Что значит русь посполитая
Речь Посполитая — значение названия бывшей державы
«Жечь Посполита» — именно так поляки произносят на своем языке название литовско-польского государства. Во всех исторических документах это государство именуется более привычным для русского слуха именем – Речь Посполитая. Полностью же государство именовалось Речью Посполитой Литовского Великого княжества и Короны Польской».
Это объединенно-федеративное литовско-польское государство образовалось в середине 16 века (1569 году), а просуществовало вплоть до конца 18 века (до 1795 года), после чего было ликвидировано. Причина, по которой государство перестало существовать, была связана с переделом земель между такими странами, как Австрия, Пруссия и Россия. Княжество было расположено по большей части на землях современной Украины, Литвы, Белоруссии и Польши, а также на небольшой территории Словакии, Эстонии, Молдавии, Латвии и России.
Топоним Речь Посполитая получил свое название в результате перевода с латыни на польский язык слова «республика» (Res publica). Согласно переводу это слово обозначало «общественное дело» (по другой версии — «общая вещь»). По-польски его написание таково: Rzecz pospolita, а государственное наименование – Крулество Польске и Вельке Ксенство Литевске.
Коренные жители называли свое государство просто — Жечпосполита, а иностранцы именовали его Польшей. Само же Государство польское жители именовали Короной, а Великое Княжество Литовское – Литвой. Начиная с 17 века в официальных документах и дипломатической переписке все чаще фигурировало имя Найьяснейша Жечпосполита Польская (Светлейшая Речь Посполитая). А в наше время широкое применение получило наименование Речь Посполитая Обоих Народов. Это название не аутентично, оно было выдумано Леоном Лех Бейнаром (псевдоним Павла Ясеницы, знаменитого польского писателя) и приобрело широкую огласку в 1967 году, когда на свет появилась его одноименная трилогия в историческом жанре «Жечпосполита Обойга Народув».
Помимо Речи Посполитой Обоих Народов в истории страны также сохранилось упоминание о Речи Посполитой Трех Народов. Именно так назывался план по политическому превращению федерации Княжества Литовского и Королевства Польского в триединое государство (третьим государством должно было стать Русское Княжество, созданное на русских же территориях). Этот план был одной из первых попыток по сохранению польско-литовского государства.
Варианты названия
Официальное название страны — Королевство Польское и Великое Княжество Литовское со столицей Краковом. С 1596 столица Речи Посполитой — Варшава, хотя официально она стала ей только в 1791.
Герб Королевства сложился из гербов Польши и Литвы: на красном фоне дважды повторяется польский орел и литовский рыцарь на коне с поднятым мечом. Флаг представляет собой полотно красно-белых полос, на котором размещены королевский герб с короной и польско-литовская эмблема, в центре которой — шведский герб.
В истории Польши существует 3 периода, связанных с этим названием:
Примечательно, что период 1944—1989 не учитывается и обозначается термином «Народная Республика».
По-польски страна называется Rzeczpocpolita. Само название является дословным переводом с латинского языка термина res publica, определение которого — «публичная вещь, общественная собственность». Название использовалось местными жителями, причем Польшу называли Короной, Литовское Княжество — Литвой или Великим Княжеством.
Численность и территории
Объединенные Польша и Литва почти 2 века оставались одним из крупнейших государств Европы, что легко заметить на картах. Она располагалась на землях современных Польши, Литвы, Украины, Беларусь, на части территории Латвии, Эстонии, России, Словакии и Молдавии. Самый большой размер государство получило Деулинского перемирия (1618 год).
Страна делилась на Великое княжество Литовское и Королевство Польское. Последнее состояло из Великопольской и Малопольской провинций. Каждое княжество делилось на воеводства, после — на поветы (уезды). Отдельное Задвинское герцогство управлялось совместно, особый статус имели Княжество Севежское и Епископство Варминское.
Численность населения в 1580 году составляла 7,5 миллиона человек, в 1771 году их было уже 12,3 миллиона. При этом значительная доля земель оставалась слабо заселена.
Образование и политическое устройство
Государство считается продолжением государства Ягеллонов — великокняжеской династии, которая правила в Центральной и Восточной Европе в XIV—XVI вв. еках. С 1385 года Королевство Польское и княжество Литовское образовались в личную унию. В 1569 году между ними была заключена Люблинская уния. Одной из причин создания затяжная Ливонская война с Россией (1558−1583), которая требовала объединить усилия.
В результате унии государства:
На тот момент государственное устройство было уникальным. Это была шляхетская демократия, при которой в управлении государством активно участвовали местные дворяне (шляхта). Больше всего оно похоже на олигархическую монархию — в отличие от абсолютных монархий, которых придерживалась Россия.
Сама страна, несмотря на название, не являлась республикой, поскольку возглавлялось пожизненно избираемым монархом. Выбирать последнего мог только сейм — представительское собрание дворянства. Однако постепенно в политической жизни государства нарастала анархия, которая вместе с демографическими потерями привела к экономическому упадку.
История государства
Ливонская война была закончена при короле Стефане Батории, который подписал выгодный мир в 1582 году. Польша получила Полоцк и Ливонию.
История государства протекала неспокойно:
Объединение перестало существовать в 1795 году после Третьего раздела.
По таблице можно проследить даты правления всех королей.
Годы правления | Имя |
1569−1572 | Сигизмунд II Август |
1573−1574 | Генрих Валуа |
1575−1586 | Анна Ягеллонка с супругом |
1576−1586 | Стефан Баторий |
1587−1632 | Сигизмунд III |
1632−1648 | Владислав IV |
1648−1668 | Ян II Казимир |
1669−1673 | Михаил Корибут |
1673−1696 | Ян III |
1697−1704 и 1709−1733 | Август II Сильный |
1704−1709 и 1733−1734 | Станислав Лещинский |
1734−1763 | Август III |
1764−1795 | Станислав II Август |
Раздел территории
Территория государства трижды делилась между соседними странами. Все они произошли в конце XVIII века при последнем короле. Разделы были связаны с кризисом государства и его неспособностью защититься, а также религиозным вопросом: русский посол в Варшаве требовал свободы православного вероисповедания, что вызывало возмущение местного католичества.
Кратко разделы Речи Посполитой описаны ниже:
При Наполеоне захваченные им земли на некоторое время были вновь объединены в Варшавское герцогство, но в 1814 году соседи вновь разделили их. Герцогство распалось на Царство Польское (Россия), Вольный город Краков (Австрия) и Великое княжество Познанское (Пруссия).
Попытки объединения принимались и после, но они не привели ни к какому результату. Современная Польша считает себя наследницей Речи Посполитой.
Проблемы религии
На территории проживали люди, исповедавшие разные религии. В Польше и Литве это в основном были католики, на русских землях — православные, по всей земле проживали мусульмане, евреи и протестанты разных направлений.
В первые годы существования государства проблем, связанных с религией, не наблюдалось: была провозглашена свобода вероисповедания. Однако при Сигизмунде III обстановка поменялась. Из-за ослабления православия и победы Контрреформации усилились противоречия в обществе, доходило до открытых стычек, восстаний и убийств.
При Владиславе IV были сделаны попытки вернуть веротерпимость, однако к середине XVII века католицизм стал господствующей религией. К тому времени многие протестантские общины переехали в Европу, православные стали небольшим меньшинством, треть населения принадлежала униатской церкви, а атеизм преследовался.
Религиозный вопрос часто становился официальной причиной для вмешательства соседей в дела Речи Посполитой. При этом сюда приезжали верующие из стран с более сложными обстановками, например, староверы России. Немаловажную роль играл и орден иезуитов, особенно в системе образования.
Объединенные в унию Королевство Польское и Княжество Литовское существовали чуть больше 2 веков — с конца XVI по конец XVIII века. За это время страна прошла путь от великой, крупнейшей европейской страны до политически зависимой от соседей, пережила 3 раздела территорий и вмешательство в свои дела чужих государств.
Ликбез: Речь Посполитая
Республика во главе которой стоит король. Выборы правителя государства на всеобщем собрании, где слово любого депутата стоит больше, чем общее мнение. Официальное право на военный мятеж против власти. Что это, абсурдное творение фантаста? Нет, это — Речь Посполитая!
Соседи: Польша и Литва
В XI веке князья из династии Пястов, правившие в городе Гнезно, объединили разрозненные польские племена в единое королевство. Польша сразу стала значительной силой в Восточной Европе, не без основания претендующей на господствующее положение. Но, как и Древнерусское государство, Польша в XII столетии распалась на множество уделов, которые немедленно начали борьбу между собой и с соседями.
От воинственных поляков постоянно доставалось немцам, чехам и русским. Но и вражеские полки не раз гнали польские рати и осаждали ляшские города. Лишь краковский князь Владислав I, короновавшийся в 1320 году, объединил бо́льшую часть Польши и восстановил королевство. А уже в 1370 году древняя династия Пястов угасла и Польша осталась без короля.
Восточнее тоже происходило много интересного. Миндовг, князь одного из литовских племён, в середине XIII века объединил литовцев в единое государство, принял христианство и получил титул короля. После его смерти в Литве началась смута, за время которой в князьях успел побывать даже Рюрикович — Шварн Данилович, сын Даниила Галицкого. В 1316 году власть досталась князю Гедимину, который не просто объединил распавшееся государство, но и начал завоевание соседних земель.
Всего за 50 лет Литва превратилась в большое и сильное государство, располагавшееся между Русью и Польшей. Русские княжества в это время были слабы, поэтому составили бо́льшую часть добычи литовцев. В XIV веке Литва стала славянским государством, в котором говорили и писали на древнерусском языке, а народ этого государства стали звать литвинами.
В 1384-м на польский престол взошла Ядвига — дочь венгерского короля, избранная польской знатью. Но женщина не могла править королевством, да и Польша нуждалась в новой династии, которая бы принесла стране стабильность. Тогда для Ядвиги нашли мужа — литовского князя Ягайло. Четырнадцатого августа 1385 года в Кревском замке был заключён межгосударственный союз — уния. Согласно этому документу, Ягайло женился на Ядвиге, основывал новую династию, принимал католицизм и становился королём Польши, сохраняя титул и власть великого князя Литовского. Государства обязывались действовать сообща на международной арене, помогать друг другу в войнах. При этом прежними оставались законы, монета и армии государств.
В 1413 году объединение Польши и Литвы чуть продвинулось вперёд. Поляки и литвины подписали Городельскую унию. С этого момента любой литвинский дворянин, если он принимал католичество, оказывался в рядах польской шляхты. Его род приписывался к одному из польских гербов, объединявшему несколько знатных фамилий. Этот акт получил название «адопция» и стал одним из главнейших способов полонизации русского боярства Литвы.
Следующую унию утвердили незадолго до смерти Ягайло, в 1432 году в Гродно. Литва стала наследственным владением польского короля и его потомков. В Литве сохранялся отдельный правитель — великий князь, которого избирала местная знать, — но польский король получал особый титул верховного князя Литовского. Благодаря этим условиям уже в 1447 году власть над Польшей и Литвой снова объединилась в руках одного правителя — Казимира IV.
В 1499 году сначала поляки в Кракове, а затем литвины в Вильно подписали новую унию. Два государства договорились: правитель Польши не может быть избран без согласия литвинской шляхты, а правитель Литвы — без согласия польской. В этом акте впервые за более чем сто лет не были зафиксированы права православных. Это заронило в отношения внутри государства семена раскола по религиозному принципу и усилило стремления части русских князей и бояр Литвы уезжать на службу к великим князьям Московским.
Всего через два года появилась Мельницкая уния. Отныне титулы и власть короля и великого князя объединялись в руках одного правителя. Выборы главы двух государств теперь проводились одновременно на общем сейме делегатов от Польши и Литвы.
При короле Александре в Польше был принят один из основополагающих законов, сыгравший ключевую роль в её дальнейшей истории. Он назывался Nihil novi — «Ничего нового».
В 1505 году на сейме, заседавшем в городе Радом, утвердили указ, гласивший: «Ничего нового без всеобщего согласия». Король лишался права принимать законы без согласия сейма, избираемого шляхтой. С этого момента Польское королевство стало именоваться Речью Посполитой, то есть в переводе с польского — республикой. Во главе республики, однако, стоял король.
В 1548 году королём Речи Посполитой стал Сигизмунд II, последний из Ягеллонов. Это был выдающийся правитель, очень много сделавший для объединения двух государств. При нём Речь Посполитая достигла расцвета.
По настоянию Сигизмунда в 1569 году состоялся Люблинский сейм, принявший новую унию. Король умело подгадал момент для объединения. Литва уже который год вела тяжёлую войну с Россией и уверенно проигрывала. Литовская знать была готова пойти на любые условия, лишь бы получить от соседей-поляков помощь.
По решению сейма два государства объединялись в одно. К Польше переходила половина владений Литвы — составившая Польскую Украину. В стране стали чеканить единую монету и собирать общий сейм, состоявший из двух палат — сената и посольской избы. В обеих палатах большинство мест получили поляки. В Литве в качестве государственного остался русский язык, но общим языком королевства был польский. Польша и Литва сохранили отдельные армии.
С подписания Люблинской унии начался период в истории Речи Посполитой, который получил имя Золотой вольности. Шляхта превратилась не только в господствующее сословие, она присвоила право выбирать королей, право избирать и быть избранной в сейм (представители горожан и тем более крестьянства этого права были лишены). За благородным сословием признавалась и привилегия создавать политические союзы — конфедерации (что-то вроде временных партий, объединённых одной целью и действующих до её достижения).
Невиданным в XVI–XVIII веках было право на законный мятеж против королевской власти — рокош. Даже если в вооружённом противостоянии побеждал король, преследование участников восстания не допускалось.
Законом стал принцип Liberum veto. Любой шляхтич (даже тот, у кого из имущества была лишь старая сабля) мог встать и гордо заявить: «Не позволям!», и этим остановить принятие любого закона. За два века правом свободного вето воспользовались 73 раза, порой превращая работу законодательных органов в фарс.
При избрании королём новый правитель Речи Посполитой был обязан заключить со шляхтой «Всеобщие соглашения» — программу правления, в которой он провозглашал свои главные цели. Без этого документа избрание было невозможно, а его нарушение становилось поводом для создания конфедерации или начала рокоша.
Несмотря на кажущуюся демократичность, Речь Посполитая, по мнению современников, была «раем для шляхты, чистилищем для горожан и адом для крестьян». За права и привилегии знати платили низшие сословия. Закрепощение крестьянства в Польше и Литве было просто чудовищным. А политические конфликты дворянства постепенно толкали государство ко всё большему упадку. В то время как другие страны Европы усиливались, Польша слабела.
Всему приходит конец. В течение XVIII века слабеющую Речь Посполитую планомерно делили между собой соседние державы. Третьего мая 1791 года, когда сейм принял конституцию, отменившую принципы Золотой вольности, было уже поздно. В 1795 году когда-то великая держава была разделена между Священной Римской империей, Пруссией и Россией. История шляхетского самоуправства завершилась навсегда.
А про Витовта ни слова, который вместе с братом Ягайло пол Литвы кровью залил.
Не Литва, а ВКЛ. Языком ВКЛ был не древнерусский, а западнорусский.
Когда элемент системы слишком независим, он начинает этой системе мешать, а иногда приводит к её уничтожению
Мост королев Луизы на границе России и Литвы в Советске (бывший Тильзит) | Пруссия, Фашизм, СССР и Россия в многовековой истории
Многие преодолевают расстояние в 117 километров от Калининграда до Советска с единственной целью – посмотреть на мост королевы Луизы на границе России и Литвы. История этого моста также интересна, как и его внешний вид. Давайте в ней разберемся, а потом приедем к мосту и посмотрим на него своими глазами
Первый мост на этом месте через реку Неман появился после Семилетней войны в 1767 году. Это был помповый мост, который имел низкую пропускную способность. В добавок во время войн его часто разрушали.
К концу XIX века Тильзит настолько разросся, что помповый мост перестал справляться с трафиком. Поэтому в 1904 году началось строительство каменного моста.
Оба берега принадлежало Пруссии, поэтому никакой пограничной зоны здесь не было. Можно было с размахом тратить деньги налогоплательщиков.
Так родился этот красивый мост с порталом, напоминающим триумфальную арку. Мосту дали имя «королевы Луизы» – это супруга короля Пруссии Фридриха Вильгельма III, которую почитали во всей стране. Именно барельеф с ее лицом изображен на южном портале.
Понадобилось всего 3 года, чтобы завершить стройку, и в 1907 году состоялось торжественное открытие
Традиционно для тех лет мост оборудовали подъемным механизмом для пропуска крупных судов
А с 1914 года запустили тильзитский трамвай. Мост стал одним из самых современных во всей империи с возможностью пропускать не только всевозможный транспорт, но и людей
Мост быстро набрал популярность и стал главным символом города. Его образ использовался на открытках, почтовых марках и монетах.
После Первой Мировой войны мост стал впервые пограничным, потому что территория за Неманом стала под контролем Литвы и под защитой войск Франции и Великобритании.
С приходом к власти Гитлера он занялся возвратом территорий, потерянных на Первой Мировой. Так после ультиматума Литве в 1939 году – Литва вывела свои войска из Мемельского края, и край снова вошёл в состав Германии. При этом союзники Литвы в лице Франции и Великобритании – никак за прибалтийскую республику не заступились
Пограничные пункты с моста убрали, а северный и южный порталы забрендировали немецкой символикой
После того как Советские войска перешли в наступление в ВОВ. 22 октября 1944 года инженерные части вермахта взорвали мост, чтобы задержать продвижение советской армии. Были уничтожены пролёты моста и северный портал. Мост навсегда потерял свой оригинальный облик 1914 года
В 1947 году начались восстановительные работы. Поначалу все пролеты сделали деревянными, а в 1965 их заменили на железобетонные.
Северный портал восстанавливать не стали, а на Южном демонтировали барильеф с королевой Луизой, установив на его месте герб СССР. Также поменяли дату с 1907 на 1947.
Новая власть Тильзита решила не восстанавливать трамвайную сеть в городе, так как посчитали, что автобусы намного эффективнее. Поэтому восстановленный мост также лишился трамвайных путей.
Возвращение пограничных пунктов
С распадом СССР на мост снова вернулись пограничные пункты, которые сохраняются и по сегодняшний день. На этот раз на середине моста проходит граница между Литвой и Россией.
В 1995 году начались работы по реставрации. Герб СССР демонтировали. На его место вернули королеву Луизу. А подъемный механизм был заварен. Теперь мост лишился функции пропуска крупных судов.
На другой стороне хорошо просматривается флаг Литвы и Евросоюза
А наша приграничная зона находится на реставрации
Литва настолько близко, что хорошо видны не только дома, но и рыбаки. Мы получили незабываемое удовольствие от прогулки на набережной у моста.
Шестопер: самая страшная дубинка
Что касается русских раннесредневековых булав, то их изучение не пошло дальше накопления фактов. Ученые обычно подробно описывали каждую отдельную находку.
Ассирийский солдат с булавой и луком. Дворец Тиглатпаласара III в Хадату, Сирия. 744-727 до н. э.
Два шестопёра и пернач (слева).
Преобразованию булавы в шестопер способствовал качественный скачок в технологии изготовления защитных доспехов. В эпоху Киевской Руси, начиная с конца IX века, основной ударной силой русского войска была тяжелая пехота — ратники. В это время в качестве защиты доминировал кольчужный доспех.
Портрет герцога Феррары Альфонсо I д’Эсте (1530)
Несколько европейских перначей вместе с клевцом 15-16 век.
В первую очередь, если противник от тебя на большом расстоянии — эффективнее использовать копье и не подпускать его близко. Дубинка висит на руке, и как только враг подошел на расстояние удара — копье бросается и начинается ближний бой. Во вторую очередь, висящий на руке шестопер в ближнем бою — как раз кстати! Кроме того, если сильным ударом дубинка выбита из сжатого кулака, она лишь повиснет, а не улетит.
Западноевропейский шестопер обычный и с колющим навершием 16 века.
Классическая булава с сплошным металлическим навершием из-за сильного смещения центра тяжести в сторону ударной части и большой инерции требовала от воина значительной выносливости и была плохо пригодна для защиты, так как не позволяла выполнять достаточно быстрые движения. Развитие кузнечного дела позволило оружейникам массово создавать перначи, головки которых состояли из прочно сваренных стальных пластин.
Опыт многочисленных сражений показал, что пернач с шестью ребрами, названый шестопером, наиболее оптимально сочетал малый вес ударной части, прочность и атакующие качества. Его перья необходимо было ковать из прочной стали, так как соприкасаясь с ударяемой поверхностью под углом от 60° до 120°, они не должны ломаться или гнуться даже при самых сильных ударах.
Иллюстрации перначей из Старопольской энциклопедии.
Для Ближнего Востока наиболее характерной для перьев являлась округлая форма. Иногда из перьев выступали шипы. В поздних вариантах европейских шестоперов XVI и XVII веков особенно часто лопасть имела форму близкую к треугольной с вытянутым и вертикально приплюснутым острием. Это позволяло эффективно разрушать доспехи и щиты не застревая в них.
Шестопёр на миниатюре иранской рукописи «Шахнамэ». 1525-1530 гг.
Цельнометаллическим шестопером стало возможным не только наносить сильные размашистые удары, но и выполнять быстрые короткие движения, необходимые для парирования тяжелых вражеских клинков. Для того, чтобы остановить скользящее по железному древку лезвие противника в верхней части рукояти устанавливался защитный диск.
Нижний край рукояти также заканчивался диском, позволявшим надежно удерживать шестопер даже ослабив хват, что было необходимо для выполнения быстрых движений. Ударная часть закреплялась на железном древке с помощью фигурной гайки, либо расклепыванием верхнего окончания древка.
1. Рукоять изначально отковывалась отдельно, по крайней мере, очень на это похоже.
2. Голова ковалась целиком из единого куска. Те экспонаты, что находятся в музеях, не имеют видимых признаков сборки, этот факт отмечают многие эксперты.
3. Голова и рукоять сваривались, плюс приваривалась небольшая кольцевая гарда — защита для рук.
Как и булава, пернач и шестопер признавался знаком власти в основном в странах Восточной Европы: Польше, Венгрии, Русском царстве. В том числе у русских казачьих атаманов, а также у кошевого атамана Запорожской Сечи или у гетмана Войска Запорожского.
Пернач полковника Харьковского полка Константина Григорьевича Донец-Захаржевского. Глава серебряная позолоченная, с шестью изогнутыми перьями. Рукоять из дерева, покрытая серебром с гравировкой и позолоченным растительным орнаментом, с надписью в верхней части: «Сделан пернач сей потом и старанием его милости папа Константина Григорьевича полковника Харковского року АХПИ марта К.»
В Запорожье специальные шестоперы давали от имени Войска Запорожского купцам, чужеземным послам. Они служили охранным знаком, который показывал, что эти люди находятся под защитой Войска Запорожского.
Полковник Иван Богун. Портрет кисти Даниила Нарбута.
Булава, пернач и шестопёр как разновидность пернача остались на вооружении почетной стражи: во времена Генриха IV у парижских швейцаров, или стражников ворот, а в наши дни — на службе швейцарской гвардии Ватикана.
Богато украшенный шестопер с прорезными «перьями» из коллекции Эрмитажа. 17-18 век.
Царский скипетр, по мнению некоторых оружейных историков — это также близкий родственник шестопёра.
Был ли у Тевтонского Ордена шанс?
Когда мы говорим о тевтонском ордене, то в голове возникают до боли знакомые, тёплые и холодные, крупные и маленькие, толстые и худые, но все же родные мужики в форме латах, делающие «буль-буль» где-то на дне Чудского озера. Об этом популярном мифе в интернете можно найти огромное количество материалов, но сегодня речь пойдет не о Ледовом побоище и даже не о Грюнвальдской битве. Попробуем выяснить: был ли шанс выжить у Тевтонского ордена и можно ли говорить о том, что он исчез бесследно?
Це тевтонские рыцари!
Конец XIV века. Тевтонский орден, а также его филиал в Прибалтике (Ливонской орден) находятся на пике своего могущества. Налоги платятся, деньги делаются, люди молятся. Казалось, что для немецких рыцарей все складывается прекрасным образом, а в ближайшие 20-30 лет вся Восточная Европа будет пить немецкое пиво и заедать большими сочными баварскими колбасками.
Це арбалетчики и пр.
Отсутствие четкой цели о ордена значительно снижало количество желающих в него вступить братьев, поэтому Гроссмейстеру этой богадельни приходилось нанимать все больше наемников, которые требовали все больше денег.
Це Грюнвальдская битва
Начнется война денег и наемников длиной в 13 лет. Опустошив казну, рыцари нищего Ордена запрутся в замках. Они будут бессильно наблюдать как маршируют внизу толпы наемников, в том числе тевтонские не получившие плату. Наблюдать как наемники, католики и протестанты истребляют воинов Христа ради монеты.
Мог ли представить такое первый тевтонский рыцарь, что защищал для их отцов Гроб Господень? Тевтонцы все-таки покажут, что сила не в деньгах. Своим мастерством они измотают врагов и сохранят лицо. Тевтонский Орден станет польским вассалом, будет пытаться сбросить польское ярмо и вернуться. Однако, прогресс не остановить, архаичны орден будет сохранять архаичные порядки, но время будет идти дальше.
Спасибо всем, кто дочитал пост до конца. В следующей части мы поговорим об организации рыцарским орденов в целом и об организации Тевтонского ордена в частности.
P.S. Любителям стратегических игр и альтернативной истории предлагаю зайти на мой канал на YouTube и ознакомиться с прохождением гениальной игры (Europe IV) за Тевтонский Орден. https://youtu.be/176AY8duey0
Беларусь останавливает поток мигрантов из Африки и с Ближнего Востока
Как беларуские погранцы охраняют границу.
Поляки, нещадно троллировали британцев
Трофеи
Трофейные немецкие топливные бочки Kraftstofffass 200L выпуска 1944 года, установленные на Т-55А (Польский музей ВС) и российский Т-72.
Бочки выпускались разными фирмами, имело несколько разновидностей, как по технологии производства, так и по видам маркировки, наносившихся на них.
Топливные бочки отличались усиленной оцинкованной стенкой (1,5 мм), с двумя напрессованными двутавровыми кольцами.
В дальнейшем для удешевления производство немцы скопировали советский ГОСТ на топливные бочки (два катаных в листе ребра жесткости и двумя рядами по 5 катаных малых ребер жесткости, с обоих сторон от основных).
Шлюз Мазурского канала, Польша
Газетчик
Британский продавец газет стоит около плакатов с заголовками газет: «Я преподам полякам урок — Гитлер», «Гитлер вторгается в Польшу», «Вторжение в Польшу».
Место съемки: Лондон, Великобритания
Время съемки: 01.09.1939
Автор: Ричард Холмс (Richard Holmes)
Приветствую! Увлекаюсь поиском с металлоискателем 4-ый год. Каждое лето с семьей стараемся выбраться к Балтийскому морю и разумеется металлоискатель и сопутствующее снаряжение занимают свое место в багажнике. Соберу тут результаты за 4 года с небольшими комментариями.
2019 г., Латвия все тот же кемпинг возле города Лиепая. На этот раз решил сосредоточить внимание не на пляже а на прибрежных лесных полянах, в итоге больше советских копеек и штопор рижский. Детский браунинг откопал возле домика на территории кемпинга.
2021 г., Литва, Швентойи. Выхожу в 5 утра и сразу на пляже встречаю еще как минимум 2-3 «копателей», так понимаю в сезон там каждое утро проходят несколько человек. Но не смотря на это, находки все равно есть. Из интересного, не считая динозавров для дочки, это ключи для автомобиля ГАЗ. Нашел их на дороге вдоль побережья и рядом советскую пуговицу. Хорошая вечеринка была)) И вот такую невзрачную монетку «Рижский солид» 17 век, буквально в 5-ти метрах от входа на пляж.
Многовековая история европейского гуманизма, толерантности и человеколюбия
У польского режиссера и сценариста Владислава Пасиковского был фильм «Колоски» (2012): там польский эмигрант Франек в наши дни приехал из Америки в родную деревню и узнал, что вся деревня ополчилась против его родного брата Юзефа.
Брат собирал могильные плиты со старого еврейского кладбища. Какие–то он выковырял из дорожного покрытия — после войны их использовали для строительства дорог. А что, камень же, а ухаживать за кладбищем после войны все равно некому.
Камни растаскали по окрестным деревням. Кто–то использовал такую плиту в хозяйстве — как подставку для верстака. Брат купил ее у «хозяина» за 100 долларов.
Он их привозил и ставил на свое поле. Научился даже читать на иврите, чтобы разбирать имена.
Франек удивился: а зачем тебе это? А Юзеф отвечает: ну сам не знаю, но не могу перестать. Как–то нехорошо, что надгробиями дороги мостят.
Дальше в фильме они уже договаривались с ксендзом, чтобы забрать плиты из покрытия во дворе костела (костелу в лихие послевоенные годы тоже не хватало камня).
А другим местным жителям это все страшно не нравилось: что это Юзеф задумал. И вообще, нахрена дорогу разворотил, кто за ремонт заплатит.
А потом Юзефу понадобилось пойти в банк и взять кредит. Но банк ему отказался давать под залог семейной земли, так как по документам получалась странная ситуация: их земля вроде как не их. Она была каким–то непонятным образом записана на их отца до официального начала земельной реформы, и это вызвало у банка вопросы.
Франек пошел шуршать в архивы и выяснил, что землю их отец просто присвоил, а принадлежала она как раз–таки одному из евреев, живших до войны в этой деревне.
И больше того, у половины жителей деревни земельные участки и дома тоже были отняты у евреев.
А потом выяснилось, что этих несчастных евреев убили вовсе не немцы (как считалось), а сами местные жители. Они просто согнали их всех в одну избу и сожгли живьем, а потом поделили награбленную недвижимость.
И сжигали их в амбаре, который принадлежал отцу Франека и Юзефа. И там по ходу выясняется, что сам отец все это и организовывал и вместе с другими дядьками покрепче на место казни евреев и приводил.
Матери выкидывали детей из окон горящего амбара, а они закидывали их обратно.
Это было без приказа со стороны немцев, а просто потому что «началось» (ну и очень уж была нужна людям земля евреев и другое имущество). Немцы приехали только через два дня, увидели, что «акция» уже проведена, сказали «зер гут» и уехали обратно.
Вся эта история имела место в действительности. Местное население оккупированных Германией территорий в восточной Европе преследовало евреев с самого начала Второй мировой войны, зная, что им за это ничего не будет. Но особо жестокие зверства начались после того, как Гитлер напал на СССР. История, которая легла в основу фильма «Колоски», произошла в местечке Едвабне 10 июля 1941 года — ровно 80 лет назад (правда, сожжение в амбаре было лишь одним из эпизодов, а вообще там погибло полторы тысячи человек).
Несмотря на то, что историки тщательно расследовали погром в Едвабне и не сомневаются в том, как все было, местные жители и многие поляки вообще, вплоть до первых людей государства, до сих пор отрицают, гневятся и торгуются: дескать, не мы, а ограниченный контингент подонков, не полторы тысячи, а триста, не евреев, а проклятых коллаборационистов, которые радовались большевистской оккупации, а вообще вы все путинские провокаторы.
Трагедия современности — в том, что половина восточной Европы — это Едвабне. Немцы немцами, но всю черную работу по очищению «Остланда» делали местные, порой — с большим энтузиазмом. И восточная Европа сегодня дружно, не сговариваясь, молчит об этом и рот открывает только когда надо напомнить про Риббентропа–Молотова.
Яркий тому пример — Литва. Во время немецкой оккупации в ней почти вся местная администрация была местной, немецких военных было всего несколько сотен (от 600 до 900, если правильно помню) на самых руководящих позициях. Вермахт не был такой дурак, чтобы посылать своих солдат на грязную работу в тылу, когда они нужны на фронте. Для грязной работы сгодились и местные энтузиасты.
С 1941 по 1944 годы в Литве было убито 200 тысяч евреев (при двух миллионах населения). Большинство — летом и осенью 1941 года.
И когда пять лет назад писательница Рута Ванагайте обратила внимание, что в этих «акциях» участвовала если не вся страна, то значительная часть населения (а ещё больше людей обенефитилось потом швейными машинками, лошадями, мебелью и разной мелкой утварью), то ее последними словами костерили всей Литвой.
Неудобно быть жертвой ХХ века, когда у тебя такое пятно, но вместо того, чтобы признать и исправить то, что можно, Литва предпочитает делать вид, что все ок, а евреев расстреливали не в нашем районе и не в мою смену.
Польша вообще теперь уголовно преследует тех, кто говорит о вине поляков в Холокосте, а польские батюшки рекомендуют порядочным прихожанам поменьше об этом рассуждать, так как «это не на пользу нации».
Другие страны тоже не любят об этом говорить: мол, немцы это все и примкнувшие к ним полтора подонка.
А правда, которую пытается скрыть эта подлая манипуляция, — она в том, что не полтора.