Что значит родовая община история 5 класс
Родовая община
Родова́я общи́на (Род) — исторически первая форма общественной организации людей — (община), где люди связаны кровным родством, в некоторых случаях предполагаемым родством, а в некоторых случаях допускалось и искусственное родство, кроме того, это был союз основанный на коллективном труде, коллективном потреблении, коллективной собственности на землю и орудия труда (охоты), предположительно основанный на социальном равноправии.
Род не был семьёй в современном представлении и может называться семьёй лишь в определённом смысле.
Охота, расчистка леса, земледелие при примитивных орудиях труда требовали больших коллективных усилий. Плуг с железным лемехом, железный топор, лопата, мотыга, лук и стрелы, стальные мечи способствовали вымиранию общины родовой и появлению соседской общины.
У большинства народов в древности, члены родовой общины не могли брать себе жён внутри общины. Поэтому всякая родовая община всегда поддерживала дружеские отношения с другими родовыми общинами, с которыми она обменивалась супругами. Тем самым отношения родства возникали и между общинами, ещё более расширяя рамки сотрудничества и взаимной поддержки.
См. также
В современном мире родовая община это группа родов проживающих на родовых поместьях. Родовое поместье это участок земли не менее 1га, на котором проживает семья или род и ведут совместное хозяйство. Группа таких родовых поместий называется родовая община.
Полезное
Смотреть что такое «Родовая община» в других словарях:
Родовая община — см. Первобытнообщинный строй … Большая советская энциклопедия
Община — (community) Социальная группа людей, связанных между собой конкретным местом. Однако характер социальных связей и местоположения общины вызывают идеологические споры. Традиционные консерваторы подчеркивают, что в основе общины лежит общность… … Политология. Словарь.
ОБЩИНА — ОБЩИНА, форма социальной организации. Первобытная (родовая) община характеризуется общим владением средствами производства, коллективным трудом и потреблением, более поздняя форма соседская (территориальная, сельская) община сочетает… … Современная энциклопедия
ОБЩИНА — форма социальной организации. Первобытная (родовая) община характеризуется коллективным трудом и потреблением, более поздняя форма соседская (территориальная, сельская) община сочетает индивидуальное и общинное владение, характерна для… … Большой Энциклопедический словарь
ОБЩИНА (форма социальной организации) — ОБЩИНА, форма социальной организации. Первобытная (родовая) община характеризуется коллективным трудом и потреблением, более поздняя форма соседская (территориальная, сельская) община сочетает индивидуальное и общинное владение, характерна для… … Энциклопедический словарь
Община (традиционная) — У этого термина существуют и другие значения, см. Община. Община традиционная форма социальной организации. Первобытная (родовая) община характеризуется коллективным трудом и потреблением, более поздняя форма соседская… … Википедия
община — I о/бщина = общи/на см. тж. общинный 1) В доклассовом (и пережиточно в классовом) обществе: форма объединения людей, характеризующаяся коллективной собственностью на средства производства, совместным ведением хозяйства, уравнительным… … Словарь многих выражений
Община — Община многозначное слово, которое может соответствовать таким терминам как en:Commune и en:Community; совокупность представителей определенного вероисповедания, религиозного толка или национальности в стране, городе и т. п.… … Википедия
ОБЩИНА — ОБЩИНА, форма социальной организации. Первобытная (родовая) О. характеризуется коллективным трудом и потреблением, более поздняя форма соседская (территориальная, сельская) О. сочетает индивидуальное и общинное владение, характерна для… … Русская история
ОБЩИНА — 1) традиционная форма социальной организации. Первобытная (родовая) О. характеризуется коллективным трудом и потреблением, более поздняя форма соседская (территориальная, сельская), сочетает индивидуальное и общинное землевладение, В… … Юридический словарь
Что такое родовая община.
Каждая родовая община представляла собой большой коллектив, связанный родством, общностью происхождения и хозяйственной жизни. В родовой общине все люди трудились сообща и имели общее имущество.
Несколько родовых общин, живущих в одной местности, составляли племя. Все племя говорило на одном языке, имело свои обычаи. Во главе племени стоял совет старейшин.
Охота, расчистка леса, земледелие при примитивных орудиях труда требовали больших коллективных усилий. Плуг с железным лемехом, железный топор, лопата, мотыга, лук и стрелы, стальные мечи способствовали вымиранию общины родовой и появлению соседской общины.
Члены родовой общины не могли брать себе жен внутри общины. Поэтому всякая родовая община всегда поддерживала дружеские отношения с другими родовыми общинами, с которыми она обменивалась супругами. Тем самым отношения родства возникали и между общинами, ещё более расширяя рамки сотрудничества и взаимной поддержки.
Каждая родовая община представляла собой большой коллектив, связанный родством, общностью происхождения и хозяйственной жизни. В родовой общине все люди трудились сообща и имели общее имущество.
Несколько родовых общин, живущих в одной местности, составляли племя. Все племя говорило на одном языке, имело свои обычаи. Во главе племени стоял совет старейшин.
Охота, расчистка леса, земледелие при примитивных орудиях труда требовали больших коллективных усилий. Плуг с железным лемехом, железный топор, лопата, мотыга, лук и стрелы, стальные мечи способствовали вымиранию общины родовой и появлению соседской общины.
Члены родовой общины не могли брать себе жен внутри общины. Поэтому всякая родовая община всегда поддерживала дружеские отношения с другими родовыми общинами, с которыми она обменивалась супругами. Тем самым отношения родства возникали и между общинами, ещё более расширяя рамки сотрудничества и взаимной поддержки.
Каждая родовая община представляла собой большой коллектив, связанный родством, общностью происхождения и хозяйственной жизни. В родовой общине все люди трудились сообща и имели общее имущество.
Несколько родовых общин, живущих в одной местности, составляли племя. Все племя говорило на одном языке, имело свои обычаи. Во главе племени стоял совет старейшин.
Охота, расчистка леса, земледелие при примитивных орудиях труда требовали больших коллективных усилий. Плуг с железным лемехом, железный топор, лопата, мотыга, лук и стрелы, стальные мечи способствовали вымиранию общины родовой и появлению соседской общины.
Члены родовой общины не могли брать себе жен внутри общины. Поэтому всякая родовая община всегда поддерживала дружеские отношения с другими родовыми общинами, с которыми она обменивалась супругами. Тем самым отношения родства возникали и между общинами, ещё более расширяя рамки сотрудничества и взаимной поддержки.
Родовая община
Родовая община — второй этап первобытности, после эпохи праобщины. Это так называемая пора зрелости первобытных обществ.
Период первобытной родовой общины датируется 40-35-м тыс. — 10-5-м тыс. до н. э. Такая датировка верна для наиболее развитых обществ Ближнего Востока, в других регионах мира он продолжался значительно дольше.
Этап родовой общины охватывает конец исторической эпохи палеолита, мезолит и большую часть неолита. Начало этого этапа ознаменовано появлением человека современного физического типа.
Орудия труда охотников
Возникновение рода
На смену праобщине пришла новая форма общественной организации — род, который представлял собой большой самоуправляющийся хозяйственный коллектив, состоящий из кровных родственников. Все члены рода проживали на земле, которая являлась общей собственностью, сообща они носили общее родовое имя, сообща трудились, поклонялись родовому божеству, которое чтили наряду со множеством других богов. Членам рода запрещалось вступать в браки между собой, поэтому невест и женихов искали в других родах. Два и более рода объединялись в племя. Племя владело определённой территорией, говорило на своём языке или диалекте, имело особые черты культуры, свои культы, своё имя.
Возникновение рода имело огромное значение для развития человечества: впервые в истории возникла прочная, устойчивая форма социальной организации людей, основанная на кровном родстве, взаимопомощи членов охотничьего коллектива. Род предоставлял людям гарантии защиты и выживания, возможность накопления и передачи знаний и разнообразного опыта — хозяйственного, социального, культурного.
Социальные отношения
В условиях рода значительно укреплялись социальные связи, складывалась устойчивая система отношений между людьми. Отношения в роде строились на основе равенства всех членов коллектива, на общем труде, отсутствии угнетения, расслоения на богатых и бедных, знатных и незнатных. Даровитые люди пользовались уважением: опытные и смелые охотники почитались как герои — зачастую они становились старейшинами рода; искусным целителям доверяли проведение религиозных обрядов — в дальнейшем они превращались в шаманов. В родовой общине сложилась своеобразная и достаточно сложная система воспитания и обучения детей и подростков. С ранних лет их приучали к жизни в коллективе, воспитывали трудолюбие, мужество, смелость, прививали нормы социального поведения, им передавали накопленные обществом знания.
Чтобы стать полноправными членами рода, юноши и девушки должны были пройти через строго установленный обряд инициаций (испытаний). Поведение и вся жизнь людей — и взрослых и детей — строго регулировались обычаями, традициями, нормами религии и морали. В обществе существовали строгие запреты — табу — на некоторые виды действий, которые считались опасными для рода. Одно из основных табу — запрет жениться внутри своего рода. Нарушителей табу строго наказывали.
Управление родом
Управление родом строилось на принципах самоуправления — все взрослые члены рода участвовали в собраниях, сообща принимали решения. Во главе рода стояли старейшины, которые пользовались большим авторитетом. Иногда главой рода могла быть женщина. Для военных действий избирали вождей из числа наиболее опытных и авторитетных воинов.
Преобладание коллективистского, общинного начала в роде означало подчинение личности интересам сообщества, что приводило к ограничению личной свободы, исключало вседозволенность отдельного индивида.
Неолитическая революция
Переход от преимущественно присваивающего типа хозяйства охотников и собирателей к производящему типу хозяйственной деятельности земледельцев и скотоводов называют неолитической революцией. Этот переворот в производстве стал главной предпосылкой к постепенному переходу от первобытности к цивилизации.
Первобытное хозяйство рода
В условиях родового строя человечество добилось значительных успехов в хозяйственной жизни. Люди усовершенствовали технику обработки камня, дерева, кости, рога, стали изготавливать сложные и разнообразные орудия — ножи, топоры, копья, наконечники стрел, гарпуны и др. Очень важным открытием человечества стало изобретение лука и стрел, сделавших охоту более эффективной и безопасной: с помощью лука человек мог поражать животных на значительном расстоянии. В эпоху неолита люди освоили производство керамических изделий и ткачество.
Появление земледелия и скотоводства
Но наибольшее значение имело зарождение в 9-8-м тыс. до н. э. земледелия и скотоводства. Эти новые виды хозяйственной деятельности были освоены в разных частях Земли не одновременно, поэтому они не сразу получили распространение среди различных родов, племён и народов. Наиболее ранними очагами возникновения земледелия и скотоводства считаются регионы Ближнего Востока (Палестина, Северный Ирак, Египет, восточные и южные регионы Малой Азии, долины рек Инда и Хуанхэ).
Земледелие и скотоводство значительно изменили жизнь народов Земли. Первобытные коллективы стали менее зависимы от природы. Хозяйство древнего человека стало более стабильным и производительным. Улучшились условия жизни людей, сократилась смертность, увеличилась рождаемость и продолжительность жизни. Наконец, земледельцы перешли к оседлому образу жизни. На Земле появились первые постоянные посёлки земледельцев, протогорода (энеолит, бронзовый век).
Природа в первобытном обществе
Духовный мир людей родового строя богат, сложен и своеобразен. Человек жил с ощущением своей неразрывной связи с природой, с верой в то, что члены его рода произошли от общего предка — птицы, рыбы или растения — и состоят с ним в родстве. Первобытный человек одухотворял природу, считал, что земля, вода и огонь — живые существа, способные ощущать боль и мстить за причинённый им вред. Кроме того, люди воспринимали природу как свою кормилицу. Поэтому у многих народов, живших родовым строем, установилось бережное отношение к природе. Например, у некоторых народов Крайнего Севера и Сибири считалось недопустимым без необходимости копать землю или вонзать в неё копьё, поскольку это причиняло ей боль. Материал с сайта http://wikiwhat.ru
Быт первобытных людей
Отсутствие собственности формировало у людей ощущение принадлежности всех вещей всем членам общины. Поэтому хотя в личном пользовании оставались орудия земледельческого труда и охоты, одежда, украшения, малые жилища, было принято ими делиться, равно как и пользоваться чужими вещами с разрешения хозяина. Люди, жившие родовым строем, были очень щедры, готовы поделиться последним, если сородич, соплеменник или даже чужой человек нуждается в помощи. Они обладали своеобразным чувством долга перед соплеменниками. Это в равной степени проявлялось и в обязательной помощи сородичам, и в необходимости мстить за причинённую роду обиду.
В эпоху родовой общины широкое распространение получил обычай кровной мести, согласно которому человек, совершивший убийство, либо кто-либо из членов его рода обязательно подлежит смерти в порядке воздаяния («Око за око, зуб за зуб»). Род убийцы нередко старался искупить свою вину, выдавая на расправу убийцу или кого-либо из его ближайших родных, а также предлагая дары роду погибшего. В первобытном обществе с большим уважением относились к старшим — к мужчинам и женщинам, особенно к матерям.
Религия первобытных людей
Большую роль в жизни людей играла первобытная религия — почитание животных или растений, которых род считал своим предком; поклонялись матери-прародительнице; почитали природные стихии — огонь, воду, гром, молнию. Люди верили в магию — считали, что с помощью колдовских действий и обрядов можно добиться определённого результата, например вызвать дождь, сделать успешной охоту или причинить вред врагу.
Община. Родовая община. Соседская община. Первобытное общество
Община — это форма объединения людей на Руси, на основе общего владения средствами производства, полного или частичного самоуправления.
ОБЩИНА — 1) традиционная форма социальной организации. Первобытная (родовая) община, характеризуется коллективным трудом и потреблением, более поздняя форма — соседская (территориальная, сельская), сочетает индивидуальное и общинное землевладение. В дореволюционной России община, была замкнутой сословной единицей, используемой как аппарат для сбора податей (после крестьянской реформы 1861 г. — собственником земли). В ходе столыпинской аграрной реформы общинное землевладение заменялось частным крестьянским. В 1990-е гг. родовая община. коренных малочисленных народов и традиционная казачья об щина вновь получили признание в законодательстве некоторых субъектов РФ, в том числе как особый субъект права; 2) в ряде стран название местной административно-территориальной единицы (синонимы — коммуна, муниципальное образование); 3) совокупность представителей определенного вероисповедания, религиозного толка или национальности в стране, городе и т.п. (религиозная, национальная община).
Родовая община
Родовая община — форма социальной организации (община), где люди связаны коллективным трудом и потреблением на основе кровного родства. Основная форма при первобытно-общинном строе.
Охота, расчистка леса, земледелие при примитивных орудиях труда требовали больших коллективных усилий. Плуг с железным лемехом, железный топор, лопата, мотыга, лук и стрелы, стальные мечи способствовали вымиранию общины родовой и появлению соседской общины. Члены родовой общины не могли брать себе жен внутри общины. Поэтому всякая родовая община всегда поддерживала дружеские отношения с другими родовыми общинами, с которыми она обменивалась супругами. Тем самым отношения родства возникали и между общинами, ещё более расширяя рамки сотрудничества и взаимной поддержки.
Особенности родовой общины
Обязательно коллектив кровных родственников
Общая, неделимая собственность
Совместное хозяйство и проживание
Подсечное земледелие
Типы родовых общин
Существовало 2 типа общин – материнская, так называемый матриархат, и отцовская – патриархат. Матриархальная родовая община – это был более ранний этап, при котором семья не состояла из мужчины и женщины. Тогда был распространен групповой брак. Детей, не знавших отца, воспитывала мать. Из-за этого имя роду давалось по материнской линии, и степень родства определялась по роду матери. Мужчины в родовых общинах изготавливали бытовую утварь, орудия труда, охотились. Защищали свои жилища от диких животных, нападений со стороны других родов. Женщины же в свою очередь готовили еду, ухаживали за стариками и детьми, присматривали за жилищем. Делами родовой общины занимались старшие женщины с большим жизненным опытом. Отличительной чертой матриархата было почетное положение женщины по сравнению с мужчиной.
Добытая пища делилась по справедливости, поскольку родовая община – это общество равных. Мужчинам доставалась самая грубая часть еды. Но эта доля была значительно больше, чем у женщин. Это объясняется тем, что охотники тратили достаточно много сил. Женщинам, соответственно, нужно было меньше пищи, потому что и сил они тратили меньше. Но пища эта была лучше. Детям давали немного, но зато самое вкусное и питательное.
Власть в родовой общине
В первобытном обществе власть принадлежала роду в целом, а не отдельным лицам рода. Определялась она обычаями и нормами общины. Главный принцип – выживание, сохранение и, конечно же, продолжение рода. Основным институтом власти было родовое собрание, где взрослые члены общины решали все вопросы жизни и устройства своей общины. Детей туда не допускали. Избирался старейшина рода, военачальник, главный по делам охоты. Принятые решения общины должны были выполняться каждым общинником. Старейшины служили своему роду, но за это не получали ни лишней еды, ни лучшей одежды. Зато относились к ним с почтением и уважением. Старейшины гордо носили орлиные перья в волосах или же ожерелья из когтей и клыков хищников.
Соседская община
Под соседской общиной принято считать некую социально-экономическую структуру. Эта структура состоит из нескольких отдельных семейств, родов. Это общество объединено общей территорией и совместными усилиями по средствам производства. Этим средством производства можно назвать землю, различные угодья, пастбища для животных.
Основные черты соседской общины
– общая территория;
– общее землепользование;
– общинные органы управления такой общиной;
Признак, ярко характеризующий подобную общину – наличие отдельных семейств. Такие семейства ведут самостоятельное хозяйство, самостоятельно распоряжаются всем произведенным продуктом. Каждая семья самостоятельно занимается обработкой своей территории.
Хотя семья и обособлены в хозяйственном отношении, они могут быть связаны и не связаны родственными узами.
Соседская община противостояла родовой общине, она была главным фактором в разложении родового устройства обществе. У соседской общины было очень большое преимущество, что и помогло соседской искоренить родовое устройство. Главное преимущество – это не только социальная организация, но социально-экономическая организация общества.
Соседскую общину заменило классовое разделение общества. Причиной этому стало возникновение частной собственности, появление избыточного продукта и увеличение населения планеты. Общинная земля переходит в частное землевладение, в Западной Европе такое землевладение стало называться аллодом.
Не смотря на это, общинная собственность еще сохранилась до сих пор. Некоторые первобытные племена, в частности племена Океании, сохраняют соседское устройство общества.
Соседская община у восточных славян
Соседскую общину восточных славян историки называют вервью. Это термин был изъят из «Русской правды» Ярослава Мудрого.
Вервь – общинная организация на территории Киевской Руси. Вервь была распространена и на территории современной Хорватии. Впервые вервь упоминается в «Русской правде» (сборник законов Киевской Руси, созданный князем Ярославом Мудрым).
Для верви была характерна круговая ответственность. Это значит, что если кто-то из общины совершил преступление, то наказание может понести вся община. Например, если кто-то в верви совершил убийство, но все члены общины должны были выплатить князю штраф, называвшийся вира.
На вервь налаживались общая воинская повинность.
Во время своего развития вервь стала уже не селянская община, это уже несколько поселений, состоявшие из нескольких небольших поселков.
В личном владении семьи в верви были приусадебная земля, все домашние постройки, орудия труда и другой инвентарь, скот, участок для пахоты и покоса. В общественном владении верви находились леса, угодья, близлежащие водоемы, луга, пашня, места промыслов.
На раннем этапе развития вервь была тесно связана кровными узами, однако со времени они перестают играть господствующую роль.
Древнерусская соседская община
Древнерусская община по данным летописи называлась мир.
Соседская община или мир – низшее звено социальной организации Руси. Такие общины зачастую объединялись в племена, иногда же племена во время угрозы нападения объединялись в союзы племен.
Такие племена могли вести между собой войны. Вследствие этого появляется дружина – профессиональные конные воины. Дружиной руководил князь, кроме того, она была его личной охраной. В руках такого князя была сконцентрирована вся власть в общине.
Князья часто пользовались своей военной силой и авторитетом. И благодаря этому они отбирали часть остаточного продукта у простых общинников. Так началось формирование государства – Киевской Руси.
Земля превратилась в вотчину. За пользование вотчинной земли крестьяне (общинники) должны были платить дань князю. Такая вотчина передавалась по наследству, от отца к сыну. Крестьяне, жившие в сельской соседской общине, назывались «черными крестьянами», а такие земли назывались «черными». Все вопросы в соседских общинах решались народным собранием. Участвовать в нем могли объединялись в союзы племен.
Такие племена могли вести между собой войны. Вследствие этого появляется дружина – профессиональные конные воины. Дружиной руководил князь, кроме того, она была его личной охраной. В руках такого князя была сконцентрирована вся власть в общине.
Князья часто пользовались своей военной силой и авторитетом. И благодаря этому они отбирали часть остаточного продукта у простых общинников. Так началось формирование государства – Киевской Руси.
Земля превратилась в вотчину. За пользование вотчинной земли крестьяне (общинники) должны были платить дань князю. Такая вотчина передавалась по наследству, от отца к сыну. Крестьяне, жившие в сельской соседской общине, назывались «черными крестьянами», а такие земли назывались «черными». Все вопросы в соседских общинах решались народным собранием. Участвовать в нем могли только совершеннолетние мужчины, то есть воины. С этого следует сделать вывод, что формой управления в общине была военная демократия.
Первобытное общество
Первобытное общество (также доисторическое общество, доисторическая эпоха) — период в истории человечества до изобретения письменности, после которого появляется возможность исторических исследований, основанных на изучении письменных источников. Термин доисторический вошёл в употребление в XIX веке. В широком смысле слово «доисторический» применимо к любому периоду до изобретения письменности, начиная с момента возникновения Вселенной (около 14 млрд лет назад), но в узком — только к доисторическому прошлому человека. Обычно в контексте дают указания, какой именно «доисторический» период обсуждается, например, «доисторических обезьян миоцена» (23—5,5 млн лет назад) или «Homo sapiens среднего палеолита» (300—30 тыс. лет назад). Поскольку, по определению, о данном периоде нет письменных источников, оставленных его современниками, информацию о нём получают, опираясь на данные таких наук, как археология, этнология, палеонтология, биология, геология, антропология, археоастрономия, палинология.
Поскольку письменность появилась у разных народов в разное время, ко многим культурам термин доисторический либо не применяется, либо его смысл и временные границы не совпадают с человечеством в целом. В частности, периодизация доколумбовой Америки не совпадает по этапам с Евразией и Африкой.
Поскольку данные о доисторических временах крайне редко касаются личностей и даже не всегда говорят что-либо об этносах, основной социальной единицей доисторической эпохи человечества является археологическая культура. Все термины и периодизация этой эпохи, такие как бронзовый или железный век являются ретроспективными и в значительной степени условными, а их точное определение является предметом обсуждения.
Периоды развития первобытного общества
Различное время предлагалась различная периодизация развития человеческого общества. Так, А. Фергюсон и затем Морган использовали периодизацию истории, включавшую три этапа: дикость, варварство и цивилизацию, причём первые две стадии были разбиты Морганом на три ступени (низшую, среднюю и высшую) каждая. На стадии дикости в человеческой деятельности господствовали охота, рыболовство и собирательство, отсутствовала частная собственность, существовало равенство. На стадии варварства появляется земледелие и скотоводство, возникает частная собственность и социальная иерархия. Третья стадия — цивилизация — связана с возникновением государства, классового общества, городов, письменности и т. д.
Морган считал наиболее ранней стадией развития человеческого общества низшую ступень дикости, начавшуюся с образованием членораздельной речи, средняя ступень дикости по его классификации начинается с применения огня и появления в рационе рыбной пищи, а высшая ступень дикости — с изобретения лука. Низшая ступень варварства по его классификации начинается с появления гончарного искусства, средняя ступень варварства — с перехода к земледелию и скотоводству, а высшая ступень варварства — с началом использования железа.
Наиболее разработанной периодизацией является археологическая, в основе которой лежит сопоставление изготовленных человеком орудий труда, их материалов, форм жилищ, захоронений и т. д. По этому принципу история человечества в основном делится на ранний древний каменный век, средний древний каменный век, поздний древний каменный век, средний каменный век, новый каменный век, поздний новый каменный век (не у всех народов), медный век (не у всех народов), бронзовый век и железный век.
В 40-е годы XX века советские учёные П. П. Ефименко, М. О. Косвен, А. И. Першиц и другие предложили системы периодизации первобытного общества, критерием которых была эволюция форм собственности, степень разделения труда, семейные отношения и т. д. В обобщённом виде такую периодизацию можно представить так:
эпоха первобытного стада;
эпоха родового строя;
эпоха разложения общинно-родового строя (возникновение скотоводства, плужного земледелия и обработки металлов, зарождение элементов эксплуатации и частной собственности — поздний мезолит и неолит по современной классификации).
Уже в 1980-е годы большинство ученых признали невозможность сопоставления археологической и этнографической периодизаций. В связи с этим дальнейшие разработки этнографической периодизации первобытного общества прекратились. В 1990-е годы на историческом факультете МГУ (лекторы, преподаватели кафедры этнологии Г. Е. Марков и А. А. Никишенков) сложилась трехчастная схема подачи материала. За основу принята периодизация А. И. Першица, включающая в себя период «раннепервобытной общины», период «родовой общины ранних земледельцев» и период «соседско-большесемейной общины». При всей условности названных терминов эта дидактическая система имеет два несомненных преимущества. Во-первых, она дает возможность разделить эпоху первобытности на три самостоятельных периода, каждый из которых имеет особенности в развитии культуры, социальных структур, норм морали и права. Во-вторых, в противоположность археологическим материалам эта трехчастная схема легко сопоставима с этнографическими материалами. Схожие схемы изложения, без привязки к первобытности, можно найти в трудах западных социальных антропологов, например, у Маршала Салинса.
Все системы периодизации по-своему несовершенны. Существует немало примеров, когда каменные орудия палеолитической или мезолитической формы использовались у народов Дальнего Востока в XVI—XVII вв., при этом у них существовали родовое общество и развитые формы религии, семьи. В настоящее время считается, что общечеловеческая периодизация первобытного строя заканчивается на мезолите, когда культурное развитие резко ускорилось и протекало у разных народов разными темпами. Ниже приводится общепринятая в настоящее время археологическая периодизация основных этапов развития первобытного общества. При этом культуры, существовавшие одновременно, могут находиться на разных ступенях развития, в связи с чем, например, неолитические культуры могут соседствовать с халколитическими или с культурами бронзового века.
Каменный век
Периодизация каменного века:
Медный век
Медный век, медно-каменный век, халколит — период в истории первобытного общества, переходный период от каменного века к бронзовому веку. Приблизительно охватывает период 4—3 тыс. до н. э., но на некоторых территориях существует и дольше, а на некоторых отсутствует вовсе. Чаще всего энеолит включают в бронзовый век, но иногда считают и отдельным периодом. Во времена энеолита были распространены медные орудия, но преобладали по-прежнему каменные.
Бронзовый век
Бронзовый век — период в истории первобытного общества, характеризующийся ведущей ролью изделий из бронзы, что было связано с улучшением обработки таких металлов как медь и олово, получаемых из рудных месторождений, и последующим получением из них бронзы. Бронзовый век является второй, поздней фазой эпохи раннего металла, сменившей медный век и предшествовавшей железному веку. В целом, хронологические рамки бронзового века: 35/33 — 13/11 вв. до н. э., но у различных культур они отличаются. В Восточном Средиземноморье конец бронзового века связан с почти синхронным разрушением всех местных цивилизаций на рубеже XIII—XII вв. до н. э., известным как бронзовый коллапс, тогда как на западе Европы переход от бронзового к железному веку затягивается ещё на несколько веков и завершается появлением первых культур античности — античной Греции и Древнего Рима.
Периоды бронзового века:
Ранний бронзовый век
Средний бронзовый век
Поздний бронзовый век
Железный век
Железный век — период в истории первобытного общества, характеризующийся распространением металлургии железа и изготовлением железных орудий. У цивилизаций бронзового века выходит за рамки истории первобытного общества, у других народов цивилизация складывается в эпоху железного века.
Термин «железный век» обычно применяется к «варварским» культурам Европы, существовавшим синхронно великим цивилизациям античности (Древняя Греция, Древний Рим, Парфия). От античных культур «варваров» отличало отсутствие или редкое использование письменности, в связи с чем сведения о них дошли до нас либо по данным археологии, либо по упоминаниям в античных источниках. На территории Европы в эпоху железного века М. Б. Щукин выделял шесть «варварских миров»:
кельты (латенская культура);
протогерманцы (в основном ясторфская культура + юг Скандинавии);
в основном протобалтские культуры лесной зоны (возможно, включавшие протославян);
прото-финно-угорские и протосаамские культуры северной лесной зоны (в основном вдоль рек и озёр);
степные ираноязычные культуры (скифы, сарматы и др.);
пастушеско-земледельческие культуры фракийцев, даков и гетов.
Джон ЮЗ. Донбасс. Мутная история
Небольшая предыстория, появления Джона Юза на Донбассе, какие люди за ним стояли и ляпы с официальными датировками и прочими моментами. Так же речь от том, что территория где обосновался Юз и хотел строить завод, не была необитаемой!
Джон Джеймс Юз (современная транскрипция — Хьюз, англ. John James Hughes /dʒɒn ˈdʒeɪmz hjuːz/) (1814, Мертир-Тидвил[en] — 1889, Санкт-Петербург) — британский промышленник валлийского происхождения, основатель Донецка.
Сын инженера, стоящего во главе одного из металлургических заводов города Мертир-Тидвила. В юношеские годы работал под началом отца, начав работать помощником горнового. В 28 лет приобрёл судостроительную верфь. В 36 лет приобретает в городе Ньюпорте литейный завод. В конце 1850-х поступил в качестве инженера на Мильвольский железно прокатный завод в Великобритании, а в 1860 году становится его директором. В 1864 году сконструировал лафет для тяжёлых пушек, эта артиллерийская установка поступает на вооружение военно-морских сил ряда европейских стран. Также Юз разработал и запатентовал технологию производства брони для обшивки судов и фортовых укреплений.
фотография дома Юзов 1900 г.
В возрасте 55 лет появляется в России. Юз в 1869 году покупает землю у русского князя Кочубея в Екатеринославской губернии на берегу реки Кальмиус и начинает строительство металлургического завода с рабочим поселком в районе села Александровка. Для разработки угля он основывает «Новороссийское общество каменноугольного, железного и рельсового производств». Первый чугун начал выплавляться в 1872 году. Завод работает по полному металлургическому циклу, здесь впервые в Российской Империи запускается 8 коксовых печей, осваивается горячее дутьё. Основанный Юзом комбинат становится одним из индустриальных центров Российской Империи, позже СССР, а с 1991 года и Украины.
столовая в доме Юзов; фотография 1900 г.
Умер 16 июня 1889 года в гостинице «Англетер» в Санкт-Петербурге. Похоронен в Лондоне, на кладбище Западный Норвуд.
гостиная в доме Юзов; фотография 1900 г.
В 2001 году в Донецке был установлен памятник Джону Хьюзу. Также в Донецке сохранился полуразрушенный двухэтажный дом Хьюза. Первый его одноэтажный дом, находившийся на нынешней территории металлургического завода, не сохранился.
Современный вид дома. Фото 2006 года
В 2010 году общество терриконоведов присвоило имя Джона Хьюза одному из терриконов Донецка.
Донбасс
Донетчина (укр. Донеччина), также Донбасс (укр. Донбас), Донецкий регион (укр. Донецький регіон) или Донецкий край (укр. Донецький край) — историко-географическая область в больших границах (бассейн реки Северский Донец и Донецкий каменноугольный бассейн), средних границах (среднее течение реки Северский Донец и пределы Донецкого кряжа), и в малых границах (территория кряжа), образовавшаяся в результате общего исторического развития и тесного переплетения экономической деятельности ряда промышленных городов
Террикон забытой Валюги
Датой основания принято считать 1721 год, когда экспедицией под руководством Г. Г. Капустина был открыт Донецкий угольный бассейн. Однако промышленное освоение региона началось только во второй половине XIX века. Поскольку название региона «Донбасс» происходит от названия угольного бассейна, нередко происходит путаница: в контексте угледобывающей промышленности территория региона известна как Малый Донбасс и является частью так называемого Большого Донбасса — всей территории Донецкого угольного бассейна.
Джон ЮЗ Донбасс и мутная история!
от автора видео роликов:
Удивительно, какие же многие гении, имея в распоряжении гугл, хоть нобелевские раздавай! ))) Да только печально, что некоторые не поняли о чем речь, в моменте по жд. карте.) Не ужели люди не думают, что если человек, перелопатил кучу карт и подготавливал видео, то он не поинтересовался мат.частью вопроса? Собственно как и у многих, мышление не дальше одного предложения. Печально. У меня к великим топографам вопрос, хотя я где-то уже писал, кому-то это. Какими веревками и триангуляциями, составляли подробные карты реки Амазонки, лесов и рек Бразилии, Перу в XVIII-XIX веке? Карты, не хуже современных! По головам крокодилов ходили и измеряли? По древесному углю, тоже нобелевские гугл металлурги блещут знаниями, что тонны чугуна, на дровах плавили! Опять, ум, дальше вопросов ковки ножиков перочинных не включается, объемы и качество чугуна, беспрерывная работа печей, скорость горения, стабильность и т.д.т.п. В видео же говорилось, что Юз не мог даже на каменном угле норм чугун получить, в Литгоу чугун никуда не годился, только на балласт продавали кораблям! — Но если в голове свое засело, то все уже мимо ушей полюбому… А посты пишут в захлеб прям, упиваясь своей «грамотностью» в вопросе….
Джон Хьюз Потоп и черная археология!
Речь о засыпанных городах и фальсификации истории. Продолжение к первой части видео, о том, как откапывался завод. Обоснование разных моментов, по фотоснимкам того времени и многое другое.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов