Что значит сделать бэкап
Что такое бэкап, зачем он нужен и как его делать
Каждый разработчик однажды ЛИШИЛСЯ ВСЕГО, потому что не сделал бэкап.
Допустим, у фрилансера сломался ноутбук, где лежали исходники рабочих файлов. Теперь, прежде чем можно будет снова работать, придётся воссоздавать эти исходники.
А может быть и так: пишешь диплом, уже на 99-й странице, всё хорошо. Тут кошка запрыгивает на компьютер и лапами своими вонючими нажимает Ctrl + A, а потом Del, а потом Ctrl + S и Alt + F4. В результате у тебя стирается весь текст, документ сохраняется, а «Ворд» закрывается. И теперь, если открыть этот документ, там будет чистый лист, который невозможно восстановить.
Единственное, что может спасти эти ситуации, — бэкапы.
Что такое бэкап
Бэкап (backup) — это резервная копия данных: либо всех подряд, либо каких-то конкретных и особенно важных.
Хорошо бы, чтобы бэкапы были не только на вашем компьютере, но и на каком-то ещё компьютере или диске, благодаря чему в случае отказа одного можно будет восстановить данные с другого.
🤔 Пример самого элементарного бэкапа — отправить важный файл самому себе на почту Яндекса. Копия файла сохранится в почте, и в случае чего её можно будет восстановить. Минус в том, что это нужно делать вручную, а потом важно случайно не удалить ненужное письмо.
Как его делать
Чтобы бэкапы реально работали, их надо делать заранее — автоматически или вручную. Главная ошибка — начать думать о бэкапах, когда данные уже утеряны. Тогда-то уже поздно.
Важно, чтобы резервная копия хранилась где-то отдельно от устройства, а не на нём самом, потому что если с гаджетом что-то случится, то вы потеряете и файлы, и бэкапы.
Вот самый простой способ, который вы можете попробовать прямо сейчас:
Теперь в случае чего у вас есть копия на сервере Яндекса. Её видите только вы по своему паролю.
На Яндекс-диске хранятся копии текущих проектов, чисто на всякий случай. Отсюда же этими копиями можно с кем-то поделиться
Ключевые слова
Несколько терминов, связанных с резервным копированием, которые полезно знать.
Облако — компьютер где-то в интернете, на котором хранятся какие-то данные или исполняются какие-то приложения. Применимо к резервному копированию: можно хранить часть своих бэкапов в облаке, то есть на компьютере где-то в интернете. Так делают сервисы типа Dropbox и Яндекс-диск.
Версионирование — это когда вы сохраняете не только самую свежую копию проекта, но и несколько предыдущих его версий. Например:
И всё это великолепие лежит у вас на внешнем диске. Если что, всегда можно вернуться за копией недельной давности и дёрнуть оттуда пару нужных ссылок, которые ты уже успел удалить. Это очень полезная техника бэкапов, когда вы работаете над большим проектом, где многое меняется.
Все версии проекта, который идёт с конца августа 2019 года. Видно, когда по этому проекту шла работа, насколько часто там что-то происходило. Интересно, что название проекта никто так и не удосужился написать
Зеркало — полная копия компьютера или сервера. Как правило, делается автоматически: например, каждую ночь ваш компьютер может делать полный «слепок» файловой системы и складывать его на зеркальный жёсткий диск.
Избыточность — насколько много у вас резервных копий данных. Обычно для спокойной работы нужно две копии, одна из которых физически вынесена из того места, где вы работаете. Например:
Если враги вынесут всю технику и жёсткие диски из офиса, у вас останется резервная копия у Яндекса.
Рядом с ноутбуком — небольшой NAS от компании Synology. В прямоугольных отсеках стоят жёсткие диски, на них происходит резервное копирование
NAS — network attached storage, сетевое хранилище. Это коробочка, в которой стоят жёсткие диски. К ней можно подключиться по локальной сети и сливать на неё свои бэкапы, в том числе в автоматическом режиме. Полезно, когда у вас в офисе несколько компьютеров и всем нужно хранить где-то бэкапы.
RAID — система, которая помогает делать избыточные копии данных и защищает от сбоёв жёстких дисков. У вас может быть четыре жёстких диска, объединённых в RAID-массив. Если один из них сломается, его можно будет восстановить по кусочкам данных с других дисков. Всё это автоматически.
Флешка. Самый простой способ сделать бэкап — скопировать важные файлы на флешку и убрать её в шкаф. Шкаф нужен для того, чтобы в случае отказа питания или шумной вечеринки флешка точно осталась нетронутой.
Облачное хранилище Dropbox: в 2020 году автор статьи осознал, что у него там хранятся бэкапы аж с 2010 года. 10 лет работы аккуратно заархивировано и доступно для изучения!
Архив. Бэкап актуален, когда ты работаешь над проектом каждый день и тебе нужна защита от сбоёв прямо сейчас. Бэкапы делаются каждый день, дважды в день или даже раз в час, зависит от интенсивности работы. Но когда проект сделан и выпущен, эти бэкапы уже не нужны, нужны бэкапы следующего проекта.
А вот архив — это про долгосрочное хранение. Сделал ты проект, сдал и теперь хочешь, чтобы он сохранился лет на 50, чтобы в старости можно было перебирать воспоминания. Вот это архив.
Требования к архиву отличаются от требований к бэкапу. Архив должен быть нерушимым и рассчитанным на десятки лет. Флешки и компакт-диски для архивов не подходят — они деградируют и «сыпятся». Магнитные жёсткие диски нужно периодически «обновлять».
Печатная копия — дедовский метод архивирования: распечатываешь всё, что человек может прочитать, и хранишь в папке, папка в сейфе, сейф в архиве, архив в подземном бункере. Это не имеет отношения к регулярной работе, просто такой способ сохранить ценную информацию на много лет вперёд. Текущие рабочие проекты так не резервируют, но когда работа сделана, можно и заархивировать на печатной копии.
Печатные копии особенно актуальны для фотографий: вангуем, что через 20 лет вы уже десять раз смените телефоны, и фотографии из 2020-х у вас не сохранятся. А если дома лежит альбом с распечатанными фотографиями, то он сможет погибнуть только в случае пожара. Осторожнее с кальянными углями!
В следующий раз
В одной из будущих статей сделаем обзор на существующие системы и сервисы бэкапов: что использовать, когда и за какие деньги. Подписывайтесь и приходите снова!
Как сделать резервную копию системы или файлов: бэкапы против суицида
Содержание
Содержание
Компьютер ломается всегда в самый неподходящий момент. Потеря данных может стать не только неприятным событием, но и убыточным. Чтобы избавить себя от танцев с бубнами и сложнейших операций по восстановлению данных, рекомендуем регулярно делать бэкапы важной информации.
Беэкап — что это и зачем?
Бэкап (backup) — резервная копия каких-либо данных. Предположим, у вас на компьютере есть папка с любимыми фотографиями. Вы взяли и скопировали все снимки на отдельную флешку. Это и есть простейший бэкап.
Однако когда речь заходит о сотнях мегабайт информации, а также необходимости сделать образы операционной системы или всего жесткого диска, то взять и «перетянуть» нужные файлы просто так не получится. Намного удобнее и быстрее это делать с помощью специализированных программ.
Как часто делать бэкапы — зависит от важности информации и периодичности ее обновления.
Для каких-то домашних или рабочих файлов резервную копию можно создать всего один раз, а затем обновлять ее по мере того, как папки с документами будут пополняться. Бэкап файлов небольшого сайта стоит делать приблизительно раз в месяц, а для крупных ресурсов этот период может быть сокращен до недели.
Если говорить об ОС Windows, то все зависит от пользователя. Обычно достаточно делать резервную копию после успешной установки какого-либо софта, чтобы в случае повреждения системных файлов или потери данных восстановить копию уже со всеми необходимыми программами. Другой вариант — бэкап свежеустановленной Windows. При нестабильной работе ОС вы сможете быстро восстановить систему, но весь пользовательский софт придется инсталлировать заново.
Стандартные средства Windows
Начиная с Windows 8, можно создать образ системы без помощи сторонних приложений. Образ — это все данные на вашем компьютере, скопированные в определенный момент времени. Они сохраняются в специальной структуре, из которой впоследствии можно все восстановить обратно той же утилитой.
Сохранять образ рекомендуется на внешний носитель — съемный HDD, флешку (носители должны обязательно быть отформатированы в NTFS) или компакт-диск. Утилита позволяет сделать бэкап системного логического диска на другой диск, например, сохранить все данные с «C» на «D», но делать это не стоит, поскольку «летят» обычно не логические диски, а весь физический, поэтому такой бэкап окажется бесполезным.
Как только вы нашли место для своего бэкапа, можно приступать:
Через меню «Пуск» — «Параметры» перейдите в подраздел «Обновление и безопасность».
Кликните по вкладке «Служба архивации». В открывшемся блоке нажмите «Перейти в раздел Архивация и восстановление».
В новом окне нажмите по «Создание образа системы».
Откроется стартовое меню режима архивации. Здесь необходимо выбрать, куда будет сохранена резервная копия. На выбор доступны три варианта — жесткий диск, DVD или сетевая папка. Обратите внимание, если вы используете внешний HDD или USB FLASH, то при наличии ошибок их необходимо предварительно исправить.
Выбрав место для хранения, нажмите «Далее». Здесь необходимо указать диски, образ которых вы хотите сделать. Выберите диск, на котором у вас установлена система (подсказкой служит соответствующее слово). Также обязательно поставьте галочку напротив строчки «Зарезервировано системой». Ниже можно узнать объем, который будет занимать весь образ. Если свободного пространства не хватает, вы получите предупреждение, как на скриншоте ниже.
Подтвердите все свои действия и в последнем окне нажмите на кнопку «Архивировать». После этого начнется процесс создания образа. Время выполнения — от нескольких минут до часа в зависимости от объема данных.
По окончании процесса на выбранном носителе появится папка с названием вашего устройства. Именно это и будет образом системы.
Где лучше хранить бэкап? Идеально — компакт-диск или внешний HDD.
На крайний случай можно временно использовать flash-память. А вот SSD — не самый лучший выбор, поскольку в обесточенном состоянии ячейки памяти хранят данные около 6 месяцев.
Для восстановления системы с бэкапа необходимо перейти в одноименный раздел через меню «Пуск». После этого подключите накопитель к компьютеру и нажмите кнопку «Перезагрузить» в меню.
Затем в системном меню Windows выберите «Поиск и устранение неисправностей» — «Дополнительные параметры» — «Восстановление образа системы». Остается только указать образ и подтвердить.
Таким способом можно сделать резервную копию любого логического диска, а потом так же просто его восстановить.
Важно! Аппаратная часть ПК или ноутбука должны быть идентичными, иначе при развертывании образа часть устройств будут не определены из-за отсутствия драйверов
Сторонний софт для создания бэкапа
Специально для создания бэкапов можно установить на компьютер программу. Рассмотрим пару популярных вариантов.
Acronis True Image
Возможно, самый известный софт. Интуитивно-понятный интерфейс и максимальная простота сделали его незаменимым инструментом для системных администраторов и не только. Функционал программы включает:
создание загрузочных носителей;
создание на диске специального защищенного раздела для бэкапов;
организация удаленного доступа к компьютеру и другое.
Однако самая главная и полезная функция — это создание резервных копий. Стоит отметить, что через Acronis можно сделать бэкап всего компьютера, отдельных логических дисков, папок и даже мобильных устройств.
В качестве примера давайте рассмотрим, как создать резервную копию системного диска:
В левой нижней части окна нажмите на «Добавить копию». Далее вам необходимо выбрать источник и хранилище. В качестве источника укажите системный диск. Здесь же можно оценить размер будущего образа.
В качестве хранилища можно выбрать внешний носитель или указать путь, в том числе сетевой или на FTP-сервер. Также зарегистрированным пользователям доступно облако Acronis Cloud.
Остается только нажать на кнопку создания резервной копии. При необходимости ее можно зашифровать паролем.
После завершения операции в меню резервных копий должен появиться только что созданный образ с подробным графиком распределения данных — сколько места занимают фото, видео, аудио, системные файлы.
Обратите внимание, что образы Acronis True Image имеют разрешение «.tib». Соответственно, восстановление возможно только через этот софт. В программе также можно настроить расписание автоматического резервного копирования с выбором из нескольких схем. Например, при создании нового бэкапа старый будет автоматически удаляться или обновляться только новыми изменениями.
Чтобы восстановить систему, достаточно перейти в соответствующий раздел и правильно указать место для развертывания образа. Сделать это можно, даже если Windows не прогружается, например, при помощи загрузочной флешки c WindowsPE, на которой предустановлен Acronis.
Iperius Backup
Это еще одни мощный инструмент для создания резервных копий. Стоит отметить, что софт предлагает впечатляющий функционал для корпоративного сектора, например:
генерирование образов дисков;
бэкапы баз данных (Oracle, SQL, MySQL и других);
создание копий ESXi/HyperV и открытых файлов VSS;
запись резервных копий по FTP-протоколу;
поддержка шифрования AES 256 bit.
Небольшой нюанс — в бесплатной версии вы не сможете сделать образ диска, но Iperius Backup дает пробный период в 21 день. Стоимость лицензий начинается от 29 евро. Впрочем, ценник невысокий, учитывая инструментарий.
Создание резервной копии диска не представляет особых сложностей — достаточно выполнить несколько простых действий:
1. Выберите элемент для резервного копирования. Это может быть как папка, так и логические диски.
2. При бэкапе дисков вам предложат выбрать тип копии. Формат будет идентичный, но во втором случае (Образ Windows) вы сможете сделать восстановление стандартной утилитой, о которой мы говорили ранее.
3. После укажите, какой диск нужно зарезервировать и где будет сохранена копия. Заметьте, что меню будет отличаться в зависимости от предыдущего выбора.
4. Как только источник и приемник выбраны, следует выбрать в списке созданный элемент и выполнить подробную настройку резервирования. В окне будут шесть дополнительных вкладок, на которых можно настроить расписание, указать дополнительные места хранения копии, сделать уведомление на e-mail и другое.
5. Финальный шаг — кликнуть ПКМ по элементу в списке заданий и нажать «Запустить».
Восстановить образы VHD/VHDX можно через меню «Восстановление».
Iperius Backup — это функциональный инструмент для ручного и автоматизированного создания резервных копий с единственным недостатком: за функционал придется платить.
Облако как лучшее хранилище для бэкапа
Флешки и внешние HDD не гарантируют абсолютной сохранности данных. Недавно мы выпустили обзор лучших сервисов для резервных копий, где вы можете подробно изучить всю информацию.
Если коротко, то самый большой объем бесплатного пространства предлагает Google Диск и сервис Mega. У Google ограничение на загрузку отдельного файла целых 5 ТБ, поэтому образ «чистой» Windows вполне можно сохранить, не говоря о многочисленных документах, фото и других файлах.
В Mega на бесплатных аккаунтах установлен лимит на передачу данных с одного IP-адреса до 4 ГБ каждые 6 часов. На первый месяц вам дают целых 50 ГБ облака (15 стандартные + 35 за регистрацию). Впрочем, за отдельные действия можно еще на 180–365 дней получить бонусный объем и трафик.
Если говорить о платных тарифах, то здесь есть масса вариантов. Например, «Яндекс.Диск» предлагает 3 ТБ всего за 900 рублей в месяц, а при годовой подписке ценник снижается до 625 рублей. Mega в свою очередь дает 16 ТБ за 29,99 евро в месяц.
Достаточно гибкая ценовая политика у «Mail.ru Облако» — сервис предусмотрел целых шесть разных тарифов.
Большинство домашних компьютеров имеют HDD на 500–1000 ГБ, которые далеко не всегда полностью забиты данными, поэтому брать облако больше, чем 1-2 ТБ обычным юзерам особого смысла нет.
Для корпоративного хранения данных стоит изучить специальные предложения от DropBox, а сервис pCloud, например, предлагает купить пожизненный доступ.
Как сделать бэкап и для чего он нужен
реклама
Среди айтишников ходит присказка-поговорка: «есть два типа людей – кто еще не делает бэкапы, и кто уже делает». И действительно, один раз потеряв ценную для себя информацию, и с трудом и большими денежными затратами восстановив ее, или вообще не сумев восстановить, вряд ли какой-то здравомыслящий человек захочет столкнуться с подобной ситуацией еще раз. В этой статье я расскажу о бэкапах (резервных копиях) данных – что это такое, зачем они нужны, как и где их делать.
Материал ориентирован не на системных администраторов и не на работников коммерческих фирм, а на пользователей домашних ПК и геймеров, поэтому информация будет подаваться в наиболее доступной форме, а многие профессиональные нюансы не будут затронуты. В этот раз я не стану рассказывать о полностью автоматизированных бэкапах и тому подобных вещах – эта статья о ручном создании резервных копий особо ценных данных и их последующем беспроблемном восстановлении.
Что такое бэкап простыми словами?
Бэкап – это резервная копия каких-либо данных. Например, в вашем компьютере установлены 3 накопителя: SSD и два жестких диска – HDD 1 и HDD 2. На HDD 1 вы храните ценные для вас семейные фотографии, и вдруг он выходит из строя, унося с собой всю имеющуюся на нем информацию. Вы пробуете программы для восстановления данных с поврежденных «винчестеров», но ничего не помогает. Остается только одно – идти в специализированный сервис и отдавать кругленькую сумму. И то не факт, что помогут. А вот если бы эти фотографии были не в единственном экземпляре и хранились где-нибудь еще…
Как сделать бэкап?
реклама
Сделать резервную копию каких-либо файлов очень просто: их нужно скопировать на другой физический накопитель. Подчеркну: именно на другой физический накопитель, а не на другой «локальный диск». Физический накопитель (SSD или жесткий диск) может состоять из нескольких разделов. Простой пример из жизни: физический накопитель – это ящик для столовых приборов, а локальные диски – это разные отсеки; один для ножей, один для вилок, один для ложек и так далее. То есть, если у вас HDD 1 разбит на разделы D и E, а HDD 2 на разделы F и G, то недостаточно скопировать фотографии из раздела D в раздел E – необходимо «забэкапить» их в раздел F или G. Но находясь даже в нескольких экземплярах на одном компьютере или в одной квартире, данные все равно могут потеряться – например, в случае чрезвычайных обстоятельств вроде пожара. Вот простые правила, которые помогут этого избежать.
Главные правила резервного копирования
Правило первое: для действительно важных данных должно существовать как минимум три бэкапа, физически находящихся в разных местах, причем парочка из них – на удаленных серверах. В случае пожара, затопления и других форс-мажорных обстоятельств вы легко можете лишиться всех электронных устройств, находящихся в одной квартире, поэтому бэкапов «по месту жительства» недостаточно. Но почему я предлагаю именно два удаленных сервера? Да потому что, если такой сервер один, с ним тоже может случиться форс-мажор (сгорел дата-центр, закрылась компания, случайно стерли данные), а вы об этом узнаете только если потеряете «оригинальные» данные и их копию по месту жительства.
реклама
Если вы используете для бэкапов бесплатные хранилища, хостинги и файлообменники – будьте готовы, что они в любой момент могут решить стереть ваши данные, и сделайте еще пару удаленных резервных копий. Да, муторно, но лучше так, чем потерять данные. И обязательно защитите свою информацию при помощи шифрования, не заливайте ее в открытом виде. О том, как это сделать, я расскажу в соответствующем разделе.
Правило второе: проверяйте бэкапы. Если бэкап не проверен, то можно считать, что его и нет. Браузер или программа закачки может показать, что все загрузилось успешно, а при попытке скачать, расшифровать или разархивировать – бац, ошибка. После создания бэкапов проведите пару тестовых восстановлений данных из разных источников.
Правило третье: если речь идет о домашнем ПК, делайте резервные копии только действительно важных данных. Нет никакой надобности бэкапить любимые игры или сериалы – если полетит SSD/жесткий диск, их всегда можно скачать заново. А вот уникальные и имеющиеся только у вас данные, такие, как сохраненки для игр, уже вполне можно бэкапить, если вы заядлый геймер. Но чаще всего в случае домашних бэкапов сохраняются копии личных/семейных фотографий и видео, а также заметок.
реклама
Выбор этих важных данных должен быть индивидуальным. Ценные для вас фото, скриншоты заметки, и тому подобное стоит бэкапить всегда (только не забывайте все это шифровать!), а дальше – как говорится, кто на что горазд. Если вы просидели много сотен часов в Скайриме, то стоит сделать резервную копию нескольких сохранений с разных этапов игры, если вы играете в покер на деньги – бэкапьте базу данных с информацией на оппонентов, если храните криптовалюту – бэкапьте кошельки или данные для доступа к ним.
Если говорить о бэкапах для коммерческих фирм, дата центров и т.д., существуют и некоторые другие правила – например, о том, что создание резервных копий должно быть автоматическим и не должно мешать повседневной работе и интересам клиентов, или о том, что необходимо минимизировать дублирование файлов ради экономии места, но подробно на них я останавливаться не буду – все это мало касается резервного копирования «домашней» информации.
Как защитить резервную копию данных на удаленном сервере при помощи шифрования?
Любые чувствительные данные вроде бэкапов личных заметок, фото и криптокошельков, следует защищать при помощи шифрования. Рекомендую использовать VeraCrypt – программу с открытым исходным кодом, которая в свое время стартовала как форк TrueCrypt. В настоящий момент она считается одним из самых надежных бесплатных решений для шифрования и используется журналистами, активистами и лицами, работающими с чувствительной информацией, по всему миру.
Выберите «Тома» – «Создать новый том», далее – «Создать зашифрованный файловый контейнер» – «Обычный том». Подойдет AES с алгоритмом хеширования SHA-512. После этого укажите максимальный размер тома – он должен быть таким, чтобы туда влезли все ваши файлы, резервную копию которых вы хотите создать. Введите подходящий пароль и подтвердите, что собираетесь хранить в контейнере файлы размером более 4 ГБ. Дальше следуйте указаниям программы. Жмите «разметить», а по окончанию шифрования монтируйте созданный контейнер и переносите туда нужные файлы, после чего размонтируйте.
Все, файлы зашифрованы, можно заливать том в облако/на удаленное хранилище! Если хотите, можете перед этим еще и заархивировать контейнер с паролем, чтобы уменьшить его размер, но это необязательно. Главное, не забудьте разархивировать/размонтировать бэкап и проверить его работоспособность перед тем, как начать загрузку, после же загрузки скачайте его и повторите процедуру. Это может занять немало времени, но, поскольку резервные копии домашних данных создаются нечасто – ничего страшного.
Заключение
Не ленитесь и не откладывайте создание бэкапа на потом, не думайте, что уж с вами потеря данных точно не случится – если у вас нет резервной копии какой-либо ценной информации, как можно скорее сделайте ее.