Что значит рекреативная функция семьи
Рекреационная функция семьи
Общеизвестно, что семья — это не только группа близких родственников, но и социальный институт. В связи с этим непонятно, какие конкретно функции относятся к первой социальной единице, какие — ко второй. Рекреационная функция семьи — одна из важнейших. В связи с этим при выполнении экзаменационных заданий обычному абитуриенту может быть непонятно, что в нее включать. На этот и другие вопросы ответим в этой небольшой статье.
Понятие
Прежде чем говорить о рекреационной функции, необходимо разобраться с самим этим понятием семьи. Это кровнородственная социальная группа. Про виды семей у меня есть отдельная статья. В тоже время она представляет собой социальный институт: комплекс норм, правил, организаций, которые решают важнейшие социальные проблемы. Например сюда относятся органы ЗАГСа, законодательство о семье, органы опеки и попечительства и прочие государственные организации, которые призваны обеспечивать нормальное функционирование ее как группы.
Рекреация — это отдых. Рекреационная функция — заключается в обеспечении отдыха, организации досуга членов семьи. На первый взгляд, кажется, что эта функция касается только старших членов: мать или отец должны организовывать досуг своих детей.
Например, пришли дети из школы, пришел с работы суровый отец семейства, и вместо того, чтобы ложиться на диван с бутылкой пива, он говорит: «Ребята, несите монополию!». И таким вот образом он как родитель обеспечивает превосходный отдых.
Но понятно, что после тяжелой работы многим взрослым совсем не до Монополии. И зачастую дети предоставлены сами себе. Раньше, лет 20 назад, детишки слонялись по району в поисках приключений. Сегодня детишки сидят за компьютером или телефоном, играя в игры. Разумеется гулять было полезнее, чем сидеть за игрой. Но такова плата за прогресс.
Кажется положение полностью безвыходное. И когда я работал в школе, кстати, все это подтверждалось. Были у меня такие два брата-акробата, шестиклашки, которые совсем уж не выполняли домашнее задание. Я как-то у них спрашиваю: «Пацаны, а чего вы совсем ничего не делаете?» Ответ был странный: «А мы приходим домой и играть в компьютер!» «А до скольки вы играете?», — спрашиваю я. «До утра, а родители на работе» — отвечают они.
Именно на такие случаи существуют различные организации дополнительного образования, которые помогают семье в организации досуга. Сюда относятся, например, всякие секции, кружки, детские и юношеские клубы. Понятно, что сегодня, чтобы ребенок ходил в эти заведения, требуются деньги, это если мы говорим о действительно качественном дополнительном образовании. Хотя есть единичные случаи отличных бесплатных кружков.
Понятно, что все эти организации будут входить в институт образования, а не в институт семьи. Но органы опеки могут заинтересоваться родителями, которые не организует досуг детей.
Небольшая практика
Есть вот такое задание в первой части ЕГЭ по обществу, которое может ввести в ступор поначалу:
Выберите верные суждения о семье и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Рекреационная функция проявляется в предоставлении определённого социального статуса членам семьи, в выполнении роли социального лифта.
2) Члены семьи связаны взаимной моральной и правовой ответственностью.
3) Семья является основным агентом первичной социализации индивидов.
4) Семья призвана создать условия для физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития ребёнка.
5) Нуклеарные семьи включают три-четыре поколения кровных родственников.
Понятно, что рекреационная функция совсем не про предоставлении социального статуса. Он будет неверным. Вариант про нуклеарную семью тоже будет неверным. Подробнее о ней читайте в статье по линку.
Верны будут ответы: 234.
Думаю, про досуговую или рекреационную функцию семьи вам стало понятнее. Если есть вопросы, пишите в комментариях к этой статье. Ставьте лайки, делитесь этой статьей с друзьями в социальных сетях.
РЕКРЕАЦИОННАЯ ФУНКЦИЯ СЕМЬИ КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ
Аннотация. В данной статье рассматривается проблема сохранения здоровья, влияние на него присутствия или отсутствия рекреационной деятельности семьи. Автор считает, что выполнение рекреационной функции семьей во многом способно оказать положительное влияние на сохранение, восстановление и укрепление здоровья.
Abstract. This article discusses the problem of preservation of health, the influence of the presence or absence of recreational family activity. The author believes that the implementation of the recreational function of the family is largely able to have a positive impact on the preservation, restoration and promotion of health.
Ключевые слова: рекреационная функция семьи, здоровье, здоровый образ жизни, сохранение здоровья.
Key words: the recreational function of the family, health, healthy lifestyle, the preservation of health.
Среди многочисленных социально значимых проблем всех жителей Земли, связанных с жизнедеятельностью и образом жизни человека, в начале третьего тысячелетия центральное место заняла проблема выживания всего живого на планете. Образ жизни человека – это воспроизведение социальных отношений в обществе, экспонент того, как личность реализует окружающие условия в интересах себя, своего здоровья и благополучия. Образ жизни понимается как биосоциальная категория, которая интегрирует представление об определенном типе жизнедеятельности человека и характеризуется его профессиональной, учебной, досуговой деятельностью, бытом, способом удовлетворения материальных и духовных потребностей.
Формирование здоровья – создание определенного образа и стиля жизни и поведения здоровья, удовлетворение материальных и культурных потребностей; повышение образовательного и культурного уровней; создание правильных привычек и особенностей питания, привычка двигательной активности. Сейчас все больше признается важность образа и стиля жизни как ведущего обобщенного фактора, определяющего основные тенденции в изменении здоровья человека, который рассматривается как вид активной его жизнедеятельности [2,3].
Стиль здорового поведения и образа жизни в социальном аспекте характеризуются:
1) трудовой деятельностью и условиями труда;
2) хозяйственно-бытовой деятельностью (типом жилья, жилой площадью, бытовыми условиями, временными затратами на бытовую деятельность);
3) рекреационной деятельностью семьи и конкретного человека, направленной на восстановление сил после трудовых будней и взаимодействие с окружающей их средой;
4) социализирующей деятельностью в семье (уход за детьми, престарелыми родственниками);
5) планированием семьи и её взаимоотношений;
6) формированием социально-психологического статуса и поведенческих характеристик;
7) социальной и физической активностью [6, c. 159].
Со стилем здорового поведения и образа жизни в социальном аспекте также связывают такие понятия, как уровень жизни, качество жизни, стиль и уклад жизни. Но нельзя забывать и о рекреации, у которой существует множество трактовок, одна из которых в переводе с латинского означает восстановление, а именно восстановление духовных, а также физических сил человека, повышение уровня его здоровья, его степени работоспособности после рабочего или учебного дня, рабочей недели. В этом значении термин «рекреация» стал употребляться с 1960-х годов в различной литературе по физиологическим, медицинским, социально-экономическим, архитектурно-строительным и другим проблемам организации отдыха населения [4].
Несмотря на многие причины, присутствующие в современной жизни, которые ухудшают состояние здоровья населения России, людям необходима рекреация, ведь именно она является фактором, как здоровья человека, так и фактором благополучия семьи, как было выявлено в результате исследования. Также не стоит и забывать о том, что и сама семья обладает рекреационным потенциалом, который способствует восстановлению жизненных сил человека. В мире современного общества рекреация значительно расширила свои границы, она стала необходимой частью не только в разрядке трудового процесса, но и в семейных взаимоотношениях, сейчас именно рекреационная функция в семье приобретает статус одной из лидирующих и неотъемлемых функций, которая влияет на взаимоотношения в семье. Ее реализация значит не только восстановление потенциальных возможностей каждого члена семьи, но и восстановление здоровья, семейного климата, сплоченности, взаимопонимания, духовных связей и многих других положительных результатов от реализации совместной семейной рекреации [5].
Итак, подводя итоги, следует привести некоторые рекомендации и к выполнению рекреации семьями в таких формах, которые имеют огромное значение для здоровья каждого члена семьи.
Так, абсолютно очевидна необходимость в рекомендации климатолечением семей, которое может осуществляться в виде воздушных ванн, сна на воздухе, семейного терренкура, подвижных игр в помещении; водных процедур; малоподвижных игр, подвижных занятий на воде; рыболовства, возможно, охоты; пассивных занятий в помещении; спортивного туризма; спортивных игр и упражнений; пешеходных и автобусных экскурсий; любительских занятий на открытом воздухе. Для ежедневной рекреации рекомендации могут быть следующие: прогулки и занятия на открытом воздухе, спортивные игры, упражнения для оздоровления организма, водные процедуры и подвижные занятия на воде, подвижные игры в помещении. Для еженедельного отдыха – подвижные занятия на воде, спортивный туризм, спортивные игры и упражнения, экскурсии, рыболовно-охотничий тип рекреации, любительские занятия на открытом воздухе. Для отпуска – климатический, спортивный туризм, бальнеологический, рыболовно-охотничий, экскурсионный вид рекреации, подвижные занятия на воде. Важно, что наиболее аттрактивные виды рекреационных занятий обладают и высоким уровнем профилактики заболеваний и сплочения семей.
Во многом экскурсии являются наиболее привлекательными, т.к. включают в себя разнообразие элементов отдыха и оздоровления на природе и способов передвижения, часто на большие расстояния и по четко разработанной теме и маршруту. Экскурсии способствуют образованию общности, формированию интересов, коллективизма и товарищества, а смена впечатлений помогает создать благоприятную эмоциональную атмосферу в семье, что, конечно же, влияет на все стороны здоровья, и именно поэтому следует выделить данную технологию из их общего множества [5].
Условно понятие формирования и сохранения здоровья можно разделить на два направления. Первое – активные его формы, когда человек своими действиями создает условия хорошего состояния своего здоровья и обеспечивает собственную безопасность. Второе – человек старается не допустить образования привычек, отрицательно влияющих на его здоровье [1].
Все вышеперечисленные рекомендации являются важным фактором здоровья (повышают трудовую активность, создают физический и душевный комфорт, активизируют жизненную позицию, защитные силы организма, укрепляют общее состояние, снижают частоту заболеваний и обострений хронических заболеваний).
Таким образом, рекреативно-оздоровительные технологии описанные в рекомендациях представляют собой те формы и способы жизнедеятельности, которые соответствуют потребностям, возможностям и способностям семьи, обеспечивающие формирование, сохранение и укрепление здоровья, способствуют физической и духовной реабилитации человека, способность к продлению жизни, максимальному развитию инициативы, самостоятельности; снимают физическое, психическое и интеллектуальное напряжение, стимулируют социальную активность и создают оптимальные условия для творческого самовыражения личности, а также сплочения семей и развитию благоприятных взаимоотношений внутри семьи.
Список использованных источников:
1. Бароненко В.А., Рапопорт Л.А. Здоровье и физическая культура студента. – 2003. [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://window.edu.ru/resource/404/28404/files/ustu011.pdf (дата обращения 30.05.2014)
2. Букин В.П. Здоровый образ жизни студенческой молодежи в контексте физкультурно-оздоровительной деятельности / В. П. Букин, А. Н. Егоров // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. – 2011. – № 2 (18). – С. 105-113.
3. Кохан С. Т., Сердцев М. И. Региональные компоненты формирования здорового образа жизни среди студенческой молодежи: учеб. пособие / Чита: ЧитГУ, 2010. – 198 с.
5. Муравьева Ж.В. Социально-культурные условия организации семейного досуга средствами рекреативно-оздоровительных технологий: дис. … канд. пед. наук: 13. 00. 05. / Ж.В. Муравьева. – Тамбов, 2009. – 232 с.
6. Холостова Е.И. Безопасность жизнедеятельности: учебник / Е.И. Холостова, О.Г. Прохорова. – Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К о », 2013. – 456 с.
Функции семьи
Функции семьи как социального института.
Семья – это группа людей, связанная между собой кровным родством, общим бытом, взаимопомощью, ответственностью друг за друга.
↑ Основные функции семьи
↑ Функции семьи в жизни общества
↑ Рекреативная функция семьи
Исследования ученых подтверждают, что жизнь людей вне семьи приводит к таким заболеваниям, как язва желудка, гипертония, нервным расстройствам. Брак оказывает благоприятное влияние, как на здоровье женщины, так и мужчины. При этом, мужчины потерю супруги переносят легче, чем женщины потерю мужа. Силы, затраченные в процессе работы, должны компенсироваться в семейной среде. Общий отдых всей семьи или семейной пары – это серьезное укрепление семейных связей.
Свидетельством нормально выполняемой рекреационной функции является:
↑ Функции семьи с точки зрения социологии
Наука социология занимается изучением развития и функционирования семьи, особенностей семейных взаимоотношений в определенных культурных или экономических условиях.
Социология выделяет специфические и неспецифические функции семьи. Специфические функции:
↑ Итоги
Семья играет огромное значение, выступая основной ячейкой общества. Ни одно цивилизованное общество не может нормально функционировать, не создавая семьи. Существует множество функций, которые выполняет семья. Основную роль она играет для:
Традиционные и современные функции семьи
5) Рекреативная функция
(лат. геcreatio — восстановление). Она связана с отдыхом, организацией досуга, заботой о здоровье и благополучии членов семьи. Важно, что бы была договоренность между супругами относительно времени, которое они будут проводить вместе, и свободном личном времени.
Каждый из супругов может иметь какое-нибудь увлечение, «хобби», обеспечивающее активный отдых и приносящее удовлетворение. Важно обсудить, как распорядиться свободным временем так, чтобы не ущемить интересы друг друга. Если партнерам не удается прийти к единому мнению относительно совместных развлечений в свободное время, это может стать серьезным конфликтогенным фактором.
. Брак удачен или нет в зависимости от активизации этой функции, т. е. в настоящее время семейное существование в значительной степени зависит от стабильности близких эмоциональных отношений. Психотерапевтическая функция семьи позволяет ее членам удовлетворять потребности в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите. По мнению А.И. Захарова, именно эти чувства способствуют интимности, доверительности в семейных отношениях, прочности семейного очага. [43;55;56]
Нельзя делить функции семьи на главные и второстепенные, все семейные функции – главные. Функции семьи задаются потребностями личности, семьи и реализуются в процессе выполнения ролей членами семьи. Если функции семьи определяют, прежде всего, содержание семейных ролей в целом, то ролевая структура характеризуется, в первую очередь, распределением ролей, т.е. тем, какие обязанности выполняет в семье каждый ее член и на каких принципах построены ролевые отношения.
Многообразие семейных функций
Анна Вайчиуле
Многообразие семейных функций
Разные авторы, перечисляя функции семьи, называют их по-разному, однако выделяемая ими совокупность функций довольно схожа.
И. В. Гребенников относит к функциям семьи репродуктивную, экономическую, воспитательную, коммуникативную функцию организации досуга и отдыха.
Э. Г. Эйдемиллер и В. В. Юстицкис отмечают, что семье принадлежат воспитательная, хозяйственно-бытовая и эмоциональная функции, а также функции духовного общения, первичного социального контроля и сексуально-эротическая функция.
Некоторые авторы (А. Г. Харчев, А. И. Антонов) делят функции семьи на специфические, вытекающие из сущности семьи и отражающие ее особенности как социального явления, и неспецифические — те функции, к выполнению которых семья оказалась принужденной или приспособилась в определенных исторических обстоятельствах.
Специфические функции семьи, к которым относятся рождение (репродуктивная функция, содержание (экзистенциальная функция) и воспитание детей (функция социализации, сохраняются при всех изменениях общества.
К неспецифическим функциям семьи относят накопление и передачу собственности, статуса, организацию производства и потребления, домохозяйство, отдых и досуг, заботу о здоровье и благополучии членов семьи, создание микроклимата, способствующего снятию напряжения и самосохранению Я каждого и др. Эти функции раскрывают исторически преходящую картину жизнедеятельности семьи.
Для того чтобы семейные функции успешно реализовывались в процессе взаимодействия, члены семьи должны выполнять определенные роли.
В отечественной науке понятие функций семьи соотносится с понятиями семейной роли и структуры семьи. Такие авторы, как Васильева Э. К., Харчев А. Г., Мацковский М. С. и др., определяют функции семьи как основное содержание совокупности социальных ролей в семье. Большинство исследователей выделяет семейные роли на основании набора функций семьи как малой группы, акцентирует отношения между членами семьи в связи с распределением ролей и функционально-ролевой структурой семьи.
Если функции семьи определяют прежде всего содержание семейных ролей в целом, то ролевая структура характеризуется в первую очередь распределением ролей, т. е. тем, какие обязанности выполняет в семье каждый ее член и на каких принципах построены ролевые отношения (кооперация или разделение функций и т. п.).
При описании ролевой структуры семьи важной проблемой является выделение ролей. Основное внимание исследователей направлено на изучение ролей, соответствующих хозяйственно-бытовой и воспитательной функциям. Это роли организатора быта, или хозяина/хозяйки, воспитателя детей, а также роль материально обеспечивающего семью, или кормильца.
Вот авторы, работы по проблеме исследования становления семьи и системы функционально-ролевого взаимодействия которых являются наиболее значительными: Антонов А. И., Голод С. И., Мацковский М. С., Харчев А. Г. и др.
Итак, следует отметить, что единого перечня основных функций семьи не существует. Обычно разные авторы предлагают тот или иной набор функций и терминов исходя из своей концептуальной модели. Может быть, не так важны сами перечисления, но интересно обратить внимание на то, что речь идет об основных группах потребностей, которые может и должна реализовывать именно семья. Большинство авторов в связи с этим используют перечень из 6—7 функций семьи, таких, как функция рождения и воспитания детей, функция духовного совершенствования родителей, функция эмоциональной поддержки и психологической защиты. Английский автор Хэвес добавляет к ним достижение определенного социально-экономического статуса, функцию самовыражения, придание смысла сексуальным связям. Исследователями подмечено, что авторы из США и Западной Европы больше детализируют функцию духовного общения в семье, в то время как литература Восточной Европы содержит более подробные перечисления функций семьи, связанных с бытом.
Традиционные и современные функции семьи
Исследователи единодушны в том, что функции отражают исторический характер связи между семьей и обществом, динамику семейных изменений на разных исторических этапах. Современная семья утратила многие функции, цементировавшие ее в прошлом: производственную, охранительную, образовательную и др.
Однако часть функций являются устойчивыми к изменениям, в этом смысле их можно назвать традиционными. К ним можно отнести следующие функции:
1) Хозяйственно-экономическая функция. Она связана с питанием семьи, приобретением и содержанием домашнего имущества, одежды, обуви, благоустройством жилища, созданием домашнего уюта, организацией жизни и быта семьи, формированием и расходованием домашнего бюджета. В сфере «домашних дел» формируются внутрисемейные отношения, содержание которых определяется видом хозяйственной деятельности. В этих условиях лучше познаются мотивационные и волевые компоненты каждого члена семьи, создаются необходимые предпосылки формирования сплоченности семьи, а также определяются возможные конфликтогенные области взаимоотношений и представляется более удобная форма ухода от них.
За годы экономических реформ наметилась тенденция к активизации собственно экономической функции семьи: появились и множатся семейные предприятия в различных сферах производственной и непроизводственной деятельности.
2) Репродуктивная функция. Цельность сексуальной потребности, обеспечивающей продолжение рода, и любви как высшего чувства делает невозможным отделение одного от другого. Супружеская любовь в значительной мере зависит от характера удовлетворения сексуальных потребностей, особенностей их регулирования и отношения супругов к проблеме деторождения, самим детям.
В любой семье важнейшей является проблема деторождения. В нынешних условиях она сопряжена с часто неразрешимым противоречием. С одной стороны, дети — это фактор стабилизации семьи, а с другой — это неотвратимая масса проблем: от неприемлемых условий для жизнеобеспечения детей до складывающихся со временем деформированных взаимоотношений между супругами.
Снижение многодетности, падение рождаемости, известные симптомы эгоизма при наличии одного ребенка в семье создают новые проблемы для семьи и общества и указывают на снижение значимости функций сексуальных отношений в семье в вопросах деторождения.
3) Регенеративная функция (лат. regeneratio — возрождение, возобновление). Она связана с наследованием статуса, фамилии, имущества, социального положения. Сюда же можно отнести и передачу каких-то фамильных драгоценностей (вовсе необязательно буквально понимать под «драгоценностями» ювелирные украшения, их можно передать любому постороннему, а вот такую драгоценность, как альбом с фотографиями, чужому человеку не передашь — только своему, родному).
4) Образовательно-воспитательная функция (социализация). Воспитательная функция состоит в удовлетворении потребностей в отцовстве и материнстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях. «Семейное и общественное воспитание взаимосвязаны, дополняют друг друга и могут, в определенных границах, даже заменять друг друга, но в целом они неравнозначны и ни при каких условиях не могут стать таковыми.
Семейное воспитание более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание, ибо «проводником» его является родительская любовь к детям, вызывающая ответные чувства детей к родителям» (А. И. Захаров).
5) Рекреативная функция (лат. recreatio — восстановление). Она связана с отдыхом, организацией досуга, заботой о здоровье и благополучии членов семьи.
6) Кроме традиционных функций можно выделить другие, возникшие в современной семье. Традиционные функции стали резко ослабляться, но возникла новая, ранее неизвестная — психотерапевтическая функция. Брак удачен или нет в зависимости от активизации этой функции, т. е. в настоящее время семейное существование в значительной степени зависит от стабильности близких эмоциональных отношений.
Психотерапевтическая функция семьи позволяет ее членам удовлетворять потребности в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите.
Поэтически красиво это сумел выразить А. Блок:
«Есть минуты, когда не тревожит
Роковая нас жизни гроза.
Кто-то на плечи руки положит,
Кто-то ясно заглянет в глаза.
И мгновенно житейское канет,
Словно в темную пропасть без дна.
И над пропастью медленно встанет
Семицветной дугой тишина.»
По мнению А. И. Захарова, в семье, как в интимной первичной группе, предполагается эмоциональное влечение ее членов друг к другу — уважение, преданность, симпатия, любовь. Именно эти чувства способствуют интимности, доверительности в семейных отношениях, прочности семейного очага.
О проведении совместного аукциона по передаче несвойственных хозяйственных функций по уборке территории «О проведение совместного аукциона по передаче несвойственных хозяйственных функции по уборке территории» Уже несколько лет муниципальные.
Конспект занятия по аппликации «Поздравительная открытка к Дню Победы» в старшей группе с нарушениями функций ОДА Цель: изготовить поздравительную открытку-аппликацию ко Дню Победы. Задачи: 1. Образовательная: продолжать учить самостоятельно гармонировать.
Консультация для педагогов и родителей «Кубики, их многообразие и значение в развитии ребенка дошкольного возраста» Кубики – незаменимая во все времена игрушка, позволяющая развивать моторику и воображение ребенка, знакомить его с цветом и формой. Бывают.
Многообразие путей и средств для формирования устойчивых познавательных интересов учащихся МБОУ ДО «Центр развития творчества» Педагог дополнительного образования Песегова Г. И. «Многообразие путей и средств для формирования устойчивых.
Пространство двигательной рекреации как средство для развития моторных функций у воспитанников с РАС в ДОО В современном обществе все больше выявляется количество детей с нарушениями в интеллектуальном и физическом развитии. Данная категория воспитанников,.
Работа с детьми по развитию моторных функций МБДОУ «Детский сад № 68 «Теремок» Педагог-психолог Бобылева Елена Николаевна Развитие моторики играет важную роль в овладении учебными.
Развитие психических функций у детей 4–5 лет Период жизни ребенка от 4 до 5 лет характеризуется как переходом от раннего детства к дошкольному. Этот период также можно назвать – время.
Развитие высших психических функций у детей с тяжелыми нарушениями речи Установлено, что психические процессы (восприятие, память, внимание, воображение, мышление, целенаправленное поведение) у ребенка развиваются.
Запуск речи. Развитие не речевых функций Пожалуй, каждый молодой родитель желает, чтобы его ребенок заговорил как можно раньше и делал это как можно более активно, и что немаловажно,.