Что значит роптать в православии
Против ропота
Один из главных пороков нашего времени — неблагодарность Богу. Она проистекает от отсутствия веры и любви. А в основе всего этого лежит колеблющаяся вера. Даже в бытие Бога у некоторых вера колеблется. Но колебание в вере в Бога — это уже на грани безумия, то есть, если такие мысли приходят в голову и человек на них останавливается, у него ум на грани безумия, потому что «рече безмен в сердце своем: несть Бог» (Пс. 13, 1; 52, 1).
В свое время замечательно сказал митрополит Платон (Левшин) — был у нас такой известный церковный деятель, можно даже сказать святитель. Тогда принимали при царском дворе всяких так называемых «просветителей», вернее, «темнил», и кто-то из этих французских безбожников, приехав, кажется при императрице Екатерине, самодовольно заявил: «А вот Дидро говорит, что Бога нет». Это он так решил похвастаться своими «прогрессивными» знаниями. А митрополит Платон спокойно так отвечает: «Да он ничего нового не придумал, потому что уже несколько тысяч лет назад было сказано «Рече безумен в сердце своем: несть Бог. Это сказал еще Давид. Так что о них уже давно предсказано».
Почему сейчас какое-то всеобщее помрачение разума? Потому, что все время забывают о Боге. А все разумения только от Бога. Господь есть Высший Разум. Высший Разум! Поэтому если человек отрывается от Высшего Разумения, то есть от Бога, он теряет рассудок, он становится безумным и мгновенно попадает во власть диавола. Конечно, Господь старается сохранить человека, но если человек не осознает этой опасности, то полностью попадает во власть диавола, и то, что он творит, — например пьянство, наркомания, одержимость всеми страстями, — и есть свидетельство диавольского насилия над человеком.
Человек думает, что это он сам делает, а на самом деле он уже живет как марионетка, кукла, которую дергают за ниточки, и она делает то, что ей приказывают. Также и язык человека, ушедшего от Бога, произносит всякие безумные фразы, как в Евангелии сказано – прочие безумные глаголы. Отсюда всевозможные проклятия, сквернословие — все это воздействие диавольское. Человек, потерявший веру, отступивший от веры дальше уже не ведает, что творит. Поэтому цель всего диавольского ухищрения — поколебать веру, и именно с этой целью стали развращать людей, отвращать от церкви, от веры в Бога.
Или как у нас в свое время, помню, писали: «Я — атеист». Но это все равно что заявить: «Я — слепой» или: «Я — глухой». Ну и что же, бедненький, что ты слепой и глухой? Значит, ты не видишь и не слышишь, это твоя беда. Но хвастаться-то этим зачем? Об этом можно только сожалеть.
На эту тему есть такой рассказ: встречаются бывшие однокурсники, ставшие врачами, она простой врач, лечит людей, а он профессор, понаписал диссертаций. И он вдруг видит цепочку у нее на шее: «Что это у тебя — крестик? Ты верующая?!» Она говорит: «Да, Петя, верующая» (по-студенчески его называет). — «А я, — он говорит, — не могу, настолько учен, что не могу веровать». И она ему спокойно так отвечает: «Ну что ж делать, если мне дано, а тебе не дано». То есть он-то думал, что не может верить, потому что такой умный, а на самом деле все наоборот.
Поэтому и живут эти люди в беспросветной тьме, что у них все «случайности», и в этой жизни они не знают, куда идут, и не знают, что дальше будет, когда жизнь начинает подходить к закату, все желания отмирают, ничего уже не нужно, и с чем тогда человек остается? Он не понимает, что суть жизни — будущая вечная жизнь, что душа-то — она есть. Кстати, то, что есть душа, наиболее явно начинаешь понимать с возрастом: рванулся куда-то, а сил-то уже нет. Потому что порывы еще душевные, душа-то не стареет, стареет тело, а душа — она какая была молодая, такая и остается.
Человеку не свойственно думать о смерти, потому что душа у него бессмертная, потому что если ты родился — то все: ты есть и ты уже никуда не денешься. Другое дело, что тебе придется за всё отвечать — вот об этом думать не хотят. Хотят жить для плоти, и получается, что люди так грешат, что совсем перестали различать, где душа, а где тело.
Помните, как в Евангелии человек, которому привалил хороший урожай, решил: «Все, на много лет у меня теперь запас, реку души моей: душе, имаше много блага,. почивай, яждь, пий, веселися» (Лк. 12, 19). А Господь ему говорит: «Безумец», — безумец прежде всего потому, что душа не ест и не пьет, ей ничего этого не нужно, а он говорит: реку души моей, — то есть люди на место души ставят тело, и, как говорят святые отцы, душа попадает в рабство телу и мучается от этого. Почему и говорит Пророк изведи из темницы душу мою (Пс. 141, 7). То есть душа мечется, душе тяжело. И что дальше? Получил человек то, что хотел, наслаждается этим, наслаждается. Вот еда — съел, еще поел — все, больше некуда, тело не пускает в себя больше еды. И все? Дальше-то что? Сладко поспать? Когда устанешь, это хорошо, но потом уже надоедает, от безделья человек тоже мучается. Иногда не хочется человеку работать, бросает работу, а потом мучается от безделья.
Все это плоды греха — греховное состояние человека, а забвение веры, забвение того, что Господь сотворил человека, поселил его на этой земле и благословил ему на ней трудиться, трудиться во славу Божию. И таланты Господь дает с избытком для того, чтобы мы могли друг другу оказывать милостыню. Почему Господь дает неодинаково: одному дает, а другому не дает? Чтобы тот, у кого больше, мог поделиться с тем, у кого меньше. Если у всех было бы в избытке, тогда бы мы в такие грехи впадали — что дальше некуда, и нам никто бы не был нужен. Когда же человек нуждается, он должен смиряться, а кто не нуждается — имеет возможность проявлять любовь. Поэтому, когда говорят, что должно быть равенство — это не так Святые отцы говорят, что неравенство лучше, чем равенство, потому что при неравенстве один смиряется, а другой может ему помочь, один любовь проявляет, другой — смирение. А при равенстве все гордыню проявляют: «У меня все есть, мне ничего не нужно, я ни в ком не нуждаюсь». Надо нам всем трудиться над своей душой. Прости нас, Господи!
Согрешаем мы, прежде всего, неблагодарностью Богу, и не только неблагодарностью, но еще и ропотом. Согрешаем гордыней — немножечко чего-нибудь имеем, а уже гордимся. Согрешаем самомнением, самолюбием, тщеславием. Прости, Господи! Согрешаем оправданием себя и осуждением других.
Согрешаем очень много празднословием. Сколько пустых разговоров, сколько болтовни! Согрешаем оклеветанием, ложью всевозможной. Прости, Господи!
Согрешаем своеволием, упрямством, нежеланием уступить ближнему. Сейчас с детства — особенно хорошо это заметно, когда в семье несколько детей, — каждый борется за свое. Никто не уступит! Каждый кричит: Отдай мне, отдай мне!» Я сам, грешный, маленький был, но сейчас посмотришь на своих детей — они и с утра до вечера дерутся. Один схватил какую-то игрушку — сразу же она становится нужна и другому. Вот только что она лежала и никому не была нужна, а как только кто-то взял — всем стала нужна. Что это значит? Получается, прямо-таки потребность какая-то у чело века отнять у другого. Обязательно отнять! Сила есть можно отнять, а чтобы уступить — для этого нужно смирение. Пусть у него будет, не у тебя, а у него. Двое дерутся, один у другого игрушку отнимает, а третий подходит и говорит: «Да отдай ты ему, она ему не нужна, ему просто нужно у тебя отнять». Я даже поразился, насколько дети правильно все понимают, ребенок сказал совершенно точно.
Что такое зависть? Это когда у другого есть, а у тебя нет. Ну вот, захватишь ты себе, теперь у тебя будет — дальше что? И оказывается, что на этом все и кончается. Святитель Николай Сербский говорил, что свобода, как и хлеб: у одного много хлеба — у другого нет, у одного много свободы — у другого несвобода. Так и есть. Возьмите семью. Один полностью свободен — когда хочет уходит, когда хочет приходит, а все остальные вокруг него «пляшут», в рабстве у него находятся. Если есть пьяница в семье, то все вокруг него, все несвободны, только он один свободен». А свободой назвали произвол, распущенность в грехе. Прости нас, Господи!
Согрешаем очень много в мыслях. Согрешаем с детства — всевозможными мечтаниями, планами. Намечтает себе человек, вообразит что-то необыкновенное, и если в жизни это не получится, то он считает себя несчастным. Никакой ты не несчастный! Ты придумал себе то, что тебе не принадлежит, а когда это « получилось, потому что не твое, ты еще ропщешь. Человек по-настоящему не знает даже самого себя и чего он достоин.
Вот, например, в каждой стране должен быть один царь, весь народ царем быть не может, а мечтают об этом все. Помните: «Каждая кухарка может управлять государством»? Один сказал сдуру, и все остальные сдуру стали повторять. Каждый мнит себя кем-то, сидит перед телевизором и думает, что управляет государством. Дурь, конечно, никто ничем не управляет, кто перед телевизором, а тем более на кухне Куда там управлять государством — в своей семье не можешь ничего управить! Вот и заварили кашу, потому что кухарки стали государством управлять.
Все это отчего? Потому что человек живет призрачной жизнью, мечтает, воображает себе что-то: «Я бы ему сказал так.. я бы сделал вот это и вот это…» Поругаются двое, а потом еще днями, а то и неделями, иногда даже годами перемалывают в себе все это. Грешит, грешит человек, а зачем? Забудь. Согрешил — скажи: «Прости, Господи, если в чем виноват». Нужно прекратить перемалывание, все это пустое. В мыслях, в воображении человек очень много грешит.
А всевозможные грешные мечтания! Кто-то понравился — и начинает человек себе воображать что-то. Грешить уже не может, так начинает воображать себе, всякие ненормальные извращения начинаются. Почему? Потому что намечтал себе всякое. Некоторые с ума уходят от таких вещей, чего только не творят. И все это от воображения.
Святые отцы говорили, что диавол уводит человека OT истинной духовной жизни, зацикливая его на земной временной жизни. А сейчас еще более безумно поступает человек он и от этой-то земной жизни уходит — в воображаемую. Телесериалы смотрят, глупость всякую. Это же выдумки, а люди сидят переживают. О чем там переживать?! Там нет ничего! Выключи — и все темно. И так человек, обманутый диаволом, всю жизнь и проживает. Насмотрится этих фильмов, вообразит, себе так называемую «красивую жизнь», а этой воображаемой красивой жизни не получает и считает себя несчастным. Да ты благодари Бога за то, что есть! Люди, которые испытали нужду, голод, беду, — они понимают цену всему и благодарны: «Слава Тебе, Господи, — есть кров, есть во что одеться, есть что поесть, И то хорошо». А нам все мало. Как Пушкин написал: была у рыбака старуха жена — все ей было мало. Разве удовлетворишь чем-то человека, если жадность у него безмерна и всему он завидует, лишь бы только завидовать.
Мир сам над собой смеется. Был такой анекдот. По зависти человек пишет на кого-то донос «Сосед ест икру». Потом проходит время, икры уже не достать, пишет: «Сосед ест колбасу», потом: «Сосед ест белый хлеб», потом: «Ест черный хлеб», а потом уже: «Сосед что-то там ест, по-моему». То есть человек доходит до того, что лишь бы только доносить. Такая зависть! Чему мы завидуем? Всему этому мирскому тлену? Подобна горькому смеху жизнь наша. А ад — всесмехливый, так ад называют святые отцы, потому что диавол надо всем смеется.
Вот, например, один человек сначала выигрывал, выигрывал, потому что он спиритизмом занимался и диавол ему все подсказывал. Наконец он утвердился в мысли, что выиграет столько-то. Он поставил все — и все проиграл. Приходит домой и слышит: «Ха-ха-xa». То есть диавол смеется над человеком, насмехается над творением, над образом Божиим, а человек, вместо того чтобы Богу поклоняться, гоняется за призраками как кошка иногда за солнечным зайчиком бегает.
Одно время нам «призрак коммунизма» устроили, теперь другие призраки — призраки этой призрачной жизни. И это вместо того, чтобы жить в добрых отношениях друг с другом, в любви, в мире, в храме Божием духовной жизни, в молитве, — Вместо этого человек превращается неизвестно во что. Гоняют людей, как скотину, стадами на всякие представления, на показы мод всевозможные — все с ума посходили. Вот это безумие — оно как раз и есть то рабство, от которого только Господь может освободить. Прости нас, Господи! Мы не слушаем ни заповедей Божиих, ни закона Божия, ни наставлений духовных. Не живем по этим законам. Даже стыдимся — прости, Господи! — стыдимся веры, стыдимся исповедовать веру. А Господь сказал: кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами (Мк. 8, 38).
Согрешаем леностью, прости нас, Господи! С детства лень: уроки не делают, трудно утром вставать, трудно что-то сделать, и везде все — лень, лень, лень. И усилия над собой не делаем.
Согрешаем леностью к молитве, неделанием добpыx дел к исправлению своей души. Вокруг себя все можем с ног на голову поставить, но только не в себе, в себе — все ни с места. Прости нас, Господи!
Нет у нас терпения, нет смирения, поэтому полная расслабленность в мыслях, все как попало. Прости, Господи! Поддаемся двум опасностям, о которых иногда люди говорят не задумываясь и которые очень распространены в нашей жизни. Первая — это когда говорит: «О, мне пришла в голову мысль!, Приходят в нашу голоову мысли, множество мыслей — но они не наши. Надо твердо помнить, если мысли неверия, сомнения, хны всякие — это все бесовское. Сразу отбрасывай. Иногда бывают помыслы более тонкие — чтобы отвести от молитвы.
И вторая опасность — это когда говорят: «Я не духе». С этим нужно бороться. Это не оправдание «у меня такое настроение, я сегодня что-то не в духе, Мало ли что «не в духе», нужно над собой трудиться. Дух-то нужно мирный стяжать! И какое бы дело ни было, если начинаешь возмущаться, если начинает что-то внутри «вскипать» — это плохо. Нужно скорее стараться умиротвориться, утишиться, что бы это ни было. Само дело — это уже неважно, вернее, не настолько важно, по сравнению с тем, что с тобой происходит.
Нужно все время стараться быть внимательным, внутренне собранным. Это не значит быть напряженным, наоборот — надо быть спокойным. Спокойно созерцать, что происходит. Когда, по милости Божией, приучаешься к этому, тогда уже начинаешь понимать: например, вещь какая-то упала или что-то опрокинулось, зацепилось, ты начинаешь «вспыхивать» — ясно, это уже враг начинает «работать»: старается, чтобы ты раздражился. А ты, зная это, не раздражайся и не ропщи — а молись и смиряйся. Прости нас, Господи!
Источник: «Беседы перед исповедью. Путь покаяния». М., 2005.
Ропот
Ничто так не бывает причиною отвращения Божия и наказания человека, как ропот. (сщмч. Петр Дамаскин, 74, 150).
. Не ропщите ни на кого, подозревая его в чем-либо с худой стороны (прп. авва Исаия, 59, 8).
Воздерживайся от ропота, дабы не уязвили тебя (мысленные) змеи! (прп. авва Исаия, 59, 91). Источник.
. Проклятия достоин и жалок, кто не приобрел послушания, предается же ропоту (прп. Ефрем Сирин, 30, 21). Источник.
Ропотник, когда дают ему приказание, противоречит, к делу негоден; в таком человеке нет даже и доброго расположения: потому что он ленив, и лень неразлучна с ропотом (прп. Ефрем Сирин, 30, 22). Источник.
У ропотника всегда готов предлог. Если приказано ему заняться делом, он ропщет; а вскоре развращает и других. «И это на что, – говорит он, – и другое к чему? И пользы нет в этом деле» (прп. Ефрем Сирин, 30, 22). Источник.
Всякое дело ропотника не стоит одобрения, и негодно и чуждо всякой добродетели (прп. Ефрем Сирин, 30, 22). Источник.
Ропотник любит трапезовать и гнушается постом (прп. Ефрем Сирин, 30, 22–23). Источник.
Ропотник и ленив: он умеет наушничать, знает, как сплести речь; он изворотлив и многоизобретателен, и никто не превзойдет его в многословии; он всегда клевещет одному на другого (прп. Ефрем Сирин, 30, 23). Источник.
Если малодушие заставляет тебя роптать, то нужно истребить и этот корень, содержать дверь крепко и хранить строго (свт. Иоанн Златоуст, 48, 484).
Роптание есть знак ленивого и бездеятельного ума (свт. Иоанн Златоуст, 49, 355). Источник.
Тяжел, несносен ропот; он близок к хуле. Ропот – это неблагодарность. Ропщущий неблагодарен Богу; а не благодарный Богу подлинно есть и хульник (свт. Иоанн Златоуст, 54, 291). Источник.
Лучше ничего не делать, нежели делать с ропотом, так как при этом и самое дело теряет цену (свт. Иоанн Златоуст, 54, 291).
Ропот свойствен рабам непризнательным и бесчувственным. какой сын ропщет, трудясь на пользу отца и трудясь для самого себя? (свт. Иоанн Златоуст, 54, 291).
Какие бы дела ни совершал человек ропщущий, он унижается и теряет награду, подобно израильтянам, – а вы знаете, какому подверглись они наказанию за ропот (свт. Иоанн Златоуст, 55, 267).
Если ты произнесешь хулу, то и помощь Божию оттолкнешь, и диавола сделаешь более сильным против себя; а если возблагодаришь, то и козни лукавого демона отразишь, и попечение Бога-Покровителя привлечешь к себе (свт. Иоанн Златоуст, 55, 574). Источник.
Те же, которые не переносят вразумления Божия с благодарностью, а предаются ропоту, кроме того, что не получают от того никакой пользы, еще и подвергают себя крайним бедствиям (свт. Иоанн Златоуст, 55, 640).
Господь сносит всякие немощи человеческие, не терпит же человека всегда ропщущего и не оставляет без вразумления (прп. Исаак Сирин, 58, 396). Источник.
. Мера каждому – труд и усердие. А у болящего какая мера? Скажет кто: ибо он работать не может. Ему мера – благодарение, безропотность и терпение (прп. Феодор Студит, 92, 209–210).
Ропщет кто, грех ему есть: не будем же роптать, ни выходить из себя. ибо мы земля и пепел, пыль и прах. (прп. Феодор Студит, 92, 254).
При отцах наших не было ропота, но каждый принимал с благодарением, что давалось, и от этого горькое было сладко и неприятное приятно; ныне же мы ропщем, осуждая то и это, не только сами в себе, но и при всех, чтобы побольше наделать ропотников и побольше Бога преогорчить (прп. Феодор Студит, 92, 486).
. Внимая да внимаем себе, братие, – все вместе: и кои здесь, и кои в отлучке, – всеусердно да исправляем заповеди Господни, и да разумеваем друг друга в поощрении любве и добрых дел ( Евр. 10, 24 ), не дозволяя себе жить беспечно, не творя волю плоти и помышлений, не вдаваясь в ропотливость, подобно древним ропотникам, не искушая Господа подобно тогдашним искусителям, – может ли Он и на будущее время то и то сделать для нас. (прп. Феодор Студит, 92, 537–538).
Кто ропщет за обыкновенными службами, тяготится ими и не соблюдает радения о них во все продолжение славословия Божия, тот поистине не познал, как много сладки в гортани любящих Бога словеса Божии, и насколько слаще они паче меда и сота в устах пришедших в познание Его, но совсем плоть есть, и мудрование имеет плотское, и чувство плотское, и не может вкусить и духовно восчувствовать блага, какие даровал нам Бог (прп. Симеон Новый Богослов, 77, 227–228).
. Проводник искушения к душе есть помышление ропотливое, всегда движимое в сердце. (патр. Каллист и ин. Игнатий, 93, 330).
Ропот и негодование при скорбях и напастях есть отречение от креста (свт. Игнатий Брянчанинов, 38, 87). Источник.
. Признающий себя грешником, и вместе с тем ропщущий и вопиющий с креста своего, доказывает тем, что он поверхностным сознанием греха лишь льстит себе, обманывает себя (свт. Игнатий Брянчанинов, 38, 357). Источник.
Не позволим себе зловредного ропота, в особенности не позволим себе душепагубной хулы, которые часто слышатся из уст ослепленного, ожесточенного грешника, терзающегося и бьющегося на кресте своем, тщетно порывающегося избавиться от креста. При ропоте и хуле крест делается невыносимою тяжестью, увлекающею во ад распятого на нем (свт. Игнатий Брянчанинов, 41, 95–96). Источник.
Ропот на посланную скорбь, ропот на Бога, пославшего скорбь, уничтожает божественную цель скорби: лишает спасения, подвергает вечной муке (свт. Игнатий Брянчанинов, 41, 234). Источник.
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
Ропот
Закон Божий с протоиереем Андреем Ткачевым. Беседа 22-я
Почему так часто мы, православные, ропщем? Дает ли нам нынешняя жизнь повод для недовольства? Как нужно относиться к тому, что посылает нам Бог? Кому родственен ропотник?
Возлюбленные о Господе, мы сегодня поговорим с вами о таком бытовом недуге, как ропот. Мы, священники, вынуждены смотреть на «изнанку пылесоса»: стоять на исповеди и слушать откровения человеческие о «великих подвигах». Мы знаем мир с другой стороны, как знают его работники, например, морга, или врачи, или милиционеры, или прокуроры, те, кто больше всех развращается, потому что постоянно сталкивается с изнанкой мира. По улице ходят красивые люди, но поговори с ними… «Заговори, чтобы я тебя увидел», – пишет Платон. Раскрывается рот, пошел поток сознания… – и ты думаешь: кто это? Сытый, молодой, красивый, хорошо одетый человек с высшим образованием. Какой демон в нем? Даже не демон, а пучок демонов. И одним из демонов в этом пучке является демон ропота. Люди ропщут, недовольны постоянно, бурчат, ворчат, мучаются… Казалось бы, отчего? И сегодня я хотел бы поговорить о том, как исцелиться от этого недовольства жизнью.
У писателя Аркадия Аверченко есть несколько небольших новелл, довольно остроумных, о революции, свершившейся в России. В одной из них он описывает некоего дядьку, сапожника, мало зарабатывающего, по его словам, и вечно недовольного. Он сделал свою работу, на вырученные деньги купил себе чуть-чуть икорки, чуть-чуть севрюжки, хлебчика свеженького, чуть того, чуть сего, шкалик водочки… Пьет, икоркой закусывает и на жизнь жалуется. Говорит: «Скорей бы поменялась эта власть». И вот власть поменялась, и теперь он получает за ту же работу зарплату, на которую покупает себе черствого хлебца, без севрюжки и икорки и вообще без всего, да косуху самогона. И горько пьет и не знает, чего еще желать. Потому что то, что было, оказывается, было прекрасно, было чудесно. И что было жаловаться болванам?! – спрашивает Аверченко «за кадром» у этого человека.
А что ты жаловался? Тебе плохо живется? – Купи козу. Есть такой еврейский анекдот. Пришел к раввину «страдалец», жалуется: «Господи, помилуй. Хатка маленькая, куча детей, старуха-мама на руках, дышать нечем, жить негде…» – «А ты козу купи», – говорит раввин. – «Какую козу?» – «Настоящую! Которая бекает, которую доить можно…» – «И куда мне эту козу притаранить?» – «Да прямо к себе в хату и притарань. Потом посмотришь, что будет». «Страдалец» купил козу, живет. Всё, как было, так и осталось: мама старая, дети, дышать нечем, жить негде, да еще коза бекает, доиться хочет. Опять «страдалец» идет к раввину: «Я с ума сойду от такой жизни! Повешусь. Что делать?» – «Продай козу». Продал и прибегает снова к раввину: «Какая же красота! Как без козы хорошо!»
Купи козу, ропотник. Тебе плохо живется? Заболеть хочешь? Если у тебя рак найдут, лучше будет? Или если ты ногу сломаешь, или машину разобьешь, или от тебя уйдет любимый человек? Или если тебя зальют соседи? Проблем хочешь? Кто хочет проблем, ропщи на здоровье. Тебе Бог даст проблем, и ты будешь счастлив: «Боже, как хорошо было раньше. А вчера было так прекрасно!» «Счастье было так возможно…»
Нам роптать нельзя: мы живем в уникально сытом, здоровом, комфортном мире
Друзья мои, роптать нельзя. Мы живем в уникально сытом мире. В мире уникально красиво одетом. Мы живем в здоровом, комфортном мире, в котором уважаются права личности. Нас никто не будет за шиворот тащить на рабские работы принудительно. Нас никто не будет заставлять делать то, что мы не хотим. С нами будут цацкаться, и любой полицейский, который в хорошие добрые времена огрел бы тебя дубиной по голове, скажет: «Уважаемый гражданин, предъявите, пожалуйста, документы. Будьте любезны, пойдите сюда». А иначе с нами говорить не будут – боятся. Все боятся, что придется отвечать. Так что же вы ропщете, чего хотите?!
Что нужно человеку, чтобы ему не роптать? Что тебе дать, чтобы ты был доволен? Включите-ка фантазию. Вот вас поселили на острове в Карибском море, дали вам яхту, домик месяца на три бесплатно и пить-есть, что хочешь. Вы там будете счастливы? Только два дня. А дальше? А дальше – песок колючий, солнце жаркое, ананас невкусный, в катере мотор заглох… Опять начнется. Всё будет плохо опять. Плохому человеку всё плохо. Хорошему человеку всё хорошо.
Я слушаю исповеди, разговоры, нытье слушаю всякое с утра до вечера. Как любой священник, я устал от нытья. Почему не благодарите Бога? Почему вы приходите в Церковь даже, в этот святой дом Божий, Врата Небесные, Лестницу Иакова, жаловаться и скулить? Почему у подножия Лестницы Иакова продолжаете: «Дай мне это. Дай мне то. » Почему не благодарите? Благодарность – лучшее лекарство от уныния. Это благо-дарность. Нужно учить людей на исповедях и на проповедях: «Перестаньте просить! Благодарите, хвалите Бога». Вы только подумайте, как мы живем?!
Благодарность – лучшее лекарство от уныния. Почему вы не благодарите Бога? Почему даже в храм приходите ныть?
Такой интересный опыт: несколько лет назад, может быть, пять или больше, один журналист представил себе мир деревней из 100 человек и подсчитал валовый продукт этого мира. Сколько людей, сколько мужчин, сколько женщин. Сколько черных, сколько белых. Сколько верующих. Интересная получилась статистика. Валовый продукт всей деревни сосредоточен в руках двух человек, оба живут в Америке. Человек 70 неграмотных, 30 грамотных. У подавляющего большинства заработная плата на прожитье – в день 1 доллар. У 30–40 из 100 – 5–7–8–10 долларов. Мы попадаем в топовое число. Грамотные. Едим хорошо. Чтобы так ели наши предки! Если бы наши предки встали из гробов и сели за наш стол да посмотрели бы на разносолы, которые мы едим, то сказали бы: «Ну, братья, вы в раю живете!» Если бы они в ванну залезли, выпрямили ноги под горячей водой и в мыльной пене отдохнули полчасика или телевизор включили, какую-то песенку послушали… – они сказали бы вам: «Это чем же вы заслужили такую великолепную жизнь?! А ведь мы в IX, X, XI, XV, XVIII… веке жили совершенно по-иному, и мы не роптали. Мы грызли сухарь и радовались».
Паисий Святогорец рассказывал о том времени, когда он на Синайской горе в монастыре святой Екатерины молился. Этот монастырь «обслуживали» бедуины: сопровождали туда туристов, этим зарабатывая на жизнь, привозили воду, продукты… Бедуины – арабы, не христиане, они мусульмане. Паисий Святогорец рассказывал: «Я помню тех бедуинов: когда у них была щепотка чая и немножко сахара, они плясали на одной ножке от радости и благодарили Бога, что у них есть чай и сахар. А евреи… ох уж эти евреи! Они построили им коттеджи в пустыне и свезли к ним поломанные автомобили со всего Израиля в подарок. Теперь у каждого бедуина есть поломанный автомобиль – и никакой у них радости».
Цивилизация нагружает человека ложными благами и отнимает у него радость. Она делает его хамом неблагодарным, заставляет его роптать, завидовать, мечтать о себе. «Почему это они, а не я?! Почему их по телевизору показывают, а не меня? Почему у него это есть, а у меня этого нет?» – в таких паскудных мыслях живет падший человек. И если эти мысли не поменять, счастья никогда вам не видать. Вы будете всю жизнь жить, как ноющее чмо, и умрете несчастными. И рая вам не видать, потому что в раю все благодарные. Людям руки резали, а они благодарили Бога; им глаза выкалывали – они благодарили Бога. Людей опускали в огонь или кипящую смолу – они говорили: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе!» В раю все благодарны. В раю нет ни одного нытика. Если бы была экскурсия в рай, мы бы ходили по раю и удивлялись: «А где здесь ноющие, плачущие, страдающие?» Ослик Иа в рай войти не может. В раю Винни-Пухи. Винни-Пуху всё хорошо. Он всегда поет: «В голове моей опилки, тра-та-та». Ему всё весело. А вот ослик Иа вечно сомневается: «Так ли это?» – «Как твои дела, ослик?» – «Плохо. А чего ждать от тех, которые мешают мне жить?» Всё плохо у ослика Иа. Ослик в раю не будет, а Винни-Пух – будет. Это оптимист, который знает, что у него в голове опилки, – он самокритичен: «Я глупый, у меня плохое чистописание…», – но он веселый.
Христианин должен быть сильным, веселым человеком с самокритичной оценкой. А не дохлым, нудным, сдувшимся шариком. «Откуда взялась эта тряпочка? Что это было за “бум”, и откуда взялась эта тряпочка?» Это человек, который ни на что не годен.
Человек, по апостолу Павлу, должен быть готов на всякое доброе дело, на всякое благое дело. А ты дохлый, а ты скулишь, а ты ноешь, тебе жизнь не всласть. Тебе пища не вкусна, тебе солнце не в радость, ты ни от чего не веселишься. Да ты Демон! Помните, как про Демона говорит Пушкин? «И ничего во всей природе / Благословить он не хотел». Ты ни на чем взгляд не остановишь с благословением. У тебя нет такой секунды, когда бы ты сказал: «Остановись, мгновенье: ты прекрасно!» Нет такого у тебя! Тебе всё нудно, плохо. «Им хорошо – а мне плохо… Им еще лучше, мне всё плохо». Друзья мои, и это господствующее настроение людей. Причем молодых, здоровых людей. А на старух поглядите, на стариков: сколько огня в их глазах, хотя они уже еле ходят! У них вся жизнь за спиной, только Страшный суд впереди, Царство Небесное – и у них еще интерес к жизни есть, они борются за жизнь. Встают с трудом с постели, ухаживают сами за собой. Молодые, ленивые – разваливаются, сидят по полдня и дурака валяют, ищут приключений и удовольствий. Конечно, будет уныние и хандра; конечно, жизнь будет не в радость человеку. Конечно, будешь роптать.
Наш народ, переживший лагеря и войны, никогда не унывал
Мы – русские люди, нам нельзя хандрить. Мы сытые люди, нам нельзя печалиться. Мы верующие люди, нам нельзя унывать. Мы должны помогать друг другу, мы не должны жаловаться. Плакать должны в одиночку, втихаря. Потом лицо умыть и выйти к людям со светлым лицом. Как пишет Юрий Самарин об Алексее Хомякове: он похоронил любимую жену – горячо любимую, единственную женщину, которую он любил, – и детей – одного за другим, но оставался всегда бодр и удивительно оптимистичен. Юрий Самарин вспоминал, как однажды ночевал у Хомякова дома и слышал рыдания из дальней комнаты. На цыпочках пошел посмотреть: Хомяков всю ночь молился на коленях со слезами, рыдал перед Богом о себе, о сердце своем, о жене, о детях… Утром вышел к завтраку как ни в чем не бывало, умытый, свежий, с расправленными плечами, искрометный, веселый, умный, никому не поверяющий своих бед…
Плачьте перед Богом! Плачьте перед Богом, а не подружка перед подружкой на перекуре. Плачьте перед Богом – перед людьми не плачьте. Перед людьми умойте лицо и будьте твердыми, веселыми и сильными. Нельзя хандрить! У нас всё есть. У нас есть больше, чем мы заслуживаем. У нас есть больше, чем мы того достойны. Благодарите Бога, ничего у Него не просите. Слава Тебе, Господи, я живу. Слава Тебе, Господи, у меня есть друзья. Слава Тебе, Господи, я – на своих ногах при ясной памяти. Слава Тебе, Господи, у меня есть работа, какие-никакие деньги есть, я сам себе хлеб покупаю, не протягиваю руку. Слава Тебе, Господи, я крещенный. Слава Тебе, Господи, я много знаю и умею читать, я могу постичь любую науку. Слава Тебе, Господи, у меня еще вся жизнь впереди. Слава Тебе, Господи, я в рай войду, когда умру, потому что Ты за меня умер, – я верую в это, я в раю хочу жить. Вечно жить. Что хандрить?! Эй, вы, люди, возьмитесь за ум, перестаньте унывать, тосковать, печалиться! Пусть печалятся, тоскуют и унывают безбожники. Пусть они разгоняют свою тоску сатанинскими удовольствиями. Пусть «ширяются», «двигаются» и нюхают, потому что у них больше радости нет. Мы с вами имеем миллион причин для того, чтобы улыбнуться и сказать: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе!»