Что значит реферальная программа
Зачем нужна реферальная программа и как её запустить
Готовы поспорить, что если вы ищете какой-то товар или услугу и не можете выбрать, вы больше поверите совету знакомого, чем рекламе в интернете. Дружеские рекомендации — важный компонент не только простых человеческих отношений, но и одного из самых эффективных способов продвижения — реферальной программы.
Что такое реферальная программа
Реферальная программа — это способ взаимодействия с клиентами, побуждающий их рекомендовать ваши услуги своим знакомым за вознаграждение.
Рефери — лояльный клиент, который рекомендует вас друзьям.
Реферал — новый клиент, которого привлёк рефери.
Реферальная программа может быть односторонней: бонус получает только рефери, и двусторонней: бонус получают оба клиента.
Как это работает?
Представьте, в обеденный перерыв вы заходите в социальную сеть, и вам в глаза бросается контекстная реклама:
Интересно, но выглядит как-то подозрительно, да и в отпуск вы пока вроде не собираетесь. Вы перебрасываетесь парой сообщений и возвращаетесь к работе, даже не вспоминая о рекламе.
Вечером у вас назначена встреча с другом. Он рассказывает, что скоро летит в Париж: удалось купить билеты со скидкой 70%. Вы тоже хотите в Париж, поэтому интересуетесь, как он поймал такую удачу. Друг отправляет вам ссылку на сервис продажи горящих билетов, и перед сном вы уже выбираете места в самолёте рядом с другом по такой же цене, а он тем временем сохраняет в заметках промокод на следующую поездку.
В итоге все в плюсе: вы узнали о классном сервисе и получили скидку, друг помог вам и тоже получил скидку, а сервис получил нового клиента и больше прибыли.
Только не перепутайте
Даже если вы не знали раньше, что такое реферальная программа, её принцип работы может показаться очень знакомым. На самом деле, его легко спутать с другими похожими способами продвижения.
Получается, что определение реферальной программы можно немного уточнить:
Реферальная программа — инструмент продвижения через персональные рекомендации от клиентов к клиентам, который компания самостоятельно запускает и контролирует. В качестве вознаграждения служит тесно связанный с продуктом бонус, но никогда — деньги.
Почему реферальный маркетинг работает?
Есть три основные причины, почему реферальная программа — мощный инструмент продвижения.
Как запустить успешную реферальную программу
Компании, запустившие успешную реферальную программу, через два года её действия демонстрируют увеличение дохода на 86% по сравнению с конкурентами, которые остались на том же уровне и без реферальной программы. Впечатляет, не так ли? Но прежде чем считать, каким точно будет доход через пару лет, займитесь развитием стратегии для вашей реферальной программы.
Примеры реферальных программ
Помните, как в первые годы запуска в России, Uber предлагал клиентам пригласить друга в приложение, и за это вы оба получали по бесплатной поездке? Это было волшебное время для тех, кто любит прокатиться на такси, и бесплатными поездками, кажется, пользовались все.
Dropbox
Файловый хостинг запустил одну из первых и самых успешных реферальных программ. Если клиент приводил друга в сервис, то они оба получали дополнительное место для хранения. За 15 месяцев действия программы в сервисе зарегистрировались 4 миллиона новых пользователей.
Пусть вас окружают люди, к чьим рекомендациям не страшно прислушаться 🙂
Софья Шпак
Составляю email-рассылки для клиентов Carrot quest и собираю результаты в кейсы.
Реферальная программа: что это такое?
Реферальная программа: что это такое простыми словами?
Реферальная программа – это система заработка на рекомендациях товаров, игр или услуг, которая работает через специальную ссылку или именной промокод, по которым клиент (лид) проходит на сайт рекламодателя и совершает покупку. Этот способ заработка в интернете одинаково выгоден компаниям и владельцам сайтов, блогов и авторам цифрового контента. В этой статье рассмотрим реферальные программы подробнее.
Итак, реферальная программа – что это значит?
Реферальная программа – это форма взаимовыгодного сотрудничества между интернет-магазином и вебмастером, при которой магазин платит за привлечение покупателей (рефералов). Реферал – это пользователь, которого партнер через специальную (реферальную) ссылку пригласил на сайт рекламодателя.
Виды реферальных программ
Давая описание реферальной программы, стоит упомянуть о двух основных моделях, по которым выстраиваются партнерские отношения.
CPA (cost-per-action, «оплата за действие»): с точки зрения вебмастера такая модель подразумевает быструю монетизацию трафика, потому что оплата за реферала происходит однократно. Как модель заработка, CPA означает постоянные вложения в контент или в рекламу со стороны партнера: иссякнет трафик – закончатся рефералы и деньги за них, при этом рефералы каждый раз должны быть новые. Это приемлемый вариант для тех, кто только начинает зарабатывать в интернете. С точки зрения сервиса такая модель выгодна, только если трафик является целевым. Нецелевой трафик повышает процент отказов, ухудшая один из ключевых показателей эффективности сайта.
Ревшара (revenue share, «разделение прибыли»): доходность этой модели реферальных программ проявляется через 1-3 месяца после начала, однако в долгосрочной перспективе именно такая модель наиболее выгодна. Здесь не столько монетизируется трафик, сколько привлекаются «качественные» рефералы на сайт сервиса, которые в дальнейшем приносят пожизненную прибыль вебмастеру каждый раз, когда совершают покупку. Ревшара – отличный способ монетизации для серьезных вебмастеров, которые готовы привлекать хороший трафик и рефералов на сайт бизнес-партнера и получать процент с продаж в течение всего жизненного цикла реферала. Скажем, если ты приведёшь в кэшбэк-сервис оптового покупателя, который закупается на том же AliExpress на тысячи долларов в месяц, это надолго обеспечит тебя пассивным доходом.
Выбираем реферальную программу
На территории России уже почти 10 лет работает крупнейшая партнерская сеть ePN, которая на сегодняшний день объединяет более 220 крупных компаний, включая AliExpress, LAMODA, Skillbox, Спортмастер, а также маркетплейсы (Яндекс.Маркет, Banggood, Kazanexpress и др.). Чтобы подключиться к программе, достаточно всего лишь зарегистрировать в ней свой ресурс в разделе «Площадки». В случае одобрения вебмастер генерирует свою реферальную ссылку, которой он может делиться через свой блог, социальную сеть или e-mail рассылку. Для тех, кто хочет зарабатывать на реферальной программе в долларах, сеть ePN предлагает участие в программах Backit Smart и eBay, которые работают по модели revenue share.
Использование реферальных программ – это одна из стратегий бренд-маркетинга и монетизации контента в интернете. Иначе эти программы называются партнерскими. Вебмастер передает свой трафик бизнесу, а бизнес, в случае совершения рефералом определенного действия (подписки, покупки, загрузки приложения и пр.), делится с вебмастером процентом от дохода с продаж. Это взаимовыгодные партнерские отношения: вебмастер монетизирует контент и зарабатывает деньги, а бизнес получает трафик и покупателей.
Как настроить реферальную программу: опыт онлайн-школы и маркетплейса
Первую версию реферальной программы наша онлайн-школа запустила восемь лет назад. Сейчас она приносит 8% клиентов в год.
Я занимаюсь разработкой платформенных решений, в том числе системой промокодов, подарочных сертификатов и реферальной программой в Skyeng.
Реферальная программа — это маркетинговый инструмент, который позволяет стимулировать процесс так называемого сарафанного радио. Упрощенно это выглядит как подарок клиенту за то, что он посоветует другу приобрести ваш продукт.
Необязательно привлекать с помощью реферальных программ только клиентов. Например, у нас есть программы, где сотрудники могут рекомендовать своих знакомых для работы у нас или где преподаватели приглашают в школу учеников. Но я расскажу про клиентскую программу, потому что многие бизнесы работают обычно с ней.
Косвенно с помощью реферальной программы мы следим за отношением клиентов и сотрудников к нашим продуктам. Если они не будут нами довольны, никакой бонус и скидки не помогут — никто не будет советовать друзьям продукт, который не нравится.
По данным компании Nielsen, 82% опрошенных доверяют рекомендациям людей, которых знают лично
Как устроена клиентская реферальная программа
Первая реферальная программа появилась в Skyeng еще в 2013 году. Тогда все было реализовано технически просто — во время регистрации в школе новый ученик говорил менеджеру, что его пригласил кто-то из тех, кто уже учится. Мы вручную находили этого человека, связывали их в нашей CRM и начисляли бонусы. Никакой автоматизации. Сейчас стало проще — разработчики написали автоматическую систему, руками ничего добавлять не нужно.
Уже тогда стало понятно, что реферальная программа выгодна. Она работает как сарафанное радио, распространяет информацию о сервисе с помощью тех, кто уже им пользуется, и приводит заинтересованную аудиторию.
Сейчас клиентская реферальная программа устроена так: любой ученик приглашает к нам другого человека, который ранее не обучался в Skyeng. Приглашать можно членов семьи, друзей, знакомых, кого угодно. Главное, чтобы это были физические лица, которые оплачивают обучение для самих себя, а не компании или ИП. Оба, и приглашающий, и приглашенный — он называется «реферал», получают по два бесплатных урока. Их начислят после того, как новый ученик оплачивает любой из наших продуктов. Пригласить можно неограниченное количество людей.
Схитрить и купить один урок, а потом получить еще два в подарок, не выйдет. Но это не ограничение реферальной программы, а в принципе формат работы компании — мы продаем уроки не поштучно, а пакетами. Для большинства продуктов минимальный пакет — это 4 урока. Есть пакеты и больше: из 8, 16, 32 и 64 уроков, но размер бонуса не зависит от суммы первой покупки и всегда равен двум урокам.
«Новым» учеником в системе считается пользователь, который оставил заявку на обучение с именем, имейлом и телефоном и совершил первую оплату в школе — разумеется, ранее в базе его не было.
Чтобы привести друга, клиент может использовать две механики.
Реферальная ссылка. Каждый ученик в личном кабинете на сайте видит уникальную реферальную ссылку. Ее можно скопировать и отправить другу. Или разместить, например, в аккаунте соцсети или в блоге.
Кликнув по этой ссылке, приглашенный попадет на специальную страницу. Если на ней заполнить форму регистрации и оставить контактные данные, наша система автоматически свяжет владельца ссылки и приглашенного.
Механика перехода по ссылке удобная, но в ней есть риск потери реферальных данных. Например, когда человек пригласил ученика, а тот потерял ссылку или забыл перейти по ней. Такое бывает, если приглашенный использует несколько устройств сразу — например, его позвали через мессенджер на телефоне, а он решил изучить сайт с компьютера. Соответственно, перехода по ссылке нет, и система никак не фиксирует нового реферала.
Реферальный промокод. Поэтому кроме реферальной ссылки наша система генерирует каждому ученику личный реферальный промокод — набор букв и цифр. Его можно распространять, как ссылку. Этот промокод можно ввести при регистрации или сообщить менеджеру во время бесплатного вводного урока. После ввода реферального кода система свяжет владельца кода и приглашенного.
Мы ведем полную историю реферальной активности: видим, сколько людей перешло по конкретной ссылке, сколько из них стали платить. Мы фиксируем статус всех учеников. Информация о рефералах есть и в личном кабинете приглашающего — он видит, сколько людей зарегистрировались в школе и совершили оплату по его приглашению.
Бонус начисляется только после оплаты деньгами. То есть если приглашенный при оплате применил подарочный сертификат, это не считается реферальным случаем и бонусы не начисляются. Потому что реферальная программа — это прежде всего канал привлечения, а этого ученика уже привлекли, подарив ему сертификат.
Также не получится совместить рефералку и участие в других маркетинговых акциях. Например, часто новые ученики хотят получить два урока за приглашение от друга и еще подарки по промокодам от блогеров — так не выйдет, нужно определиться, кто же все-таки позвал вас в школу.
Но есть нюанс. В 2019 году мы решили, что это правило не совсем честное по отношению к хозяину ссылки — он старался, звал друга, а тот выбрал такой же подарок от блогера и оставил хозяина без бесплатных уроков. Чтобы такой несправедливости не было, все работает так: если система зафиксировала реферальную связь с помощью перехода по ссылке, то хозяин этой ссылки в любом случае получит бонус. И неважно, по какому промокоду приглашенный оплатит пакет. По такой механике мы принимаем примерно 25% пришедших по рекомендации друзей.
Достаточно часто ученики вспоминают, что их кто-то пригласил, уже после того, как произвели оплату. В такой ситуации мы ничего не можем сделать. Только если оплата действительно произошла только что и ученик рассказал про это, мы идем навстречу и подключаем рефералку вручную задним числом.
Какие еще реферальные программы бывают
Бонусом в реферальной программе может быть что угодно, а не только продукт. Вот примеры того, что предлагают другие компании.
Скидки. Сервис «Клин» за регистрацию по ссылке обещает приглашенному 500 Р скидки на первый заказ. После его оплаты клиент тоже получит 500 Р скидки на любую уборку.
В онлайн-игре «Хартстоун» за приглашенного друга, который доберется до 20 уровня, хозяин ссылки получит уникального персонажа.
Деньги. Некоторые компании предлагают клиентам деньги за приведенных друзей. Такие реферальные программы называют партнерскими программами.
«М-видео» предлагает зарегистрироваться в системе, распространять ссылки на товары в их магазине и получать комиссию. Размер зависит от категории товаров — за продажу по вашей ссылке мобильной техники предлагают 2,1%, за кухонную — 2,9%. Зарегистрироваться в программе могут только юридические лица.
SEO-сервис «Серпстат» проводит программу с прогрессивной шкалой вознаграждений — чем больше оплат сделал реферал, тем больше денег получает хозяин ссылки. Заработать можно 10—30% от чека.
Сколько стоит создать реферальную программу
Конкретной суммы, которую потратили на техническую разработку, назвать не получится. Skyeng использует только продукты внутренней разработки: у нас своя CRM, биллинг, система аутентификации, личный кабинет ученика, платформа. Рефералка включена в систему, у нее нет отдельной команды разработчиков.
средняя стоимость запуска реферальной программы под ключ
Мы делали реферальную программу так, чтобы она могла гибко перестраиваться и покрывать все сегменты наших пользователей. Например, мы можем быстро добавить в рефералку новые продукты. Или запустить реферальную акцию с новыми условиями — технически все это есть в панели администратора в системе.
Привлечение одного реферала обходится примерно в 4 урока
Поддержкой реферальной системы занимается команда внутреннего маркетинга, отдельного продуктового бюджета на программу нет. План по привлечению формулируют аналитики. Опираясь на данные за предыдущие периоды, они делают прогноз: какое количество оплат может реализовать каждый из каналов привлечения. Рефералка — один из таких каналов.
Относительно этого плана мы формируем маркетинговый бюджет на период: стоимость привлечения одного ученика умножаем на количество учеников в плане. Если округлять, то привлечение одного реферала обходится нам примерно в четыре урока.
На деле все сложнее — план ставят не только по количеству привлеченных рефералов, но и по расходам на них. Для этого используются маркетинговые и финансовые показатели.
Вот как это работает — на примере апреля 2020 года.
CSC — Customer Sale Cost — стоимость «сейлз-сопровождения». Это оплата работы специалистов, которые помогают новому ученику решиться на оплату. Допустим, сейчас это первый разговор с менеджером по продажам и вводный урок. Плюс бонус-скидка, который даем ученику за оплату в течение 24 часов. Показатель может изменяться, если ученик проходит самостоятельное тестирование.
CAC — Customer Acquisition Cost — это сумма, которую можно потратить на привлечение нового ученика. Ее можно вычислить с помощью трех показателей, о которых мы писали выше — CMC, CSC и CPrC. Если их сложить, получится CAC. Показатель также вычисляется в двух видах: тот, который ставят аналитики, и какой получился реально.
CAC на апрель в планах был 6115 Р на одного реферала. В итоге вышло 4807 Р на одного человека. Мы молодцы, трат получилось меньше, чем было запланировано.
Нужно ли рекламировать реферальную программу
Специальных инструментов продвижения для рефералки у нас нет. Чаще всего клиент узнает о реферальной программе на вводном уроке — методист или менеджер рассказывают ему обо всех возможностях платформы, в том числе и о бонусах за приглашение друзей. Еще мы напоминаем о рефералке на сайте и в личном кабинете ученика.
Мы стараемся не перегружать ученика информацией об акциях и рефералке, поэтому лишь изредка рассылаем сообщения с напоминанием и призыв пригласить в нашу школу друзей. Судя по нашему опыту, взрослые проявляют интерес к сообщениям в почте, а дети лучше реагируют на рассылку в чат-боте личного кабинета.
Рефералка у нас выглядит ненавязчиво, но пользователи о ней знают. Они могут задать вопросы о ней в службу поддержки клиентов, которая рассказывает в том числе и об этой программе.
У нас было несколько специальных рекламных акций, посвященных реферальной программе. Например, в акции «Приведи класс» мы обращались к детям и их родителям и призывали их приглашать в нашу школу одноклассников детей и просто их друзей. В личном кабинете ребенка мы фиксировали эти реферальные связи, размещали большие яркие баннеры с фотографиями приглашенных учеников. Это напоминало виртуальный класс, где ученики могут видеть успехи друг друга. За каждого приглашенного новичка в рамках таких акций мы начисляли не два урока, как обычно, а три.
Еще была акция «Собери команду». Каждый новый ученик должен был приглашать следующего, чтобы образовывалось что-то вроде реферальной цепочки. Чем длиннее эта цепочка, тем больше бонус для каждого ее участника. Победители получали по три бонусных урока, подписку на наши разговорные клубы, мерч школы и билеты на мероприятия. В личном кабинете были видны эти цепочки с фотографиями участников, которые пригласили друг друга.
Если подытожить, что это нам дало, то такие акции вовлекают учеников, но не оказывают значительного эффекта на программу. Да, учеников повышенный бонус радует, а мы экспериментируем, но показатели не растут. Мы предполагаем, что эти же люди могли бы прийти к нам по обычной рефералке, без специальных акций. Просто немного попозже.
Стоит ли запускать реферальную программу
Данные по рефералке мы собираем с 2017 года. С тех пор к нам пришли примерно 22 500 взрослых учеников и 8500 детей. Это только те, кто кликнул по реферальной ссылке или использовал реферальный код при оплате. Еще 11 000 взрослых и 5000 детей пришли по другим каналам, но смогли подтвердить, что в школу их пригласили другие ученики.
Опыт компании показывает — при работе с любым другим каналом привлечения клиентов объем затрат будет выше.
Неважно, реклама это, работа с блогерами, организация рассылок и партнерских механик — средняя стоимость привлечения ученика будет выше, чем если бы мы привлекли его по рефералке.
Но нужно понимать, что в Skyeng над реферальной программой работает команда внутреннего маркетинга, которая и так занимается привлечением клиентов. Технически программа встроена в уже работающую систему, все делают наши разработчики. Наконец, она работает на уже существующей большой базе клиентов.
По реферальной программе к нам в год приходят около 7—8% от общего числа клиентов. Еще 6% — те, кто пришел по рефералке, но для регистрации выбрал другой маркетинговый бонус.
пользователей в год приходят по реферальной программе
Реферальную программу можно считать эффективной, если она привлекает клиентов без каких-то серьезных маркетинговых затрат. Если бы нам приходилось как-то дополнительно стимулировать реферальную программу, проводить маркетинговые акции, вливать в нее деньги и держать отдельную команду разработки, то быстро бы встал вопрос о ее эффективности.
А сейчас это недорогой и достаточно эффективный канал привлечения, который не требует каких-то значительных временных и трудовых затрат. Рефералка работает тогда, когда ученик доволен тем, что происходит.
Опыт работы с реферальной программой Ozon
Акция длилась 11 месяцев, мы привлекли 600 000 новых клиентов и затем решили модернизировать ее. Сделать так, чтобы она не только привлекала новичков, но и увеличивала объем продаж и стимулировала повторные покупки. Так появилась наша регулярная реферальная программа.
Баллы можно получать и за повторные покупки своего реферала. Точное их количество зависит от общего оборота всех рефералов менеджера. И от того, что конкретно купил реферал — мы делим товары на категории с низким и высоким спросом.
Для менеджеров мы готовим специальные задания — в их личном кабинете появляется список товаров, которые мы предлагаем продать в этом месяце. Например, зубные пасты — для друзей или, как мы их называем, клиентов менеджера, они будут со скидкой 18%, и за каждый товар можно получить по 20 баллов. Так мы помогаем увеличивать оборот партнерам маркетплейса — продавцам и брендам.
Заработанные баллы начисляются не сразу, а раз в месяц. Это время нужно, чтобы убедиться, что менеджер не нарушил правил и условий реферальной программы.
Мы не ограничиваем менеджера в количестве привлеченных покупателей, а покупатели не фиксируются за менеджером автоматически и навсегда. Промокод нужно вводить каждый раз при совершении оплаты. Поэтому менеджеру нужно мотивировать своих рефералов делать покупки — рассказывать про акции, за которые дают больше баллов, делиться эксклюзивными скидками и выполнять задания.
Получается, менеджеры в реферальной программе создают клиентскую сеть, которую сами мотивируют покупать больше.
зарабатывает менеджер реферальной программы в среднем
В условиях программы есть запреты — например, менеджерам нельзя привлекать клиентов через платные каналы трафика, через контекстную и таргетированную рекламу. Мы сделали так, чтобы не путаться между рекламой менеджеров и рекламой компании. Есть требование, чтобы персональный сайт или блог менеджера визуально не напоминал сайт Ozon. Если мы обнаружим такие нарушения, то заблокируем менеджера и аннулируем его вознаграждение.
Менеджерам доступна бесплатная образовательная платформа — там мы публикуем небольшие статьи и видеокурсы по копирайтингу, продвижению в соцсетях и маркетингу в общем. Плюс есть обучающий курс по рефералке — чтобы помочь разобраться в системе начислений и нюансах программы. Есть комьюнити менеджеров во «Вконтакте» и канал в «Телеграме».
Сейчас в программе больше 70 000 менеджеров. Они привлекают порядка 250 000 клиентов ежемесячно. Активные менеджеры приводят в среднем 1000 клиентов в месяц. Есть рекордсмен — за месяц привел 78 400 новичков. У него свои сообщества в социальных сетях, посвященные продаже товаров.
Реферальная программа
Реферальная программа – это такой вид сотрудничества, при котором компания платит клиенту за привлечение новых клиентов. Второе название – партнерская программа.
Вид и размер вознаграждения, как и условия получения этого вознаграждения, определяются каждой организацией индивидуально. Важно создать такие условия, при которых в участии будут заинтересованы все стороны: и те, кто приглашает, и те, кто принимает приглашения.
Наиболее распространенной практикой является денежное вознаграждение – часть от суммы совершенных сделок привлеченными участниками.
Какая именно стратегия является выгоднее, определяется каждой компанией индивидуально. Для этого проводятся различные опросы, A/B-тестирования, организуются фокус-группы, изучается практика конкурентов и т. д.
Термины
Реферальная ссылка – это такая ссылка, которая содержит уникальный идентификатор. Используется, чтобы компания могла понять, кто именно привлек нового клиента. У каждого участника программы своя ссылка, содержащая уникальный идентификатор.
При переходе по нему система определяет, кто именно пригласил нового пользователя, и фиксирует это. В дальнейшем при выполнении условий партнерской программы (ПП) компания будет выплачивать соответствующие вознаграждения.
Какие задачи выполняет реферальная программа
Реферальные программы призваны выполнять следующие задачи (с точки зрения компании):
Привлечение новых клиентов – главная задача большинства ПП. Это аналог сарафанного радио для онлайн-пространства. Один человек воспользовался услугами компании. Ему понравилось. Он порекомендовал эту компанию другим людям. Только в отличие от сарафанного радио реферальная программа предлагает дополнительную мотивацию (пригласи и получи вознаграждение). Самый эффективный вид программ – это когда компания производит действительно качественный продукт, которым хочется делиться даже без денежного вознаграждения. Если сервис, услуга, товар полезны, вовлеченность аудитории значительно выше. Рефералы активнее приходят, реферы активнее приглашают.
Повышение узнаваемости бренда. Еще одна задача, которую способны выполнять реферальные программы. Компания не тратит свои ресурсы на продвижение бренда. За нее это делают клиенты. Чем больше аффилиатов размещают свои реферальные ссылки, тем большая аудитория охватывается. И даже те, кто не перешел на сайт, уже знают о бренде.
Повышение активности и вовлеченности аудитории. Крупные компании, у которых и так достаточный спрос на продукцию, устраивают реферальные программы для повышения вовлеченности аудитории. Главная задача таких программ не получение прибыли, а улучшение отношений с клиентом. Простые условия и своевременные выплаты способствуют этому.
С точки зрения аффилиатов главная задача – это заработок. Зачастую люди не ограничиваются одной или двумя ПП. Они участвуют в нескольких программах, увеличивая свой доход. Некоторые пользователи даже готовы платить часть от своего вознаграждения привлеченному участнику, тем самым дополнительно мотивируя его. Людей, профессионально занимающихся участием в партнерских программах, называют арбитражниками.
Арбитраж трафика – это мероприятие, в котором аффилиат привлекает новых людей за свои деньги (посредством рекламы), а затем компенсирует затраты полученным денежным вознаграждением. Арбитражники не всегда являются клиентами тех компаний, чьи услуги они продвигают. Зачастую они выступают в роли посредников.
Виды программ
Реферальные программы бывают двух видов:
Многоуровневые – когда клиент получает вознаграждение не только за тех, кого пригласил он сам, но и за тех, кого пригласили привлеченные им участники.
Количество уровней в многоуровневых ПП может быть разным, но не меньше двух. Как правило, за участников второго уровня и ниже аффилиат получает меньшую сумму, так как он не принимал непосредственного участия в привлечении пользователя.
Многоуровневые программы характерны для так называемого сетевого маркетинга – бизнес, в котором главная прибыль идет не от покупки продукта компании, а от привлечения новых людей. Зачастую значение самого продукта сводится к минимуму.
Виды вознаграждений
Перед запуском партнерской программы компании следует хорошо обдумать, что именно будет являться вознаграждением. Не всегда деньги – это лучший вариант.
Возможно, клиентам куда полезнее будет получить:
скидки на последующие покупки (промокоды, баллы, скидочные купоны и т. д.);
бесплатный доступ к платным премиум-функциям сервиса;
бесплатное продление подписки и т. д.
Денежное вознаграждение также может быть разным:
процент от суммы совершенных сделок (например, 10 %);
процент от будущего дохода нового участника. Для этого он также должен принять участие в реферальной программе;
фиксированная ставка (например, 500 рублей).
Величина ставки прямо пропорциональна сложности условий ПП. Например, если это просто регистрация, которую можно сделать бесплатно, куда больше людей совершит это действие. Следовательно, и величина вознаграждения будет минимальной.
Если рефералу нужно совершить покупку (потратить свои деньги), конверсий будет меньше, но вознаграждение – лучше. Также на величину выплат может повлиять срочность продажи. Так, например, Aliexpress предлагает до 69 % от суммы сделки на товары из категории «HOT».
Как создать
Создание своей собственной реферальной программы можно осуществить несколькими способами.
Самостоятельно. Для этого необходимо владеть навыками программиста и обладать определенными знаниями в области ПП.
С помощью привлеченного специалиста. Появляются дополнительные затраты на наем.
С помощью сервисов, специализирующихся на создании реферальных программ.
С помощью CPA-сетей – самый простой способ. Все ссылки будут создаваться площадкой, где размещен оффер. Компании нужно приложить минимальные усилия.
CPA-сети
CPA-сети – это специальные места (сайты), где компании и аффилиаты находят друг друга. За свои услуги площадка взимает определенную комиссию.
Использование CPA-сетей выгодно обеим сторонам, так как такие сайты выступают в роли гарантов. Для одной стороны – выполнение условий ПП, для других – гарантированные выплаты. Компании получают много заявок на участие в ПП, так как агрегаторы пользуются большим спросом.
Кроме того, на таких площадках сидит подавляющее большинство профессиональных арбитражников, которые понимают в привлечении трафика куда больше простых обывателей, рекомендующих услуги компании своим друзьям и родственникам. Реферам при этом не нужно тратить много времени на поиски подходящей реферальной программы. Все они собраны в одном месте.
Сайт предоставляет различные статистические данные по ним (например, процент выплат), что позволяет сравнивать и выбирать только потенциально выгодные партнерства.
На сегодняшний день существует огромное количество различных CPA-сетей – сотни сайтов, предлагающих разные офферы на разных условиях. Популярными считаются – admitad, m1-shop, ad1 и др.
Как принять участие
Чтобы принять участие в реферальной программе, пользователю достаточно выполнить несколько простых шагов.
Выбрать наиболее понравившуюся компанию и условия программы.
Зарегистрироваться на сайте компании.
Перейти в «Личный кабинет» в раздел «Реферальная программа».
Получить реферальную ссылку (правила для этого могут отличаться).
После получения индивидуальной ссылки пользователь становится участником ПП. Остается лишь поделиться ею. Для участия в некоторых реферальных программах необходимо потратить свои деньги. Это может быть как покупка товара компании, так и некий вступительный взнос.
Привлечь новых рефералов в такую компанию сложнее, и порой вложения могут не окупиться. Поэтому участие в них на свой страх и риск.