Что значит река смородина
Древнерусский Стикс: что на самом деле означает название реки Смородина
В былинах Древней Руси неоднократно упоминается зловещая река, воды которой беспрестанно бурлят и ужасно пахнут. На берегах этой реки, которую наши предки называли Смородиной, лежали кости сгинувших людей. Само название – Смородина – не умеет ничего общего с одноименной ягодой и происходит от слова «смрад». Исследователь русского фольклора В. Пропп полагает, что по своей функции внушающая трепет и страх река была схожа с древнегреческим Стиксом, по которому Харон перевозил души умерших в Аид.
Самый страшный водоем на Руси
Другое название Смородины – Пучай-река, так как воды ее вспучиваются и бурлят. На Руси она считалась переходной точкой между Явью (реальностью) и Навью (местом, где обитают потусторонние силы). Язычники верили, что через реку проходят души покойников, но можно, очутившись в мире ином «по ошибке», вернуться через Калинов мост. Правда, требовало это особой крепости духа и было под силу только героям-богатырям. Внешний вид Смородины различался в зависимости от источника. Некоторые былины и сказки описывают реку как нечто черное, зловонное и гниющее («Иван Быкович», «Иван и чудо-юдо»), в то время как другие уверяют читателя, что Смородина полыхала огнем. Встречаются такие описания: «. река Смородина бурливая, болота, топи глубокие. », «течет река широкая, с камня на камень перекатывается». Относительно названия все тоже неоднозначно. Возможно, важную роль тут сыграло вовсе не слово «смрад», а похожая по звучанию «самородина» – то есть первозданный поток, созданный вопреки воле человека.
Основную информацию о Смородине исследователи древнерусской литературы черпают из былин «Первый бой Ильи Муромца» и «Илья Муромец и Соловей-разбойник». В этих произведениях, считающихся народными, упоминаются и мифические создания, живущие близ реки. Это, например, Змей-Горыныч и чудо-юдо. Перейти вышеупомянутый Калинов мост, не свалившись в бурлящую зловонную жижу, богатырь мог лишь сразившись с подобным противником. Интересно, что образ злодея, не пускавшего доброго молодца обратно, удивительным образом перекликается с античным Цербером, сторожившим врата Аида – древнегреческого царства мертвых.
Где найти Смородину?
Многие населенные пункты, о которых рассказывается в былинах, действительно существовали, а некоторые стоят и поныне. Так, родина Илья Муромца село Карачарово в действительности есть на географической карте – находится оно, конечно, недалеко от Мурома. В сказании о богатыре указано, что река Смородина стала третьим испытанием для Ильи, шедшего из Чернигова в Киев – столицу Древнерусского государства. У реки его поджидал Соловей-разбойник, одолев которого, Илья Муромец двинулся дальше. Проследив путь богатыря, приходим к выводу, что та самая Смородина (такое название на самом деле существует) протекала по территории современной Брянской области.
Однако на роль наиболее опасной русской реки претендуют и другие. В статье А.В. Юдина «Мифоним Смородина» приведено сразу несколько вариантов: так, река могла находиться в Курской, Смоленской и Ленинградской областях. Исследователь предлагает и более смелые идеи – возможно, Смородина и вовсе протекала через нашу современную столицу. Косвенное подтверждение тому встречается в «Пантеоне Российских Государей»: в этом источнике сказано, что в 880 году князь Олег Вещий прибыл на Москву-реку, в те времена называвшуюся. Смородиной! Любопытно, что и сегодня в Москве можно найти реку с похожим названием: на юго-западе Москвы протекает Самородинка. Впрочем, не все ученые согласны «подарить» эту реку Москве. Историк Б.А. Рыбаков, к примеру, обратил внимание на второе название Смородины – Пучай-река, и допустил, что этот гидроним списан с вполне реальной Почайны, находящейся в Киеве. Одно известно наверняка: сегодня на территории нашей страны встречается сразу несколько Смородин и Самородинок, но ни одна из них, к счастью, не является «порталом» в потусторонний мир, которого так боялись жители Древней Руси.
Смородина – где протекает самая страшная русская река?
Представьте себе огненную реку, по берегам которой лежат человеческие кости и черепа, а сами воды не только жутко бурлят, но и источают невыносимое зловоние. Эта почти непреодолимая преграда часто фигурирует в легендах, сказках, былинах и заговорах древней Руси. Поскольку в устном народном творчестве часто упоминаются реальные города, исторические деятели и битвы, то можно предположить, что и река Смородина имеет свои географические координаты. Так где же она протекает?
Описание
Что это за река?
Смородина (другое название Пучай-река) – это мифическая граница между миром живых и царством мертвых. Как известно, наши предки называли объективную реальность Явью, а обитель потусторонних сил – Навью. Так вот, Смородина и была своеобразным рубежом между ними. Будучи язычниками, жители Древней Руси считали, что через эту реку проходят души покойников, а попасть в иной мир и выйти оттуда живым и невредимым способен только настоящий богатырь с чистым сердцем и помыслами.
В разных былинах и сказаниях описание Смородины отличается между собой. Одни источники называют ее черной рекой со зловонными водами, отождествляя их с трупным разложением и гниением, которое происходит с телами после смерти. В других легендах и преданиях говорится об огненной реке, бурлящей чистым пламенем, что делает Смородину почти непреодолимым препятствием на пути русских богатырей.
Одноименная ягода не имеет к названию реки никакого отношения. Этот гидроним, по мнению большинства ученых, произошел от древнерусского слова «смород» (смрад) – удушливая вонь, сильный неприятный запах. Данную версию подтверждают и те былины, где Смородину именуют зловонной рекой.
Однако есть и другая гипотеза, согласно которой название реки произошло от слова «самородина», поскольку исчезновение гласных – характерная особенность древнерусского языка, отмеченная многими лингвистами. В этом случае, гидроним обозначает самородную (первозданную) реку, такой изначальный поток, возникший от древних сил бытия.
Альтернативное название Смородины – Пучай-река, хотя не все фольклористы считают, что это одно и то же. Возможно, две мифические реки со временем слились в народном сознании. Или так называли Смородину, потому что ее воды вспучиваются. То есть, постоянно бурлят.
Согласно сказаниям, над этой мифической рекой находится Калинов мост. И здесь ягода тоже не причем. Мост называют так, потому что он раскален до предела огненными водами Смородины. Пройти по нему невозможно для обычного человека. А былинный богатырь, как правило, вынужден принести что-то в жертву реке. При этом Смородина часто говорит женским голосом, пропуская через себя лишь самых достойных путников и жестоко карая тех, кто каким-либо образом согрешил или позволил себе насмехаться над рекой, что само по себе недопустимо. Граница Яви и Нави вызывала в народе священный трепет.
Былины и легенды
В русских былинах, несмотря на изрядную долю художественного вымысла и фантастичность сюжетов, встречаются и исторически достоверные факты. Например, никто не усомнится в существовании стольного града Киева, князя Владимира I Святославича (прозванного в народе Красным солнышком), да и село Карачарово, откуда родом Илья Муромец, реально расположено недалеко от города Мурома.
Если взять сказание о легендарном богатыре, то река Смородина – это третья преграда, встретившаяся на пути Ильи из Чернигова в стольный Киев-град. Первые две, которыми были непроходимые леса и черные топкие грязи, богатырь успешно преодолел. У мифической реки сидел злодей Соловей-разбойник, только после победы над ним Муромец смог пройти через Смородину.
В разных былинах и сказках проход между миром живых и царством мертвых – Калинов мост – сторожит некое мифическое создание: Змей Горыныч, чудо-юдо или Соловей-разбойник. Герою необходимо доказать, что он достоин пройти через Смородину, одолев своего антагониста. В каком-то смысле противник русского богатыря символически совпадает с Цербером – огромным трехголовым псом, который сторожит врата Аида (древнегреческого царства мертвых). А саму Смородину можно сравнить с рекой Стикс, через которую души покойников перевозил легендарный лодочник Харон.
Впрочем, древнерусские предания не менее образны. Наши предки верили, что в загробном мире правит богиня зимы и смерти Мара (Морена), которая является супругой самого Кащея Бессмертного. Поэтому былинным богатырям часто приходилось сражаться с ним в царстве мертвых. А роль перевозчика Харона у славян играл бог Велес, который помимо всего прочего (вроде заботы о приплоде скота и обильном урожае) переводил души покойников в мир Нави.
Где течет Смородина?
Если рассматривать Смородину как мифическую границу реального и потустороннего мира, то ее вряд ли можно найти на карте России. Но если искать реку, через которую перешел Илья Муромец по пути в Киев, то такая задача вполне выполнима. Наиболее достоверной кандидаткой на роль преграды, встретившейся богатырю, является река Смородина (то же самое название), протекающая по территории Брянской области недалеко от города Карачева.
Впрочем, в нашей стране сразу несколько рек имеют сходные названия. Так, гидроним Смородинавстречается в Ленинградской, Смоленской и Нижегородской областях, а Смородинка течет в Тропаревском лесопарке (Подмосковье), Владимирской, Курской и Тверской областях, в Забайкалье. В Северном Приэльбрусье есть река Смородиновая.
Если вспомнить о втором названии – Почай-река, то очень похоже называлась небольшая протока, впадающая в Днепр между Десной и Вышгородом (Киевская область Украины). Длина реки Почайны равнялась всего лишь 8 километрам. По легенде, именно в этом водоеме произошло первое в Киевской Руси массовое крещение народа, состоявшееся в 988 году. В начале XVIII века Почайна исчезла с карты, став частью Днепра после строительства судоходного канала.
Интересно, что название реки Сестры, которая протекает по Ленинградской области, на финском языке звучит как «Сьестар-йоки», что переводится как «Смородина-река». Впрочем, есть исследователи, которые считают легендарным рубежом между мирами Неву или даже Москву-реку.
Разумеется, поиски мифической Смородины – это увлекательное занятие, которому посвятили немало времени различные фольклористы, историки и географы. Не исключено, что кому-то удастся достоверно доказать, где находится былинная река. Ведь когда-то и Трою считали всего лишь мифом.
Что значит река смородина
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Калинов мост через реку Смородину в славянской мифологии
Река Смородина и Калинов мост часто упоминается в славянской мифологии.
В сказках и былинах это место сражений богатырей и царевичей со Змием Горынычем и Бабой Ягой, а в исторических преданиях это некий рубеж между двумя мирами Явь и Навь.
Что такое Калинов мост?
Сказки и поверья разных регионов по-разному описывают эту границу между мирами.
В западных регионах Калинов мост это:
Древние славяне верили, что только путь по Калиновому мосту определяет, достойна ли душа, попасть в рай или ее место в огненной гиене. Если при жизни душа не жила законом божьим и не придерживалась заповедей, на середине моста ее останавливали бесы и уводили не в Свет, а во Тьму. О том, где точно находится Калинов мост, мифология славян не рассказывает, вся информация сводится к тому, что расположен он на конце света.
Славяне верили в то, что Калинов мост это не просто переход между двух миров это место искупления смертельных грехов. Сам мост по преданиям находился не в русских землях, а за тридевять земель в тридесятом царстве. Пантеон Древних Славянских Богов разнообразен, но Морена, во власти которой есть решения забрать жизнь у человека или оставить его на земле, требовала поклонения и личных владений. Калинов мосток это та тропа, по которой богиня Смерти посещает мир живых в поисках новых подданных.
Кто стережет Калинов мост?
Крылатый Змей Горыныч и Калинов мост повязаны между собой. Так, место где расположены речка Смородина и Калинов мост мифология славян называет переходом между мирами, а Змия губителем, ведь на территорию Морены не может пройти тот, кто не закончил свой земной путь. Сам Змий Горыныч тоже не простой персонаж, он:
Где упоминается речка Смородина и Калинов мост, там всегда присутствует Змий Горыныч. В Древней Руси ходили сказки и легенды о том, что богатыри принимали бой с Чудищем и он умертвил немало витязей. Говорят, что площадь перед Калиновым мостом усыпана костями и останками безрассудных смельчаков и «много погубило чудище душ праведных и неправедных», но всегда находился тот, кому удавалось победить Чудище и пройти границу.
Калинов мост через реку Смородину имеет богатую историю. В одних источниках сказано, что изначально не было границы миров, но живые и мертвые не придерживались своей территории. Это приводило к тому, что женщины рождали мертвых младенцев от мертвых мужчин, а мертвые женщины уводили в свои владения живых парней и они становились полумертвецами. Полчища таких бродили по территории Явь, и земля под их ступнями пылала адским огнем. Мир живых понемногу приходил в упадок, и взмолились люди к богам великим с просьбой разделить два мира преградой непреодолимой ни для живых, ни для мертвых.
Верховные Боги дали приказ собраться всем живым на одном берегу, а всем мертвым на другом. Было решено вырыть ров между мирами, но, так как нужен был переход в мир мертвых с мира живых, то между сторонами рва был проложен мосток хрупкий. Это сооружение было настолько тонким, что могло выдержать только душу, а не живое тело. Когда строительство было окончено, боги собрали всех полумертвецов и бросили их в ров. Они ходили по кругу, а под их ступнями пылал огонь, вскоре весь ор был охвачен пламенем. Так появилась огненная река, или река Смородина.
Калинов мост мифология славян с течением времени сделает частью похоронного обряда. Так, на пути похоронной процессии искусственно создавали небольшую лужу, а над ней сооружали из щепок имитацию мостка. Эта кладка символизировала тот самый Калинов мост у славян, который есть последним жизненным рубежом. Верили, что если покойника пронести над символическим мостиком в потусторонний мир, то его душе будет намного легче пройти чистилище и попасть к Богам.
Река Смородина и Калиновый мост
Древняя славянская мифология в виде сказок и былин повествуют нам о заповедном Калиновом мосте соединяющим берега реки Смородины. Это своеобразная пограничная застава мира Яви и мира Нави, между миром живых и мертвых, через которую пытаются прорваться в наш Мир многоголовые чудища Змеи-Горынычи. Остановить их могут только могучие богатыри и бесстрашные герои. Река Смородина и Калиновый мост одно из магических мест наших предков, которые часто используются в заговорах, обрядах и ритуалах.
Мир Яви и мир Нави. Река Смородина и Калиновый Мост
Если внимательно читать славянские предания, место где находилась эта легендарная переправа было жутким и опасным не только для рядового человека, но и сильного по духу богатыря. Само название Калинов мост происходит от слова “калить”, закаливать, закалка, души или металла например. Калить, закалка имеет огненный цвет стихии огня, хотя это река и относится к стихии воды. Это одно из фаз состояния водной стихии – огненной. Это наше Сердце, це (это) сердцевина где обитает наша душа и дух, наша кровь, которая закипает при виде врага, несправедливости или остынет от страха. Мост – это тот стержень, который дает дорогу во внешние миры, по которым нам придется шагать.
Есть у нас дерево калина с ее чудесными ягодами огненного цвета, которая обладает многими лечебными свойствами, особенно она хорошо лечит наше Сердце.
Славянские мифы – Чернобог и Белобог
Калинов мост соединяет мир живых и мертвых, он решает, биться нашему сердцу или нет. Разделяет эти Миры река Смородина, кровь наша, наших предков и родственников, огненная пылающая река, обладающая резким смердящим запахом смерти, потусторонний смород и зловоние. На берегу живых правит Белобог, на том берегу реки Смородины, за Калиновым мостом правит Чернобог, повелитель Смерти, зла и безумия. В помощницах у него прислуживает Морена (Марена), Богиня Смерти, ее владения представляли собой мрачные вызженные земли, усыпанные человеческими костями и черепами. Марена регулярно перебирается по Калиновому мосту в мир Яви, для того, чтобы собрать урожай людских жизней.
Смена мерностей или миров Яви и Нави – так и называлась С-мер-ть, твердо узаконенная. Согласно преданиям, за царством Смерти располагались миры Прави и Слави, места обитания Светлых Богов и славянский сад Ирий, по христиански – рай. Именно туда стремились попасть души умерших людей. А для этого, им нужно было обязательно пройти Калинов мост и царство Марены, это она в сказках Варвара-краса длинная Коса, коса смерти стригущая нити человеческих жизней. Но пересечь огненную реку Смородину могли только лишь праведники, с чистой кровью от светлых слов и богоугодных поступков. Люди отягощенные тяжкими поступками сделать этого не могли, под грешниками мост проваливался и их навечно поглощала огненная пучина. Эти предания нашли свое отражение в древних погребальных обрядах. Так славяне во время похорон сооружали небольшую переправу-мост через местную реку. Хоронили умерших людей на погостах, погостить у предков (сейчас это кладбища), на высоком берегу, что бы предки хорошо видели чем заняты их чада.
Сказки и Былины повествуют, что на берегах реки Смородины возле Калинового моста сражались с многоголовым огнедышащим Змеем все знаменитые богатыри. Змеи-захватчики, неудачники Горынычи, несущие только горе людское, были детьми легендарного Вия, проживающего в пещере на темном берегу реки Смородины. Сам Вий не может покинуть свое подземелье, куда заточил Бог Велес. А вот его потомство неоднократно пыталось захватить светлый берег Живы-жизни. Если человеку становилось плохо со здоровьем от темных мыслей в голове, пил он отвар из кореньев и листьев смородины, ел пахучие жизнью ягоды, и шел на поправку.
Но все это Сказки, т.е. повествования лежащие на поверхности, сказка – ложь, да в ней намек. Тогда копаем глубже, и рассмотрим более детально сказку о трех братьях царевичах, которым пришлось сразиться с Горынычами, с тремя, девятью и двенадцатью головами. Сказка об Иване царевиче и Змее-Горыныче.
Славянские мифы – Иван-Царевич и Змей-Горыныч
В некотором царстве, в некотором государстве жил царь с тремя сыновьями. И на это царство-государство повадился прилетать Змей-Горыныч с тремя головами, он сжигал все живое что находилось в этом царстве, вытаптывал ростки и посевы. Что обозначает это повествование? Жил-был на свете обыкновенный человек-царь своей жизни. И жили в его голове царстве-государстве три сына – Тело, Душа и Дух. Жил человек себе, не тужил, да появились друзья темные, то рюмочку водочки нальют, то сигареткой угостят, то предложат купить таблеточку волшебную, да и выпить. А то, что люди нормальные в голову бестолковую вложить хотят, не получается, друзья темные все оболгут, изгадят, да ногами вытопчут.
И отправил царь трех своих сыновей победить это чудище. Первым идти в бой ночью должен был старший сын. Первым у нас на свет появляется Тело, вторым в него поселяется Душа, а с Всевышним их соединяет Дух. Пошел старший сын на Калинов мост, прилег возле моста под кусточек, да и заснул. Отключили пьянки и гулянки тело бренное. Ровно в полночь задрожала земля, и на мост вышло чудище с тремя головами. Допилось Тело, в глазах троится. Но младший брат Иван-царевич, зная своих братьев, не спал в эту ночь, вышел на встречу врагу и вступил в неравный бой. Бились они бились, но Иван-царевич отсек три головы, рассек их и кинул под Калинов мост и пошел спать. Поднял Дух свое Тело отравленное, почистил ему желудок от яда спиртового, живой водицей напоил и головные боли и явления снял. Утром приходит старший брат и говорит всем, что не было ночью Змея-Горыныча. Быстро забыло тело что с ним было.
На следующую ночь (а все темные дела лучше ночью делать, пока Совесть спит), пошел средний брат. Лег под кусточек у Калинового моста и заснул. Снится Душе сладкие сны как она по бутикам и ночным клубам летает, мужиков и кавалеров завлекает, да с ними на заморских курортах отдыхает. Спит средний брат непробудным сном, ничего не видит, ничего не слышит. Выходит на мост Змей-Горыныч с девятью головами. Услышал Иван-царевич чудище, и вышел с ним на неравный бой. Бился он, бился, но все же снес ему девять голов и под Калинов мост бросил. Спас Иван-царевич все свои девять тел на тонком плане и внутренние и наружные от заморских обманов. Утром приходит средний брат, и говорит что не было никого. Чего только Душа не пожелает, одному Богу известно.
Настала очередь самому Ивану-царевичу в бой идти. Позвал он к себе братьев и говорит им: Не спите братья, прошу вас. Пойдёмте, я покажу что было на самом деле в две предыдущие ночи, какие головы валяются под Калиновым мостом, которые вы пропустили через мост в нашу жизнь бренную. Когда я в третий раз пойду биться со Змеем-горынычем, слушайте внимательно, крикну вам, вы прейдите мне на помощь, но сперва моего коня отвяжите, он первый прискачет, а затем и вы поспеете.
Пошел Иван-царевич в ночь сражаться с чудищем. Выходит на Калинов мост Змей-горыныч с двенадцатью головами. Бьется он, бьется, но ничего не получается. Одну голову срубит, вместо ее две другие вырастают. Включит человек в Явном мире телевизор, а враги его все силы бросили против него, ложь и обман льются на его голову, налоги и тарифы растут, новые вырастают. От одного мракобесия отмоешься, другие подсовывают. Очень жизни хотят лишить и у добрых молодцев и у красных девиц. Но не сдается меньший брат, бьется. Вот уже Змей-горыныч вбил в землю Ивана-царевича по самый пояс, помощь нужна. Снимает Иван с левой руки рукавицу и кидает. Попадает в дом где братья спят, окна выбиты, но ничего не слышат они. Дальше продолжает Дух биться с темными силами. Змей-горыныч вогнал в землю Ивана-царевича по самую грудь, помощь нужна. Чакры нижние давно принадлежат чудищу – жизнь, зарод и живот; уже и средние в его распоряжении – сердце и ярло. Остались только верхние – горло, око и родник, помощь нужна. Кидает в дом рукавицу с правой руки. Крышу пробила рукавица, тут братья и проснулись. Если левая женская рукавица душем (душа) холодным душу и тело окатила, не помогло. То правая мужская рукавица огнем-совестью глаза выедать стала, твердою рукой разбудила душу и тело. Проснулись братья, коня отвязали, да и сами следом на помощь побежали.
Бьет копытами чудища конь, три брата гурьбой на него обвалились. Одолели, победили Змея-Горыныча, все головы порубили, под мост Калинов побросали. Стали жить проживать, да добра наживать. Конь здесь олицетворяет законы (правильно поконы, копного права). Кон, конь, конституция, является сердцевиной Правды, идущей из миров Прави. Только законы Прави, написанные нашими Богами правдивы, все что пишет темный люд – обман и ложь.
Всегда в любой реке присутствует и живая вода и мертвая, смотря как ты ее черпаешь по течению или против. Так и по небу течет река Дон, плыть тебе по течению или против, решать тебе. Но уже Боги сами по твоим поступкам решат где для тебя возвести твой КАЛИНОВ мост.
У каждого человека есть свой царь в голове, но всегда его царству помогал Иван-царевич. Если читать Иван наоборот, то получается Нави, Навь, мудрость, приходящая от твоих родных Богов, из царства Нави. Прислушивайся что тебе говорят родные Боги.
Течет река Времени Дон, умирает праведник, проплыв ее от начала и конца. Попадает река Времени в Море-Окиян, и на той стороне под землей начнется другая река Времени – Смородина. Дальше будет плыть душа по реке, очистится, омоется, и вновь родится в стране Живых, чистым и непорочным ребенком. Для других приготовлен КАЛИНОВ МОСТ.
Где находится сказочная река Смородина
Содержание статьи
Полное созвучие гидронима с названием известного ягодного кустарника рисует картину речки с берегами, заросшими смородиновыми кустами. Но только до исследования этимологии слова «смородина». Оказывается, ряд однокоренных слов описывает другие качества знаменитой реки: смород — это смрад, тяжелый дух, запах. Есть вариант и с самозарождением — в случае с невыпадающей гласной «а», то есть Самородина.
Географические координаты реки Смородины
Если забыть о точных былинных отсылках, в соответствии с которыми река Смородина встречается Илье-Муромцу на дороге из «славного города Мурома» в «стольный град Киев», можно насчитать несколько речек-тезок. Оказывается, река Сестра, что на Карельском перешейке, — это река Смородина: именно так переводится ее имя с финского языка (Сьестар-йоки). В исторических документах содержатся сведения о том, что так называли и Москву-реку, этот факт подтверждается и в некоторых древних былинах.
В удалении от столичных регионов разных эпох России также встречаются одноименные реки: течет Смородинка в Курской области, есть река Смородиновая в Северном Приэльбрусье. Кроме того, с названием, имеющим один корень со «смородом», а именно «смрад», «смерд», встречаются исследователи древних текстов, узнавая о существовании на древней Руси речек Смердя, Смерделя, Смердница.
Вернувшись к тексту одного из вариантов былины об Илье-Муромце, можно найти конкретные указания и обнаружить, что действительно, есть река Смородина в Брянской области, неподалеку от города Карачева. Но реальность существования настоящей реки Смородины сталкивается с мифологическими подробностями описания ее особенностей.
Река Смородина в сказках, былинах и заговорах
Оказывается, что берега реки усеяны костьми человеческими, а переправа через нее смертельно опасна. Она «черна» и «грозна», позволяет переправиться через себя добрым молодцам за поклоны и ласковые слова, а за неуважение мстит утоплением. Она разговаривает с пришедшими на ее берега людьми человеческим голосом, усмиряется, приняв кровавую жертву. Она обжигает горячей смолой, пышет огнем или скрывается за пеленой дыма, но нередко дает богатырям напиться из нее чистой воды.
По свидетельству некоторых былин, через нее перекинут Калинов мост — так же как и речка, не имеющий ничего общего с ягодой, теперь уже калиной. «Калинов», по мнению многих лингвистов-исследователей русских сказок, — ни что иное как «каленый», а старинное слово «калина» означает «раскаленное железо».
Недалеко от Смородины былинные богатыри встречаются с Соловьем-разбойником. На ее берегах находит убитого Добрыню Никитича Алеша Попович. Имя реки часто встречается в различных славянских заговорах. По древним славянским преданиям на реке Смородине у Калинова моста жила жена Кощея, богиня Морана (Мара). Так существует ли она в действительности, сказочная река Смородина?
На этот вопрос этнографы, исследовавшие мифы многих народов мира, отвечают отрицательно — не существует, подобно Стиксу, Ахерону, Лете и другим рекам Аида, к примеру. В славянской мифологии, утверждают они, река Смородина — граница между миром живых (явью) и несуществующих (навью), а переправа через нее — путешествие в иной мир.