Что значит руководитель направления
Стать руководителем направления за 3 года и избежать кароси: карьера в digital
Умер самурай.
Пляшешь весело над ним,
Кароси — ты.
В последние, наверно, лет 10 работа на IT-рынке — лакомый кусочек как для вчерашних студентов, так и для тех, кто решил сменить карьерный путь. Но не спешите садиться кодить и молиться на фотографию Кевина Митника. В digital нужны не только программисты и дизайнеры. Здесь большой спрос на управленцев. На адекватных управленцев.
О том, как быстро попасть на рынок и в течение 3-4 лет добиться должности руководителя направления или даже открыть свое агентство — рассказывает CEO AIR Production Кирилл Кириллов.
Digital — это по большей части рынок веб- и мобильной разработки. Его еще можно назвать подрынком рекламы. Сюда часто приходят специалисты из смежных областей или из других сфер бизнеса.
С одной стороны, работать в рекламе или SMM — это мейнстрим, поэтому соискателей на позицию junior-менеджера предостаточно. А в сферу digital идет меньше людей.
Предупреждаю, есть риск получить нервный срыв и послать весь этот digital куда подальше. Возможно, вы станете востребованным фрилансером или уйдете на сторону клиента. Или всего за пару лет пройдете путь от младшего менеджера проектов до руководителя направления бизнеса. А то и откроете свое агентство (помилуй вас Господи). Неисповедимы пути диджитальные. Разберемся, какие есть варианты.
Не все так печально. Хотя ваша жизнь будет исчисляться вчерашними дедлайнами, а коллеги заменят всех друзей, у вас будет шанс обрести новый смысл жизни — в digital. И, в отличие от рекламных и маркетинговых агентств, тут вы не будете чувствовать себя рабами индустрии (по крайней мере, не все время).
Во многих рекламных агентствах к джунам относятся снисходительно — как будто сделали им одолжение тем, что в принципе разрешили переступить порог офиса. Отсюда и неоплачиваемые стажировки, и непомерная загрузка — новичку еще надо доказать, что он достоин своей позиции и зарплаты в 25-30 000 после стажировки.
На рынке веб-разработки на снисходительность просто не будут тратить время. Учиться предстоит на реальных задачах. Возможно, в качестве ментора к вам приставят спивающегося продакт-менеджера. И да, неоплачиваемые стажировки по 3-6 месяцев в нашей сфере — это нонсенс. Можем месяц подержать на честном слове, но дальше платим не только опытом, но и рублем. Джуниор может претендовать на зарплату от 40 тысяч рублей, четкие перспективы роста и приобщение к алкоголю. Особенно если у него уже есть опыт в управлении, пусть и в другой сфере.
Например, я знал девушку, которая пришла в digital из фармацевтического рынка. Там она работала несколько лет и уже занимала управляющую должность, поэтому быстро освоилась и у нас. Примерно за 3 месяца она прорвалась на должность аккаунта с окладом в 150 000 рублей. Нет, не через постель.
Менеджеру необязательно иметь большой технический бэкграунд (хватит и азов, которые гуглятся). Что нужно от соискателя — так это желание развиваться, здравый смысл и организаторские навыки. Будет здорово, если вы еще знаете, что такое жизненный цикл проекта и готовы работать с непониманием клиента.
Поначалу на вас свалят 10 проектов, но вряд ли сразу клиентских. Любой менеджер — пусть даже с опытом работы, — если он впервые в digital, сначала будет возиться с мелкими проектами студии. Возможно, даже с некоммерческими — собственным сайтом агентства, бартерными историями и так далее.
Если студия ведет проекты не одного конкретного сектора, а сразу нескольких, то можно попробовать работать с разными клиентами. У новичка тоже есть право голоса, он должен выбрать, к какой отрасли «лежит душа».
Примерно через 1-1,5 года такой практики, когда берешься за любые проекты — от создания интернет-магазина до мобильного приложения банка — приходит понимание, что дается лучше всего. Кому-то нравятся сложные логистические проекты, где основное внимание сосредоточено на программинге и больших данных. Кому-то — яркие и креативные, скажем, для музеев или арт-площадок.
После того, как осознание пришло — обычно человек в это время уже дорос до уровня middle — можно двигаться дальше по карьерной лестнице.
Следующий этап — специалист уже осознанно подходит к выбору проектов, практически «женится» на выбранном продукте или индустрии. И вот тут у менеджера в digital начинается еще одна профессиональная кабала. Если он хочет быстро стать senior PM, то должен превратиться в трудоголика и брать в работу как можно больше проектов. Да, тяжело, зато вы не будете долго сидеть на одной позиции: часто на этом этапе менеджер может стать аккаунт-директором. А иначе есть риск навсегда остаться миддлом, кочующим из одной студии в другую. У нас их считают чем-то вроде призраков.
У меня, например, в самые активные периоды работы в агентстве было около 20 проектов одновременно. Из них половина находилась в активной стадии — начала или завершения. Остальные шли в «фоновом режиме», но за ними также нужно было следить.
В разработке ты сознательно идешь на такую загрузку ради своего роста, находясь уже на весомой позиции в компании и с зарплатой около 100-150 тысяч. Такой ударный трудоголизм помог мне довольно быстро прорваться на новую должность — продюсер.
В digital специальность продюсер и продакт-менеджер часто идут на одном уровне. Это уже серьезная должность, на которой ты «владеешь» продуктом. И зарплаты составляют от 100-150 тысяч рублей и выше.
Конкретные различия в должности продакта и продюсера зависят от компании и ее политики. Кто-то считает, что это две разные профессии, а кто-то скажет, что не видит особого различия между ними. Общий смысл карьерной ступени в том, что продюсер или продакт фокусируется на принятии стратегических решений.
Еще одно отличие от менеджера проектов — в экспертизе и авторитетности. Когда обычный менеджер общается с клиентом, то последний считается бо́льшим экспертом в своей сфере. При работе с продакт-менеджером расстановка сил меняется — клиент и специалист агентства общаются на равных, продакт может оспаривать решения клиента.
При этом в digital часто бывают ситуации, когда в одном проекте специалист выступает продактом, а в другом — проджект-менеджером. Продакт-менеджеры и продюсеры должны прокачивать управленческие и коммуникативные навыки. Именно они принимают промежуточные этапы работы, направляют менеджеров и обсуждают с клиентом стратегические вопросы развития и запуска продукта.
Развитие в digital, особенно в последние годы, привлекает тем, что сами компании быстро растут — а вместе с ними растут и сотрудники.
Дело в том, что, если в других отраслях многие направления бизнеса уже давно внедрены, отработаны и налажены, то веб-студии только начинают запускать новые программы и отделы. Это могут быть программы партнерского сотрудничества, подразделения мобайл-разработки в студиях, которые занимались созданием сайтов. И нужны люди, чтобы курировать эти направления. Вот тут и открывается одна из хороших возможностей карьерного роста.
Когда компания быстро растет и осваивает новые пути развития, ей гораздо легче нанять на должность, скажем, руководителя направления собственноручно выращенного сотрудника. И это уже выводит вас на уровень топ-специалистов — можете рассчитывать на зарплату около 200 тысяч рублей.
На моей памяти самый короткий путь к этому составил 2 года — человек за этот срок прошел путь от новичка до главы отдельного направления бизнеса. А еще через два года — дошел до открытия своего агентства.
Чаще всего встречается последний вариант. Многие бывшие менеджеры, уже хорошо узнав, как устроен рынок, и завязав нужные знакомства, открывают собственные студии. Так сделал и я, открыв студию AIR Production.
Команду обычно собирают из бывших коллег — как правило, опытных специалистов. Это одна из причин, почему наш рынок так быстро растет. Либо, если к собственному делу душа не лежит, можно остаться на уровне руководителя направления — некоторые выбирают такой путь.
Словом, возможностей выгодно сдать себя в эксплуатацию в digital немало. Выбор за вами.