Что значит родиться свыше в христианстве
Что значит родиться свыше в христианстве
Что значит быть рожденным свыше христианином?
Что же значит – родиться свыше? Библейский текст, записанный в Евангелии от Иоанна 3:1-21, дает ответ на этот вопрос. Господь Иисус Христос разговаривает с Никодимом, известным фарисеем и членом Синедриона (иудейского правительства). Никодим пришел к Иисусу ночью, чтобы задать волнующие его вопросы.
Беседуя с Никодимом, Иисус сказал: «Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия». Никодим спросил: «Как может человек родиться, будучи стар? Неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться?» А Иисус отвечал: «Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше» (Иоанн 3:3-7).
Никодим имел реальную нужду. Ему было необходимо изменение сердца, то есть духовное преобразование. Новая жизнь, или рождение свыше, происходит тогда, когда человек поверил в Бога и получил вечную жизнь (2 Коринфянам 5:17; Титу 3:5; 1 Петра 1:3; 1 Иоанна 2:29; 3:9; 4:7; 5:1-4,18). В Иоанна 1:12,13 отмечается, что «рождение свыше» также подразумевает, что через веру в Иисуса Христа мы обретаем статус Божьих детей.
Из этого возникает логический вопрос: «Зачем же нам нужно рождение свыше?» Апостол Павел в Послании к ефесянам 2:1 говорит: «…вас, мертвых по преступлениям и грехам вашим…» В послании Римлянам 3:23 он написал: «Потому что все согрешили и лишены славы Божией». В связи с этим мы и нуждаемся в рождении свыше, чтобы получить прощение грехов и восстановить отношения с Богом.
Как же это происходит? Текст Ефесянам 2:8,9 утверждает: «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился». Когда человек «спасен», то только благодаря тому, что он получил рождение свыше, духовное обновление, и теперь через новое рождение является дитем Божьим. Мы получаем «духовное рождение», когда верим в Иисуса Христа и в то, что Он заплатил за наш грех Своей смертью на кресте. «Итак, кто во Христе, тот новая тварь…» (2 Коринфянам 5:17, первая часть).
Если Святой дух побуждает вас принять Иисуса Христа как своего Спасителя, тогда вам необходимо родиться свыше. Желаете ли вы помолиться молитвой покаяния и стать новым творением во Христе уже сегодня? «А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились» (Иоанн 1:12-13).
Если это так, то вот простая молитва для вас. Само произнесение этой или любой другой молитвы не приводит к спасению, а только вера в Иисуса Христа. Эта молитва – просто способ, которым мы выражаем Богу, что верим в Него и благодарим Его за спасение. «Боже! Я знаю, что согрешил перед Тобой и заслуживаю наказание. Но Иисус Христос понес наказание, предназначенное мне, чтобы через веру в Него я мог быть прощен. Я отдаю мой грех Тебе и верю, что Ты – мое спасение. Спасибо Тебе за милость ко мне и прощение! Аминь!»
Авторские права
При написании данного ответа на сайте частично или полностью использовались материалы сайта
Материалы размещены с разрешения правообладателя.
Владельцы ресурса Библия Онлайн, могут частично или вовсе не разделять мнение данной статьи.
Рождение свыше
РОЖДЕНИЕ СВЫШЕ. ДУХОВНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ В УСЛОВИЯХ ТОТАЛЬНОЙ ЛЖИ.
«Если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия». Так сказал Иисус Христос. (Иоан. 3 гл).
Вопрос о рождении свыше беспокоит многих верующих. Как его понять по Священному писанию?
Как бы забегая вперед, сразу можно подчеркнуть, что, именно по Священному Писанию, без религиозных толкований, этот вопрос не сложен. Он прост и доступен для понимания, как и всё остальное Учение Христа. Всего лишь требуется применить здравый ум и не смешивать слова Бога с религиозными догматами.
РОЖДЕНИЕ СВЫШЕ – ОБОЮДНОЕ ДЕЯНИЕ БОГА И ЧЕЛОВЕКА.
Во всем Учении Христа имеется мало примеров, когда Господь что-то говорит категорично, жестко. В приведенной цитате из Евангелия от Иоанна мы находим такой факт.
Что сказал Господь этими словами? Коротко рассмотрим их внимательнее.
Кроме такого, очевидного смысла, в данных словах Иисуса мы находим еще один смысл. И этот, как бы второй смысл является таким же очевидным, как и первый. Этот второй смысл – следующий: РОЖДЕНИЕ СВЫШЕ ЗАВИСИТ ОТ САМОГО РОЖДАЮЩЕГОСЯ.
Господь говорит: «Если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия». Иисус не сказал: «…Кого не родят свыше, тот не увидит Божье Царство». Он говорит: «Если кто не родитСЯ свыше…». То есть, деяние, событие должен совершить САМ рождающийся.
Библейская история показывает много случаев, когда Бог призывал человека, даже обращался к нему лично, а человек не слушал Бога, отвергал Его совет или наставление, и, следовательно, погибал. Достаточно вспомнить первого убийцу Каина. Бог Сам с ним разговаривал, Сам говорил ему, чтО нужно сделать. Но Каин пренебрег наставлением Бога. Говоря по-современному, по Новозаветному, Бог тогда предпринял попытку «родить свыше» Каина, но Каин отказался, и духовное рождение Каина не состоялось. Рождение свыше возможно лишь при взаимном, обоюдном деянии Бога и человека.
Как всем хорошо известно, в буквальном рождении от рождающегося ничего не зависит. Он полностью находится во власти рождающих, родителей, и сам ничего сделать не может. Но в духовном рождении ситуация иная. В духовном рождении принимает участие не только Бог рождающий, но и сам человек, рождающийся. Для того, чтобы кто-то был рожден свыше, для того, чтобы человека духовно родил Бог, этот человек должен тоже что-то сделать. И только тогда он родится свыше. А если человек ничего не сделает в этом отношении, тогда он и не родится свыше, и, следовательно, Царствия Божьего не увидит. Поэтому Господь и сказал: «Если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия».
НЕ АВТОМАТИЧЕСКАЯ ГАРАНТИЯ…
Библейская история также полна примеров, когда люди слушали голос Бога, поступали в соответствии с указаниями Бога, были успешны в своих делах, но затем развращались, начинали поступать вопреки закону Бога, и – погибали. Рождение от Бога не предоставляет человеку автоматического спасения. Рожденный от Бога, избранный Богом, познавший Божью истину должен следить за собой, чтобы не отпасть от истины. Об этом в Священном писании написано много. Вспомним лишь Апостола Павла: «Усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным». (1 Коринф. 9:27).
Очевидно, что, понятие «родиться от воды» подразумевает водное крещение, которое символизирует посвящение себя Богу. О духовном значении буквального крещения, по-видимому, сейчас говорить нет смысла, потому как, вероятно, этот вопрос уже ясен.
Следует лишь подчеркнуть, что рождение свыше не происходит в момент крещения, как утверждают иные религии. Рождение свыше – процесс духовный. Он может быть, как быстрым, так и для кого-то растянутым во времени. Например, Апостол Павел писал неким ученикам: «Ибо, судя по времени, вам надлежало быть учителями; но вас снова нужно учить первым началам слова Божия…». (Евреям 5:12).
Рожденный от Божьего духа не зависит от учений, толкований, догматов, обрядов, церемоний. Для рожденного свыше мало значит, что там говорится в том или же ином пророчестве. Рожденный свыше всегда, ежедневно и ежечасно готов к Пришествию Господа. Его вера не базируется на знании буквы, на толковании текстов Писания. Он исполнен Духа Священного писания.
Рожденный от Духа свободен от религиозной привязанности, формальных обрядов, «почтового адреса» религиозной организации. Рожденный свыше духовную пищу получает свыше, а не из какого-то религиозного центра, или от какого-то индивидуального или коллективного пророка. Господь говорил: «Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа». (Иоан. 3:8).
ОХОТА НА МЛАДЕНЦЕВ, НОВОРОЖДЕННЫХ ОТ ВОДЫ И ДУХА.
В Апокалипсисе имеется жуткая картина, которая образным языком показывает, как силы зла и лжи стараются препятствовать каждому духовно рожденному. Там написано: «…Дракон сей стал пред женою, которой надлежало родить, дабы, когда она родит, пожрать ее младенца…». (Откровение 12: 3).
Это символическое повествование. Кроме основного смысла оно еще говорит, что всякий, так скажем – новорожденный духовно – вызывает злобную ярость со стороны самого дьявола. Кто начинает прозревать в духе, кто приклоняется к здравому смыслу, тот сразу подвергается бесчисленным атакам со стороны всей сатанинской системы лжи. Это и религия, и политика, и материальные соблазны, и необъятные различные философии. Людям предлагают полный бред, но с таким «умным видом», что не утвержденный человек может сказать: «Здесь что-то есть…».
Как мы видим затем из Апокалипсиса, дракону не удалось пожрать младенца. Он сразу же был «восхищен к Богу». Символическим языком здесь показано то, какая предусмотрена, и существует от Бога защита для новорожденных духовно.
РОЖДЕНИЕ СВЫШЕ. ПОДРОБНОЕ ПОЯСНЕНИЕ СВЯЩЕННОГО ПИСАНИЯ.
Священное Писание содержит множество практических советов для тех, которые желают родиться духовно и защититься от любых, самых изощрённых нападений со стороны лжи. Приведу только два текста из Библии, в которых поясняется, чтО нужно сделать, чтобы родиться от воды и Духа, и затем возрасти до совершенства:
Это написал вдохновенный Апостол Павел. А вот, что пишет Апостол Петр:
«…ТАК ОТКРОЕТСЯ ВАМ ВХОД…».
Вспомним слова Иисуса: «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божье».
Это сказал Учитель-Господь. Он высказал основное, базовое положение. Он показал принцип. А Его ученики, Апостолы уже пояснили слова Учителя. Они пишут, что люди сами должны приложить усилия, чтобы родиться свыше. В конце своего пояснения Апостол Петр прямо заявил: «…Так откроется вам свободный вход в вечное Царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа…».
Иисус говорил, что БЕЗ рождения свыше в Божье Царство нет входа. Его Апостол поясняет, что ВХОД в Божье Царство нам откроется через наши усилия по изменению своей (нашей) личности.
В скобках, как бы в форме крошечного примечания есть смысл обратить внимание, что, в приведенных наставлениях Апостолов ни слова не говорится о какой-то религиозной теории, догматах, учениях. Лживая сатанинская система все время пытается спровоцировать нас на какие-то споры, толкования, «исследования», которые на самом деле являются обыкновенным пустословием. Ситуация очень серьезная. Не случайно Сам Господь предупреждал учеников: «Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас…».
Не через религию, и не через религиозные доктрины, обряды, толкования, церемонии нам откроется вход в Божье Царство. Вход в Божье Царство нам откроется через изменение нашей внутренности.
ИНИЦИАТИВА ОТ БОГА.
Первые шаги, начальные действия по рождению человека свыше, предпринимает Бог. Он так устраивает, что человек получает возможность узнать, услышать о Сыне Божьем, о Слове Божьем. Апостол Иаков пишет: «…Это Он по Своей воле родил нас словом истины, чтобы сделать нас начатком Своего творения». (Иаков 1:18. Современ.)
Затем, когда Бог проявил инициативу, человек сам должен пойти навстречу Богу, чтобы над ним совершилось Божье дело, и чтобы человек родился свыше.
Апостол Иоанн пишет: «…А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, не от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились». (Иоан. 1:12,13).
Здесь Апостол поясняет сам «процесс» рождения от Бога. От Бога рождается тот, кто ПРИНЯЛ ЕГО, кто ВЕРУЕТ во имя Его. Без принятия ЕГО, без веры во имя ЕГО – рождения от Бога не будет. Без принятия ЕГО, без веры во имя ЕГО, Бог человека не примет в число Своих сыновей.
Апостол пишет: «…И не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что (есть) воля Божия, благая, угодная и совершенная». (Римл. 12:2).
Смертному человеку, потомку Адама и Евы, зараженному грехом по наследству, не помогут никакие пояснения, речи, книги. Спасти грешника способно только полное духовное перерождение! В духовном смысле человек должен родиться заново. Именно это имел ввиду Христос, когда сказал: «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божье». (Иоан. 3 гл). Он так сказал Никодиму, иудею, глубоко верующему, с детства знающему закон Божий, тщательно его исполнявшему.
Религиозные люди часто возмущаются, когда слышат, что для спасения не нужны дела, что Бог спасет за веру во Христа. Это и есть НЕ рожденные Духом люди. Они понять не могут, что спасение «за веру» есть более трудный, тяжелый, узкий путь, чем спасение за дела. Построить большой Собор или Зал царства, в джунглях служить миссионером десятки лет, совершать массы добрых дел благотворительности, написать горы книг и растолковать все пророчества, всё сие – гораздо проще и легче, нежели переродиться, изменить самого себя, свою натуру, то есть – родиться свыше.
В этом вопросе никто не сможет сказать, что, мол, хотел, и не получилось. Результат зависит от самого человека. Со стороны Бога имеется и дано всё, что необходимо для нашего покаяния и вразумления, для нашего рождения свыше. Поэтому Господь сказал: «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божье». (Иоан. 3 гл).
В чем состоит рождение свыше?
В чем же смысл рождения свыше? Какова его «духовная анатомия»? Другими словами, что происходит в человеке при духовном рождении? Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо обратиться к тому времени, когда Бог сотворил первого человека. Бог сотворил человека по образу и подобию Своему. В чем состоит этот образ и подобие, или какие общие признаки у Бога с человеком, венцом Его творения? Можно указать на несколько признаков образа и подобия Божия в человеке при его сотворении. Главными из них являются следующие: человек был создан бессмертным (вечным), безгрешным (святым) и имел троичную природу: он состоял из духа, души и тела(1Фес. 5:23). Эти три составляющие человека были расположены в определенной иерархии: руководящим органом был дух человека, который управлял душой, а душа управляла телом. В этом состояла гармония и целостность человека, в этом был залог общения человека с Богом. Человек был духовной личностью. Получалась такая идеальная картина: Бог имел общение с человеком через дух человека (Рим. 8:16), дух руководил душой (Гал. 5:16,25) и душа руководила телом (Рим. 14:5). Особенно ярко выражен образ Божий в человеке в устроении его души. Подобно тому, как Единый Бог состоит из трех Ипостасей (Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой), так и единая душа, как личность, состоит из разума, чувств и воли. Подобие Божие в человеке состояло в том, что человек был сотворен Богом бессмертным и безгрешным. Подобие Божие в человеке, то есть признаки бессмертия и безгрешности человека будут рассмотрены подробно во второй главе.
Что же происходит во время рождения свыше? Через рождение свыше Бог начинает восстанавливать в человеке утраченное подобие Божие. Когда человек слушает Слово Божие и внимает ему, то под воздействием Духа Святого в человеке рождается вера Божия (Рим. 10:17), проявляемая в деле веры (Иак. 2:17), то есть в покаянии пред Богом (Мар. 1:15; Деян. 26:20), и тогда Дух Святой возрождает в человеке его мертвый дух, ибо «рожденное от Духа есть дух» (Иоан. 3:6). Другими словами, силою Духа Святого человеческий дух «оживотворяется» (Еф. 2:5), освобождается из темницы души и поставляется на свое место быть руководящим центром человека и осуществлять общение человека с Богом (Рим. 8:16). Восстанавливается нарушенная грехопадением троичность человека, гармония и иерархия — дух, душа и тело. Человек снова становится духовной личностью, призванной жить и поступать «не по плоти, а по духу» (Гал.5:25; Рим. 8:4).
Иногда занятие человеческим духом своего руководящего положения встречает сопротивление со стороны греховной плоти, и тогда происходит борьба между возрожденным духом человека и его греховной плотью, как об этом написано в Гал. 5:17. Если христианин идет по пути освящения и сораспятия со Христом (Рим. 6:6, 8:13; Гал. 5:24), по пути духовного подвижничества (Лк. 13:24;1Тим. 6:12; 2Тим. 4:7; Евр. 12:4), то с помощью благодати Духа Святого он начинает восстанавливать в себе подобие Божие, то есть достигать такого состояния, когда он может «духом умерщвлять дела плотские» (Рим. 8:13), и жить не по плоти, а по духу (Рим. 8:1-2; Гал. 2:19-2 0; 5:16,25).
Таким образом, рождение свыше — это начало восстановления в человеке образа и подобия Божия. Сначала происходит восстановление троичности человека, когда дух человека оживотворяется и возвращается на положенное ему место. В дальнейшем, в процессе духовного возрастания и освящения, происходит восстановление подобия Божия, то есть святости: «Но, по примеру призвавшего вас Святого, и сами будьте святы во всех поступках» (1Петр. 1:15; Рим. 6:22). Это относится, в основном, к нашей душе: «ибо в вас должны быть те же чувствования, что и во Христе Иисусе» (Фил. 2:5). Это восстановление подобия святости (освящение) происходит путем принятия верою и осуществления в практической жизни обетований Божьих, через которые христианин «делается причастником Божьего естества» (1Петр. 1:4), то есть святой Божьей природы. Достижение святости, или процесс освящения, — это задача всей жизни христианина, его духовного подвижничества. Заключительная стадия восстановления подобия Божия в человеке относится к его бессмертию и касается его тела, когда при встрече со Христом христианин получит новое бессмертное преображенное тело. «Возлюбленные! Мы теперь дети Божьи, но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть» (1Иоан. 3:2). «Наше же жительство — на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа, Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его, силою, которою Он действует и покоряет Себе все» (Фил. 3:20-21).
Результаты рождения свыше
В результате рождения свыше человек переживает неизреченную радость спасения (Иоан. 15:11; 1Петр. 1:8; Рим. 14:17). Эта
радость спасения имеет совершенно иную природу, чем простое человеческое веселье, ибо она является следствием общения оживотворенного человеческого духа со Христом в Духе Святом. Радость спасения является важным признаком возрожденного христианина, и она побуждает его свидетельствовать о Христе Спасителе, дающем эту радость всем, кто принимает Его в свое сердце как личного Спасителя.
Во время рождения свыше Дух Святой обновляет душу человека — его разум, чувства и волю. Человек становится «новым творением во Христе Иисусе» (2Кор. 5:17). Его просвещенный разум становится способным понимать то, что от Духа Божия (1Кор. 2:14-16), помышлять о горнем и святом (Кол. 3:2; Фил. 4:8), его освященные чувства наполняются «чувствованиями Христовыми» (Фил. 2:5) и его воля соединяется с волей Божией (Мф. 6:10; Рим. 12:2). Через покаяние и рождение свыше Бог «избавляет человека от власти тьмы и вводит в Царство возлюбленного Сына Своего» (Кол. 1:13).
Какие же обетования Божьи усваивает верою христианин на ступени духовного детства? Другими словами, что человек получает от Бога в результате покаяния и рождения свыше? Перечислим это по порядку. Прежде всего, человек, который приходит к Богу с верою и покаянием, получает прощение грехов: «пишу вам дети, потому что прощены вам грехи ради имени Его» (1 Иоан. 2:12). «И вас, которые были мертвы во грехах, оживил вместе с Ним, простив нам все грехи» (Кол. 2:13). Первородный грех, возникший в результате грехопадения первых людей, в каждом человеке проявляется в его конкретных грехах, поэтому все люди являются грешниками, «все согрешили и лишены славы Божьей» (Рим. 3:23). По этой причине все они находятся под гневом Божьим (Иоан. 3:36) и подлежат наказанию, «ибо возмездие за грех — смерть» (Рим. 6:23). Благодаря голгофской жертве Господа Иисуса Христа, Бог дает прощение всякому человеку, приходящему к Нему с верой и покаянием.
Так кому же Христос Своей голгофской жертвой дал выкуп, чтобы спасти людей? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо иметь в виду, что Божья природа зиждется на двух основаниях: на святости (праведности, справедливости) и на любви (милосердии, сострадательности). Для спасения людей Бог должен был применить такой способ, который не противоречил бы Его природе. Его святость, Его справедливость требовала наказать грешных людей, преступников Божьего Закона, а Его любовь, Его милосердие желали помиловать их, несчастных жертв диавольского обмана. И вот Бог нашел такое решение этой проблемы, чтобы не была нарушена Его природа: чтобы была соблюдена Его святость, то есть, чтобы грех был наказан, и удовлетворена Его любовь, то есть, чтобы грешник был помилован. Это было достигнуто через искупительную жертву Его Сына Иисуса Христа. Поэтому Христос Своей голгофской смертью принес выкуп Божьему правосудию, удовлетворив Божью справедливость, «предав Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное» (Еф. 5:2). Христос является непорочным Агнцем Божьим, который взял на Себя грехи всего мира (Иоан. 1:29). «Господь возложил на Него грехи всех нас» (Ис. 53:6). Благодаря тому, что во Христе грех был осужден и наказан, Бог может проявить Свою любовь: помиловать грешника и простить его грехи. Вот как об этом пишет Г. К. Тиссен в своей книге «Лекции по систематическому Богословию»:
«Смерть Христова представляется, как уплата выкупа. Идея выкупа — это идея уплаты положенной цены, чтобы освободить другого от уз. Таким образом, Иисус сказал, что Он пришел отдать Свою жизнь в выкуп за многих (Мф. 20:28; Мр. 10:45), а потому о деле Христовом говорится, как об искуплении (Лк. 1:68; 2:38; Евр. 9:12). Этот выкуп оплачен не сатане, а Богу. Долг, который необходимо было уплатить, — это долг перед свойством справедливости Божией. У сатаны не может быть законных притязаний на грешника, а потому нет нужды искупать грешника у него, чтобы освободить этого грешника».
Через веру и покаяние человек получает оправдание: «итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа» (Рим. 5:1). Что же такое оправдание? Человеку, приходящему к Богу с верой и покаянием, Бог проявляет не только милость в виде прощения его грехов, но оправдывает его, то есть снимает с него вину и провозглашает его праведным, не виновным. Г. К. Тиссен в упомянутой выше книге пишет:
«В возрождении человек приобретает новую жизнь и новую природу, а в оправдании — новое положение. Оправданием мы можем назвать такой акт Божий, посредством которого Он объявляет праведным того, кто верует во Христа. Оправдание является декларативным актом. Оно не является чем-то, что может совершить человек, а чем-то, что можно возвестить о человеке. Оно не делает человека правым или праведным, но объявляет человека праведным».
Таким образом, человеку, приходящему к Богу, «вера его вменяется в праведность» (Рим. 4:5). Бог облекает такого человека в праведность Христову, поэтому христианин имеет возможность «найтись в Нем не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая через веру во Христа, с праведностью от Бога по вере» (Фил. 3:9).
Возрожденный христианин получает запечатление Духом Святым: «в Нем и вы, услышавши слово истины, благовествование вашего спасения, и уверовавши в Него, запечатлены обетованным Святым Духом» (Еф. 1:13; 4:30; Рим. 8:16). Что означает запечатление Духом Святым? Это такое действие, когда Бог полагает на Свое дитя печать Свою, как Он некогда «положил печать Свою» (Иоанн. 6:27) на Сыне Своем Иисусе Христе. Печать в жизни людей используется для удостоверения какого-то факта, изложенного в документе. Так точно и в духовном мире, печать Божья — это удостоверение определенного духовного факта, а именно рождения от Бога (Иоанн. 1:13). Запечатление Духом Святым — это удостоверение этого факта посредством свидетельства Духа Святого: «Этот самый Дух (Святой) свидетельствует духу нашему, что мы — дети Божьи» (Рим. 8:16).
При рождении свыше происходит первоначальное освящение человека: «По этой-то воле освящены мы единократным принесением тела Иисуса Христа» (Евр. 10:10; 13:12). Поэтому Писание всех детей Божьих называет святыми (Рим. 1:7; 1Кор. 1:2; Кол. 1:2). Первоначальное освящение выражается в обновлении сердца: «итак, кто во Христе, тот новое творение» (2Кор. 5:17; Иез. 11:19,20; Евр. 10:14-16). Бог обновляет всю душу человека — его разум, чувства и волю так, что христианин может понимать духовные истины (1Кор. 2:14-15) и мыслить о горнем (Кол. 3:2), может иметь чувствования Христовы (Фил. 2:5) и волю свою подчинять воле Божьей (Мф. 6:10).
При рождении свыше происходит запись в книгу жизни на небе, (Лк. 10:20; От. 13:8; 20:15; Фил. 4:3) новорожденного дитяти Божьего. Запись в книгу жизни является гарантией того, что христианин наследует Царствие Божие в вечности (Отк. 20:15; 21:27), если он сохранит верность Господу в течение своей земной жизни (Евр. 3:14).
И самое главное, что через рождение свыше человек становится дитем Божьим: «а тем, которые приняли Его (Христа), верующим во имя Его, дал власть быть детьми Божьими, которые … от Бога родились» (Иоан. 1:12-13). Писание называет детей Божьих также сынами и дочерями (2Кор. 6:18; Гал. 3:26; 4:5). Но в этом названии (сыны и дочери) содержится не только признак их рождения свыше, но и их духовного возрастания. Можно сказать, что сыны Божьи — это дети Божьи, продвинувшиеся по пути освящения и духовного возрастания.
С момента возрождения, живущий в душе христианина Дух Святой, заботится о нем, и не только о его материальном, но особенно о его духовном благополучии, то есть о его духовном возрастании. Он не хочет, чтобы возрожденный христианин оставался духовным младенцем, но чтобы он возрастал в «мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» (Еф. 4:13).
О духовном возрастании уверовавших во Христа должны заботиться и служители поместной церкви. Для этого полезно проводить с ними беседы о результатах рождения свыше, чтобы они сознательно их приняли верою в молитве с благодарением. Необходимо разъяснить им законы духовной жизни, чтобы они выполняли их в своей жизни.
И. В. Музычко Живое христианство и тайна беззакония