Что значит ростом в три вершка

Что значит ростом в три вершка

ВВЕДЕНИЕ

…..Да еще рожу конька

Ростом только в три вершка,

На спине с двумя горбами

Да с аршинными ушами.

Спросив у мамы, что значит «вершок, аршин», мама сказала, что это измерения длин, которыми пользовались в старину.

В наше время эти слова почти не используются, я с ними сталкивался лишь при чтении художественных произведений, да слышал в пословицах и поговорках, но не уделял этому значение. Но сейчас меня очень заинтересовала эта тема и тогда я решил побольше узнать о старых мерах измерения и вычислить какого же роста на самом деле, был знаменитый Конёк – Горбунок из сказки Ершова? Выяснить чему равны его уши?

Актуальность исследования обусловлена развитием математического мышления и способствует повышению интереса к изучению математики у учеников, учителей, родителей. Кроме того, рассмотреть и дать определения понятий, которые встречаются в художественных произведений да в пословицах и поговорках.

Цель данной работы: изучить какие меры длины существовали на Руси в старинные времена, и выяснить какого роста был на самом деле Конек-Горбунок.

И так цель поставлена, и для ее достижения мной в данной работе требует решения следующих задач:

изучить литературу по данной теме;

провести анализ, какие существовали меры длин на Руси;

произвести вычисления Конька-Горбунка в современные единицы измерения;

составить справочник старинных Русских мер длины.

Гипотеза: мы предполагаем, что старинные меры длины утратили свою значимость по причине своей неточности и были заменены на единицы измерения, принятые во всём мире.

Методы:

Глава I. Теоретическая часть

1. Единицы измерения длины в Древней Руси

Для начала дадим определения меры. Мера – единица по началу или по происхождению своему величина произвольная, сделанная для своей цели постоянною в каком-либо обществе людей их общим согласием или волею закона.

Изучив материал по данной теме, я выяснил, что некоторые меры длины в Древней Руси носили названия частей тела человека, потому что измерялись с их помощью.

Рассмотрим основные меры длины, измеряемые с помощью частей тела человека, которые были уточнены в 18 веке указом Петра I.

Известно о трех древнерусских пядях.

Малая пядь определялась расстоянием между концами растянутых большого и указательного пальцев (рис.1).

Рисунок 1

Великая пядь равнялась расстоянию между концами большого пальца и мизинца (рис.2).

Рисунок 2

Кроме того, использовался так называемый «пядень с кувырком» («пядь с кутыркой») — пядь с прибавкой двух или трёх суставов указательного пальца (рис. 3).

Рисунок 3

Если оценить величину каждой меры в сантиметрах, то получится примерно 19 см, 23 см и 27 см.

А пословица «Семь пядей во лбу» говорит о человеке, обладающем большими умственными способностями.

• В качестве официальной торговой меры и народно-бытовой употреблялась величина локоть. Хорошо известна официальная новгородская мера — иванский локоть.

Рисунок 4

Рисунок 5

Торговцы тканями хитрили и специально нанимали невысоких продавцов: их локти были короче, а значит и ткани отрезалось меньше.

А пословица «близок локоток, а не укусишь» говорится о чем-либо с виду доступном или легко осуществимом, но на самом деле недостижимом.

• Наряду с локтем применяли сажень. Первое упоминание о сажени встречается в летописи 11 века, составленной киевским монахом Нестором. Само слово «сажень» происходит от глагола «сягать» (доставать до чего-либо, хватать, достигать).

В Древней Руси применялась не одна, а множество разных саженей, основными из которых являлись:

Сажень простая (152,76 см) – расстояние между размахом вытянутых рук человека от большого пальца одной руки до большого пальца другой (рис. 6)

Рисунок 6

Маховая или мерная сажень (она же народная) (178,4 см) – расстояние между вытянутыми пальцами раскинутых (размахнутых) рук (рис. 7).

Рисунок 7

Самой длинной саженью являлась косая (248,6 см) – расстояние между подошвой левой ноги и концом среднего пальца вытянутой вверх правой руки (рис. 8).

Рисунок 8

«У него косая сажень в плечах» так говорят про человека, имеющего богатырское телосложение.

Он равен ширине большого пальца (рис. 9) или длине трех сухих зерен ячменя, взятых из средней части колоса, 1 дюйм=2,54 см.

Рисунок 9

В настоящее время под дюймом обычно подразумевают используемый в США английский дюйм, равный 25,4 мм.

Значения Фут относилась к ножным единицам измерения, также наряду с футом использовались термины: стопа, степень, ступень, нога (рис. 10).

1 фут = 12 дюймов=30,48 см.

Рисунок 10

В настоящее время Фут является Английской мерой длины, заимствованная при Петре I для упрощения кораблестроительных заказов за рубежом.

Рисунок 11

Крестьяне нередко определяли высоту лошади числом ладоней.

И вот важная для нас старинная русская мера длины – вершок. Вершок происходит от слова «верх» в смысле верхняя оконечность чего-либо, вершина, верхушка» и равняется длине верхней части указательного пальца (рис. 12).

Рисунок 12

Иногда слово «вершок» сопровождался определением аршинный. Определение аршинный присваивается слову вершок для того, чтобы отличить его от названия бытовой меры. В 19 веке можно отметить странное с точки зрения простых арифметических подсчетов употребление слова вершок часто при описании роста.

Рисунок 13

Величина аршин была включена в русскую метрологическую систему в 17 веке, когда он стал применяться во всех сферах жизни.

При этом длина аршина не была зафиксирована законодательно, и каждый купец имел возможность мерить своим аршином, что позже приобрело нарицательный смысл.

Торговцы, отмеряя ткани, обходились без всяких метров: ткань они натягивали на свою собственную руку, до плеча. Это и называлось мерить аршинами. Хоть и была мера очень удобной, но был у неё и большой недостаток: руки, к сожалению, у всех разные.

А пословица «мерить на свой аршин» означает судить о ком-либо или о чем-либо, оценивать кого-либо или что-либо в соответствии со своими собственными представлениями.

Из вышеизложенного видно, что соотношения между единицами мер длины были самые разнообразные.

Глава II. Практическая часть

Прежде чем произвести расчеты Конька-Горбунка, я провел небольшое анкетирование среди моих одноклассников. (Приложение 1)

Было опрошено 28 учеников.

На вопрос «Хотели бы вы больше знать о старинных единицах измерения длины? И почему?» почти все учащиеся ответили, что хотят, потому что это интересно, возможно пригодится в жизни и чтобы быть умнее.

Анкетирование учащихся показало, что большая часть, а именно 18 человек знают, слышали о единицах измерения Древней Руси, но затрудняются в переводе этих длин в современные единицы измерения. В помощь всем желающим, я составил памятку по старинным единицам измерения длины.

На вопрос, какого же роста был Конек-Горбунок, не ответил ПРАВИЛЬНО ни один из одноклассников.

Произведем расчеты роста Конька-Горбунка и его уши.

Ростом только в три вершка,

На спине с двумя горбами

Да с аршинными ушами.

1 вершок=4,5 см

1 аршин =71 см

Рост 3 вершка=13,5 см, а уши=71 см, получается, что уши у Конька-Горбунка в 5 раз больше его роста?! Но не все так просто. Оказывается, писателем использован обычный для 19 века способ описания роста, когда упоминается только количество вершков свыше двух аршин, которые подразумевались сами собой, но не назывались, так как нормальный рост всегда был больше двух аршин (1 м 42 см).

Рост человека и крупных животных обозначался в вершках сверх двух аршин, для мелких животных — сверх одного аршина. Следовательно, считать рост следовало по формуле: «Столько-то вершков сверх двух аршин» (Словарь современного русского литературного языка) и тогда получается, что рост Конька-Горбунка должен равняться 2 аршинам (71 см+71 см=1м 42 см)+3 вершка (4,5 см+4,5 см + 4,5 см=13,5 см), итого получается 1 м 55см.

Были измерены с помощью сантиметра члены семьи. Далее я производил расчеты роста человека с использованием обычного для 19 века способа описания роста, т.е. «Столько-то вершков сверх двух аршин» я измерял взрослых членов семьи, а себя и сестру измерял по формуле «Столько-то вершков сверх одного аршина». Все результаты измерения собраны в таблицу:

Источник

Значение слова «вершок»

Что значит ростом в три вершка

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

ВЕРШО’К, шка́, м. 1. Русская мера длины — около 4,4 см, употреблявшаяся до введения метрич. мер. В аршине 16 вершков. Ростом он был пяти вершков (т. е. двух аршин и пяти вершков). || Очень маленькое, незначительное пространство, длина. — Ни одной пяди чужой земли не хотим. Но и своей земли, ни одного вершка своей земли не отдадим никому. Стлн. 2. Верхняя часть чего-н. Мне вершки, тебе корешки. Нар. сказка.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

вершо́к

1. истор. мера длины, равная около 4,445 см

2. истор. единица измерения роста сверх двух аршин ◆ Из числа всей ее челяди самым замечательным лицом был дворник Герасим, мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырём и глухонемой от рожденья. Тургенев, «Муму»

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

Делаем Карту слов лучше вместе

Что значит ростом в три вершкаПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова огневик (существительное):

Источник

Что значит ростом в три вершка

Что значит ростом в три вершка

Что значит ростом в три вершка

Пётр Павлович Ершов. Оъезжаем Конька-Горбунка.

Поздравляю Вас! Это правильный ответ.

Что значит ростом в три вершка
Что значит ростом в три вершкаЧто значит ростом в три вершка

Пётр Павлович Ершов, помимо «Конька-Горбунка», написал ещё несколько сказок. Вот только ни одна из них не полюбилась читателям столь же сильно, как и история про маленького, забавного коника. Правда, не все её оценили. Вот, например, что писал об авторе сказки и его произведении знаменитый критик того времени Виссарион Григорьевич Белинский:

«КОНЕК-ГОРБУНОК. Русская сказка. Сочинение П. Ершова. В III частях. Санкт-Петербург, в типографии X. Гинце. 1834.

Было время, когда наши поэты, даровитые и бездарные, лезли из кожи вон, чтобы попасть в классики, и из сил выбивались украшать природу искусством; тогда никто не смел быть естественным, всякой становился на ходули и облекался в мишурную тогу, боясь низкой природы; употребить какое-нибудь простонародное слово или выражение, а тем более заимствовать сюжет сочинения из народной жизни, не исказив его пошлым облагорожением, значило потерять навеки славу хорошего писателя. Теперь другое время; теперь все хотят быть народными; ищут с жадностию всего грязного, сального и дегтярного; доходят до того, что презирают здравым смыслом, и все это во имя народности. Не ходя далеко, укажу на попытки Казака Луганского и на поименованную выше книгу. Итак, ныне совсем не то, что прежде; но крайности сходятся; притом же давно уже было сказано, что

Что значит ростом в три вершка

Но что значит мнение одного критика, пусть даже самого значительного и новомодного для того времени, перед лицом воистину всенародной любви? И вот уже С. Леон сочинил балет на ее сюжет, и повсюду появляются многочисленные подражания (например, «Конек-Горбунок с золотой щетинкой»).

А вот как всё это начиналось.

Что значит ростом в три вершкаЕршов использовал многие народные сказочные сюжеты (об Иване-дураке, Сивке-Бурке, Жар-птице и др.; см., напр., сказку Жар-птица и Василиса-царевна из сборника А.Н.Афанасьева), создав на их основе вполне оригинальное произведение, по стихотворной форме (4-стопный хорей с парной рифмовкой) близкое пушкинским литературным обработкам русских сказок (А.Ярославцев передавал слова А.С.Пушкина, сказанные автору Конька-Горбунка: «Теперь этот род сочинений можно мне и оставить»; есть также малодостоверное сообщение П.В.Анненкова, что первые четыре строки сказки принадлежат Пушкину). Образ Конька-Горбунка вполне оригинален. Тем не менее сказка Ершова бытовала как народное произведение, вызывая к жизни множество подражаний и прямых подделок (напр, в 1870–1890-х вышло ок. 40 поддельных Коньков-Горбунков общим тиражом ок. 350 тыс. экз.). С подлинными образцами устного народного творчества Конька-Горбунка роднит не только особая сказительская манера – веселая, с прибаутками, балагурством, обращениями к слушателям и т.п., но и «космизм» запечатленного в сказке крестьянского мировоззрения («против неба – на земле»), соседство достоверно изображенных быта и нравов крестьян со сказочными чудесами (напр., на спине наказанного кита стоит село, обитатели которого живут своими обыденными заботами и радостями) и мн. др. Образ ершовского Ивана-дурака, ироничного, скрывающего за своими дурачествами, нарушениями общепринятых норм поведения настоящую мудрость, бескорыстие и внутреннюю свободу, выявил смысловые возможности «дураков» русских сказок, родственных юродивым в церковной традиции.

В 1834–1836 Ершов довольно активно участвует в литературной жизни столицы, входит в кружок В.Г.Бенедиктова, публикует лирические стихотворения, отмеченные влиянием последнего («Молодой орел», «Желание» и др.). Всего за этот период в печати (в основном в «Библиотеке для чтения») появилось 10 стихотворений Ершова. Среди них баллада «Сибирский казак» (1835) – оригинальная интерпретация сюжета «Леноры» Г.-А.Бюргера (первым русским подражанием ей была «Людмила» В.А.Жуковского). В те же годы Ершов опубликовал драматическую сцену «Фома-кузнец» (1835) и пьесу «Суворов и станционный смотритель» (1836).

Летом 1836 Ершов с матерью (отец и брат скончались в 1833 и 1834) возвращается в Тобольск, питая надежды на широкую просветительскую деятельность в Сибири (изучение жизни местных народностей, издание журнала и др.). Эти планы, сложившиеся под влиянием университетского товарища К.И.Тимковского (который был впоследствии осужден по делу петрашевцев), нашли выражение в стихотворениях Тимковскому (На отъезд его в Америку) (1835, опубл. 1872) и «Послание к другу» (1836), но осуществиться им было не суждено. Ершов поступает учителем в тобольскую гимназию, где в разных должностях прослужил до отставки в 1862 (с 1844 инспектор, с 1857 директор гимназии и дирекции народных училищ губернии). (В числе его учеников был Д.И.Менделеев). В 1844 выслал на рассмотрение Министерства просвещения «Курс российской словесности», рассчитывая на его публикацию (отвергнут в 1847 на том основании, что «не вполне отвечает понятиям воспитанников»).

Умер 18 (30) августа 1869 в Тобольске. Похоронен на тобольском Завальном кладбище. Надпись на памятнике гласит: «Петр Павлович Ершов, автор народной сказки «Конёк-Горбунок».
Сочинения: «Стихотворения» / Вступ. ст. М.К.Азадовского. М.; Л., 1936 (Б-ка поэта, мс); «Конёк-Горбунок. Стихотворения» / Вступ. ст. И.П.Лупановой. Л., 1976 (Б-ка поэта, бс)

Справедливости ради следует сказать, что далеко не все соглашаются с тем, что автором «Конька-Горбунка» следует считать П. П. Ершова. Сомнения в литературных способностях тогдашнего студента Ершова возникали и в позапрошлом веке, однако исследователи называли в числе претендентов лишь Александра Пушкина, под фамилией которого сказка даже была издана, причем дважды. Современные исследования позволяют выдвинуть еще одну версию – автором легендарной сказки, скорее всего, был Николай Девитте. Почему так?

Что значит ростом в три вершкаЧто значит ростом в три вершкаЧто значит ростом в три вершка
Одно из изданий «Конька-Горбунка».П. П. Ершов.Н. П. Девитте.

Причин для этого несколько. Ну, во-первых, что касается Пушкина, то он не считал Ершова автором «Конька», как не считал им и самого себя. Поэтому в своей библиотеке он и поставил книгу на полку анонимных сочинений. Во-вторых, известна следующая история о том, что поризошло между Ершовым и Осипом Сенковским, одним из издателей журнала «Библиотека для чтения», в котором впервые был опубликован «Конёк-Горбунок» (вторым из издателей был Александр Смирдин). В 1841 году Ершов через друзей пытался выхлопотать гонорар за стихи, которые с середины 30-х годов довольно часто печатались в этом журнале под его фамилией. Александр Смирдин отправил друзей к редактору Осипу Сенковскому. Выслушав их, Сенковский выразил не только удивление, но и раздражение, обвинив Ершова в непорядочности. По его словам, когда-то Ершову помогли и даже что-то заплатили, а все остальные его претензии не имеют оснований. После этого разговора закончились и претензии Ершова, и… публикации его стихов, выходившие якобы «против его воли» в журналах и альманахах. В-третьих, и сам Ершов, оказывается, с конца 1830-х годов тяготился этим авторством. Устав разочаровывать людей, ждавших от него блеска, юмора, ума и таланта, которыми так богат «Конёк-Горбунок», он в 1838 году напишет своему приятелю Александру Ярославцеву знаменательные слова: «Как бы сделать это, чтобы с первого моего дебюта – сказки «Конька-Горбунка» – до последнего стихотворения, напечатанного против воли моей в каком-то альманахе, все это изгладилось дочиста. Я тут бы не терял бы ничего, а выиграл бы спокойствие неизвестности».

Кроме того, следует обратить внимание на историю изданий сказки. Так, через два месяца после майского номера журнала от 1834 года (там впервые был опубликован «Конёк-Горбунок») сказка выходит книгой в петербургской типографии, где Пушкин, кстати сказать, никогда не печатался. Следующие два издания – второе и третье – были и вовсе реализованы в Москве без каких-либо согласований с Ершовым, тем более с семьей покойного Пушкина. Не значит ли это, что их осуществил подлинный хозяин рукописи, спорить с которым у Ершова не было оснований? Издание 1843 года Девитте украсил своими рисунками и вскоре уехал на длительные гастроли в Европу, где и погиб в апреле 1844 года. И только после смерти Девитте Смирдин, желая переиздать «Конька-Горбунка» и стихи Ершова, обратился к нему. И Ершов решил воспользоваться случаем, сделать свою редакцию, приблизив язык сказки к местному сибирскому говору.

Так кто же, согласно гипотезе музыковедов Елены и Валерия Уколовых, является настоящим автором знаменитой сказки? Кандидата на роль автора «Конька» удалось найти, исследуя романсовую культуру пушкинской эпохи. Сквозь архивные дебри всплыла загадочная фигура Николая Петровича Девитте (1811–1844) – композитора, арфиста, поэта, философа, художника. С раннего детства он решил почти все свои творения отдавать человечеству без притязаний на авторство и славу. Его дар Ершову, возможно, был одним из многих таких поступков. Тех, кто хочет больше узнать о данной версии авторства «Конька», я с удовольствием отсылаю к соответствующей оригинальной статье.

Что значит ростом в три вершкаЧто значит ростом в три вершка

Материалы, использованные для компиляции и другие материалы о жизни и творчестве Петра Павловича Ершова:

Источник

Словари

Старинная русская мера длины, равная 1/16 аршина, т.е. 4,44 см (применявшаяся до введения метрической системы мер в 1918 г.).

Верхняя часть растения.

Незначительное расстояние, небольшая величина чего-либо.

ВЕРШО́К, вершка, муж.

2. Верхняя часть чего-нибудь. Мне вершки, тебе корешки. нар. сказка.

Русская мера длины, равная 13/4 дюйма (4,45 см), применявшаяся до введения метрической системы.

Первоначально вершок как мера длины равнялся длине фаланги указательного пальца.

1. Старинная русская мера длины, равная 1/16 аршина или 4,4 сантиметра (применялась до введения метрической системы).

2. О самом незначительном пространстве, расстоянии и т.п. Обыскать каждый в. На в. от гибели (о грозившей гибели). Стоять в двух вершках от чего-л. * От горшка два (три) вершка́ (погов.: шутл.; о том, кто ещё очень мал).

Русская мера длины, равная 4,4 см, применявшаяся до введения метрической системы.

— от горшка два вершка

Старинная русская мера длины, равная 4,4 см.

Пол в щелях, на вершок по крайней мере поросший грязью. // Радищев. Путешествие из Петербурга в Москву //; Служи он [Пробка Степан] в гвардии, ему бы бог знает что дали, трех аршин с вершком росту. ГОГ. Мертв, д.

ОТ ГОРШКА ДВА (ТРИ) ВЕРШКА.

Представиться на три вершка. Р. Урал. Умело притвориться. СРНГ 31, 95.

Собирать (хватать) вершки. Волг. Захватывать лучшую долю чего-л. Глухов 1988, 144, 165.

Источник

Что значит ростом в три вершка

про Герасима написано «мужчина 12 вершков роста»..он что был чуть больше метра. мужчина метр рост герасим вершков

Что значит ростом в три вершка

Действительно, если считать с помощью очевидного умножения, получается: 4,45 см (или, точнее, как указывают словари, 4,44 см) х 12 = 0,53 м. Как-то не вяжется с привычным представлением о внешности героя повести «Муму». Однако здесь действует несколько более сложная математическая процедура.
Для XIX века можно отметить странное с точки зрения простых арифметических подсчетов употребление слова вершок при описании роста.Здесь писателями использован обычный для XIX века способ описания роста, когда упоминается только количество вершков свыше двух аршин, которые подразумевались сами собой, но не назывались, так как нормальный рост любого человека всегда был больше двух аршин. Следовательно, считать рост человека следовало по формуле: «стольких-то вершков (сверх двух аршин)» и рост Герасима должен равняться 2 аршинам (то есть 0,711 м х 2 = 1 м 42 см) + 12 вершков (= 0,53 м) – итого 1 метру 95 сантиметрам.
Так что с ростом у Герасима все в порядке.

Что значит ростом в три вершка

Классный вопрос, спасибо. Не поленилась, зашла в википедию :»В повести Тургенева «Муму» есть такое описание главного героя: «Из числа всей её челяди самым замечательным лицом был дворник Герасим, мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырём…». В романе Достоевского «Братья Карамазовы» есть описание сына купца Самсонова: «Этот младший сын, мужчина вершков двенадцати и силы непомерной…» Если перевести 12 вершков в метры, то мы получим примерно полметра. Дело в том, что раньше рост человека составлялся из аршин и вершков, а поскольку рост взрослого человека редко бывал менее двух аршин (142 см), в данном случае речь идёт именно о двенадцати вершках сверх двух аршин — то есть примерно 196 см»

Что значит ростом в три вершка

В разных местах это были ширина ладони или голова. В последнем случае он был достаточно высок. Народные меры долго существовали параллельно с официальными. А вообще, крестьяне в то время были ростом где-то в среднем 135-140 см. Мещане были повыше, а дворяне вообще 160-190. Хотя о последних точных данных нет, их массово никто не измерял, как и казаков.

Дело в том, что раньше рост человека составлялся из аршин и вершков, а поскольку рост взрослого человека редко бывал менее двух аршин (142 см), в данном случае речь идёт именно о двенадцати вершках сверх двух аршин — то есть примерно 196 см. А 12 вершков не метр, всего лишь 53,34 см.

Что значит ростом в три вершка

Дело в том, что во времена Тургенева рост часто в бытовой речи указывался приблизительно, насколько он выше 2-х аршин, которые считались обязательной составляющей роста взрослого человека. Аршин=1.42м, вершок=4.45см. Таким образом, рост Герасима был примерно 1.95 см.

Что значит ростом в три вершка

Дело в том, что раньше рост человека составлялся из аршин и вершков, а поскольку рост взрослого человека редко бывал менее двух аршин (142 см), в данном случае речь идёт именно о двенадцати вершках сверх двух аршин — то есть примерно 196 см.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *