Что значит решить задачу в 2 действия
Решение задач в два действия
1 класс, математика. «Ознакомление с задачей в два действия»
Тема: «Ознакомление с задачей в два действия»
Цель: организовать деятельность обучающихся, направленную на знакомство с решением задач в два действия.
— Здравствуйте, ребята! Меня зовут Вероника Александровна. Сегодня я проведу у вас урока математики. Проверьте свою готовность к уроку.
Устный счет, две таблицы в смарт нотбуке (закрывать ячейки, нажимают – ячейка открывается). Таблица: слагаемое, слагаемое, сумма; уменьшаемое, вычитаемое, разность. По одному, по цепочке высчитывают.
(Открываю ячейки сама)
— Откройте тетради, запишите число, классная работа.
— Наш урок мы начнем с устного счета. Перед вами изображена таблица, в которой написаны компоненты сложения. Кто назовет, как называются эти компоненты? (Слагаемое, слагаемое, сумма.)
— Верно! Посмотрите внимательно на таблицу, что вы заметили? (Некоторые ячейки пустые.)
— Да, действительно. Сейчас вы по цепочке будете высчитывать неизвестные нам компоненты, после чего я буду открывать неизвестную ячейку, и мы таким образом проверим, правильно ли вы решили.
— Для начала вспомним, чтобы найти первое слагаемое, что нужно сделать? (Чтобы найти первое слагаемое, нужно из суммы вычесть второе слагаемое.)
— Молодцы. А что нужно сделать, чтобы найти второе слагаемое? (Чтобы найти второе слагаемое, надо из суммы вычесть первое слагаемое.)
— Вы успешно справились с этой таблицей, теперь перейдем к компонентам вычитания. Кто назовет, как называются эти компоненты? (Вычитаемое, уменьшаемое, разность.)
— Верно! Сейчас, как и в прошлой таблице, вам необходимо решить примеры, чтобы найти неизвестный компонент.
— Вспомните, как найти уменьшаемое? (Чтобы найти неизвестное уменьшаемое, надо к значению разности прибавить вычитаемое.)
— Вычитаемое? (Чтобы найти неизвестное вычитаемое, надо из уменьшаемого вычесть значение разности.)
— Разность? (Для того, чтобы найти разность, нужно из уменьшаемого вычесть вычитаемое.)
— Продолжим работать по цепочке.
Самоопределение к деятельности:
1 задача в одно действие, они ее решат самостоятельно, составят краткую запись и запишут решение в тетрадь, взаимопроверка в парах.
(Один решает у доски (маркерной), другие в своих тетрадях)
— Давайте вспомним, из каких частей состоит задача? (условие, вопрос, решение, ответ.)
— Все верно. Решим с вами пару задач. Первая:
На первой полке 10 книг, а на второй на 2 книги меньше. Сколько книг на второй полке?
— Выполните самостоятельно в тетрадях краткую запись задачи.
— Назовите решение задачи.
Ответ: на второй полке 8 книг.
2 задача в два действия, анализ задачи (можно сразу ответить на вопрос задачи? Затрудняются ответить. Почему затруднение? Мы не знаем, как сразу решить эту задачу. Значит, что мы должны сначала сделать? Сначала мы должны найти вот это, а потом ответить на главный вопрос, давайте запишем вместе решение. Посмотрите внимательно на эту задачу чем она отличается от всех предыдущих, которые мы уже умеем решать? В ней два действия. Назовите тему нашего урока. «Задача в два действия». Какую цель мы поставим, чему научимся? Решать задачи в два действия.
— Решим следующую задачу:
В одной коробке 6 карандашей, во второй на 2 карандаша меньше. Сколько карандашей в двух коробках?
— О чём говорится в задаче? (О коробках и карандашах.)
— Что нам известно в задаче? (Что в одной коробке было 6 карандашей.)
— Что сказано о количестве карандашей во второй коробке? (Их на 2 меньше, чем в первой коробке.)
— Что нужно узнать в задаче?
— Сколько карандашей в двух коробках?
— Сразу можно ответить на вопрос задачи? (Сразу ответить на вопрос задачи нельзя, потому что не сказано, сколько карандашей во второй коробке.)
— Как это можно узнать? (От шести отнять два.)
— Теперь можно узнать, сколько всего карандашей в двух коробках? (Да.)
— Составим план решения задачи:
1) Сначала надо узнать, сколько карандашей во второй коробке.
2) Потом можно узнать, сколько всего карандашей в двух коробках.
Ответ: всего 10 карандашей.
— Посмотрите внимательно на эту задачу чем она отличается от всех предыдущих, которые мы уже умеем решать? (В ней два действия.)
— Назовите тему нашего урока. («Задача в два действия».)
— Какую цель мы поставим, чему научимся? (Решать задачи в два действия.)
Открытие нового знания:
(документ камера – вывести задачу на доску)
Во время решения задачи открываются новые знания. Даю им задачу в два действия и вместе ее анализируем (что известно, составим краткую запись, как бы вы составили краткую запись, какой главный вопрос, можем ли сразу на него ответить, почему не можем, что нужно сначала сделать, решаем задачу). Как вы поняли, что нужно, чтобы решить задачу в два действия? Нужно составить краткую запись, сначала найти ту информацию, которую нам не хватает, а потом ответить на главный вопрос задачи. Молодцы! А где мы можем себя проверить? По учебнику. Читают правило в учебнике. Молодцы, все правильно.
— Посмотрите на задачу, изображенную на доске:
На первой проволоке 7 шариков, а на второй – на 3 шарика больше. Сколько всего шариков на двух проволоках?
— Можно ли сразу ответить на вопрос задачи? (Нет.)
— Что нужно узнать сначала? (Количество шариков на второй проволоке.)
— Каким действием узнаете это? (Сложением.)
— Почему? (Так как на второй проволоке шариков больше.)
— Запишите решение. (7 + 3 = 10 (ш.)
— Можно теперь найти ответ на вопрос задачи? (Да.)
— Какое действие следует для этого выполнить? (Сложение.)
— Почему? (Требуется узнать, сколько шариков всего.)
— Запишите решение. (7 + 10 = 17 (ш.)
— Как запишем ответ задачи? (Ответ: 17 шариков.)
— Ребята, а как мы можем себя проверить? (По алгоритму.)
— Верно! Проверьте себя с алгоритмом на доске.
Алгоритм работы над задачей в 2 действия
2. О чем говорится в ней? Каков вопрос задачи?
3. Что мы знаем о книгах? Какие главные слова необходимо записать в условие?
(два человека у доски, два у стола – ленинг (написана задача, введите текст (ответ)) / групповая работа у доски)
Предлагаю вам потренироваться, как вы это усвоили, как вы это запомнили.
— Теперь я предлагаю вам потренироваться в решении задач и посмотреть, как вы это усвоили.
(каждый на своей карточке работает (два варианта), а после по эталону проверяют себя, готовое решение вывожу на доску).
— Сейчас у вас будет небольшая самостоятельная работа. Возьмите карточки с края стола. У вас написаны задачи, у каждого варианта она разная. Решите ее а после проверьте выполненное задание по эталону.
— Итак, вспомните тему сегодняшнего урока? («Решение задач в два действия».)
— Что мы узнали? (Как решать такие задачи.)
— Как решать задачи в два действия? (Нужно составить краткую запись, сначала найти ту информацию, которую нам не хватает, а потом ответить на главный вопрос задачи.)
Конспект урока математики 1 класс «Ознакомление с задачей в 2 действия»
Цель: создание условий для ознакомления младших школьников с задачами в 2 действия (составные задачи).
Задачи:
Учебник: «Школа России» 2 класс 2 часть, страница 62.
Ход урока
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учеников
Здравствуйте, ребята. Меня зовут Полина Максимовна. И сейчас у нас урок математики.
Мотивация к учебной деятельности
— Ребята, возьмите карточку с лестницей успеха.
— Как вы думаете, для чего она, что мы должны сегодня сделать?
— Верно, давайте сначала нарисуем себя на первой ступеньке
— Оказаться на последней ступеньке в конце урока.
Работа в парах с фронтальной проверкой
— Ребята, я для вас приготовила задание, в результате выполнения которого мы узнаем, что мы сегодня будем изучать.
— Задание на доске: Просчитать математическое выражение, каждое из которых имеет свою букву, а куда её нужно поставить, я думаю, вы догадаетесь.
— Итак, начнем считать выражения по порядку слева направо.
— Давайте вспомним, из каких частей состоит задача?
А сейчас я предлагаю вам поработать в парах.
У вас лежит одна на парту карточка под номером 1. Возьмите ее. Вам нужно найти и прочитать только ту запись, которая является задачей. Объясните свое решение. На выполнение задания дается 1 минута.
1. У Кати было 6 маленьких заколок и 2 больших.
2. У мальчика было 10 тетрадей. Он исписал 3 тетради.
Сколько карандашей у него осталось?
3. Коля решил 6 задач, а Лена – на 2 задачи больше. Сколько задач решила Лена?
— прочитай, пожалуйста, из этих записей задачу.
— почему вы решили, что это именно задача?
— остальные ребята тоже выделили 3 задачу?
— Условие, вопрос, решение и ответ.
— Задача под номером 3. Коля решил 6 задач, а Лена – на 2 задачи больше. Сколько задач решила Лена?
— потому что в ней есть условие и вопрос.
В первой задаче нет вопроса, а во второй задаче вопрос не относится к условию задачи.
Постановка цели урока
— А теперь давайте определим цель нашего урока? Посмотрите на слайд. Давайте соберем ее. В интерактивной игре. Кто сможет прочитать цель урока полностью?
— Будем учиться решать задачи в 2 действия и записывать решение.
Составление плана урока
— Давайте составим план нашей работы на уроке. Восстановите последовательность плана.
— Что мы будем делать сначала?
— Чему потом научимся?
— В конце что выполним?
Все верно. Это – наш план урока.
1. Научиться составлять краткую запись к задачам в 2 действия
2. Научиться записывать решение задачи в 2 действия
3. Закрепить умение решать задачи в 2 действия.
4. Самостоятельное решать составные и простые задачи.
— Открываем тетради по математике, отступим 2 клеточки вниз, и запишем дату: 22 мая, и на следующей строке, отступив 1 клеточку вниз запишем «Классная работа». И не забываем о правиле: тетрадь влево наклоню, ручку держите правильно, сидите прямо, не сгибаясь.
— Открываем учебник на с. 62. Посмотрите на 1 задачу. Прочитайте ее.
На первой проволоке 7 шариков, а на второй – на 3 шарика больше. Сколько всего шариков на двух проволоках? (Схема на доске через документ-камеру)
Подумайте, можем ли мы ее решить сразу? Записать решение, ответ.
Попробуйте записать решение в тетрадь.
— У вас получилось? Смогли ли вы решить эту задачу сейчас?
— Почему не смогли решить одинаково задачу, или вообще не решили её?
— Какая проблема возникла? В чём затруднения? Чего мы не знаем?
у всех ответы получились разные. А кто-то не смог решить задачу.
— потому что такой вид задач мы еще не изучали.
— как решать задачи в 2 действия
Работа по учебнику (ОНЗ)
Давайте разберемся с этой задачей, и выполним первый пункт плана урока.
— О чём говорится в задаче?
— Давайте на экране посмотрим схематический рисунок.
— А сможем ли мы записать по рисунку краткую запись?
— Известно, сколько шариков было на второй проволоке?
— А что сказано о числе шариков на второй проволоке?
— Что значит «на 3 больше»?
— Можно ли узнать, сколько шариков на второй проволоке?
— Запишите первое действие.
— Повторим, сколько шариков на первой проволоке?
— На второй проволоке?
— Посмотрим, какой теперь схематический рисунок получился.
-Что обозначает фигурная скобка?
— Дополните свою краткую запись фигурной скобкой. (дорисовываю на доске скобку)
— Можно ли теперь узнать, сколько шариков на двух проволоках?
— Запишите второе действие и ответ к задаче.
— Ребята, удалось ли нам получить результат?
— А сейчас давайте сравним нашу позицию с позицией учебника, как авторы рассуждали при решении данной задачи. с. 62
— Совпали наши позиции?
— Ребята, как вы думаете, как называются задачи, для решения которых нужно выполнить одно действие?
— Задачи, для решения которых нужно выполнить одно действие, называются простыми задачами.
— А эту задачу мы можем назвать простой? Почему?
— А как можно назвать эту задачу?
— Так вот, задачи, в решении которых больше одного действия, называются составными.
— А как вы думаете, почему она называется составной?
— Ребята, по какому плану решали задачу? Что узнали сначала?
— Столько шариков на первой проволоке.
— Это столько же (7) и еще 3.
— Ф.с. обозначает, что нужно узнать, сколько шариков на двух проволоках.
— Нет. Потому что её решение состоит из двух действий.
1. Сначала узнали, сколько шариков на второй проволоке.
2. Потом узнали, сколько шариков на двух проволоках.
— Мы подошли к следующему пункту нашего плана
— закрепить умение решать задачи в 2 действия.
— сейчас я вам предлагаю поработать в группах по 3 человека. Сначала вспомним правила работы в группе.
Возьмите карточки под номером 2. Что на них вы видите?
Вам нужно внимательно прочитать задачу, и, посовещавшись в группах, найти верное решение к этой задаче. Чтобы вам было проще, начертите схему к задаче прямо на этих листочках.
— а теперь обменяйтесь вашими тетрадями с группами, и проверьте решение. Какое верное решение?
— … прочитает нам задачу № 2,с.62
— Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи?
-Похожа схема этой задачи на схему первой задачи?
— Сколько действий будет в задаче?
— Значит, какая это задача простая или составная?
— Составим план к этой задаче. Что нужно узнать сначала?
— Что можно узнать после этого?
Запишите решение самостоятельно.
Удалось ли получить результат?
Поменяйтесь тетрадями проверьте решение соседа с записью решения на эталоне.
— не перебивать, слушать товарища, работать активно.
— задачу и варианты решения.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Карточки с разноуровневыми заданиями.
— мы с вами сейчас подошли к последнему пункту плана нашего урока – самостоятельная работа.
У вас на партах лежат карточки под номером 3.
На ней вы видите 2 задачи. первая задача обозначена зеленым цветом, и она более легкая. Вторая задача обозначена красным цветом – более сложная задача.
Определите, какая задача решается в одно действие, а какая в два.
Выберите ту задачу, которую хотите решить, запишите ее решение.
Задача № 1
В коробке 5 синих бусинок, а красных на 2 больше. Сколько красных бусинок в коробке?
Задача № 2
В коробке 5 синих бусинок, а красных на 2 больше. Сколько всего бусинок в коробке?
— поднимите руки, кто выбрал задачу с красной пометкой – более сложную? А кто выбрал задачу с зеленой пометкой?
— давайте проверим наше решение с эталоном на смарт доске.
— Если у вас такое же решение, поставьте рядом плюс.
— Вот наш урок и подходит к концу, а значит, что вы сможете ответить на мои вопросы:
— Какова была тема урока?
— какая цель урока перед нами стояла?
Достигли ли мы этой цели?
— С какими понятиями познакомились на уроке?
— Чем простая задача отличается от составной?
— Как решить составную задачу?
— решение составных задач в 2 действия
— будем учиться решать задачи в 2 действия и записывать решение.
— одно действие – два и больше действий
— нужно составить план решения задачи
Давайте с вами вернемся к карточкам с лестницей успеха. На какой ступеньке вы находитесь в конце урока? Поднимите руку, кто все усвоил, и работал отлично? нарисуйте себя на этой ступени.
Задачи по математике в два действия
Ничего сложного в математических задачах на два действия нет. При условии, конечно, что ваш ребенок щелкает, как орешки, задачки в одно действие.
Задачи в два и более действий называют составными. То есть они состоят из более простых, эдакие задачи внутри задач. Посмотреть приемы решения составных задач можно ТУТ»
А сами задачи для тренировки смотрим ниже:
1. В трёх тетрадях 60 листов. В первой и второй тетрадях — по 24 листа. Сколько листов в третьей тетради?
2. Гусь весит 9 кг, а курица — на 7 кг меньше. Сколько весят гусь и курица вместе?
3. На школьной выставке 80 рисунков. 23 из них выполнены фломастерами, 40 карандашами, а остальные — красками. Сколько рисунков, выполненные красками, на школьной выставке?
4. В школьный буфет привезли два лотка с булочками. На одном лотке было 40 булочек, на другом — 35. За первую перемену продали 57 булочек. Сколько булочек осталось?
5. Вера собирала букет из осенних листьев. Дубовых листочков у нее было 12, осиновых — на 4 меньше, а кленовых столько, сколько дубовых и осиновых вместе. Сколько кленовых листочков в Верином букете?
6. К началу учебного года мама купила Наташе 19 новых книжек. Из них 7 было без картинок, а из тех, которые с картинками, половина — учебники. Сколько учебников мама купила Наташе?
7. В субботу в музее побывало 26 учеников из 2 «А» класса, а в воскресенье — на 8 человек больше из 2 «Б» класса. Сколько всего учеников вторых классов побывало в музее за субботу и воскресенье?
8. В ларьке было 60 пирожков. До обеда продали 26 пирожков, а после обеда — 32 пирожка. Сколько пирожков не продали?
9. Оля решила нарисовать 72 букета. В понедельник она нарисовала 18 букетов, во вторник — 22 букета. Сколько букетов Оля не стала рисовать?
10. Около школы посадили 15 кустов сирени, боярышника — на 5 кустов больше, чем сирени, а черемухи — столько, сколько сирени и боярышника вместе. Сколько кустов черёмухи посадили около школы?
11. В парке росло 75 дубов. После урагана оказалось, что 7 дубов погибли. Тогда посадили еще 12 дубов. Сколько дубов стало в парке?
12. В танцевальную студию ходят 23 ученика из второго класса, а из третьего — на 5 детей больше. Сколько всего учеников из второго и третьего класса ходят в танцевальную студию?
13. Из бидона зачерпнули утром 6 кружек кваса, в обед — еще 5 кружек. После этого в бидоне осталось 14 кружек кваса. Сколько кружек кваса было в бидоне с утра?
14. В первой четверти в начальной школе было 65 хорошистов, во второй — на 27 больше, чем в первой. А в третьей четверти — на 22 хорошиста меньше, чем во второй. Сколько учеников закончили школу без троек в третьей четверти?
15. В цехе работает 90 человек. Из них 65 мужчин, а остальные — женщины. На сколько больше в цехе работает мужчин, чем женщин?
Конспект «Решение задач в два действия»
Конспект урока по математике для 1 класса
Тема: «Решение задач в два действия»
Цель: познакомить с составными задачами, состоящими из простых задач на нахождение числа на несколько единиц меньше данного и на нахождение суммы.
учащиеся научатся выполнять вычисления в пределах чисел второго десятка с опорой на знание нумерации; распознавать задачи с недостающими данными и задачи, которые нельзя решить; составлять план решения задачи в два действия; решать задачи в два действия; выполнять задания творческого и поискового характера.
Регулятивные: Понимать и принимать учебную задачу, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.
Познавательные: Выделять из содержания урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме.
Коммуникативные: Включаться в диалог с учителем и сверстниками, проявлять инициативу и активность, стремление высказываться. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимную помощь.
Личностные: Проявлять мотивацию учебно-познавательной деятельности и личностного смысла учения, которые базируются на необходимости постоянного расширения знаний для решения новых учебных задач и на интересе к математике; понимать смысл выполнения самоконтроля и самооценки результатов учебной деятельности.
1. Мотивация учебной деятельности.
Здравствуйте уважаемые гости, дорогие ребята, я рада приветствовать всех вас на уроке математики. И прежде чем начать урок мне хочется, чтобы мы поделились друг с другом своим теплом, своим хорошим настроением. Давайте возьмемся за руки –чувствуете тепло и поддержку друг-друга? Я желаю вам на уроке быть внимательными и старательными. А что вы хотите пожелать друг другу?
( Дети держась за руки говорят пожелания друг другу).
Запомните свои ощущения, давайте сохраним этот настрой на протяжении всего урока.
Молодцы! Присаживайтесь. Сегодня мы свами… Хотя нет, давайте вы сами определите, чему будет посвящен сегодня урок.
( Из конвертиков поочередно, дети достают цифры, знаки, скобки).
Внимательно посмотрите на все эти карточки, попробуйте соединить все вместе. Что у нас получается? (примеры, задача с одним вопросом и двумя вопросами).
Решение задач в два действия.
После решения нескольких задач с использованием последовательности однотипных вычислений можно перейти к решению задач, в которых числовые данные при решении используются в иной последовательности, чем они расположены в задаче, например: Отец купил сыну лыжи за 5 руб. и коньки. За всю покупку он дал в кассу 10 руб. и получил сдачи 1 руб. Сколько стоили коньки?
Особое внимание следует уделить задачам в два действия, первым из которых требуется увеличить число на несколько единиц.
В школьной практике отмечается, что при решении задач этого вида с двумя сложениями дети нередко пропускают одно действие. Чтобы предупредить появление таких ошибок, полезно использовать при разборе этих задач рисунок. Пусть надо решить задачу: Школьники сняли с одной яблони 8 кг яблок, а с другой на 2 кг больше. Сколько килограммов яблок сняли школьники с двух яблонь?
Разбор задачи сопровождается рисунком на классной доске, иллюстрирующим содержание задачи (рис. 19).
Рисунок наглядно показывает наличие двух корзин яблок. Вес яблок в одной корзине известен, вес яблок в другой корзине надо узнать, прежде чем ответить на вопрос, сколько килограммов яблок в двух корзинах.
Учитель может показать детям, как иллюстрировать содержание задачи схемой (рис. 20). При решении аналогичных задач ученики самостоятельно иллюстрируют подобной схемой содержание задачи, а потом ее решают.
Затем можно предложить детям по схеме с числовыми данными и вопросами самим придумать задачу и записать ее решение.
Решая задачи в два действия, ученики знакомятся со способами установления связи между искомым и данными.
Чтобы установить связь между искомым и данными при решении задачи в 2 действия и расчленить составную задачу на простые, можно идти либо от данных к вопросу задачи, либо от вопроса задачи к числовым данным.
Разберем задачу, содержание которой иллюстрируется (рис. 21). За 2 коробки цветных карандашей заплатили 48 руб., а за одну такую же коробку карандашей и тетрадь для рисования заплатили 29 руб. Сколько стоила тетрадь для рисования?
Отыскивая путь решения задачи, можно идти от числовых данных, сопоставив данные 48 руб. и 2 коробки карандашей, узнать цену одной коробки. А для чего это надо знать? Для того чтобы затем по общей стоимости такой коробки и тетради (29 руб.) узнать, сколько стоила тетрадь.
Возможен и другой путь установления связи между искомым и данным: от искомого к данным.
Чтобы узнать, сколько стоила тетрадь отдельно, надо знать, сколько стоила она вместе с коробкой карандашей (это известно — 29 руб.) и сколько стоила коробка карандашей (это неизвестно). Но как узнать цену одной коробки? Есть ли для этого необходимые данные? Цену одной коробки узнаем из сопоставления данных о числе коробок (2) и общей их стоимости (48 руб.).