Что значит роботизированная коробка
Что означает роботизированная коробка передач
Многим сейчас известно, что много иностранных современных автомобилей выпускаются с автоматической КПП. Однако те водители, которые ездили на автомате, прекрасно чувствуют разницу, как такая коробка уступает «механике» в скорости разгона автомашины, и еще, что немаловажно, в экономичности горючего. Поскольку автоматическая коробка передач непосредственно в момент переключения несколько секунд «думает», и происходит повышенный топливный расход. Расходуется больше горючего и во набора скорости при разгоне.
Исходя из анализа обеих популярных КПП, специалистами была разработана так называемая роботизированная коробка передач, получившая в простонародье название довольно простое «робот». А многие ли знают, что это такое? Все не так-то и сложно, обозначенное устройство собой представляет классическую МКПП, однако она по понятным причинам относится к классу АКПП. Большое отличие от «механики» заключается в следующем: она отпускает сцепление, практически моментально включает передачу, а роботизированная современная трансмиссия обладает сцеплением, только уже в автоматическом режиме. Предлагаем вам изучить далее материал, дабы выяснить, что означает РКПП, как устроена, а еще какие имеет особенности.
Как устроена роботизированная коробка передач
Даже те, кто прекрасно знают и понимают, что это такое плюс что представляет собой набирающая стремительно популярность роботизированная коробка передач, до конца не понятно как все устроено, и чем она отличается от «автомата». Ранее вкратце было сказано, что данное устройство самостоятельно отпускает сцепление, точно также, как бы это было при механике, но только выжимает его в таком случае водитель, и моментом включает передачу, осуществляется это посредством специального блока питания, отправляющего соответствующие команды 2-ум современным сервоприводам. Сам водитель и его манера езды для устройства автомобильной РКПП своими действиями формируют соответствующую информацию, на основе которой роботизированная КПП будет работать. Полностью управление роботом берет на себя специализированный электронный блок, работающий по определенному, заложенному специалистами алгоритму. Устройство имеет плюсы и минусы, но самый главный плюс робота в следующем: он в себе объединил такие вещи, как удобство и даже простоту эксплуатации «автомата» и ощутимая экономичность и проверенная надежность «механики», что значит: такая КПП непременно должна завоевать сердца автомобилистов.
Бывают такие моменты в эксплуатации автомобиля что вам нужен не один мастер а скажем сразу и электрик и ходовик, вам на помощь придет автосервис Сенатор полного цикла ремонта авто, вам там помогут отремонтировать сразу все возможные поломки в авто.
Специалисты уверяют, РКПП принадлежит к серии «автомат», по той причине, что когда хотя бы 1 из процессов в коробке автоматизировано, то он соответственно и относится к этой категории. Основой для робота послужила классическая механическая коробка, оснащенная электронным блоком, но по конструкции они в любом случае имеют свои отличия и специфику.
Продолжаем выяснять, что это такое «робот». Любая автоматическая трансмиссия имеет фрикционное сцепление. Как правило, установлен дисковое сцепление, или же целый пакет фрикционных дисков. На РКПП в более современном исполнении установлено 2 таких диска сцепления, и это как раз позволяет без какой-либо потери мощности своевременно и точно передачи переключать.
Самое главное, чем отличаются современные «роботы» — по отпуску сцепления, плюс по приводу переключения скоростей. Дополнительно важно отметить, что привод бывает исключительно электрическим и во 2-ом случае гидравлическим, других нет и быть не может. Каждый из указанных приводов имеет свои плюсы и минусы, которые очевидны каждому водителю индивидуально. Электрический мотор так сказать выполняет всю задачу в специальном электрическом приводе, а уже в гидравлическом, поставленную основную задачу выполняют гидравлические специальные цилиндры, выполняющие свою работу по поступающему к ним сигналу встроенных в систему электромагнитных клапанов.
В системе электрический привод имеет следующий плюс: он мало потребляет энергии, в то время как плюс гидравлического привода в системе – это высокая скорость при переключении скоростей.
Важно выяснить и какие недостатки встречаются у каждой из систем? Электрическая – слишком низкая скорость переключения, далее гидравлическая — это весьма высокая потребность в энергии, следовательно такие роботизированные коробки часто ставят на дорогостоящие автомобили, с блоком электрическим оснащают авто бюджетной категории.
Когда получает соответствующий сигнал системный электронный блок от датчиков, то создается некий стиль переключения скоростей, и отправляет сразу же его системам, так сказать подчиняющимся ему, а они начинают работать по этой самой системе. Следует добавить, что электронный блок всегда и совместно работает с силовым агрегатом и системой ABS. Продолжим выяснять, что значит РКПП и какими качествами обладает.
Все о недостатках и качествах роботизированной коробки передач
Мы почти выяснили, что означает РКПП, осталось узнать больше о ней, предлагаем ознакомиться с плюсами рассматриваемой нами сейчас коробки:
Какие недостатки у «робота»:
В чем отличия РКПП от остальных коробок передач
Что означает, какие недостатки и видимые преимущества имеет «робот» более менее ясно. Предлагаем больше узнать, чем отличается роботизированная коробка передач от других КПП.
Самое главное сравнение рассматриваемой нами КПП должно быть непосредственно с «механикой», поскольку наш «робот» произошел именно от нее. Самое главное отличие в том, что теперь водителю нет надобности управлять сцеплением. Все за него делает электронный блок, специально разработанный для этой цели. Ранее было сказано, что этот самый блок подает сигнальные команды 2-ум сервоприводам, что означает, что 1-ый привод «выжимает» сцепление, а 2-ой – включает 1-ую передачу. Так называемый сервопривод, «выжимающий» сцепление, как только переключилась скорость, отпускает его и авто трогается. Точно по такому же нехитрому принципу происходят и все остальные скоростные переключения. С классической механической коробкой, если вдуматься, различия небольшие, а это означает, что такие виды обладают 4-6-скоростными трансмиссиями.
Трансмиссия автоматическая по существу в разы проигрывает «роботу», только который оснащен 2-мя сцеплениями. АКПП на смену «механике» пришла в далеких 1950-годах и покорила всех своей простотой. Основным недостатком автоматической коробки является ее чрезмерно большой вес. Также «автомат» не дергается и плавно переключает скорости, чем это происходит у «робота» с 1-м диском сцепления. А у механической КПП АКПП выигрывает лишь простой эксплуатации.
Как известно, автоматические трансмиссии бывают с разным количеством ступеней, самое большое – 7-8-ступенчатая КПП.
А есть еще и вариатор, что это такое? От механической и автоматической КПП вариатор отличается тем, что у него отсутствуют в принципе передачи. 2 шкива лежат у него в основе, 1 из которых соединен непосредственно с трансмиссией, а в 2-ой силовым агрегатом автомобиля. Движение в таком случае передается ремнем, или же цепью. У вариатора имеется один большой недостаток – из-за гидравлической муфты пониженный коэффициент работы.
Подведем итоги
Разобравшись с тем, что это такое и какие плюсы/минусы и основные отличая, имеет роботизированная коробка передач можно выделить для себя то, что предпочтительнее будет именно для вас.
Каждый водитель, новичок или более опытный обязательно выбирает трансмиссию под свои предпочтения, привычки и даже под стиль управления транспортным средством. Тут самое главное, что следует понять, что роботизированная коробка передач, является классической механической КПП, но с добавленным к ней полностью автоматическим переключением скоростей и, конечно же, сцеплением.
Коробка передач робот
Существует 4 вида коробок переключения передач (КПП). Доля автомобилей с роботизированной коробкой передач, классическим автоматом и вариатором на дорогах постоянно растет, ведь все больше автолюбителей отказываются от ручной механики. Коробки передач, работающие без участия человека, постоянно совершенствуются. Их качество, скорость реакции на дорожные события, плавность действий становятся лучше, а любая поездка комфортнее.
Что такое роботизированная коробка передач
Роботизированная коробка передач (РКПП, или робот) — это часть трансмиссии транспортного средства. Иногда ее путают с автоматической коробкой, но они отличны друг от друга. РКПП состоит из механической КПП, автоматических переключателей электрического или гидравлического типа (актуаторы) и блока управления этими переключателями (ЭБУ). То есть сама коробка — механика, автоматическим является только управление ее работой.
Для водителя РКПП выглядит почти как АКПП. Под рукой нет рычага переключения скоростей (на некоторых моделях вместо него ручка селектора), а под ногами — педали сцепления. Во время езды передачи переключаются в автоматическом режиме.
Как она работает
Механической коробкой передач, снабженной диском сцепления с маховиком двигателя, управляет робот. Алгоритм, заложенный разработчиками в ЭБУ, реагирует на показания датчиков, подавая команды сервоприводам.
По тому же принципу во время торможения передачи переключаются с высоких на пониженные. Высокопродуктивные процессоры позволяют создавать сложные программы, имитирующие поведение человека в разных ситуациях. И чем они сложнее, тем динамичнее и комфортнее езда.
Особенности РКПП
Приводы переключения скоростей на роботах оснащаются либо электрическими моторчиками, либо поршневой гидравлической системой. Но выполняют они одну и ту же задачу — передвигают синхронизаторы шестеренок вторичного вала и выжимают сцепление.
Главное отличие в том, что гидравлика работает быстрее и мягче. Но она более дорогая в производстве, поэтому такими РКПП снабжены в основном автомобили высокого класса. Самой востребованной является DSG от немецкого концерна Volkswagen.
ЭБУ для коробок делают и отдельным, и совмещенным с блоком управления ДВС. Последний вариант наиболее целесообразен, если алгоритм управления робота учитывает показания тех же систем, что и управление двигателем, например ABS или ESP.
Устройство сцепления в роботе
Роботизированные коробки по методу взаимодействия с двигателем бывают двух типов:
Однодисковая коробка ничем не отличается от механической. В ней есть первичный и вторичный валы.
Первичный соединен с диском сцепления. Вторичный вал передает крутящий момент непосредственно на колеса. Оба вала взаимодействуют посредством шестерней разного диаметра. Переключение происходит в тот момент, когда выбранная для нужной передачи шестерня на вторичном валу блокируется. В РКПП это делают электрические манипуляторы, получающие сигнал от ЭБУ. Гидравлические приводы-манипуляторы на однодисковых коробках используются крайне редко.
Двухдисковые имеют два ведущих первичных вала, каждый из которых соединен со своим диском сцепления. Один вал отвечает за четные передачи, а второй — за нечетные и заднюю. Такое техническое решение позволило делать включение выбранной передачи более плавным. Синхронизаторы приводов работают попеременно. В момент перехода на одном валу с 1 на 2 передачу ЭБУ уже дает сигнал на подготовку к включению 3. Поэтому их еще называют преселективными, т. е. с предварительным выбором. В результате сам процесс переключения ускоряется до 0,2 и менее секунд.
Некоторые производители так настраивают работу актуаторов и алгоритмы, что робот функционирует не хуже человека.
Режимы работы
Управление водителем коробкой передач сводится к выбору режима селектором:
Есть также и свои особенности при езде, к которым водитель должен привыкнуть, иначе будет попадать в неприятные ситуации.
Основные отличия РКПП от АКПП
Но из-за того, что конструктивно это разные механизмы, в эксплуатации и обслуживании они отличаются друг от друга:
Плюсы и минусы
Широкое распространение роботизированные коробки передач получили благодаря своим достоинствам. Однако у них есть и недостатки, о которых лучше знать до покупки автомобиля, чтобы быть к ним готовым.
Признаки неисправности
Как и любой механизм, роботизированная коробка подвержена износу во время работы и может ломаться. Неисправности делятся на механические и блока управления. Каждая имеет свои проявления.
Признаки механических поломок:
Признаки ошибок в ЭБУ:
Чтобы разобраться, из-за чего возникли неприятности, нужно провести правильную диагностику с применением специального оборудования.
Актуальность коробки в России
Автомобили с коробками-роботами у наших автолюбителей пользуются хорошим спросом. Опросы показывают, что доля россиян, готовых купить авто с РКПП, колеблется в пределах 15-20%. При этом надо отметить, что доля желающих пользоваться классическим автоматом все же в 2 раза выше.
В крупных городах платежеспособные слои населения выбирают АКПП из-за более комфортной езды и гораздо меньших проблем, связанных с эксплуатацией в условиях частых пробок на дорогах. Притом цены на автомат и хороший преселективный агрегат находятся на одном уровне. Но, если цена на горючее будет продолжать расти, многие предпочтут авто с РКПП (как более дешевый в эксплуатации), особенно когда поездки не ограничиваются маршрутом работа-дом.
В чем разница и чем отличается роботизированная коробка от автомата
Автоматические коробки передач постепенно вытесняют механические. А начинающие автовладельцы не знают, в чем разница между коробками автомат и робот. Ведь они одинаково самостоятельно переключают передачи на транспортном средстве без воздействия водителя.
На самом деле автоматическая трансмиссия – это общее название. Она содержит три типа устройств переключения скоростей:
Между этими трансмиссиями есть много общего и различного.
Как отличить автомат от робота визуально
Опытные автовладельцы и механики хорошо знают, как отличить коробку автомат от робота визуально.
Эксперты говорят, что определить внешне какой тип КПП у автомобиля поможет рычаг селектора. Если взглянуть на автоматическую коробку, то можно увидеть следующие положения кулисы:
Наличие остальных положений зависит от модели автомата.
Если же взглянуть на роботизированную трансмиссию, то автовладелец увидит:
Чем отличается робот от АКПП более подробно в следующих блоках.
Обычный автомат
При выборе транспортного средства с одним из видов автоматической трансмиссии необходимо знать, что такое автомат и робот и из чего состоит каждая из них.
Конструкция АКПП
Коробка автомат состоит из гидротрансформатора, планетарной коробки передач, гидроблока.
Элемент автомата | За что отвечает |
Гидротрансформатор состоит из турбинного и реакторного колеса, центробежного насоса, обгонной и блокировочной муфты | Отвечает за плавное переключение передач, выполняет функцию сцепления |
Планетарная коробка состоит из редукторов и фрикционных дисков, тормозной ленты | Передает усилие посредством системы различных вариантов зацепления шестерней, переключает скорости |
Строение АКПП, как видно из таблицы, более простое, чем у робота. Еще одно отличие от роботизированной заключается в большом количестве ступеней передаточного числа. Благодаря им, снижается потребление топлива транспортным средством.
Разница между роботом и коробкой автомат заключается в принципе работы АКПП. Переключение скоростей происходит без разрывов, когда мотор достигает максимального числа оборотов на одной из передач и в масляной системе нагнетается давление для смены скорости.
А гидроцилиндры, которые обеспечивают работу вышеописанных процессов, управляются электронным блоком.
Как уже было описано, коробку автомат можно отличить от робота по следующим положениям ручки на селекторе:
Положительные стороны и отрицательные
Как и все устройства, автомат имеет свои положительные стороны и отрицательные черты. К плюсам автоматической коробки передач относятся:
Автомат имеет и отрицательные черты, которые складываются из следующих парметров:
Роботизированная коробка передач
Начинающие автовладельцы часто не понимают, что это такое – робот и чем отличается от обычного автомата. Дело в том, что РКПП это по сути механическая КПП, которой управляет электронный блок.
Роботизированная коробка передач в отличие от автомата делится еще на два подвида:
Бюджетные варианты роботов со вторым типом не очень удачны. Например, на Опель или Форд с РКПП, производители заменили гидронасосы на шаговые двигатели. В итоге, водитель постоянно чувствует рывки и задержки в переключении. Хотя, экспертами отмечено, что на той же Тойота Королла установлен аналогичный робот, а эти минусы отсутствуют.
Конструкция РКПП
По конструкции отличие робота от автомата заключается в следующем:
В отличие от автоматической КПП передачи переключаются быстрее на роботе. Например, на DSG от Фольксвагена смена скоростей происходит за одну сотую секунду.
Отличить робот от автомата можно и по преимуществам, которые дает его использование и отрицательным сторонам.
Преимущества и недостатки
Роботы, установленные в машинах, имеют следующие плюсы:
Есть и недостатки у роботизированной системы:
Эксперты отмечают, что постоянное движение с пробуксовкой приводит к износу не только робота, но и двигателя. Поэтому РКПП больше всего предназначены для городского типа движения.
Сравнение двух КПП: чем отличается робот от автомата
В этом блоке подведены сравнительные итоги темы: «Какая коробка все же лучше автомат или робот?».
Таблица ниже показывает различия между коробками робот и автомат.
Тип отличий | Робот | Автомат |
Конструктивный | Механическая коробка с электронным блоком управления | Гидротрансформатор, планетарная коробка, гидроблок |
Функциональный | Наличие функции ручного переключения | Ручное переключение |
Ценовой | Дорогая в ТО | Низкое по стоимости сервисное обслуживание |
Потребительский | Низкое потребление горюче-смазочных материалов | Большие объемы расхода масла и горючего |
Теперь начинающему автовладельцу будет легче выбирать между этими двумя видами автоматической трансмиссии. В следующем блоке приведены некоторые советы от опытных автовладельцев и механиков по выбору того или иного устройства, если автолюбитель уже сделал шаг в сторону одного из типов.
Роботизированный агрегат устроен достаточно просто: это стандартная МКПП (механическая коробка), системы сцепления и переключения, а также современный микропроцессор и ряд датчиков. Многие считают, что РКПП – это коробка «автомат», однако по принципу действия и общему устройству роботизированная трансмиссия ближе к «механике», нежели к «автомату». Хотя присутствует и одно конструктивное сходство с АКПП — это наличие сцепления в самой коробке, а не на маховике. К тому же, последние модели транспортных средств с РКПП оснащены сразу двумя сцеплениями.
Основные узлы РКПП
Первые роботизированные коробки начали устанавливать на автомобили в 1990-х годах. Фактически, такие «роботы» представляли собой обычные МКПП, только передачи и сцепление в них переключались гидро- или электроприводами. Такие агрегаты устанавливались на автомобилях многих автопроизводителей и представляли собой дешевую альтернативу более дорогому «автомату». Такие «роботы» имели один диск сцепления и зачастую работали с задержками переключения, из-за чего автомобиль двигался в «рваном» режиме движения, тяжело завершал обгон и с трудом вливался в поток. В современном автомобилестроении однодисковые РКПП практически не применяются.
Сегодня автопроизводители всего мира используют второе поколение роботизированных коробок – так называемые коробки передач DSG с двумя сцеплениями (Direct Shift Gearbox). Специфика функционирования роботизированной коробки DSG состоит в том, что пока работает одна передача, последующая уже полностью готова для перемены. За счет этого РКПП DSG работает максимально быстро, даже профессиональный водитель не сможет так быстро переключить скорости на «механике». По мнению аналитиков рынка, в будущем педаль сцепления для управления транспортным средством исчезнет, так как проще и удобнее управлять машиной посредством усилий робота.
Роботизированная коробка для переключения скоростей с DSG также собрана по принципу механической, но оснащена двумя ведущими валами (стержнями), а не одним. Причем эти валы находятся один в другом. Внешний стержень полый, в него вставлен первичный вал. На каждом из них располагаются шестерни разных приводов:
Каждый вал «робота» DSG оснащен своим собственным сцеплением. Для того чтобы включать/отключать сцепление, а также двигать синхронизаторы в коробке, используются актуаторы – система сцепления и переключения передач. Конструктивно актуатор представляет собой электрический двигатель с редуктором. Некоторые модели авто оснащены гидравлическим актуатором в виде гидроцилиндра.
Главным узлом РКПП с DSG является микропроцессорный блок управления. К нему подключаются датчики от двигателя и электронных систем активной безопасности: ABS, ESP и прочих. Для удобства обслуживания микропроцессорный блок располагается в корпусе бортового компьютера. Данные с датчиков оперативно поступают в микропроцессор, который автоматически «принимает решение» о повышении/понижении передачи.
Преимущества «робота»
Некоторые водители, устав от постоянного переключения рычага скоростей на автомобилях с механической коробкой, желают купить авто с АКПП. Но это достаточно дорогой вариант исполнения. Для сравнения: представленные в автосалоне Favorit Motors модели с одним и тем же силовым агрегатом можно выбрать как с коробкой «механика», так и с «автоматом», однако их стоимость будет значительно отличаться. Авто с АКПП будет дороже «механики» на 70-100 тысяч рублей и более в зависимости от марки и модели автомобиля.
В подобных случаях транспортное средство с РКПП DSG может стать достойным решением: это своего рода «бюджетный» вариант коробки-автомата. К тому же, такой «робот» сохраняет и все достоинства МКПП:
Специфика работы РКПП
При трогании с места в РКПП, как и в МКПП, необходимо плавно включить сцепление. От водителя требуется только нажать на рычаг переключателя, а далее будет работать только робот. Руководствуясь поступившим от актуатора сигналом, микропроцессор начинает вращать редуктор, в результате чего включается первое сцепление на первичном (внутреннем) валу коробки автомобиля. Далее, по мере разгона, актуатор блокирует первую передачу и приводит в движение следующую шестерню на внешнем валу – включается вторая передача. И так далее.
Специалисты ГК Favorit Motors отмечают, что сегодня многие крупные автопроизводители по мере реализации новых проектов привносят в работу РКПП свои доработки и функционал. Роботизированные коробки с максимальной скоростью переключения передач и инновационными разработками сегодня устанавливаются на автомобили многих марок. К примеру, в компании Favorit Motors имеются в наличии автомобили Ford Fiesta, оснащенные как обычной механической коробкой, так и роботизированной на 6 ступеней.
Особенности роботизированной коробки передач DSG
Два независимых сцепления позволяют избежать рывков и задержек в процессе работы «робота», улучшают динамические характеристики авто и обеспечивают комфортное вождение. За счет наличия двойного сцепления следующая передача включается при еще включенной предыдущей передаче, что делает переход на нее плавным и в полном объеме сохраняет тягу, а также экономит топливо. Первое сцепление включает четные передачи, а второе – нечетные.
Преселективные роботизированные агрегаты появились еще в 1980-х годах, но тогда они использовались лишь в гоночных и раллийных автомобилях Peugeot, Audi, Porsche. А сегодня роботизированная коробка DSG с двумя сцеплениями фактически является самой идеальной автоматически функционирующей коробкой передач, которая используется на серийно выпускаемых авто. «Робот» с DSG обеспечивает повышенную скорость разгона по сравнению с традиционной коробкой «автомат», а также более экономичное расходование топлива (тратится примерно на 10% меньше горючего). Примечательно, что передачи на таком «роботе» можно переключать и вручную при помощи системы Tiptronic или подрулевого манипулятора.
Шестиступенчатая DSG коробка функционирует на «мокром» сцеплении. У нее блок сцеплений погружен в охлаждающую жидкость, которая обладаем фрикционными свойствами. Сцепления в таком «роботе» управляются гидроприводом. DSG 6 обладают высокой износостойкостью, их устанавливают на авто класса D и выше.
Семиступенчатый DSG «робот» отличается от «шестиступки» тем, что имеет «сухое» сцепление, которым управляет электронасос. Коробка DSG 7 требует намного меньше трансмиссионной жидкости и повышает экономичность мотора. Такие РКПП обычно устанавливают на автомобили малого и среднего класса (B и C), двигатель которых имеет крутящий момент более 250 Hm.
Рекомендации специалистов компании Favorit Motors по управлению авто с РКПП
Роботизированная коробка DSG демонстрирует оптимальную работу в сочетании как с мощными двигателями, так и с бюджетными моторами. Сходство роботизированной коробки и коробки-автомата только внешнее, по принципу же работы РКПП — это продолжение лучших традиций «механики». А потому при управлении автомобилем с «роботом» мастера автосервиса Favorit Motors рекомендуют придерживаться некоторых простых правил. Это позволит максимально отсрочить проведение ремонтных работ в устройстве и в целом уменьшить текущий износ механизмов.
Профессиональные водители и специалисты сервисных центров советуют применять данные рекомендации при езде на авто с РКПП для сохранения длительной работоспособности самой коробки и сцепления.
Нюансы в работе РКПП
Роботизированная коробка переключения передач является сравнительно новым видом конструкции, а потому при поломках или каких-либо недочетах в работе автовладелец должен знать, куда именно обратиться за профессиональной помощью.
ГК Favorit Motors осуществляет компьютерную диагностику и необходимый ремонт коробки-«робота» при следующих дефектах в управлении:
Компетентные специалисты проводят диагностику роботизированной коробки, датчиков, актуаторов, проводки и прочих элементов, после чего в сжатые сроки устраняют имеющиеся дефекты. Важно использовать новейшее диагностическое оборудование и узкопрофильные инструменты, чтобы корректно провести любую операцию. Соотношение «цена-качество» в компании Favorit Motors является оптимальным, а потому собственники автомобилей с РКПП могут без сомнений довериться профессионалам.