евангелиста Матфея смиренным людям обещано Царство небесное. Еще раз перечитаем ту же Нагорную проповедь, по другому Евангелию: «Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие» (Лук. 6:20). Здесь Царство небесное названо Божиим.
У слова «небо» есть много значений, обнаруживается несколько смысловых слоев. И эта «небесная многозначность» проступает в русском слове «небеса» («небо» во множественном числе) и в древнееврейском слове «шамаим» («небо» в двойственном числе).
Наш Отец — Бог — пребывает на Небе, и именно там для человека приготовлен настоящий Дом. Конечно, можно сказать, что Бог находится везде, Он сотворил и видимый материальный мир, и мир духовный, невидимый. Так оно и есть. Но все же Небо — это то место или, точнее сказать, тот иной мир, в котором человек должен с Богом встретиться и начать с Ним прямое общение, без материальной «перегородки». Именно на это Небо, а не на материальное, не на голубой купол над нашей головой, — в этот другой мир вознесся Христос на глазах у апостолов.
Царство Божие
Под «Царством Божиим» разумеется совершенная жизнь на земле, — жизнь, основанная не па господстве насилия, грубого эгоизма, а на началах всеобщей любви, полной справедливости, признания всех законных прав личности. Наступление этого «Царства» обусловлено нравственным перерождением человека, обновлением всего его внутреннего существа. «Истинно, истинно говорю тебе, — сказал Иисус Христос Никодиму, — если кто не родится свыше, не может увидеть Царства Божия» (Ин.3,3). В другом месте Иисус Христос говорил: «Не придет Царство Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17, 20-21). Это новый идеал; идеал не временный, а вечный. Идеалы древней Греции и Рима можно было перерасти, потому античный мир и пал. Новый идеал, указанный христианством, не имеет границ; его нельзя достигнуть. «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5, 48) — вот завет Спасителя людям. Этот завет является залогом бесконечной будущности нашей цивилизации. Новая культура в самом духе христианина, в его неиссякаемой способности совершенствоваться всегда найдет источник своего дальнейшего обновления и развития. Перед нашими глазами развертывается теперь почти двухтысячелетняя история христианства; наш взор в состоянии теперь обнять и измерить внутренний, последовательный процесс его развития, степень его могущественного влияния на совесть и жизнь человечества, и мы видим, что христианство далеко еще не выразило всего содержания своей мысли, не сказало своего последнего слова. Для осуществления Царствия Божия на земле человечеству предстоит еще долгая упорная работа над собою, над улучшением, нравственным воспитанием сердца. Евангелие пробудило много добрых чувств, затронуло в сердце человека неведомые ему самому струны, извлекло из них звуки чарующей красоты и неотразимой силы, но эти звуки не слились еще в могучий аккорд, в гимн торжествующей любви и правды.
Царство Божие в человеке
«Царство Божие внутрь вас есть» (Лк.17:2), — сказал Спаситель, а внутри нас есть не что иное, как знание или незнание истины, наличность пороков или добродетелей, которыми и устрояется в нашей душе Царство Божие или диавола», — говорит этот преподобный отец [4]. «Посему, — продолжает он, — кто имеет только пороки, тот пребывает в царстве диавола, а кто имеет добродетели, чистоту духовную или, по слову апостола, мир, праведность и радость о Дусе Святе, тот уже здесь, на земле, находится в Царстве Божием и имеет его в себе». Это типичная святоотеческая точка зрения на Царство Божие в смысле понимания его как некоего внутреннего состояния человека, как известного уклада главным образом внутренней, духовной, жизни человека, и вне этой внутренней связи идеи Царства Божия и духовной жизни у них (святых отцов) не рассматривается. Вот почему, думается, и мы имеем достаточное основание в новозаветных и святоотеческих писаниях, чтобы говорить о связи этих указанных идей и даже об их внутреннем единстве и в тех чертах, коими в новозаветном Откровении изображается Царство Божие, имеем данные для определения и раскрытия хотя бы общих типических свойств и характерных природных особенностей так называемой духовной жизни в отличие от всякого другого типа жизни.
Кажется, основным признаком и характерной особенностью проявления на земле Царства Божия — святой духовной жизни в человеке, по коим оно сказывается не только как действительный факт и явление, но и как явление совершенно новое, особенное и небывалое в наличности и условиях обычной человеческой жизни, можно признать несводимость этого явления на явления обычного для нас естественного порядка жизни. В этом обычном естественном порядке жизни указанное явление никак не может находить себе ни своего объяснения, ни оправдания. Точнее, так как Царство Божие как духовную жизнь берем мы в ее проявлении в личности человеческой, то указанную выше характерную его особенность можно усматривать в беспримерном факте господства человеческой личности над всей природной необходимостью и законами так называемой естественной жизни. Царство Божие — в людях и открывается в мире как нечто особенное тем, что ставит человека выше всякой природной необходимости и ее законов, действующих как в греховной природе самого человека, так и в повинувшихся (подпавших) закону греха всей мировой жизни и природе всех творений, в цепи коих стоит человек; говоря иначе, оно открывается, прежде всего, как некая особая сила, но сила не физическая, а духовная, почему о нем и говорится, что оно пришло в силе (Мк.9:1) и открывается тоже не в слове только, но в силе (1Кор.4:20). Конечно, здесь совершенно излишне говорить и доказывать, что Царство Божие как новая, духовная, жизнь открылось на земле и стало фактом только с воплощения и рождения Господа, а раскрываться стало главным образом со времени выхода Господа на дело общественного служения после Крещения во Иордане. Невольно обращают на себя внимание следующие факты, внутренняя связь коих достойна примечания: схождение Святого Духа на Иисуса Христа при Крещении, Его подвиг в пустыне непосредственно после Крещения, затем Его проповедь о Царстве Божием и первые проявления этого приблизившегося и пришедшего уже Царства Небесного, когда Христос, по словам евангелиста, в силе духовней (Лк.4:14) возвратился из пустыни. Для нас в данном случае Господь Иисус Христос является и должен быть рассматриваем как Сын Человеческий, как Родоначальник нового человечества, Новый наш Адам, а посему все явленное Им в Своем Человечестве, или, вернее, Богочеловечестве, есть раскрытие идеальных законов и нашей человеческой жизни, поскольку, с одной стороны, наша личность тоже богоподобна («Вы бози есте» (Пс.81:6), — говорит пророк), а с другой — поскольку Сын Человеческий Господь Иисус Христос приобщился нашей плоти и крови (Евр.2:14).
Из книги архиепископа Петра (Поздеевского) «О духовной жизни»
О Небе на «Правмире»:
Фильмы о Небе:
В райском небе. Отец Александр Старостенко
Думаете, Царство Небесное — это куда пускают только после смерти? Разбираем одно частое заблуждение
Приблизительное время чтения: 16 мин.
Многие убеждены, что Царство Небесное — это не что иное, как рай, ожидающий добрых христиан после смерти. В основе этого убеждения — распространенное представление, будто бы в земной жизни Церковь не обещает нам ничего хорошего: земная жизнь — что-то вроде зала ожидания, в котором нас ждут одни искушения и скорби. Так Церковь превращается чуть ли не в собрание страдальцев, которые, вместо того чтобы радоваться жизни, утешают себя мечтаниями о счастье в каком-то посмертном «там». Давайте разберемся, почему этот шаблон ошибочен. Для начала нужно понять разницу между двумя понятиями, которые часто воспринимают как синонимы: рай и Царство Небесное.
Тезис первый
Рай был сотворен как определенное место на земле
О рае мы знаем прежде всего из книги Бытия, открывающей Библию. Сразу за повествованием о сотворении мира в ней говорится: И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал (Быт 2:8). Рай был создан как прекрасный сад со множеством плодоносящих деревьев и цветов, огражденный от внешнего мира. Нам, в большинстве своем городским жителям, наверное, проще представить его себе как парк за оградой, при входе в который глазам открываются уводящие в глубину тенистые аллеи, вековые дубы и вязы, живописные лужайки, благоухающие ароматами весенних цветов… Место, которое мы зовем раем, и в еврейском оригинале, и в греческом переводе именуется именно этим словом — «сад» (евр. gan (גַּן) и греческое παραδείσου).
Русское «рай» обычно возводят к древнеиранскому rāy — «богатство, счастье» и к близкому по значению древнеиндийскому ray — «состояние, сокровище, богатство».
Итак, рай в Библии — это вполне материальное пространство с определенными географическими координатами и ориентирами. Из Едема выходила река для орошения рая; и потом разделялась на четыре реки. Имя одной Фисон: она обтекает всю землю Хавила, ту, где золото. Имя второй реки Гихон [Геон]: она обтекает всю землю Куш. Имя третьей реки Хиддекель [Тигр]: она протекает пред Ассириею. Четвертая река Евфрат (Быт 2:10–14). Очевидно, это было место где-то в Междуречье, в пределах современного Ирака или северо-восточной Сирии. Кстати, именно там, согласно современным научным представлениям, и находилось одно из мест зарождения человечества.
Но рай был создан не просто как некое прекрасное и благословенное место. Рай был изначально сотворен Богом для жизни человека, и жизни счастливой. Недаром книга Бытие называет это место раем сладости. Однако сладость эта заключалась не в пище, не в приятности райских занятий (человеку было заповедано возделывать и хранить Едемский сад (Быт 2:15), что предполагало и некий труд) и не в красоте окружавшей человека природы. Главным в раю было общение с Богом. Здесь человек лицом к лицу общался со своим Создателем. Религия как восстановление связи с Богом (именно это значит латинское слово religare) жителям рая была еще просто не нужна: Адам и его жена, позже нареченная Евой, всегда стояли перед Богом, всегда видели Его, внимали Ему и в любое время могли беседовать с Ним. И пока это было так, они оставались бессмертными. Ведь они были соединены с Тем, Кто Сам Себя называет Источник воды живой (Иер 2:13).
Самым страшным последствием грехопадения первых людей стало именно прекращение богообщения: люди, поверившие клеветнику сатане и проявившие недоверие к Богу, оказались уже неспособны находиться в Его присутствии. Это стало очевидно, когда они не воспользовались ни одной из возможностей покаяться, которые им предоставил Бог. Нить, связывавшая человека с Подателем жизни, порвалась — и человек оказался вне рая. Исчезло главное, что делало этот уголок мира раем, — реальность присутствия Творца, возможность лицезреть Бога и беседовать с Ним. С этого мгновения Едемский сад стал всего лишь кусочком падшего мира. А общение с Господом — прерогативой иного мира, который стал именоваться… Небом.
Тезис второй
С момента изгнания Адама и Евы Библия говорит уже не о рае, а о Небе
Удивительный, на первый взгляд, факт: Священное Писание почти не говорит о рае с того момента, как Адам и Ева оказываются изгнаны из Едемского сада! Впрочем, учитывая то, о чем мы уже сказали, ничего удивительного тут нет. Тот сад, в котором обитали созданные Господом люди, утратил свое основное предназначение — быть местом их общения с Творцом. Он перестал быть раем — местом радости, любви, подлинной жизни. Жизнь в изгнании превратилась для людей в тяжкий труд. Ведь их грех изменил образ бытия всего мира: он перестал быть естественной средой обитания для Адама и Евы, стал внешним, чужим. Вспомним, как звучало определение Божие падшему человеку: …проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят (Быт 3:17–19). С тех пор и вся тварь, по слову апостола Павла, вместе с человеком совокупно стенает и мучится доныне (Рим 8:22).
В изменившемся мире обращение к Богу стало сопряжено с трудом, сопоставимым с долгим восхождением куда-то вверх, на высокую гору, а то и еще выше. Недаром в библейских книгах так часто используется образ неба. Небо, высокое и недостижимое для человека, становится символическим местом обитания Бога. Но не то небо, которое мы видим, когда поднимаем голову; речь, конечно, идет не о ближайшем к земле слое атмосферы. Еще псалмопевец Давид обращался к Господу со словами: Небеса – дело Твоих рук; они погибнут, а Ты пребудешь (Пс 101:26–27). Речь идет, таким образом, не о небе как таковом, а о некой принципиально иной реальности, которую христиане именуют духовным миром, горними селениями и т. п. и которая плохо представима для нас, не имеющих опыта жизни вне земных реалий.
Поэтому так смешны и наивны возражения в том духе, что, мол, Гагарин в космос летал, а Бога не видал (иногда их можно еще услышать и сегодня). Вот уже по крайней мере две тысячи лет (а в действительности намного больше) любой сколько-нибудь образованный в религиозном отношении человек имеет что возразить на такой «аргумент». Бог, разумеется, находится не на облаках и не где-то в космосе. То, что Библия метафорически именует Небом, мы могли бы назвать иным миром, или другим«измерением», или иной «реальностью». Точных слов всё равно не подберешь.
Мы находим в Библии — и в Ветхом, и в Новом Завете — некоторые эпизоды, связанные с переходом праведников из реальности падшего мира в реальность Божественную. И всякий раз это описывается как восхождение на небеса.
На небо был вознесен пророк Илия (4 Цар 2:1, 9–11). На небо (более того — до третьего неба, то есть явно «выше» видимых нам небес) был взят на некоторое время апостол Павел, о чем он сам по скромности рассказывал как о событии, случившемся с кем-то другим. На небо вознесся через сорок дней после Своего Воскресения и Господь Иисус Христос — это событие Церковь вспоминает, празднуя Вознесение Господне.
А до этого три с половиной года Христос проповедовал по всей Палестине. И в центре Его проповеди было Царствие Небесное.
Тезис третий
В Новом Завете слово «рай» используется всего трижды, и всюду — в переносном смысле
Во-первых, о рае (παραδείσου) говорит Сам Христос, обещая спасение распятому близ Него покаявшемуся разбойнику: Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю (Лк 23:43). Почему Тот, Кто, ходя по земле, непрестанно учил о Царствии Небесном, перед смертью вдруг заговорил о рае? Об Едемском саде, в котором некогда жил первозданный Адам? Преподобный Нил Синайский (ⱡ 430) усматривал в этом как раз аналогию с Адамом: как тот был изгнан из рая и лишился возможности находиться рядом с Богом, так покаявшийся разбойник вновь обретает богообщение.
Преподобный Максим Исповедник (ⱡ 662) называл новым Адамом Самого Иисуса Христа. Как человек Христос исполнил то, к чему был призван Адам: до смерти сохранил верность и послушание Богу, не согрешил ни единым вздохом и тем самым заново проложил для всего человечества тропинку к Богу. Умирая на Кресте, безгрешный Христос исцелил человечество, страдавшее унаследованной от Адама болезнью — грехом. И первым, кто оказался исцелен и как бы «вернулся в рай» на место Адама, оказался покаявшийся разбойник.
Во-вторых, слово «рай» использует апостол Павел, описывая тот опыт пребывания «на третьем небе», о котором мы уже упомянули. Знаю о таком человеке… что он был восхищен в рай, — пишет он (2 Кор 12:3, 4). «Слово “рай” многозначительно и везде было известно», поэтому апостол использует его просто для того, чтобы объяснить: он был там, где Бог», — писал святитель Иоанн Златоуст.
И, в-третьих, о рае упоминает апостол Иоанн Богослов в своей книге Откровение. Эта книга начинается с посланий, обращенных к семи малоазийским христианским общинам Самим Господом (апостол Иоанн именует Его: подобный Сыну Человеческому; Откр 1:3). И в самом первом из этих посланий — к Ефесской церкви — звучит обетование: Побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия (Откр 2:7). Под древом жизни святые отцы традиционно понимали Самого Бога, Который имеет жизнь в Себе Самом и дает ее всякому, кто соединен с Ним в любви, доверии и взаимной открытости. В конце книги Откровение мы вновь читаем о древе жизни: теперь оно растет в самом центре Небесного Иерусалима (Откр 22:2) — города, символически изображающего «жизнь будущего века», которая ждет всех спасенных после Второго Пришествия Господа Иисуса Христа. Таким образом, упоминание о древнем рае — своеобразный художественный прием, объяснял известный русский библеист, профессор Санкт-Петербургской духовной академии Александр Павлович Лопухин (1852–1904). Иоанн Богослов как бы проводит смысловую параллель между зарей человеческой истории, начинавшейся в раю, и ее завершением в Вечном Царстве Христа.
В Новом Завете нет ни одного места, откуда мы могли бы заключить, что нас ждет перспектива возвращения в тот райский сад, из которого некогда были высланы Адам и Ева. Всюду рай — это просто образ, метафора. Но образ и метафора — чего?
Тезис четвертый
Царство Небесное — это не только место, но также преображенные отношения с Богом и состояние богообщения
При этом в Новом Завете постоянно звучат слова о Царстве Небесном (или Царстве Божием, что то же самое). Первым о нем заговорил Иоанн Креститель, задачей которого было подготовить народ к встрече с Господом: Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф 3:2). С этих же слов начал Свою проповедь и Сам Иисус Христос. О наступлении Царства Божия возвещали людям апостолы, которых Он направил проповедовать по всей Иудее и Самарии и даже до края земли (Деян 1:8).
Почему все они говорили именно о царстве? Во-первых, чтобы подчеркнуть, что Бог, Владыка всей вселенной, особенным образом приблизился к людям, пришел на землю, и Его владычество над миром стало теперь зримым, ощутимым, ясным для всякого, кто захочет стать Его подданным. Подтверждением тому были многочисленные чудеса — исцеления больных, воскрешения умерших, случаи изгнания из людей бесов, которые сотворил воплотившийся Сын Божий. Они показывали: где Христос — там и Царство Божие.
А во-вторых, Христос противопоставлял Свою власть, которая не от мира сего (Ин 18:36), надеждам на восстановление Израильского царства (вполне земного), которыми были одержимы в те времена многие влиятельные иудейские начальники. Иудеям мечталось о том, чтобы их страна, в то время окраинная и малозначительная провинция гигантской Римской империи, сбросила с себя ненавистную власть языческого Рима и восстановила царскую династию потомков Давида. Им хотелось, чтобы Иудея обрела былое могущество и вновь держала в повиновении окрестные народы. Именно в этом ключе истолковывались многочисленные пророчества о Мессии — сыне Давидовом, царе-помазаннике, призванном спасти Израиль. Иудеи ждали триумфатора, который одолеет врагов и оккупантов, вновь объединит Палестину и восстановит мощное и независимое Израильское царство.
Царство же, о котором говорил Христос, коренным образом отличалось не только от их представлений о желательном для Иудеи будущем, но и от всяких описаний земных царств вообще. Отличалось настолько, что Христу приходилось разъяснять, о каком Царстве Он толкует, с помощью притч — ёмких и образных поучений, в которых невиданное и неочевидное описывалось через хорошо известные вещи и понятия.
Например, Христос сравнивал Царство Небесное с крохотным зернышком, едва заметным глазу, которое со временем прорастает и превращается в огромное ветвистое дерево, в кроне которого вьют гнезда птицы (Мф 13:31–32). В другой притче Господь уподоблял Царство Небесное кладу, зарытому на ничем внешне не примечательном поле: тот, кто знает об этом кладе, продает все, что имеет, и покупает поле — теперь он обладатель несметного сокровища (Мф 13:44). Еще Он изображает Царство Божие как прекрасную жемчужину: чтобы купить ее одну, опытный купец продает всё свое состояние — и в итоге становится гораздо богаче, чем был (Мф 13:45–46).
Во всех этих (и других) притчах есть нечто общее: речь в них идет о чем-то, не заметном поверхностному внешнему взгляду, о какой-то незримой для внешнего мира работе, которая совершается втайне, но преображает все вокруг. Со временем это становится очевидно для всех.
Не придет Царствие Божие приметным образом, — предупреждал Христос Своих слушателей, ожидавших, что вот еще совсем немного, и странствующий учитель сделается царем, — и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть (Лк 17:20). Царство Небесное — это состояние приобщенности человека к Богу и та сердечная радость, которую дает такому человеку Господь, — вот о чем говорил Христос. То же самое несколько десятилетий спустя проповедовал апостол Павел: Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе (Рим 14:17).
Слова о Святом Духе в данном случае очень важны. Ведь, казалось бы, праведность (то есть ощущение спокойной уверенности, когда знаешь, что живешь по правде), мир, радость — всё это чисто внутренние состояния. Но в том-то и дело, что рождаются они в человеке не сами собой, а только когда в нем присутствует Сам Господь — Дух Святой, третье Лицо Святой Троицы. Каждый христианин призван сделаться, по слову апостола Павла, храмом Духа Святого (1 Кор 3:16,17). А для этого наши отношения с Богом, конечно же, должны радикально перемениться. Господь может войти в нас, только если мы откроемся для Него, по-настоящему, безоговорочно доверимся Ему. Как дети доверяют родителям. Как когда-то доверял Богу Адам. Но только — уже зная, что бывает, когда это доверие теряешь.
Райский сад был местом на земле, местом прекрасным и блаженным — и в физическом смысле слова в том числе. А Царство Небесное? В некотором смысле и это тоже «место», или «пространство», в котором находится Бог и все, кто с Ним соединён, в ком Он пребывает Духом Своим Святым. Но если местоположение рая еще можно попытаться как-то обозначить на карте, то с Царством Небесным это точно не выйдет. Это пространство не имеет никаких границ: для человека, любящего Бога и живущего согласно Евангелию, оно повсюду, и ничто не способно отлучить его от любви Божией.
Точно так же, добавим, и ад — это вовсе не большая печь со сковородками где-то под землей, а состояние человека, оставшегося без Бога, противоположное Царству Небесному.
Лёжа под пляжным зонтиком и потягивая коктейль где-нибудь на Лазурном побережье, я могу сказать — пусть даже немного преувеличивая, — что ощущаю себя как в раю. Но мне и в голову не придет сказать: «я словно в Царстве Небесном». Царство Небесное — реальность духовная. Это радость — может быть, тихая и со стороны незаметная — человека, который принял подданство Царя Небесного. И ему уже не так важно, насколько благополучной по земным меркам будет его жизнь. Он может быть богат или беден, здоров или болен, молод или стар, может жить в загородном особняке или снимать комнату в общежитии. Ничто из этого не может ни лишить его радости, ни чего-то прибавить к ней. Царство Божие — это не про комфорт и не про земные удовольствия, а про те самые праведность и мир и радость во Святом Духе.
Тезис пятый
Когда мы молимся: «Да приидет Царствие Твое», то имеем в виду вовсе не только загробную жизнь
Желать Царства Небесного мы привыкли исключительно тем, кто умер. Только представьте себе, что будет, если сказать: «Царства тебе Небесного!» — живому и здравствующему человеку: в лучшем случае он решит, что это неудачная шутка. А может и всерьез обидеться.
А между тем Царство Небесное — это вовсе не какая-то специфически загробная реальность. Обрести Царство Небесное — значит восстановить связь с Богом, войти в пространство Духа Святого. Это задача каждого христианина, и решается она — это важно! — отнюдь не за гробовой чертой, а здесь, на земле. Ведь, как писал еще тысячу лет назад преподобный Симеон Новый Богослов (949–1022), кто не встретился и не соединился с Богом в этой земной жизни, не встретится с Ним и в мире посмертном: там лишь продолжается то, что уже началось здесь.
Когда мы произносим в молитве Господней: «Да приидет Царствие Твое», мы просим у Бога вовсе не скорейшей собственной кончины и даже не поторопиться со Вторым Пришествием. Мы просим, чтобы Он сподобил нас — и по возможности всех людей — приобщиться к Его Царству уже сейчас, стать гражданами Неба уже сегодня.
Это совершенно не обязательно предполагает наше вхождение в какой-то радикальный конфликт с «царством земным» — тем, в котором и по законам которого мы живем. Если это «земное царство» — или, в привычной нам терминологии, государство — не требует от своих граждан жить по антихристианским правилам, поперек евангельских заповедей, то христианин может (и даже в каком-то смысле обязан) прислушиваться к его пожеланиям. Христос велел отдавать кесарево кесарю, а Божие Богу (Мф 22:21), главное — не путать одно с другим.
«Вырастить» в себе Царство Небесное можно, только исполняя заповеди, прикладывая усилие, совершая духовную работу. Об этом ясно предупреждал Господь Иисус Христос: Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его (Мф 11:12).
А главных заповедей Господь дал две — о любви к Богу и к ближнему, и их невозможно исполнить отдельно друг от друга. Недаром апостол Иоанн Богослов риторически вопрошал: не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? (1 Ин 4:20). А апостол Иаков рассуждал: Что пользы… если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его? Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: «идите с миром, грейтесь и питайтесь», но не даст им потребного для тела: что пользы? (Иак 2:14–16).
«Посмотрите, как они любят друг друга!» — так отзывались о христианах язычники в первые века существования Церкви, и эти слова лучше всяких аргументов убеждали людей тоже вступать в ряды христиан. Книга Деяния святых апостолов запечатлела поразительное единство первохристианской общины в Иерусалиме, когда у множества… уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее (Деян 4:32). И это было зримое явление Царства Божия в земной, а вовсе не загробной жизни.
Точно так же это Царство являло себя в жизни множества христиан, как давно умерших, так и наших близких современников, о которых сохранились воспоминания очевидцев. Апостол Иоанн Богослов в конце жизни не говорил ученикам ничего, кроме одной-единственной фразы, выражавшей все, чему он сам научился от Господа: «Дети, любите друг друга». Преподобный Серафим Саровский (ⱡ 1833) каждого, кто бы к нему ни пришел, встречал с радостной улыбкой и приветствовал: «Радость моя, Христос воскресе!» Прозванный «всероссийским старцем» архимандрит Иоанн (Крестьянкин) (ⱡ 2006) так разговаривал с людьми (даже впервые встреченными), что в его присутствии каждый чувствовал себя долгожданным и любимым, ощущал поразительный мир и радость…
Живой пример этих и множества других людей убеждает: Царство Небесное может стать реальностью нашей жизни, нет никаких причин «отодвигать» его куда-то за пределы нашего земного существования. Другое дело, что мы сами часто не настроены на то, чтобы замечать живые «ростки» Царства Божия как внутри нас самих, так и в людях, с которыми живем бок о бок. Но тут уж дело исключительно в нас. Мы просто смотрим не в ту сторону, а может быть, попросту стоим с закрытыми глазами? Стоит перенацелить зрение, раскрыть глаза (что, конечно, требует решимости и усилия) — и нам может открыться поразительная вещь. Мы можем осознать, что Царство Небесное близко, буквально рукой подать. Это те радость и мир, которые имели первозданные люди в раю, перед лицом Бога, и которые доступны человеку уже сегодня, здесь и сейчас.