Что значит решить уравнение методом введения новой переменной
Решение уравнений методом введения новой переменной, теория, практика
В этой статье мы всесторонне разберем метод введения новой переменной. Здесь мы выясним, для решения каких уравнений этот метод предназначен, проникнем в его суть, приведем обоснование метода, доказав соответствующее утверждение, запишем алгоритм решения уравнений методом введения новой переменной и рассмотрим решения характерных примеров.
Когда применяется и в чем суть метода
В основе метода введения новой переменной лежит следующее утверждение:
Приведем обоснование озвученного утверждения в следующем пункте.
Обоснование
Докажем утверждение, лежащее в основе метода введения новой переменной, которое мы привели в предыдущем пункте. Для этого нужно доказать два момента:
Первая часть доказана. Переходим к доказательству второй части утверждения.
Так доказана вторая часть утверждения и все утверждение в целом.
Алгоритм решения уравнений методом введения новой переменной
Приведенная выше информация позволяет записать алгоритм решения уравнения f(g(x))=0 методом введения новой переменной:
Решение примеров
Продвигаясь дальше в школьном курсе математики по пути знакомства с уравнениями, нам встречаются иррациональные, тригонометрические, показательные, логарифмические и другие уравнения, и каждый раз мы возвращаемся к методу введения новой переменной для их решения. Для уравнений каждого вида есть свои особенности в плане введения новой переменной. Рекомендуем ознакомиться с ними в следующих материалах:
В заключение покажем пример решения уравнения, которое после введения новой переменной имеет бесконечное множество решений. Подобные случаи встречаются крайне редко, и тем они еще более интересны. В них главное разобраться с особенностями возврата к старой переменной.
Решите уравнение
Замена переменных в уравнениях (ЕГЭ 2022)
Метод замены переменных… Что это за зверь?
Это хитрый способ сначала сделать сложное уравнение простым (с помощью замены переменных) и потом быстро с ним разделаться.
Есть три способа замены переменной.
Читай эту статью — ты все поймешь!
Замена переменных — коротко о главном
Определение:
Замена переменных – метод решения сложных уравнений и неравенств, который позволяет упростить исходное выражение и привести его к стандартному виду.
Замена переменных – это введение нового неизвестного, относительно которого уравнение или неравенство имеет более простой вид.
Виды замены переменной:
Степенная замена: за \( \displaystyle t\) принимается какое-то неизвестное, возведенное в степень: \( \displaystyle t=<
Дробно-рациональная замена: за \( \displaystyle t\) принимается какое-либо отношение, содержащее неизвестную переменную: \( \displaystyle t=\frac<<
_ _ \) – многочлены степеней n и m, соответственно. Замена многочлена: за \( \displaystyle t\) принимается целое выражение, содержащее неизвестное: \( \displaystyle t=< _ _ _ \) – многочлен степени \( \displaystyle n\). Обратная замена: После решения упрощенного уравнения/неравенства, необходимо произвести обратную замену. Решение примера №1 Допустим, у нас есть выражение: \( \displaystyle < Подумай, к какому виду мы можем его привести, чтобы при расчетах легко найти корни? Правильно, данное уравнение необходимо привести к квадратному виду. Введем новую переменную \( \displaystyle t=< Метод замены переменной подразумевает, чтобы старой переменной \( \displaystyle x\) не оставалось – в выражении должна остаться только одна переменная – \( \displaystyle t\). Наше выражение приобретет вид: \( \displaystyle < Нашли ли мы корни исходного уравнения? Правильно, нет. На этом шаге не следует забывать, что нам необходимо найти значения переменной \( \displaystyle x\), а мы нашли только \( \displaystyle t\). Следовательно, нам необходимо вернуться к исходному выражению, то есть сделать обратную замену — вместо \( \displaystyle t\) ставим \( \displaystyle < Решаем два новых простых уравнения, не забывая область допустимых значений! При \( \displaystyle < \( \displaystyle < А что у нас будет при \( \displaystyle < Правильно. Решений данного уравнения нет, так как квадрат любого числа – число положительное, а в нашем случае – отрицательное, соответственно, при \( \displaystyle < В ответ следует записать необходимые нам корни, то есть \( \displaystyle x\), которые существуют: Точно таким же образом необходимо действовать при решении неравенств. Выполняя замену переменных, необходимо помнить два простых правила: Решение примера №2 Попробуй самостоятельно применить метод замены переменной в уравнении \( \displaystyle 3< Подумай, к какому виду мы можем его привести, чтобы при расчетах легко найти корни? Проверь свое решение: Введем новую переменную \( \displaystyle t=< Наше выражение приобретет вид: \( \displaystyle 3< Возвращаемся к исходному выражению, то есть делаем обратную замену: вместо \( \displaystyle t\) ставим \( \displaystyle < Оба значения \( \displaystyle < При \( \displaystyle < Ответ: \( \displaystyle \sqrt[3]<2>;\sqrt[3]<\frac<1><3>>\) Например, с помощью замены \( \displaystyle t=< В неравенствах все аналогично. Например, в неравенстве \( \displaystyle a< Дробно-рациональная замена – \( \displaystyle y=\frac<< _ \) многочлены степеней n и m соответственно. При этом необходимо помнить, что область допустимых значений (ОДЗ) данного уравнения \( \displaystyle < Решение примера №3 Допустим, у нас есть уравнение: Так как на ноль делить нельзя, то в данном случае ОДЗ будет: \( \displaystyle x\ne 0\) Введем новую переменную \( \displaystyle t\). Пусть \( \displaystyle t=x+\frac<3> Сравни, что дает возведение \( \displaystyle t\) в квадрат, с первой сгруппированной скобкой в нашем примере. Что ты видишь? Правильно. Разница между тем, что у нас в примере, и тем, что дает нам возведение в квадрат, заключается в удвоенном произведении слагаемых. Соответственно, его и следует вычесть, переписывая наш пример с переменной \( \displaystyle t\). \( \displaystyle 2 В итоге мы получаем следующее выражение: \( \displaystyle < Решаем получившееся уравнение: Как мы помним \( t\), не является конечным решением уравнения. Возвращаемся к изначальной переменной: Приводя к общему знаменателю \( \displaystyle x\), мы приходим к совокупности 2-x квадратных уравнений: Решим первое квадратное уравнение: На этой стадии не забываем про ОДЗ. Мы должны посмотреть, удовлетворяют ли найденные корни области допустимых значений? Если какой-то корень не удовлетворяет ОДЗ – он не включается в конечное решение уравнения. Решим второе квадратное уравнение: Снова смотрим, удовлетворяют ли полученные корни ОДЗ? Далее записываем конечный ответ. Ответ: \( \displaystyle \frac<5+\sqrt<13>><2>;\text< >\!\! У тебя получился такой же? Попробуй решить все с начала до конца самостоятельно. Решение пример №4 Какой ответ у тебя получился? У меня \( \displaystyle 1\) и \( \displaystyle 3\). Сравним ход решения: Пусть \( \displaystyle t=\frac<1><<<\left( Приведем слагаемые к общему знаменателю: Не забываем про ОДЗ — \( \displaystyle t\ne 0\). Решаем квадратное уравнение: Как ты помнишь, \( \displaystyle t\) не является конечным решением уравнения. Возвращаемся к изначальной переменной: Решим первое уравнение: Решением первого уравнения являются корни \( \displaystyle 1\) и \( \displaystyle 3\). Решим второе уравнение: Решения не существует. Подумай, почему? Правильно! \( \displaystyle \frac<1><<<\left( Ответ: \( \displaystyle 1\); \( \displaystyle 3\) \( \displaystyle < _ Например, при решении возвратных уравнений, то есть уравнений вида обычно используется замена \( \displaystyle t=x+\frac<1> Сейчас покажу, как это работает. Легко проверить, что \( \displaystyle x=0\) не является корнем этого уравнения: ведь если подставить \( \displaystyle x=0\) в уравнение, получим \( \displaystyle a=0\), что противоречит условию. Разделим уравнение на \( \displaystyle < Теперь делаем замену: \( \displaystyle t=x+\frac<1> Прелесть ее в том, что при возведении в квадрат в удвоенном произведении слагаемых сокращается x: Вернемся к нашему уравнению: \( \displaystyle \begin Теперь достаточно решить квадратное уравнение и сделать обратную замену. Замена многочлена \( \displaystyle y=< _ _ Здесь \( \displaystyle < _ \) — многочлена степени \( \displaystyle n\), например, выражение \( \displaystyle 12< Решение примера №4 Применим метод замены переменной. Как ты думаешь, что нужно принять за \( \displaystyle t\)? Уравнение приобретает вид: Производим обратную замену переменных: Решим первое уравнение: Решим второе уравнение: \( \displaystyle << Решил? Теперь проверим с тобой основные моменты. За \( \displaystyle t\) нужно взять \( \displaystyle 2<< Мы получаем выражение: \( \displaystyle \text Далее делаем обратную замену и решаем оба квадратных уравнения. Решением первого квадратного уравнения являются числа \( \displaystyle 1\) и \( \displaystyle 3,5\) Решением второго квадратного уравнения — числа \( \displaystyle 0,5\) и \( \displaystyle 4\). Ответ: \( \displaystyle 0,5\); \( \displaystyle 1\); \( \displaystyle 3,5\); \( \displaystyle 4\) \( \displaystyle t=< _ _ Здесь \( \displaystyle < _ (например, выражение \( \displaystyle 4< _<4>>\left( x \right)\)). Чаще всего используется замена квадратного трехчлена: \( \displaystyle t=a< Метод замены переменной имеет \( \displaystyle 3\) основных типа замен переменных в уравнениях и неравенствах: Степенная замена, когда за \( \displaystyle t\) мы принимаем какое-то неизвестное, возведенное в степень. Замена многочлена, когда за \( \displaystyle t\) мы принимаем целое выражение, содержащее неизвестное. Дробно-рациональная замена, когда за \( \displaystyle t\) мы принимаем какое-либо отношение, содержащее неизвестную переменную. Разбор 3 примеров на замену переменных Пример 7. \( \displaystyle \left( << Решение примера №6 Пусть \( \displaystyle \text Так как \( \displaystyle \text Решение примера №7 Пусть \( \displaystyle \text \( \displaystyle <<\text Решение: Это дробно-рациональное уравнение (повтори «Рациональные уравнения»), но решать его обычным методом (приведение к общему знаменателю) неудобно, так как мы получим уравнение \( \displaystyle 6\) степени, поэтому применяется замена переменных. Все станет намного проще после замены: \( \displaystyle t=< Теперь делаем обратную замену: Ответ: \( \displaystyle \sqrt[3]<3>\); \( \displaystyle \sqrt[3]<4>\). Решение примера 10 (замена многочлена) Решите уравнение \( \displaystyle \left( < Решение: И опять используется замена переменных \( \displaystyle t=< \( \displaystyle t\cdot \left( t+1 \right)=12\text< >\Rightarrow \text< >< Корни этого квадратного уравнения: \( \displaystyle t=-4\) и \( \displaystyle t=3\). Имеем два случая. Сделаем обратную замену для каждого из них: \( \displaystyle t=-4\text< >\Rightarrow \text< >< \( \displaystyle D=<<5>^<2>>-4\cdot 13=-17 \( \displaystyle y 0\) при всех \( \displaystyle x\), так как \( \displaystyle D=64-4\cdot 4\cdot 7=-48 0\) при всех \( \displaystyle x\), так как \( \displaystyle D=81-4\cdot 4\cdot 7=-31 0\) Математика. Уравнения. 283гр. Дистанционное обучение. 21.04.20. Задание: Записать конспект и решить уравнения Тема: Основные приемы решения уравнений: Решение уравнения методом введения новой переменной Метод введения новой переменной: 1. в уравнении какая-то его часть заменяется другой переменной (a, y, t. ) (прежнее неизвестное одновременно с новым в уравнении быть не может); 2. решается новое уравнение; 3. возвращаются к обозначенному и, используя полученное число (корни), вычисляют требуемое неизвестное. Пример: Решить уравнение (2x−21) 2 −5(2x−21)+4=0. Это уравнение можно решить и без использования новой переменной (раскрываются скобки по формуле разности квадратов и т. д.), но решение будет длинным и с большими числами. Используем то, что обе скобки равны. Обозначаем 2x−21=y. Получается простое квадратное уравнение: Возвращаемся к обозначенному: Методом введения новой переменной решаются биквадратные уравнения: ax 4 +bx 2 +c=0, где a,b,c ∈R; x 2 =y; ay 2 +by+c=0. В биквадратных уравнениях всегда используется новая переменная. Получается квадратное уравнение Пример: Решить уравнение: x 4 −13x 2 +12=0; x 2 =y, тогда 1)x 2 =12; или 2) x 2 =1, Задание: Решить уравнения 1. (3x−4) 2 +3 (3x−4)-4=0. Приемы решения дробных рациональных уравнений. Использование алгоритма решения дробных рациональных уравнений. При решении дробных рациональных уравнений целесообразно поступать по следующему алгоритму: 1. найти общий знаменатель дробей, входящих в уравнение, предварительно разложив знаменатели на множители; 2. умножить обе части уравнения на общий знаменатель; 3. решить получившееся целое уравнение; 4. исключить из его корней те, которые обращают в нуль общий знаменатель. НОЗ: 2х(2 – х) ; ; ; ; Если х = 2, то 2х(2 – х) = 2·2(2 – 2) = 0, не является корнем уравнения. Если х = 4, то 2х(2 – х) = 2·4(2 – 4) ≠ 0. Ответ: 4 (с учетом проверки). Использование условия равенства дроби нулю для уравнений вида . Решение уравнений основано на следующем утверждении: дробь равна нулю тогда и только тогда, когда ее числитель равен нулю, а знаменатель отличен от нуля (на 0 делить нельзя!). Решение уравнения вида проводится в два этапа: 2. выяснить для каждого корня, обращается ли при найденном значении переменной х знаменатель дроби g(x) в нуль; ; ; ; ; ; ; 2. Выполним проверку (не обращает ли каждый из найденных корней в нуль знаменатель). Если х = 1; то 9х – 13,5 = 9·1 – 13,5 ≠ 0; Если х = 1,5; то 9х–13,5= 9·1,5–13,5=13,5-13.5=0, не является корнем уравнения. Ответ: 1 (с учетом проверки). Использование основного свойства пропорции для уравнений вида . Решение уравнений основано на следующем утверждении: в пропорции произведение крайних членов равно произведению ее средних членов. Т.е. ad = bc . Решение уравнения вида проводится в два этапа: 2. выяснить для каждого корня, обращаются ли при найденном значении переменной х знаменатели дробей g(x) и q(x) в нуль; 3. если g(x)=0 или q(x)=0, то полученный корень уравнения f(x)·q(x)= g(x)·p(x) не является корнем исходного уравнения. ; х 2 – 4х – 2х + 8 = х 2 + 3х + 2х + 6; . 2. Выполним проверку (не обращает ли найденный корень в нуль знаменатели дробей). Если ; то х + 2 = + 2 ≠ 0; Ответ: (с учетом проверки). Использование метода введения новой переменной. Дробные рациональные уравнения решаются с помощью введения новой переменной. ; Введем новую переменную, обозначив х 2 + 2х – 3 через у. Тогда исходное уравнение сведется к уравнению с переменной у. Пусть у = х 2 + 2х – 3, тогда х 2 + 2х – 8 = (х 2 + 2х – 3) – 5 = у – 5 и уравнение примет вид ; ; ; ; ; ; ; ; Выполним проверку (не обращает ли каждый из найденных корней в нуль знаменатель). Если у = 12,5; то у – 5 = 12,5 – 5 ≠ 0. Т.к. у = х 2 + 2х – 3, то получим уравнения: Решая уравнение х 2 + 2х – 3 = 12,5; получим: ; . Т.о. найдены четыре корня заданного уравнения. Курс повышения квалификации Курс повышения квалификации Курс профессиональной переподготовки Ищем педагогов в команду «Инфоурок» Номер материала: ДВ-184856 Не нашли то что искали? Вам будут интересны эти курсы: Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы. Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате Время чтения: 1 минута Дума приняла закон о бесплатном проживании одаренных детей в интернатах при вузах Время чтения: 1 минута В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников Время чтения: 1 минута Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст Время чтения: 1 минута Минтруд представил проект программ переобучения безработных на 2022 год Время чтения: 2 минуты В Петербурге школьникам разрешили уйти на каникулы с 25 декабря Время чтения: 2 минуты Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи. Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов._
_
Степенная замена \( \displaystyle y=<
Степенная замена в общем виде
Дробно-рациональная замена
_
_
Дробно-рациональная замена в общем виде
_
Замена многочлена
Замена многочлена в общем виде
Подведем итоги
Важные советы при введении новой переменной
Решение уравнения методом введения новой переменной
Просмотр содержимого документа
«Решение уравнения методом введения новой переменной»Памятка «Использование метода введения новой переменной»
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Методика обучения математике в основной и средней школе в условиях реализации ФГОС ОО
Математика: теория и методика преподавания в образовательной организации
Оставьте свой комментарий
Подарочные сертификаты