Что значит реставрация здания
Реконструкция и реставрация объектов культурного наследия
Содержание настоящего учебного пособия соответствует курсу лекций по дисциплине «Реконструкция и реставрация объектов культурного наследия. В конце учебного пособия представлены иллюстрированные приложения, дополняющие темы. Предназначено для обучающихся в магистратуре по направлению подготовки 07.04.04 Градостроительство, а также в помощь преподавателям.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Реконструкция и реставрация объектов культурного наследия предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Глава 1. Сущность реставрации и реконструкции объектов культурного наследия
Цель — кратко ознакомиться с историей реставрации в России. Изучить основные термины и определения, касающиеся сохранения, восстановления и продления функционирования объектов культурного наследия, рассмотреть определение реставрации и реконструкции, проследить систему критериев оценки градостроительных объектов и основные подходы к реконструкции памятников.
1.1. Краткая история реставрации в России
История реставрации в России началась с мая 1918 года — год создания Всероссийской реставрационной комиссии. Затем комиссия переименована в Центральные государственные реставрационные мастерские (ЦГРМ). Первая российская научная методика реставрации была выработана в ЦГРМ под руководством И. Э. Грабаря.
В послевоенные годы созданы республиканские, областные и городские мастерские по реставрации историко-архитектурных памятников. В 1958 г. основана Всесоюзная центральная научно-исследовательская лаборатория консервации и реставрации (ВЦНИЛКР).
В 1960–1980-х гг. осуществлён переход от простых восстановительных работ к комплексным исследованиям методами гуманитарных и естественных наук в сочетании со сложными консервационно-реставрационными работами.
В начале 2000-х гг. стал возвращаться интерес к реставрации памятников и активное развитие получили научные методы реставрации. Культурному наследию уделяют серьезное внимание при разработке градостроительной документации [1].
Министерство культуры РФ в 2014 году приняло решение о создании ОАО «Реставрационные Компании» для сохранения научных достижений и многолетних разработок, реставрационных методик и уникальных мастеров» [2].
Европейская Конфедерация Организаций Консерваторов-реставраторов (E. C. C.O. — E. K. O. K. European Confederation of Conservator-Restorers Organizations) сформулировала этический кодекс консерваторов-профессионалов. Главная идея кодекса — сохранение культурных ценностей в их эстетическом и историческом значении и физической целостности для современного и будущих поколений [1].
Прогрессивная реставрационная наука основывается на двух основных принципах:
1) восстановление разрушенных объектов культурного наследия;
2) сохранение объектов культурного наследия.
Основой проекта реставрации является первозданный вид объекта, в отличие от проекта нового строительства. Сложность состоит в том, чтобы найти документальные исторические свидетельства, описывающие и изображающие все этапы изменения объекта реставрации. Ведутся поиски исходных документов в архивах страны. Важно воссоздать исходный вид памятника архитектуры. На базе полученных данных об облике объекта реставратор приступает к разработке проекта практических действий, на основе которого в дальнейшем будет проводиться реставрационный процесс.
За последний век реставрация трансформировалась в научную дисциплину и началась подготовка специалистов высшей квалификации. Реставрацию следует воспринимать как комплексную науку, сочетающую компетенции нескольких профессий. Реставраторы могут подготовить и осуществить научно-исследовательские работы по памятнику, составить проект и разработать методику реставрации, подготовить научно-проектную документацию и осуществить реставрационные работы согласно действующему законодательству.
1.2. Виды реставрационных работ. Термины и определения
Перед выполнением реставрационных работ на объекте культурного наследия принято осуществлять археологические, инженерно-биологические, научно-технические и архитектурные исследования для сбора полного комплекта информации об объекте. После этого разрабатывается индивидуальная проектная документация.
Все работы, проводимые на поврежденных объектах культурного наследия, называют общим термином — реставрация, которая охватывает три различных комплекса работ: консервацию, реставрацию и реконструкцию.
В практике, перечисленные выше виды восстановительных работ, применяют в комплексе, как различные этапы единого процесса или как самостоятельный вид восстановления [3].
Реставрация. Ведущей задачей реставрации памятников зодчества является усиление оснований и фундаментов: перекладка и докладка полуразрушенных фундаментов, усиление кладки, устройство свайных фундаментов, усиление оснований и фундаментов буроинъекционными сваями.
Важнейший принцип научной реставрации согласно международной Венецианской хартии гласит: «…реставрация должна являться исключительной мерой. Ее цель — сохранение и выявление эстетических и исторических ценностей памятника. Она основывается на уважении подлинности материала и достоверности документов. Реставрация прекращается там, где начинается гипотеза..». [4].
Реставрация считается сложным, комплексным видом проводящихся на памятниках работ, цель которой — продление жизни памятника. Реставрация может состоять из ремонта и консервации, и включать изменение современного вида памятника для более полного раскрытия его художественных качеств и продление функциональной жизни объекта.
Технология и материалы, применяемые в реставрации, должны отличаться от авторских.
Для фрагментарной реставрации часто характерны:
— отсутствие стилистического единства,
— признание ценности поздних наслоений на объекте,
— восстановление только тех элементов, форма которых достоверно документирована.
Фрагментарная реставрация принципиально противопоставлена целостной реставрации.
Целостная реставрация ориентирована на восстановление первоначального облика памятника или его образа, сложившегося в период его расцвета. Такую реставрацию называют «реставрацией на оптимальную дату».
Реставрация (в том числе и фрагментарная) состоит из двух этапов:
1) раскрытие памятника в результате удаления поздних искажающих деталей и фрагментов;
2) восстановление утраченных деталей памятника.
Раскрытие памятника производят только в случае, если удаляемые фрагменты не представляют ценности ни с архитектурно-художественной, ни с исторической стороны или представляют меньший интерес, чем ценность раскрываемого подлинника. Удалять наслоения разрешено только после открытого коллегиального решения с участием профессионалов. В случае наличия стадии раскрытия, объектом реставрационного исследования всегда должен быть весь объект, а не только его отдельные элементы, признаваемые заведомо ценными.
Раскрытие запрещено, в случае если оно нарушает конструктивную жёсткость здания или влияет на ухудшение условий его сохранения.
Необходимо предусмотреть меры по сохранности раскрываемых элементов или поверхностей стен. Быстрое освобождение деревянных обшивок срубов на памятниках русского деревянного зодчества часто влечёт резкое ускорение процесса разрушения древесины.
В простейших случаях реставрация может состоять только из раскрытия. Например, после фрагментарного удаления штукатурки на фасадах Софийского собора в г. Киев, Спасо-Преображенского собора в г. Чернигове и других памятников архитектуры Киевской Руси (рис. 1), выявлена первоначальная фактура древней кладки. Раскрытие в данных случаях позволила наглядно показать действительную древность сооружений. Такие раскрытия активно воздействуют на восприятие как отдельных сооружений, так и общей городской среды.
Раскрытые в виде небольших зондажей остатков готической кладки на зданиях г. Львова или г. Каунаса способствовали созданию особой эмоциональной атмосферы историчности городского ансамбля (рис. 2, 3).
Интересный художественный эффект дает раскрытие естественной фактуры стен всего сооружения при условии обеспечения соответствующих мер их сохранности. Примерами служат удаленная штукатурка со стен церкви Петра и Павла в Кожевниках в г. Новгороде, а также освобожденные от обшивок памятники русского народного деревянного зодчества.
Рис. 1. Реставрационное раскрытие поверхности стен Софийского собора в Киеве
Рис. 2. Раскрытие остатков готического проема на фасаде ратуши в Каунасе
Обычно реставрация представляет собой сложное сочетание раскрытия и дополнений. Подлинник, который подвергается раскрытию, практически никогда не бывает полностью сохранившимся. Обычно он имеет различного рода утраты. Часто выполняют частичное дополнение подлинника, восстанавливают утраченные элементы, наглядно показывают остатки первозданных элементов. Также выявляют места примыкания утраченных стен или сводов расчисткой, реже добавочной выкладкой соответствующих штраб. Восстановительные мероприятия назначаются для каждого случая индивидуально, в зависимости от сочетания факторов, влияющих на памятник [5].
Реконструкция является основной формой градостроительного развития территории. Она дает возможность рационально контролировать преобразование пространственной среды, препятствует необратимым и хаотичным процессам в городской системе.
Реконструкция охватывает обширный диапазон возможных картин развития города — от сохранения сложившейся структуры до почти полной ее замены или уничтожения. Противоположное реконструкции развитие города — новое строительство. Оно редко осуществляется в чистом виде, и чрезвычайно редко не рассматривается отдельно от процесса реконструкции.
Рис. 3. Двор церкви Санта-Мария-Магдалена во Флоренции до реставрации
Градостроительная реконструкция — изменение ранее сформировавшейся планировочной системы населённого пункта или составляющих ее элементов, вызванное необходимостью улучшения и развития данной системы в количественном и качественном отношении. Часто градостроительная реконструкция подразумевает сохранение большей части исторических элементов при существенном изменении целого [4].
Научно-музейная реконструкция запрещает имитацию подлинника и решает вспомогательные научно-методические или учебно-познавательные задачи. Главная ее задача — максимально выявить оригинальные сохранившиеся части объекта и обеспечить явное отличие от всех современных деталей и фрагментов. Это достигается с помощью введения строительных и отделочных материалов, подчёркивающих свойства и фактуру исторических материалов, применение упрощённой архитектурно-художественной выразительности архитектурных деталей и т. д. [6].
Производственная реконструкция — воссоздание сильно деформированного или полностью разрушенного памятника с внедрением строительных материалов и технологий, идентичным оригинальным, которые применялись при изготовлении объекта истории и архитектуры. Это могут быть серийные однотипные элементы и предметы интерьера и архитектурно-декоративного убранства: лепнина, маскароны, кариатиды, вазы, мраморные и изразцовые камины, панно, фонтаны и т. п. Этот вид реконструкции предполагает обычно восстановление относительно крупных по объему и художественной значимости элементов объекта либо произведения в целом.
Результатом производственной реконструкции является полная подмена утраченного или значительно руинированного здания или сооружения за счет максимального использования идентичных скульптурных материалов, довольно часто игнорируя сохранившиеся подлинные фрагменты. Это можно назвать копированием с попыткой воспроизведения утраченной древней строительной техники, забытого ремесла, секретов технологии и т. д.
Консервация. Главная цель консервации — прекращение или приостановление разрушительных факторов, оказывающих влияние на памятник, а также выявление и стабилизация материальных остатков объекта в том виде, в каком он дошел до наших дней, в его исторической подлинности; придание ему долговременной сохранности.
В процессе консервации выполняются преимущественно химико-технологические виды работ: очистка, обессоливание, дезинфекция, укрепление, гидрофобизация [6].
Необходимость в проведении консервации возникает только, когда памятник находится в неудовлетворительном состоянии.
Выделяют два вида консервации. К первому типу относятся мероприятия по временной защите памятников, которым в ближайшее время угрожает разрушение: установка временных подпорных конструкций, устройство защитных навесов и т. п. Такая консервация часто применялась в послевоенные годы, на поврежденных памятниках в период Второй мировой войны.
Второй тип консервации — инженерная реставрация, включает сложный комплекс мероприятий по укреплению и защите зданий и сооружений. Работы по инженерной реставрации включают в себя: укрепление оснований и фундаментов, усиление несущих конструкций, укрепление материалов памятника, ликвидация различных деформаций, работы по борьбе с влажностью, по обеспечению необходимого температурно-влажностного режима, обессоливание кладки и т. п. Их осуществление требует сложных специализированных исследований. Выполняют их под инженерным и технологическим надзором.
Необходимо отметить, что консервацию нельзя рассматривать исключительно как инженерную задачу, ведь ее объектом является историко-архитектурный памятник со сложной строительной историей, со своими особенностями. В связи с этим, часто консервация включает в себя элементы реставрации. Важно, чтобы консервация предусматривала в будущем возможность раскрытия объекта для выявления ценных архитектурных и художественных элементов. Консервация обязательно должна основываться на инженерно-технических и архитектурных исследованиях.
Новые конструкции при консервации не должны искажать облик памятника, если только они не являются временными. Применяют скрытые конструкции для сохранения уникальных старых конструкций.
Консервация является основным видом работ на особо ценных, древних и уникальных памятниках. Например, консервация обязательна для сооружений античности или раннего средневековья, для уникальных элементов объекта, носящим след индивидуального творчества зодчего, то есть там, где в приоритете стоит требование максимально сохранить подлинность.
Таким образом, основной и наиболее рациональный метод сохранения историко-архитектурных памятников с точки зрения сохранения их аутентичности, является консервация. В случае признания здания или сооружения объектом истории и культуры принимается решение о его консервации, подразумевающее запрет на любое вмешательство в планировочные, архитектурно-художественные, конструктивные особенности памятника
Реставрация – это вовсе не скучно, как может показаться на первый взгляд! Она представляет собой интересную, увлекательную, благородную и невероятно полезную сферу человеческой деятельности.
Итак, что такое реставрация? Какие ее виды существуют? И каково значение слова «реставрация»? Попробуем ответить на все эти вопросы в нашей статье.
Реставрация: значение и происхождение слова
У любого термина есть свое происхождение. Итак, что же такое реставрация? Слово это происходит от латинского restauratio, что значит «восстанавливать», «воссоздавать». В самом широком смысле это процесс восстановления чего-либо в его прежнем, исходном облике. Возрождение, воссоздание, восстановление, реконструкция – все эти слова так или иначе являются синонимами термина «реставрация».
Определение этого понятия в более узком значении немного иное. В частности когда речь идет о восстановлении культурного наследия. В этом случае реставрация – это комплекс специфических мероприятий, направленных на укрепление памятников человеческой культуры, их сохранение, восстановление утраченных или же поврежденных элементов. Речь идет не только об архитектурных сооружениях. Под этим понятием подразумевается также восстановление произведений изобразительного искусства, археологических артефактов и т. п.
Первые сведения о реставрационных работах датируются эпохой Средневековья. А в середине XVII века в Европе начинают создаваться серьезные школы профессиональной архитектурной реставрации.
Что можно отреставрировать?
Реставрировать можно много чего: мебель, старинные здания, мосты, картины, скульптуры, автомобили, мотоциклы, фотографии… Занятие это не такое рутинное и скучное, как может показаться на первый взгляд. Например, реставрация своими руками мебели – это не столько работа, сколько настоящее искусство, волшебство! Ведь мастер, занимающийся этим делом, возвращает новую жизнь тем предметам интерьера, которые другие уже давно бы выбросили на свалку.
Существует и такое понятие, как «реставрация зубов». Это процесс восстановления их формы и функций при повреждении. Интересным и довольно востребованным занятием является реставрация фотографий. Она предполагает удаление пятен, трещин и заломов на старых снимках. Существуют также технологии, позволяющие восстанавливать порванные фотографии.
В некоторых гуманитарных науках тоже употребляется слово «реставрация». Определение по истории, например, у данного термина следующее: это восстановление рухнувшего политического строя или режима в определенном государстве. В национальной истории Франции даже выделяют отдельный период – эпоху Реставрации (конец XVIII – начало XIX века).
Памятники архитектуры и важность их сохранения
Архитектурными памятниками называют недвижимые объекты материального или духовного творчества человека. Ими могут быть как отдельные здания (церкви, костелы, дворцы, замки), так и их комплексы (улицы, площади или целые поселения). При этом любой такой объект должен иметь определенную ценность: историческую, градостроительную или художественную.
Памятники архитектуры являются частью культурного наследия общемировой цивилизации. Кроме того, они дают нам информацию об особенностях и ценностях той или иной исторической эпохи. Именно поэтому сохранение памятников старины – это очень важная задача современного общества. И к ее выполнению следует подходить комплексно, грамотно и со всей ответственностью.
Кстати, реставрация – это далеко не всегда удел опытных профессионалов и узких специалистов в этой области. Например, французская компания Rempart предлагает на волонтерских началах заняться этим интересным делом обычным людям и студентам. Чтобы поучаствовать в одном из их проектов, человеку достаточно оставить заявку и заполнить соответствующую анкету.
Архитектурная реставрация: особенности и принципы
Здания разрушаются вследствие непродуманных и безответственных действий человека, из-за вредных условий окружающей среды или же просто со временем.
Согласно действующему российскому законодательству, к реставрации относят обширный комплекс исследовательских, проектных, ремонтных и инженерных мероприятий, которые производятся на недвижимых памятниках истории, культуры и архитектуры.
В ходе традиционной реставрации, как правило, осуществляется:
Реставрация любого архитектурного или культурного памятника происходит согласно принципам историзма, целесообразности, научности и минимизации вмешательства команды реставраторов в исходный исторический материал.
Как реставрируют исторические здания?
Процесс реставрации того или иного объекта включает в себя несколько последовательных этапов. Начинается он с комплексного и всестороннего исследования памятника, которое предусматривает как внешний осмотр здания, так и тщательное изучение разнообразных архивных материалов. Также очень важно вести постоянный мониторинг сооружения, дабы вовремя выявлять все его «болезни» и повреждения.
Следующий этап реставрационных работ – это проектирование. На основе результатов комплексного исследования памятника составляется детальный эскизный проект его реставрации. В дальнейшем он рассматривается и утверждается (либо не утверждается) соответствующей комиссией.
Реставрационные мероприятия в обязательном порядке сопровождаются подробной фотофиксацией всех проводимых работ. Причем главный архитектор вправе в любой момент остановить работы, обнаружив те или иные ошибки в проекте.
В современной реставрации применяется ряд специальных материалов и красок. Среди них левкас (особая разновидность грунта), скипидар, шеллак (природная смола), пастель, сусальное золото, диметилформамид, клеи животного происхождения и т. д.
Виды реставрационных работ
На практике существует несколько разновидностей реставрационных работ в зависимости от конечной цели данного мероприятия. Такой целью может быть либо восстановление отдельных утраченных элементов здания, либо устранение дефектов конструкции (трещин, сколов, разломов и т. п.), либо улучшение внешнего вида памятника.
Исходя из этого реставрация может быть коммерческой или музейно-научной. В первом случае целью проводимых работ является полное восстановление функциональности здания, а во втором – лишь его консервация, сохранение.
Реставрация также бывает:
Здесь все вполне очевидно. Целостная реставрация заключается в полном восстановлении исходных особенностей и функций того или иного здания. Работы в этом случае наиболее сложные в техническом плане. Фрагментарная (или частичная) реставрация сводится к ремонту лишь одного из элементов конструкции здания. Например, это может быть очистка главного фасада от различных сторонних наслоений.
Что такое раскрытие, консервация и реконструкция?
Реставрация – это некое обобщенное понятие, объединяющие в себе несколько отличающихся друг от друга по содержанию работ: раскрытие, консервацию, ремонт и реконструкцию. Все они могут быть либо этапами единого реставрационного процесса, либо самостоятельными мероприятиями. Давайте в общих чертах познакомимся с сущностью и особенностями этих работ.
Раскрытие – это разновидность реставрационно-восстановительных работ, которая более характерна для предметов и памятников искусства. Суть его заключается в том, чтобы избавить тот или иной культурный памятник от наслоений более позднего возраста. То есть раскрыть, «докопаться» до его первоначального вида. В качестве примера можно привести раскрытие старинных фресок Спасо-Преображенского храма в белорусском городе Полоцке. В 2015 году, чтобы «освободить» живопись XII века, реставраторам пришлось снять два более поздних слоя XIX столетия.
Консервация – это комплекс мероприятий, направленных на приостановление процесса разрушения конкретного памятника. К ним относятся очистка, дезинфекция, гидрофобизация, укрепление стен и сводов и т. п. Под реставрационным ремонтом подразумевают комплекс работ, направленных на устранение износа сооружения и восстановление первоначального декоративного облика его фасадов.
Реконструкция – самый сложный и ответственный вид реставрационный работ. Это коренная перестройка здания с полной или же частичной перепланировкой помещений внутри него.
Реставрация «до» и «после»: несколько удачных примеров
Сохранением старинных сооружений и архитектурных комплексов в Европе начали активно заниматься лишь в XVIII веке. Сегодня реставрационные работы во многих европейских государствах ведутся с использованием новейших технологий и привлечением высококвалифицированных специалистов. Давайте рассмотрим несколько удачных примеров восстановления исторических зданий.
На фотографиях ниже замок Пьерфон во Франции до и после реставрации. Из руин его восстановили еще в конце XIX века по распоряжению Наполеона III.
Петергофский дворец – еще один пример превосходной реставрации. Ансамбль был разрушен в годы Второй мировой войны.
Знаменитая Фрауэнкирхе в Дрездене тоже была разрушена войной. Ее восстановили практически с нуля в начале 2000-х.
Как спасают памятники архитектуры в развитых странах Европы?
Очевидно, что реставрация старинных зданий – удовольствие не из дешевых. В нашей стране охрана архитектурных памятников зачастую уходит на второй, а то и на третий план. Но в некоторых европейских странах все по-другому. Наиболее трепетно за своим архитектурным и историческим наследием следят в Германии, Италии, Франции, а также Чехии.
Например, немецкое законодательство предусматривает огромные штрафы за повреждение или незаконную реконструкцию памятников национального зодчества (от 50 тысяч до 1 миллиона евро). Не менее жесткие правила и в Чехии. К примеру, если в старинном особняке находятся ценные предметы искусства, то его владелец будет обязан даже соблюдать определенный температурный режим в своем доме.
А вот Франция, дабы спасти свои многочисленные архитектурные памятники, продает их в частные руки. Кроме этого, французы активно привлекают к восстановлению своего культурного наследия волонтеров со всего мира.