Что значит ролевая модель
PRAKTIK
Ролевые модели: теория и практика сегодняшнего дня
В психологию понятие «ролевая модель» пришло из социологии. Отцом этого выражения считается американский социолог Роберт Мертон (Robet Merton). Также важное значение для раскрытия феномена ролевого моделирования принадлежит Альберту Бандуре (Albert Bandura). А.Бандура, как создатель теории социального научения, утверждал: многие образцы поведения и мысли усваиваются через процесс социального моделирования. Термин «социальное моделирование» означает процесс научения в результате наблюдения или подражания, когда наблюдатели пытаются воспроизводить определенные мысли и поведение ролевых моделей. Моделирование — универсальная процедура, которая используется для формирования определенных ценностей, установок, взглядов, образа мыслей и поведения в рамках любой культуры.
Главная функция моделирования — обучение на основе наблюдения. Наблюдатели могут приобретать когнитивные навыки и новые формы поведения с помощью наблюдения за поведением и деятельностью других людей, ролевых моделей (role models).
Другая функция моделирования — повышение самоэффективности у зрителей (усиление намерения изменить поведение или уверенности в себе относительно усвоения нового поведения). Моделирование также передает социальные нормы, показывая, что «все так делают».
В ряде исследований изучались характеристики ролевых моделей, определяющие их способность влиять на изменения установок и представлений, на принятие решений и усвоение новых форм поведения. Сила воздействия различных ролевых моделей определяется такими факторами, как их привлекательность, воспринимаемая социальная компетентность, доверие. Люди, появляющиеся на телеэкране как символы желаемых качеств (власть, сексуальная привлекательность, мужественность), могут оказывать особенно сильное влияние. Сильное влияние ролевая модель может также оказывать в тех случаях, когда наблюдатель замечает сходство между моделью и им самим. Поэтому, например, для подростков их сверстники чаще всего являются наиболее влиятельными ролевыми моделями в повседневном социальном научении. Многочисленные исследования также показали, что научение улучшается, когда ролевые модели демонстрируют реалистическое преодоление возникающих при этом проблем. Например, известно, что более сильное воздействие оказывают модели, которые время от времени терпят неудачу, по сравнению с демонстрирующими неизменный успех при выполнении любого трудного задания.
В соответствии с теорией социального научения А. Бандуры необходимо различать факторы, влияющие на усвоение нового поведения и на реальное выполнение определенных действий. Моделирование поведения через средства массовой информации может приводить к формированию нового поведения на когнитивном уровне, т. е. человек может знать, что и как надо делать. Но для того, чтобы он действительно стал это делать, необходимо прямое социальное подкрепление: стимулирование (cueing) и обеспечение обратной связи (feedback).
Во многих исследованиях показано, что при формировании сложных форм поведения эффективность научения очень сильно возрастает, если дополнительно обеспечивается межличностное общение в целях осуществления поддержки (одобрения), обратной связи и подкрепления.
Доктор Мэрилин Прайс-Митчелл(Price-Mitchell) провела в 2014-2015 годах масштабное ислледование поведения подростков в Калифорнии. Вместе с 52 студентами Мэрилин Прайс-Митчелл собирала материалы для своей новой книги. \»Tomorrow’s Change Makers, Reclaiming the Power of Citizenship for a New Generation\» – о проблемах и достижениях молодых людей не только в США, но и в других странах мира. Уже совсем скоро к власти придут молодые лидеры, для которых ответственность перед обществом – основа основ; эти сегодняшние подростки будут способны поступиться личными интересами ради интересов общества – утверждает автор. Часть исследования Прайс-Митчелл опубликовала в виде статьи «Пять желаемых черт ролевой модели. Чего хотят подростки».
Согласно результатам исследования Прайс-Митчелл, топовыми качествами ролевой модели (Top Five Qualities of Role Models) сегодняшнего дня стали:
Запрос от респондентов исследования Прайс-Митчелл к обществу очевиден: мы готовы брать пример, говорят современные подростки, но только с тех, кто уже сегодня активно живет по законам завтрашнего дня.
Также в своих работах Прайс-Митчелл описывает простой алгоритм выбора ролевой модели. Этот алгоритм вполне универсален.
Алгоритм выбора ролевой модели (по Прайс-Митчелл)
Шаг 2. Определите ваши плохие привычки и слабости. Это то, что вы не любите в себе или хотите изменить.
Шаг 3. Составьте список ключевых характеристик того, что вы хотите достигнуть. Хотите жить в определенном месте? Хотите чего-то конкретно? Стать человеком, который делает что? Напишите также список вещей, которые вы хотите иметь.
Шаг 4. Не забывайте верить в себя. Как только вы начнете изучать подходящие вам ролевые модели, постарайтесь не забывать развивать доверие самому себе. Цель поиска ролевой модели – стать лучшей версией самого себя. Вы должны быть уверены в себе и своих способностях стать всем, чем пожелаете.
Шаг 5. Наметьте людей, которые демонстрируют те же самые качества, которых вы запланировали достичь. Если вы хотите быть человеком-легендой, ищите людей, которых вы сами можете назвать легендарными. Уделите этому время, подумайте, взвесьте все за и против. Почему этот человек так вас вдохновляет? Что за послание он несет своими поступками?
Совет: Отличные ролевые модели могут оказаться совсем рядом с вами. Эти люди вполне смогут дать вам отличный толчок к действию и даже стать настоящими учителями
Шаг 6. Рассматривайте тех, кто имеет чувство цели. Хорошая ролевая модель – те, кто знают, кто они. Вам не нужны те, кто отлично выглядит, но не имеет внутреннего стержня. Также избегайте тех, кто только тщится быть тем, кем не является.
Шаг 7. Выбирайте тех, кто позволит вам быть в дружбе с самим собой. Ваша ролевая модель – это человек, который искренне верит в то, что немного чудачества не повредит, особенно если это чудачество делает человека уникальным. Этот человек всегда позволит вам с удовольствием смотреть на себя в зеркало и быть самим собой.
Совет: иметь ролевую модель – значит воодушевлять самого себя на что-то большее и лучшее. Если ваша ролевая модель заставляет вас чувствовать свою неполноценность или иные негативные эмоции, лучше подумать о смене такой ролевой модели.
Шаг 8. Рассматривайте тех, кто открыт к общению с другими людьми. Вам будет легче понять такого человека и в дальнейшем имитировать его поведение.
Шаг 9. Подумайте дважды, прежде чем выбрать ролевую модель среди звезд на вершинах хит-парадов. Намного лучше выбрать ролевую модель среди тех, кто демонстрирует стабильные способности, честно заработанные самоотдачей и видимым трудом. Очень часто яркие звезды, достигшие грандиозного успеха, пришли к нему рискованными методами.
Совет: выбирая звезду в качестве ролевой модели, будьте осторожны – вас может постичь разочарование, так как сложно имитировать «шанс» или «счастливую встречу», которые привели звезду к успеху.
Шаг 10. Выбирайте человека, максимально не похожего на вас. Нам всем хочется стать ближе к людям, которые похожи на нас. Осторожно! Такая ролевая модель отбросит вас назад и не принесет видимого прогресса в делах. Вы не станете менять в себе ничего всерьез, возможно, только немного улучшите то, что уже есть. Выбирайте ролевую модель по принципу : «этого во мне точно нет, но так хотелось бы иметь»
Совет: имитировать ролевую модель, не похожую на вас, достаточно сложно и непривычно. Но именно такой путь выведет вас на новый уровень развития, о котором вы даже не мечтали. Например, если вы отважны и порывисты, выбирайте образцом того, кто известен долгим обдумыванием решений.
Шаг 11. Узнавайте больше не только об удачах, но и о провалах вашей ролевой модели. Иногда подробный разбор ошибок и неудач вашего кумира даст вам больше и воодушевит сильнее, чем сплошной перечень чужих наград и успехов. Изучая ошибки звезд, вы еще раз поймете: это обычные люди, такие же, как и вы. Важно понять и принять этот факт, чтобы улучшить себя.
Совет: даже великие умы, такие как Исаак Ньютон или Альберт Эйнштейн, множество раз ошибались в своих научных поисках. Узнавая о чужих поисках и разочарованиях, вы лишний раз заставите себя вернуться к работе еще и еще, даже если вам будет казаться, что это бесполезно.
Шаг 12. Выбирайте ролевой моделью только и исключительно того, чьи успехи в жизни не идут вразрез с вашими моральными ценностями и убеждениями. Ролевая модель – человек., которым вы по-настоящему восхищены без оговорок и скидок на обстоятельства.
Совет: обращайте внимания на такие личные качества, как терпение, умение не падать духом, хорошие коммуникативные навыки, принятие себя и других, а также умение преодолевать затруднения.
Шаг 13. Не копируйте вашу ролевую модель полностью. У каждого бывают ошибки, даже у того без сомнения замечательного человека, который служит вам примером. Ваша ролевая модель – это набросок вашего поведения, компас движения. Будьте критичны, не следуйте поступкам кумира слепо.
Шаг 14. Создавате свой стиль. Как важно наследовать поведение ролевой модели, так и важно сохранять свою индивидуальность. Не потеряйте себя в попытках стать «таким, как». Примите часть себя как то, что делает вам уникальным.
Совет: оставайтесь собой и будьте уверены в том, что вы делаете. Не копируйте поведение других, остыньте. Если люди слепо копируют, это просто доказывает, что у них нет своего «я».
Таким образом, анализ современной психологической литературы позволяет утверждать: вне зависимости от социально-демографических изменений в обществе и связанного с этим кризисом авторитета семьи растущему ребенку крайне важен образец для подражания. Человек, чьи успешные навыки могут стать для ребенка ценным ресурсом для развития и успешной интеграции в общество. Особенно важно для современных подростков знать, что образец для подражания не только успешен, но еще и обладает высокими моральными качествами. Кто именно станет ролевой моделью ребенка? Возможно, сегодняшним родителям придется с горечью (или вздохом облегчения – кто знает?) принять тот факт, что ролевую роль ребенок выберет себе сам из наиболее ярких представителей своего окружения. Выбор ролевой модели подростком может быть спонтанным или осознанным. На сегодняшний день механизм выбора ролевой модели ребенком достаточно изучен и даже упрощен до определенных алгоритмов. Но для того, чтобы было возможно применить тот или иной алгоритм, необходимо обеспечить ребенку главное: богатую и полноценную информационную среду и – что еще важнее – насыщенную социальную жизнь. Именно тогда ребенок скорее выберет себе достойный образец для подражания.
Автор: Татьяна Кулаева, психолог
В психологию понятие «ролевая модель» пришло из социологии. Отцом этого выражения считается американский социолог Роберт Мертон (Robet Merton). Также важное значение для раскрытия феномена ролевого моделирования принадлежит Альберту Бандуре (Albert Bandura). А.Бандура, как создатель теории социального научения, утверждал: многие образцы поведения и мысли усваиваются через процесс социального моделирования. Термин «социальное моделирование» означает процесс научения в результате наблюдения или подражания, когда наблюдатели пытаются воспроизводить определенные мысли и поведение ролевых моделей. Моделирование — универсальная процедура, которая используется для формирования определенных ценностей, установок, взглядов, образа мыслей и поведения в рамках любой культуры.
Главная функция моделирования — обучение на основе наблюдения. Наблюдатели могут приобретать когнитивные навыки и новые формы поведения с помощью наблюдения за поведением и деятельностью других людей, ролевых моделей (role models).
Другая функция моделирования — повышение самоэффективности у зрителей (усиление намерения изменить поведение или уверенности в себе относительно усвоения нового поведения). Моделирование также передает социальные нормы, показывая, что «все так делают».
В ряде исследований изучались характеристики ролевых моделей, определяющие их способность влиять на изменения установок и представлений, на принятие решений и усвоение новых форм поведения. Сила воздействия различных ролевых моделей определяется такими факторами, как их привлекательность, воспринимаемая социальная компетентность, доверие. Люди, появляющиеся на телеэкране как символы желаемых качеств (власть, сексуальная привлекательность, мужественность), могут оказывать особенно сильное влияние. Сильное влияние ролевая модель может также оказывать в тех случаях, когда наблюдатель замечает сходство между моделью и им самим. Поэтому, например, для подростков их сверстники чаще всего являются наиболее влиятельными ролевыми моделями в повседневном социальном научении. Многочисленные исследования также показали, что научение улучшается, когда ролевые модели демонстрируют реалистическое преодоление возникающих при этом проблем. Например, известно, что более сильное воздействие оказывают модели, которые время от времени терпят неудачу, по сравнению с демонстрирующими неизменный успех при выполнении любого трудного задания.
В соответствии с теорией социального научения А. Бандуры необходимо различать факторы, влияющие на усвоение нового поведения и на реальное выполнение определенных действий. Моделирование поведения через средства массовой информации может приводить к формированию нового поведения на когнитивном уровне, т. е. человек может знать, что и как надо делать. Но для того, чтобы он действительно стал это делать, необходимо прямое социальное подкрепление: стимулирование (cueing) и обеспечение обратной связи (feedback).
Во многих исследованиях показано, что при формировании сложных форм поведения эффективность научения очень сильно возрастает, если дополнительно обеспечивается межличностное общение в целях осуществления поддержки (одобрения), обратной связи и подкрепления.
Доктор Мэрилин Прайс-Митчелл(Price-Mitchell) провела в 2014-2015 годах масштабное ислледование поведения подростков в Калифорнии. Вместе с 52 студентами Мэрилин Прайс-Митчелл собирала материалы для своей новой книги. «Tomorrow’s Change Makers, Reclaiming the Power of Citizenship for a New Generation» – о проблемах и достижениях молодых людей не только в США, но и в других странах мира. Уже совсем скоро к власти придут молодые лидеры, для которых ответственность перед обществом – основа основ; эти сегодняшние подростки будут способны поступиться личными интересами ради интересов общества – утверждает автор. Часть исследования Прайс-Митчелл опубликовала в виде статьи «Пять желаемых черт ролевой модели. Чего хотят подростки».
Согласно результатам исследования Прайс-Митчелл, топовыми качествами ролевой модели (Top Five Qualities of Role Models) сегодняшнего дня стали:
Запрос от респондентов исследования Прайс-Митчелл к обществу очевиден: мы готовы брать пример, говорят современные подростки, но только с тех, кто уже сегодня активно живет по законам завтрашнего дня.
Также в своих работах Прайс-Митчелл описывает простой алгоритм выбора ролевой модели. Этот алгоритм вполне универсален.
Алгоритм выбора ролевой модели (по Прайс-Митчелл)
Шаг 2. Определите ваши плохие привычки и слабости. Это то, что вы не любите в себе или хотите изменить.
Шаг 3. Составьте список ключевых характеристик того, что вы хотите достигнуть. Хотите жить в определенном месте? Хотите чего-то конкретно? Стать человеком, который делает что? Напишите также список вещей, которые вы хотите иметь.
Шаг 4. Не забывайте верить в себя. Как только вы начнете изучать подходящие вам ролевые модели, постарайтесь не забывать развивать доверие самому себе. Цель поиска ролевой модели – стать лучшей версией самого себя. Вы должны быть уверены в себе и своих способностях стать всем, чем пожелаете.
Шаг 5. Наметьте людей, которые демонстрируют те же самые качества, которых вы запланировали достичь. Если вы хотите быть человеком-легендой, ищите людей, которых вы сами можете назвать легендарными. Уделите этому время, подумайте, взвесьте все за и против. Почему этот человек так вас вдохновляет? Что за послание он несет своими поступками?
Совет: Отличные ролевые модели могут оказаться совсем рядом с вами. Эти люди вполне смогут дать вам отличный толчок к действию и даже стать настоящими учителями
Шаг 6. Рассматривайте тех, кто имеет чувство цели. Хорошая ролевая модель – те, кто знают, кто они. Вам не нужны те, кто отлично выглядит, но не имеет внутреннего стержня. Также избегайте тех, кто только тщится быть тем, кем не является.
Шаг 7. Выбирайте тех, кто позволит вам быть в дружбе с самим собой. Ваша ролевая модель – это человек, который искренне верит в то, что немного чудачества не повредит, особенно если это чудачество делает человека уникальным. Этот человек всегда позволит вам с удовольствием смотреть на себя в зеркало и быть самим собой.
Совет: иметь ролевую модель – значит воодушевлять самого себя на что-то большее и лучшее. Если ваша ролевая модель заставляет вас чувствовать свою неполноценность или иные негативные эмоции, лучше подумать о смене такой ролевой модели.
Шаг 8. Рассматривайте тех, кто открыт к общению с другими людьми. Вам будет легче понять такого человека и в дальнейшем имитировать его поведение.
Шаг 9. Подумайте дважды, прежде чем выбрать ролевую модель среди звезд на вершинах хит-парадов. Намного лучше выбрать ролевую модель среди тех, кто демонстрирует стабильные способности, честно заработанные самоотдачей и видимым трудом. Очень часто яркие звезды, достигшие грандиозного успеха, пришли к нему рискованными методами.
Совет: выбирая звезду в качестве ролевой модели, будьте осторожны – вас может постичь разочарование, так как сложно имитировать «шанс» или «счастливую встречу», которые привели звезду к успеху.
Шаг 10. Выбирайте человека, максимально не похожего на вас. Нам всем хочется стать ближе к людям, которые похожи на нас. Осторожно! Такая ролевая модель отбросит вас назад и не принесет видимого прогресса в делах. Вы не станете менять в себе ничего всерьез, возможно, только немного улучшите то, что уже есть. Выбирайте ролевую модель по принципу : «этого во мне точно нет, но так хотелось бы иметь»
Совет: имитировать ролевую модель, не похожую на вас, достаточно сложно и непривычно. Но именно такой путь выведет вас на новый уровень развития, о котором вы даже не мечтали. Например, если вы отважны и порывисты, выбирайте образцом того, кто известен долгим обдумыванием решений.
Шаг 11. Узнавайте больше не только об удачах, но и о провалах вашей ролевой модели. Иногда подробный разбор ошибок и неудач вашего кумира даст вам больше и воодушевит сильнее, чем сплошной перечень чужих наград и успехов. Изучая ошибки звезд, вы еще раз поймете: это обычные люди, такие же, как и вы. Важно понять и принять этот факт, чтобы улучшить себя.
Совет: даже великие умы, такие как Исаак Ньютон или Альберт Эйнштейн, множество раз ошибались в своих научных поисках. Узнавая о чужих поисках и разочарованиях, вы лишний раз заставите себя вернуться к работе еще и еще, даже если вам будет казаться, что это бесполезно.
Шаг 12. Выбирайте ролевой моделью только и исключительно того, чьи успехи в жизни не идут вразрез с вашими моральными ценностями и убеждениями. Ролевая модель – человек., которым вы по-настоящему восхищены без оговорок и скидок на обстоятельства.
Совет: обращайте внимания на такие личные качества, как терпение, умение не падать духом, хорошие коммуникативные навыки, принятие себя и других, а также умение преодолевать затруднения.
Шаг 13. Не копируйте вашу ролевую модель полностью. У каждого бывают ошибки, даже у того без сомнения замечательного человека, который служит вам примером. Ваша ролевая модель – это набросок вашего поведения, компас движения. Будьте критичны, не следуйте поступкам кумира слепо.
Шаг 14. Создавате свой стиль. Как важно наследовать поведение ролевой модели, так и важно сохранять свою индивидуальность. Не потеряйте себя в попытках стать «таким, как». Примите часть себя как то, что делает вам уникальным.
Совет: оставайтесь собой и будьте уверены в том, что вы делаете. Не копируйте поведение других, остыньте. Если люди слепо копируют, это просто доказывает, что у них нет своего «я».
Таким образом, анализ современной психологической литературы позволяет утверждать: вне зависимости от социально-демографических изменений в обществе и связанного с этим кризисом авторитета семьи растущему ребенку крайне важен образец для подражания. Человек, чьи успешные навыки могут стать для ребенка ценным ресурсом для развития и успешной интеграции в общество. Особенно важно для современных подростков знать, что образец для подражания не только успешен, но еще и обладает высокими моральными качествами. Кто именно станет ролевой моделью ребенка? Возможно, сегодняшним родителям придется с горечью (или вздохом облегчения – кто знает?) принять тот факт, что ролевую роль ребенок выберет себе сам из наиболее ярких представителей своего окружения. Выбор ролевой модели подростком может быть спонтанным или осознанным. На сегодняшний день механизм выбора ролевой модели ребенком достаточно изучен и даже упрощен до определенных алгоритмов. Но для того, чтобы было возможно применить тот или иной алгоритм, необходимо обеспечить ребенку главное: богатую и полноценную информационную среду и – что еще важнее – насыщенную социальную жизнь. Именно тогда ребенок скорее выберет себе достойный образец для подражания.
Профиль 6 — Ролевая Модель
Ролевыми моделями в Human Design называют людей, в чьем Профиле есть 6 линия. Таких Профилей четыре: два Правоугольных 4/6 и 3/6 и два Левоугольных 6/2 и 6/3. Профиль показывает то, каким образом мы реализовываем себя во взаимодействии с другими людьми. Как и все в Дизайне Человека, Профиль может проживаться корректно или нет – и корректность дает вам возможность сделать еще один шаг к своей уникальной мифологии. Эта статья может быть полезна тем, кто уже какое-то время находится в эксперименте по следованию своей Стратегии и Авторитету.
За пределами гексаграммы
Понять суть 6 линии невозможно без понимания сути процесса всех остальных гексаграмм. Сам процесс гексаграммы укоренен в развитие, в рамках которого происходит эволюционное движение, в котором суть гексаграммы последовательно раскрывается с переходом от одной линии к другой. Первые три гексаграммы погружены в свой собственный процесс и в той или иной степени исследуют природу гексаграммы, опираясь на доступный для каждой линии инструмент: исследование, раскрытие таланта или адаптацию. Гексаграммы верхней триграммы выражают и передают суть гексаграммы в окружающий мир:
Профиль 6 Дизайн Человека — Ролевая Модель
6 линия обладает особым статусом «вне гексаграммы». Сам процесс 6 линии подразумевает изначальное владение чем-то несравненно большим, чем доступно всем предыдущим линиям и это дает мощное ощущение избранности ее владельцу. Человек с 6 линией не будет стремиться получить какое-либо исследование, чтобы суть этой линии и активированной ею гексаграммы получило дополнительную глубину. Он также не будет пытаться найти в себе талант или дар — для него очевидно, что этот дар встроен в него по умолчанию и любые попытки понять этот дар будут синонимичны попыткам разобрать и собрать хорошо работающую бытовую технику. 6 линия может даже не пытаться передавать свое знание, поскольку она понимает, как превратно могут быть восприняты ее слова теми, кто ее знает. И поэтому в диалоге с близкими 6 линия может предпочитать вообще ничего не говорить, чтобы снова не встретить это сущностное непонимание ее идеализма. 6 линия также может быть бесконечно далека от стремления повлиять на других людей. Она честно пыталась делать это первые 30 лет своей жизни, но с учетом первого этапа проб и ошибок это не давало никакого результата кроме очередного столкновения с несправедливостью и своей беззащитностью.
Говоря о 6 линии, мы говорим о потенциале совершенства. Но совершенства не в общечеловеческом смысле, которое будет иметь ценность для всех и для каждого, а внутреннего совершенства. В этом загадочном процессе в потенциале может состояться чудо, когда то внутреннее ощущение «как это может быть в идеале» рано или поздно станет таковым. Станет завершенным, оконченным процессом. Это можно сравнить с ощущением, знакомым каждому художнику, когда, наконец, после долгого перерисовывания картины, мазки ложатся таким образом, что конечный результат радует творца и он понимает: картина закончена. Добавить больше нечего, она удалась, она получилась и можно мыть кисти. При этом, сам процесс рисования не может считаться или являться работой, это просто некое состояние, в котором происходит акт творчества. Речь не о том, чтобы работать над своим талантом, а о том, чтобы дождаться того момента, когда акт проявления таланта и совершенства будет неминуем и не сможет не состояться.
И в ожидании такого вот момента проводят свою жизнь все наши 6 линии. В них есть предвкушение этого чуда, когда волею какой-то случайности или в особых обстоятельствах из них может проявиться что-то невероятно правильное и красивое прежде всего, для их самих. Это глубоко мистический процесс, не похожий на процесс любой другой гексаграммы. И точка различия здесь — отсутствие каких-либо усилий для того, чтобы это совершенство проявилось. Процессом других линий движет нечто активное, толкающее их на освоение, развитие, усовершенствование, трансформацию, проявление и т.д. 6 линия далека от этого. Она хочет ждать и прислушиваться, не пришло ли уже время для того, чтобы этот дар проявился вовне в виде правильного поступка, состояния, ощущения.
Путь «на крышу»
Жизнь людей с 6 линией в Профиле разбита на несколько частей. Есть период «проб и ошибок» до 30 лет, есть период «на крыше» с 30 до 50, есть период «спуск с крыши» после 50. Все эти периоды обозначены так называемыми «возвратами» планет и могут быть прочитаны аналитиком Human Design в ходе специальной консультации.
Сейчас давайте посмотрим чуть шире. На психологическом уровне в своей жизни 6 линия проживает внутри мощный переход от состояния «со мной не все в порядке» к состоянию «со мной все хорошо». Начало становления 6 линии автоматически подразумевает размышление над своими ошибками, попытки их понять, адаптироваться к другим, донести до других то содержание, которое есть внутри. Этот процесс можно сравнить с попытками человека из провинции произвести впечатление на своего начальника с целью утвердиться на работе в фирме, занимающейся перепродажей канцтоваров. В этом процессе 6 линия полна надежд и ожиданий, она искренне верит в то, что начальник может ее заметить и поддержать, что канцтовары невероятно важны для мира вокруг, что нет более светлой и важной цели, чем выполнить квартальный план продаж. Ближе к 30 годам 6 линию постепенно начинает накрывать пониманием, что все окружающие ее люди являют собой набор обезличенных программ. Что начальник такой же идиот, как оставшиеся в провинции спившиеся друзья и родители. Что цель на самом деле в другом, но в чем конкретно, не очень понятно.
Приблизительно в это же время ощущение постоянных неудач и сложностей пропадает и внутри возникает некое победное чувство гордости за себя, которое можно выразить фразой «у меня получилось». Здесь, в этом переходе закладывается фундамент для тотальной закрытости 6 линии к любым переживательным и проблематизирующим интенциям в свой адрес. Никто больше не сможет довести 6-ую линию до слез, до необходимости делать что-то, до ощущения «ты никчемна». Говорить 6 линии о ее проблемах, неправильной жизни, ошибках, заблуждениях синонимично попыткам упрекнуть современного политика в коррупции. Она не хочет слышать о проблемах, потому что до этого 30 лет жила с ними в обнимку.
Ощущение превосходства также является устойчивой чертой любой 6 линии. Это превосходство человека, имеющего свой стабильный доход в нищей и коррумпированной стране. Это превосходство писателя с двойным тиражом последней книги, общающегося с коллегами, у которых нет ни одной публикации. Это превосходство родителя, встречающего на детской площадке соседку с ребенком, больным генетическим заболеванием. Оно не будет проявлено в виде снисхождение или явного сострадания, но внимательный наблюдатель заметит легкую отстраненность 6 линии, которую легко можно будет считать хотя бы в виде нежелания обсуждать увиденную ситуацию, как-то самоопределяться по ее поводу, проникаться внутренней драмой другого человека, живущего с ней.
И это не превосходство человека, который активно стремится продемонстрировать свой более высокий уровень мышления или бытия. Это нечто классовое, сродни тому, как многие люди из обеспеченных слоев общества действительно не в курсе, сколько стоит проезд в метро, во сколько выходят на пенсию и сколько стоит хлеб в магазине. Это превосходство определяется дистанцией между 6 линией, ее внутренним миром и той драмой, в которой проходит жизнь других людей. В этом процессе 6 линия становится идеальным светским львом, желающим поддерживать разговор лишь на определенные темы, у которых нет острых углов, скрытых сценариев, разносторонней полемики.
И с каждым годом проживания на крыше это состояние укрепляется. Прошлый опыт цементируется, на переживания и страдания от собственного несовершенства накладывается ощущение «со мной все хорошо». Эта ровность, выверенность, оторванность от того, чем дышат остальные люди, вызывает у других людей ощущение надежности. 6 линию начинают воспринимать в качестве советчика, но не того, кто даст какое-то направление или подсказку для решения проблемы, а того, кто позволит не грузиться навалившимися на него проблемами. 6 линия — это эдакий Михалыч, друг детства, к которому можно прийти и на время забыть о всех своих проблемах — потому что Михалыч всякий раз при их упоминании будет уводить разговор в сторону, слушать для вида и с видом, воспринимая которой будет стремительно хотеться побыстрее закончить свою тираду о тяготах и переключиться на какие-то абстрактные вещи. 6-ые линии — мастера абстрактного. Им не хочется говорить о том, что имеет под собой какое-то земное основание. Им не очень интересен разговор о себе и о деталях их быта. Чем более оторван от жизни предмет разговора, тем лучше.
Мне кажется, что единственное, к чему может испытывать симпатию 6 линия на этом этапе – это процесс 3 линии с ее поисками, адаптацией и столкновениями желаемого с действительностью и это то, что хорошо знает про себя 6 линия из своего собственного опыта. 6 линия не хочет вовлекаться в эти пробы и ошибки снова и поэтому ее внимание к 3 линии может напоминать внимание, которое оказывает вышедший на покой миллионер начинающему стартаперу, пытающемуся открыть второй киоск по продаже шаурмы на оккупированном бандитами рынке где-то в пригороде крупного мегаполиса.
Лицемерие
Лицемерие — неотъемлемая часть становления 6 линии. Вместе с тем, похоже, никто толком не понимает, что это такое. Лингвистически, мы используем слово «лицемер» для описания человека, который публично заявляет об одном, но при этом в своей жизни поступает по-другому. В этом заложены, по меньшей мере, две ошибки: во-первых, 6 линия ничего не заявляет и не хочет заявлять, особенно публично, во-вторых, она ничего не делает, чтобы как-то соотнести заявляемое с реальностью. И на более высоком уровне именно за это 6 линию называют лицемером — за отсутствие выражаемой позиции и за отсутствие активных действий. 6 линия ждет своей трансформации, когда встроенная в нее лампочка с цифрой «VI» включится сама и начнет светить, а не мигать из-за перепада напряжения. Более того, ей особо нечего сказать, кроме признания того факта, что лампочка есть и она может давать свет, но сейчас не самое подходящее время для того, чтобы ее увидеть. Но это отличает, безусловно, лишь те 6 линии, которые пребывают в контакте со своей персональной динамикой – с помощью Human Design или телесно-психологических практик.
Обычный же человек, наделенный 6 линией в своем профиле, будет приписывать себе это ощущение благополучия и видеть в этом исключительно свои заслуги. В своем процессе 6 линия активно двигалась, пробовала, делала, ошибалась, мечтала о чем-то и после 30 лет она может пытаться универсализировать свой успех именно такой формулой: мечтай, делай и все у тебя получится. При попытке возразить такой 6 линии о том, что есть объективные препятствия и сложности, вы неизбежно услышите какое-то очень простое, едва не примитивное, объяснение, подкрепляемое все той же мантрой про связь мечты с активными действиями по ее воплощению. Удивительно то, что в этом процессе 6 линию тоже сложно обвинить в лицемерии, поскольку в ее сознании это именно тот шаблон, который позволил ей добиться того благодушного состояния, в котором она сейчас пребывает.
В этой связи, становится очевидным, что попытка найти объяснение «лицемерию» 6 линии обречена на провал в том случае, если связывать этот термин с процессом других людей и видеть за ним нечто, что проявляется во взаимодействии с другими людьми. Очевидно, что говоря о лицемерии, мы прежде всего, имеем дело с невероятно персональным внутренним процессом 6 линии, и это состояние «лицемерия» может быть отнесено в большей степени к качеству ее собственного процесса.
Наверное, противоположностью лицемерия для 6 линии является аутентичность — состояние лада с собой, ощущение, что все встроенные в тебя механизмы работают так, как должны работать. И вне заданных социумом стандартов, рамок и ожиданий. Это действительно ощущение, что ты живешь свою жизнь и можешь ее жить именно так, как есть. И точно также, как любой человек проецирует на 4 линию ощущение дружественности, видит в 5 линии совершенное выражение гексаграммы, в 6 линии он тонко чувствует фальш самой 6 линии по отношению к самой себе. Он чувствует, что 6 линия еще не готова явить миру саму себя, что сейчас неправильное время для демонстрации. Это можно называть как угодно, но похоже, «лицемерие» подходит лучше всего.
Как проживать свои 6 линии? Принять структурную сложность их процесса становления. Увидеть, что фактически, говоря о 6 линиях, можно провести параллель с долгосрочным депозитным вкладом в банк, доступ к которому с процентами можно будет получить лишь тогда, когда вы проживете на этой планете половину столетия и проживете их корректно, будучи собой. И просто наблюдать за ростом и становлением фрагментов своего идеализма и наивности. Если вы носитель программы Профиля 3/6, 4/6, 6/2 или 6/3, вы должны понимать, что никто не имеет права обвинять вас в несовершенстве.
Удивительно, как много нужно выдержки для того, чтобы просто оставить в покое эти аспекты своей природы и дать им возможность созреть в своем ритме, под своим солнцем.