Что значит рисунок ребенка
Расшифровка детских рисунков. Трактование в психологии
Юлия Могилевская
Расшифровка детских рисунков. Трактование в психологии
Самые простые рисунки малыша — «окно» в мироощущение,внутреннее состояние ребенка:
• когда изображает «пустынные» пейзажи — деревья, лужайку, поле, значит, испытывает одиночество. Крохе недостает общения с родными, у малыша неприятности со сверстниками;
• нарисованный дом — признак усталости. Малышу недостает тепла родного жилища;
• добрые мирные животные (кошечки, белочки, утята) кроха рисует, когда отличное настроение, нет проблем;
• близкие, с которыми у ребенка конфликты, имеют темный, коричневый цвет. Любимых родных малютка создает яркими цветами. Чем фигура близкого крупнее, тем значительнее место, по мнению малыша, она занимает в семье;
• если ребенок изобразил крупные темные человеческие фигуры, возможно, малыш испытывает недоверие к окружающим (особенно незнакомым);
• «автопортрет» с гигантскими ушами свидетельствует о некоторой самовлюбленности, желании быть впереди других. А собственное изображение с длинными руками указывает на открытость, незашоренность мышления, безбоязненное желание изведывать новое;
• у малыша заниженная самооценка, если себя он изображает коротконогим.
Отдельные фигуры людей, изображенные заштрихованными, закрашенными, означают, что ребенок относится к этим особам негативно, боится.
Расшифровка рисунков в психологии
Немало поведают цвет, расположение объектов, размер, форма линий.
Цвет рисунков
Цвет объектов может сказать о многом:
красный намекает на неразрешенную конфликтную ситуацию, напряженное нервное состояние, недовольство и пассивную агрессивность;
желтый — отражение прекрасного оптимистичного настроения, готовности действовать;
синий. Психологические рисунки подобного оттенка свидетельствует о внутренней умиротворенности, отсутствии сомнений, позитивном отношении. Школа, изображенная синим цветом, явный намек, что у ребенка нет никаких проблем со сверстниками, учителями, ему неплохо дается учебный материал. Синий также может быть признаком отрешенности от происходящего, нежелания покидать свой маленький мирок;
преобладающие серые тона свидетельствуют о том, что недостает позитива, все слишком буднично, прозаично;
много зеленого — особа преисполнена надежд, оптимистично смотрит вперед. Также этот цвет предпочитают независимые натуры;
розового оттенка много в рисунках влюбленных, счастливых, чувствительных персон;
преобладание серого, черного — признак тревоги, угнетенного депрессивного настроения.
Запомните! Индивидуум, любящий заштриховывать нарисованное, трудно воспринимает новое, придерживается устаревших воззрений. Если же особа ничего никогда не заштриховывает, то она открыта к переменам, готова их принимать.
Психологию по рисункам человека читают по их расположению. Если индивидуум предпочел поместить изображение ближе к верхней части листа, то он преисполнен амбиций, желания добиться многого. Эта личность стремится стать профессионалом своего дела, высоко подняться по карьерной лестнице.
Рисунок ближе к нижней части листа указывает на комплекс неполноценности. Особа боится конкуренции, недооценивает собственные возможности.
Если рисунок ближе к левому краю, то личность одолевает тоска за прошлым.Ему кажется: лучшее осталось позади.
Изображение справа означает,что личность верит: дальше все наладится. О настоящем же предпочитает забыть, так как сегодняшний день индивидуума мало устраивает.
Запомните! Лучше всего, когда объекты ближе к центру. Тогда личность довольна настоящим.
Психология по рисункам учитывает размер картинки. Объем изображения указывает на самооценку. Если рисунок немаленький, то с нею все нормально.
Огромное изображение — признак высокомерия, порожденного внутренней неудовлетворенностью жизнью, желанием большего. Маленькое — признак стеснительности, тревожности, страха проявить себя.
Формы линий психологических рисунков и их значение
Линии — еще один критерий,по которому можно судить о личности:
если линии прерывисты, человек сомневается в принятых решениях, прочности своего положения, в жизни индивидуума недостает стабильности;
сплошные намекают на сильную личность, уверенную в себе, не сомневающуюся в принятых решениях;
тоненькие линии — это желание уйти в тень, сделать так, чтобы оставили в покое, перестали замечать. Так рисуют те, кому за собственные поступки стыдно перед другими;
жирные делает тот, кто хочет внимания, позитивной оценки своих действий, тот, кому недостает уверенности в себе.
Если линии прямые, без острых углов и изгибов, то личность плохо адаптируется к новому, мыслит слишком прямолинейно, привыкла следовать негибким схемам.
Острые углы выдает враждебность, активное нежелание мириться с тем, что мало устраивает. Округлость, наоборот, говорит о мягком, покладистом характере, готовым идти на компромиссы.
Значение рисунков в психологии воспринимается как символика подсознания. Через форму изображений, их цвет, размеры наружу выступает то, что человек запрятал глубоко и надежно. Задача специалистов — помочь индивидууму разобраться в истоках проблем, а затем найти пути их решения.
«Осенние традиции». Выставка детских рисунков У нашего детского сада появились новые друзья! Мы дружим с Агрохолдингом «Русское поле»! Познакомились очень просто – наши воспитанники.
Фотоотчет о конкурсе детских рисунков на асфальте В нашем детском саду прошел конкурс детских рисунков на асфальте. От каждой группы были заявлены участники к участию в конкурсе. Также были.
Фотоотчет о конкурсе детских рисунков Весной в нашем городе в рамках празднования Всемирного дня охраны окружающей среды,был объявлен конкурс «Экология глазами детей».Целью.
Фотоотчет о выставке детских рисунков «Мамочка моя!» Кто же лучше всех на свете? Мамочка моя! Милая, родная Я люблю тебя! Нарисую ей подарок, И на праздник подарю. Милая, родная Я тебя люблю.
Фотоотчет о выставке детских рисунков «Мы любим лето» Летнее мероприятие. Выставка детских рисунков «Мы любим лето».В июне этого года мы решили устроить выставку детских рисунков на улице..
Фотоотчёт детских рисунков «Осень со вкусом рябины» «Без рябины осень скучна» (пословица) Самые красивые деревья, на мой взгляд, это береза и рябина. Именно эти деревья являются символами.
Коллаж из детских рисунков «Воспоминания о лете» Коллаж из детских рисунков «Воспоминания о лете» В начале сентября, на занятиях, мы делились своими впечатлениями о прошедшем лете. Вспоминали.
Выставка детских рисунков «Моя любимая игрушка» Выставка детских рисунков «Моя любимая игрушка» Одной из форм взаимодействия и сотрудничества с семьей являются совместная организация.
Специалисты рассказали, что можно узнать о родителях по рисункам ребенка
Как трактовать то, что изображают ваши дети
«Мой сын никогда не рисует на картинках, где изображает нашу семью, младшую сестренку, как будто ее не существует», — переживает мама 5-летнего малыша. «Дочка всегда рисует себя отдельно от нас с мужем», — сетуют родители первоклассницы.
Конечно, полностью разобраться в проблемах ребенка и его отношении к семье только по его художествам невозможно. Однако специалисты уверены, что многие «болевые точки» малыша вполне можно определить по тому, что и как он рисует.
Что могут рассказать рисунки о ребенке, его эмоциональном состоянии и отношении к близким? Мы попытались разобраться с детским психологом.
К сожалению, иногда и внимательные родители уверены, что ребенок чувствует себя в семье комфортно, даже если это не совсем так, — объясняет детский психолог Юлия Кротова. — Обычный детский рисунок может многое рассказать взрослым о состоянии малыша даже без похода к специалисту. Понимание поможет взрослым сгладить негатив и создать для ребенка комфортные условия. Конечно, практически нет смысла оценивать рисунки малышей до трех лет, они объективно еще не отражают внутреннего состояния ребенка и его отношения к взрослым. Реально информативным детское творчество становится с 4–5 лет. Также не следует оценивать картинку ребенка, если она нарисована сразу после какого-то семейного конфликта или ссоры. Очевидно, что рисунок покажет лишь отношение малыша к текущей ситуации, а не его состояние и восприятие своей семьи в целом.
Специалисты считают, что одним из самых эффективных способов диагностики внутрисемейных отношений является рисуночный тест «Моя семья». При правильной оценке из него можно получить наиболее полную информацию. Для проведения теста необходимо просто попросить ребенка нарисовать свою семью так, как ему хочется.
Черный папа и одинокий малыш
Случай из жизни: Алина из Подмосковья обратила внимание, что ее старший 5-летний сын стал очень капризным и замкнутым после рождения младшей сестренки. Рисунок «Моя семья» показал неожиданные результаты. Самого себя малыш изобразил в левой части листа рядом с бабушкой и кошкой. Мама с сестренкой оказались на другой стороне листа, а папа был нарисован в середине композиции и старательно заштрихован черным цветом, остальные члены семьи были покрашены в яркие тона.
Комментарий психолога: В рисунке сына Алину больше всего взволновал тот факт, что мальчик изобразил отца в черном цвете, хотя в данной ситуации это не имело большого значения и произошло случайно. После общения с ребенком выяснилось, что в последнее время мужчина чаще всего носил темную куртку и брюки, именно поэтому сын и раскрасил его черным карандашом. В подобном рисунке о причинах тревожности малыша можно говорить по композиции, то есть по тому, как расставлены герои на картинке. Ребенок явно чувствует себя обделенным вниманием родителей, ненужным им после рождения младшей сестры. Исходя из картинки, можно сказать, что близкие отношения в последнее время у него складываются только с бабушкой и котом. Судя по тому, что папу мальчик изобразил в центре картины, но отдельно от других членов семьи, отец пытается уделять всем равное внимание, но редко бывает дома, так как много работает.
Как трактовать рисунок по цвету
В норме дети обычно рисуют яркие и пестрые картинки своей семьи. В среднем для раскрашивания они используют 5–6 цветов. Специалисты отмечают, что чем больше малыш уверен в себе, тем ярче выглядят его художества. Правда, у каждого малыша есть несколько особенно любимых цветов, которые и будут преобладать на рисунке. Однако в целом по характеру раскрашивания картинки можно сделать выводы о текущем состоянии ребенка. Так, светлые яркие или насыщенные тона говорят о жизнерадостности и комфортном самочувствии малыша в семье. Преобладание красного цвета может указывать на эмоциональную напряженность и раздражительность маленького художника. Если семья малыша нарисована в черно-серых тонах, стоит задуматься о наличии скрытых страхов у ребенка, попытаться понять причины, почему ему неспокойно рядом с близкими. Интересно, что чаще всего малыш окрашивает в тот же цвет, что и самого себя, того члена семьи, к которому испытывает наибольшую симпатию.
Детский рисунок и композиция
В норме ребенок обычно рисует свою семью в центральной части листа, смещение вниз чаще всего говорит о заниженной самооценке малыша, а вверх — наоборот, о завышенной. Единственные дети в семье чаще всего рисуют себя в центре композиции между мамой и папой. Члены семьи, которых ребенок нарисовал ближе всех к собственному изображению, обычно наиболее близки. Стоит также обратить внимание, в какой последовательности ребенок рисует домочадцев: тот, кто ближе к началу, в глазах ребенка занимает более значимую позицию в семье. Если малыш изображает себя в стороне от близких, это чаще всего свидетельствует о чувстве одиночества малыша, ощущении своей ненужности близким. Кроме того, такую композицию нередко выбирают дети, которые испытывают ревность и недостаток внимания родителей после рождения братика или сестрички.
Тревожным знаком считается и отсутствие на картинке одного из членов семьи. Если это тот же маленький брат или сестра, то дело в ревности. Если же на картинке отсутствует мама или папа, это может обозначать, что у малыша практически нет психологического контакта и эмоциональной связи с этим человеком в данный момент. Например, если ребенок не стал рисовать своего маленького брата или сестренку, возможно, он ревнует к нему родителей и стремится отстоять свое право на их любовь. Если на рисунке нет самого «художника», стоит задуматься, что малыш чувствует себя отверженным, ненужным в семье. В случае появления на картинке вымышленного члена семьи специалисты также отмечают, что ребенок в данный момент испытывает нехватку родительской любви.
Фото: Детский центр «Петрушка»
Руки-грабли и тучи над детской
Случай из жизни: Олег из Москвы стал беспокоиться, что после начала учебы в школе его 7-летний сын стал проявлять непонятную агрессию и злость, стал плохо слушаться и даже хамить взрослым. В последнее время родителям мальчика пришлось много работать, большую часть времени ребенок проводил с няней, поэтому взрослые решили проверить, не это ли стало причиной изменений в поведении ребенка. На рисунке мальчик изобразил всех членов семьи, включая собаку, самого себя он рисовал последним. Все герои были раскрашены яркими красками, люди держатся за руки, прорисованы достаточно пропорционально. Единственное, что может насторожить на картинке, это неестественные руки-грабли у самого маленького автора и тучи над головами героев рисунка.
Комментарий психолога: Судя по расположению героев на картинке, в данный момент ребенок не чувствует себя обделенным вниманием в семье. Единственное, не очень хорошо, что он изобразил самого себя последним, это говорит о том, что подсознательно мальчик не ощущает себя значимым в семье. А вот неестественные руки-грабли у автора действительно могут говорить о скрытой злости и агрессии у ребенка. О каких-то негативных эмоциях у малыша свидетельствуют и тучи, изображенные над семьей на рисунке. В данном случае, похоже, что раздражение у мальчика идет не из семьи, а от каких-то внешних факторов, возможно, от агрессивного поведения одноклассников в школе.
Положение героев и пропорции в рисунке:
О комфортном состоянии ребенка в семье, как правило, говорит тот факт, что все герои изображены в верных пропорциях относительно реальности. Если малыш изображает себя очень маленьким, значит, он чувствует себя неуверенным и незащищенным даже в кругу близких людей. Что касается остальных членов семьи и домашних животных, то чем крупнее они изображены на рисунке, тем большую роль играют для малыша. Большое значение играет и поза самого автора на картинке. Счастливый и уверенный в себе ребенок, скорее всего, изобразит себя с растопыренными руками и ногами, при этом все конечности будут детально прорисованы по мере способностей художника. Руки, прижатые к телу или закрывающие голову, говорят о неуверенности ребенка, возможно, взрослые слишком часто ругают или критикуют его.
О негативных эмоциях ребенка говорят рисунки, на которых автор изображает себя как будто висящим в воздухе, а не стоящим на одной плоскости с другими членами семьи. Большие глаза и яркие прорисованные зрачки у героев могут свидетельствовать о тревоге малыша, так же, как и сильная, с зажимом штриховка героев рисунка. А неестественно огромные руки-грабли у кого-то из персонажей, в том числе у самого ребенка, свидетельствуют о скрытой злости их обладателя.
Детали в детских художествах:
Психологи считают, что полное отсутствие каких-либо деталей на рисунке семьи ребенка говорит о замкнутости его автора. Обратная ситуация, когда этих деталей слишком много, может свидетельствовать о скрытом беспокойстве малыша. Изображение некоторых определенных предметов на картинке также нередко указывает на неблагополучие малыша в семье. Например, если вместо людей ребенок рисует какое-либо строение, где проживает семья, то это может быть знаком, что среди близких малышу некомфортно. Изображение солнца или лампы может означать, что автору картины не хватает душевного тепла в отношениях с близкими. Тучи и облака также свидетельствуют о негативных эмоциях, которые в данный момент беспокоят малыша, но они не обязательно исходят от членов семьи. Изображение различных игрушек или несуществующих домашних животных может говорить о том, что ребенку не хватает внимания от близких людей.
ПРИЗНАКИ БЛАГОПОЛУЧНОГО СОСТОЯНИЯ МАЛЫША
1. Задание нарисовать семью вызвало радость у ребенка.
2. Все члены семьи, с которыми близко общается малыш, присутствуют на картинке.
3. Герои изображаются пропорциональными, никто не выглядит неестественно большим или маленьким.
4. Все члены семьи расположены недалеко друг от друга, взявшись за руки. Все конечности у персонажей хорошо прорисованы.
5. Рисунок выполнен в насыщенных и ярких тонах без сильной штриховки.
ПРИЗНАКИ СКРЫТЫХ ПРОБЛЕМ В СЕМЬЕ У РЕБЕНКА
1. Малыш не хочет рисовать свою семью или вместо людей рисует свой дом.
2. Чрезмерно большие или маленькие размеры отдельных членов семьи.
3. Малыш рисует себя последним из домочадцев, демонстрируя, что мало значит в своей семье.
4. На рисунке отсутствует кто-то из членов семьи, сам ребенок или появляется несуществующий персонаж.
5.Изображение себя или близких с закрытым лицом или неестественно большими руками.
6. Преобладание на картине черных, серых, коричневых и фиолетовых тонов, желание нарисовать свою семью с помощью только простого карандаша.
ПРАВИЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ДЕТСКОГО РИСУНКА. СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ
— Для анализа не стоит брать рисунки, которые дети рисовали в детском саду, школе или изостудии, — обычно они выполнены по определенным критериям;
— Если вы хотите правильно оценить использованные в рисунке цвета, предлагайте ребенку полный набор карандашей и красок. Иначе малыш может нарисовать картинку в темных тонах только потому, что именно они были в этот момент под рукой.
— Не стоит устраивать художественный тест, когда ребенок устал, обижен или расстроен, — результат будет неинформативен, так как покажет состояние малыша в текущий момент.
— Попросите ребенка самостоятельно описать свою картину, рассказать, что чувствует каждый из героев, так будет проще правильно интерпретировать художество малыша, особенно если он не очень силен в рисовании.
— В ходе теста постарайтесь не хвалить и не критиковать художества своего чада, иначе провести повторную проверку через некоторое время будет проблематично, так как ребенок будет действовать по шаблону, пытаясь угодить родителю.
Тайный язык детского рисунка
Как проанализировать рисунок ребенка?
Дети очень любят рисовать. Они изображают на бумаге все, что чувствуют и замечают вокруг. Наиболее удачные образцы этого творчества родители сохраняют на память, остальным, как правило, не придают значения. А между тем, вглядевшись внимательнее в самый обычный детский рисунок, можно увидеть, что творится в душе малыша, и чего он не сумеет объяснить взрослым далее в самой доверительной беседе.
«Эволюция» юного живописца
Рисунок для ребенка является не искусством, а речью. Рисование дает ребенку возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений он не может выразить словами. В процессе рисования рациональное уходит на второй план, отступают запреты и ограничения. В этот момент ребенок абсолютно свободен.
Детский рисунок чаще всего наглядно демонстрирует сферу интересов самого маленького художника. На ранних этапах развития (до трех лет) из-под руки юного художника выходят черточки, линии, круги. Малыш «пробует» карандаш или кисть, экспериментирует. Обычно он сначала делает рисунок, а потом придумывает, что изобразил, на что это может быть похоже. Позднее (к четырем годам) появляется замысел рисунка. С определенного возраста (в 3,5-4 года) объектом пристального внимания и изучения становится человек. С точки зрения психодиагностики рисунок человека является одним из самых точных и достоверных источников информации. Сложность заключается лишь в том, что информация, содержащаяся в таком «послании», образно говоря, «закодирована», и рисунок нужно грамотно «читать». Психологи, которые используют в работе рисуночные методики, должны обладать достаточной квалификацией и опытом работы с детьми. Однако внимательные родители всегда могут заметить в творческих работах ребенка что-то необычное, почувствовать настроение малыша, уловить скрытое напряжение. Поэтому в качестве «доврачебной помощи» предлагаем несколько уроков анализа детского рисунка.
Качество зависит от возраста
Ребенку нужно предложить нарисовать его семью. Причем так, чтобы все были заняты каким-нибудь делом. Пусть у него будет выбор цветных карандашей и достаточно бумаги — обычный альбомный лист (формат А4) вполне подойдет. Не стоит торопить малыша или комментировать его рисунок в процессе рисования. А когда он закончит семейный портрет, самое время обратиться с вопросами: кого именно он нарисовал и чем заняты все эти персонажи. Приступая к анализу рисунка, взрослые должны учитывать, что его содержание и, условно говоря, качество зависят от возраста юного художника. У трехлетних детей люди чаще всего выглядят как «головоноги»: некие существа, тело и голова которых представляют собой единый «пузырь» с ножками. Может появиться и рожица. Но строго говоря, анализировать рисунок с точки зрения личностного развития и психоэмоционального состояния будет вернее с 4-5 лет. К четырем годам ребенок обычно уже изображает человека в виде двух овалов с ручками и ножками — палочками. На рисунках пятилетних детей появляются голова, глаза, туловище, руки, ноги. В шесть лет к вышеперечисленному добавляются нос, рот, пальцы (их количество несущественно). К семи годам «живописцы» уже не упускают из виду такие детали человеческого образа, как шея, волосы (или шапка), одежда (хотя бы в схематическом виде), а руки и ноги изображают двойными линиями. Обычно на эти критерии ориентируются при оценке умственного развития ребенка.
Анализ по. собственным ощущениям
Для верного прочтения детского рисунка необходимо довериться своим впечатлениям. Какие эмоции он вызывает? Покой и умиротворение или беспокойство и тревогу? Чтобы точнее определить это, можно попробовать описать рисунок, используя понятия «светлый» — «темный», «яркий» — «тусклый», «гармоничный» — «негармоничный», «спокойный» — «неспокойный», «упорядоченный» — «беспорядочный», «веселый» — «грустный», «агрессивный» — «доброжелательный», «богатый» — «бедный», «тяжелый» — «легкий». Это поможет более точно воспринять состояние ребенка.
При большом количестве негативных оценок можно говорить о внутреннем психологическом неблагополучии ребенка. Однако не стоит делать поспешных выводов по одному-единственному рисунку. Возможно, ребенок кем-то обижен или недостаточно хорошо себя чувствует. Эмоциональные переживания малыша обычно ярки и кратковременны, но они оказывают значительное влияние на всю его ближайшую деятельность, в том числе и на творческую.
Домашняя иерархия
Особое внимание уделяется анализу структуры рисунка семьи. Необходимо сравнить ее реальный состав с тем, который изображен ребенком на бумаге. Следует также оценить порядок рисования, размер фигур и их расположение на листе. Первым и самым крупным, как правило, изображается наиболее значимый в понимании юного художника член семьи. Себя же дети обычно рисуют рядом с теми, к кому испытывают наибольшую привязанность. А дальше всех на рисунке располагается самый несимпатичный малышу родственник. Изображение в профиль или спиной также свидетельствует о напряженных отношениях между этим членом семьи и автором рисунка. Дети живут сиюминутными переживаниями. И часто эмоциональные отношения с кем-то из близких (недавняя ссора, обида) могут внести свои коррективы в рисунок. В этом случае малыш может даже «забыть» кого-то. К примеру, 6-летний Алеша не рисует отца, который уделяет ему мало внимания и бывает груб. А его отсутствие на рисунке объясняет тем, что «папа уехал в командировку». Алиса (4 года) не нарисовала свою младшую сестренку Ксюшу, объяснив ее отсутствие тем, что малышка «спит в другой комнате». Девочка не может примириться с тем, что мама из-за сестры не уделяет ей столько же внимания, как прежде. Имеют место и обратные ситуации, когда ребенок изображает на рисунке реально не существующих членов семьи. Саша (5 лет) немало удивил свою маму, когда нарисовал рядом с собой играющего малыша и сообщил, что у него наконец-то появился братик! Подобные «коррективы» в состав семьи вносят дети, неудовлетворенные своим эмоциональным положением. Им требуется больше доброжелательного внимания от взрослых и игр «на равных», а лучше — развлечений в компании других таких же малышей.
Важную роль при анализе детского рисунка играет и то, чем заняты члены семьи. Если они объединены каким-то общим делом, чаще всего это свидетельствует о благоприятном семейном климате. Весьма значимым показателем психологической близости является реальное расстояние между изображенными фигурами. Рисуя себя отдельно от остальных, ребенок может «сигнализировать» о своей изолированности в семье. Если он отделяет своих родных друг от друга перегородками или помещает их в разные «комнаты», это может свидетельствовать о проблемах в общении. Размер изображения говорит о том, какое место занимает этот человек в эмоциональной жизни семьи. Например, если младшего по возрасту брата или сестру ребенок рисует крупнее себя, то можно предположить исключительное внимание к нему со стороны близких. Он «занимает много места в их жизни».
Отсутствие на рисунке самого маленького художника — частый признак того, что ребенок чувствует себя в семье одиноким и ему «нет места» в отношениях между близкими. Проверить это можно, задав малышу вопрос: «Может быть, ты забыл кого-то нарисовать?» Бывает, что даже прямое указание: «Ты забыл изобразить себя» — ребенок игнорирует или объясняет: «Не осталось места», «Потом дорисую». Такая ситуация является серьезным поводом задуматься о семейных взаимоотношениях.
Очень плотное изображение фигур, как бы перекрывающих друг друга, говорит о столь же тесных взаимоотношениях близких малышу людей или о его потребности в таких связях.
Оценка «манеры письма»
Достаточно распространенным признаком повышенной тревожности ребенка являются самоисправления. Особенно такие, которые не ведут к улучшению качества изображения. Встречаются рисунки из отдельных мелких штрихов — малыш как бы опасается провести решительную линию. Иногда весь рисунок или какая-то из его частей штрихуется. В таких случаях можно также предположить повышенную тревожность юного художника. Стоит обратить внимание на преувеличенно большие глаза на портрете, особенно — если в них густо заштрихованы зрачки. Возможно, малыш испытывает чувство страха.
Многочисленные украшения, наличие дополнительных деталей и элементов костюма у автора рисунка указывают на демонстративность ребенка, его желание быть замеченным, тягу к внешним эффектам. Чаще это встречается у девочек.
Очень слабый нажим карандаша, низкая (не по возрасту) детализированность рисунка встречается у детей астеничных, склонных к быстрому утомлению, эмоционально чувствительных, психологически неустойчивых. А дети, у которых легко, без видимой причины меняется настроение, обычно в процессе рисования часто меняют нажим: одни линии едва заметны, другие проведены с заметным усилием. Импульсивные малыши часто не доводят линии до конца или, наоборот, рисуют размашисто, поэтому их рисунки производят впечатление небрежных, бесконтрольных. Здесь обращают на себя внимание сильный нажим и грубые нарушения симметрии. Иногда рисунок «не помещается» на листе.
Встречаются рисунки, где все фигуры изображены очень мелко. Обычно вся композиция ориентирована к какому-либо краю листа. Это значит, что малыш ощущает себя слабым и не верит в свои силы. Возможно, кто-то из родных очень строг с ним или требования, предъявляемые ребенку, не соответствуют его реальным возможностям.
Если малыш изображает себя в открытой позе (руки и ноги широко расставлены, фигура крупная, чаще округлая), это говорит о его общительности и жизнерадостности. И напротив, «закрытая» поза (руки прижаты к телу или спрятаны за спину, фигура вытянутая, угловатая) скорее указывает на человека замкнутого, склонного сдерживать свои чувства и мысли.
Как в рисунках мальчиков, так и в рисунках девочек нередко можно заметить символы агрессивных тенденций поведения:
Особое место занимают рисунки с нарушением принятых норм изображения. В частности, изображение половых органов. Для маленьких детей (до 4 лет) это скорее частое явление. Здесь отражается тенденция к естественности жизни во всех ее проявлениях. У старших дошкольников такой рисунок говорит о демонстративности, желании привлечь внимание провокативным способом, служит выражением агрессии.
Палитра — зеркало души?
Дети очень рано начинают «чувствовать» цвет и подбирать его по своему настроению и мироощущению. Доктор Макс Люшер, психолог и исследователь в области цвета, изучал выбор оттенков из цветовой гаммы различными людьми. Он пришел к заключению, что выбор цвета отражает психологические качества человека и состояние его здоровья.
Количество используемых ребенком цветов можно рассматривать с нескольких позиций. В первую очередь, это характеристика уровня развития эмоциональной сферы в целом. Обычно дети используют 5-6 цветов. В этом случае можно говорить о нормальном среднем уровне эмоционального развития. Более широкая палитра цвета предполагает натуру чувствительную, богатую эмоциями. Если ребенок старше 3-4 лет рисует 1-2 цветными карандашами, это скорее всего указывает на его негативное состояние в данный момент: тревога (синий), агрессия (красный), депрессия (черный). Использование только простого карандаша (при наличии выбора) иногда трактуют как «отсутствие» цвета, таким образом ребенок «сообщает» о том, что в его жизни не хватает ярких красок, положительных эмоций.
Наиболее эмоционально значимые фигуры выделяют большим количеством цветов. А открыто непринимаемых персонажей обычно рисуют черным или темно-коричневым цветом. Цвета могут передавать также определенные свойства характера и состояние.
Каждый из цветов имеет собственное символическое значение:
От теории к практике
Итак, малыш провел над листом бумаги с карандашами в руках несколько минут, и картинка готова. Как много важного для него самого и для родителей скрыто в этом рисунке! Попробуем прочитать его? Вот ребенок изобразил себя, но поза неустойчива и нет лица. А как общаться без лица? Сложно! Вот малыш в кроватке — прилег отдохнуть. Возможно, он устал. А может быть, болен? И цвет выбрал коричневый. Да, так и есть — температура! Почему все девчонки рисуют принцесс? Именно так они себя ощущают или. очень хотят этого. Всего лишь оказаться в центре внимания, быть самой-самой. Да и какой с принцессы спрос? А вот мальчик, вооруженный до зубов. Ему требуется защита. Может быть, кто-то обидел его.
На первый взгляд, может показаться, что анализ детских рисунков — не такая уж сложная задача. Однако хотелось бы предостеречь родителей от жестких формулировок и постановки психологического диагноза. Оставим это дело за специалистами, через руки которых прошла не одна сотня рисунков ребят. Ведь за кажущейся простотой и изящностью метода стоит множество нюансов, взаимосвязей отдельных проявлений и особенностей. Кроме того, человек, анализирующий рисунок, рассматривает его через призму своего личного опыта и состояния в данный момент времени. Поэтому не стоит самостоятельно делать далеко идущих выводов. А если что-то в рисунке ребенка насторожило или озадачило родителей, лучше не откладывать визит к специалисту. Пусть поможет разобраться!