Что значит самоанализ проекта
Что значит самоанализ проекта
Автор: Еганова Светлана Владимировна
Организация: МАОУ СОШ №47
Населенный пункт: г. Калининград
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
САМОАНАЛИЗУ ТВОРЧЕСКОГО ПРОЕКТА
Еганова Светлана Владимировна ,
МАОУ СОШ№5, г.Ишим, Тюменская область
Формирование навыков самоанализа воспитывает у учащихся чувство верного представления об уровне своих возможностей; способствует формированию у них критического отношения к полученным результатам, активизации мыслительных процессов.
Самоанализ своей деятельности воспитывает у школьников чувство ответственности за выполненную работу, развивает логическое мышление, учит быть собранным в мыслях, целенаправленными. Учащиеся в случае успеха или неудачи приобретают навык искать причины в самом себе.
При организации процедуры самоанализа не следует забывать о существовании у любого школьника важнейшей потребности в самоуважении, в самоутверждении, в поддержании и повышении чувства собственного достоинства.
Формирование адекватной самооценки – важнейший фактор развития личности учащихся. Относительно устойчивая самооценка формируется у детей под влиянием оценок со стороны окружающих, прежде всего, ближайших взрослых и сверстников, а также в процессе собственной деятельности ребенка и самостоятельности её анализа.
По собственным наблюдениям мы знаем, что учащихся часто затрудняет написание самоанализа творческого проекта. Наша задача – помочь им в этом.
Вот несколько методов, с помощью которых возможно обучить учащихся написанию самоанализа.
Выдать каждому учащемуся «образец» самоанализа, что значительно облегчит их работу. После того, как они ознакомятся с выданными «образцами», им будет предложен вопросник по самоанализу. И учащиеся, опираясь на этот вопросник, должны будут выбрать, по их мнению, наиболее удачные и неудачные работы и это суметь доказать.
Положительные стороны: изучив выданные «образцы» у учащихся сформируется более полное представление о предстоящей работе; они могут использовать из «образцов» готовые выражения, так как многие учащиеся не достаточно грамотно и последовательно излагают свои мысли.
Возможные отрицательные стороны : учащиеся могут списывать готовые самоанализы.
Вопросник по самоанализу
«В результате проделанной работы я пришла к выводам: цель и задачи, поставленные вначале работы, выполнены; модель получилась такой, какой была задумана мною…»
2. Доволен ли исполнитель своей работой?
«Изделием я довольна…»
3. Получено ли моральное удовлетворение от выполненного?
«… в этом платье я могу выйти прохладным летним вечером на прогулку. Я люблю вечерами любоваться закатом солнца, оно успокаивает меня, вселяет надежду на лучший завтрашний день. Надев платье с одноименным названием, все это я испытываю в двойне, ведь оно точно подчеркивает мое настроение. »
4. Какие личностные качества получили развитие?
5. Оценить использовавшиеся в процессе работы сырье и оборудование.
«Оборудование и материал были выбраны правильно, поэтому неудобства в изготовлении не возникло…»
6. Оценить технологию выполненных работ.
7. Перечислить достоинства и недостатки изготовленного объекта труда.
«Достоинствами является мягкая и уютная модель, которая подходит для повседневной носки, а так же качество полученного изделия, в которое я вложила много труда и времени. Недостаток – недостаточно точный расчет…»
8. Какие новые знания и умения получил исполнитель при выполнении проекта?
«Я научилась подгонять изделие по фигуре, более профессионально работать на вязальной машине…»
9. Оценить экономическую целесообразность выполненного изделия.
10. Основные затруднения в работе и их решение.
«В процессе работы над проектом у меня возникли трудности: сложно было подобрать пряжу нужного цвета, особенно у нас в городе, так как выбор пряжи по качеству и цвету очень маленький. Поэтому приходилось спрашивать у знакомых и обмениваться пряжей. Тем самым мне удалось подобрать то, что хотелось…»
11. Соответствует ли проектное изделие принципам «полезно и целесообразно» и «не навреди»?
«Любой человек стремится одевать то, что ему удобно, учитывая свои достоинства и недостатки, тем самым он не преподносит «сюрпризов» окружающим…»
12. Чтобы исполнитель захотел изменить в случае повторного выполнения проекта с целью улучшения качества продукта труда?
«Я думаю, модель джемпера можно изменить, сделав, например, трапециевидной формы силуэт. Также можно изменить цвет пряжи…»
13. Оценить пользу от выполненной работы в плане вашей будущей профессиональной карьеры.
«…открою салон под названием «Космический модерн». Для его процветания необходимо иметь: высококвалифицированных рабочих, современное оборудование, поставщиков, покупателей, оригинальную и привлекательную рекламу салона, а так же престижный вид…»
14. Рекомендации по использованию наработанного опыта.
«Для того, чтобы усовершенствовать технологию по изготовлению изделия, необходимо, в первую очередь, приобрести более современную вязальную машину..»
Учащимся выдаётся схема для самоанализа, по которой они должны будут мысленно разбить свой творческий проект на отдельные блоки, выделить в них главное и наиболее существенное.
1. Учащиеся должны сформулировать проблему, которую они собирались решить.
2. Напомнить использованные пути решения этой проблемы.
3. Оценить полученный результат в плане соответствия его ожидаемому.
Для более полного анализа, к этой схеме необходимо приложить вопросник по самоанализу.
Достоинства: самостоятельность в работе, умение выделять главное и наиболее существенное, развитие логического мышления.
Возможные недостатки : данная схема недостаточна для более глубокого анализа.
Учащиеся делятся на 2 группы. Каждой группе выдаётся творческий проект. Проекты должны быть разными по уровню содержания. Группы изучают проекты и пишут самоанализы по предложенному вопроснику. Затем проходит обсуждение написанных самоанализов, совместно с учителем. Но во главе беседы должны стоять учащиеся, а учитель лишь направляет мысли учеников, дает рекомендации, подводит наводящими вопросами к правильным выводам.
Возможные недостатки : наиболее слабые ученики могут быть не вовлечены в беседу.
На этом методы обучения самоанализу не заканчиваются. У каждого учителя найдется своя изюминка в этой работе.
Но всё сводится к единому выводу: необходимо так организовать деятельность учащихся по самоанализу, чтобы они, в большей степени, самостоятельно провели эту работу; смогли убедить, что решили поставленные вначале задачи; смогли подчеркнуть главное в своей работе, увидеть ошибки и предложить пути корректировки своей деятельности.
Список литературы:
1. Данилова Е.Е. Практикум возрастной и педагогической психологии. – М., 1999
2. Ксензова Г.Ю. Оценочная деятельность учителя. – М., 1999
3. Липкина А.И. Критичность и самооценка в учебной деятельности. – М., 1998
4. Симоненко В.Д. Методика обучения учащихся технологии. – Брянск, 1998
5. Скок Г.Б. Как проанализировать собственную педагогическую деятельность. – М., 2000
Самоанализ текста: понятие виды, схемы, роль, правила
Самоанализ научных и студенческих работ проводят преимущественно квалифицированные специалисты, владеющие предметом (научной областью и соответствующим инструментарием) и имеющие представление о том, как правильно изложить мысль и оформить проект. В учебной среде данный вид «проверок» осуществляет преподаватель ил научный руководитель исследования, комиссия по нормоконтролю. Как показывает практика, научиться проводить самоанализ НИР не помешает и студентам.
Самоанализ научных и студенческих работ проводят преимущественно квалифицированные специалисты, владеющие предметом (научной областью и соответствующим инструментарием) и имеющие представление о том, как правильно изложить мысль и оформить проект. В учебной среде данный вид «проверок» осуществляет преподаватель ил научный руководитель исследования, комиссия по нормоконтролю. Как показывает практика, научиться проводить самоанализ НИР не помешает и студентам.
Самоанализ научно-исследовательской работы: что, где, когда и как?
Самоанализ студенческих и научно-исследовательских проектов представляет собой проверку качества исследования с учетом общих и индивидуальных правил. Данный вид деятельность многофункционален и значителен, поэтому целесообразен и необходим при выполнении любых изысканий независимо от из предназначения (просто изучить тему или совершить научный прорыв) и уровня сложности.
Что проверяют в ходе самоанализа НИР?
Самоанализ текста позволяет решить следующие проблемы:
Фактически, самоанализ курсовой, дипломной или иной научно-исследовательской работы позволяет студенту самостоятельно определить очевидные изъяны и нарушения, вовремя их ликвидировать, повысив тем самым качество проекта и сократить количество дальнейших доработок.
Самоанализ текста студенческой или научно-исследовательской работы позволяет доскональное разобраться в исследуемой теме и проблеме, повысив уровень эрудиции и усовершенствовав навыки по работе с информацией.
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Схема проведения самоанализа студенческой или научно-исследовательской работы
Итак, текст НИР находится у Вас на руках, но перед тем, как предоставить его на проверку научному руководителю следует провести самоанализ. Сейчас мы расскажем, как это сделать грамотно и максимально эффективно.
Этап №1. Чтение проекта.
Для начала следует абстрагироваться от внешних (отвлекающих факторов), отдохнуть от написанного текста (хотя бы пару часов) и затем приступить к его тотальному анализу. Первый этап – простое чтение изыскания. Здесь важно понять: стиль написанного материала (соответствует ли он заявленным правилам – академическому письму), все ли понятно написано, нет ли резких скачков между абзацами и подпунктами, нет ли противоречий (кроме заявленной проблемы).
Фактически, первый этап – это вычитка НИР, где важно отметить логическую цепочку все аргументов и умозаключений, описываемых терминов методик и прочих нюансов.
Не менее важно проследить, чтобы в практическом разделе соблюдались все указанные в теории каноны и алгоритмы.
Общая схема проведения самоанализа текста НИР
Этап №2. Точечный анализ данных.
В рамках данной стадии необходимо провести детальный анализ каждого компонента: сначала раздельно, а затем в структуре подпункта-главы – работы в целом.
Для начала констатируем научный аппарат проекта и исследует степень его раскрытия в ходе НИР. Научный аппарат должен быть емко и четко отмечен во введении, а затем детальнее описан в каждой главе: в теории с точки зрения науки, в практической – с точки зрения реалий (как работает, насколько эффективно, симптомы проблем и непосредственно проявление проблемы, ее воздействие на объект и пр.).
Самая простая схема самоанализа научно-исследовательского проекта включает в себя:
Основными приемами самоанализа текста научной или студенческой работы выступают:
Если изначально научный руководитель давал вам рекомендации по выполнению исследования, то обязательно проверьте: все ли Вы учли, применили ли советы в изыскании, как их оформили и пр.
Самоанализ: что это такое и как его проводить? 5 причин начать анализировать самого себя
Содержание статьи:
Как стать успешным человеком? Первый шаг – проведение психоанализа. Как добиться поставленной цели? Первый шаг – проведение психоанализа. Как повысить самооценку? Первый шаг – проведение самоанализа. В общем, о чем ни спроси психологов, они начинают именно с самоанализа.
Что это за универсальный такой инструмент, в чем он заключается, зачем нужен и, наконец, как его проводить – вот о чем будет эта статья. Вопрос самоанализа очень важный, особенно если у человека вообще не было духовного опыта или практики в личностном развитии.
Что такое самоанализ?
Самоанализ − это анализ самого себя, который включает в себя фиксацию различных состояний объекта наблюдения и поиск причинно-следственных связей между ними и стимулами внешней среды, которые действуют стихийно или направленно.
При самоанализе объект и субъект наблюдения совпадают. В этом и состоит его основная сложность, поскольку наблюдать за собой всегда сложнее: чего-то наблюдатель просто не увидит, а что-то не сумеет правильно истолковать.
Прибегнуть к самоанализу, как к одному из видов самопомощи в нашем собственном развитии − это путь далеко не легкий зато, эффективный.
5 причин начать анализ самого себя
Лезть туда, куда обычно никто не заглядывает, копаться там и вытягивать на свет всякую гадость − чем это может быть полезно?
Поэтому надо взять себя в руки и трезво оценить все, что получилось выкопать из глубин собственной личности, из глубин своего подсознания. Кое-что, скорее всего, придется исправлять. Это касается тех черт, которые могут существенно усложнить жизнь и носителю, и окружающим и несут преимущественно разрушительный характер. Все остальное нужно учиться использовать.
Итак, в чем заключается самоанализ?
В первую очередь, в обдумывании собственных поступков и эмоциональных реакций на различные раздражители. Начиная процесс, нужно ответить на вопрос «что я сделал?», а потом постепенно идти к ответу на вопрос «почему я это сделал?». Проблема заключается в том, что человек склонен либо излишне обвинять себя в неких совершенных проступках, либо оправдываться, закрывая глаза на собственные ошибки. И вот тут можно вернуться к опасности получения недостоверного результата.
Как правило, при проведении психотерапии специалист направляет действия своего пациента, помогая ему избежать возможных ошибок. Однако при самостоятельном его проведении риск недостоверности несколько увеличивается, если не знать алгоритм решения такого вопроса.
Чтобы ее снизить настолько, насколько это возможно, применяются различные приемы объективизации результата, которые сводятся к тому, что человек в процессе прохождения тестирования не может предугадать, к какому результату приведет тот или иной его ответ. Более того, в любом грамотно составленном тесте есть шкала достоверности результата, оценка по которой позволяет понять, стоит ли вообще проходить тестирование или лучше отложить его на следующий раз.
К таковым относятся опросники Айзенка (тип темперамента) и Леонгарда (акцентуация характера) – классические тесты, которые рекомендуются к прохождению. Кроме них стоит обратиться к тестам Сандры Бем (феминность – маскулинность), Кинси и Кляйна (сексуальная ориентация): они дают наиболее достоверный результат, чем все прочие, составленные на ту же тему.
Еще раз, зачем нужны тесты? Чтобы исключить самообман. Не так много людей, встав перед зеркалом, будут готовы признать, что они склонны к истеричности и излишней демонстративности, не так ли? Тестирование заставит открыть глаза на себя.
Значит, первый шаг – проведение нескольких тестов. Лучше всего не проводить больше двух-трех в день, чтобы усталость не сказывалась на результате. В таком случае второй шаг – принятие этих результатов. Стоит оговориться заранее, что неожиданности при проведении самоанализа – обычное дело.
Личность включает в себя четыре составляющие. Первая из них лежит на поверхности и известна как самому человеку, так и окружающим. Вторая известна только ему, но никому больше. Третью видят люди со стороны, но не ее обладатель. Четвертая скрыта ото всех. Таким образом, сюрпризы неизбежны.
Самоанализ ошибок своего прошлого
Самоанализ лучше всего начинать с легкой медитации (в спокойном для ума режиме), в таком состоянии подсознание и сознание в целом будут реагировать спокойнее. Полезно будет прочитать вот эту статью: Как разобраться в себе, понять причины навалившихся неприятностей и исправить ошибки прошлого?
Главное правило в самонаблюдении − это никакого негатива и саморазрушения. На себя − только Свет, а ошибки, какими бы они не были, я их обязательно исправлю. Самоанализ бесполезен, если состоит из самобичевания и жалости к себе.
Сделайте самоанализ не спеша, детально и максимально искренне, и ваша жизнь начнёт меняться к лучшему, и радости в душе станет больше.
Если ты сегодня в чем-то ошибся, то никогда не стоит себя упрекать и ругать. Самобичевание − очень порочная практика. Проведи анализ: к каким событиям привели позитивные эмоции, а к каким − негативные.
Самоанализ работы по теме исследовательского проекта
Самоанализ работы по теме исследовательского проекта воспитателя МА ДОУ Голышмановский детский сад №5 «Родничок» Соковниной Ирины Владимировны
«. Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным».
По теме исследовательского проекта «Развитие речи дошкольников через использование произведений устного народного творчества как средства формирования их коммуникативных навыков» работаю второй год.
Особенно важным можно назвать возраст 3—4 лет. В этот период ребенок начинает осознавать свое «Я», свою активность, деятельность. От общения только со взрослыми он переходит к взаимоотношениям со сверстниками. С малышами именно этого возраста я сейчас работаю. В группе многие дети с недоразвитием речи или с полным безречием. Как реакция на речевую недостаточность у детей отмечаются замкнутость, негативизм, неуверенность в себе, напряженное состояние, повышенная раздражительность, обидчивость и т.д.
В связи с этим выделена проблема: речевая неполноценность выключает ребенка из детского коллектива, мешает развитию его коммуникативных навыков.
Педагоги и психологи отмечают, что ребенок усваивает родной язык, прежде всего подражая разговорной речи окружающих. К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек. Вследствие этого произведения устного народного творчества (колыбельные песни, пестушки, потешки) в семьях практически не используются. Эти традиции уходят в прошлое, поэтому актуальность данной проблемы несомненна.
Цель моего исследования: речевое развитие дошкольников, формирование их коммуникативных умений через использование произведений устного народного творчества.
Формировать развивающее речевое пространство в группе на основе народной педагогики.
Прививать детям интерес к произведениям малых фольклорных форм.
Развивать речевой опыт детей, их активность и самостоятельность средствами устного народного творчества.
Выдвинута гипотеза: если систематически и планомерно применять в воспитательно-образовательном процессе систему развивающей познавательной деятельности с использованием произведений устного народного творчества, то можно эффективно развивать речь дошкольников, их коммуникативные навыки.
В основу исследовательской работы легли научные достижения К.Д.Ушинского, А.П.Усовой («Русское народное творчество в детском саду»), Е.А.Флериной («Эстетическое воспитание дошкольников»).
В работе с детьми использую программы: М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой Воспитания и обучения в детском саду; О.Л.Князевой, М.Д.Маханёвой
«Приобщение детей к истокам русской народной культуры»; В.И.Логиновой, Т.И.Бабаевой, Н.А.Ноткиной «Детство».
Новизна исследования: практический материал по теме разрознен, разбросан по множеству пособий и книг. В процессе работы будет произведена систематизация произведений малых фольклорных форм, составлены авторские сборники и пособия, а так же электронные наглядные дидактические материалы. г
Формы и методы работы: включение произведений устного народного творчества в воспитательно-образовательный процесс:
занимательную и игровую деятельность детей;
продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, аппликация);
творческую музыкальную деятельность на развлечениях и праздниках;
творческую деятельность с родителями;
свободную самостоятельную детскую деятельность.
Предполагаемый результат: организованная таким образом работа будет способствовать речевому развитию дошкольников, формированию их коммуникативных умений.
По теме исследования работа ведется второй год.
Изучена психолого-педагогическая литература по теме.
Подобраны программы по данной проблеме.
Разработаны диагностические методики оценки речевого развития.
Составлен и продолжает пополняться сборник народных потешек, прибауток и песенок.
Составляются циклы конспектов познавательной и продуктивной деятельности дошкольников с использованием произведений устного народного творчества.
Формируются картотеки потешек, народных игр.
7. Разрабатываются наглядные дидактические материалы, в том числе и электронные.
Важным условием эффективности работы по развитию коммуникативных умений
воспитанников является формирование развивающей речевой среды, способствующей возникновению интереса к устному народному творчеству. В группе организованы зоны для самостоятельной деятельности детей: уголки театрализации и «ряжения». Они пополняются различными видами театра по русским народным сказкам, театральными костюмами и атрибутами. В этом нам помогают родители воспитанников.Так же организован книжный уголок «Моя любимая сказка» с различными видами книжек по потешкам, сказкам, настольными дидактическими играми по мотивам этих произведений. Красочные иллюстрации, оформление в народном стиле привлекают внимание детей, они с удовольствием играют и повторяют знакомые произведения.
При работе с малышами серьезное внимание уделяю ознакомлению с потешками. В них заложена мудрость, проявляющаяся в умении простыми средствами решать сложные задачи. Широко использую наглядный демонстрационный материал. Знакомство с каждой новой потешкой доставляет малышам радость. Они с удовольствием вслушиваются в звучание народной речи, улавливают стихотворный ритм, богатство оттенков слов. При этом создается необыкновенная теплая атмосфера эмоционального контакта с детьми. Это чрезвычайно важный момент зарождения у ребенка интереса и любви к художественному слову. Очень радуют детей «подарки»: когда читая текст потешки, называешь кого-то по имени.
Так, играя и забавляя, потешки учат детей понимать родную речь, осваивать грамматический строй языка, формировать связную речь. Освоение ребёнком речи во всём её богатстве и многообразии немыслимо без пословиц, поговорок, загадок и скороговорок, в которых нашла отражение вековая мудрость народа.
Одной и самых драгоценных жемчужин, доставшихся нам в наследство, являются русские народные сказки. Дети с удовольствием их инсценируют. Для этого используем фигурки настольного театра, перчаточные куклы, маски- шапочки. Инсценирование способствует развитию творческого воображения, мышления детей, побуждает проявлять все свои речевые знания, доставляет им немало удовольствия. Полученные эмоциональные впечатления дети отражают в продуктивных видах деятельности.
Тесный контакт детского сада и семьи — необходимое условие правильного и своевременного развития речи ребенка. В этом направлении тоже ведется работа:
проведено анкетирование родителей в целях выявления затруднений по развитию речи детей, использования произведений устного народного творчества в семейном воспитании;
используются разные формы наглядной агитации для родителей по развитию речи детей с использованием произведений устного народного творчества;
организован уголок для родителей в помощь по развитию речи детей в домашних условиях;
родители воспитанников принимают активное участие в изготовлении наглядного дидактического материала, различных видов театра для обогащения развивающего пространства в группе;
проведено родительское собрание по теме «Развитие речи младших дошкольников средствами устного народного творчества».
Как инновационную форму наглядной агитации для родителей использую фотоотчет о проведенных мероприятиях и различных: видах деятельности детей.
В результате можно сделать вывод: если систематически и планомерно применять в воспитательно-образовательном процессе систему развивающей познавательной деятельности с использованием произведений устного народного творчества, то это способствует эффективному развитию речи дошкольников, их коммуникативных навыков.
Свой опыт представляла на педагогических советах и открытых просмотрах внутри учреждения, на муниципальном этапе педагогической олимпиады работников дошкольного и начального образования (2011г); в составе творческой группы педагогов детского сада участвовала в методической работе по внедрению и апробации региональной общеобразовательной программы дошкольного образования (2010-2011 уч.г). Активно участвую в районных методических объединениях «Школа молодого педагога» и региональных семинарах на базе детских садов области (г.Ишим, г.Тюмень, г.Винзили).