Что значит с у в отчете автотеки
Проверка авто по Автотеке: может ли она обмануть?
Спойлер: Ещё как может!
Автотека пользуется заслуженной популярностью в России
Это добротный сервис по предпродажной проверке автомобиля. Не последнюю (даже первую) роль в её повсеместном использовании стал тот факт, что разработчиком является крупнейшая площадка по продаже автомобилей в нашей стране — Авито.
Вот только всё чаще у пользователей возникает вопрос: а врёт ли автотека?
UPD 25.05.2019 Про развод с VIN и Автотекой:
Некоторые хитрые продавцы, решая обмануть автотеку указывают вин-код от другой машины (иногда разница только в последних двух цифрах).
Машина маркой и цветом такая же — но это совершенно другая машина. Наиболее ушлые просто подставляют VIN от абсолютно такой же машины, только чистой с юридической и технической стороны. Проверяется это очень легко — нужно сфоткать VIN и госномер автомобиля и сравнить их с тем, что висит в объявлении. Несмотря на банальный, в общем-то, развод — некоторые до сих пор попадают в эти неприятные ситуации
Дисклеймер: мы не ставим цель разоблачить «Автотеку», это не статья в стиле «Как нас разводят». Данная платформа действительно помогает тысячам автолюбителей не быть обманутыми многочисленными перекупами. Прилагает расчет ремонтных работ, которые были произведены на автомобиле. Но можно ли 100% положиться на информацию, предоставленную сервисом?
Для начала определимся, что из гуляющих в интернете слухов про Автотеку — истина, а что не соответствует действительности:
Что проверяет Автотека?
Автотека предоставляет следующие сведения:
— Год выпуска и комплектация ТС;
— Сведения о технических характеристиках ТС;
— Сведения о количестве владельцев ТС;
— Сведения о пробеге ТС;
— Сведения о выдаче дубликата ПТС;
— Сведения о наличии обременений (залога);
— Сведения о фактах угона ТС;
— Сведения об использовании ТС в качестве такси;
— Сведение об участии ТС в ДТП;
— Сведения о проведении профилактических и ремонтных работ в отношении ТС;
Наличие ограничений / нахождение в розыске и залоге
Как это выглядит в отчете?
В чем подвох?
Подвоха здесь ждать не стоит — Автотека корректно определяет данный параметр. Интернет знает единичные случаи, когда эта проверка была некорректной, но едва ли есть вина самого сервиса (скорей, вопросы к gibdd.ru). Т.е. если Автотека не определила ограничения, то некорректно отработал сторонний сервис. Просто проверьте продавца по другим базам
Как еще проверить?
Проблемы с финансами у продавца автомобиля легко пробиваются:
ssprus.ru/iss/ip — исполнительные производства в отношении физиков и их долги перед приставами. Нужно ФИО и дату рождения продавца
reestr–zalogov.ru/state/index — Поиск по реестру залогов
egrul.nalog.ru/ — Проверка юридического лица — существует ли оно вообще, кто директор, адрес и т.п..
kad.arbitr.ru — судебные дела в отношении юриков/ИП (если продавец — юридическое лицо, можете посмотреть историю)
Периоды владения (количество владельцев)
Количество владельцев прямо пропорционально техническому и косметическому состоянию автомобиля. Это не панацея, но найти автомобиль пробывший длительное время в «одних руках» несоизмеримо выше, чем на транспорт, где уже нет места в ПТС (везде есть исключения). Здесь есть данные по типу владельца — если там юридическое лицо, то значит машиной оформлена на какую-либо фирму. Процесс продажи при этом существенно меняется и весьма опасен в плане чистоты сделки (почитать о покупке автомобиля у юридического лица можно здесь)
Как это выглядит в отчете?
В чем подвох?
Автотека не всегда корректно обрабатывает информацию о том, что ПТС — дубликат. Даже если в отчете стоит зелёная галочка «Оригинальный ПТС (Не обнаружены сведения о выдаче дубликата ПТС)», то это далеко не факт, что этого не было. В качестве совета — обращайте внимание на строку «Смена госномера» : иногда выдача дубликата ПТС обозначается в отчете именно так
Как еще проверить?
Можно воспользоваться сервисом adaperio.ru. На нем дополнительно можно узнать количество штрафов, которые были выписаны на данный автомобиль — тоже косвенный признак отношения к автомобилю его прошлым владельцем
Участие в ДТП
Битые машины стоят ниже. В объявлениях крайне редко фигурирует факт повреждений кузова — кому хочется сбрасывать цену за сколы или царапины, не говоря уже о крашенных элементах или кривых лонжеронах. Эти сведения — одни из самых значимых в Автотеке, но тут есть огромные нюансы
Как это выглядит в отчете?
В чем подвох?
Как еще проверить?
Самый верный способ — проверять только в живую с экспертом или толщиномером — только так можно на 99,9% убедиться в отсутствии коррозии, ржавчины или некачественного окраса. Проверьте автомобиль через сайт gibdd.ru — там будет самая свежая информация по участию в ДТП.
Реальный пример
Проверим автомобиль по автотеке — VIN не указываем по этическим причинам. Автомобиль 2008 года выпуска, т.е. теоретически (и скорее всего) аварии на нём были. Автотека показывает — «Чисто»
Смотрим реальное положение дел:
Если пороги еще можно списать на страну производитель (Китай), то зазоры дверей, различающийся цвет пластика, кривой бампер уже практически выдает автомобиль, который был бит, как минимум в правую сторону
Пробег автомобиля
Самый часто модифицируемый параметр в «карточке» автомобиля. Можете быть уверены, что в двух случаях из трех, при покупке поддержанной машины, пробег будет скручен, при этом нынешний владелец может даже не подозревать об этом. Впрочем, продавец всё равно скажет, что действительно ничего не знает об этом и пробег скручен до него. Так или иначе, на пробег ориентируются большинство покупателей в нашей стране. И тут полный провал — изменить пробег в Автотеке можно
Как это выглядит в отчете?
В чем подвох?
Как еще проверить?
Необходимо проверять пробег сканером и ноутбуком, подключаясь к диагностическому разъему автомобиля. В «мозгах» проверять особой нужды нет — скорее всего, там значение уже тоже подправили — необходимо считывать пробег с других модулей управления.
История обслуживания
История обслуживания может дать примерную картину о том, как следили за машиной, какие кузовные работы делались, а не верить на слову владельцу и прохладным былинам а-ля «сел и поехал». Автотека сотрудничает с многими крупными холдингами, т.е. любой ваш ремонт, вплоть до замены лампочки в габаритах попадает в отчет Автотеки. Это касается многих официальных дилеров
В чем подвох?
Как еще проверить?
Если продавец утверждает или показывает документы об обслуживании в каком-либо сервисе, которого нет в отчете Автотеки, то самый простой способ — это съездить туда и уточнить историю ремонтных работ по данному автомобилю.
Прохождение техосмотра
Прохождение техосмотра — хороший звоночек. Значит, машина худо-бедно обслуживалась и отмечалась в пунктах осмотра
Как это выглядит в отчете?
В чем подвох?
Как еще проверить?
Проверка (не бесплатная) технического обслуживания можно проверить через бот в Телеграме: @AvinfoBot
Что значат Записи в истории пробега на Авито?
Если вы являетесь автомобилистом со стажем, скорее всего уже знаете, что владельцам продающих авто верить на слово нельзя. Суровая реальность такова, что часто на Avito машины не продают, от них избавляются. Более подробно читайте в нашей статье — что означают записи в истории пробега авто на сайте Авито.
Сервис «Автотека» на Авито
На сайте интернет-магазина Авито ежедневно происходят довольно крупные сделки между покупателями и продавцами. Здесь можно реализовать недвижимость стоимостью в десятки миллионов рублей или продать личный автомобиль. Ранее никаких других способов узнать состояние автомобиля и историю пробега, кроме как через самостоятельную проверку, — не было. Но времена меняются, сегодня у любителей авто появился такой полезным сервис, как « Автотека ».
Автотека — это огромная база сведений по машинам из разных источников. Информация берётся не только из отчётов ГИБДД, но и из других источников, которым необходимо собирать данные об авто. Ежегодно владельцы платформы осуществляют сделки с разными сервисными службами, которые также делятся полезной информацией. Поэтому здесь есть данные об истории пробега практически на каждый автомобиль, которые хотя бы 1 год был на учёте в РФ.
Что именно значат записи в истории пробега?
Более того, можно увидеть, что по автомобилям есть масса другой информации. Например, количество продаж машины на Avito.
Но информация закрыта для всеобщего обозрения. Так как эта часть данных платна. Стоит она 129 рублей на упомянутом нами сайте «Автотека».
Для её получения необходимо нажать кнопку внизу объявления « Посмотреть полный отчёт ».
После покупки отчёта вас ждёт длинный список с данными, которые относятся к интересующему автомобилю.
В этот список записей входят:
Более остальных нам интересны « История эксплуатации » и « Пробег автомобиля ». Эти записи дают понять, как часто автомобиль был использован владельцем. Эта информация была собрана различными сервисами, куда обращался владелец за весь период.
В таблице мы видим четыре основные графы:
Эти данные в записях истории о пробеге автомобиля на Avito и Автотеке дают нам возможность проследить использование машины.
Чтобы определить, в каком именно сервисе были оставлены сведения, нажмите на стрелочку напротив сервиса. Или просто на строку.
Информация об автомобиле с Авито на сайте «Автотека»
Под таблицей расположена таблица с более компактным представлением данных. Наведя курсор мыши на интересующий период времени, появляется дополнительная информация.
По данному графику можно понять, что владелец автомобиля скорректировал показания счётчика.
Информационный блок « Таможня » даёт возможность узнать все данные, которые заполняет компания, ввозившая автомобиль в РФ.
В таблице указывается цвет при ввозе, дата создания документа или растаможки, стандарты, страна производитель, компания-получатель. Важно обращать внимание на раздел ДТП, который может много рассказать об автомобиле.
Здесь описываются все детали и повреждения, которые были на тот момент. Эти записи, в отличие от пробега, владельцы обычно пытаются скрыть от покупателя на Авито.
Описание сопровождается иллюстрациями, поэтому легко понять, что было выведено из строя на момент аварии.
Бесплатные базы данных по проверке истории пробега по гос номеру
Существуют бесплатные сервисы, которые помогают «пробить» автомобиль с Авито на юридическую «чистоту». Здесь вам не нужно будет платить за сведения, которые есть в базах данных государственных подразделений, в которые должны по той или иной причине обращаться автовладельцы. В некоторых случаях эти данные могут быть ограничены. Но в целом является хорошей заменой сервису Автотека.
Ссылки на ресурсы: | Описание: |
---|---|
https://avtokod.mos.ru | На сайте вы сможете проверить автомобиль по гос номеру и номеру свидетельства ТС. Отобразится таблица, где информация также будет размещена блоками. Каждый из них содержит важные для нас данные: техосмотр, ограничения по стране, пробег и прочее. Именно отсюда берёт часть информации Автотека. |
https://auto.ru/history/?cookiesync=true | Ещё один бесплатный сервис, где вы сможете найти много информации по номеру VIN. |
Введите номер в строке и нажмите кнопку « Найти ». Отображаемая таблица с данными об автомобиле содержит и объявления машины на сайте Auto.ru. Это значит, что можно легко проверить все записи в истории пробега выбранного авто на Авито.
Видео
Полезный сервис. Жаль, что платный.
А я заплатил, было любопытно узнать, да и сумма небольшая. В целом, узнал много интересного о машине, которую хотел купить. Очень понравилась опция «разборки ДТП и ограничений». За небольшую сумму я узнал юридическую историю машины и о ДТП — это хорошее предложение. Решалы, а иногда и кидалы с автоточек такие услуги продают гораздо дороже.
Все классно, вот только мелких ДТП в отчёте Авито скорее всего не будет. То есть тех, которые были зафиксированы с помощью европротокола или по договоренности участников аварии. Если есть желание просканировать машинку полностью, то лучше обратиться к независимым экспертам. Но! Там и сумма оплаты будет гораздо выше.
ЭЭЭЭ… так вроде на оф. сайте ГИБДД эта инфа полностью бесплатна
Авито вообще припухло и зажралось. Наверное очередной депутат какой- то выкупил сервис и гребет лопатой лавэ.
Познавательно. Хороший сайт. Добавлю вас в закладки.
Весьма актуально. Но если машина дорогая, то лучше не рисковать и знакомого механика с собой взять на осмотр)
Ненавижу перекупов. Все они мутные. Хорошо что такие сервисы существуют. Ваша статья мне помогла проверить потенциальную «покупку». И реально оказалось что в ДТП участвовала.
Спасибо за бесплатные базы данных
В нашем провинциальном городишке есть услуга автомобильного эксперта. Пригласить его на разовую сделку стоит 1000 руб, а заказать на целый день 5000 руб. Он целый день будет кататься с вами, осматривать машины и давать заключение.
Автотека полный эпик фэйл. Я из чистого любопытства закинул своё авто на проверку. Система выдала много недостоверной инфы. Может моя машина из трансформеров и живёт своей жизнью по ночам
Страховщики с целью поиметь максимально, зачастую приписывают левые повреждения. Например моей Октавии ремонтировали бочину на 200 000 как показывает сервис, а на самом деле была просто царапка. Так что думайте сами верить или нет.
ПЗДЦ. При продаже своей ласточки с пробегом 98 тыс, авито показал 128 тыс. Покупатель слился За такую хрень можно и в суд подавать!
Мне сервис помог узнать, что VOLVO S60, которую я хотел уже купить, находится в залоге у банка УРАЛСИБ. А продавец умолчал. Советую всем пробивать авто перед покупкой.
Сегодня никому нельзя доверять. Не только Авито, но и Автотека, Автокод – мягко говоря странные сервисы. Полезная инфа есть, но и чуши хватает. Пробег накручивают. Многим пишут ДТП которых не было.
Сегодня пробили мою машину. Оказалось скрутили пробег. Ну может быть. НО. Скрутили с 24000 на 19000. Что за бред.
На киданные непонятно кем оценки для видимости и в основном хорошие типо поднимают статус АВИТО-модераторам, и вот они уже эксперты высшего класса с какого-то перепуга. Позволяющие себе любую машину превратить в классную если ты хорошо забашлял выставляя объявление (то-есть оплатил все опции поднятия и продвижения объявы) и вот твоя машина с реальным пробегом и чистая. Но если ты залез со своим объявлением и отказываешься от ДОПУСЛУГ модераторов, то через неделю у твоего авто пробег не-тот, потом 8 записей о подложном пробеге откуда-то вдруг из сервисов. Потом о ДТП записи у них, а твое авто последние 10 лет у тебя и ни разу не в ДТП не в сервисе не бывало СЛАВА БОГУ, смотриш просмотры упали никто не звонит, думаеш машина гавно, (а дело не в ней), а в ппп…звездаболах-модераторах, которые под публикацию твоего объявления суют не проверенную инфу, а полное гавно если ты не согласен оплачивать их ДОПУСЛУГИ. ЛЮДИ ОЧНИТЕСЬ подлинная инфа о машине может быть только в базе ГИБДД. Если вам понравилась машина, но пугает то, что ниже написано, причем не сотрудником ГИБДД, а каким-то моделятелом, просто позвоните хозяину авто попросите ВИН-код и все увидете сами по базе ГИБДД (там хотя-бы правда).
Продаю машину и в истории пробега такая херь написана, получается пробег не только скручен, но и НАкручен))) узнать бы с каких сервисов они эту историю берут да жалобу написать. И случай такой не единичный
Автотека или бесплатная проверка автомобиля по VIN в ГИБДД и Автокоде
Здесь и сейчас я буду сравнивать сервисы проверки автомобиля по VIN. В этот выпуск войдёт два основных бесплатных сервиса – настоящий Автокод с сайта Госуслуг и гибдд.рф, а с ними и между собой сравним пятёрку платных сервисов проверки автомобилей по VIN. В перспективе. В этот выпуск вошла только одна Автотека. Подпишитесь, потому что обязательно будет продолжение и посмотрим что предлагают другие сайты проверки авто по VIN.
Друзья, очень много информации, нюансов и деталей в видео. Столько подробностей я не смогу описать в статье, поэтому текст статьи неполный, но краткий вывод в конце дам. Вся суть именно в видео!
В последние несколько лет такую огромную популярность получили сайты, приложения и сервисы проверки автомобиля по VIN, что ими сейчас не пользуется только редкий старовер. Кроме бесплатных сервисов, о которых я подробно рассказывал в четвёртой части руководства «Как выбрать и проверить автомобиль с пробегом», появилось бесконечное количество платных сервисов, выбрать из которых достойный стало непростой задачей. А может быть они все одинаковые? Сейчас в этом разберемся.
Те кто ищет информацию о бесплатной проверке по вин, не спешите закрывать это видео. Мы обязательно сравним бесплатные сервисы проверки авто по VIN с платными, чтобы точно знать стоит ли вообще платить или действительно всю информацию можно получить бесплатно.
Само собой давно давным возможностью проверки автомобиля пользуются подборщики, менеджеры автосалонов, перекупщики и весь прочий автобизнес. Но когда интерес к данной услуге охватил массы обычных граждан, рынок сервисов проверки автомобилей по VIN стал расти как на дрожжах. Туда хлынули потоки денег, а количество сервисов, куда можно заслать пару сотен за проверку, стало увеличиваться так быстро, что за появлением новых сервисов стало не уследить. Все они слились в единую серую массу.
Есть конечно пара сервисов, которые стоят особняком. Это Автотека, так как является частью сервиса Авито и не заметить, не выделить его практически невозможно. Невозможно обойти стороной недавно появившейся сервис проверки AUTO.RU. А также Avtocod – он появился одним из первых коммерческих сервисов по проверке автомобиля, но главной его чертой является сплагиаченное название у официального сервиса госуслуг Автокод.
Это сплагиаченное название позволяло данному сервису быть всегда на слуху и получать большое количество клиентов, так как большинство было уверено, что все говорят именно про этот Автокод. И до сих пор, многие так и считают, что истинный Автокод – платный. Но нет! Настоящий, государственный Автокод бесплатный и располагается на сайте госуслуг. Смотрите 4ю часть большого руководства «Как выбрать и проверить автомобиль с пробегом», там я про него рассказывал. Ссылки будут в аннотации и в описании под видео.
Большинство сервисов проверки автомобилей по VIN объединяет базовый набор предоставляемых данных, которые они получают из открытых бесплатных источников – например с сайта ГИБДД.РФ.
К таким данным относятся — данные по марке, модели автомобиля, данные о количестве владельцев и периодах владения различными собственниками. Данные о зарегистрированных ДТП, проверка на наличие автомобиля в базе розыска, а также проверка наличия запрета на регистрационные действия. Да, все эти данные можно получить бесплатно на сайте ГИБДД.
Но в платных сервисах меня интересует та информация, которой нет в открытых источниках. Например, данные о расчётах ремонтов в страховых компаниях. Или данные о посещении официальных дилеров. Кроме всего прочего эта информация чаще всего сопровождается данными о пробеге.
Предполагаю, что и здесь источники данных у большинства сервисов проверки автомобилей – одни и те же, соответственно и данные будут у всех идентичные, а значит следует выбирать тот сервис, который дешевле. Так ли это – сейчас увидим.
Я возьму один VIN номер, по которому заведомо есть информация из страховых и от дилеров и выполню проверку в нескольких самых популярных сервисах по проверке автомобилей. Лично мне очень интересно, будет ли информация строго одинаковая или всё же какие-то сервсисы смогут приятно удивить.
Остаётся выбрать сервисы проверки автомобилей, которые будем сравнивать. Чтобы меня не обвинили в предвзятости, я предлагаю простой выход. Зайдем в Яндекс и начнем вводить первый приходящий на ум запрос – проверка автомобиля… и сам яндекс подсказывает окончание поискового запроса…по вин. Проверка автомобиля по вин. И все сервисы на первой странице результатов поиска, включая рекламные результаты – ПРОВЕРИМ!
Даже беглый анализ первых двух страниц выдачи Яндекса показывает, что количество сайтов предлагающих проверку автомобиля по VIN такое, что в пору делать топ-100. Но не хочется делать еще один бесконечный видеоролик, поэтому я решил сделать несколько отдельных видео. В каждом из которых сделаю обзор 5 платных сервисов проверки автомобиля по вин и сравню с бесплатными сервисами. В итоге, на основе полученных данных, сделаю какое-то результрующее видео, где сделаем выводы о 15-20 платных сервисах проверки. Сообща с вами будет решено – какими стоит пользоваться сегодня, а какие того не стоят.
Ну и предлагаю начать тратить мои деньги и пойдем по порядку с самого первого сайта из результатов поиска к последнему. Первый, и кто больше всех заплатил за рекламу в Яндекс.Директ — это avtocod. Но начну я всё равно с Автотеки, потому что отталкиваться я планирую именно от нее. Именно в Автотеке я пошерстил свои старые отчёты и нашел прекрасный подопытный экземпляр – это Lexus RX350, 2006 года выпуска.
Почему именно этот Лексус? Потому что о нем я увидел максимальное количество информации, что позволит сравнить все сервисы проверки автомобилей по максимальному числу параметров. В отчёте по этому Лексусу есть ДТП, расчёт ремонтных работ, данные от дилеров о проведении ремонта, данные от двух сервисов оценки страхового ремонта, а также данные о техосмотре с пробегом. А ещё совершенно очевидно, что пробег этого автомобиля скручен, что добавит некоторую изюминку в состязание.
Отчёт по Лексусу я заказывал больше года назад, а именно 7 февраля 2019, поэтому сейчас отчёт считаю справедливым обновить. Посмотреть какие данные обновятся в отчёте, сравним данные с бесплатными сервисами и перейдём к сравнению с avtocod и другим.
Друзья, очень много информации, нюансов и деталей в видео. Столько подробностей я не смогу описать в статье, поэтому текст статьи неполный. Вся суть именно в видео!
Если вкратце, то всю информацию можно получить из бесплатных источников, кроме истории обслуживания у дилеров, у сторонних СТО, а также информацию о расчётах ремонтных работ из страховых. А информация о залоге в банке, запрете на регистрационные действия, угон и розыск — можно получить бесплатно. Даже пробеги из диагностической карты или историю работы автомобиля в такси можно получить бесплатно. Подробности в видосе в начале статьи, а тут дам ссылки на бесплатные сервисы.
Вообще, изначально предполагалось, что будет 5 сервисов в одном видео, но так всё затянулось, что влез только один, а другие будут отдельно. Если интересно, подписывайтесь, следите.
Где проверить автомобиль по VIN бесплатно:
Автокод даёт полную информацию об авто только авторизованным пользователям.
Залог в банке: https://www.reestr-zalogov.ru/state/index (Жмите «Найти в реестре», далее «По информации о предмете залога»)
Проверка на работу в такси в прочих регионах: https://paistaxi.ru/ (возможно, в базу включены не все регионы)
Проверить долги продавца: https://fssprus.ru/ (если есть долги могут появиться и ограничения на рег. действия)
Сверяйте VIN полученный у продавца по телефону с VIN на кузове автомобиля, при осмотре. Нечестные продавцы часто подменяют VIN на сайтах по продаже автомобилей.
Автомобильное сообщество
14.7K постов 37.4K подписчика
Правила сообщества
Добро пожаловать в автомобильное сообщество!
-Публикация видео с тематикой ДТП (исключение: авторский контент с описанием).
-Нарушать правила сайта.
-Создавать посты несоответствующие тематике сообщества.
-Рекламировать что бы то ни было.
-Баяны не желательны (игнорирование баянометра карается флюгегехайменом).
-Заваривать ромашковый чай в костюме жирафа.
-Создавать интересный контент.
-Участвовать в жизни сообщества.
-Предлагать темы для постов.
-Вызывать администратора или модераторов сообщества при необходимости.
-Высказывать идеи по улучшению Автомобильного сообщества.
-Изображать коняшку при комментировании.
Как вы надоели со своими видеообзорами..
Пишите коротко и по делу.
А еще почему-то никто не упоминает то, что информация в этих сервисах копиться начала. с 2015 года. И, например, по моему авто вы не найдете ДТП. А их было 2
ГИБДД и все остальные сервисы соответственно показывают дтп с моей машиной. Но есть нюанс, никакого дтп не было, машиной владею с новья.
Vin01.ру бесплатно проверяет,номерограм еще помогает
«Продал машину, а теперь новый владелец грозит мне судом». Как защититься?
Рано или поздно автовладельцы меняют машины, отдавая верно служивших «железных коней» в другие руки. Только руки эти могут преподнести «сюрпризы».
Андрей (автовладелец): «На своем автомобиле я проездил более 10 лет, в связи с чем настала пора пересесть на что-то более «свежее», благо удалось немного накопить. Подал объявление в интернете, буквально на следующий день мне позвонил потенциальный покупатель, с которым договорились о встрече. Автомобиль покупателя устроил, и мы сразу же поехали в ГАИ, где оформили договор и подали необходимые документы на регистрацию. Покупатель со мной полностью рассчитался и уехал домой. Я уже купил новую машину и наслаждался приобретением, как мне «прилетело» от старой, о которой я уже начал забывать. На почту пришла претензия о досудебном урегулировании спора: мол, машина, которую я продал, через месяц после продажи сломалась. По мнению покупателя, я его обманул, залив в двигатель специальную присадку, которая на какое-то время стабилизировала его работу, но действие присадки закончилось, двигатель сломался, и теперь покупатель предлагает мне оплатить ремонт уже его машины, а там сумма 4150 рублей. Но я порядочный человек и автовладелец, никаких присадок в двигатель, чтобы обмануть покупателя, не заливал. Проданный мной автомобиль был полностью исправен, кроме того, я регулярно проходил ежегодный техосмотр. Акт техосмотра я передал вместе с автомашиной покупателю. Интересная история получается: я продал исправный автомобиль новому владельцу, а теперь он мне грозит судом. Но ведь чтобы угробить двигатель, много времени не нужно. Почему новый собственник хочет обязать меня оплатить ремонт и как мне от этого защититься?»
Согласимся с Андреем в том, что угробить двигатель можно быстро и без особых пробегов, большого ума тут не нужно. Но вся беда в том, что в сознании некоторых автовладельцев, приобретающих «бэушку», укоренилось мнение, что такой автомобиль ломаться не должен, а если такое произошло, то в этом вина предыдущего владельца, который скрыл имевшиеся в автомобиле дефекты. Здесь именно такой случай. Новый собственник машины составил претензию и прислал ее собственнику предыдущему, рассчитывая на компенсацию стоимости ремонта.
Из претензии (выдержки):
«После заключения с вами договора купли-продажи в процессе эксплуатации автомобиля и его пробега 1000 км была выявлена неисправность двигателя. После выхода из строя двигателя и его разборки было установлено, что в масло двигателя была залита специальная присадка для усиления вязкости. Данная присадка позволяла сохранить давление масла в двигателе и обеспечивала его работоспособность. Однако при замене масла (ТО) двигатель проработал только 25 км, после чего вышел из строя. Стоимость ремонта составила 4000 рублей. Согласно заключенному между нами договору обязательства должны выполняться надлежащим образом в соответствии с законодательством. Как следует из ст.439 ГК Республики Беларусь, при отсутствии в договоре условий о качестве товара продавец обязан передать покупателю товар, пригодный для целей, для которых он предназначен. В нарушение правовых норм вы скрыли недостатки автомобиля, делающие невозможной его дальнейшую эксплуатацию, с помощью присадки, что нарушает мое право на приобретение товара надлежащего качества и годного для эксплуатации. В связи с этим мне были причинены убытки в виде расходов на проведение ремонта в сумме 4150 рублей. Использование присадки указывает на наличие умысла в сокрытии реального (фактического) качества товара. Предлагаю вам возместить причиненный мне ущерб, в противном случае буду обращаться в суд с иском о возмещении вреда».
Платить или не платить?
Как следует из претензии, новый собственник автомобиля после покупки проводил его техническое обслуживание и заменил масло в двигателе. После этого при пробеге 25 км после замены масла (и 1000 км с момента заключения договора) двигатель сломался, был разобран – выявлено наличие присадки. Это первая странность, мягко говоря.
Наличие присадки было установлено после разборки двигателя, но еще до разборки масло в двигателе менял новый владелец. Тогда если присадка и была, то кто ее в двигатель залил, если масло новое? Если предположить, что при замене масла о наличии признаков присадки в старом масле сообщил представитель сервиса, то где это старое масло, чтобы доказать наличие присадки?
Мы вот к чему ведем. Согласно ст.19 Гражданского-процессуального кодекса Республики Беларусь (далее – ГПК) гражданский процесс в суде основан на состязательности и равенстве сторон. Это говорит о том, что даже если новый собственник автомобиля обратится в суд с иском о возмещении ущерба, то, несмотря на все обстоятельства, в глазах суда все стороны равны, эти стороны должны состязаться. То есть они (стороны) должны доказывать факты, на которые ссылаются, и при этом предъявлять свои доказательства.
Статья 178 ГПК. Доказательства и средства доказывания
Доказательствами являются любые сведения о фактах, входящих в предмет доказывания, полученные в результате использования в установленном настоящим Кодексом и иными законами порядке средств доказывания.
К средствам доказывания относятся объяснения сторон и других юридически заинтересованных в исходе дела лиц, показания свидетелей, в том числе полученные путем использования систем видеоконференцсвязи, письменные и вещественные доказательства, заключения экспертов, а также другие носители информации, если с их помощью можно получить сведения о фактах, имеющих значение для правильного разрешения дела.
Доказательства, полученные с нарушением закона, не имеют юридической силы.
А где доказательства, собственно говоря? Если старое масло не слито в специальную канистру, не опечатано с подписями специалистов автосервиса на ярлыке, нет акта о выявлении неисправности и ее причинах (в претензии отсылок к документам нет), то с чем в суд идти? Зачем истец после обнаружения «неисправности» продолжил эксплуатацию автомобиля? Вопросов хоть отбавляй, и более-менее знающий в этой области адвокат со стороны ответчика такие вопросы задаст. Ну предъявит истец канистру с маслом, а ответчик (адвокат) скажет: «Извините, это масло я не заливал. Докажите, что это я, раз вы в суд это масло притащили».
Как мы понимаем из содержания претензии, никакой экспертизы масла не проводилось, наличие в нем присадки обнаружено либо визуально, либо на ощупь. Но позвольте, на ощупь – это не экспертиза, а лишь субъективное мнение человека, не подкрепленное ничем, кроме слов. Причем мнение человека, который может не обладать специальными познаниями в данной области, а руководствуется только опытом. Суд, конечно, как свидетеля такое лицо может опросить, но опыт опытом, а суду нужны еще и факты.
Так вот, согласно ст.179 ГПК Республики Беларусь каждая сторона доказывает факты, на которые она опирается как на основание своих требований. И если новый владелец (истец) опирается на наличие в замененном масле присадки, то он обязан это доказать. Да, суд может согласиться на назначение экспертизы, но опять-таки при наличии имеющихся в нашем случае обстоятельств (отсутствие канистры с биркой и подписями специалистов автосервиса и документов) доказать, что данное масло с присадкой залил в двигатель именно ответчик, будет крайне сложно, если вообще возможно.
Поэтому резюмируем: не платить. Если Андрей, который получил претензию о досудебном урегулировании спора, никаких манипуляций с целью обмана покупателя относительно технического состояния проданного им автомобиля не совершал, то платить означает поддаться на необоснованный шантаж.
И да: новому владельцу автомобиля следует знать, что если суд не установит вины ответчика, то истец должен будет оплатить ответчику его расходы, в том числе и на адвокатов. А услуги адвокатов могут стоить очень дорого.
Статья 135. Распределение судебных расходов между сторонами
Стороне, в пользу которой состоялось решение, суд присуждает за счет другой стороны возмещение всех понесенных ею судебных расходов по делу, хотя бы эта сторона и была освобождена от уплаты их в доход государства. Если иск удовлетворен частично, то указанные в настоящей статье суммы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику – пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
Правила, изложенные в настоящей статье, относятся также к государственной пошлине, внесенной сторонами при подаче апелляционных и надзорных жалоб.
Это касается не только сторон конфликта применительно к данной истории, но и всех тех, кто посчитал свои права нарушенными и собирается обращаться в суд. Прийти в судебное заседание и рассчитывать, что удастся отсидеться, а суд все сделает сам, не стоит.