Что значит считалка в литературе
Считалки
Основные понятия: определение, происхождение считалок, связь считалки с другими формами: заговором, игрой, обрядом; своеобразие жеребьевки; классификация считалки, точки зрения, проблематика заумных считалок; особенности считалок: процесс словотворчества, структура, ритмизация, метрическая система, роль повторов, своеобразие синтаксиса, использование формы диалога, обращений, риторических вопросов; словотворчество в считалке и литературе (сравнительная характеристика).
Определение. Считалка всегда имела практический характер, она использовалась в детских играх для установления очереди и выбора лиц, исполняющих ту или иную роль. Поэтому исследователи относят ее к игровому фольклору наряду с жеребьевыми приговорами, молчанками.
Согласно одному из словарных определений, считалки представляют собой «словесные формы, чаще всего стихотворные (рифмованные) произведения преимущественно юмористического характера, с помощью которых определяется очередность в игре, избираются ее ведущие или участники» (Сл., с. 342). В считалке счет является ритмизующей основой произведения, скандирование обусловливает правильность счета, и нарушение ритма является показателем неправильно проведенной жеребьевки.
Название «считалка» употребляется чаще других, но встречаются и другие определения. П.В. Шейн называл подобные произведения жеребьевыми прибаутками[103]. М.Н. Мельников приводит народные названия: счетушки, счет, читки, пересчет, говорушки.
Поскольку считалки используются наряду с жеребьевками или сговорами (сговорками), возникает необходимость определения данной формы. Формы жеребьевки были самыми разнообразными, чаще всего они проводились с помощью рифмованных стихов. Г.С. Виноградов, опубликовавший подборку подобных текстов, предложил для них название «жеребьевки». В современной науке получил распространение термин «жеребьевые сговорки», введенный М.Н. Мельниковым.
Во время игры в лапту, городки, прятки или жмурки играющие разделяются на две партии, каждый из игроков зашифровывает свое имя и затем, выбрав пару, подходит к вожакам («маткам»), самым сильным и ловким игрокам. Они и должны выбрать члена своей команды, руководствуясь следующим предложением:
Или казака удалого?
Или медведя в штанах?
Или белого медведя?
В качестве предмета выбора предлагаются и живые, и неодушевленные предметы, наделяемые необычными качествами (определениями), растения, песенные персонажи.
Иногда выбор совершался по характеру действия:
Из Томска на лыжах
Али из Ирбита на ремнях?
Что тебе надо – сено косить или дрова рубить?
Коня вороного или седла золотого?
На печке заблудился или в ложке утонул?
Тес ломать или деньги воровать?[104]
Процесс отгадывания основывался на антитезе, сравнивались разные предметы, понятия или явления; «матка» должна не только выбрать, но и угадать, кто «прячется» за данным обозначением. Определенной подсказкой служила интонация. В зависимости от выбора вожака играющие отходят в ту или другую сторону.
По данным Г.С. Виноградова (их подтверждает и М.Н. Мельников), наибольшее количество традиционных текстов связано с образом коня. В них предлагается сделать выбор между конем и золотым тарантасом, золотым хомутом и между занятиями – «коня кормить» или «печь топить». Конь занимает одно из центральных мест в древних языческих ритуалах. Он является олицетворением света, удали, силы, огня.
О древности подобных жеребьевочных формул свидетельствуют материалы этнографов. Жеребьевка являлась частью ритуала инициации. Когда кандидаты на посвящение в члены общества собираются вместе, они договариваются о тайных именах, под которыми будут участвовать в обряде. Как правило, таким именем становится наименование духа-покровителя или родового тотема. В дальнейшем при совершении обряда к участнику надлежит обращаться только по этому имени. Имя, которое он носил в детстве, более не существует, поскольку после посвящения кандидат получает новое имя – уже как полноправный член племени[105].
Построение жеребьевки традиционно, она состоит из обращения и вопроса. Обращение может быть простым (Матки, матки, // Дуб или в зуб?) или сложным (развернутым в отдельное четверостишие):
Или казака с кинжалом?
Смысловая наполненность жеребьевки отмечалась рядом исследователей. Г.С. Виноградов писал, что такого «сжатия элементов речи в предельно тесную форму» нет в других жанрах детского фольклора. Анализируя сговорку
Или с разбегу под телегу?
исследователь приходит к следующему выводу: «лаконизм образного языка сговорок может быть сопоставим с малыми формами русского фольклора: пословицами и поговорками. Не случайно пословицы и поговорки выступают подчас в функции жеребьевок: «Грудь в крестах али голова в кустах?», «Вошь на аркане или блоха на цепи?»[106]
Особенности жеребьевок. Выразительность исполнения жеребьевок, как полагает А.Н. Мартынова, отличает их от считалок, «которые произносятся, как правило, невыразительно, монотонно».
Происхождение считалок. Считалки появились благодаря ритуально-бытовой практике. Обычай ритуального пересчитывания предметов известен у большинства первобытных народов. Во время счета выделялись счастливые и несчастливые числа, результат счета хранился в тайне. Приведем пример обрядовой считалки, записанной на Гавайских островах в середине XIX века:
В Кохале есть дерево хау,
Не одно дерево, много деревьев,
И семь, из которых строят каноэ.
Первое хау – балансир каноэ,
Второе хау – укосина каноэ,
Третье хау – корпус каноэ,
Четвертое хау – обшивка каноэ
Пятое хау – корма каноэ,
Шестое хау – мачта каноэ,
Седьмое хау – парус каноэ.
Если назовешь еще одно, живи,
Не назовешь – умрешь[107].
Аналогичный текст, связанный с гаданием, приводит И.П. Сахаров: – «Четыре и более девушек садятся на полу в кружок. Каждая из них кладет на колени соседкам по два пальца. Тогда старшая начинает скороговоркой проговаривать:
Произнося каждое из этих слов, она указывает на один из протянутых пальцев. На который достанется слово – «выкень» тот и выкидывается»[108]. Приведенная игра используется во время гадания на близкое замужество.
Эти тексты подтверждают вывод В.П. Аникина о связи считалок с верой в числа: «обыкновение пересчитываться идет из быта взрослых. Перед настоящими, неигровыми делами… было правилом прибегать к жеребьевке и счету» (Аник., Младенч., с. 15).
Считалки можно расценивать как способ сохранения во времени информации сакрального характера, поскольку в результате ее применения выявляется тот, кто будет выполнять в игре особую роль. По этой причине Г.С. Виноградов сближал считалки с гаданиями, поскольку выбор в них зависит не от разумного расчета, а от случая, от воли судьбы. Отсюда и название, бытующее у детей и подростков Куйтунского района – «гадалка», в Барнаульском округе считалку называют «ворожинка».
Английский исследователь детского фольклора Г. Бетт на основании сопоставления обширного английского материала и записей, сделанных у других народов, приходит к заключению, что «числовые песенки отразили на себе те ступени, которые прошло человечество, обучаясь счету»[109].
В ходе развития жанр считалки испытал разные влияния. Г.С. Виноградов считает, что наиболее значительным было воздействие книжной поэзии. Но все книжные тексты сильно приспосабливались к детской среде, «принимая иной вид, иной облик», хотя функция считалок оставалась без изменений.
Исследователь показал, что отражение действительности в считалках происходит не на основе случайных ассоциаций, а в результате своеобразного осмысления происходящего.
Параллельно с развитием образования распространялись заумные считалки. Учебные заведения, в которых преподавались иностранные языки, становились питательной средой для возникновения, бытования и трансмиссии подобных текстов. «Латинские слова проникали в считалки европейских народов прежде всего под влиянием школьного и университетского обучения латыни и из воспринятой на слух католической службы», – полагает исследователь[110]. Поэтому в лексике появлялись такие слова сакральной лексики, как «деус», «доминус», в самих считалках часто упоминалось слово «грамматики». Е.А. Костюхин даже говорит о гипнотическом воздействии заумного языка[111].
Отмеченные два плана лексики, связанные с службой и собственно учебным процессом, встречаются в считалках европейских школьников. Д. Симонидес сравнивает тексты немецкой и польской считалок, отмечая некоторые лексические совпадения:
Figgi faggi dominus,
du bist hier und bist duss
Edydy, medydy, cycymer
Afel, bafer, dominer
Al zgot, wryna wrot
Aja, baja, myka, wun[112].
Некоторые тексты фиксировались с конца XIX века и на протяжении всего XX века у всех славянских народов, в России, на Украине и в Белоруссии.
Первые записи считалок относятся к XVIII веку, исследователи не сразу отделили считалку от игры и увидели в ней самостоятельный вид устного народного творчества. Уже в XIX веке, замечает А.Н. Мартынова, считалки не имели аналогий во взрослом фольклоре.
Сегодня считалки существенно преобладают по количеству записей над другими жанрами и формами детского фольклора. Они встречаются практически у всех народов.
По количеству вариантов первое место среди считалок занимают «Первинчики-другинчики» и «Перводан, другодан».
Особенностью считалок является предельная сжатость и лаконичность, они практически не содержат сюжетной основы, представляя перечень предметов или описание порядка счета. Стремление к выразительности и мерности стиха обуславливает использование повторов, диалогической формы, простого синтаксиса.
Считалки помогают разучивать большее количество стихотворных строк и, следовательно, способствуют развитию памяти. Кроме познавательной функции, они несут в себе также эстетическую и этическую функции. Дети учатся правильно говорить и выделять голосом необходимые части стихотворения. Обычно правом произнесения считалки наделяется тот игрок, который не станет обманывать своих партнеров и точно и последовательно проведет счет.
Порядок произнесения считалки следующий: участвующие в игре дети становятся в круг или в ряд, один из детей становится в середину и произносит, скандируя, считалку, дотрагиваясь рукой по очереди до участвующих в игре при каждом слове или ударяемом слоге; тот, на кого упал последний слог или слово, считается выбывшим – освобожденным от жребия; постепенно выбывают и другие, кто вышел последним – считается выбранным. В зависимости от условий игры иногда выбирается и первый выбывший.
Характер исполнения считалки, полагает М.Н. Мельников, свидетельствует об их песенном и хоровом исполнении. В свое время П.А. Бессонов писал, что дети «станут в кружок и запоют песню; на кого упадет из песни последнее слово, тому и держать свой черед. Поют вместе, а один, кто постарше, указывает пальцем по ряду»[113].
Изучение. Русские считалки вводились в научный оборот постепенно. Первой обобщающей работой следует считать монографию Г.С. Виноградова «Русский детский фольклор». Кн. I. (Иркутск, 1930). В ней опубликовано 553 текста считалок с вариантами. Из изданий последних лет выделяется сборник «Русский детский фольклор Карелии». Сост. С.М. Лойтер (Петрозаводск, 1991).
Классификация Г.С. Виноградова основана на словарном признаке: выделяются считалки-числовки, заумные считалки и считалки-заменки.
К первой группе относятся произведения, содержащие в себе счетные слова – количественные и порядковые числительные:
Раз, два, три, четыре, пять / Вышли мальчики играть.
Подвижность классификации видна в использовании эквивалентов числительных (Первенчики, другенчики / Летели голу-бенчики) или «озаумленных» числительных (Азы, двазы, тризы, ризы, пята, лата, туни, муни, тупа, укрест).
Рассматривая своеобразие подобных считалок, О.И. Капица предлагала относить их к «заумным считалкам», таким образом обозначив словообразовательную игру с числами: «Перводан, другодан, начетыре угадал», «Пирвошка, другошка», «Рази, двази, тризи», «Одиян, другиян» и т. д.
А.П. Топорков показывает сходство процесса, происходившего одинаково в разных местах у разных народов[114]. Один вариант
Эни, бэни, рики, факи,
Турба, урба, синтябряки,
Дэу, дэу, краснодэу, Бац.
А другой в белорусской деревне:
Дэус, дэус, шахмадаус – Бац.
Дети часто переделывают известные им тексты, упрощая и приспосабливая их к конкретной аудитории, отмеченное свойство можно считать особенностью считалок. «В них нет понятийного смысла, весь интерес заключается в звуковой стороне слов. В считалках как бы обнажается фонетическая сторона слова, давая детям удовлетворение необычайными звукосочетаниями».
Считалка
Библиография:
Виноградов Г., Русский детский фольклор, Иркутск, 1930.
Полезное
Смотреть что такое «Считалка» в других словарях:
считалка — стишок, считалочка Словарь русских синонимов. считалка сущ., кол во синонимов: 2 • стишок (4) • … Словарь синонимов
СЧИТАЛКА — СЧИТАЛКА, и, жен. (разг.). В детских играх: произносимый нараспев стишок, к рым сопровождается распределение участников игры. | уменьш. считалочка, и, жен. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
Считалка — Считалки вид детского творчества. Как правило, это небольшие стихотворные тексты с чёткой рифмо ритмической структурой в шутливой форме, предназначенные для случайного избрания (обычно одного) участника из множества. Неслучайным выбором… … Википедия
Считалка — ж. разг. Ритмично произносимый стишок, в результате которого определяются места участников в детских играх. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
считалка — считалка, считалки, считалки, считалок, считалке, считалкам, считалку, считалки, считалкой, считалкою, считалками, считалке, считалках (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
считалка — счит алка, и, род. п. мн. ч. лок … Русский орфографический словарь
считалка — группа таблиц в Excel, предположительно реагирующих на изменение вводных параметров и обладающих некоторыми прогнозными свойствами … Словарь бизнес-сленга
считалка — (1 ж); мн. счита/лки, Р. счита/лок … Орфографический словарь русского языка
считалка — и; мн. род. лок, дат. лкам; ж. Разг. Стишок в различных детских играх, которым сопровождается распределение участников игры. ◁ Считалочка, и; мн. род. чек, дат. чкам; ж. Уменьш. ласк … Энциклопедический словарь
считалка — и; мн. род. лок, дат. лкам; ж.; разг. см. тж. считалочка Стишок в различных детских играх, которым сопровождается распределение участников игры … Словарь многих выражений
Литературные считалки
Изучение истории появления считалки как жанра устного народного творчества. Значение и классификация считалок. Формирование речевых навыков, развитие интонационной выразительности речи, воспитание у детей интереса и любви к художественному слову.
Бюджетное образовательное учреждение
среднего образовательного учреждение
«Сокольский педагогический колледж»
по предмету: Детская литература с практикумом по выразительному чтению
Тема: «Литературные считалки»
Екимовская Галина Васильевна
1. История появления считалки
2. Значение считалок
3. Классификация считалок
4. Значение считалок в детских играх
5. Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие»
Из всего многообразия жанров и форм детского устного народного творчества наиболее завидная судьба у считалок. По силе эстетического воздействия на ребят они не знают себе равных.
Звуковая организация считалок пленяет своей красотой, производит незабываемое впечатление.
Но сначала давайте узнаем, что такое считалки, и какую роль они занимают в жизни детей.
1. История появления считалки
считалка речь воспитание художественный
Ази, двази, nризи, зизи,
Пятом, мятом, шума, рума,
Так что в древности считалка играла серьезную роль. И это была серьезная роль ещё и потому, что люди тогда верили в силу слова, и считалка была близка заклинанию.
Позже, когда человеческая жизнь изменилась, когда люди перестали бояться природы, тогда считалка перешла в детскую игру и стала помогать детям распределять роли в игре да так, чтобы всем было весело и никому не обидно. Изменение роли считалки привело к появлению новых, уже «детских» считалок:
За морями, за горами,
За железными столбами,
На дверях висит замок.
Ты за ключиком иди
2. Значение считалок
Ребенок с момента своего рождения развивается не просто быстро, а очень быстро. Но развитие это должно идти с помощью родителей. Именно родительская поддержка важна в процессе закладки фундамента будущей личности.
Поэтому издревле в ходе многовековой практики были выработаны различные вспомогательные методики по развитию речи, моторики, внимания и координации (хотя тогда таких и слов то не знали). Многие методики были забыты, а некоторые с успехом пользуются современные мамы и папы.
Именно считалочки можно уверенно отнести к лучшим играм, развивающих мышление маленьких малышей.
Используя довольно ограниченный словарный запас ребенка, на основе базовых слов и образов, родитель начинает формировать и развивать мышление своего чада, позволяя ему все более уверенно ориентироваться в окружающей ребенка обстановке и более понятно для окружающих доносить свои желания и потребности. Кроме того, происходит обогащение словарного запаса маленького человека, что положительно влияет на общение с родителями и родственниками. Даже совсем немного, но регулярно, позанимавшись, вы сможете увидеть положительные сдвиги в поведении своего малыша. Считалочки имеют рифмованную структуру, которая наиболее хорошо подходит для запоминания, тем самым развивая память у ребенка. Увеличивая арсенал считалок, можно довольно быстро и успешно продвинуться в обучении.
Считалки часто сопровождаются различными манипуляциями и действиями (использование подручных предметов, игрушек, картинок, пальчики ребенка и т.п.), что и показывает комплексный процесс обучения. Ребенок начинает понимать связь слов с предметами, действиями и последствиями действий. Именно эти конструкции, пусть и вызывающие улыбку и насмешливый взгляд у взрослого человека, позволят успешно выстраивать ребенку свое поведение в окружающем пространстве, наращивая и усложняя с каждым занятием мыслительные образы и конструкции.
3. Классификация считалок
Небылица и считалка: сравниваем жанры детского фольклора
Художественная литература играет огромную роль в развитии ребёнка с раннего возраста. Причём это касается даже самых малых жанров, которые кажутся очень простыми: потешки, считалки, загадки. К подобным произведениям также относятся небылицы. Эти короткие истории отчасти схожи со считалками и так же чрезвычайно притягательны для детей.
Небылица как литературный жанр
Небылица (небывальщина, нелепица) — это фольклорный жанр, который представляет собой небольшое произведение комического содержания чаще всего в стихотворной форме. Его сюжет нарочито искажает действительность, меняет в ней всё местами (например, ворон одет в красные сапоги, играет на трубе и рассказывает сказки). Причём это несоответствие, абсурдность утрируется, подчёркивается, за счёт чего и создаётся комический эффект. На Руси этот жанр активно использовали скоморохи, которые разъезжали по деревням и развлекали народ.
На Руси жанр небылиц был очень популярен в репертуаре скоморохов, которые развлекали публику
В небылице активно используется литературный приём оксюморона — сочетание понятий, которые полностью противоречат друг другу. Например, «жил на свете великан низенького роста». В. Я. Пропп, известный литературовед-фольклорист, относит небылицу к разновидности сказки, в которой действительность выворачивается наизнанку.
Зато несомненно особый вид сказочного творчества составляют небылицы, т. е. рассказы о совершенно невозможных в жизни событиях вроде того, что человек проваливается по плечи в болото, утка вьёт гнездо на его голове и откладывает яйца, волк приходит лакомиться яйцами и т. д. На таких небылицах основаны всемирно известные рассказы о похождениях Мюнхгаузена, в значительной части восходящие к фольклору.
В. Пропп «Поэтика Фольклора»
https://studfiles.net/preview/1621582/
Сходства и отличия считалки и небылицы
Небылица как жанр чем-то напоминает считалку:
В считалках, как и в небылицах, часто случаются различные курьёзы с животными
Существует ряд считалок, которые можно отнести и к нелепицам, например «Плыл по морю чемодан», «Свиньи в лодке танцевали…» и др.
Однако необходимо выделить и существенные отличия:
В небылицах обычно всё перевёрнуто с ног на голову
Значение небылиц для детского развития
Небылица не просто излагает бессмысленные фантастические события. Знакомство с такими произведениями полезно для развития детей:
В основе небылицы — отступление от логической нормы, его понимание развивает интеллект ребёнка
Примеры считалок
Считалки — это шуточные стихотворения, помогающие распределить роли участников игры.
С помощью считалок дети договариваются, кто первым будет водить
Примеры небылиц
Основными действующими персонажами небылиц выступают как люди, так и разнообразные животные. Последние, как правило, являются главными героями русских народных нелепиц:
Сюжет небылицы полностью вымышленный и до смешного абсурдный
Небылицы — прежде всего фольклорный жанр. Однако встречаются и литературные небылицы (часто они основаны на различных народных сюжетах). Ярким примером являются широко известные произведения К. Чуковского «Путаница», «Тараканище», «Чудо-дерево», а также Э. Распе «Приключения барона Мюнхгаузена».
«Путаница» К. Чуковского почти вся состоит из перевёртышей
Небылицы Виктора Полянских:
Видео: Виктор Полянских читает небылицы
Можно выделить и другие авторские небылицы:
Школьникам вполне по силам придумать собственные небылицы и иллюстрации к ним
Много небылиц существует в английском и немецком фольклоре. Такие «бессмысленные» песенки стали известны маленьким русским читателям, в частности, благодаря переводам С. Маршака («Птицы в пироге», «В страну Джамблей» и др.) и К. Чуковского («Робин Бобин Барабек», «Скрюченная песня» и др.):
Многие известные литературные небылицы являются переводами произведений зарубежного фольклора
Небылица С. Маршака «Птицы в пироге» является литературным переводом английского шуточного стихотворения для детей «Sing a song of six реnсе».
СЧИТАЛКА
Смотреть что такое «СЧИТАЛКА» в других словарях:
Считалка — жанр детского фольклора (см.), рифмованная или нерифмованная игровая прелюдия, задача к рой распределить роли в предстоящей игре. Как и другие виды фольклора, С. имеет в основе песни и игры, сопровождавшие древние обряды. Об эволюции С. и ее пути … Литературная энциклопедия
считалка — стишок, считалочка Словарь русских синонимов. считалка сущ., кол во синонимов: 2 • стишок (4) • … Словарь синонимов
Считалка — Считалки вид детского творчества. Как правило, это небольшие стихотворные тексты с чёткой рифмо ритмической структурой в шутливой форме, предназначенные для случайного избрания (обычно одного) участника из множества. Неслучайным выбором… … Википедия
Считалка — ж. разг. Ритмично произносимый стишок, в результате которого определяются места участников в детских играх. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
считалка — считалка, считалки, считалки, считалок, считалке, считалкам, считалку, считалки, считалкой, считалкою, считалками, считалке, считалках (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
считалка — счит алка, и, род. п. мн. ч. лок … Русский орфографический словарь
считалка — группа таблиц в Excel, предположительно реагирующих на изменение вводных параметров и обладающих некоторыми прогнозными свойствами … Словарь бизнес-сленга
считалка — (1 ж); мн. счита/лки, Р. счита/лок … Орфографический словарь русского языка
считалка — и; мн. род. лок, дат. лкам; ж. Разг. Стишок в различных детских играх, которым сопровождается распределение участников игры. ◁ Считалочка, и; мн. род. чек, дат. чкам; ж. Уменьш. ласк … Энциклопедический словарь
считалка — и; мн. род. лок, дат. лкам; ж.; разг. см. тж. считалочка Стишок в различных детских играх, которым сопровождается распределение участников игры … Словарь многих выражений