Что значит салонная музыка
Салонная музыка
Сало́нная му́зыка — произведения композиторов-эпигонов классицистского и романтического направлений, рассчитанные на успех (обычно поверхностный) у слушателей аристократичных салонов XIX века.
Авторы салонной музыки
Характерные качества салонной музыки
Лирическая программность, свойственная салонной музыке, обращена к «общим местам» поэзии сентиментально-романтического направления. В целом салонная музыка отличается нетворческим отношением к профессиональной традиции, неподлинностью художественной выразительности, когда, по словам Р. Шумана, «всё только искусственно подогрето, только кокетливо, только выучено».
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Салонная музыка» в других словарях:
САЛОННАЯ МУЗЫКА — в узком смысле слова музыка, рассчитанная лишь для внешнего развлечения, более или менее тривиальная; о развитии такой музыки можно только сожалеть, ибо она доказывает поверхностность вкуса дилетантов и убогость мысли композиторов.… … Музыкальный словарь Римана
Музыка — У этого термина существуют и другие значения, см. Музыка (значения). Скрипичный ключ используется в нотной записи Музыка (греч … Википедия
Лёгкая музыка — музыка, легко доступная для восприятия и предназначенная главным образом для развлекательных целей. Отличается несложным содержанием, доходчивостью муз. языка, простотой формы. Родственные Л. м. явления представляют эстрадная музыка и… … Большая советская энциклопедия
Латиноамериканская музыка — Муз. культура Лат. Америки исторически сформировалась на базе американского (индейского), европейского (прежде всего испанского и португальского) и африканского источников. Значение и воздействие каждого из них по разному проявились в… … Музыкальная энциклопедия
Наука и культура. Музыка — Ансамбль иеса. Куба. Наука и культура. Музыка Музыкальная культура Латинской Америки сформировалась на основе американской (индейской), европейской и африканской музыки. Эти три генетические корня чётко прослеживаются в современной народной… … Энциклопедический справочник «Латинская Америка»
Прикладная музыка — Прикладная музыка, или функциональная музыка[источник не указан 570 дней] (нем. gebrauchsmusik, Funktionale Musik), жанры и отдельные опусы, ориентированные на выполнение определённых, не собственно художественных… … Википедия
Вокальная музыка — Вокальная музыка это музыка, в которой голос главенствует, или равноправен с инструментами, с сопровождением или a cappella. Крупные жанры музыкально драматическое произведение, оратория, средние жанры кантата, вокальный цикл,… … Википедия
Гудьба — Музыка (греч. Μουσική от μούσα муза) разновидность искусства, воплощающая идейно эмоциональное содержание в звуковых художественных образах. Содержание 1 Становление музыкального искусства … Википедия
Звуковое слово — Музыка (греч. Μουσική от μούσα муза) разновидность искусства, воплощающая идейно эмоциональное содержание в звуковых художественных образах. Содержание 1 Становление музыкального искусства … Википедия
салонный — ая, ое. salon m. 1. Отн. к салону <помещению и кругу лиц>. БАС 1. Мне желательно ограничить себя рамою более тесною, салонною, не выходя на общественное поприще. Вяземский Стар. зап. кн. В знач. сущ. Салонная. По отъезде принца Гедеонов… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
САЛОННАЯ МУЗЫКА
Смотреть что такое «САЛОННАЯ МУЗЫКА» в других словарях:
Салонная музыка — произведения композиторов эпигонов классицистского и романтического направлений, рассчитанные на успех (обычно поверхностный) у слушателей аристократичных салонов XIX века. Авторы салонной музыки А. Тома А. Бертини К. Кребс А. Герц А. Хальм … Википедия
Музыка — У этого термина существуют и другие значения, см. Музыка (значения). Скрипичный ключ используется в нотной записи Музыка (греч … Википедия
Лёгкая музыка — музыка, легко доступная для восприятия и предназначенная главным образом для развлекательных целей. Отличается несложным содержанием, доходчивостью муз. языка, простотой формы. Родственные Л. м. явления представляют эстрадная музыка и… … Большая советская энциклопедия
Латиноамериканская музыка — Муз. культура Лат. Америки исторически сформировалась на базе американского (индейского), европейского (прежде всего испанского и португальского) и африканского источников. Значение и воздействие каждого из них по разному проявились в… … Музыкальная энциклопедия
Наука и культура. Музыка — Ансамбль иеса. Куба. Наука и культура. Музыка Музыкальная культура Латинской Америки сформировалась на основе американской (индейской), европейской и африканской музыки. Эти три генетические корня чётко прослеживаются в современной народной… … Энциклопедический справочник «Латинская Америка»
Прикладная музыка — Прикладная музыка, или функциональная музыка[источник не указан 570 дней] (нем. gebrauchsmusik, Funktionale Musik), жанры и отдельные опусы, ориентированные на выполнение определённых, не собственно художественных… … Википедия
Вокальная музыка — Вокальная музыка это музыка, в которой голос главенствует, или равноправен с инструментами, с сопровождением или a cappella. Крупные жанры музыкально драматическое произведение, оратория, средние жанры кантата, вокальный цикл,… … Википедия
Гудьба — Музыка (греч. Μουσική от μούσα муза) разновидность искусства, воплощающая идейно эмоциональное содержание в звуковых художественных образах. Содержание 1 Становление музыкального искусства … Википедия
Звуковое слово — Музыка (греч. Μουσική от μούσα муза) разновидность искусства, воплощающая идейно эмоциональное содержание в звуковых художественных образах. Содержание 1 Становление музыкального искусства … Википедия
салонный — ая, ое. salon m. 1. Отн. к салону <помещению и кругу лиц>. БАС 1. Мне желательно ограничить себя рамою более тесною, салонною, не выходя на общественное поприще. Вяземский Стар. зап. кн. В знач. сущ. Салонная. По отъезде принца Гедеонов… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
Салонная музыка
Знакомство с музыкальным языком, формами и жанрами произведений, звучавших в середине 18 начале 19 века.
Просмотр содержимого документа
«Салонная музыка»
Вспомним, например, что молодой Глинка приобрел известность благодаря своим выступлениями в петербургских музыкальных салонах. С романса Глинки мы начинаем нашу встречу.
Муз. М.Глинки, сл.Н.Павлова «Не говори, что сердцу больно»,
исп. Павлова Кристина
Также отметим характерный для данного периода времени интерес к народной песне, который, несмотря на увлечение западными обычаями и манерами, сохранялся в XVIII веке на всех ступенях русского общества, вплоть до близкой ко двору аристократической верхушки. Обычным развлечением во дворце было пение песен с хороводами и плясками, в которых принимали участие разодетые по-деревенски придворные кавалеры и дамы. Любительницами такого рода развлечений были императрицы Анна Иоанновна и Елизавета Петровна.
Р. н. п. «Летел голубь через город»,
исп. Кривоухова Екатерина и Панкратова Надежда Александровна
Песня могла быть лирическая, шуточная или иронично-насмешливая. Другая характерная для народных песен XVIII века тема – это тема скитаний, бродяжничества, бездомной жизни и смерти.
Муз. А. Алябьева, сл. П. Беранже «Нищая», исп. Косарева Кристина
Позже в дворянских салонах Петербурга будет развиваться мода на исполнение чувствительных романсов и арий. Известны имена поэтов, сочинявших любовные послания в стихах.
Муз. А. Даргомыжского, сл.М. Лермонтова «Мне грустно»,
исп. Хачикян Ирина Александровна
Другая область салонной музыки – инструментальная. Танцы, наиболее популярные во всех европейских странах, стали основой концертных инструментальных миниатюр и сюит для клавесина и других инструментов. Из бытовых танцев можно назвать итальянские (сицилиана, тарантелла, сальтерелла, испанские (чакона, пассакалия), французские (ригодон, гавот, паспье, бурре), польский полонез, английский граунд, австрийский вальс.
Ф.Шопен – «Вальс cis moll» отрывок, исп. Сасина Алиса
В музыкальных салонных братьев Вильегорских собираются любители венских классиков – Гайдна и Моцарта, творчество которых было хорошо известно русским меломанам XIX века. Там же впервые познакомились с произведениями Бетховена. Вот что писали об этом: «Жаль, что вас тогда не было! Вот это была музыка. Мы не знали, где мы, на небе или на земле… Сочинитель этот ещё не пользуется большой известностью; многие даже не признают в нем таланта. Зовут его Бетховен. Музыка его напоминает Моцарта, но он гораздо серьезнее. И какое неисчерпаемое вдохновение! Какое богатство замысла, какое разнообразие, несмотря на повторение! Он так могущественно овладевает вами, что вы не в состоянии даже удивляться ему. Такова сила гения; но чтоб понимать его, надо его изучить».
Л.Бетховен «К Элизе», исп. Элизбарян Эмин.
Салонное музицирование в 20-е годы 19-го столетия не ограничивается, как в XVIII веке, сферой «приятного развлечения»: подобные концерты постепенно выходят за рамки любительского исполнения несложных романсов и простеньких фортепианных пьес. В частных домах звучит теперь и хоровая, и симфоническая музыка, к исполнению камерных сочинений привлекаются профессиональные артисты.
Музыкальные салоны проводили в своем доме поэт Державин, Жуковский, княгиня Волконская, графы Виельегорские. На этих знаменитых «субботах» бывали А.С.Пушкин, А.А.Плещеев, П.А.Вяземский, В.Ф.Одоевский и многие другие.
Значительная роль в музыкальных салонах отводилась романсам. Обычный бытовой романс исполнялся в сопровождении гитары или фортепиано. Наиболее популярными в быту первой половины XIX века в России были романсы А.Алябьева, А.Варламов, А.Гурилева, Н.Титова. Некоторые из романсов были не просто популярными или модными – они, по существу, стали народными, как, например, «Соловей» А.Алябьева или «Красный сарафанчик» А.Варламова.
Муз.П. Булахова, сл.А. Толстого «Колокольчики мои»,
ипс. Гребенькова Арина
Муз.Калинникова,сл. И Никитина «На старом кургане»,
исп. Новикова Ольга и Хачикян Ирина Александровна.
Во второй половине XIX века популярными были романсы Булахова, Дюбюка, Дютша. Композиторы известные и безымянные писали свои романсы на стихи лучших поэтов того времени – Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Вяземского, Дельвига, Фета и других.
Главная особенность бытового романса в том, что он превращал музыкальный досуг в концертную форму. Танец и народная песня объединяли, делали равноправными всех присутствующих и участвующих в пении, танце. Романс же дифференцировал аудитории на исполнителей и слушателей. И хотя слушатели в таком музицировании нередко подпевали исполнителю знакомого и полюбившегося романса, они все же оставались слушателями. Ведь романс предполагал сольное пение, выделяя фигуру исполнителя. И если исполнитель талантлив, обладал красивым или сильным голосом, а также особенными исполнительскими способностями, то присутствующие безмолвно внимали искусству певца и аккомпаниатора.
Муз. О. Дютша, сл.А. Кольцова «Не скажу никому», исп. Власова Анна.
Большой популярностью пользовались также гитара и арфа, а в провинциальной музыкальной среде – гусли. Среди писавших для арфы выделяются имена французских композиторов А. Ле Пена и Л.Давида, а также одной из первых русских арфисток-любительниц Н.Строгановой. Известен своими произведениями для арфы и А.Сихра. Из духовых инструментов особую любовь у русских любителей снискала флейта, что не применил отметить в своей бессмертной комедии Грибоедов. В усадебном быту, а также среди военных музыкантов были распространены ансамбли, состоящие из деревянных духовых оркестров и валторн.
Из потребности общаться с талантливыми певцами и исполнителями родилась эстрада XIX века как концертная форма бытовой музыки. И немаловажную роль в этом процессе сыграло пение романсов Римского-Корсакового, Чайковского, Мусоргского.
Муз. Н. А. Римского-Корсакова, сл. А. Майкова «О чем в тиши ночей»,
исп. Уткина Наталья.
Муз. П.И.Чайковского, сл.А.Плещеева «Колыбельная песнь в бурю»,
исп. Тараторина Валетина
Было бы не справедливо не назвать тех музыкантов (композиторов и исполнителей), которые внесли большой вклад в развитие музыкального направления: «Русская салонная музыка».
Иван Хандошкин, Дмитрий Бортнянский, Евстигней Фомин, братья Виельгорские, братья Дубянские, братья Титовы.
В музыкальных салонах звучала музыка Гайдна, Моцарта, Бетховена, а также исполнялись фрагменты из опер Керубини и Моцарта. То есть сферой приятного развлечения салонная музыка не ограничивалась. Здесь звучали камерные оркестры, инструментальные составы.
Г. Доницетти «Баркарола» из оперы «Любовный напиток»,
исп. Черникова Мария и Сухочева Татьяна Валерьевна.
Салоны посещали выдающиеся музыканты Михаил Иванович Глинка, французские скрипачи Род и Лафон, виолончелист Ромберг, знаменитый петербургский тенор Вадим Самойлов, немецкий скрипач Шпор, виолончелист и композитор Лизогуб, певица Бландова, музыкант Одоевский, композитор Фильд, певица Сандунова, композиторы Верстовский, Алябьев, Даргомыжский, Гурилев, Варламов.
В целом, произведения, звучащие в музыкальных салонах, позволяют нам, познакомиться с музыкальным языком и с разными формами и жанрами звучавших в ту эпоху произведений. Искусство композиторов, имена которых сегодня перечислялись, представляет уникальную ценность до настоящего времени.
Что значит салонная музыка
Верны ли следующие суждения о формах культуры?
А. Салонная музыка — это разновидность элитарной культуры.
Б. Народная культура создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки.
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
1. Элитарная. Создаётся привилегированной частью общества либо по заказу профессиональными творцами. Её девиз: «искусство для искусства». Трудна для восприятия неподготовленного человека, не имеет коммерческой выгоды. Стремится к новаторству. Примером элитарной культуры является органная музыка Баха.
2. Массовая. Сформировалась одновременно с обществом массового производства и потребления в индустриальном обществе. Не выражает изысканных вкусов или духовных поисков. Самая широкая аудитория. Утверждает простые и понятные представления. Демократична. Цель — получить коммерческую выгоду. Сленговое название — кич, китч (в переводе с нем.) — дешёвка. Занимательна. Серийна. Тиражируема. Пассивное потребление. Примером массовой культуры является поп-музыка.
3. Народная. Создана анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Может быть индивидуальной, групповой, массовой. Связана с религиозной субкультурой. Является частью мировой культуры. Примером народной культуры является фольклор.
4. Экранная. Связана с компьютерной революцией. Выход в мир информации. Широкая аудитория. Большие возможности. Доминирующая культура — совокупность норм и ценностных ориентаций, распространённых во всём обществе и обязательных для всех членов (типичное поведение, следование определённым обычаям и т. д.).
салонная музыка
Смотреть что такое «салонная музыка» в других словарях:
Салонная музыка — произведения композиторов эпигонов классицистского и романтического направлений, рассчитанные на успех (обычно поверхностный) у слушателей аристократичных салонов XIX века. Авторы салонной музыки А. Тома А. Бертини К. Кребс А. Герц А. Хальм … Википедия
САЛОННАЯ МУЗЫКА — в узком смысле слова музыка, рассчитанная лишь для внешнего развлечения, более или менее тривиальная; о развитии такой музыки можно только сожалеть, ибо она доказывает поверхностность вкуса дилетантов и убогость мысли композиторов.… … Музыкальный словарь Римана
Музыка — У этого термина существуют и другие значения, см. Музыка (значения). Скрипичный ключ используется в нотной записи Музыка (греч … Википедия
Лёгкая музыка — музыка, легко доступная для восприятия и предназначенная главным образом для развлекательных целей. Отличается несложным содержанием, доходчивостью муз. языка, простотой формы. Родственные Л. м. явления представляют эстрадная музыка и… … Большая советская энциклопедия
Латиноамериканская музыка — Муз. культура Лат. Америки исторически сформировалась на базе американского (индейского), европейского (прежде всего испанского и португальского) и африканского источников. Значение и воздействие каждого из них по разному проявились в… … Музыкальная энциклопедия
Наука и культура. Музыка — Ансамбль иеса. Куба. Наука и культура. Музыка Музыкальная культура Латинской Америки сформировалась на основе американской (индейской), европейской и африканской музыки. Эти три генетические корня чётко прослеживаются в современной народной… … Энциклопедический справочник «Латинская Америка»
Прикладная музыка — Прикладная музыка, или функциональная музыка[источник не указан 570 дней] (нем. gebrauchsmusik, Funktionale Musik), жанры и отдельные опусы, ориентированные на выполнение определённых, не собственно художественных… … Википедия
Вокальная музыка — Вокальная музыка это музыка, в которой голос главенствует, или равноправен с инструментами, с сопровождением или a cappella. Крупные жанры музыкально драматическое произведение, оратория, средние жанры кантата, вокальный цикл,… … Википедия
Гудьба — Музыка (греч. Μουσική от μούσα муза) разновидность искусства, воплощающая идейно эмоциональное содержание в звуковых художественных образах. Содержание 1 Становление музыкального искусства … Википедия
Звуковое слово — Музыка (греч. Μουσική от μούσα муза) разновидность искусства, воплощающая идейно эмоциональное содержание в звуковых художественных образах. Содержание 1 Становление музыкального искусства … Википедия
салонный — ая, ое. salon m. 1. Отн. к салону <помещению и кругу лиц>. БАС 1. Мне желательно ограничить себя рамою более тесною, салонною, не выходя на общественное поприще. Вяземский Стар. зап. кн. В знач. сущ. Салонная. По отъезде принца Гедеонов… … Исторический словарь галлицизмов русского языка