Что значит сдвиговые кризисы и зачем их необходимо знать менеджерам
Кризис-менеджмент: как управлять велосипедом, который горит
Виктор Гожий, COO в MotoCMS, специально для блога Нетологии написал статью о том, как подготовиться и спланировать работу команды в случае бизнес-кризиса.
«Ехали медведи. На велосипеде.
А за ними кот. Задом наперёд.
А за ним комарики. На воздушном шарике», —
Кажется, что серьёзную статью, посвящённую кризис-менеджменту, начинать нужно не так. Но кризисная ситуация, как и это лирическое вступление — дело неожиданное и непредвиденное, которое возникает нежелательно и без предупреждений. Так вот, эта статья не инструкция для юных велосипедистов. Она создана, чтобы разобраться, что такое успешный кризис-менеджмент, и как он может решить судьбу компании и помочь в трудной ситуации.
Начнём с пары слов о «транспортном средстве» — компании.
Любая компания, как и велосипед, состоит из многих деталей и показателей, определяющих её эффективность и слаженность работы. Если одна из деталей сломалась или отсутствует — двигаться становится крайне трудно.
В кризис-менеджменте важно понимать причины, которые привели к проблемам, и хорошо разобраться в структуре и механизме работы компании, прежде чем искать крайних. Посади чемпиона на трехколёсный велосипед — и он все равно будет ездить, как пятилетний ребёнок.
Второй важный момент — те, кто крутит с вами педали и заставляет «велосипед» мчаться вперёд. Ну или толкает его сзади, если все не так весело, как хотелось бы. Самый важный, пожалуй, фактор успеха любой компании, независимо от её масштабов и сферы деятельности, — это команда. Поэтому нужно тщательно подбирать людей, которые с вами работают, прислушиваться к их мнению и максимально учитывать в работе человеческий фактор.
Два вида бизнес-кризисов
Перейдём к самому понятию кризиса и видам препятствий, которые могут встретиться на пути вашего «велосипеда».
Бизнес-кризисом могут стать любые трудности и факторы, которые отрицательно влияют на репутацию компании или её производительность. Многие факторы риска при первом проявлении могут показаться незначительными, но могут привести к негативным последствиям.
Исходя из причин возникновения и возможности влияния, бизнес-кризисы можно разделить на две основных вида.
Что важно сделать
Теперь поговорим о жизненном пути «велосипеда», а также дам несколько правил кризис-менеджмента для спасения бизнеса в случае проблем. Мне лично пришлось столкнуться с кризисной ситуацией «смены рулевого» и принять управление велосипедом MotoCMS — компанией, занимающейся веб-дизайном и разработкой конструктора сайтов. Все нижеперечисленные советы испытаны на горьким опыте и проверены в действии.
Максимально всё спланировать
Ещё до того как вы «наехали» на камушек, спустило «колесо», или «велосипед» и вовсе загорелся, руководители проекта должны быть готовы к любому развитию событий и запастись превентивными методами и чётким планом. Запасные колёса, насос и аптечка, а также алгоритм действий, которые необходимо предпринять в случае возникновения проблемы — это маст хэв.
В условиях назначения на новый проект нужно в первую очередь разобраться в причинах возгорания велосипеда, и составить чёткий последовательный план действий по устранению кризиса.
Каждый план начинается с чётких целей, основные из которых:
Как только цели предопределены, руководитель должен составить детальный письменный план с конкретными действиями, которые нужно предпринять.
Проработать ситуацию с командой
В первую очередь нужно позаботиться, чтобы все сотрудники были проинформированы о наличии проблемы. Это поможет обеспечить бесперебойную работу бизнеса, а также позволит свести к минимуму возникновения паники вследствие «сарафанного радио» и распространение ложных вестей как внутри компании, так и в социальных сетях и медиа.
Если же кризис связан с назначением на руководство нового проекта, который находится на грани кризиса в связи с неэффективностью команды, то ситуация может обстоять немного сложнее. Практика показывает, что в таких ситуациях можно выделить несколько категорий сотрудников:
Как только чёткая работа команды налажена, и весь коллектив смотрит в одну сторону, бороться с любыми проблемами становится намного проще, так как это уже командная работа, а не старания в одиночку.
Наладить общение с клиентами и поставщиками
Конечно же, кризис-менеджмент, как и любой репутационный менеджмент должен быть основан на открытости и проинформированности. И это касается не только сотрудников, но и клиентов, а также партнёров, на которых он может каким-то образом повлиять, или предоставить какие-либо неудобства. Информирование — основа правильного управления клиентским опытом. Если знаете, что велосипед летит с горы и тормоза не работают — предупредите пешеходов и постарайтесь их обезопасить.
Вы же не хотите, чтобы клиенты и поставщики узнавали о ваших проблемах через средства массовой информации (а это вполне может произойти с лёгкой руки конкурентов) или от самих же сотрудников компании. Информация о любом кризисе, относящемся к вашей организации, должна исходить в первую очередь от вас, как от ее официального представителя. Частично планом антикризисных действий нужно делиться с клиентами и поставщиками, и регулярно его обновлять, показывая, какие действия вы предприняли на каждом этапе.
Выводы и ещё несколько дельных советов
Кроме всего вышеперечисленного, есть ещё несколько советов, которыми я хотел бы поделиться и которые могут быть полезными для предотвращения проблем и борьбы с кризисными ситуациями.
Всегда помните, что компания — это велосипед, на котором вы стремитесь к успеху и победам. Иногда с трудом под горку, иногда легко и непринуждённо. Главное в работе проджект-менеджера — понимать, что хоть вы и у руля, но с вами вместе крутит педали команда специалистов, и вы в ответе не только за себя и проект, но и за каждого из них, а также за проект в общем. Поэтому планируйте, действуйте — и вы все преодолеете!
Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для «Нетологии»? Читайте наши условия публикации.
Кризисный менеджер: требования и функциональные обязанности
О профессии
Антикризисный менеджер присутствует практически на каждом крупном предприятии. Вся деятельность этого специалиста направлена на проведение качественного анализа деятельности организации. Для чего это необходимо? В первую очередь для выявления слабых сторон. Из-за финансовых дыр, неграмотных решений руководства, различного рода попустительства и т. д. у предприятия могут возникнуть большие проблемы в виде кризиса, банкротства или какого-либо другого вида ухудшения финансового состояния. Именно представитель рассматриваемой профессии должен спасти организацию.
Как правило, многие фирмы заказывают себе антикризисного менеджера в самый последний момент — когда положение дел уже не спасти. Организации же с более грамотным руководством содержат у себя целый блок менеджеров и управляющих, деятельность которых направлена на недопущение ухудшения финансового состояния предприятия.
Наверное, не стоит даже указывать на то, что работа антикризисного менеджера является очень трудной и ответственной. Получить рассматриваемую профессию способна далеко не каждая личность. Только очень грамотный, наделенный рядом определенных качеств человек способен качественно вести свою работу.
Важные качества
На должность антикризисного управляющего может претендовать человек, имеющий не только диплом, обширные знания из разных областей, но и определенный жизненный опыт, а также:
— наличие аналитических способностей; умение оперативно ориентироваться в сложной обстановке;
— умение анализировать ситуацию в долгосрочной перспективе, распознать потенциальное воздействие внешних и внутренних факторов, оценить перспективы развития (увидеть слабые, сильные стороны, возможности и риски);
— готовность противостоять внешнему влиянию;
— способность отделить субъективно-эмоциональное отношение от объективной реальности, фактов;
— высокая работоспособность в условиях неопределенности и дефицита времени; умение расставлять приоритеты; продуктивно работать с документами; оперативно решать административные вопросы; работать в условиях сопротивления; владение навыками регуляции эмоционального состояния;
— умение эффективно взаимодействовать на любом организационном уровне, «слушать и слышать», точно без искажений доносить свои идеи и организовать взаимообмен деловой информацией с партнерами (внутри организации и с акционерами);
— управление конфликтами (умение осуществлять контроль за кризисными ситуациями в коллективе, управлять конфликтной ситуацией: нейтрализовать и улаживать возникшие конфликты);
— способность мыслить масштабами всего предприятия и генерировать новые решения по развитию или диверсификации имеющегося бизнеса; видение возможностей, в том числе неочевидных, умение реально оценивать ситуацию и адекватно реагировать при повышении рисков.
Второе направление в профессии
Следующее ответвление, которое предполагает сфера антикризисного менеджмента — это консультация различного уровня.
Консультант различного уровня обязан не только оценивать возможное восстановление деятельности предприятия, но и:
Основное отличие арбитражного консультанта от рассматриваемого специалиста состоит в том, что последний — по-настоящему заинтересованное лицо. Связанно это, конечно же, с коммерческой составляющей. Тем не менее многие предприятия, даже находящиеся на грани краха, все же предпочитают иметь дело с консультантом различного уровня. Советы антикризисного менеджера, задействованного на разных уровнях управления, гораздо эффективнее и плодотворнее, чем советы не заинтересованного лица.
Организационная ловкость
Установлено, что источниками кризиса бизнеса, часто выступают внутренние причины, связанные с процессами роста и развития организации как самоорганизующейся системы. Для того чтобы классифицировать подобные кризисы некоторые авторы сопоставляют развитие организации с развитием человека и выделяют так называемые жизненные циклы организаций (organisations life cycles). Яркими представителями такого подхода являются Ларри Грейнер (Lary Greiner) и Ицхак Адизес (Ichak Adizes).
Существует и альтернативный подход, завоевавший множество сторонников. Созданный в 1990 году Американский институт кризис-менеджмента (Institute for Crisis Management или ICM) предложил первично разделить все причины кризисов на две категории: внезапные (sudden) и тлеющие (smoldering).
Внезапные кризисы — это непредвиденное и резкое нарушение экономической деятельности предприятия, вызванное обстоятельствами природного или техногенного характера, а также ущербом, нанесенным репутации компании.
Тлеющие кризисы обычно вызваны проблемами, которые скрыто развивались в компании и до момента их проявления были не известны ни внутри компании ни за ее пределами и которые могут привести к серьезным угрозам или убыткам.
В отчете ICM за 2018 год говорится, что на долю внезапных кризисов приходится 33% кризисов предприятий в мире, а на долю тлеющих — оставшиеся 67%, причем наибольший вклад в их число вносят действия самих руководителей в рамках маркетинговой, инвестиционной, финансовой и управленческой деятельности и связанные с некомпетентностью, инертностью и страхом изменений. Кроме того, многочисленные исследования показывают, что внутренние проблемы компании усиливают действия внешних обстоятельств и благополучное ранее предприятие может вдруг оказаться в трудном финансовом положении.
Во время экономической неопределенности компания вынуждена сокращать расходы и формировать “денежную подушку”, но это далеко не единственная мера, приводящая к успеху. Решающим фактором в деле вывода предприятия из кризиса является организационная ловкость (organisational agility) — способность руководителей мыслить нестандартно и оперативно перестраивать процессы внутри компании.
В исследовании, проведенном в 2008-2009 годах группой экономистов “The Economist Intelligence Unit” и озаглавленном “Организационная ловкость: как бизнес может выжить и преуспеть в неспокойные времена” (Organisational agility: how business can survive and thrive in turbulent times), говорится, что сохранить конкурентоспособность в современных условиях смогут только те компании, которые будут «гибкими как Гудди» (Houdini-like twist) и работать на опережение в условиях меняющегося рынка.
Организационная ловкость, по мнению авторов исследования, включает в себя следующие элементы:
Таким образом, в современных условиях предприятие эффективно и конкурентоспособно только в случае нахождения в состоянии постоянного изменения и развития.
Управление современной компании должно строится на принципах стратегического планирования и упреждающего контроля. Это означает, что процессы производства и управления подлежат постоянному улучшению. Руководители, в том числе средний и линейный менеджмент, должны постоянно внедрять инновации — т.е. делать другие вещи и делать вещи по-другому
Иными словами, стратегия компании должна основываться на принципе эффективной адаптации к изменениям окружающей среды — когда быстро меняются условия снаружи, важно также быстро реагировать на эти изменения внутри, ведь упреждающее воздействие гораздо эффективнее, нежели воздействие по устранению последствий катастрофы
Круг обязанностей
Работать приходится в накаленной атмосфере вражды, ведь к помощи кризис-менеджеров чаще всего прибегают только в критических ситуациях. Долги, размолвки между владельцами и управляющим составом, явные и скрытые войны, недовольные сотрудники – все это входит в привычную для консультантов обстановку. При этом необходимо мобилизовать все силы и выполнять обязанности антикризисного менеджера максимально точно.
Антикризисный менеджер проводит следующие мероприятия:
Также важно уметь регулировать конфликтные ситуации. Менеджер является связующим звеном между всеми участниками оформления процесса банкротства
Требования к квалификации
Профессия кризис-менеджера сложная, серьезная и высокооплачиваемая, а потому требования, предъявляемые к такому специалисту, довольно многообразны.
Образование
В настоящее время во многих экономических университетах страны можно обучиться на кризисного менеджера, поступив на одноименную специальность. Закончив бакалавриат, юный специалист уже может приступать к работе. Однако изначально такое обучение обойдется гораздо дороже, чем в случае с другими экономическими специальностями.
Вообще, успешно практикующие управленцы считают, что конкретное образование в данном случае играет неключевую роль. Гораздо важнее, чтобы у менеджера имелись все необходимые экономические и правовые знания, а также наличествовали особые навыки.
Высшее же образование может быть любым другим профильным, к примеру, в сфере управления персоналом, юриспруденции или же финансов.
Навыки и умения
Антикризисный менеджер должен обладать безупречной репутацией, а также уметь налаживать связи как с властными структурами, так и с другими управляющими. Большим плюсом является наличие «психологических» навыков, то есть умение вести диалог, организовывать переговоры, публично выступать, решать конфликтные моменты и не поддаваться давлению.
Еще одним важным навыком, приходящим с течением времени, является умение сохранять самоконтроль и выдержку в любой ситуации. Кризисный менеджер должен быть равно убедительным во время переговоров с кредиторами и должниками, властными структурами и коллективом убыточной организации.
Он должен адекватно воспринимать мнение окружающих, но оставаться независимым в собственных решениях.
Так как кризисный специалист работает в экономической сфере, для него важно хорошо разбираться в финансовых стратегиях и теориях, а также правовом законодательстве. Важным считается знание структуры компании, взаимосвязи отделов и происходящих процессов
Особенности профессии
Найти выход из сложной ситуации может только высокопрофессиональный экономист-управленец. Работать ему часто приходится во враждебной среде, где конфликт накален до предела. Долги, недовольные рабочие, скрытая война с теми, кто довел предприятие до банкротства, — обычная ситуация. Профессия потребует не только глубоких знаний экономики, финансов, менеджмента, но и смелости.
Антикризисные управляющие выполняют следующие функции:
— установление и уведомление выявленных кредиторов должника о возбуждении процедуры банкротства;
— проведение анализа финансового состояния должника;
— определение наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства;
— получение и рассмотрение установленных требований кредиторов;
— составление и ведение реестра их требований;
— проведение инвентаризации имущества предприятия-должника и анализа его состояния;
— принятие мер по защите имущества предприятия;
— оформление имущественных прав на объекты недвижимости;
— оценка имущества, составление отчета по утвержденной типовой форме;
— оптимизация финансовых потоков;
— управление конфликтными ситуациями;
— выполнение решения арбитражного суда о реализации одной из процедур банкротства со всей полнотой персональной ответственности за его воплощение.
Обучение профессии
Для получения работы необходимо отучиться по специальности в высшем учебном заведении. Как может быть получена профессия «антикризисный менеджер»? Где учат этой работе? Об этом и будет рассказано далее.
На самом деле, ничего сложного в получении рассматриваемой профессии нет. Громадное количество университетов и институтов в странах СНГ содержит специальность, именующейся «антикрикризисным управлением». На этих факультетах будут даны качественные знания в сфере противостояния кризису. Сюда входит проведение диагностики, политика финансово-экономического оздоровления, основы банкротства с точки зрения права, бизнес-планирование и многие другие дисциплины.
Наверное, стоит перечислить основные учебные учреждения, в которых можно получить качественные знания для получения в дальнейшем рабочего места. Сюда относятся такие российские вузы, как:
В другом крупном государстве СНГ, в Украине, можно отучиться по рассматриваемой специальности в таких ВУЗах, как:
Личные качества
Одним из наиболее важных качеств, необходимых для работы антикризисным менеджером, является стрессоустойчивость.
Работнику необходимо принимать серьезные решения, часто связанные с большими суммами, в условиях дефицита и времени, и информации.
Довольно часто встречается неприкрытая агрессия и нежелание идти на контакт со стороны представителей коллектива, раздражение которых по поводу отсутствия зарплаты или ухудшихся условий «изливается» на чужака. Предыдущие управляющие также не испытывают энтузиазма по поводу прихода антикризисного специалиста, ведь успех его работы будет означать полную некомпетентность служащих в организации руководителей.
В результате если специалист не обладает такими качествами, как антиконфликтность, умение вызывать доверие, оставаться профессионалом в любой ситуации и абстрагироваться от неприятных моментов, долго он в профессии протянуть не сможет.
Основным девизом профессионала должна стать фраза «Цель оправдывает средства».
Он должен вывести компанию из кризиса или банкротства абсолютно любыми средствами, включая увольнения, переустановки и понижения. В этом ему поможет такое качество, как хладнокровие.
Еще одной важной характеристикой является наблюдательность – опытные антикризисные управляющие, благодаря этому качеству, определяют все недостатки компании за пару-тройку недель. Вообще, требования, предъявляемые к антикризисному профессионалу, могут отличаться в зависимости от специфики компании, которой требуется специалист
Однако обычно от работника требуются высшее образование в профильной сфере, опыт работы на руководящих должностях и наличие портфолио с выполненными проектами. Основными личностными качествами, ожидаемыми от менеджера, являются стрессоустойчивость, целеустремленность, ответственность и нестандартный подход
Вообще, требования, предъявляемые к антикризисному профессионалу, могут отличаться в зависимости от специфики компании, которой требуется специалист. Однако обычно от работника требуются высшее образование в профильной сфере, опыт работы на руководящих должностях и наличие портфолио с выполненными проектами. Основными личностными качествами, ожидаемыми от менеджера, являются стрессоустойчивость, целеустремленность, ответственность и нестандартный подход.
Оптимизация затрат
Это мероприятие принять выделять отдельно в рамках кризис-менеджмента. Оптимизация затрат не всегда приравнивается к проведению тотальных экономических мероприятий. В основном такая оптимизация подразумевает под собой сокращение расходов в рамках одних статей, но их увеличения в других, к примеру, для повышения уровня спроса. Такие мероприятия отличаются активным использованием средств и методов в условиях предприятия, которые необходимы для устранения угрожающей функционированию предприятия ситуации.
Стоит учесть, что эффективное использование этих средств является совместным желанием руководства и служащих организации, построенным на основе рекомендаций консультанта, направления объединенных сил на борьбу с кризисом.
Кризис-менеджер – это кто?
Кризис-менеджер являет собой специалиста, приглашенного компанией для ее вывода из кризисной ситуации. На территории Российской Федерации такая профессия довольно редкая, поэтому квалифицированные кадры высоко ценятся в этой области. Основной особенностью кризис-менеджера является то, что он в штате – человек со стороны, который не имеет в компании ни близких ни родственников. Это обусловлено тем, что нередко для оптимизации приходится пользоваться радикальными мерами, например, сокращение штата. Несмотря на это, продуктом его деятельности становится оптимизация ситуации, выведение фирмы из кризисного упадка на положительные рубежи.
Чтобы констатировать кризисное положение, управление компании определяет кризис, а следом заявляет об угрозе фирме. Далее руководство определяется: справится ли оно самостоятельно с кризисом или ей нужен квалифицированный работник в этой области. В России чаще всего происходит самостоятельная оптимизация. При приеме в штат кризис-менеджера ему дается время на изучение работы фирмы. Обычно это занимает 2-3 недели. После этого срока работник озвучивает список рекомендаций.
Очень часто в кризисе виновно руководство фирмы, поэтому на территории России такие кадры приглашаются редко. Исключения составляют акционерные общества, большей частью акций который владеет третья сторона.
Требования к кризис-менеджеру
Целью работы кадра является восстановление фирм. Такой специалист особо необходим компании, когда она запустила в производство какой-либо обновленный или новый товар или заключило сделку крупных масштабов. Такие мероприятия сводят компанию к большому риску, который иногда оказывается сильнее обстоятельств и фирма попадает в осложненное экономическое положение.
В этой ситуации в спектр должностных обязанностей профессионала входит:
Зачастую этот специалист работает совместно с логистом, юристами, аудитором, а также экономистами. Такое совместное производство обуславливается активным повышением эффективности труда вышеперечисленных специалистов в условиях развивающихся кризисных ситуаций, угрожающих работоспособности компании.
Экскурс в историю
Кризисные менеджеры начали пользоваться очень высоким спросом во время кризиса 2006 года, когда страну накрыло массовое банкротство компаний. Однако первым представителем этой профессии можно смело назвать Алексея Орлова, который сумел вывести Российскую империю не из одного кризиса. Конечно же, тогда никто не знал о существовании подобной специальности, но Орлов стал ее ярким представителем.
Он помог царице Екатерине совершить государственный переворот, свергнув с престола ее супруга – царя Петра III. Позже предложил российскому флоту разбить сильнейший в мире и веками господствовавший в Средиземном море турецкий флот в его же водах. После этого Россия на долгие годы обрела морское господство. Это далеко не все заслуги Орлова перед Екатериной и всей страной, которые характеризуют его как нестандартно мыслящего человека, умеющего искать выходы даже из самых сложных ситуаций.
Личные качества
Одним из наиболее важных качеств, необходимых для работы антикризисным менеджером, является стрессоустойчивость.
Довольно часто встречается неприкрытая агрессия и нежелание идти на контакт со стороны представителей коллектива, раздражение которых по поводу отсутствия зарплаты или ухудшихся условий «изливается» на чужака. Предыдущие управляющие также не испытывают энтузиазма по поводу прихода антикризисного специалиста, ведь успех его работы будет означать полную некомпетентность служащих в организации руководителей.
В результате если специалист не обладает такими качествами, как антиконфликтность, умение вызывать доверие, оставаться профессионалом в любой ситуации и абстрагироваться от неприятных моментов, долго он в профессии протянуть не сможет.
Основным девизом профессионала должна стать фраза «Цель оправдывает средства».
Еще одной важной характеристикой является наблюдательность – опытные антикризисные управляющие, благодаря этому качеству, определяют все недостатки компании за пару-тройку недель. Вообще, требования, предъявляемые к антикризисному профессионалу, могут отличаться в зависимости от специфики компании, которой требуется специалист
Однако обычно от работника требуются высшее образование в профильной сфере, опыт работы на руководящих должностях и наличие портфолио с выполненными проектами. Основными личностными качествами, ожидаемыми от менеджера, являются стрессоустойчивость, целеустремленность, ответственность и нестандартный подход
Вообще, требования, предъявляемые к антикризисному профессионалу, могут отличаться в зависимости от специфики компании, которой требуется специалист. Однако обычно от работника требуются высшее образование в профильной сфере, опыт работы на руководящих должностях и наличие портфолио с выполненными проектами. Основными личностными качествами, ожидаемыми от менеджера, являются стрессоустойчивость, целеустремленность, ответственность и нестандартный подход.
Особенности профессии
Современный кризис-менеджер занимается тем же, чем в свое время прославился Алексей Орлов. Он приходит в самый сложный для компании или предприятия момент, оценивает риски, условия работы и другие показатели, влияющие на финансовое здоровье. Далее – разрабатывает и внедряет план по спасению организации и выводу ее из кризисного состояния.
Найти все «проплешины» в финансовом секторе и работе руководства и определить другие слабые места может только очень грамотный специалист. Основными функциями менеджера являются:
Чтобы выстроить грамотную стратегию по выводу компании из сложной ситуации, нужно обладать не только большим багажом знаний, но и психологической устойчивостью. Менеджер работает, как правило, в неблагоприятной моральной среде, потому он должен иметь стойкую нервную систему.