Что значит региональные выборы
Уровни избирательной системы
Вы будете перенаправлены на Автор24
Федеральный уровень избирательной системы
Федеральный уровень избирательной системы – это выборы Президента РФ, депутатов Государственной Думы По данной теме мы уже выполнили реферат Государственная дума подробнее (ГД), депутатов в федеральные государственные органы, которые предусмотрены Конституцией РФ, общенациональный референдум. Выборы проводятся непосредственно гражданами России в соответствии с федеральным законодательством.
Срок полномочий Государственной Думы составляет пять лет. В соответствии с Конституцией РФ выборы в Государственную Думу инициирует Президент. До 2007 года выборы депутатов ГД проводились по мажоритарно-пропорциональной (смешанной) системе. Позже стали проводится по пропорциональной системе.
Особенности избирательной системы и выборов в Государственную Думу:
Готовые работы на аналогичную тему
На должность Президента РФ можно претендовать в порядке самовыдвижения или кандидаты выдвигаются политическими партиями. Самовыдвижение возможно только при поддержке не менее 500 граждан РФ, которые обладают активным избирательным правом. В поддержку выдвижения нужно собрать не меньше 2 млн. подписей избирателей.
Политические партии имеют право не собирать подписи, если список их кандидатов уже был допущен на последних парламентских выборах к распределению депутатских мандатов. При выборах в Государственную Думу подсчет голосов и распределение мандатов проводится по методу наибольших остатков (квота Хэйра).
Региональный уровень избирательной комиссии
Региональные выборы представляют собой выборы в представительные (законодательные) и исполнительные органы государственной власти, некоторые другие государственные органы, выборные должности в субъектах РФ, которые предусмотрены их уставами и законодательными актами, проводимые в соответствии с законами субъекта РФ и на основе федерального законодательства. Нормативные правовые акты утверждаются главой исполнительной власти субъекта РФ в соответствии с указом Президента России о мерах, обеспечивающих конституционные права населения на участие в выборах.
Реформы избирательной системы начала XXI века привели к политическим новациям: переход к пропорциональной системе на выборах в Государственную Думу, повышение заградительного барьера, переход к смешанной избирательной системе на региональном уровне, отмена нижнего порога явки на выборы, голосования «против всех».
Значение изменений избирательной системы на региональном уровне:
Были установлены макрополитические критерии развития всей избирательной системы: степень автономии средств массовой информации, консолидации элит, социально-экономическая динамика развития общества.
С введением смешанной избирательной системы к федеральным элитам перешла инициирующая роль в формировании политических партий, что способствовало формированию качественно другой расстановки политических сил в регионах. Наблюдался рост влияния лояльных политических партий, которые сплотились вокруг крупного бизнеса и главы региона. Автономные партии меняют свой статус от системной оппозиции к чисто формальной, их радикальная часть теряет возможность участия в выборах.
Муниципальный уровень избирательной системы
Муниципальный уровень избирательной системы – это выборы глав муниципальных образований, депутатов законодательных органов, местные референдумы.
Местное самоуправление является важнейшим и необходимым уровнем власти. Для местного уровня управления характерна максимальна приближенность к населению, здесь решаются наиболее важные проблемы гражданского общества. Местное самоуправление реализуется гражданами согласно Конституции РФ По данной теме мы уже выполнили реферат Конституция РФ подробнее путем выборов, референдумов, различных форм прямого волеизъявления. Муниципальные выборы – это:
В современных условиях институт местного уровня избирательной системы является перманентно изменяющимся, динамично развивающимся социальным институтом, который имеет противоречивый характер происходящих в нем преобразований.
Муниципальные выборы, выступая основой демократического создания властных структур местных территорий, позволяют местным жителям возможность показать свое отношение к городу или региону, селу, району и т.д., ощутить свою причастность к делам муниципального образования.
Что значит региональные выборы
Открытая общественная правовая информационная система
Задать вопрос юристу
Региональные выборы
Региональные выборы представляют собой осуществляемые в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации выборы их законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти. На региональном уровне принцип выборности распространяется на депутатов (членов) законодательных (представительных) органов и высших должностных лиц исполнительных органов государственной власти.
Граждане Российской Федерации наделены правом участия в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Участие гражданина в голосовании — сугубо добровольное, то есть ни работодатель, ни администрация образовательной организации, ни государственные органы, ни общественные объединения или отдельные граждане не могут заставлять людей прийти или не прийти на выборы. По общему правилу, правом избирать (т. е. «активным избирательным правом») наделяются граждане Российской Федерации: а) постоянно проживающие на территории субъекта федерации, в котором проходят выборы, и б) достигшие на момент голосования совершеннолетия.
Участие гражданина в голосовании обеспечивается на муниципальном уровне и уровне территориальных и участковых избирательных комиссий. Территориальные избирательные комиссии на основании данных о количестве зарегистрированных на территории муниципальных образований граждан России делят территорию на избирательные участки с примерно равным числом избирателей, проживающих в границах участка. Территориальные избирательные комиссии формируют и актуализируют списки избирателей по своему участку. В списки избирателей включаются все граждане Российской Федерации, обладающие активным избирательным правом и проживающие в границах избирательного округа. Максимальное число избирателей на одном участке не должно превышать 3000 человек (это примерно 2-6 многоквартирных дома).
Порядок проведения голосования, как и ограничения активного избирательного права граждан, во всех регионах в целом едины, однако различаются способы определения победителя на выборах высшего должностного лица субъекта федерации, формирования высшего законодательного (представительного) органа субъекта федерации. Правила выборов устанавливаются региональными законами.
Для выборов высшего должностного лица региона (например, губернатора) обычно используется мажоритарная система абсолютного большинства, как на выборах Президента Российской Федерации. Граждане голосуют по единому избирательному округу, соответствующему границам региона. Губернатор избирается на пятилетний срок. Назначение выборов губернатора обычно относится к компетенции высшего представительного органа власти субъекта федерации.
Мажоритарная избирательная система— система выборов в коллегиальный орган (парламент), при которой избранными считаются кандидаты, получившие большинство голосов избирателей в своём избирательном округе.
Новшество региональных выборов заключается в том, что группа из не менее чем 100 избирателей может инициировать отзыв губернатора наряду с Президентом Российской Федерации при наличии установленных судом фактов нарушения руководителем региона законодательства или в случае, если он неоднократно без уважительных причин будет уличен в неисполнении своих обязанностей.
Региональные законодательные собрания формируются на основе всеобщих, равных выборов по схемам, используемым в свое время для формирования Государственной Думы первых созывов. Часто Областная Дума, Курултай1 или иной представительный орган избирается наполовину по одномандатным округам (обычно это мажоритарная система простого большинства), наполовину по единому избирательному округу (пропорциональная система с распределением мандатов по нескольким разным математическим моделям). Назначает выборы или высшее должностное лицо субъекта федерации или сам высший представительный орган власти, срок действия полномочий которого на исходе.
Референдум в субъектах федерации проводится аналогично общероссийскому референдуму.
Проводит выборы избирательная комиссия субъекта федерации, а Центральная избирательная комиссия Российской Федерации оказывает ей техническую, организационную и информационно-правовую поддержку.
Нормативные правовые акты, регулирующие избирательные правоотношения:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993);
2. Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»;
3. Федеральный закон от 18.05.2005 № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации»;
4. Федеральный закон от 10.01.2003 № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации».
5. Федеральный закон от 22.02.2014 года № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».
Региональные выборы в России: особенности и специфика
Фото: yarskonline.ru.
В пресс-центре информационного агентства «Интерфакс» состоялась презентация доклада Института глобализации и социальных движений (ИГСО), посвященного необычной специфике текущих выборов в регионах России. Документ представляли директор ИГСО Борис Кагарлицкий и руководитель Центра экономических исследований ИГСО Василий Колташов.
Как считает Борис Кагарлицкий, российские политологи и социологи нередко концентрируют свое внимание на процессах, происходящих в Москве и Московской области, забывая о том, что происходит за их пределами. Тем временем ход региональных выборов и их специфика в ближайшее время могут существенно повлиять на жизнь страны в целом. Эксперт подчеркнул, что в основу представленного публике доклада положены результаты исследования, проведенного в период, начиная с июня текущего года.
Региональные выборы 2016 года проходят по новым правилам, согласно которым разрешено выдвижение кандидатов в Федеральное собрание и местные законодательные органы власти по одномандатным округам, а также введена выборность губернаторов. Б.Кагарлицкий напомнил, что подобная практика уже существовала в первой половине 2000-х годов, однако тогда в России наблюдался финансовый рост. Сейчас перед нами предстает обратная картина. После падения рубля в 2014 году и снижения рублевых доходов населения в 2015-м произошло резкое сокращение денежных ресурсов, что способствовало обострению борьбы за их распределение. При этом наиболее острые противоречия наблюдаются отнюдь не в самых депрессивных регионах, а, напротив, в тех из них, где экономика в последние годы находилась на подъеме. Так избирательные кампании местного и федерального значения становятся зеркалом, в котором видны недостатки местного руководства.
Важнейшей особенностью современных региональных выборов стало резкое снижение роли политических партий, которые перестали быть идеологической опорой кандидата, а остались лишь площадкой для выдвижения. Например, появившаяся недавно «Партия Роста» собрала кандидатов со всего политического спектра – от либералов до коммунистов, включая таких известных, как депутаты Государственной думы от «Справедливой России» Оксана Дмитриева и Иван Грачев. А, например, бывший политтехнолог «Единой России» Семен Уралов стал перспективным кандидатом от КПРФ в Оренбурге, выдвинув лозунг «За разумную национализацию».
Таким образом, основная борьба смещается в регионы и одномандатные округа. При этом федеральный центр, вне зависимости от расклада, остается в выигрыше, поскольку противоборствующие стороны подчеркивают свою лояльность действующему президенту и центральной власти. Кандидаты вскрывают локальные проблемы, что заставляет местные власти нервничать. По оценке экспертов Института, наиболее дискомфортно чувствуют себя на местах губернаторы, назначенные в период президентства Дмитрия Медведева. Например, для главы Бурятии Егора Борисова и руководителя Республики Саха (Якутия) Вячеслава Наговицына потенциальная угроза исходит от структур «Общероссийского Народного фронта» (ОНФ) и «Единой России» (ЕР), вполне лояльных существующей власти. Так, в Якутии ОНФ поддержал кандидатуру Федота Тумусова – депутата Государственной думы от «Справедливой России», а в Бурятии на праймериз «Единой России» победил министр образования республики Алдар Дамдинов. Кроме того, местный бизнесмен Михаил Слипенчук, не вошедший в предвыборный список ЕР, пошел на выборы от «Партии Роста». При этом если В.Наговицын формально отстранился от выборов, то в Якутии Ф.Тумусов столкнулся с жестким противодействием на региональном уровне.
Региональная предвыборная борьба приводит подчас к политическим курьезам. Ярким примером может служить Иркутск, где в роли «партии власти» выступает КПРФ и губернатор Сергей Левченко, а административному давлению подвергается «Единая Россия» и ее кандидат Сергей Тен. Ирония еще и в том, что кандидат от КПРФ Антон Романов сам до недавнего времени был «единороссом».
Там, где одновременно с думскими выборами формируется Законодательное собрание, предвыборная ситуация становится особенно острой. Например, в Республике Карелия «жертвой» проходящей избирательной кампании стала партия «Яблоко», которая, в отличие от большинства регионов России, имеет там значительное влияние.
Избирательная кампания 2016 года дает несколько ярких примеров формирования коалиций, задачей которых становится оттеснение «Единой России» и ее кандидатов. Наиболее показательная ситуация сложилась в Оренбургской области, где оппозиция (КПРФ, ЛДПР, СР и часть региональных движений) сумела создать «Альтернативное правительство». Его лидер Сергей Катасонов выдвигается в Государственную думу от ЛДПР по одномандатному округу. Известность С.Катасонова объясняется тем, что в 2014 году он был снят с участия в губернаторских выборах. Оппозиционеры считают, что это произошло по инициативе действующего главы области Юрия Берга.
Если раньше, до снижения реальных доходов населения, назревающие проблемы решались региональной властью на уровне интриг, то теперь и они, и «черный пиар» становятся неэффективными. Одновременно возрастает опасность роста фальсификаций в пользу «своих» людей против потенциально опасных кандидатов. В перспективе это может вызвать рост протестов в регионах, которые будут не «антикремлевскими», как в 2011 году, а, напротив, лоялистскими. Вспомним, что именно поддержка регионов выручила Кремль в 2011-2012 годах.
Как отреагирует власть на подобные выступления? Б.Кагарлицкий считает, что федеральный центр будет действовать выборочно и в отдельных случаях вполне может пожертвовать отдельными слишком «зарвавшимися» губернаторами.
Руководитель Центра экономических исследований ИГСО Василий Колташов отметил, что текущая избирательная кампания в регионах проходит при максимально низком бюджете, не превышающем 30 млн. долларов. В этих условиях политтехнологам и сотрудникам избирательных штабов стало проблематично использовать выборы как источник личного дохода и «черного пиара». Наконец, более критическим стало сознание россиян, вступивших в эпоху Интернета и доступности информации. В этих условиях у парламентских партий сохраняются значительные шансы попасть в Думу, но наблюдается падение интереса избирателей к их деятельности вообще. Соответственно, если кандидат не ведет активную, яркую кампанию и не поднимает актуальные вопросы, волнующие всех и каждого, то шансы попасть во власть у него резко снизятся.
По мнению экспертов, сложившаяся ситуация выявляет гораздо более серьезную проблему, которая сводится к разрыву между повседневностью и политической практикой. В регионах должен произойти переход от имитации политики при помощи политтехнологий к обсуждению и реальному разрешению болезненных социальных вопросов. Удастся ли это сделать, мы увидим очень скоро.
Мандаты и списки: что значат «страшные» слова про выборы
Обозреватель, Политика, 8:03, 12.07.2021
За непонятными специальными выражениями чаще всего кроются не слишком сложные правила участия в избирательных кампаниях
Обычно выборы – захватывающее действо с внутренней драматургией, выпадами кандидатов в адрес друг друга, борьбой за голоса, «плюшками» для избирателей и так далее. Однако часто они сопровождаются «страшными» словами вроде «одномандатный округ», «партийные списки» и другими. Они не только не разжигают интерес людей к избирательной кампании, в которой они, вообще-то, главные герои, а, напротив, отбивают его напрочь. В преддверии 19 сентября, когда в стране и крае пройдут масштабные парламентские выборы, «Толк» объясняет, что кроется за непонятными терминами и как в них ориентироваться.
Каких депутатов выбираем 19 сентября?
Депутаты, как и вся система власти, бывают трех уровней.
Что такое одномандатный округ?
Это территория, на которой разыгрывается один мандат, то есть ее в парламенте будет представлять только один депутат.
Округа «нарезает» избирком исходя из численности избирателей, которых должно быть примерно одинаковое число на каждом. Например, для выборов в Госдуму страну поделили на 225 округов (только половина депутатов из 450 избирается по округам).
Ректора алтайского политеха на выборах заменит единоросс Мордовин
В региональном отделении партии власти говорят о том, что замена связана с большим объемом предвыборной работы на округе
В каждом – плюс-минус равное число избирателей с учетом географических особенностей и деления на регионы (в среднем от 400 до 650 тыс.). Например, в Алтайском крае таких округов вышло четыре, а в соседней Республике Алтай – только один.
На каждом округе сражаются представители разных партий и те, кто выдвинул свою кандидатуру сам (их называют самовыдвиженцами). Побеждает тот, кто получит наибольшее число голосов.
То есть наш регион будут в Госдуме представлять минимум четыре депутата.
Такая же схема действует и на выборах в АКЗС. Территорию края поделили на 34 округа. Некоторые объединяют по несколько районов, а некоторые «захватывают» только часть городов. Опять же главное мерило – численность избирателей.
Что такое партийные списки кандидатов?
Другая половина депутатов и в Госдуму, и в АКЗС избирается как раз по таким спискам.
Суть в том, что избиратель может проголосовать не просто за конкретного кандидата, который предлагает довериться его имени, личным качествам и т.д., но и за партию, то есть за определенную идеологию и систему политических взглядов. А партия уже сама определяет, кого направить в парламент. То есть избиратель доверяет партии в выборе конкретных ее представителей.
И это не игра вслепую, как может показаться. Каждая допущенная к выборам партия составляет список кандидатов. Есть, как правило, так называемая первая тройка/пятерка – это лидеры, которые ведут за собой партию и имеют наибольшие шансы избраться.
Также партия уже сама делит территорию на округа и в каждом создает свой список – территориальную группу.
Спикер АКЗС заявил о задумках, о которых еще не знает вице-премьер правительства
Председатель парламента Алтайского края считает, что региональному заксобранию можно добавить дополнительных полномочий
Например, «Единая Россия» на выборах в Госдуму объединила в один округ Алтайский край и Республику Алтай. И для этой территории сформировала свой список кандидатов.
На региональных выборах партийные округа чаще всего совпадают с одномандатными, это удобнее.
Избиратель, ставя галочку напротив партии, автоматически голосует за предложенный список кандидатов.
С определением победителей тут сложнее, чем на округах. Во-первых, имеет значение, сколько партия набрала в целом, – от этого зависит, сколько мандатов она получит всего. Если грубо, то кресла распределяются между партиями, набравшими более 5% голосов, пропорционально полученному результату.
После этого уже сами партии смотрят, какие территориальные группы набрали больше всего, и, как правило, лидеры этих списков проходят в парламент.
Что такое представительный орган?
Это и есть парламент – орган власти, который представляет интересы избирателей.
У парламента две функции – законодательная и представительная. Разрабатывая и принимая законы, депутаты формируют условия и правила жизни населения. А представляя граждан разных территорий – отстаивают их интересы.
Чем отличается выдвинутый кандидат от зарегистрированного?
Каждая партия, выдвинувшая своих кандидатов, подает необходимый пакет документов в избирательную комиссию. Также может сделать и самовыдвиженец. Если эта процедура соблюдена и избирательная комиссия документы приняла, кандидат получает статус выдвинутого.
Сильный пол и женский пул: кто будет сражаться за места в Госдуму на Алтае
Самым конкурентным из четырех думских округов станет Рубцовский, где с выборов снялся главный фаворит от «Единой России» Виктор Зобнев
Однако с этого момента все только начинается. Например, партии, которые не получили право регистрации без сбора подписей (это, как правило, небольшие непарламентские партии), а также самовыдвиженцы должны собрать необходимое число подписей в свою поддержку. А требования к ним суровые, и на этапе проверки многие отсеиваются.
Но даже те, кто избавлен от сбора подписей, должны пройти через проверку документов, соответствия всем требованиям.
И только после того, как кандидатов исследуют и не найдут в них «изъянов», их регистрируют. После этого кандидат уже полноправный участник выборов.
Как узнать «своих» кандидатов?
Во-первых, самые активные из них будут вести агитацию – проводить встречи, заваливать газетами, брошюрами, «мелькать» на билбордах или на телеэкранах. К этой избирательной кампании некоторые из них освоили соцсети, и там тоже могут появиться.
Во-вторых, есть сайт Алтайкрайизбиркома, на котором выдвинувшихся и зарегистрированных кандидатов можно будет посмотреть.
В-третьих, их список с описанием каждого будет вывешен на избирательном участке.
Более четверти депутатов гордумы Барнаула могут уйти на повышение в сентябре
Самый большой пул депутатов может покинуть фракцию «Единая Россия», от которой в выборах в Госдуму и краевое заксобрание будут участвовать 10 человек
4.2.2. Разделение партийного списка на территориальные части
В Российской Федерации при выборе в 1993 году модели пропорциональной системы было решено проводить выборы половины депутатов Государственной Думы (225) по единому общефедеральному округу, несмотря на то что Россия – огромная страна с большим количеством регионов.
Однако именно большое количество регионов и значительное их неравенство по численности населения вынудили сделать такой выбор. Было абсолютно ясно, что при разбиении территории России на 89 округов, соответствующих субъектам РФ, в большинстве округов невозможно применить пропорциональную систему: на них пришлось бы всего два-три мандата, а то и один. В то же время образование многомандатных округов из территорий нескольких субъектов РФ авторы первого закона о парламентских выборах сочли искусственным и недопустимым[505].
В то же время разработчики российского законодательства нашли способ скомпенсировать недостаток, присущий единому округу. Было предложено разбивать федеральный список на региональные группы. Правда, в первом варианте, который применялся на выборах 1993 года, разбиение списка на группы было правом, а не обязанностью избирательного объединения. Кроме того, никак не ограничивался размер центральной (общефедеральной) части списка. В результате норма оказалась малоэффективной. Из 13 участвовавших в выборах избирательных объединений разбили свой список только шесть (два из которых в Думу не прошли), причем у двух общефедеральные части были столь большими, что ни один кандидат из региональных групп мандата не получил. В целом из 225 мандатов только 29 достались кандидатам, включенным в региональные группы.
На выборах 1995 года разбиение списка на региональные группы стало уже обязанностью. В результате длительных споров при подготовке закона появилась норма об ограничении общефедеральной части списка 12 кандидатами, что составляло примерно 5 % от числа мандатов, распределяемых по пропорциональной системе[506]. При таком ограничении от каждой партии, прошедшей в Думу, хотя бы небольшое число избранных депутатов должно было представлять региональные группы.
В законе, действовавшем на выборах 1999 года, максимальный размер общефедеральной части списка был увеличен до 18 кандидатов. В результате от Блока Жириновского в Думу не попал ни один кандидат из региональной части списка.
Следует отметить, что требование закона об обязательном разбиении списка на группы можно было легко обойти. Так, в 1995 году некоторые блоки выделили в своих списках всего две региональные группы, одна из которых включала Эвенкийский автономный округ (субъект РФ с наименьшим числом избирателей), а другая – все остальные регионы. Однако такого рода поведение было характерно лишь для маргинальных объединений и блоков. Серьезные избирательные объединения разбивали свои списки на значительное число групп. Так, на выборах 1995 года у КПРФ было 20 групп, у объединения «Яблоко» – 51, у движения «Наш дом – Россия» – 85, у ЛДПР – 89.
На выборах 1999 года среднее число групп в списках несколько снизилось, так как партиям стали ясны негативные последствия слишком сильного дробления списка. Тем не менее число групп у большинства серьезных объединений и блоков было вполне солидным: у Блока Жириновского было 7 групп, у объединения «Яблоко» – 16, у КПРФ – 20, у блока «Медведь» – 26, у блока «Отечество – Вся Россия» – 36.
В законе, действовавшем на выборах 2003 года, было установлено, что число региональных групп должно быть не меньше семи. Размер общефедеральной части списка сохранился прежним (18 кандидатов) несмотря на то, что Комитет по государственному строительству (при согласии представителей ЦИК России) предлагал вернуться к норме, ограничивавшей эту часть 12 кандидатами.
На выборах 2003 года самым дробным был список Аграрной партии России (57 групп), 4 партии и блок из числа получивших более 3 % голосов («Единая Россия», «Родина», Союз правых сил, блок «Российская партия пенсионеров и Партия социальной справедливости») выделили в своих списках 28–31 группу. У КПРФ было 20 групп, у партии «Яблоко» – 15, и только ЛДПР обошлась минимумом в 7 групп[507].
На выборах 2007 года, помимо перехода на полностью пропорциональную систему, были существенно изменены правила формирования партийного списка. Общефедеральная часть списка ограничена тремя кандидатами. Минимальное число региональных групп увеличено до 80 (то есть более чем в 10 раз). Регионы с числом избирателей более 1,3 миллиона было разрешено разбивать на несколько групп (соответствующие этим группам территории устанавливались решением ЦИК России). При объединении регионов в одну группу численность избирателей на соответствующей территории не должна была превышать 3 миллиона. Группы должны были охватывать все субъекты федерации. Запрещено было образовывать группы из не граничащих между собой регионов (за исключением анклавной Калининградской области).
Таким образом, количество региональных групп, на которые должен был быть разбит партийный список, могло варьироваться от 80 (минимум, установленный законом) до 153 (такое количество групп получалось при максимально возможной разбивке на группы больших регионов). Большинство партий, выдвинувших списки на выборах 2007 года, предпочли разбиение, близкое к минимальному: у семи число групп было от 83 до 90, у пяти – от 92 до 99 и только у двух – более 100. Такое разбиение означало, что большинство региональных групп соответствовали отдельным субъектам РФ и только небольшое число групп объединяло несколько регионов или, напротив, соответствовало части территории региона[508].
На выборах 2011 года правила формирования списка были немного изменены. Максимальное число кандидатов в общефедеральной части было увеличено до 10, а минимальное число региональных групп сокращено до 70. Максимально возможное число региональных групп в этот раз оказалось равным 151 (оно немного уменьшилось из-за ликвидации нескольких мелких субъектов РФ). Партии, как и на предыдущих выборах, стремились к разбиению, близкому к минимальному: четыре партии из семи разбили свои списки менее чем на 80 групп, одна – на 80 групп и две – на 82 и 83 группы[509].
Новый федеральный закон о выборах в Государственную Думу, принятый в 2014 году, возвращающий параллельную (смешанную несвязанную) избирательную систему, сохранил максимальное число депутатов в общефедеральной части, равное 10, но вдвое (до 35) сократил минимальное число региональных групп.
На всех выборах в Государственную Думу мандаты между региональными группами внутри партийного списка распределялись пропорционально голосам, поданным за партию на соответствующих территориях (по методу Хэйра – Нимейера).
Таким образом, российская модель позволяет обеспечивать территориальное представительство при выборах по единому общенациональному округу. При этом сами партии решают, как разбивать список, в том числе какие регионы соединять между собой, что позволяет избегать искусственности, неизбежной при принудительной процедуре.
Однако требование разбиения списка на большое число групп, действовавшее на выборах 2007 и 2011 годов, имело ряд негативных последствий. Так, для некоторых небольших по численности населения регионов расчеты показывали, что добиться представительства в Государственной Думе регион может только через список партии, получающей более 200 мандатов, то есть «Единой России». Но для этого зачастую требовалась высокая явка и более высокая, чем в целом по стране, поддержка партии власти. Поэтому в таких регионах на представителей элиты оказывалось особое давление, чтобы они консолидированно (безотносительно к своим политическим убеждениям) поддержали «Единую Россию». Вообще в тех случаях, когда списки разбиваются на группы, в основном соответствующие субъектам РФ, региональные власти получают сильный стимул повышать явку любыми законными и незаконными методами, поскольку от явки зависит число мандатов, получаемых регионом.
Также требование разбиения списка на большое число групп в сочетании с некоторыми другими требованиями не давало партиям возможность формировать группы, соответствовавшие территориям с примерно равной численностью избирателей, что позволило бы создавать условия для эффективной внутрипартийной конкуренции. Большинство партий не могло рассчитывать на получение 70 и более мандатов, поэтому им приходилось создавать заведомо «непроходные» группы, где кандидаты не имели серьезных стимулов для предвыборной борьбы. Довольствуясь по итогам голосования 40–60 мандатами, эти партии лишались возможности иметь на некоторых территориях своих депутатов, а их избиратели не получали «своего» депутата[510].
Более того, при таком большом числе групп возникла опасность, что некоторые регионы не получат депутатов ни от одной из партий. О такой опасности мы писали еще в 2007 году[511]. Но тогда, главным образом из-за высокого результата «Единой России», эта опасность миновала[512]. Однако на выборах 2011 года негативный прогноз сбылся: один из регионов (Республика Алтай) оказался без представительства[513].
На региональных выборах до 2003 года разбиение списков на территориальные группы не практиковалось. В период 2003–2005 годов оно еще было редкостью – данную модель использовали 8 регионов из 44. Однако в 2006–2009 годах ее применила уже почти половина регионов – 32 из 70. А затем она стала доминировать: в период 2010–2013 годов списки должны были разбиваться на группы в 64 кампаниях из 75[514].
По нашему мнению, разбиение списков на группы оправдано в больших и неоднородных регионах, а в небольших однородных регионах дробление списков имеет больше отрицательных, чем положительных качеств с точки зрения обеспечения интересов избирателей. Кроме того, разбиение списков в большей степени важно при полностью пропорциональной системе, так как в случае смешанной системы территориальное представительство обеспечивается депутатами по одномандатным округам. Мы же часто видим обратную картину: не было разбиения на группы в нескольких регионах, где выборы проводились по полностью пропорциональной системе, а также в ряде крупных регионов страны с неоднородным (в том числе этнически) электоратом (Республика Татарстан, Краснодарский край, Кемеровская область; в первом цикле – также Республика Коми, Московская и Ростовская области), зато практиковалось разбиение во многих небольших по числу избирателей и относительно однородных регионах[515].
При этом, в отличие от выборов в Государственную Думу, в большинстве регионов был выбран наиболее жесткий вариант разбиения списка на территориальные группы: группы привязаны к одномандатным округам, и их запрещено объединять[516]. Поскольку в большинстве случаев число одномандатных округов было равно числу мандатов, распределяемых по пропорциональной системе (или было на единицу меньше), получалось, что список необходимо было разбивать на столько групп, сколько мандатов распределялось по единому округу. Правда, обычно региональный закон разрешал создавать меньшее число групп, но это невыгодно самим партиям – в этом случае они оставляют некоторые территории без кандидатов[517]. В качестве дополнительного обременения во многих региональных законах содержалось требование, согласно которому в каждой региональной группе должно было быть два или даже больше кандидатов; это вынуждало партии выдвигать списки из большого числа кандидатов, подавляющее большинство которых не имело шансов на избрание[518].
Такие жесткие требования приводят к тому, что в результате выборов значительная часть территорий оказывается не представленной в списочной половине законодательного органа (а если выборы проводятся полностью по пропорциональной системе – то и в целом в законодательном органе)[519]. Тем самым разбиение списков на группы не столько приближает депутатов к избирателям, сколько отдаляет.
Кроме того, разбиение списков на группы, которым соответствует не очень большое число избирателей, делает результаты выборов весьма чувствительными к различным ошибкам и манипуляциям. Так, в Псковской области в 2007 году было зафиксировано большое число жителей Пскова, голосовавших по открепительным удостоверениям в одном из сельских округов; их организованно подвозили с целью увеличить результат соответствующей территориальной группы одной из партий[520]. Появляется возможность путем небольших изменений в итогах голосования повлиять на состав избранных депутатов. Такой случай имел место в 2009 году в Карачаево-Черкесской Республике, когда изменение протокола на одном избирательном участке привело к перераспределению мандатов сразу у трех политических партий[521]. Особенно скандальными стали выборы Законодательного Собрания Санкт-Петербурга 2011 года, когда в результате переписывания протоколов по некоторому числу избирательных участков было изменено распределение мандатов у всех оппозиционных партий[522].
Разбиение списков на группы стало практиковаться и на муниципальных выборах, где оно вообще не имеет плюсов (поскольку территория небольшая и электорат в основном однородный), зато имеет все перечисленные выше минусы, тем более что обычно применяется наиболее жесткий вариант разбиения[523].
В некоторых регионах система разбиения списков на территориальные группы была доведена до крайних форм. Так, в Республике Мордовии в 2003 и 2008 годах, Республике Башкортостан в 2006 году, Калининградской области в 2006 году, Курганской области в 2010 году списки не имели центральной части, то есть полностью разбивались на территориальные группы. А в Санкт-Петербурге в 2007 и 2011 годах в каждой территориальной группе мог быть только один кандидат, что создавало иллюзию мажоритарных выборов[524].
Такие крайние формы оказались привлекательными для украинских законодателей. В 2002 году в Верховную Раду Украины депутатами С. Б. Гавришем, Ю. Я. Йоффе и Г. П. Дашутиным был внесен проект закона о парламентских выборах, предусматривавший разбиение списка на 450 территориальных групп (по числу депутатов Верховной Рады), в каждой из которых могло быть не более одного кандидата; центральная часть списка не предусматривалась. При этом формально говорилось о разбиении территории страны на 450 территориальных округов и выдвижении партиями в каждом округе не более одного кандидата, однако в реальности речь шла о выборах по партийным спискам. Голос избирателя должен был засчитываться в первую очередь партии, и мандаты должны были распределяться между партиями пропорционально голосам избирателей, а затем мандаты должны были получать кандидаты, в округах которых процент голосов за партию был выше[525].
Тогда этот законопроект не получил поддержки. Однако в 2015 году подобная система была принята для выборов областных, городских и районных советов. Разница лишь в том, что в ходе второго чтения в закон было внесено положение о том, что в списке должна быть центральная часть, состоящая из одного кандидата. Данная система была применена на местных выборах в октябре 2015 года и продемонстрировала недостатки, о которых говорилось выше: часть территорий оказалась непредставленной, в то время как в отдельных территориях были избраны два, а иногда и три депутата[526].
Ю. Б. Ключковский назвал такую систему «системой Гавриша – Йоффе – Дашутина», или «квазимажоритарной пропорциональной системой»[527]. Как уже отмечалось выше, у избирателя, особенно при соответствующей информационной (точнее, дезинформационной) кампании, может создаться иллюзия, что он голосует за конкретного кандидата подобно тому, как это происходит при мажоритарной системе. Однако в случае мажоритарной системы голос избирателя либо способствует избранию конкретного кандидата, либо «пропадает»; здесь же голос по факту получает партия, и он может способствовать избранию другого кандидата от этой партии[528].
Отмечается также, что в данном случае голос избирателя отдается как партии, так и кандидату, как это имеет место в случаях открытых списков (см. раздел 3.6) и систем добавочных представителей (см. подраздел 3.7.3). Однако, в отличие от открытых списков, здесь у избирателя нет возможности выбрать кандидата из списка поддерживаемой им партии. В большей степени данная система похожа на системы добавочных представителей – в обоих случаях один и тот же голос засчитывается и партии, и кандидату. Тем не менее в системах добавочных представителей голос избирателя в первую очередь засчитывается кандидату, и он может оказаться избранным, даже если его партия не получит мандатов (поэтому мы относим системы добавочных представителей к смешанному типу). При «системе Гавриша – Йоффе – Дашутина» кандидат может получить мандат только в том случае, если его партия будет участвовать в распределении мандатов. Именно поэтому мы относим данную модель к типу пропорциональных, а не смешанных систем. Хотя следует признать, что в данном случае наблюдается конвергенция, и «система Гавриша – Йоффе – Дашутина» как крайний вариант пропорциональной системы с разбиением списка на территориальные группы начинает напоминать некоторые крайние варианты смешанной системы.