Что значит сбор информации
Что представляют собой обработка, сбор и передача информации?
Содержание:
Обработка информации — это набор операций над информацией, которые осуществляют при помощи специальных технических и программных инструментов. В результате обработки информации она видоизменяется. Обработка информации являются частью информационных процессов, куда входят:
Сбор информации
По большому счету, жизнедеятельность каждого человека — это постоянный сбор информации о жизни, профессии, окружающих людях, других странах и т. д. В более узких смыслах сбор информации — это систематический мониторинг хранилищ информации: баз данных, справочников, библиотек и др.
Человек осуществляет сбор информации следующими методами:
Простой пример из жизни — вы решили поехать на выходные к другу в соседний город. Для того чтобы это сделать, вам необходимо будет просмотреть план проезда и расписание транспорта из вашего города в соседний. Для этого вы возьмете в руки телефон или сядете за компьютер, соберете всю необходимую информацию. Ваши родители, узнав о вашей поездке, попросят контакты вашего друга, проверят маршрут вашего передвижения, узнают адрес, где вы планируете находиться и др. И вы, и ваши родители произведете сбор информации при помощи технических средств. Сбор нужной информации — это умение, без которого очень трудно жить в современном мире.
Хранение информации
Информация хранится в цифровых и в нецифровых носителях. Носитель — это некий объект или среда, где сохраняется собранная информация.
Нецифровые носители — это:
Любое место или материал, где можно записать какую-то информацию может стать носителем. Самый распространенный нецифровой носитель современного мира — это бумага.
Цифровые носители — это:
Цифровые носители являются более компактными носителями информации, поэтому чаще всего применяются в жизнедеятельности человека. Такие носители помогают хранить информацию любых объемов, чего не скажешь о нецифровых носителях.
Вернемся к нашему примеру. После того как вы собрали информацию о проезде к другу в соседний город, вам нужно как-то сохранить эту информацию. Скорее всего вы ее запомните и отправите на хранение в мозг, плюс, сделаете скриншот расписания автобусов, чтобы сохранить на цифровом носителе.
Передача информации
Передача информации может быть открытой, закодированной или зашифрованной. Типичные примеры передачи информации:
Передача сигнала между источником и приемником называется канал связи, который тоже может быть открытым или защищенным.
Вернемся к нашему примеру. Вы сделали скрин расписания автобусов в соседний город, а родители захотели с ним ознакомиться. Вы открываете привычный мессенджер и скидываете скриншот им на телефон. Между вами и родителями произошла передача информации, где ваш телефон — это источник, а телефон родителей — приемник. Канал связи в мессенджере между вашими телефонами защищен сквозным шифрованием. Это значит, что даже если хакер в момент передачи перехватит ваш скрин, он не сможет его расшифровать и понять куда и во сколько вы едете.
Обработка информации
Обработка информации несет в себе цели:
Любое преобразование информации будет считаться ее обработкой, например:
Вернемся к нашему примеру. Вы скинули скрин родителям, но ваша мама пишет, что не может разобрать и понять что там изображено, поэтому просит вас скинуть в другом формате. Вы можете;
Все ваши действия — это и есть обработка информации.
Сбор информации
Поиск информации — один из важных информационных процессов. От того, как он организован, во многом зависит своевременность и качество принимаемых решений.
В широком плане поиск является основой познавательной деятельности человека во всех ее проявлениях: в удовлетворении любопытства, путешествиях, научной работе, чтении и т. п. В более узком смысле поиск означает систематические процедуры в организованных хранилищах информации: библиотеках, справочниках, картотеках, электронных каталогах, базах данных.
«Всё, иду сегодня в театр», — твердо решили вы в одно прекрасное воскресное утро. — «Узнать бы, какой сегодня спектакль!».
Итак, цель определена: выяснить автора и название пьесы. Как будет решаться поставленная задача?
Ваши возможные действия | Вполне возможный результат |
1. Поискали газету, где, кажется, был еженедельный репертуар | Не нашли |
2. Вспомнили, что в 7.40 по радио обычно передают театральную афишу | Обнаружили, что ваши часы показывают уже 8.10 |
3. Позвонили по телефону другу-театралу, который уж точно в курсе | Друга не оказалось дома |
4. «Ну уж справочная-то все знает!», — решили вы, набирая на телефоне номер 09 | «Таких справок не даем», — огорченно слышите в ответ |
Вы затратили время и энергию, а задачу не решили. Это — результат неэффективно организованного поиска информации.
Вы задумались о том, какую профессию выбрать, и решили, что она должна быть связана с производством и использованием компьютеров. Какие это профессии, в каком учебном заведении и на каком факультете можно приобрести такую специальность, вы пока не знаете. Первое, чем вам придется заняться, — это поиск информации.
Что вы можете предпринять? | Ожидаемый результат | Этап поиска |
Поговорить с родителями | Получение совета с чего начать + психологическая поддержка | Определение направления поиска |
Обратиться в профориентационный центр | Получение перечня профессий, отвечающих вашим интересам | Предварительное знакомство |
Взять в библиотеке справочник для поступающих в вузы | Получение краткой информации о вузах, факультетах и специальностях. Выбор адресов | Конкретизация информации |
Послать запросы в приемные комиссии выбранных вузов | Получение рекламных проспектов и условий приема в данный вуз | Уточнение информации |
Побеседовать со студентами или выпускниками выбранного факультета | Получение субъективных и эмоциональных оценок их специальности (профессии) | Углубление полученных представлений |
Хорошенько все обдумать и обсудить ситуацию с родителями | Укрепление своего решения или отказ от него и возврат к началу | Анализ полученной информации |
Успех вашего выбора в большой степени будет зависеть от того, как вы организовали поиск информации.
Используйте разнообразные методы поиска информации, это поможет вам собрать более полную информацию и повысит вероятность принятия вами правильного решения.
Методы поиска информации:
• общение со специалистами по интересующему вас вопросу;
• чтение соответствующей литературы;
• просмотр видео-, телепрограмм;
• прослушивание радиопередач и аудиокассет;
• работа в библиотеках, архивах;
• запрос к информационным системам, базам и банкам компьютерных данных;
В процессе поиска вам может встретиться самая разная информация. Любую информацию человек привык оценивать по степени ее полезности, актуальности и достоверности. После оценки какие-то полученные сведения могут быть отброшены как ненужные, какие-то, наоборот, оставлены на долгое хранение. То есть процесс поиска информации практически всегда сопровождается ее отбором. Всё это вместе называют процессом сбора информации.
Чтобы не утонуть в «море информации», учитесь отбирать только информацию, полезную для решения стоящей перед вами задачи. Не уподобляйте свою голову мусорному ящику, куда сваливают всё без разбора.
Понять, что искать, столкнувшись с той или иной жизненной ситуацией, грамотно осуществить процесс сбора информации — вот умения, которые становятся решающими в информационном обществе.
С информацией, которую мы ищем, всегда ассоциируется некоторая известная нам информация, которая в виде ключа или поискового предписания служит опорой для поиска и отбора информации.
Вы хотите в адресном бюро узнать адрес человека. Известные вам фамилия, имя, отчество и возраст ассоциируются с неизвестным нам адресом и служат ключом к его поиску.
В библиотечном деле термин «поиск информации» имеет родственное, но всё-таки другое значение. Он относится к методам отыскания (например, с помощью ключевых слов и индексов) текстов или ссылок на работы по некоторой теме.
Для ускорения процесса получения наиболее полной информации по интересующему вопросу в хранилищах информации стали составлять каталоги (алфавитный, предметный и др.). Но если вспомнить библиотечный каталог, то понятно, что из его карточки можно очень мало почерпнуть о содержании того документа, который она представляет. В лучшем случае — название, фамилии авторов, год и место издания, краткую аннотацию. Следующим шагом в ускорении поиска информации стало создание специальных реферативных (обзорных) журналов.
Подлинный переворот в службе хранения, отбора информации произвели автоматизированные информационно-поисковые системы (ИПС). Использование ИПС (электронного каталога) позволяет сэкономить время и усилия, затрачиваемые на просмотр ящиков, заполненных карточками. Кроме того, появляется возможность существенно сократить пространство хранилищ, отводимое для размещения самих каталогов.
Информационный процесс — совокупность последовательных действий (операций), производимых над информацией (в виде данных, сведений, фактов, идей, гипотез, теорий и пр.) для получения какого-либо результата (достижения цели).
Информация проявляется именно в информационных процессах.
Информационные процессы всегда протекают в каких-либо системах (социальных, социотехнических, биологических и пр.).
Наиболее общими информационными процессами являются сбор, преобразование, использование информации.
К основным информационным процессам, изучаемым в курсе информатики, относятся: поиск, отбор, хранение, передача, кодирование, обработка, защита информации.
Информационные процессы, осуществляемые по определенным информационным технологиям, составляют основу информационной деятельности человека.
Компьютер является универсальным устройством для автоматизированного выполнения информационных процессов.
Знак вместе с его смыслом называют символом. Используемый для кодирования конечный набор отличных друг от друга знаков называется алфавитом.
Алфавит, состоящий из двух знаков, называется двоичным алфавитом.
Кодированием называется процесс преобразования одного набора знаков в другой набор знаков.
Кодом называется правило для преобразования одного набора знаков в другой набор знаков.
Кодирование используется при хранении, передаче информации, представлении ее на носителе.
Длиной кода называется количество знаков, которое используется для представления кодируемого символа.
Код может быть постоянной и переменной длины.
Если длина кода равна п, то с помощью алфавита, состоящего из k знаков, можно закодировать различных состояний.
Для кодирования М различных состояний кодом постоянной длины с помощью алфавита из k знаков, требуется длина кода, равная
В вычислительной технике в настоящее время широко используется двоичное кодирование с алфавитом <0,1>. Наиболее распространенными кодами являются ASCII, ДКОИ-8, Win1251.
Сбор информации состоит из процессов поиска и отбора информации.
Сбор информации всегда осуществляется с определенной целью, которая во многом определяет выбор методов поиска и критерии отбора найденной информации.
Методы поиска информации:
• общение со специалистами по интересующему вас вопросу;
• чтение соответствующей литературы;
• просмотр видео-, телепрограмм;
• прослушивание радиопередач и аудиокассет;
• работа в библиотеках, архивах;
• запрос к информационным системам, базам и банкам компьютерных данных;
Поиск информации всегда сопровождается её отбором.
Отбор информации предполагает оценку найденной информации по степени полезности, актуальности, достоверности и выбор только информации, полезной для решения поставленной задачи.
Сбор информации
Процесс сбора информации представляет собой деятельность субъекта, целью которой является получение сведений об интересующем его объекте.
Из изложенного выше следует вывод, что система сбора информации может представлять собой сложный программно-аппаратный комплекс. Как правило, современные системы сбора информации не только обеспечивают кодирование информации и ее ввод в ЭВМ, но и выполняют предварительную (первичную) обработку этой информации.
Сбор и регистрация информации происходят по-разному в различных экономических объектах. Наиболее сложна эта процедура в автоматизированных управленческих процессах промышленных предприятий, фирм и т.п., где производятся сбор и регистрация первичной учетной информации, отражающей производственно-хозяйственную деятельность объекта.
Особое значение при этом придается достоверности, полноте и своевременности первичной информации. На предприятии сбор и регистрация информации происходят при выполнении различных хозяйственных операций (прием готовой продукции, получение и отпуск материалов и т.п.). Сначала информацию собирают, затем ее фиксируют. Учетные данные могут возникать на рабочих местах в результате подсчета количества обработанных деталей, прошедших сборку узлов, изделий, выявление брака и т.д.
Для сбора фактической информации производятся измерение, подсчет, взвешивание материальных объектов, получение временных и количественных характеристик работы отдельных исполнителей. Сбор информации, как правило, сопровождается ее регистрацией, т.е. фиксацией информации на материальном носителе (документе или машинном носителе).
Запись в первичные документы в основном осуществляется вручную, поэтому процедуры сбора и регистрации остаются пока наиболее трудоемкими.
В условиях автоматизации управления предприятием особое внимание придается использованию технических средств сбора и регистрации информации, совмещающих операции количественного измерения, регистрации, накоплению и передаче информации по каналам связи в ЭВМ с целью формирования первичного документа.
Процесс сбора информации связан с переходом от реального представления предметной области к его описанию в формальном виде и в виде данных, которые отражают это представление.
Источниками данных в любой предметной области являются объекты и их свойства, процессы и функции, выполняемые этими объектами или для них.
Любая предметная область рассматривается в виде трех представлений:
— реальное представление предметной области;
— формальное представление предметной области;
— информационное представление предметной области.
При сборе (извлечении) информации важное место занимают различные формы и методы исследования данных:
— поиск ассоциаций, связанных с привязкой к какому-либо событию;
— обнаружение последовательностей событий во времени;
— выявление скрытых закономерностей по наборам данных путем определения причинно-следственных связей между значениями определенных косвенных параметров исследуемого объекта (ситуации, процесса);
— оценка важности (влияния) параметров на развитие ситуации;
— классифицирование (распознавание), осуществляемое путем поиска критериев, по которым можно было бы относить объект (события, ситуации, процессы) к той или иной категории;
— кластеризация, основанная на группировании объектов по каким-либо признакам;
— прогнозирование событий и ситуаций.
Задача сбора информации не может быть решена в отрыве от других задач, в частности, задачи обмена информацией (передачи).
Презентация по информатике на тему «Сбор информации»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Для разработки стратегии необходимо собрать и проанализировать большой объем информации. Данный подраздел описывает различные источники и способы получения всех необходимых сведений. Все возможные источники информации можно разделить на внешние и внутренние. К внешним источникам относятся следующие: обзоры рынка; аналитические статьи; реклама; статистика; заказные обзоры; интернет; журналы; базы данных; заказные исследования; эксперты; информация об уже проведенных исследованиях. Внутренние источники: финансовая отчетность; статистика производства, продаж, качества; отчеты о проведенных ранее обследованиях; различные статистические данные и пр. К процессу сбора полезной информации можно привлечь и сотрудников компании. Это можно делать в форме беседы, интервью, а также при анкетировании. Внутренние источники информации. При разработке стратегии необходимо анализировать прежде всего уже имеющуюся у компании информацию. Ее анализ обязательно следует осуществлять на всех уровнях организации. Так, например, иногда имеет смысл выяснить, к какому источнику относится финансовая отчетность. Благодаря такого рода сведениям можно получить исчерпывающую картину развития компании за последние несколько лет, отследить различные тенденции ее развития, а также поставить, как зто будет показано выше, некоторые стратегические задачи на основе определенных значений тех или иных финансовых показателей.
к процессам обработки и хранения различают следующие виды информации: 1. инфоисходную 2. производственную 3.хранимую без обработки 4. результатную 5.промежуточную.
Понятие информационного процесса. Сбор и обработка информации.
Урок 2. Информатика 7 класс (ФГОС)
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Понятие информационного процесса. Сбор и обработка информации.»
· Определение информационных процессов.
· Виды информационных процессов.
Что же вообще означает слово процесс? Процесс – это последовательность изменений в чём-либо. Например возьмём процесс создания табуретки на уроках технологии. В начале у нас имеется древесина, которая обрабатывается определённым образом. Из неё получаются части табуретки, эти части соединяются воедино. В ходе этого процесса изменяется состояние древесины, а на выходе мы получаем табуретку.
Информационные процессы – это процессы, в ходе которых меняется информация и её состояние. У некоторых из вас мог возникнуть вопрос: «А что вообще может происходить с информацией? Что с ней можно делать?». Давайте посмотрим.
Читая книгу или слушая учителя на уроке – мы воспринимаем информацию и собираем её.
Решая какую-нибудь задачу по математике, мы изменяем информацию, мы рассчитываем какие-то значения по формулам. Мы получаем новую информацию из старой. Обрабатываем её.
Так мы можем выделить четыре основных информационных процесса:
Действия людей над информацией, связанные с её сбором, обработкой, хранением и передачей называются информационной деятельностью.
Сегодня мы подробнее узнаем о сборе информации и её обработке. Начнём со сбора информации. Прежде чем, обработать информацию, сохранить её или передать, нужно сначала её получить. Именно со сбора информации начинается процесс решения любой задачи.
Например, вы хотите подобрать подарок на день рождения другу. Но на основе чего делать выбор? Для того, чтобы выбрать хороший подарок нужно знать, чем увлекается друг и что ему нравится. Даже прежде, чем переходить дорогу на пешеходном переходе необходимо воспринять некоторую информацию. Нам нужно посмотреть на светофор чтобы узнать, какой из сигналов горит, красный или зелёный.
Информация, которую мы собрали может становиться источником других, новых знаний об окружающем нас мире. Так, результаты работы измерительных приборов в физических опытах стали источником знаний о том, что существует электрический ток. И любые прогнозы, будь то прогноз погоды, экономический или спортивный прогнозы так же делаются на основе собранных данных.
Иногда сбор информации может быть связан с некоторыми трудностями. Так, процесс о котором нужно собрать информацию может происходить очень быстро. Тогда со сбором информации помогают специальные автоматизированные измерительные системы. Они позволяют собирать данные очень быстро и с большой точностью. Автоматические измерительные системы часто применяются, когда проведение замеров может быть опасно для жизни. Например, когда нужно узнать какие повреждения получит автомобиль в результате аварии.
Любую получаемую информацию, мы каким-то образом осмысляем и обрабатываем. Важно делать это своевременно. Например из сигналов светофора, и движения автомобилей мы можем сделать вывод, можно или нельзя переходить дорогу. Намного больше информации должны быстро обрабатывать специалисты, которые обслуживают информационные и другие технические системы, нуждающиеся в контроле.
Когда мы принимаем решение о переходе улицы или решаем математическую задачу, когда музыкант играет музыку по нотам, которые находятся перед ним. Во время каждого из этих действий происходит обработка информации. Мы обрабатываем входную информацию: сигналы светофора, условие задачи или ноты и возвращаем результат, который называется выходной информацией. То, есть решение о переходе улицы, решение задачи или музыку.
Обработкой называется целенаправленный процесс изменения содержания или формы представления информации.
Из определения обработки информации понятно, что можно выделить два её типа. Первый тип направлен на изменение содержания и получение новой информации. Второй тип направлен на изменение формы представления информации. Рассмотрим каждый тип обработки подробнее.
Приведём несколько примеров обработки информации, которая связана с изменением её содержания. Это может быть преобразование информации по некоторым правилам, например вычисление по формулам. Исследование некоторых объектов по их моделям. Так мы можем сделать выводы о строении здания, посмотрев на его фотографию. Разные логические рассуждения. Мы можем сделать вывод: если ходить по лужам – можно замочить ноги. Можно привести так же много других примеров.
Пятеро друзей Петя, Вася, Саша, Света и Оля после школы занимаются в разных кружках по интересам: в шахматном клубе, футбольной секции, секции по плаванию, кружке по вязанию, и секции по велоспорту. В каждом кружке занимается кто-то один из ребят, определить, кто из друзей чем увлекается, если:
· Вася и Саша подарили на день рождения футбольный мяч тому, кто занимается в футбольной секции.
· Саша, Света и Петя недавно смотрели шахматную партию с участием того, кто этим увлекается.
· Оле не интересны шахматы.
· Света помогает учиться плавать тому, кто занимается вязанием.
Такую задачу можно решить, рассматривая каждое из условий с помощью таблицы. Назовём её строки, по названиям увлечений ребят. А столбцы обозначим именами ребят. В клетках таблицы будем ставить знак плюс, если человек, именем которого назван столбец увлекается тем, что указано в заголовке строки. А если не увлекается – будем ставить знак минус. Будем рассматривать условия по очерёдности.