Что значит романтизировать преступника
Романтизация жизни преступников
27 Apr 2021 в 13:32
27 Apr 2021 в 13:32 #1
Много есть фильмов и сериалов где преступники подаются в благоприятном образе «робинов гудов», а копов подают как настоящих злодеев. И часть впечатлительных юнцов (особенно с неблагополучных семей) вдохновляются и вливаются в криминальную среду. Но конечно у них нет возможности грабануть какой-то центробанк как в фильме и они идут щемить средний класс и отнимать деньги у них, хотя они не виноваты в ситуации и т.д.
Ваши мысли по этому поводу?
27 Apr 2021 в 13:32 #2
Почему все любят парней с 99 баллами, а не меня с 0?
27 Apr 2021 в 13:34 #3
извинись
27 Apr 2021 в 13:34 #4
Почему все любят парней с 99 баллами, а не меня с 0?
извинись
Перед кем и за что?
27 Apr 2021 в 13:35 #5
Много есть фильмов и сериалов где преступники подаются в благоприятном образе «робинов гудов», а копов подают как настоящих злодеев. И часть впечатлительных юнцов (особенно с неблагополучных семей) вдохновляются и вливаются в криминальную среду. Но конечно у них нет возможности грабануть какой-то центробанк как в фильме и они идут щемить средний класс и отнимать деньги у них, хотя они не виноваты в ситуации и т.д.
Ваши мысли по этому поводу?
нужно просто более строго следить за соблюдением возрастных ограничений, чтобы тупые дети ничем подобным не впечатлялись
27 Apr 2021 в 13:37 #6
нужно просто более строго следить за соблюдением возрастных ограничений, чтобы тупые дети ничем подобным не впечатлялись
Маркировка «18+» не запретит подростку смотреть фильм. Все равно найдут способ обойти или на пиратском сайте посмотрят.
27 Apr 2021 в 13:41 #7
Почему все любят парней с 99 баллами, а не меня с 0?
если бы ты был с 99 баллами, я думаю тебя любили бы все
27 Apr 2021 в 13:41 #8
если бы ты был с 99 баллами, я думаю тебя любили бы все
27 Apr 2021 в 13:43 #9
извинись
А ещё бандиты часто красиво умирают в конце
27 Apr 2021 в 13:44 #10
оказывается проблема в фильмах, а не в неблагополучных семьях или геттоподобных районах
вот фильмы запретим и уххх заживем
27 Apr 2021 в 13:44 #11
27 Apr 2021 в 13:44 #12
27 Apr 2021 в 13:44 #13
оказывается проблема в фильмах, а не в неблагополучных семьях или геттоподобных районах
вот фильмы запретим и уххх заживем
согласен, давайте запретим неблагополучные семьи
27 Apr 2021 в 13:45 #14
оказывается проблема в фильмах, а не в неблагополучных семьях или геттоподобных районах
вот фильмы запретим и уххх заживем
27 Apr 2021 в 13:45 #15
И не забудь РО на 3 дня, спасибо
27 Apr 2021 в 13:45 #16
27 Apr 2021 в 13:46 #17
Сделай так, чтобы меня тоже никто не любил
27 Apr 2021 в 13:46 #18
Если в узком ключе, то потому, что они выступают против власти. Народ обычно власти не доверяет, а культура пользуется этим, чтобы привлечь зрителя. Он смотрит то, от чего бы не отказался сам, только пообещай ему безнаказанность.
А в широком, так то люди всегда сочувствуют злодеям.
27 Apr 2021 в 13:46 #19
Можно снимать те же фильмы про преступность, но с харизматичными копами и мерзкими преступнками.
27 Apr 2021 в 13:47 #20
27 Apr 2021 в 13:47 #21
Сделай так, чтобы меня тоже никто не любил
27 Apr 2021 в 13:48 #22
Можно снимать те же фильмы про преступность, но с харизматичными копами и мерзкими преступнками.
Такими забито все эфирное время на телеканалах. А вообще если откинуть кино, чем больше ментов, тем больше преступности имхо
27 Apr 2021 в 13:52 #23
Амерских фильмов намного больше про крутых копов. Так что хрень морозишь.
27 Apr 2021 в 13:52 #24
Благодаря им потенциальным преступникам проще угомонить свою совесть.
ох вейт, опять получается окружающая обстановка виновата
27 Apr 2021 в 13:53 #25
Так как ситуации разные бывают и как показывает практика «злодеи» могут быть и не особо злодеями, а иногда даже жертвами обстоятельств, в то время как полицейские и «хорошие законопослушные граждане» могут быть оборотнями.
то я бы без раздумий это сделал. Короче не все так однозначно, например все эти законы пишутся людьми, а люди несовершенны, то есть и законы несовершенны, и скорее всего в будущем очень много законов сильно видоизменятся а некоторые перестанут существовать, к примеру уверен проституция в будущем станет нормальным законным делом.
Ну опять же, большинство преступников чисто челики которым не найти оправдания, ну или тупо глупцы.
«Красивый, но гнилой внутри»: почему подростки романтизируют насилие
В сети можно увидеть множество фан-страниц, рисунков, стихов, посвященных преступникам, в том числе печально известным школьным стрелкам. Мы поговорили с руководителем отдела психологического сопровождения учащихся школы «Летово» Светланой Манухиной и с психологами Мариной Гогуевой и Ольгой Бортновской о причинах романтизации насилия.
Ильназкраш
Спустя несколько дней после трагедии в TikTok появился первый фан-аккаунт в поддержку стрелка. Сейчас он удален, но у соответствующего хэштега более миллиона просмотров. Среди посмотревших — те, кто оправдывает действия убийцы, и другие, кто осуждает романтизаторов.
Это не первый прецедент романтизации и даже сексуализации преступника. Аналогичный «культ» складывался и после стрельбы в школе «Колумбайн» (США) в 1999 году. С 2018 года в России все фан-сайты входят в реестр запрещенных сайтов и блокируются, однако это не останавливает десятки и десятки подростков, которые видят не ужас произошедшего, а что-то иное.
Почему они романтизируют убийц
Марина Гогуева, кандидат психологических наук:
При стокгольмском синдроме нам кажется, что убийца — борец за свои права, отчаявшийся человек, который стучался во все двери. Когда был захват больницы в Буденновске, находились те, кто романтизировал террористов. Им казалось, что это люди, которые борются за свою правду, решаются ради нее на страшные поступки.
Стокгольмский синдром — термин психологии, который описывает защитную связь, возникающую между жертвой и агрессором. Она характеризуется сочувствием, симпатией, взаимной или односторонней.
Подростки могут объяснять преступления именно таким образом. Плюс они по своей природе стремятся объединяться в группы по интересам, а делать это проще, когда есть общий кумир, на которого можно равняться. Убийцу на эту роль выбрать можно, если подросток видит в нем то же, что характерно для него: неуслышанность, непризнанность, ненужность.
Можно обратиться к литературе и кино, где часто используется подобный образ. Персонаж-страдалец, сломленный, без обратного действия будет только жертвой и слабаком, который не вызывает желания быть на него похожим. Зато если добавить агрессию, силу, доходящую до жестокости, получится герой, который однажды захотел сбросить с себя оковы и отомстить обидчикам. Это и Зорро, и Робин Гуд, и Аладдин, и граф Монте-Кристо.
Мы видим это в кино, читаем про такое в книгах, но удивляемся, когда дети восхищаются подобным в жизни
У детей недостаточно развито критическое мышление, чтобы разбираться, где нечто романтичное, а где нечто ужасное, что пытаются выставить как что-то романтичное.
Одни подростки романтизируют образ преступника, а другие нет не потому, что одни больше смотрят аниме, а другие не смотрят. Речь идет об узнавании себя. Если ребенок видит свое сходство с преступником — подавленным, забитым, — ему хочется наказать обидчика. Преступник становится «тем, кто смог».
Для детей, которые воспитываются в психологически здоровых семьях, где родители их не подавляют и уделяют внимание, такое поведение менее характерно. Они едва ли увидят в таком персонаже героя, они увидят в нем преступника, убийцу, человека с психическим расстройством. Так что запрещать те же аниме, компьютерные игры и так далее в попытках снизить интерес к насилию все равно что состригать сорняки ножницами. Причина совсем не в этом.
Как романтизация становится сексуализацией
Мы можем говорить о действии стереотипа «девочки любят плохих мальчиков». К мальчишам-плохишам можно относиться с большей лояльностью, интересом. Откуда такой паттерн?
Во-первых, он формируется обществом, где есть частый сюжет — женщина тянет на себе семью и детей, а муж выполняет декоративную функцию: он просто веселый, щедрый, гостеприимный, любит погулять и пошутить ниже пояса. Это тот же образ «крутого парня», мальчиша-плохиша. Он может видоизменяться, но все равно будет считаться более одобряемым, чем образ «хорошего мальчика», с которым априори скучно.
Успешный менеджер, но не солдат: как меняются представления об идеальном мужчине и отце
Во-вторых, важно понимать, какие понятия авторитета сформировались у человека к 13–14 годам. Может казаться, что авторитет — тот, кто пришел в магазин и может громко заявить, что у продукта истек срок годности, поругаться. При этом человек, который выскажет претензии дипломатично, будет казаться слюнтяем.
В отношениях, которые можно назвать нормальными, человеку с травмирующим опытом будет скучно
Ольга Бортновская, подростковый психолог:
Стереотип о том, что девочкам нравятся хулиганы, не совсем стереотип. Непредсказуемые люди с насыщенной событиями жизнью отвлекают от рутины. Многие не знают, как без перекосов разнообразить свою повседневность.
Для девочек может быть характерно желание «спасти» и «исправить» хулигана
Сделав из него «хорошего человека» и тем самым доказав всем, что и сама спасительница — хорошая девочка. Мальчики, в свою очередь, могут считывать такое направление симпатии. Они готовы играть роль тех, кого будут любить.
На формирование такой нестабильной и потенциально травмирующей связи влияет контекст детства человека. Обычно такие симпатии связаны с нарушенной привязанностью, отсутствием достаточной любви и взаимопонимания в отношениях со значимыми для ребенка взрослыми.
Симпатия к преступнику может поддерживаться благодаря травмирующему опыту, уже пережитому человеком. Именно некая травма, с которой психика справляется постепенно, может давать почву для оправдания поведения преступника. Особенно легко прибегнуть к оправданию, если у объекта симпатии есть некий диагноз, который якобы снимает с него ответственность за совершенное.
Откуда идет внутренняя агрессия
Если подросток симпатизирует убийце, это может быть маркером его подавленности, ощущения отверженности. С этим можно и нужно работать.
Но одно дело, когда подросток думает о некоем отмщении на уровне эмоций, фантазий. А вот когда кто-то совершает подобное на самом деле, он понимает, что мечтания можно воплотить в жизнь — ведь другие люди смогли.
«Мама делала вид, что ничего не происходит». Зачем подростки причиняют себе боль и как им помочь
В такой ситуации важно не запрещать аниме и компьютерные игры, а обратиться к причинам деструктивного поведения. Ребенка могут гнобить в школе, в том числе и учителя. Причиной травли может быть внешность, национальность и любой другой, менее явный признак.
Важно, чтобы подросток мог найти поддержку, тогда уровень напряжения можно будет контролировать.
Аниме и компьютерные игры тоже виноваты?
Светлана Манухина, руководитель отдела психологического сопровождения учащихся школы «Летово»:
Аниме — это целый культурный пласт. Да, в нем иногда есть сцены насилия, как и во многих других мультфильмах, — но как научить противостоять агрессии или насилию, если не учить детей справляться с ними? Пускай и на примере героев мультфильмов. Родителям важно быть в курсе того, чем увлекаются и что смотрят их дети. Здорово, если родители смотрят мультфильмы вместе со своими детьми.
В аниме, как и в почти любых мультфильмах, фильмах и текстах, вообще есть положительные и отрицательные герои. Дети редко улавливают полутона в отношениях, поэтому задача родителей — специально смотреть мультфильмы вместе и проговаривать неясные моменты. Как переживать трагедии, как относиться к друзьям и врагам. Такая рефлексия помогает сформировать более взрослое, осознанное поведение, определить нормы и границы.
Иногда в культуре намеренно используются такие средства, которые создают отрицательному герою крайне привлекательный образ: например, некто бежит из тюрьмы, но попутно спасает человека. С одной стороны, это опасный ход, который стимулирует зрителя равняться на персонаж.
С другой — он же показывает, что в плохих людях может быть что-то хорошее, равно как и положительным героям могут быть присущи отрицательные черты. Очень важно научить ребенка не романтизировать людей, а смотреть на их плюсы и минусы максимально объективно.
Что делать родителям
Если родитель видит, что у ребенка есть тенденция симпатизировать таким жестоким преступникам, лучше вместе с подростком обратиться к психологу.
Если контакт с подростком был когда-то утерян, а родители сейчас встрепенулись и хотят его наладить, разговора может просто не получиться.
В подростковом возрасте дети, как правило, относятся к взрослым с известной долей недоверия к их жизненному опыту
Происходит обесценивание, и поэтому подросток может не послушать родителя даже в том случае, если он будет говорить, не манипулируя ребенком.
Конфликт можно урегулировать с помощью стороннего взрослого, которым и является психолог. Альтернативный вариант — обратиться к родственнику или другу, у которого с подростком хорошие, доверительные отношения. Он может помочь найти общий язык и обнаружить проблемы, которые тревожат подростка. Потом с каждой из них можно будет работать отдельно.
Агрессия — это одно из проявлений человеческих эмоций, которое чаще всего выражается в деструктивном поведении, нарушающем нормы жизни. Странно говорить о запрете на негативные эмоции. Как тогда понять, где позитив, а где негатив? Проявление гнева — одна из наших эмоций.
Другой вопрос, умеем ли мы ее контролировать. К сожалению, в школах редко говорят о том, как говорить об эмоциях и регулировать их. А ведь в становлении человека важна не только академическая успешность, но и умение вести себя в обществе и грамотно реагировать на внешние проявления социума и свое внутреннее состояние. Обучая ребенка, важно помнить, что нельзя только запрещать.
При этом нельзя просто сказать ребенку: «Нельзя бить девочку, мальчика»
Запрещая что-то, нужно давать и другой, альтернативный паттерн поведения. Хорошо, если иные, более приемлемые паттерны выражения агрессии формируются у ребенка в процессе обсуждения, дискуссии в классе.
Если агрессия проявляется в опасной для самого человека и окружающих форме, это нельзя спускать на тормозах. Нужно обязательно обсуждать разные варианты реагирования на ситуацию и границы норм поведения. Реальный риск могут определить только профессионалы, но задача родителей и учителей — не скрыть историю, а обратиться за помощью и постараться помочь ребенку (а иногда и всей семье) получить профессиональную помощь.
Очень важный вопрос — романтизация преступников. Это очень непростое и все чаще встречаемое явление. Главный совет учителю и родителю — не откладывать разговор о романтизации преступника на долгое время. Ребенка надо спрашивать о том, что именно ему нравится в негативном герое, какие конкретные черты его привлекают. Сам факт убийства или агрессии нравится редко (в противном случае это серьезный сигнал для взрослых) — это скорее «прощается» подростком, потому что у героя есть еще какие-то привлекательные стороны (сила, мужество, стремительность, решительность и т. д.).
Стоит попытаться понять, почему именно эти черты симпатичны ребенку. И попробовать помочь объективно взглянуть на положительного и отрицательного персонажей.
Психологи рассказали, почему подростки романтизируют преступников
В 2018 году родители подарили Кэмерону Херрину автомобиль Ford Mustang в честь окончания учебы. Через два дня он решил устроить импровизированные гонки на новой машине вместе со своим другом 17-летним Джоном Баррино, который сел за руль Nissan. Во время гонки он сбил 24-летнюю Джессику Рейзингер-Раубенольт, переходившую дорогу с коляской, в которой была ее полуторагодовалая дочь Лилия. Баррино свернул, а Херрин не успел остановиться и на скорости примерно 50–60 км/час врезался в пешеходов.
Девушка умерла в госпитале в тот же день, ее дочери не стало на следующий день.
Судебное разбирательство по делу Хэррина и Баррино затянулось на три года. Баррино в декабре 2020 года дали 6 лет колонии, а Хэррина в апреле 2021 года приговорили к 24 годам лишения свободы.
Популярным Херрин стал в июле, когда подростки начали снимать видео в соцсети TikTok, в которых просили дать Кэмерону второй шанс. Видеозаписи с хештегом #cameronherrin посмотрели более двух миллиардов раз. Популярные фан-аккаунты «красивого преступника» (так называют парня поклонники) насчитывают сотни тысяч подписчиков. Некоторые профили даже стали верифицированными в соцсети и получили синюю галочку.
Чаще всего в соцсети публиковали кадры вынесения приговора — на них у Хэррина расширяются глаза, когда он слышит вердикт.
«Дайте ему шанс. Он заслуживает этого», — так подписала ролик в поддержку парня блогер lilbad09.
Подростки могут возводить в кумиры людей, которые совершили преступления, из-за гормональной перестройки организма, характерной в этом возрасте. Из-за этого они выбирают лидерами тех, кто смог выделиться и продемонстрировать силу, объясняет психолог Татьяна Попова.
«В подростковом возрасте у человека формируется личность, но это происходит под влиянием физиологической перестройки организма. То есть инстинктивные проявления характера — сила, власть, умение выделяться (даже неконструктивными способами), обратить на себя внимание с точки зрения окружающих — становятся на первое место. Здесь присутствует «ссылка» на гормоны – и ими необходимо учиться управлять», — сказала она.
В подростковом возрасте дети начинают бунтовать против привычных правил. Поддержка людей, нарушающих общепринятые нормы, — форма подобного «бунта», отмечает детский психолог Ксения Несютина.
«В подростковом возрасте идет становление и понимание определенных границ и правил: что можно и нельзя. Яркая иллюстрация – подростки именно в это время начинают бунтовать против родительских правил. Это нормально и необходимо, чтобы подросток смог потом сформулировать свои. Но бунт против социальных правил – это уже не совсем нормально и говорит о том, что он не удержался внутри семьи. К этому относится и поддержка преступников», — пояснила собеседница «Газеты.Ru».
Хотя подростки с внутренним бунтом и могут поддерживать преступления, в реальности совершать их они не готовы.
«Не все подростки до конца понимают, что это все произошло в действительности, и это тоже жизнь, за которой стоят реальные люди. Для многих это просто шутка», — отмечает Несютина.
Внешний вид преступника также влияет на подростковое восприятие – если «кумир» привлекателен, он, скорее всего, будет производить положительное впечатление.
«Многие известные преступники выглядели очень мило – но внешность обманчива. Тут получается такой синергетический эффект: внешность плюс проявление силы – и получается так называемое привлечение внимания», — говорит Попова.
Восхваление преступников может привести к тому, что неподготовленные подростки будут считать подобные нарушения нормой, подчеркнула Несютина.
«Во-первых, это мотивирует их «кумиров» совершать новые преступления. Во-вторых, дети с пробелами в воспитании могут начать склоняться к нарушению общепринятых законов», — пояснила она.
Чтобы предупредить преступления, важно с раннего возраста заниматься социализацией ребенка.
«Семья, школа, двор, секции и другое окружение влияют на формирование подростка — то, как он будет общаться с окружающими. Нужно занимать детей с самого раннего детства: спорт, соревнования, развитие по интересам интеллектуального характера. Чем больше ребенок занят, чем больше у него интересов, тем меньше у него склонности к инстинктивным проявлениям и романтизации преступлений», — заключила Попова.
Почему подростки романтизируют насилие: «Красивый, но гнилой внутри»
В сети можно увидеть множество фан-страниц, рисунков, стихов, посвященных преступникам, в том числе печально известным школьным стрелкам.
Спустя несколько дней после трагедии в TikTok появился первый фан-аккаунт в поддержку стрелка. Сейчас он удален, но у соответствующего хэштега более миллиона просмотров. Среди посмотревших — те, кто оправдывает действия убийцы, и другие, кто осуждает романтизаторов.
Это не первый прецедент романтизации и даже сексуализации преступника. Аналогичный «культ» складывался и после стрельбы в школе «Колумбайн» (США) в 1999 году. С 2018 года в России все фан-сайты входят в реестр запрещенных сайтов и блокируются, однако это не останавливает десятки и десятки подростков, которые видят не ужас произошедшего, а что-то иное.
Почему они романтизируют убийц
Марина Гогуева, кандидат психологических наук:
При стокгольмском синдроме нам кажется, что убийца — борец за свои права, отчаявшийся человек, который стучался во все двери. Когда был захват больницы в Буденновске, находились те, кто романтизировал террористов. Им казалось, что это люди, которые борются за свою правду, решаются ради нее на страшные поступки.
Стокгольмский синдром — термин психологии, который описывает защитную связь, возникающую между жертвой и агрессором. Она характеризуется сочувствием, симпатией, взаимной или односторонней.
Подростки могут объяснять преступления именно таким образом. Плюс они по своей природе стремятся объединяться в группы по интересам, а делать это проще, когда есть общий кумир, на которого можно равняться. Убийцу на эту роль выбрать можно, если подросток видит в нем то же, что характерно для него: неуслышанность, непризнанность, ненужность.
Можно обратиться к литературе и кино, где часто используется подобный образ. Персонаж-страдалец, сломленный, без обратного действия будет только жертвой и слабаком, который не вызывает желания быть на него похожим. Зато если добавить агрессию, силу, доходящую до жестокости, получится герой, который однажды захотел сбросить с себя оковы и отомстить обидчикам. Это и Зорро, и Робин Гуд, и Аладдин, и граф Монте-Кристо.
Мы видим это в кино, читаем про такое в книгах, но удивляемся, когда дети восхищаются подобным в жизни
У детей недостаточно развито критическое мышление, чтобы разбираться, где нечто романтичное, а где нечто ужасное, что пытаются выставить как что-то романтичное.
Одни подростки романтизируют образ преступника, а другие нет не потому, что одни больше смотрят аниме, а другие не смотрят. Речь идет об узнавании себя. Если ребенок видит свое сходство с преступником — подавленным, забитым, — ему хочется наказать обидчика. Преступник становится «тем, кто смог».
Для детей, которые воспитываются в психологически здоровых семьях, где родители их не подавляют и уделяют внимание, такое поведение менее характерно. Они едва ли увидят в таком персонаже героя, они увидят в нем преступника, убийцу, человека с психическим расстройством. Так что запрещать те же аниме, компьютерные игры и так далее в попытках снизить интерес к насилию все равно что состригать сорняки ножницами. Причина совсем не в этом.
Как романтизация становится сексуализацией
Марина Гогуева:
Мы можем говорить о действии стереотипа «девочки любят плохих мальчиков». К мальчишам-плохишам можно относиться с большей лояльностью, интересом. Откуда такой паттерн?
Во-первых, он формируется обществом, где есть частый сюжет — женщина тянет на себе семью и детей, а муж выполняет декоративную функцию: он просто веселый, щедрый, гостеприимный, любит погулять и пошутить ниже пояса. Это тот же образ «крутого парня», мальчиша-плохиша. Он может видоизменяться, но все равно будет считаться более одобряемым, чем образ «хорошего мальчика», с которым априори скучно.
Во-вторых, важно понимать, какие понятия авторитета сформировались у человека к 13–14 годам. Может казаться, что авторитет — тот, кто пришел в магазин и может громко заявить, что у продукта истек срок годности, поругаться. При этом человек, который выскажет претензии дипломатично, будет казаться слюнтяем.
В отношениях, которые можно назвать нормальными, человеку с травмирующим опытом будет скучно
Ольга Бортновская, подростковый психолог:
Стереотип о том, что девочкам нравятся хулиганы, не совсем стереотип. Непредсказуемые люди с насыщенной событиями жизнью отвлекают от рутины. Многие не знают, как без перекосов разнообразить свою повседневность.
Для девочек может быть характерно желание «спасти» и «исправить» хулигана
Сделав из него «хорошего человека» и тем самым доказав всем, что и сама спасительница — хорошая девочка. Мальчики, в свою очередь, могут считывать такое направление симпатии. Они готовы играть роль тех, кого будут любить.
На формирование такой нестабильной и потенциально травмирующей связи влияет контекст детства человека. Обычно такие симпатии связаны с нарушенной привязанностью, отсутствием достаточной любви и взаимопонимания в отношениях со значимыми для ребенка взрослыми.
Симпатия к преступнику может поддерживаться благодаря травмирующему опыту, уже пережитому человеком. Именно некая травма, с которой психика справляется постепенно, может давать почву для оправдания поведения преступника. Особенно легко прибегнуть к оправданию, если у объекта симпатии есть некий диагноз, который якобы снимает с него ответственность за совершенное.
Откуда идет внутренняя агрессия
Марина Гогуева:
Если подросток симпатизирует убийце, это может быть маркером его подавленности, ощущения отверженности. С этим можно и нужно работать.
Но одно дело, когда подросток думает о некоем отмщении на уровне эмоций, фантазий. А вот когда кто-то совершает подобное на самом деле, он понимает, что мечтания можно воплотить в жизнь — ведь другие люди смогли.
В такой ситуации важно не запрещать аниме и компьютерные игры, а обратиться к причинам деструктивного поведения. Ребенка могут гнобить в школе, в том числе и учителя. Причиной травли может быть внешность, национальность и любой другой, менее явный признак.
Важно, чтобы подросток мог найти поддержку, тогда уровень напряжения можно будет контролировать.
Аниме и компьютерные игры тоже виноваты?
Светлана Манухина, руководитель отдела психологического сопровождения учащихся школы «Летово»:
Аниме — это целый культурный пласт. Да, в нем иногда есть сцены насилия, как и во многих других мультфильмах, — но как научить противостоять агрессии или насилию, если не учить детей справляться с ними? Пускай и на примере героев мультфильмов. Родителям важно быть в курсе того, чем увлекаются и что смотрят их дети. Здорово, если родители смотрят мультфильмы вместе со своими детьми.
В аниме, как и в почти любых мультфильмах, фильмах и текстах, вообще есть положительные и отрицательные герои. Дети редко улавливают полутона в отношениях, поэтому задача родителей — специально смотреть мультфильмы вместе и проговаривать неясные моменты. Как переживать трагедии, как относиться к друзьям и врагам. Такая рефлексия помогает сформировать более взрослое, осознанное поведение, определить нормы и границы.
Иногда в культуре намеренно используются такие средства, которые создают отрицательному герою крайне привлекательный образ: например, некто бежит из тюрьмы, но попутно спасает человека. С одной стороны, это опасный ход, который стимулирует зрителя равняться на персонаж.
С другой — он же показывает, что в плохих людях может быть что-то хорошее, равно как и положительным героям могут быть присущи отрицательные черты. Очень важно научить ребенка не романтизировать людей, а смотреть на их плюсы и минусы максимально объективно.
Что делать родителям
Марина Гогуева:
Если родитель видит, что у ребенка есть тенденция симпатизировать таким жестоким преступникам, лучше вместе с подростком обратиться к психологу.
Если контакт с подростком был когда-то утерян, а родители сейчас встрепенулись и хотят его наладить, разговора может просто не получиться.
В подростковом возрасте дети, как правило, относятся к взрослым с известной долей недоверия к их жизненному опыту
Происходит обесценивание, и поэтому подросток может не послушать родителя даже в том случае, если он будет говорить, не манипулируя ребенком.
Конфликт можно урегулировать с помощью стороннего взрослого, которым и является психолог. Альтернативный вариант — обратиться к родственнику или другу, у которого с подростком хорошие, доверительные отношения. Он может помочь найти общий язык и обнаружить проблемы, которые тревожат подростка. Потом с каждой из них можно будет работать отдельно.
Агрессия — это одно из проявлений человеческих эмоций, которое чаще всего выражается в деструктивном поведении, нарушающем нормы жизни. Странно говорить о запрете на негативные эмоции. Как тогда понять, где позитив, а где негатив? Проявление гнева — одна из наших эмоций.
Другой вопрос, умеем ли мы ее контролировать. К сожалению, в школах редко говорят о том, как говорить об эмоциях и регулировать их. А ведь в становлении человека важна не только академическая успешность, но и умение вести себя в обществе и грамотно реагировать на внешние проявления социума и свое внутреннее состояние. Обучая ребенка, важно помнить, что нельзя только запрещать.
При этом нельзя просто сказать ребенку: «Нельзя бить девочку, мальчика»
Запрещая что-то, нужно давать и другой, альтернативный паттерн поведения. Хорошо, если иные, более приемлемые паттерны выражения агрессии формируются у ребенка в процессе обсуждения, дискуссии в классе.
Если агрессия проявляется в опасной для самого человека и окружающих форме, это нельзя спускать на тормозах. Нужно обязательно обсуждать разные варианты реагирования на ситуацию и границы норм поведения. Реальный риск могут определить только профессионалы, но задача родителей и учителей — не скрыть историю, а обратиться за помощью и постараться помочь ребенку (а иногда и всей семье) получить профессиональную помощь.
Очень важный вопрос — романтизация преступников. Это очень непростое и все чаще встречаемое явление. Главный совет учителю и родителю — не откладывать разговор о романтизации преступника на долгое время. Ребенка надо спрашивать о том, что именно ему нравится в негативном герое, какие конкретные черты его привлекают. Сам факт убийства или агрессии нравится редко (в противном случае это серьезный сигнал для взрослых) — это скорее «прощается» подростком, потому что у героя есть еще какие-то привлекательные стороны (сила, мужество, стремительность, решительность и т. д.).
Стоит попытаться понять, почему именно эти черты симпатичны ребенку. И попробовать помочь объективно взглянуть на положительного и отрицательного персонажей.