Что значит самосовершенствование педагога
Профессиональное самосовершенствование педагога
Дата публикации: 23.01.2020 2020-01-23
Статья просмотрена: 2237 раз
Библиографическое описание:
Бабаева, М. Э. Профессиональное самосовершенствование педагога / М. Э. Бабаева, Л. В. Краснюк. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 4 (294). — С. 270-272. — URL: https://moluch.ru/archive/294/66707/ (дата обращения: 18.12.2021).
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПЕДАГОГА
Бабаева Милвара Эраксовна, студент;
Краснюк Людмила Владимировна, доктор экономических наук, профессор
Филиал Ставропольского государственного педагогического института в г. Ессентуки
Цель: рассмотрения значимости саморазвития для современного педагога, понятия профессионализма и его составляющие в педагогической деятельности.
Методы: анализ научных источников, рассматривающих вопросы значимости саморазвития в педагогической профессии и составляющие профессионализма педагога.
Результаты: в рамках данного исследования была выявлена высокая значимость саморазвития в профессии для современного педагога и востребованность в современном обществе педагогов, которые постоянно повышают свою квалификацию, изучают и применяют на практике новые методы обучения и воспитания детей. Так же, была установлена тесная взаимосвязь профессионализма с саморазвитием, постоянное самосовершенствование выступает обязательным условием профессионализма. Не смотря на множество факторов, влияющих на профессионализм педагога (личное отношение к профессии, опыт и многие другие), решающим признаком профессионализма, мною было выделена. способность педагога к творческому подходу в решении педагогических проблем.
Ключевые слова: саморазвитие, профессионализм, личностное развитие, педагог, учитель, саморазвитие.
Основоположник научной педагогики в России, Константин Дмитриевич Ушинский утверждал, что до тех пор, пока учиться. Многие ученые, занимающиеся проблемами образования, обращают внимание на многогранность феномена саморазвития и самообразования. Но необходимо выделить факт, что саморазвития в профессии напрямую связана с личностью педагога и необходимости постоянно совершенствовать свои знания и повышать свою квалификацию [3, с. 188].
Профессионально-личностное развитие педагога выступает главная цель педагогического образования. С одной стороны, педагог выступает как личность, а с другой стороны-педагог выступает носителем информации в практической его деятельности. Это говорит о том, что, для того чтобы развить и нравственные ценностные качества в ребенке, необходимо эти же качества развития и в самом педагоге. Но развитие личности педагога напрямую зависит от его способности к саморазвитию, а значит, и в успешном профессиональном становлении. Это говорит о тесной взаимосвязи профессионализма и саморазвития в профессии.
В педагогической литературе выделяют 4 стадии профессионального роста педагога:
Профессиональное самоопределение, в процессе которого происходит поиск и нахождение личностного смысла в осваимовой трудовой деятельности.
Профессиональная самореализация представляет самой собой реализацию существующего потенциала и имеющихся в способности в профессиональной деятельности.
Профессиональное самосовершенствование, представляет собой совокупность психологических и личностных изменений, происходящих в педагоги в процессе овладения длительного выполнения деятельности, обеспечивающая качественно новый, высокий уровень решения профессиональных задач.
Саморазвитие, представляет собой и сознательный процесс личностного и профессионального самосовершенствование в профессии.
Идеальный выбор профессии для человека должен включать в себя два фактора, быть источником дохода, и быть средством личностной самореализации. Саморазвитие в профессии педагога во многом зависит от его желания и стремления достичь определенных высот в карьере и формирование себя как личности. Однако, в современном мире непрофессионализмом напрямую зависит ли размер дохода, а это требует развитие определенных качеств и навыков.
Профессиональное саморазвитие учителя предполагает использование специально разработанных методик, использование которых позволяет повысить уровень педагогической компетентности. В число стандартных методов входят:
Для того, чтобы стать настоящим профессионалом в своей области, одних только семинаров и курсов недостаточно. Независимо от того, какой предмет преподает учитель (математика, естественные науки, русский язык или любой предмет), невозможно повысить эффективность своей работы без систематических самостоятельных занятий.
Важность саморазвития человека определяется его регулирующей функцией. Человек принимает то или иное решение именно на основе учета его субъективных отношений с разными сторонами окружающей действительности. В его сферу также входит отношение к себе как к субъекту общественных отношений и как к личности в целом. Степень зрелости выражается в способности принимать собственные решения и сознательно принимать решения в трудных ситуациях. Известно, что человек, который самостоятельно выбирает профессию, на основе сложившейся системы отношений и ценностей, исходя из социальных требований, быстро и легко адаптируется к условиям труда, испытывает удовлетворение своей работой. В связи с этим проблема профессионального саморазвития личности является одной из наиболее актуальных проблем педагогики.
Профессия педагога имеет свою специфику: он работает с человеком, а это означает, что его собственная личность является мощным «рабочим инструментом», и чем совершеннее этот инструмент, тем успешнее профессиональный результат. Таким образом, именно в педагогической профессии личностный рост выступает основным условием достижения профессионализма.
Профессионализм — степень, в которой индивид осваивает профессиональные навыки, а профессионал — индивид, основным занятием которого является его профессия; специалист в своей области с соответствующей подготовкой и квалификацией.
Профессионализм как психологическое и личностное образование характеризуется не столько профессиональными знаниями и навыками, сколько неописуемым искусством постановки и решения профессиональных задач, особым пониманием реальности в целом и сложных жизненных ситуаций.
Таким образом, саморазвитие является результатом профессионального творчества, а не просто увеличения знаний, навыков.
Условия современного мира ставят перед педагогами задачу: использовать новые методы и формы самообразования. Профессиональное саморазвитие учителя является движущей силой на пути к личному прогрессу. Преподаватель должен вести практическую работу над собой, проходить профессиональную подготовку и переподготовку.
Как отмечает Надежда Ростиславовна Битянова (автор трудов о личностном росте и саморазвитии), настоящий глубокий и широкий профессионализм (а это тот фактор, который демонстрирует мастерство многих выдающихся людей) не может вырасти из исследований человека только одним видом деятельности, которому он посвятил себя, особенно если этот вид деятельности сложен по своей природе [4, с. 32].
Высокий профессионализм невозможен без развития особых способностей человека, которые как по своему содержанию, так и по форме будут тесно связаны с требованиями конкретной деятельности, а без знаний и навыков, соответствующих этим требованиям невозможно и их развитие. Развитие также обязательно является необходимым условием для достижения такого профессионализма, так как человек обладает общими способностями и превращением общечеловеческих ценностей в свои ценности, что означает нравственное воспитание его личности.
В дополнение к этому, другие условия играют важную роль в приобретении профессионализма:
Решающим признаком профессионализма учителя является его готовность творчески решать педагогические проблемы. В реальной педагогической деятельности трудно отделить норму от творчества. Творчество не характерно для всех педагогов — это отличительное качество личности.
Статья «Профессиональное самосовершенствование педагога»
Профессиональное самосовершенствование педагога
«Никогда не прекращайте вашей самообразовательной работы и не забывайте, что, сколько бы вы не учились, сколько бы вы не знали, знанию и образованию нет ни границ, ни пределов»
Профессиональное самосовершенствование педагога — это осознанный, целенаправленный процесс повышения своей профессиональной компетентности, развития профессионально значимых качеств в соответствии с внешними социальными требованиями, условиями педагогической деятельности и личной программой развития.
Исходную базу самосовершенствования личности педагога образуют осознание им своей профессиональной роли, осмысление возможных педагогических решений и их последствий, обобщение своей профессиональной деятельности и прогнозирование ее перспектив, способность и готовность к самоконтролю и саморазвитию.
Самосовершенствование личности педагога включает в себя:
изучение уровня сформированности своей профессиональной компетентности;
проектирование системы целей;
определение содержания и адекватных методов достижения поставленных целей;
выявление полученных за тот или иной период времени результатов и соотнесение их с постановленными целями;
постановку на этой основе новых целей.
Самосовершенствование выступает основой прогрессивного профессионального развития личности педагога:
Профессионально значимые качества и компетенции формируются, изменяются, ослабляются или усиливаются в ходе профессиональной социализации личности педагога, т. е. усвоения профессионального опыта и культуры, а также индивидуализации, представляющей собой неповторимо индивидуальный способ и форму присвоения профессиональных отношений. В этом процессе педагог участвует одновременно как носитель и как проводник усвоенных им профессионально значимых качеств, как объект воздействия на него социальных условий и как субъект, активно преобразующий педагогическую деятельность и себя.
Профессиональное развитие личности педагога характеризуют следующие основные параметры:
а) структура, которая определяется последовательностью вхождения педагога в профессиональную деятельность;
б) направленность, представляющая собой системное качество, в структуру которого входят отношение к профессии, потребность в профессиональной деятельности и готовность к ней;
в) противоречия как результат взаимодействия субъективных и объективных факторов и основа развития; основным в профессиональном развитии личности педагога является противоречие между сложившимися качествами личности и объективными требованиями педагогической деятельности;
г) собственное время профессионального развития личности педагога, т. е. время существования системы обусловленных педагогической деятельностью взаимодействующих субъективных и объективных факторов;
д) неравномерность и гетерохронность формирования профессионально значимых качеств, что обусловлено различными типами задач — познавательных, нравственных, коммуникативных, трудовых, ценностно-смысловых — для каждой стадии личностного развития; прогресс в выполнении одних действий (операций) сочетается при этом с неизменностью или даже регрессом в выполнении других действий (операций);
е) непрерывное обратное влияние результатов предшествующего этапа на последующий; эти обратные воздействия профессиональных достижений на личность педагога выступают как вторичные условия ее развития.
Профессионально значимые качества и компетенции развиваются посредством перевода общепрофессионального в индивидуальное. Они являются транзитивными и переходят с одной стадии профессионального развития на другую. В их основе лежат наиболее устойчивые способы и формы профессиональной деятельности и поведения педагога, его образ жизни. Критерием профессионального развития личности педагога выступает уровень сформированности профессиональной компетентности, который коррелирует с уровнем профессиональной деятельности педагога, отражая меру овладения этой деятельностью.
Целью профессионального самосовершенствования является достижение осознанного и усвоенного образа (идеала) высококвалифицированного педагога. Цель самосовершенствования, в сущности, недостижима, поскольку предела развитию личности не существует, но важен сам процесс приближения к этой цели как к постоянно ускользающей линии горизонта.
Основными направлениями профессионального самосовершенствования педагогов являются:
духовно-нравственное развитие личности;
совершенствование профессионально значимых качеств, знаний, умений и навыков;
развитие общей, правовой и педагогической культуры, эстетических и физических качеств;
развитие навыков самостоятельной работы над собой, способности к постоянному самосовершенствованию, устойчивой мотивации самоформирования личности;
выработка умений управлять своим поведением, потребностями и чувствами, овладение методами и приемами эмоционально-волевой саморегуляции.
Процесс САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ педагога осуществляется в двух взаимосвязанных, взаимно дополняющих друг друга формах:
На разных этапах профессионального развития личности педагога самообразованию и самовоспитанию принадлежит важнейшая, но содержательно и методологически по-разному организованная роль. Если обратиться к термину «самообразование», то С.И. Ожегов определяет его как приобретение знаний путем самостоятельных занятий без помощи преподавателя. Педагогу работа по самообразованию позволяет пополнить и конкретизировать свои знания, осуществить глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций. Педагог же со стажем кроме пополнения копилки своих знаний, имеет возможность найти эффективные, приоритетные для себя приемы развивающей и коррекционной работы с детьми и родителями (законными представителями), овладеть элементарной диагностической и исследовательской деятельностью.
Значение самообразования для профессиональной компетентности педагога:
повышение качества преподавания предмета;
готовность к педагогическому творчеству;
профессиональный и карьерный рост;
создание имиджа современного учителя-новатора, учителя-мастера, учителя-наставника;
соответствие учителя требованиям общества и государства.
Основные задачи самообразования современного педагога:
формирование потребности осознать смысл жизни, выбрать свою нравственную позицию – сотворить себя;
развитие творческого потенциала личности, профессиональной компетентности, духовного мира;
активизация процессов самообразования, самовоспитания, самосозидания личности;
совершенствование личностных качеств.
Составляющие м отивации к самообразованию:
необходимость поиска и анализа новой информации;
желание творчества (работа должна быть интересной и доставлять удовольствие);
соответствие современным требованиям;
Этапы работы педагога по самообразованию:
Формы и методы самообразования педагога:
Все источники делятся на источники знаний, способствующие личностному росту, и источники, способствующие профессиональному росту. Однако они могут способствовать и тому и другому одновременно.
Самообразование будет продуктивным, если:
1. Педагог владеет способами самопознания и самоанализа педагогического опыта.
2. Педагогический опыт учителя является фактором изменения образовательной ситуации.
3. Педагог обладает развитой способностью к рефлексии, которая является атрибутом учителя-профессионала.
4. Программа профессионального развития педагога включает в себя возможность исследовательской, поисковой деятельности.
5. Педагог обладает готовностью к педагогическому творчеству.
6. Осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития.
7. В процессе самообразования реализуется потребность к собственному развитию и саморазвитию.
Таким образом, профессиональное самосовершенствование педагога не может происходить иначе, как через самопреобразование своей личности, развитие аутопсихологической компетентности, выступающей основой профессионального саморазвития, позволяющей преподавателю активизировать свой профессионально-педагогический потенциал и эффективно адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям социально-педагогической среды с наименьшими затратами на пути к вершинам профессионализма.
Правильно организованная работа по самообразованию должна стать стимулом, как для повышения профессионального мастерства педагога, так и для развития его творческой личности, выход на новый профессиональный уровень.
Учитель и саморазвитие: три кита педагогики и психология
Время чтения 8 минут
Профессиональное саморазвитие педагога во многом зависит от его желания и стремления достичь определенных высот в карьере и формировании себя как личности. В течение всей жизни человек может не раз сменить поле деятельности. Не каждый осознанно подходит к выбору профессии сразу после окончания школы. Однако от уровня профессионализма зависит размер дохода, а это требует развития определенных качеств и навыков.
Профессиональное саморазвитие педагога как оно есть
Профессиональное саморазвитие педагога – это осознанный процесс, нацеленный на повышение и развитие педагогических качеств в соответствии с социальными требованиями и программой личного развития.
Профессиональное саморазвитие педагога предполагает использование специально разработанных методик, применение которых позволяет повысить уровень педагогической компетентности. К числу стандартных методов можно отнести: курсы переподготовки и повышения квалификации, предметные комиссии и методические объединения, школы передового опыта, семинары для молодых педагогов, творческие сообщества, педагогические чтения и прочее.
Однако для того, чтобы стать настоящим «профи» в своей области, одних семинаров и курсов недостаточно. Независимо от того, какой предмет преподает учитель (математику, естествоведение, русский язык, или любой дугой), повысить эффективность своей работы невозможно без систематических самостоятельных занятий.
С точки зрения психологии преподавательской деятельности человек не может гармонично развиваться без успешного овладения своей профессией. Педагог работает с людьми и его собственная личность – главный рабочий инструмент. Поэтому, чтобы стать профессионалом, учителю нужно стремиться к личностному росту.
Условия современного мира ставят перед педагогами задачу: использовать новые способы и формы самообразования. Профессиональное саморазвитие педагога – это движущая сила на пути к личному прогрессу. Преподаватель должен вести практическую работу над собой, проходить профессиональную подготовку и переподготовку.
Развитие потенциала – залог профессионализма
Как правильно учителю организовать профессиональное саморазвитие? С чего начать? Рассмотрим основные аспекты психологии преподавательской деятельности, которые помогут продвинуться вперед в работе и жизни в целом.
Развитие личности начинается с самоанализа и трезвого восприятия своих качеств. Критическое отношение к собственным успехам и изучение неудач стимулируют к постоянному личностному росту и совершенствованию профессиональных навыков.
Реализация задуманного требует времени, однако пока человек имеет цель, у него есть стимул к развитию. Краткосрочными задачами педагога могут быть: организация учебной деятельности, развитие усидчивости, организаторских способностей и др.
Чем больше индивид знает о типологических особенностях своей нервной системы и чертах характера, тем легче ему работать над собой. Самопознание и самооценка позволяют составить педагогу собственный психологический портрет, сделать анализ достоинств и недостатков, осознать перспективы и создать мотивацию.
Составление программы профессионального саморазвития для педагога
После того, как преподаватель определился с целями и превратил свои желания в намерения, ему необходимо приступить к действиям по изменению личности. Для этого следует наметить программу самовоспитания в рамках педагогической деятельности.
При реализации программы профессионального саморазвития, педагог осознанно занимается самовнушением, самоубеждением, аутотренингом. Он создает притягательные цели, рисует в своем воображении перспективы роста и будущих достижений. Дополнительно человек использует словесные аффирмации.
Для корректировки программы профессионального саморазвития педагога нужна «прокачка» самоконтроля. Самодисциплина – очень важный этап совершенствования мастерства. Учитель начинает осознанно подходить к решению вопросов, реально оценивает собственные действия и результаты работы.
В процессе тренировки самоконтроля специалист ориентируется на эталон, идеал – конкретную личность или собирательный образ. Качество такого образа напрямую зависит от того, насколько личность осведомлена в данной сфере. Поэтому очень важно пополнять свой багаж педагогических знаний.
В результате проведения работы по самовоспитанию и самосовершенствованию, человек начинает замечать позитивные изменения в характере и успешное продвижение в профессиональной деятельности. Педагог осознает свои успехи и это дает ему еще больший стимул к дальнейшему развитию. При этом, чем больше результаты, тем сильнее желание идти вперед.
Современность и саморазвитие профессиональных качеств
Подготовка учителя к уроку длится всю его жизнь. В этом вся суть его профессии. Нельзя отдавать не имея. А отдача от педагога требуется большая. Поток информации в условиях быстрого технологического прогресса с каждым годом бурно растет, а программа обучения усложняется. Вследствие этого, полученные знания морально изнашиваются.
Сегодня кругозор учащихся растет в ускоренном темпе. Все чаще ученики задают преподавателям каверзные вопросы. В мире электронных технологий учитель выступает в роли связующего элемента между мощнейшим информационным потоком и студентами (школьниками). Поэтому ему важно идти в ногу со временем, быть просвещенным в этих вопросах, разговаривать с учащимися на одном языке.
В условиях современности, для саморазвития профессиональных качеств преподавателя очень значимым является культурное и интеллектуальное самообразование в сочетании с физическими, эстетическими и нравственными аспектами. Эти сферы тесно взаимосвязаны. Педагогу следует читать разнообразную научную, художественную литературу, книги об искусстве, работать со справочниками.
В понятие «самообразование» каждый вкладывает свой смысл. Кто-то глубоко изучает конкретную область, другие стремятся получить разносторонние знания. С практической точки зрения, профессиональное саморазвитие педагога будет более эффективным, если сочетать широту кругозора с интересом к определенной сфере занятости.
Каждый ученик желает видеть перед собой эрудированного организованного наставника. Поэтому преподавателю необходимо тренировать речь, мышление и память. Для этого следует систематически нагружать себя новой информацией, закрепляя практикой теоретические знания; учиться видеть в простом прекрасное, новое, интересное и необходимое.
Каким еще отличительным качеством обладает учитель-профессионал? Он имеет глубокие познания своего и смежных предметов на современном научном уровне. Ученики могут простить преподавателю многое – сухость, придирчивость, чрезмерную строгость, но они никогда не простят незнания своего дела.
Роль психологии в преподавательской деятельности
Любой учитель прежде всего должен быть психологом. Он имеет дело с группами людей, в которых каждый человек – индивидуальная личность, требующая особого подхода. Справиться с этим невозможно без знаний психологии. Поэтому профессиональное саморазвитие педагога включает обязательное условие: изучение новейших психологических достижений, связанных с обучением и воспитанием.
Психологию личности, ее структуру и факторы формирования; возрастные особенности учеников; способы выявления задатков и способностей; общие человеческие потребности и мотивы; основы общения; тонкости межличностных отношений и прочее.
Большую роль в воспитании играет саморегуляция. В процессе обучения возникают разные ситуации, в том числе и экстренные. Специалисту нужно уметь управлять собственным психическим состояниям, чтобы действовать оптимально и осознанно при любых обстоятельствах.
Истинный «асс» педагогики владеет искусством постановки и решения поставленных задач. Он панорамно воспринимает действительность, способен быстро сориентироваться в трудных ситуациях.
Все люди проходят этапы зрелости: ранней, средней и поздней. Педагогу важно работать над собой, чтобы стать зрелой личностью и мудрым наставником. Ему следует уделять особое внимание формированию духовно-нравственных качеств воспитанников, научить их жить в гармонии с собой и другими людьми.
Учитель как творец
Профессиональное саморазвитие педагога включает творческое становление. Утверждение о том, что педагогика имеет творческую природу, стало общепринятым. Творчеством называют деятельность, порождающую что-то новое при использовании личного опыта и формировании уникальных комбинаций умения и знаний. Творческий преподаватель делает открытия, способен умудрить и ободрить.
По словам ученых, творческий учитель – это исследователь, обладающий соответствующим образом мышления, высоким уровнем мастерства и потребностью в профессиональном воспитании. У него развито интуитивное восприятие и критический анализ.
Человек, не прошедший специальную подготовку и не имеющий знаний в профессиональной сфере, не способен успешно творить. Чтобы вести работу изобретательно, нужно быть компетентным и иметь соответствующий опыт. Только тогда возможно находить оригинальные способы решения разных задач, используя воображение и полет мысли.
Подводим итоги: педагогические параллели
Напрашивается вывод, что творческий подход к делу является одним из качеств учителя-профессионала. Однако творчество – это не только преобразование опыта, но и стремление к развитию, поиски новизны, приводящие к новаторству. Таким образом, профессиональное саморазвитие педагога можно рассматривать как процесс «творения» собственной личности.
Многие передовые педагоги составляют личный творческий план, включающий список мероприятий по основным направлениям самообразования. Этот документ является сугубо индивидуальным. Такие педагоги придерживаются собственной методичной системы, которую они постоянно совершенствуют. Это высочайший уровень педагогического искусства.
Все вышеперечисленные формы профессионального саморазвития учителя служат основой его роста как специалиста. Если приступить к делу с желанием и приложить должные усилия, результаты не заставят себя долго ждать. Планомерная, систематическая и целенаправленная работа позволит значительно повысить свой профессионализм.
Понравилась статья, расскажи друзьям
САЛИД © При полном или частичном копировании материала, ссылка на первоисточник обязательна.
Нашли ошибку в тексте? Выделите нужный фрагмент и нажмите ctrl+enter